Реферат: Культура древнего Рима

литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом «сатура»

обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть

смесь разных стихов - длинных и коротких, написанных сатурническим и другим

размером. Поэт Энний назвал словом «сатура» свой сборник стихов,

полуразвлекательных, полупоучительных.

Как литературный жанр сатура получила большое развитие в творчестве Гая

Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30 книг

сатур. В них он обличает пороки современ-ного ему общества: корыстолюбие,

взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление, жадность.

Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Рима привели

к росту богатств, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, к моральному

разложению аристократии. Реальная жизнь давала сюжеты для сатур Луцелия,

которые положили начало реалистическому направлению в римской литературе.

После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как небольшого

обличительного произведения.

Произведения всех перечисленных писателей были поэтическими, написанными в

стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латинская поэтическая речь.

Теперь уже в стихах научились выражать сложные философские понятия и движение

тонких человеческих чувств. Знакомство с греческой литературой, классической

трагедией, новоаттической комедией, изящной и изысканной александрийской

поэзией обогащало развивающуюся латинскую литературу. Знакомство с греческой

религией и мифологией, изучение богатой философии, замечательного греческого

искусства расширяло кругозор римских поэтов, писателей, государственных

деятелей, ораторов.

Обогащенные и собственным опытом, и влиянием греческой литературы, римские

поэты и писатели I в. до н. э. рассматривали произведения авторов III и I I

вв. до н. э. как грубые и варварские. Римская поэзия I в. до н. э. поднялась

на новую, более высокую ступень. В I в. до и. э. жили многие поэты, увлечение

писанием стихов было повальным, но среди этого множества высятся два гиганта

римской поэзии - Тит Лукреций Кар (95 - 51 гг. до н. э.) и Гай Валерий Катулл

(87 - 54 гг. до н. э.). Лукрецию принадлежит замечательная поэма «О природе

вещей» в шести книгах. Поэма Лукреция - это философская поэма, она излагает

учение эллинистического философа Эпикура (об атомистической теории

мироздания, о природе богов, о материальности души, о происхождении земли,

неба, моря, небесных тел и живых существ, о развитии человечества и

человеческой культуры от первобытного состояния до времени Лукреция).

Основная цель поэмы Лукреция - дать материалистическое объяснение всего

существующего, освободить разум и чувства человека от страха, суеверия,

мистики и религии, показать любовь и наслаждение жизнью. Лукреций излагает

сложнейшие философские понятия в увлекательной поэтической форме, его

описания наполнены звучными эпитетами, меткими сравнениями, чудными

поэтическими образами. Поэма Лукреция - произведение столь же сугубо

философское, сколь и истинно поэтическое. «В ней, - справедливо отмечал

Цицерон, - много блеска природного дарования, но вместе с тем и искусства».

В поэме Лукреция латинский язык достиг новой вершины; язык земледельцев и

воинов, краткий, отрывистый и бедный, в искусных руках Лукреция оказался

емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачи тончайших

человеческих чувств и глубоких философских категорий.

Крупнейшим поэтом конца Республики был Катулл, мастер лирической поэзии, перу

которого принадлежат мелкие стихотворения, где он описывает чувства человека:

любовь радостную, любовь и ревность, дружбу, любовь к природе, к милым

отеческим местам. Ряд стихотворений Катулла направлен против диктаторских

намерений Цезаря, против его алчных клевретов.

На поэтическое творчество Катулла оказала влияние александрийская поэзия с ее

особым вниманием к мифологии, изысканности языка, к личным переживаниям

автора. В мировой лирической поэзии стихи Катулла занимают заметное место.

Поэзию Катулла высоко оценивал Пушкин.

Римская прозаическая литература.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской

литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до I I в.

до н. э., сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой

главным образом краткие записи исторических событий и норм права. Как и

ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые литературные

произведения и писались по-гречески, хотя в них излагалась римская история.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана Старшего

«О сельском хозяйстве», написанный в конце 90-х - начале 80-х годов I I в. до

н. э. другие дроизведения Катана были тоже написаны на латинском языке; так,

Катан издал около 150 своих речей, написал Римскую историю, сочинение по

медицине, ораторскому искусству. Как Ливий Андроник был первым римским

поэтом, так и Катод был первым римским прозаиком, и в этом их великая заслуга

перед Римской литературой.

Наиболее выдающиеся римские писатели, мастера прозаического слова жили и

творили в I в. до н. э. Это Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н. э.) и

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) - два корифея римской литературы

и вообще латинской культуры.

Теренций Варрон - уникальный писатель, он написал около 74 сочинений в 620

книгах (к сожалению, почти все они погибли). Главное произведение Варрона -

«Древности дел божеских и человеческих» в 41 книге - энциклопедия

историческая, географическая и религиозная, его перу принадлежат

многочисленные грамматические и историко-литературные сочинения («О латинском

языке», «О латинской речи», «О грамматике», «О комедиях Плавта»),

«Портреты».- биографии наиболее выдающихся граждан, философские произведения

(«Логисторики» - сборник философских трактатов на разные темы, например об

истории, о счастье, о безумии и др.).

Варрон вависал также трактат «О сельском хозяйстве», где вопросы земледения

изложены в хорошей литературной форме.

Наконец, Варрону принадлежат знаменитые «Менипповы сатуры» в 150 книгах -

веселое и остроумное поэтическое произведение. Заслуги Варрона в развитии

римской литературы были столь велики, что ему, единственному из римских

писателей, еще при жизни поставили памятник.

Не меньшее, если не большее значение в истории латинской культуры имело

творчество Цицерона. Цицерон был выдающимся государственным деятелем,

прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем. В

его руках латинский язык приобрел как бы новое звучание, новую

выразительность и пластичность. Проза Цицерона совершенна во всех отношениях,

она красочна, легка для понимания, разнообразна, богата содержанием, в ней

присутствует внутренний ритм.

Цицерон писал в разных прозаических жанрах: философские произведения («О

пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов» и др.),

юридические сочинения и речи («О государстве», «Об обязанностях», речи

«против Верреса», «против Катилины», «Филиппики против Антония»). Его перу

принадлежат сочинения по теории ораторского искусства («Об ораторе», «Брут»),

многочисленные письма - изящные и непринужденные.

Сочинения Цицерона познакомили римлян с греческой философией, обогатили ее

знанием многих вопросов юриспруденции, истории, политических учений. Без

сочинений Цицерона так же невозможно представить себе последующую римскую

литературу, как русскую литературу XIX в. без творчества Пушкина.

Произведения Цицерона усердно читались и перечитывались в последующие века.

Они сохранились до нашего времени с наибольшей полнотой (в сравнении с

произведениями других авторов).

Крупным римским .писателем был Юлий Цезарь, автор «Записок о галльской войне»

и «Записок о гражданской войне». Эти произведения представляют собой отчеты о

двух войнах, которые вел сам Цезарь. Выступая в роди писателя, Цезарь

преследовал политические цели: оправдать свои завоевательные и часто

вероломные действия в Галлии, взвалить ответственность за развязывание

гражданской войны на своих противников. «Записки» Цезаря - это выдающиеся

литературные произведения, образцы римской художественной прозы. Для них

характерны продуманная ясная композиция, простой, непринужденный рассказ,

точный и правильный язык.

Большим событием в литературной жизни конца Республики был выход исторических

сочинений Саллюстия Криспа (86 - 35 гг. до н.э.): «О Югуртинской войне», «О

заговоре Каталины» и «История». Первые два произведения Саллюстия являются

образцами исторической монографии, написаны они с целью показать полную

неспособность римской знати управлять государством и необходимость

установления сильной власти. Сочинения Саллюстия являются вместе с тем и

крупными литературными произведениями. Написаны они мастерски, изложение

внешне спокойное, но за ним чувствуется внутреннее напряжение; описание

конкретных исторических фактов перемежается с философскими рассуждениями и

блестящими историческими портретами, речь краткая, емкая и очень

выразительная.

Римская архитектура IV-I вв. до н. э.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории,

усложнением общественных отношений, с ростом города; оно происходило под

греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без плана,

беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из дерева и

сырцового кирпича. Крупными общественными зданиям были лишь храмы, например

храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до и. э., небольшой

храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустыри и незастроенные

участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала были открытыми, но

затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и каменным сводом.

Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских зданий.

После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основные линии прежних

улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так называемыми

Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение. Они состояли из

главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного земляного вала, который

со стороны города был подперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь

был сложен из массивных квадратных блоков.

Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению достроек.

Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована старая

система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей воды, для

подведения которой были построены два водопровода, прорытые под землей,

длиной в несколько десятков километров.

Новый этап городского строительства начался со I I в до н.э.: застраиваются

не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в цене. Вместо

примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н. э. многоэтажные,

дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона и даже из

мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много километров хорошую

питьевую воду. Благоустраивается центр города - римский форум, он

расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и храмы, портики

его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий. Очень плотная

застройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать

необходимости в специальных зеленых зонах - парках, расположенных на окраинах

города. Так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. Город был разбит на

кварталы, кварталы группировались в районы.

В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и

италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне стремились

подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею силы, мощи и

величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь римских

архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений, которые

поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской

архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому

декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков)

интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не

храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты,

акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые

конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола,

наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.

В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий, не

следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой

симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и

коринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер. В

отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера представляли

собой органическое сочетание декоративного убранства с конструкцией здания,

римляне использовали греческие ордера лишь как декоративный, украшательный

элемент. Однако римляне развили ордерную систему и создали собственные

ордера, отличающиеся от греческих. Такими ордерами был композитный, т. е.

представляющий соединение элементов всех греческих ордеров в одном, ордер и

так называемая ордерная аркада, т. е. совокупность арок, опирающихся на

столбы или колонны.

Римская архитектура в IV - I вв. до и. э. прошла два периода своего развития.

Первый период охватывает IV - III вв. до н. э., когда Рим был относительно

бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времени развивалась под

сильным влиянием этрусской архитектуры; например, формы римского раннего

храма и его декоративного убранства, применение арки и свода были

заимствованы от этрусков. Ведущим типом сооружений являются военно-инженерные

(оборонительные стены, например стена Сервия, построенная в IV в. до н. э.;

некоторые части стены восходят к VI в. до н. э.) и гражданские (первые

водопроводы и дороги - конец IV в. до н. э.). Второй период (I I - I вв. до

н. э.) характеризуется широким применением бетона и сводчатых конструкций.

Появляются новые типы зданий, например базилики где совершались торговые

сделки и вершился суд (первая базилика построена во I I в. до н. э.),

амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями, цирки, где

происходили ристания колесниц, термы - сложный комплекс банных помещений,

библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком. Возникает новый

тип монументального сооружения - триумфальная арка. .Потребности торговли-

вызвали к жизни строительство складов (например, громадами портик Эмилиев - I

I в. до н. э.), специальных рыночных помещений.

Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральный

сенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах I в. до н. э.), судебные

помещения. Завоевание Италии и Средиземноморья вызвало к жизни интенсивную

достройку постоянных военных лагерей, многослойных дорог, опоясывающих всю

Италию и продолженных в провинции. Нужды растущего городского населения

приводят к совершенствованию канализации и постройке новых водопроводов,

подводящих воду в Рим за несколько десятков километров. Рим в I в. до н. э.

превращается в громадный город с миллионным населением, многоэтажными домами,

плотно застроенный многочисленными зданиями общественного назначения, живущий

напряженной, нервной жизнью.

Не только Рим, но и небольшие города (например, Помпей) превращаются в I в.

до н. э. в благоустроенные, культурные центры с разнообразными зданиями,

прекрасными площадями, мощеными улицами, каменным театром и амфитеатром,

цирком, многочисленными лавками и тавернами.

Заключение

На смену республики пришла империя.

Она принесла с собою относительный гражданский мир и определенное ослабление

внешней агрессии. Эксплуатация провинций принимает более организованный и

менее хищнический характер. Многие императоры поощряли городское

строительство и заботились о развитии культурной жизни провинций, системы

дорог, введении единой имперской денежной единицы. Для империи первых двух

столетий можно отметить рост техники, развития ремесел, подъем экономической

жизни, рост местной торговли. Провинциальные города получают самоуправление.

Появляется множество новых городских центров.

Наряду с этим появляются симптомы и упадка: сокращение

количества рабов, снижение производительности их труда, обнищание широких

масс населения Италии и провинций, истощение военных ресурсов империи. Этот

процесс становился постепенно основным и ведущим.

В конце концов все это привело к падению сопротивляемости Рима внешней

агрессии. Смещение одних императоров, замена их другими не приводила к

желаемым результатам. В середине YI века Восточная (или Византийская) империя

сделала грандиозное усилие восстановить былую Римскую державу. Император

Юстиниан (527-565 гг.) начал большие войны на Западе. Но это нечеловеческое

напряжение сил привело в конце концов к полному истощению казны, восстаниям и

практически к потере почти всех завоеваний.

В начале YII века началось наступление персов на восточные границы империи. В

короткое время она потеряла Египет, Сирию и Палестину. Славяне и авары

осаждали Константинополь.

Процесс падения рабовладельческого общества и образование феодализма привел к

исчезновению античного рабства и вместе с ним основанной на нем культуры на

всем протяжении бывшей римской империи.

Литература

1. Измайлов Г.В. История древних миров. Минск. «Эра». 1996.

2. История Рима. Под ред. Иванова А.Г. М. 1997.

3. Культура древнего мира. Учебное пособие. 1991.

4. История Земли. Учебник для младших классов. 1991

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты