Реферат: Культура древнего Рима

Реферат: Культура древнего Рима

Содержание

Введение.......................................................................3

Римская религия................................................................4

Римская драма и поэзия.........................................................8

Римская прозаическая литература...............................................12

Римская архитектура IV-I вв. до н. э..........................................14

Заключение....................................................................17

Литература....................................................................18

Введение

На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в Тирренское море, в IX

в. до н.э. возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно

поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом.

Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом и

Ремом, вскормленными волчицей.

По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел

при разрушении Трои. Вместе с сыном Асканием Эней бежал и после долгих

странствований при­был к берегам Лация (холмистая равнина по нижнему течению

Тибра). Там правил тогда Латин, царь местного племени. Он дружески принял

Энея и выдал за него замуж свою дочь Лавинию. После смерти Энея Асканий

основал новый город АЛЬБУ ЛОНГУ и стал там царствовать. По другому варианту

легенды, Асканий (или Юл - так звали его в других вариантах легенд) был сыном

Энея и Лавинии.

Через несколько поколений после Юла царем стал Нумитор. Но его свергнул с

трона младший брат Амулий. Дочь Нумитора Рею Сильвию он отдал в жрицы,

которые давали клятву безбрачия. Однако Рея родила от бога Марса двух

близнецов, за что была осуждена Амулием на смерть. Близнецов царь приказал

бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с

близнецами на мелком месте. На плачь близнецов прибежала волчица и накормила

их своим молоком. Вскоре детей нашел царский пастух Фаустул. Он принес их

до­мой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Близнецам дали имена Ромула

и Рема. В конце концов, тайна происхожде­ния братьев раскрылась, они убили

Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора. Сами они решили основать

новый город в тех местах, где были найдены. Римляне название Roma (Рим)

производили от имени Romulus.

Римская религия.

Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала

оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих

абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом,

Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др.

Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих

религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома

и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница

ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного

ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона

- покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов,

покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя

лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги

считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же

особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину - богиню

растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались

иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян.

Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до

н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание

многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило

римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей

среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои

культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было

приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные

действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом

отдельных богов, за ·порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных,

следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому

божеству обратиться с нужной просьбой.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов

ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные

обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я

даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону

религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с

божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые

овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом

соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих,

порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных,

особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим

характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ

Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный

римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распространения

оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную

римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его

устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии,

связанные с обрядами культа Вакха - Диониса.

Широкое проникновение греческого влияния во I I в. до н. э. привело не только

к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских

религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было

распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих

философов на религию и богов. Было переведено на латинский язык сочинение

эллинистического писателя Эвгемера, который считал, что боги - это

обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая римская аристократия,

знакомая с греческой философией, начинает скептически относиться к

религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как необходимое средство

управления народом. Распространение мистических восточных культов в массах,

скептическое отношение к римской религии у аристократии подрывали официальную

римскую религию. Бурные события гражданских войн, частые конфискации,

проскрипции вели к изменениям традиционных верований. Распространяется

представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный

протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие

культ слепой судьбы - Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно

и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения

мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство

страдающущим, накажет гонителей.

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в

общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были

вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью

религиозных праздников.

В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не религиозного)

характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а должностные лица.

Местом проведения таких представлений был уже не алтарь того или иного бога,

а цирк, расположенный в низине между Палатинским и Авентинским холмами.

Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В

течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян.

С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение

приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были

праздники, связанные с культом земледельческих богов, - цереалии в честь -

Цереры, виналии - праздник виноградного сбора, консуалии - .праздник жатвы,

сатурналии - праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней,

луперкалии - праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей

Рима, земледельцев н пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно

почитаемы среди сельского населения.

В конце III - начале I I в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы игры,

игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также флоралии - в

честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти игры были

ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и

экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от

нашествия, данного обета или просто желания магистрата.

Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней

(флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр

(ординарных) достигла 76 дней в году.

Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное шествие

во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2)

непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.

д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на

несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например, на

проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс.

сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых - З80тыс. Как правило,

денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр

магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральные представления.

Некоторые из празднеств, например флоралии, Аполлоновы игры, почти целиком

состояли из сценических представлений. Большое число сценических дней в

системе публичных представлений говорит о значительной роли театра в

общественной жизни Рима I I - I вв. до н. э. Видимо, это, объясняется

влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы, общим

культурным ростом римской публики, увеличением городского населения, которое

обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики, с другой

стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии, появление хороших

пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на популярность театральных

постановок, в Риме долгое время не было постоянного театрального здания. В

середине I I в. до н. э. стали строить и скамейки для всех зрителей. И только

в 55 г. до н. э. Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие

от греческого театра римский театр не имел орхестры, она была отведена под

кресла сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и

соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались

над орхестрой полукругом - амфитеатром. Римский театр был оснащен различными

механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для подъема

тяжестей, смены декорации.

Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские боя

устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они проникли

в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар гладиаторов. В

течение последующих полутора столетий гладиаторские игры устраивались на

поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и носили характер

частного представления. Постепенно популярность гладиаторских боев растет.

В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных зрелищ и

об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с магистратами имели

право давать бои и частные лица. Дать представление гладиаторского боя -

значило приобрести популярность у римских граждан и быть избранным на

государственную должность. А так как желающих получить магистратскую

должность было много, то число гладиаторских боев растет. На арену уже

выводят по нескольку десятков и даже сотен пар гладиаторов стоимостью в

несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся излюбленным

зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а позже и в

провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские архитекторы

создали специальный, ранее не известный тип здания - амфитеатр, где

устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на

несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость

театральных зданий.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и

их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более

росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали

проведение публичных представлений важной частью их государственной

деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была

сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая

группировка считала устройство публичных представлений одним из средств,

способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной

государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений

сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

Римская драма и поэзия.

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не

только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но

особенно греческая литература.

Первые собственно литературные произведения были произведениями

подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать

оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте народной

римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая литература,

прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология. Неудивительно, что

первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни были

переводами с греческого.

Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента (III в до н.

э.). При взятии Тарента римлянами, он попал в плен, был рабом и обучал

грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на свободу и

занялся литературой. Ливий Андроник перевел на латинский язык «Одиссею»

Гомера, он переделывал и переводил на латынь греческие комедии и трагедии. По

заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн в честь богини Юноны.

Переводы Ливия Андроника были очень вольными, это скорее были переделки

оригинала, допускающие включение новых отрывков, изменение имен, новые сцены.

Произведения Ливия Андроника, несовершенные и нескладные в литературном

отношении, тем не менее сыграли важную роль в становлении римской литературы.

Они познакомили римлян с замечательной греческой литературой, мифологией, с

эпосом. и театром. Ливий Андроник сделал самый трудный, первый шаг, он

положил начало римской художественной литературе, и в этом его бессмертная

заслуга.

Современниками Ливия Андроника были римские поэты Невий и Энний. Гней Невий

писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но влияние

римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у Ливия

Андроника. Большой заслугой Невия было составление поэмы о первой Пунической

войне с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний первый описал в

стихах всю историю Рима,. расположив события по годам.

Если Ливий Андроник и Гной Невий писали сбой произведения архаическим

сатурническим стихом, то Энний первый ввел в оборот более благозвучный

стихотворный размер - обычный у греков гекзаметр.

Крупнейшим римским писателем конца III - начала I I в. до н. э.был Тит Макций

Плавт (254 - 184 гг. до н. э.), актер по профессии. Ему приписывали

составление 130 комедий, из которых дошло до нашего времени 20. В отличие от

своих предшественников он работал только в дном жанре - комедийном, но зато

Плавт создал выдающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене. Сюжеты

комедий Плавта самые разнообразные сцены из семейной жизни, из жизни воинов-

наемников, городской богемы. Одним из непременных героев комедий Плавта были

рабы, как правило, хитрые, находчивые, ловкие и жадные.

Герои Плавта носят греческие имена, а действие переносится в греческие

города, что говорят о подражательности плавтовских комедий. Однако за

греческой внешностью плавтовских персонажей скрываются римляне с их

привычками и их бытом. Плавт, например, дает описание римского форума,

упоминает римских должностных лиц и римские городские порядки, хотя действие

развивается в греческом городе и подразумеваются греческие обычаи. Комедии

Плавта были первыми национальными римскими комедиями с ярким римским юмором,

сочным латинским языком. Национальный колорит обеспечивал плавтовским пьесам

долгий успех у римской публики.

Видное место в римской литературе первой половины I I в до н. э. занимал

Публий Теренций Африканец (185 - 159 гг. до н. э.), также составитель

комедий. В отличие от Плавта Теренций старался не включать в свои комедии

римские сюжеты и ограничивался пересказом греческих авторов, особенно

Менандра. Поэтому Теренция называли полуМенандром. Однако Теренций обращал

большое внимание на изящество и чистоту языка, его персонажи были уже не

неизменными на протяжении всей пьесы типами, а получали психологическое

развитие по ходу действий.

Если Плавт и Теренний были крупнейшййи сочинителями комедий, то Пакувий (220-

130 гг. до н. 3.) и Акций (170-85 гг. до и. э.) достигли известного

совершенства в составлении римских трагедий. Основой для составления их

трагедий служили трагедии греческих писателей, особенно Еврипида. Римские

трагики познакомили римскую публику с глубоким содержанием греческой

трагедии, с ее богатой мифологией и философией. Однако в отличие от комедий

Плавта римская трагедия всегда была подражательной, слабо связанной с

реальной римской действительностью.

Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием

греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты