Реферат: Модернизация жизни в России во второй половине XVIII века

антифеодальной идеологии, связанной с отрицательной оценкой крепостного

права, отстаиванием интересов широких масс народа, последовательной защитой

просвещения и всесторонней европеизации России. Основоположником

просветительского направления в России был М. В. Ломоносов (1711 - 1765 гг.).

Выходец из поморских крестьян, одолевший трудный путь к вершинам знания,

Ломоносов добивался доступности образования - вплоть до университетского -

для всех сословий. В меру своих возможностей он пытался обратить внимание

властей на положение податных сословий в государстве. Надежды на лучшее

будущее Ломоносов возлагал на просвещённый абсолютизм. Идеалом

государственной деятельности для него являлись реформы первой четверти XVIII

века, а образцом просвещённого монарха - Пётр I, которого он сравнивал с

богом.

Русская литература второй половины XVIII века была отмечена поисками идейно-

эстетических систем, наиболее соответствующих возросшей общественной роли

художественного слова. Система классицизма с её жёсткими канонами и частой

подменой настоящего предмета изображения должным или желательным уже

перестала удовлетворять многих авторов. Ломка законов классицизма заметно

проявилась в жанре комедии (например, комедии А. П. Сумарокова и Д. И.

Фонвизина). В конце XVIII века в русской литературе складывалось новое

направление - сентиментализм, который обращался к внутреннему миру человека,

его психологии и переживаниям (наивысшее развитие получил в творчестве Н. М.

Карамзина).

Художественная литература оказывалась тесно связанной с общественными идеями

века Просвещения. Все ни выросли на благодатной почве идей европейской

философии Просвещения и рационализма, по-разному трактуя и переосмысливая их.

Общей для всех мыслителей этого периода являлась идея медленного,

постепенного развития. Но принципиально различались точки зрения на

последовательность мер призванных привести к созданию нового, справедливого

устройства общества. Сторонники умеренного направления считали, что сначала

следует заняться просвещением подданных, их воспитанием и таким образом

подготовить к обретению свободы. Приверженцы демократического направления

предлагали начать с отмены правителем крепостного состояния своих подданных,

а уже затем просвещать и воспитывать их.

Автором и выразителем официальной охранительной идеологии стала сама

Екатерина II. В основу её теоретических построений легли идеи Ш. Монтескье,

автора знаменитого сочинения "О духе законов". Просвещённая императрица

воспринимала государство как высшую ценность и видела в заботе о его

процветании главную цель мудрого правителя и каждого отдельного подданного.

Благо государства вбирало в себя всю совокупность личных прав и свобод всех

подданных и становилось "всеобщим благом".

Считая себя наследницей и продолжательницей дела Петра I, Екатерина II

внимательно изучала и анализировала его реформаторскую деятельность. Главную

заслугу первого российского императора она видела в превращении России в

мощную европейскую державу. В то же время, озабоченная идеалом справедливого

законодателя, центральным в концепции просвещённого абсолютизма, Екатерина II

негативно оценивала жестокость тех методов, к которым прибегал Пётр I,

создавая регулярное государство, а также некоторую непоследовательность и

неспешность преобразований.

Принципиально важным во взглядах императрицы являлось её убеждение, что

стабилизация государственного порядка возможна лишь путём постепенной

правовой модернизации, осуществляемой самодержавной властью, и путём

регулирования всех сторон общественной жизни.

Екатерина II эволюционировала в своих взглядах на историческую роль и

значение самодержавия, законотворчества, крепостного права. На первый план в

её воззрениях постепенно выдвинулась мысль об особой исторической миссии

русского народа, о его превосходстве над другими народами. Став с годами

истинной патриоткой, Екатерина II пришла к убеждению, что России нет

необходимости заимствовать что-либо у Запада. Напротив, Европе следует во

многом брать пример с России.

Эти идеи особой исторической миссии русского народа, идеи естественных прав

человека, свободы и равенства развивала и зарождающаяся "разночинная"

интеллигенция. Всё более заметные очертания приобретал процесс формирования

русской национальной культуры, вбирающей в себя достижения и традиции

культуры, созданной многовековой деятельностью народа, всех его слоёв, но в

первую очередь - крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным

образом, образованными слоями общества.

Двор Екатерины II

"Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали", -

писал о Екатерине II А. С. Пушкин. Действительно, роскошь и изящество

составляли характерную черту эпохи, которую потомки стали называть

"екатерининской". Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком

людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и

талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой

плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей,

художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило,

сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела

внимательно выслушать каждого. По её собственному признанию, она не обладала

творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала её

в своих целях. За всё время царствования Екатерины II практически не было

шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем

более казнён. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании

как о "золотом веке" русского дворянства.

О придворных нравах времён Елизаветы Петровны Екатерина II презрительно

писала: "Остерегались говорить об искусстве и науке, потому, что все были

невеждами: можно было побиться об заклад, что лишь половина общества еле

умела читать, и я не очень уверена в том, что треть умела писать". Теперь при

дворе начитанность и образованность были в цене. В домах столичной знати

появились обширные библиотеки, где заняли почётное место сочинения

французских классиков, а рядом с ними стояли на полках и произведения

отечественных авторов.

Екатерина II, вероятно, не менее Елизаветы Петровны любила балы, маскарады,

развлечения, но при этом была натурой деятельной. Пожалуй, единственная из

российских монархов, она вполне профессионально владела пером и сама

пробовала силы в драматургии, журналистике и исторических изысканиях.

Уже в первые годы пребывания у власти Екатерина II стала скупать за границей

целые коллекции: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания

(кабинеты), коллекции живописи и скульптуры; приглашала европейских

художников украшать её дворцы и города. Её агенты по всей Европе выискивали

предметы искусства. Среди известных приобретений Екатерины - библиотеки Дидро

и Вольтера. За сравнительно короткий срок, не жалея средств, она купила

уникальные живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза

в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Пуссена, Ван Дейка, Рубенса,

Рембрандта и других знаменитых живописцев.

Екатериной II был основан Эрмитаж - богатейшее собрание художественных

коллекций при дворце. Примеру императрицы следовали её приближённые. Они

устраивали в своих городских дворцах и загородных имениях большие и малые

"Эрмитажи", приобретая вкус к прекрасному, тягу к знаниям и просвещению. В

это время складывается много частных коллекций живописи и крупных библиотек,

в том числе известные собрания Шереметевых, Голицыных, Безбородко,

Строгановых, Воронцовых и других. Поощряется и русская национальная школа

живописи. С конца 1760-х годов проводятся первые художественные выставки,

аукционы картин, расцветают таланты А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С.

Рокотова, В. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, А. П. Лосенко.

Двор Екатерины II поражал современников великолепием. Балы фейерверки,

маскарады, причём в последнем случае поощрялось переодевание мужчин - в

женское, а женщин - в мужское. Екатерина любила такого рода увеселения,

возможно, ещё и потому, что мужское платье ей шло. В карты же императрица

играть не любила и, хотя не запрещала это делать другим, но и не поощряла

подобное занятие, предпочитая ему остроумную беседу, рассказы бывалых людей

или обсуждение литературных новинок.

Ещё одно качество, выгодно отличавшее Екатерину II от многих её

предшественников и потомков на троне, - поразительно трудолюбие. Каждое утро

она брала перо в руки и работала над законопроектами, указами, текущими

делами, историческими и литературными сочинениями, письмами, переводами. ".я

встаю самое позднее в 6 часов и сижу до 11 в моём кабинете. После обеда нет

ничего, а вечером я вижусь, кому охота придти, и отправляюсь спать самое

позднее в половине одиннадцатого"1, - писала Екатерина II. У императрицы был

лишь один выходной день - воскресенье. Ни один другой русский государь не

оставил потомкам такого огромного письменного наследия, как Екатерина II.

В результате реформ Екатерины II в области культуры и искусства

активизировалась общественная жизнь дворян. Императрица Екатерина Алексеевна

постоянно заботилась о том, чтобы не оскудевала государственная служба

родовым дворянством, и стремилась привлечь к подножию трона как можно больше

талантливых дворян. Но дворянское сословие, видя в сохранении своего

привилегированного положения гарантию своего благоденствия, восставали против

любых попыток его изменить. Поэтому в конце царствования Екатерины II в

правительственном курсе наметился резкий поворот, связанный с реакцией на

Французскую революцию: императрица опасалась вызвать недовольство реформами,

в первую очередь, дворянства. Однако в последние годы жизни Екатерина II

продолжала разрабатывать планы серьезных преобразований. На 1797 год была

намечена радикальная реформа центрального управления, введение

законодательства о порядке наследования престола, создание высшей судебной

инстанции, основанной на выборном представительстве от трёх сословий. Но

осуществление проектов этих реформ прекратилось.

Влияние на взгляды императрицы Французской революции

Значительно ужесточилось отношение к отечественным вольнодумцам. Просветитель

и издатель Н. И. Новиков, с которым в прежние годы императрица вела

длительную полемику в печати (она анонимно издавала свой журнал), теперь был

отправлен в крепость.

Прочитав книгу А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", вышедшую

в мае 1790 года, Екатерина II в сердцах назвала её автора "бунтовщиком хуже

Пугачёва". Страстное обличение крепостного права не могло вызвать гнев

Екатерины: в этом её взгляды не так уж сильно отличались от высказанных

Радищевым. Но если Екатерина всегда стремилась к постепенным преобразованиям,

то Радищев, угрожая помещикам и монархам, призывал к насилию. И это = когда

во Франции уже развернулась революция. Суд приговорил Радищева к смерти.

Однако казнить человека за книгу, за высказанное мнение Екатерине, ценившей

свою репутацию просвещённой монархини, всё же было неудобно. Она заменила

приговор Радищеву десятилетней ссылкой в Сибирь.

Ссылку Радищева нередко рассматривают как свидетельство перехода Екатерины к

консервативной внутренней политике и отказу от либерализма. Но есть и иное

мнение, согласно которому императрица до конца дней оставалась сторонницей

либерализма и просветительских идеалов, но категорически отвергала

радикальные призывы к насильственному свержению власти.

В последние годы царствования Екатерина думала передать престол не сыну Павлу

Петровичу, а любимому внуку Александру Павловичу. В Петербурге даже прошёл

слух, что готовится соответствующий манифест. 5 ноября 1796 года императрицу

Екатерину II постиг апоплексический удар, и вскоре она умерла, не приходя в

сознание. Историки сходятся на мнении, что завещание Екатерины в пользу

Александра действительно существовало, но во время агонии императрицы оно

было уничтожено Павлом. В 12 часов ночи на 6 ноября 1796 года высшее

духовенство и двор принесли присягу на верность новому самодержцу - Павлу I.

Заключение

Тридцатичетырёхлетнее царствование Екатерины Великой оставило яркий след в

истории России. Её правление выделяют неординарность личности императрицы, её

выдающиеся качества государственного деятеля и величие ею содеянного: если

Пётр Великий утвердился не берегах Балтики, то Екатерина Великая - на берегах

Чёрного моря, раздвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский

полуостров. Екатерина II поняла и счастливо закончила то, чего не успел

закончить Пётр I. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II

носили либеральный характер, в котором отражались как её личные качества, так

и стремление своей реформаторской активностью укрепить могущество России.

Историческое значение деятельности Екатерины Великой занимает важное место в

самом историческом развитии Российской империи. По вступлении на престол

Екатерина II мечтала о широких внутренних преобразованиях. Она сознательно

отступала от традиций, сложившихся при Петербургском дворе, не следуя ни за

Елизаветой Петровной, ни за Петром III. А между тем результаты её

деятельности по своему существу были таковы, что завершили собой именно

традиционные стремления русского народа и правительства к укреплению

могущества государства. В делах внутренних законодательство Екатерины II

завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках.

Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при

Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725 - 1741

гг.), когда дворянство, облегчая свои государственные повинности, стало

достигать некоторых имущественных привилегий и большей власти над крестьянами

по закону. Увеличение дворянских прав существовало во времена и Елизаветы

Петровны, и Петра III.

При Екатерине же дворянство становится не только привилегированным сословием,

имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в

уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как

бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают

гражданские права владельческих крестьян. Расцвет дворянских привилегий в

XVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного права. Поэтому время

Екатерины Великой было тем историческим моментом, когда крепостное право

достигло полного и наибольшего своего развития. Таким образом, деятельность

Екатерины II в отношении сословий (административные меры императрицы носили

также характер сословных мер) была прямым продолжением и завершением тех

уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина

II в своей внутренней политике действовала по традициям, завещанным ей от

ряда ближайших её предшественников, и довела до конца то, что они начали.

Но особенно важно, пожалуй, то, что новое правительство только принимало в

расчёт хорошие образцы своих предшественников, но вело государство по

собственной программе. И значительное место в этой программе занимали не

только задачи, вытекающие из практической потребности времени (усиление

могущества империи, укрепление государственного строя и позиций в нём

дворянства и прочее), но и отвлечённые теории, усвоенные императрицей

преимущественно из французской литературы - Вольтера, Дидро, Монтескье,

Деламбера. Это последнее обстоятельство и позволяет характеризовать время

Екатерины II как период "просвещённого абсолютизма".

В России развитие и воплощение начал просвещённого абсолютизма приобрело

характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой

сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При

этом для социально-правовой политики было характерно сословной размежевание:

дворянство, мещанство и крестьянство.

В России задачи просвещённого абсолютизма сводились к укреплению самодержавия

за счёт модернизации и совершенствования системы управления; устранению

наиболее архаичных её элементов; созданию условий для экономического развития

страны. Екатерина II действительно мечтала о государстве, способном

обеспечить благоденствие подданных. Свойственная веку Просвещения вера во

всемогущество человеческого разума заставляла императрицу полагать, что все

препятствия к этому могут быть устранены принятием разработанных законов.

Кроме того, активное законотворчество Екатерины II было призвано укрепить

законодательную базу самодержавия.

Таким образом, в итоге политики просвещённого абсолютизма укрепилось и

модернизировалось самодержавие, появились зачатки гражданского общества;

усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или

даже отмене крепостного права; зародились понятия свободы и прав личности.

Историческое значение екатерининского времени чрезвычайно велико потому, что

в эту эпоху были подведены итоги предыдущей эпохи, завершились исторические

процессы, раньше развивавшиеся. Как и другие европейские страны, Россия в

XVIII веке окончательно вступила на путь структурной модернизации - перехода

от традиционного к индустриальному обществу. Однако за блестящим фасадом

имперского могущества и внешней приобщённости к западноевропейским образцам

скрывались глубокие противоречия между новыми методами хозяйствования в

промышленности и торговле и сохранявшейся в неприкосновенности

государственной системой крепостничества, становившейся основным тормозом на

пути социально-экономического развития России.

Список литературы

Энциклопедия для детей "Аванта+". История России. Том 5, часть вторая.

Москва, "Аванта+", 1997 г.

История Отечества с древнейших времён до наших дней. В. Кириллов, Г.

Кулагина. Пособие для школьников и поступающих в Вузы. Москва, "Олма-Пресс",

2000 г.

История России для школьников старших классов и поступающих в Вузы. М. Зуев.

Москва, "Дрофа", 2001 г.

Екатерина II. Записки. С. - Петербург, 1907 г.

"Наказ" императрицы Екатерины II. С. - Петербург, 1907 г.

История России. А. Ишимова. Москва, "Олма-Пресс", 2000 г.

История России с начала XVII до конца XIX века. Л. Слов. Москва, "АСТ", 1997 г.

Отечественная история для школьников. С. Казиев, Е. Бурдина. Москва, "Лист",

2001 г.

Хрестоматия по истории русской культуры XVIII - XIX века. Ю. Рябцев. Москва,

"Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 1998 г.

История СССР с древнейших времён до 1861 года. Том 1. М. Тихомиров, С.

Дмитриев. Государственное издательство политической литературы, 1948 г.

Курс русской истории. И. Беллярминов. Москва, Роман-газета, 1994 г.

А. С. Пушкин. Заметки по русской истории XVIII века. Т.11. Москва, 1996 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты