Реферат: Монголо-татарское иго на Руси. Проблема роли монголов в российской истории

Реферат: Монголо-татарское иго на Руси. Проблема роли монголов в российской истории

Министерство РФ по налогам и сборам

Всероссийская государственная налоговая академия

Реферат

по отечественной истории

Тема: Монголо-татарское иго на Руси.

Проблема роли монголов в русской истории

Проверил: Зубов В.В.

Москва, 2003 год

План:

I. Введение стр. 3

II. Основная часть стр. 4

- Административные механизмы ордынского владычества стр.4

- Отношения с Золотой Ордой в первые годы установления ига стр. 5

- Основные тенденции развития русско-монгольских отношений в

первой половине XIII века стр.8

- Распад Золотой Орды и возрождение Руси стр. 9

- Прямое воздействие монгольского завоевания стр.13

- Развитие вопроса о монголах в отечественной историографии стр. 22

III. Заключение стр. 24

Введение

Монголо-татарское нашествие, походы 1237-1238 и 1240-1242 годов, без всяких

сомнений можно считать глобальным бедствием для Руси. По своим масштабам

разрушения и жертвы, понесенные в процессе монгольских завоеваний, не шли ни

в какое сравнение с ущербом, который приносили предшествующие набеги

кочевников и княжеские междоусобицы. Массовое разграбление и уничтожение

собственности и жизни стало ошеломляющим ударом, который оглушил

русский народ и нарушил

нормальное течение экономической и политической жизни на многие годы.

Вопрос о последствиях нашествия никогда не принадлежал к числу дискуссионных.

Среди них не было и не могло быть каких-либо позитивных факторов. Но что

дали русскому государству годы зависимости, «двести лет вместе» с народом,

образ и принципы жизни которого не укладывались в рамки сознания простого

русского человека, были резко полярными устоявшимся на Руси законам и

традициям? Вне зависимости от оценки этого периода, необходимо признать, что

его последствия были колоссальными и определили самобытный путь нашего

государства во многих областях его развития.

Основная часть

Административные механизмы ордынского владычества

Основы Золотой Орды как автономного государства внутри монгольской империи

заложил хан Батый после своего возвращения из западного похода в 1242 году,

расположив свою столицу – Сарай, на восточном берегу Ахтубы. Монгольская

политика на Руси не отличалась по своим целям от политики в других землях,

находившихся под контролем хана. Перед Батыем стояли две основные задачи:

навязать русским князьям покорность его воле и организовать сбор дани и

налогов.

Подходы к решению этих задач варьировались в разных частях Руси. На Юго-

западной Руси – в Переяславской и Киевской землях и в Подолии – монголы

полностью устранили княжескую администрацию, заменив ее своим прямым

управлением. В Галицкой, Волынской, Смоленской и Чернигов-Северской землях,

как и в Восточной Руси, монголы установили собственное управление наряду с

княжеской администрацией. Новгород после 1260 года был освобожден от

присутствия монгольских чиновников, но не от обязанности платить налоги.

Даже на тех русских землях, где князья оставались у власти в качестве

вассалов хана, монголы оставляли за собой право ставить определенные

местности и группы населения под свой контроль. Некоторые земли даровались

также в удельное владение членам семьи Чингизидов. Так, Тула с прилегающими

к ней окрестностями была передана великой хантун Тайдуле.

На большей части Руси, однако, монголы позволяли местным князьям продолжать

править их княжествами под властью хана Золотой Орды и сюзеренитетом великого

хана Монголии и Китая. Каждый русский князь должен был получить ярлык на

великое княжение от хана. После этого посланник хана торжественно короновал

его. Хан в любое время мог забрать назад княжеский ярлык, если у него были

причины сомневаться в преданности князя. В случаях открытой оппозиции со

стороны князя или народа, а также ссор между князьями, хан посылал на Русь

рать во главе с баскаком. Со времени правления хана Узбека и позднее хан

назначал баскака в стольный город каждого из важнейших русских княжеств.

В завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность

населения, проводя его перепись («число»). Монгольские переписи населения на

Руси проводились по приказу великого хана, согласованному с ханом Золотой

Орды. Первую перепись в Западной Руси провели еще в 1245 году; тогда были

обложены налогами: Киевская земля, Подолия и, возможно, Переяславская и

Черниговская земли. После карательной экспедиции Бурундая в 1260 году,

перепись населения была проведена в Галиче и на Волыни. В Восточной и

Северной Руси осуществлялись две общие переписи. В 1258-1259 гг. подсчет

населения производился в Великом княжестве Владимирском и в Новгородской

земле. В 1274-1275 гг. еще одна перепись была проведена в Восточной Руси, а

также в Смоленске.

В соответствии с основными принципами монгольской политики, «число» имело две

основные цели: установить количество возможных рекрутов и определить общее

количество налогоплательщиков. Соответственно и термин «число» имел два

значения: количество воинов, которые должны были быть завербованы, и перепись

населения с целью взимания налогов. Другими словами, каждое числовое деление

представляло собой военно-финансовый район, территориальную единицу, с

которой взималось определенное количество рекрутов и налогов. Как и в самой

Монголии, количество солдат, которое должен был поставить район (десятую

часть мужского населения), по всей вероятности, являлось основанием

числового деления.

Во время сбора налога каждый баскак имел в своем распоряжении небольшой отряд

монгольских и тюркских солдат, вокруг которого он должен был создать

мобильное воинское подразделение для сохранения порядка и дисциплины в

районе. В связи с этим следует заметить, что, хотя большую часть

рекрутировавшихся русских воинов периодически отправляли в Золотую Орду и

Китай, часть из них удерживалась для местных нужд. Каждому подразделению

баскака отводилось постоянное жилье, которое со временем становилось

процветающим поселением.

Во время правления Берке налоги на Руси взимались мусульманскими купцами.

Эта система стала причиной многих страданий жителей и позднее была отменена;

после этого количество налоговых чиновников существенно возросло. В ханских

ярлыках русскому духовенству упоминаются три категории сборщиков налогов:

писцы, сборщики налогов в сельской местности – даньщики и сборщики налогов и

таможенных пошлин в городе – таможенники.

Существовало две основных разновидности налогов: прямые налоги с

населения сельских районов и городские налоги. Основной прямой налог

назывался данью. В основе его была десятина, десятая часть «со всего». Помимо

дани существовали плужное – налог на вспаханную землю и ям

особый налог на содержание конно-почтовых станций. Еще один налог,

упоминающийся в ханских ярлыках, - война (военный, или солдатский

налог; по-видимому его собирали в те годы, когда вербовали рекрутов. Вдобавок

к постоянным налогам ханы сохраняли за собой право, если сочтут необходимым,

требовать дополнительный налог – запрос. Кроме того, когда

князья-Чингизиды и ханские посланники путешествовали по Руси, предполагалось,

что русские будут делать им «подарки», снабжать их пищей, фуражом, а также

обеспечивать лошадьми и повозками для передвижения. Основной налог с городов

назывался тамга и представлял собой налог с капитала, которым

облагались гости и купцы среднего достатка.

Монгольская система управления функционировала в том виде, в котором

первоначально была установлена, на протяжении примерно столетия. Она

прекратила свое существование в Галиче в 1349 году, когда эту часть единой

некогда страны захватила Польша; к 1363 году большинство других

западнорусских земель признало господство великого князя литовского и

также было потеряно для монголов. Монгольское правление в Восточной Руси

продолжалось еще на протяжении столетия. Однако его характер изменился после

реформы налоговой системы в начале XIV века. Впоследствии, после периода

смуты в Золотой Орде в 1360-х и 1370-х годах монгольский контроль стал

значительно слабее, исключая краткий период реставрации при Тохтамыше (1382-

1395 гг.).

Отношения с Золотой Ордой в первые годы установления ига

Порядок подчинения монгольской власти на северо-восточных землях наладился

не сразу. После разгрома Батыем и гибели великого князя Юрия Всеволодовича,

княжение во Владимире принимает брат убитого, Ярослав, который поначалу даже

надеялся на окончательное отступление монголов с русских территорий.

Но у северорусских князей было лишь несколько лет свободы, которые были

успешно потрачены на отражение натиска с Запада. Основная тяжесть борьбы

легла на плечи сына Ярослава Александра, проявившего себя как энергичного и

храброго человека, а главное, настоящего патриота своей родины. «Русские –

враги католической церкви», - говорилось в папской булле шведскому

архиепископу, и у немцев и шведов появлялись все основания поступать с ними

крайне жестоко. Если, например, захваченных эстов обращали в крепостное

состояние, то русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных

младенцев. Немецко-шведская экспансия с целью насаждения католичества стала

реальной угрозой православной вере, а следовательно, и существованию самой

Руси. Считая гибельной борьбу на два фронта – отражение агрессии крестоносцев

и открытое противостояние монголам, князья Восточной Руси переходят к

политике компромисса с Ордой.

В 1242 году великий князь владимирский Ярослав I направляется в Орду, где,

как сообщает летописец, был принят Батыем с честью и утвержден во власти

словами: «Буди ты старший между всеми князьями в русском народе», т. е.

властителем не только Северной, но и Южной, Киевской Руси. Его сын Константин

отправился в Монголию с целью заверить в своей и отцовской приверженности,

однако его присутствие оказалось недостаточным и в 1246 году, проправив «из

руки» Батыя три года, князь Ярослав Всеволодович лично поехал в Каракорум,

где присутствовал на церемониях, посвященных восхождению нового великого

хана Гуюка на трон. Но Ярослав стал жертвой интриг и противоречий в

монгольской верхушке: воспринимаемый как ставленник Батыя, вероятнее всего,

он был отравлен вследствие возникшей вражды между великим ханом и ханом

Золотой Орды.

В монгольской столице многое слышали о сыне Ярослава, Александре Невском. Его

считали не только знаменитым полководцем, но и осторожным, осмотрительным

политиком. На него рассчитывали в будущем как на собственного ставленника.

Но, опасаясь участи отца, он не спешил в Каракорум.

В противоречие главному монгольскому правительству, Золотая Орда великое

княжение Русское вручила попечению дяди Александра Святославу Всеволодовичу.

Но все же, по решению Каракорума, ему удалось прокняжить не больше года, а

власть на Руси в 1247 году перешла к сыновьям отравленного Ярослава –

Александру и Андрею. Первому из них, очевидно за промедление, дали ярлык на

Киевское княжение; второй стал великим князем Северной Руси.

Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Ведь выбирать приходилось между

Ордой, порабощающей его страну, и Западом, представлявшим угрозу

православию. И дабы сохранить религиозную свободу, он пожертвовал свободой

политической. Два подвига Александра Невского – его борьба с Западом и его

смирение перед Востоком – имели единственную цель – сбережение православия

как источника нравственной и политической силы русского народа. Александр

Ярославич сумел разобраться в этнополитической обстановке и принять

дальновидное решение. В 1251 году в Орде он побратался с сыном Батыя

Сартаком, христианином несторианской конфессии, которому было поручено

заниматься всеми русскими вопросами. Однако среди современников и даже

родственников его политический курс не пользовался популярностью. Андрей

Всеволодович был «западником» и объявил, что заключает союз со шведами,

ливонцами и поляками с целью избавиться от монголов. Александр Невский

ставит монголов в известность об этом союзе, и Сартак немедленно отправляет

карательную экспедицию во Владимир (1252 год). Полководец Неврюй разбил

войска князя Андрея, и тот был вынужден эмигрировать в Швецию. При этом

«Неврюева рать» нанесла Восточной Руси урон не меньший, нежели поход Батыя.

После этого Сартак даровал ярлык на владимирский стол Александру Невскому.

Активно выступал против татар и князь Даниил Галицкий, политический курс

которого состоял в том, чтобы выделить Галицко-Волынское княжество в

самостоятельное феодальное государство, ориентированное на Запад. Надо

отметить, что прозападная партия на Руси, ненавидевшая монголов за их

набеги, и связанная с Западной Европой торговыми, карьерными, культурными

связями, была достаточно многочисленная, чтобы отстаивать свою политическую

линию. Программа «западников» заключалась в следующем: опираясь на помощь

рыцарей, объединить силы всех русских князей и изгнать монголов. К

сожалению, будучи крайне привлекательной теоретически, эта программа никак не

могла быть выполнена практически. Во-первых, рыцари ордена, купцы Ганзы,

папа и император совсем не собирались тратить свои силы на объединение

чужого им государства. Они ставили перед собой другую задачу – использовать

русских ратников в борьбе с монголами, обескровить Русь и покорить ее,

подобно Прибалтике. Во-вторых, к середине XIII века идея объединения Руси

уже была полностью иллюзорной, и это понимал Александр Невский.

Батый умер около 1255 года, и ему наследовал его сын Сартак, который уже

через год из-за симпатий к христианству был отравлен своим дядей Берке,

первым из монгольских ханов принявшим мусульманство.

В этот период, нуждаясь в большом количестве войск для китайской кампании и

предполагаемого завоевания Ближнего Востока, новый великий хан Мункэ, для

того, чтобы рекрутировать воинов и собрать налоги, требует провести

перепись населения по всей империи. Монгольские чиновники, уполномоченные

выполнять эти обязанности, появились в Восточной Руси – в Рязанском и

Муромском княжествах и в Великом княжестве Владимирском - в 1257 году.

Хорошо помня ужасы карательной экспедиции 1252 года, народ великого

княжества Владимирского не делал попыток к сопротивлению. Завершив

реорганизацию управления на Востоке, монголы направили свое внимание на

Новгород. Сначала новгородцы отказались впустить монгольских чиновников в

свой город. Прекрасно зная, какие несчастия может им принести военное

сопротивление, Александр Ярославич сам взялся убедить их согласиться на

проведение переписи. Когда новгородцы отвергли его посредничество, он прибег

к мерам принуждения. На этот раз против него восстал даже его сын Василий –

его наместник в Новгороде; Александр захватил его, сурово наказал нескольких

его сподвижников, и отправил сына во Владимир. Предупрежденные, что

монгольские экспедиционные войска готовы выступить на Новгород, жители в

конце концов согласились на проведение переписи на условиях самостоятельно

вербовать воинов и собирать налоги в будущем. Это было очень важной уступкой

со стороны монголов – ценой, которую они заплатили Александру Невскому за

сотрудничество.

Международное положение Золотой Орды оказало значительное влияние на русские

дела. Вовлеченный в дальнюю войну, Берке стремился как можно лучше

обеспечить свой тыл со стороны Руси. Он употребил большую энергию, чтобы

подчинить себе Даниила Галицкого. Вялый характер, который носили операции

баскака Куремсы против Даниила, не удовлетворял Берке. В подавление Даниила

был послан новый баскак Бурундай со значительными силами (1260). Даниил

вынужден был смириться и срыть укрепления своих городов.

Иного рода отношения установились у Берке с Александром невским. Берке

видел лояльное подчинение Александра и дорожил этим подчинением. Поэтому

Александру и удавалось многого достичь от Берке. В 1261 году Александр

настоял на открытии новой русской епархии с кафедрой в столице хана-

мусульманина. При этом Берке предоставил епископу Сарскому право обращения в

православие всех желающих обитателей Золотой Орды.

В 1262 году Александру удалось «отмолить» русских людей (Берке в этом году

планировал послать на Русь карательную экспедицию, чтобы отомстить за

избиение татарских откупщиков – сборщиков дани в ростово-суздальских

городах). Александр провел в Орде несколько месяцев, но в результате Берке

согласился на его просьбы.

Эта была последняя служба, которую великий князи владимирский Александр

невский сослужил русскому народу. Он заболел во время своего пребывания в

Орде и умер на обратном пути в городе Городце на Волге.

Князь Александр, так же как и его соратники принадлежал к поколению новых

людей, поднявших Русь на недосягаемую высоту. Жертвенное поведение

Александра Ярославича слишком разительно отличается от нравов древнерусских

удельных князей. Сформулированная Александром доминанта поведения –

альтруистический патриотизм – на несколько столетий вперед определила

принципы устроения Руси. Заложенные князем традиции союза с народами Азии,

основанные на национальной и религиозной терпимости, вплоть до XIX столетия

привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях. И наконец,

именно потомками Александра Ярославича Невского строилась в XIV веке на

развалинах древней Киевской Руси новая, Московская Русь.

А объединение Руси и курс на централизацию в дальнейшем открыли возможности

для противостояния Золотой Орде.

Основные тенденции развития русско-монгольских отношений в первой

половине XIII

После многолетнего периода двоевластия и неопределенности в Золотой Орде,

закончившегося в 1299 году, у русских князей начинают возникать сомнения по

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты