Реферат: Мусульманский мир: модель экономической организации общества

страхования вкладываются в соответствии с требованиями шариата, наибольшая

сумма наличных денег сохраняется для непредвиденных расходов. В случае, если

значительное число клиентов обратится в страховую компанию, участники

соглашаются оказать помощь путем повышения подписного капитала, который, как

правило, по мнению организаторов компании, и выражает принцип «исламской

солидарности».

Распределение доходов и налоги

Государство не играет такую же центральную роль в исламе, как на Западе. Оно

служит, прежде всего, средством распространения исламского учения и

способствует обеспечению покорности и единению с волей Аллаха – «ат-таухид».

Поэтому Коран не содержит большого числа законов и правил о том, как должно

управляться государство[33].

Хотя в исламе нет формальной налоговой системы, вопрос об обязанностях

богатых в отношении бедных занимает центральное место. В соответствии с

исламским учением, Аллах создал богатство для распределения его среди

верующих, использования его ими. Вместе с тем богатство не подлежит

равномерному распределению, но каждый мусульманин имеет право получить часть

богатства, чтобы достигнуть определенного уровня жизни – «нисаб».

Эти обязательства и являются основанием для взимания налогов в исламском

мире. Коран предписывает сбор закята, который рассматривается как обязанность

богатых в отношении бедных. Кроме того, в Коране говорится о «джизья» –

налоге как наказании для немусульман в исламских странах. Имеется и другая

разновидность налога – «аль-харадж», который существовал до ислама и все еще

сохраняется.

Закят не является налогом в строгом, европейском понимании этого термина, его

скорее можно назвать религиозной обязанностью. Он – один из пяти «столпов»

ислама и не считается бременем для верующего. Закят включает в себя

милостыню. Закят должен передаваться нуждающимся. Богатство считается

незаконным, если сосед испытывает нужду.

Закят означает «очищать». Выплачивать закят – это очищаться от грехов.

Поэтому, по мнению шиитов, должна быть указана точно цель закята. Он не

должен идти на общественные нужды. Считается, что закят должен

непосредственно передаваться от богатых к бедным.

С другой стороны, сунниты придерживаются мнения, что собирать и распределять

закят должно государство. Закят следует собирать даже в том случае, если в

обществе нет нуждающихся. Денежные средства должны храниться в государственной

казне – «бейт аль-маль» и использоваться государством в соответствии с его

планами, в том числе и для удовлетворения общественных потребностей

[34]. Закят – форма обязательного налога.

Аль-джизья – налог, взимаемый с немусульман в мусульманских странах (за

исключением женщин и детей). Необходимость налога джизья мотивируется тем,

что немусульмане должны платить за свое неверие и за защиту, представляемую

им мусульманским государством, - немусульмане не должны отбывать воинскую

повинность, так как защита страны – религиозный долг мусульманина. Так как

немусульмане не выплачивают закята, исламский закон требует, чтобы они делали

своей вклад, который соответствовал бы исламскому налогу.

Размер джизьи зависит от платежеспособности. Немусульмане подразделяются на

три группы: бедняков, средний класс и богатых. Джизья – регрессивный налог: с

богатых он не превышает 0,5% их состояния, со среднего класса – 12% и с

бедных – еще большей суммы.

В отличие от закята и джизьи, харадж – «нейтральный» налог: он может

взиматься и с мусульман и с немусульман – в зависимости от статуса их земли.

(Захваченная земля считается военным трофеем, но если землевладельцы не

оказывали сопротивления и не было никакой борьбы, земля не конфисковывалась,

но землевладельцы взамен должны были платить налог). Исконная арабская земля

освобождается от хараджа: с нее взимается ушр – десятина. Объем ушра

колеблется от 5 до 10% (в зависимости от плодородности земли).

Харадж можно разделить на две части: поземельный налог, основывающийся на

налоге на имущество, и налог на доход. Величина дохода на имущество

определяется в зависимости от размера земельной собственности, почвы, системы

орошения, числа деревьев и т.д. Подоходный налог –пропорциональный и

достигает 20–50%, находясь в зависимости от величины урожая и рыночных цен.

Так как харадж не упоминается в Коране, исламское государство имеет большую

свободу действий в отношении его взимания и размера. Объем хараджа

определяется в соответствии с консенсусом (иджма) между четырьмя религиозными

правовыми школами (ханафитской, шафиитской, маликитской и ханбалитской) и

экономическим положением страны.

Исламские банки

Структура

Теоретики исламского банковского дела критически относятся к принципам

функционирования банка, так как деятельность последнего противоречит шариату,

запрещающему предоставление денег под проценты.

Что бы банковская система соответствовала исламской философии и идеологии,

она должна придерживаться следующих принципов:

· ведущая роль в аккумуляции капитала должна принадлежать государству.

Никакие банковские вклады в частные секторы экономики не допускаются;

· исламское правительство в накоплении банковского капитала не

стремится к получению фиксированного процента, а исходит из своей

экономической доктрины;

· запрещается взятие процента, накопление и трата золота и серебра.

Такая, на первый взгляд, двойственная позиция объясняется отношением доктрины

к денежному обращению, в соответствии с которой, предпочтительной является,

говоря современным языком, бартерная система торговли;

· утверждение принципа «закята»;

· воспитание в духе ислама, порицающего страсть к наживе.

Поскольку представления в исламе о роли и функциях банков не совпадают с

реальной ситуацией в международном банковском деле сегодня, возникла

необходимость в адаптации норм шариата к формам и методам банковских

операций.

Как уже отмечалось. Исламская банковская система запрещает взятие риба,

поскольку шариат рассматривает это как прибыль, полученную без приложения

производственных усилий.

К разрешенным шариатом банковским операциям («халаль») относятся следующие

виды сделок с участием исламских банков:

· «мудараба» («спекуляция»; в банковском деле – участие в прибыли) – в

соответствии с этой формой сделки владелец избыточных средств доверяет их

лицу, обладающему необходимыми возможностями для их эффективного

использования. Доход от средств, распределяется в соответствии с акадом

(специальным договором). Убытки несет обладатель средств, а доверенное лицо в

таком случае не получает вознаграждения. Исламские банки могут выступать в

качестве как доверяющего, так и доверенного лица;

· «мушакара» (партнерство или соучастие). Капитал вносят как банк, так

и клиент. При этом заключается специальное соглашение, в соответствии с

которым, клиенту отчисляется часть прибыли, а оставшаяся часть делится между

ним и банком в соответствии с их долями в финансировании;

· «мурабаха» (перепродажа, биржевая игра). Банк покупает сырье или

оборудование от имени клиента и впоследствии перепродает ему же, но по

повышенной цене. Эта разница заранее оговаривается;

· «иджара» (сдача в аренду). Представляет собой контракт. Очень часто

контракт об аренде дополняется актом о покупке, в соответствии с которым

клиент платит в рассрочку и становится, со временем, собственником данного

оборудования, выплатив стоимость как оборудования, так и аренды.

Структура исламских банков, то есть отношение между банком с одной стороны, и

собственником капитала и подрядчиком с другой стороны, основывается на

принципе мудараба. В отношениях с заимодавцем – совладельцем в предприятии. В

отношении с берущим ссуду подрядчиком, банк действует как пассивный

совладелец. Таким образом, в «исламской экономике» существует активный

треугольник отношений между владельцем капитала, банком и подрядчиком.

Исходный пункт деятельности исламских банков заключается в том, что любая форма

процента в исламском обществе запрещена. Поэтому, исламские банки функционируют

в соответствии с принципом разделения прибыли и убытка

[35]. При финансировании проекта банк, выступающий в роли заимодавца,

заключает соглашение с подрядчиком в заранее обусловленной пропорции.

Одновременно имеется соглашение между банком и владельцем его капитала,

гласящее, что прибыль банка делится согласно заранее обговоренным квотам.

Владелец капитала банка может забрать или прибыль, полученную при осуществлении

специфического проекта, или всю прибыль банка. Собственная чистая прибыль банка

– это разница между квотами прибыли. Банк делит прибыль с подрядчиком, а затем

свою долю с владельцем капитала.

В области депозитных операций исламские и обычные банки имеют в значительной

мере одну и ту же структуру. Банковские операции в целом можно свести к трем

счетам: счет капиталовложений, счет амортизационных отчислений и счет текущих

операций.

Счет капиталовложений соответствует счету отчислений на инвестиции в обычных

банках. Банки вкладывают средства с этого счета в различные проекты. Прибыли

и дивиденды подсчитываются ежегодно или каждые 6 месяцев. Некоторые банки

подсчитывают итоги по каждому проекту, в котором имеет интересы владелец

капитала. Часть прибыли, например от 5 до 10%, помещается в резервный фонд

для компенсации возможных убытков.

Счет амортизационных отчислений используется и как сфера инвестирования

капитала, и как источник средств на случай непредвиденных расходов. Средства

с этого счета вкладываются банками в краткосрочные проекты или облигации.

Вкладчики делят годовую прибыль. Некоторые банки отчитываются каждый квартал.

Счет текущих операций не приносит прибыль, так как его функция заключается не

в прибыльном помещении, а в обслуживании расчетных операций.

Банк не получает прибыли, когда предоставляет кредит предприятиям и частным

лицам, которым не хватило ликвидных средств

[36]. Однако банк может получить вознаграждение для покрытия расходов,

связанных с операциями по предоставлению ссуды.

Одалживая деньги, исламские банки финансируют области торговли,

промышленности и сельского хозяйства. Они также продают государственные

облигации и предоставляют потребительские кредиты. Все сделки, к которым

банки имеют отношение, основываются на принципе мудараба. Банки становятся

совладельцами в реализации проектов, и итоговая сумма распределяется на

основе разделения прибыли и убытков.

Долгосрочные ссуды предоставляются банками посредством сертификата мудараба и

удостоверения об участии. Предоставив ссуду, банк обычно получает взамен

сертификат мудараба. Сертификат имеет постоянную стоимость и может

передаваться. Если сертификат предназначается на продажу на рынке, то

правление общества получает преимущество на покупку. В конце каждого года

правление определяет сумму прибыли, подлежащей передаче владельцу мудараба.

Если убытки превышают 50% номинального капитала, общество мудараба

ликвидируется. Принципы западных компаний стали одним из источников принципа

мудараба, и, в общем, сертификат мудараба имеет те же особенности, что и

обычные акции.

Удостоверение об участии – еще один способ предоставления долгосрочных ссуд.

Назначение удостоверения – заменить приносящие проценты облигации. Кроме

того, удостоверение об участии основывается на принципе разделения прибыли и

убытков. Оно имеет постоянную стоимость, ограничено по времени (обычно 10-ю

годами), может передаваться и отдаваться под залог. Владелец удостоверения об

участии получает часть прибыли предприятия согласно договоренности с его

руководством. Если имеет место убыток, он покрывается сначала за счет

резервного фонда. Кроме того, убытки разделяются между владельцами

удостоверения об участии в соответствии с вкладом. Свидетельство об участии

также может быть превращено в сертификат мудараба.

При предоставлении ссуды государству принцип разделения прибыли и убытков может

не применяться, так как государство чаще всего берет ссуду для покрытия

дефицита и финансирования общественной деятельности, которая не дает реальной

прибыли. Так как предопределенные дивиденды и прибыль запрещены в исламском

обществе, обычно рекомендуется оценивать прибыль в государственных облигациях

через прирост ВНП. Если ВНП возрастает на 2%, владелец государственных

облигаций должен получить 2% прибыли[37]

.

Система лизинга используется исламскими банками для предоставления

среднесрочных и краткосрочных ссуд. Банк покупает реальный капитал и машины

для себя и потом сдает их внаем на определенный период.

Мудараба используется банками при краткосрочных ссудах в области торговли.

Банк берет определенную плату за посредничество в сделке между покупателем, в

основном местным, и продавцом, главным образом, иностранным. Товар

сохраняется банком для себя и продается затем местному покупателю. Заказчик

банка, то есть покупатель, оплачивает покупные расходы банка, плюс

определенную разницу.

Эффективность исламских банков

Необходимость процентов редко подвергается сомнению в западной экономике.

Исламское общество, напротив, негативно относится к процентам. Проценты

рассматриваются как источник несправедливости и эксплуатации. Поэтому

считается необходимым ликвидировать проценты в исламском обществе.

Одна из главных целей исламских банков – содействовать этому, заменяя

традиционные западные банки. Таким образом, оценка эффективности исламских

банков должна включать в себя учет степени успешного выполнения банками этой

задачи.

Во многих случаях религиозная основа исламских банков является преимуществом

по сравнению с традиционными банками. По религиозным соображениям. Мусульмане

отказываются помещать капитал в традиционные банки или брать проценты.

Исламские банки служат подходящим средством для привлечения вкладчиков, у

которых, в противном случае, накапливался бы непроизводительный капитал.

Исламские банки сумели проникнуть в те сферы, в которых не действовали

обычные банки. Исламские банки, в особенности государственные, ориентированы

на взаимодействие с мелкими земледельцами, которые раньше не вступали в

контакт с банками, отчасти из-за недоверия к ним, отчасти из-за нежелания

обычных банков финансировать небольшие, низкоприбыльные проекты. Таким

образом, исламские банки сумели направить ранее не использовавшийся капитал в

производительную сферу. Это имело особое значение, принимая во внимание

слабое развитие рынков акций в мусульманских странах.

Так как исламские банки функционируют почти как инвестиционные компании,

отношение между банком и подрядчиком прочнее, чем отношение между обычными

банками и лицами, берущими у них ссуду.

Эти прочные отношения имеют и преимущества. И недостатки. Преимущества

заключаются в том, что банк, опираясь на свои познания, может помочь

подрядчику избежать явной ошибки, даже если возможности банка оказать

конкретное влияние на подрядчика ограничивается контрактом мудараба. Это

означает, что расходы подрядчика на информацию и помощь специалиста могут

быть уменьшены. Возможный недостаток: влияние банка на определенный срок

способно ограничить свободу действий подрядчика. Контракт мудараба

гарантирует лицу, берущему ссуду, полную свободу действий на срок ссуды, но

банки имеют большое влияние, когда ссуда возобновляется или речь идет о новом

контракте, в особенности, если предприятие не дало прибыли.

Прибыль от финансируемой ссудой деятельности делится между банком и

подрядчиком. Затем доля прибыли банка делится между банком и владельцем

капитала. При полной неудаче владелец капитала теряет своей капитал, банк –

свое вознаграждение за посредничество в предоставлении ссуды, то есть свою

долю прибыли, а подрядчик – свою долю прибыли, доход. Таким образом, риск

банка кажется значительно меньшим, чем риск владельца капитала и подрядчика.

Осуществление контроля в исламских банках

Функция контроля считается одной из ведущих среди тех, что осуществляются

исламскими банками. Следует отметить очевидный религиозный контекст контроля,

поскольку его основой считаются нормы, содержащиеся в Коране. Виды контроля,

которые могут затрагивать разные стороны деятельности исламского банка,

многообразны. Среди них принято выделять высший, божественный контроль;

контроль, осуществляемый человеком и контроль, осуществляемый обществом.

Высший божественный контроль представляет собой в догматике надзор Аллаха над

всем, что он создал[38]. Такой контроль,

по мнению юристов-богословов, является самым действенным и эффективным его

видом, и с этим можно согласиться, если принять во внимание роль религии в

жизни исламских государств, а также отношение мусульман к кораническим

предписаниям.

Под контролем, осуществляемым человеком, понимается контроль, исходящий от

человека и являющийся результатом его совестливости. Такой контроль, по

представлению мусульманских богословов, осуществляется через мобилизацию

внутренних сил человека, не прибегая к внешнему контролю. Необходимо

отметить, что этому контролю в исламских государствах придается немаловажное

значение.

Наконец, смысл общественного контроля сводится к надзору со стороны исламского

общества. Основа такого контроля, как считают некоторые ученые, заключается в

том, что исламское общество является источником полномочий, которые реализует

государство и его институты. Другие полагают, что контроль со стороны общества

является делом Аллаха, о чем говорится в Коране

[39]. На практике это выглядит следующим образом. До выполнения какой-либо

банковской операции осуществление общественного контроля происходит путем

получения советов (именно советов) со стороны регулирующих органов, а после

проведения или исполнения такой операции – путем совершенствования ее

выполнения или исправления.

Существует ряд инструментов контроля за деятельностью исламских банков.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты