Реферат: Мусульманский мир: модель экономической организации общества

совершались в нарушение шариата, однако это право он мог применять только в

общественных местах: в собственном доме купец был вправе совершать любые

действия (кроме вероотступничества) по своему усмотрению, поскольку шариат

гарантировал неограниченное право распоряжения собственностью.

Внешнеэкономические связи халифата в первые века хиджры носили достаточно

ограниченный характер, осуществлялись преимущественно независимо от центральной

власти и не нашли специального отражения в экономической доктрине. Сама по себе

торговля строго регламентировалась шариатом, причем существовали различные

правила торговли между мусульманами и мусульманами с «неверными». При первых

халифах «межмусульманская» торговля осуществлялась внутри государства и

представляла собой внутреннюю торговлю, и лишь с возникновением мусульманских

общин за пределами халифата государство стало выполнять внешнеэкономические

функции. Уже в УШ веке внешняя торговля халифата (а позднее целого ряда

мусульманских государств) приобретает огромный размах, причем важную роль в ней

играет государство (нередко в лице халифа и высшей знати

[19]).

По всему мусульманскому миру широкое распространение нашли торговые дома,

занимавшиеся нередко не только торговлей, но также и банковским делом.

Существовали и объединения ряда домов, специализировавшихся на определенных

видах торговли. С ХП века такие объединения известны в Египет и Сирии, а

позже – в других странах. Чаще всего купцы объединялись по принципу

этнической принадлежности. С возникновением в исламе сектантских движений

торговые дома иногда стали создаваться на религиозно-общинной основе. С

расширением границ исламского мира на характер торговой кооперации

существенный отпечаток наложили различные местные реалии: в Западной и

Восточной Африке, Индии, позднее в Юго-Восточной Азии складывалась практика

коммерческого сотрудничества, носившая внешне «типично исламский» облик,

однако фактически основанная на национальной традиции.

Кроме постоянно действовавших торговых домов существовали и временные

объединения купцов. И в том и в другом случаях эти объединения создавались на

принципах мушарака. Члены коммерческого объединения заключали договор (акд),

в котором предусматривалась форма участия каждого из компаньонов и доля его

прибыли. Размер прибыли и возможная доля участников договора определялись по-

разному каждым из мазхабов. Одной из наиболее распространенных форм принципа

соучастия являлся кирад (одалживание) – заключение соглашения между

владельцами имущества (или денег) и непосредственным исполнителем торговой

операции (например, между купцами и капитаном судна, перевозившего их товары

и т.п.).

В УШ – Х вв. в мусульманском мире широкое распространение получили платежные

средства типа векселей, кредитных писем и т.п., что характеризовало уровень

развития кредитно-финансовых отношений того времени. В собрании хадисов имама

Бухари сообщается о распространении долговых писем (сакк), имевших широкое

хождение в халифате. Сакк представляли собой платежные распоряжения, выдаваемые

владельцем состояния на имя доверенного лица. Существовала специальная

категория лиц. Занимавшихся кредитными операциями. Причем операции наиболее

крупных «банкиров» простирались в самые отдаленные уголки мусульманского мира.

Путешественник У1Х века Ибн Баттута рассказывал о встреченных им представителях

одного и того же «финансового дома» в Китае и в Западной Африке

[20].

По свидетельствам средневековых авторов, все финансовые и кредитные операции

осуществлялись строго в соответствии с требованиями шариата. Вместе с тем,

средневековые авторы приводят многочисленные примеры всевозможных ухищрений

мусульманских купцов и банкиров с целью извлечения максимальной выгоды, причем

эти ухищрения с помощью законоведов возводились в ранг «поощряемых» или, во

всяком случае, «не осуждаемых» шариатом действий. В мусульманском праве

существует практика применения так называемых хийал – хитростей, юридических

уловок, суть которых «может быть определена как применение законных средств для

достижения незаконных целей»[21]. С

помощью таких уловок запрещенный ссудный процент фактически становится

дозволенным. Например, одновременно с предоставлением денег в долг между теми

же лицами осуществляется купля-продажа какого-либо товара по заведомо

завышенной цене. Разница между суммой долга и назначенной ценой товара и

составляет замаскированный риба и т.п.

Таким образом, « торговое ремесло на мусульманском Востоке прошло длительный

путь развития, разрывая рамки феодально-патриархальных и племенных

разграничений. Фиксирование же в исламе деятельности торговой компании-ширкета

свидетельствует, что уже в период установления законов шариата существовал

сравнительно высокий уровень развития купеческого капитала»

[22].

Классическая исламская социально-экономическая доктрина как совокупность

представлений средневековых мусульманских авторов и шариатской регламентации

хозяйственной деятельности в целом соответствовала и отвечала потребностям

практики экономических отношений в мусульманских странах на протяжении ряда

столетий, хотя нередко обнаруживались противоречия между теорией и практикой.

Положение существенно изменилось с проникновением в страны Востока

капиталистических отношений. Новые социально-экономические реалии сделали

необходимым пересмотр целого ряда положений классической доктрины, в

особенности тех ее частей, которые касались ссудного процента и закята. Фетва

[23] Мухаммада Абдо 1899 г. , разъяснявшая, что получение процентов на

банковские вклады не является греховным ростовщичеством. Ознаменовала начало

широкой полемики по вопросам соотношения исламских норм с реальными явлениями

хозяйственной жизни.

Исламская экономика: концепции и реальность

«Уже при первых попытках современного осмысления классической экономической

доктрины обнаружились серьезные расхождения в подходе исламских идеологов к

наиболее важным вопросам. Большая часть авторов исходила из идеи о применимости

норм раннего ислама к современным потребностям. Представители других точек

зрения настаивали на необходимости учитывать современную специфику, отмечая,

что не все положения, сформулированные в средневековье, могут быть применимы в

нынешних условиях»[24].

Результаты полемики между представителями различных направлений «исламской

экономической теории» практически не внесли ничего нового в обоснование

экономической интеграции мусульманских стран.

Концепция исламской экономики разрабатывалась в рамках всех пяти мазхабов,

причем различия точек зрения обусловлены не столько приверженностью авторов

той или иной юридической школе, сколько их социально-экономическими взглядами

в целом. Характерно, что даже те исламские идеологи, которые ратуют за

возврат к «пе6рвоначальной чистоте ислама», фактически приходят к

модернизации традиционных положений шариата. Эта тенденция становится тем

более ощутимой, чем ближе автор переходит от общетеоретических рассуждений к

попыткам построения практических моделей «исламской экономики». На характер

исламских экономических концепций наложил отпечаток и тот факт, что многие

авторы (как это нередко бывало и в эпоху средневековья) не принадлежат к

числу официальных служителей культа. Но даже и последние нередко сочетают

духовную и светскую деятельность.

Исследуя современные концепции исламской экономики, западногерманский ученый

Ф.Ниенгауз предложил следующую классификацию, сводя их к четырем основным

категориям[25]:

· прагматические – опирающиеся, в целом, на экономические методы. Они,

однако, фактически не имеют «исламского содержания»;

· рецитативные – авторы которых пытаются обосновать экономические

процессы с помощью максимально возможного количества цитат из Корана и Сунны.

Они являются противоположностью предыдущему типу, поскольку за исламским

содержанием полностью отсутствует собственно исламский смысл;

· утопические концепции – характеризуются попытками создать

всеобъемлющую «исламскую систему» с помощью не только апелляции к

классической доктрине, но и осмысления отдельных современных процессов. В

основе их лежит представление об идеальном исламском обществе,

характеризуемом экономической и социальной гармонией;

· адаптивные (или модернистские) концепции сочетают в себе

традиционную аргументацию и содержательные теоретико-экономические

высказывания.

Данная классификация ясно показывает тщетность современных мусульманских

идеологов «втиснуть» экономику в «исламские рамки», а так, где такие попытки

делаются, исламская аргументация носит этический характер.

Большинство исламских идеологов делают акцент на исправление исламского общества

не столько путем собственно экономических мер. Сколько с помощью мероприятий

социального характера. Так, по мнению известного шиитского автора Мухаммада

Бакира ас-Садра[26], первостепенными

задачами исламских государств являются:

· приведение доходов в строгое соответствие с «усилиями» и

потребностями членов общества;

· справедливое регулирование цен на труд и товары путем

антимонополистических мероприятий;

· стирание различий в уровнях жизни членов общества с помощью

установления минимума материального благополучия и ликвидации сосредоточения

богатств (капитала) в руках немногих;

· возрождение «естественной функции» денег как средства обращения и

обмена;

· преобразование банков из инструмента роста капитала в институты,

служащие повышению благосостояния общества при одновременном запрещении

ростовщичества как способа наживы;

· выделение не менее 20% доходов нефтедобывающих стран на нужды

установления социальной справедливости

М.Б. ас-Садр не ставит под сомнение возможность существования банков, а

настаивает лишь на преобразовании их функций. Он также проводит грань между

«осуждаемым» риба, являющимся одним из способов получения наживы, и риба

«дозволенным», служащим повышению благосостояния общества. Причем

аргументация в пользу этих положений черпается автором в классической

«исламской социально-экономической доктрине».

Анализируя современные точки зрения на роль исламских принципов в экономику,

профессор Каирского университета Аль-Азхар-Шауки аль Фанджари выделяет

следующие основные положения[27]:

· поскольку всякая экономическая деятельность должна служить интересам

общества, она строго регулируется канонами шариата (ограничение монополий,

запрет ростовщичества, накопление капитала для его производительного

использования и т.д.);

· регулирование экономической деятельности подразумевает самое широкое

участие государства;

· вместе с тем. Частная собственность, являющаяся результатом

человеческого труда, берется под защиту исламского государства (хотя и

размеры частной собственности должны быть ограничены);

· обеспечение социальной справедливости через систему закята (что, по

мнению аль-Фанджари, в современной терминологии соответствует социальному

обеспечению);

· строгое регулирование распределения в обществе с целью недопущения

сосредоточения «чрезмерных богатств в одних руках»;

· необходимость осуществления экономического планирования со стороны

государства

Большинство авторов современных концепций исламской экономики уделяют

пристальное внимание положению классической доктрины о труде как источнике всех

материальных благ, основанному на ряде коранических высказываний, откуда

выводится принцип «трудовой собственности в исламе». Исходя из понимания

собственности как продукта трудовой деятельности, мусульманские идеологи

предлагают модели «таухидной[28]

экономики», «смешанной экономики» и др., суть которых сводится к различным

сочетаниям частной и государственной собственности (последняя нередко именуется

общественной).

Базируясь в целом на концепциях исламской экономической доктрины, современные

теоретики «исламской экономики» основное внимание уделяют вопросам

собственности, производства и распределения, роли государства в хозяйственной

жизни, финансово-экономическим проблемам, связанным с риба.

Право владения

Согласно Корану, аллаху принадлежат все богатства. Человек – лишь заместитель

бога, и поэтому его право на собственность ограничивается правом на

использование ее[29].

Имущество в исламском обществе выполняет социальную функцию. Оно должно

использоваться в интересах общества и содействовать его благосостоянию. Даже

если ислам допускает существование частной собственности, право владения носит

ограниченный характер и имущество может быть конфисковано. Это положение

действует в случае, если право владения или имущество используются неправильно,

если имущество изымается из оборота и не выполняет своей социальной функции,

если имеет место расточительство[30].

Таким образом, право на собственность не является абсолютным. Если

использование имущества находится в противоречии с нормами Корана, то оно

должно быть конфисковано или распределено среди нуждающихся. Если имущество

управляется правильно, то права на него сохраняются.

Допускается концентрация частной собственности, если имущество приобретается

в соответствии с нормами Корана.

Природные богатства принадлежат всему обществу, и государство обязано

справедливо делить ресурсы и доходы между гражданами.

Проценты и прибыль

Ислам занимает отрицательную позицию в отношении ссуды и долга. Поэтому каждому

мусульманину не следует, по возможности, залезать в долги. Ссуду нужно брать

только в случае крайней необходимости. Если ссуда все же необходима. Она должна

быть беспроцентной и безвозмездной – «кадр хасан». Лицо, получившее ссуду,

может, однако, добровольно выплатить сумму сверх размера ссуды, но это не

ставится условием при заключении договора. Коран детально описывает, как должно

формулироваться долговое обязательство в отношении срока, свидетелей и

обязательств получателя ссуды[31].

Интересы заимодавца хорошо защищены. Должник, например, не должен участвовать в

священной войне без согласия заимодавца. Если он умирает как мученик. Он не

будет прощен на небесах до тех пор. Пока заимодавец не освободит его от долга.

Строгое отношение к ссуде и долгу вместе с взглядом ислама на капитал и

деньги определяют исламское представление о проценте и прибыли. Капитал

рассматривается не как отдельный фактор производства, а скорее как часть

«предприимчивости». Деньги сами по себе не являются ресурсами. А лишь

символами товаров и факторов производства.

В исламе не проводится формального разграничения между процентами и

ростовщичеством. Оба явления называются «риба» и находятся под запретом в

Коране. Риба истолковывается по-разному. Современные исламские мыслители,

приспосабливаясь к западной экономической теории, подразделяют риба на

проценты и ростовщичество и полагают, что Коран запрещает ростовщичество, но

не проценты. Проценты считаются законными, когда они берутся правительством

для создания фонда накопления, финансирования торговли, наказания должников,

если они не выполняют своих обязательств, и производительного финансирования.

Индексирование как защита от инфляции также разрешается. Было бы

несправедливо, если бы заимодавец получил обратно ту же самую сумму в

условиях инфляции.

Консервативные мыслители отвергают любую. Форму заранее обусловленного

увеличения первоначального размера ссуды. Это основывается на том, что ислам

рассматривает все в жизни как подлежащее обесцениванию, только Аллах вечен.

Поэтому не следует позволять капиталу возрастать, если его владелец не

способствует росту капитала своей работой или если он лично не рискует.

Согласно исламу, было бы не справедливо, если бы лицо, берущее ссуду, было бы

вынуждено платить проценты независимо от того, принес ли капитал прибыль или

нет, в то время как заимодавцу гарантировалась бы прибыль вне зависимости от

личного вклада и степени напряженности работы.

Это строгое толкование получило распространение с развертыванием исламизации

финансовой системы в мусульманских странах. Получение любой формы процентов

подверглось осуждению.

Прибыль, в отличие от процентов, допускается. И владелец капитала, и

подрядчик страдают, если появляются убытки. Так как существует риск убытка,

владелец капитала должен следить за тем, как используется капитал.

Покупка и продажа в рассрочку представляют собой особый случай. И прибавка к

первоначальной цене обычно разрешается. Это мотивируется тем, что прибавка

связана с товаром, а не со ссудой. Таким образом, отсутствует возможность для

эксплуатации. Приращение, однако, незаконно, если оно превышает покупную цену

товара. Некоторые фундаменталисты считают неправильным приращение при продаже в

рассрочку, так как люди подвергаются искушению заключать соглашения о мнимой

покупке[32].

Одно из последствий отмены процентов – запрещение в странах с исламским

законодательством финансовых институтов. Функционирующих по западному

образцу, – например, банков и страховых обществ.

В исламской концепции банковского дела имеется недвусмысленное запрещение

страхования от возможного финансового риска, поскольку это было бы попыткой

предохраниться от событий будущего, которое, согласно исламу, находится во

власти аллаха.

Так, в Саудовской Аравии, где банки действуют в соответствии с шариатом,

запрещена регистрация страховых компаний, однако сама Саудовская Аравия

является совладельцем некоторых иностранных компаний на Дальнем Востоке.

Но, несмотря на этот запрет в ОАЭ Исламский банк развития создал свою

страховую организацию – Арабскую исламскую страховую компанию. Доходы от

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты