ситуация изменилась: внешние атрибуты культурности подверглись осуждению, на
первый план вышли твердые убеждения и партийная сознательность.
4. Наука.
Центром научной мысли стала Академия наук СССР, по всей стране были созданы
ее филиалы и научно-исследовательские институты. В 30-е годы возникли
академии наук в союзных республиках.
К концу 30-х годов в СССР было около 1800 научно-исследовательских
учреждений. Число научных работников превысило 98 тыс. А ведь в 1914 г. в
России имелось всего 289 научных учреждений и только 10 тыс. научных
работников.
Советские ученые в 20-х и 30-х годах достигли больших успехов в развитии
многих отраслей науки. И. П. Павлов обогатил мировую науку ценными
исследованиями в области изучения высшей нервной деятельности человека и
животных, К. Э. Циолковский разработал теорию ракетного движения, которая
лежит в основе современной ракетной авиации и космических полетов. Его труды
(Космическая ракета», 1927, «Космические ракетные поезда», 1929, «Реактивный
аэроплан», 1930) завоевали приоритет СССР в разработке теоретических проблем
освоения космоса. В 1930 г. построен первый в мире реактивный двигатель,
работавший на бензине и сжатом воздухе, сконструированный Ф.А. Цандером.
Труды Тимирязева по физиологии растений стали новым этапом в развитии
дарвинизма. И. В. Мичурин доказал возможность управлять развитием
растительных организмов.
Исследования Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина, открывших закон образования
подъемной силы крыла, лежат в основе развития современной авиации. На основе
научных изысканий академика С.В. Лебедева, трудов А.Е. Фаворского, Б.В.
Бызова и др. в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое
производство синтетического каучука и этилового спирта. Благодаря выдающимся
научным открытиям советских физиков в СССР уже в 30-х годах впервые в мире
были внедрены в жизнь принципы радиолокации. Д.В. Скобельцын разработал метод
обнаружения космических лучей. Труды академика А.Ф. Иоффе заложили основы
современной физики полупроводников, играющих первостепенную роль в
техническом прогрессе. Советские ученые в 30-х годах внесли большой вклад в
изучение атомного ядра: Д.В. Иваненко выдвинул теорию строения атомного ядра
из протонов и нейтронов. Н. Н. Семенов успешно работал над проблемами теории
цепных реакций. Группа геологов под руководством академика И.М. Губкина
обнаружила богатейшие залежи нефти между Волгой и Уралом. Ученые сделали ряд
крупных географических открытый, в особенности в изучении Крайнего Севера.
Большую услугу науке оказал длившийся 274 дня дрейф на льдине в районе
Северного полюса, осуществленный в 1937 г. И.Д. Папаниным, Э.Т. Кренкелем,
П.П. Шершавым и Е.К. Федоровым. Более скромными были достижения общественных
наук, н основном служивших целям идеологического обоснования партийной
политики. Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению
духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях
крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание
идеологического фактора. После постановления ЦК ВКП(б) о журнале «Под
знаменем марксизма» (октябрь 1931 г.) и «О работе Комакадемии» (март 1931
г.), письма И.В. Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма» (октябрь
1931 г.), опубликованного в журнале «Пролетарская революция», общественные
науки были поставлены под жесткий партийный контроль. Одним из направлений
индокринации масс стало обращение к национальным традициям. В этой связи
возрастает роль исторического образования, исторических исследований,
безусловно, сориентированных в требуемом направлении. Тем не менее, по
сравнению с 20-ми годами, характеризовавшимися вульгарно-классовым, во
многом космополитическим отношением к истории (школа М. Н. Покровского и
др.) для приумножения исторических знаний создается более благоприятная
атмосфера. В 1934 г. восстанавливается преподавание в университетах истории,
создается Историко-археографический институт, в 1933 г. - Историческая
комиссия, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической академии и
передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт
истории АН СССР. В 30-е годы развертывается преподавание истории в средней и
высшей школе. С 1 сентября 1934 г. были восстановлены исторические
факультеты в Московском и Ленинградском университетах, а к 1938 г. эти
факультеты уже имелись в 13 университетах. Большую роль в подготовке
специалистов гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты
истории, философии и литературы (МИФМИ и ЛИФЛИ, а также Историко-архивный
институт и Институт народов Севера в Ленинграде).
В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук с 12
институтами.
Серьезнейшим достижением науки было введение стандартов, чему способствовал
переход на метрическую систему. Был создан общесоюзный Комитет по
стандартизации. По числу утвержденных стандартов СССР к 1928 г. обогнал ряд
капиталистических государств, уступая лишь США, Англии и Германии.
5. Театр, музыка, балет, кино.
Не стояло на месте и театральное искусство. По декрету Совнаркома (1917)
театры передавались в ведение Народного комиссариата просвещения. В 1919 г.
принят подписанный В. И. Лениным Декрет СНК об объединении театрального дела,
провозгласивший национализацию театра.
Старейшие русские театры сделали первые шаги к сближению с новым, рабочим
зрителем, переосмысливая классику - трактуя ее в некоторых случаях в плане
«созвучия революции» («Посадник» А. К. Толстого, 1918, «Старик» Горького,
1919, оба в Малом театре). Монументальные и патриотические образы «Мистерия-
буфф» Маяковского (поставлена Мейерхольдом в 1918 г.) положили начало
созданию спектаклей политически острых, проникнутых духом революционной
романтики, способствовали развитию агитационного театра. Большое значение в
процессе развития театральной культуры имели творческое взаимодействие и
соревнование старейших русских театров, выделенных в группу академических,
таких, как Малый, МХАТ, Александринский, и вновь организованных - 3-я студия
МХАТ, Театр РСФСР Театр Революции, Театр им. МГСПС, Большой драматический
театр - в Петербурге, Театр «Красный факел» и др. Большой драматический
театр был основан в Петрограде при участии М.Ф. Андреевой, А.А. Блока, М.
Горького, А.В. Луначарского как театр героического репертуара. Его
председателем и руководителем стал А.А. Блок. Спектакли ставили режиссеры
Н.Н. Арбатов, Р.В. Болеславский, А.Н. Лаврентьев, оформляли художники А.И.
Бенуа, А.В. Добужинский, В.А. Щука. Музыку для театра писали композиторы
Б.В. Астафьев, Ю. А. Шапорин, а в спектаклях играли Н.Ф. Монахов, В.В.
Максимов, В.Я. Сафронов и др.
На развитие театра этого времени огромное воздействие оказала деятельность
целой плеяды талантливых режиссеров: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-
Данченко, В.Э. Мейерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова, А.Д. Попова, К.А.
Марджанишвили, Г.П. Юра. На сценах театров с огромным успехом продолжали
выступать актеры старшего дореволюционного поколения - М.Н. Ермолова, А.М.
Южин, А.А. Остужев, Е.Д. Турчанинова, А.А. Яблочкина (Малый театр), И.М.
Москвин, В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, М.П. Лилина, О.Л. Книппер-Чехова (МХАТ)
и др. Одновременно вливалось и молодое поколение талантливых актеров - Н.П.
Хмелев, А.К. Тарасова, Н.П. Баталов, М.М. Яншин, К.Н. Еланская, Б.К. Ливанов,
Б.В. Щукин, Е.Н. Гоголева, А.А. Хорава, А.А. Васадзе, А. Хидоятов, С.М.
Михоэм, Н.М. Ужвий и др. Создавалось также множество новых театров и
театральных студий, передвижных театров. Появились первые в мире детские
театры.
В период, когда закладывались основы художественной советской культуры,
важную роль сыграла деятельность музыкантов старшего поколения,
осуществлявших живую связь между дореволюционным прошлым русской музыки и
новым советским ее этапом: композиторов А.К. Глазунова, М.М. Ипполитова-
Иванова, А.Д. Кастальского, Р.М. Глиэра, С.Н. Василенка, А.Ф. Гедике, М.Ф.
Гнесина, исполнителей и педагогов К. Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Л.В.
Николаева, критиков и музыковедов В.Г. Каратыгина, А.В. Оссовского, Б.Ф.
Асафьева, Б.Л. Яворского, М.В. Иванова-Борецкого.
В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля
1918 г. впервые выдвигается понятие «государственное музыкальное
строительством. В ведение государства были переданы Большой и Мариинский
театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нотные издательства,
фабрики музыкальных инструментов. В просветительной и художественно-
пропагандистской работе активно участвовали многие композиторы, исполнители,
музыковеды. Среди них Б.Ф. Асафьев, С.Н. Василенко, А.К. Глазунов, М.Ф.
Гнесин, А.Д. Кастальский, Л.В. Николаев, В.В. Щербачев, Ф.М. Шаляпин и др. В
30-к годах были достигнуты первые удачи в создании советской оперы: «Тихий
Дох» И.И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939, вторая
редакция 1952), «Семен Котко» С. Прокофьева (1939). Одной из наиболее
выдающихся советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет
Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Шостаковича. Среди опер на
современную тематику, написанных в послевоенные годы, выделяются «Виринея»
С.М. Слонимского (1967) и «Не только любовь» Р.К. Щедрина (пост. 1961).
В развитие камерной вокальной и инструментальной музыки внесли вклад А.Н.
Александров, Н.Я. Московский, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Ю.А. Шапорин,
В.Я. Шебалин, Д.Д. Шостакович, Б.Н. Чайковский, Б.И. Тищенко, В.А. Гаврилин и
др.
Коренное обновление испытал советский балет. Следуя традициям Чайковского,
Глазунова, Стравинского, в этом жанре советские композиторы утвердили
значение музыки как важнейшего, определяющего элемента хореографической
драматургии. Горский, руководивший труппой Большого театра до 1922 г.,
ставил классику («Щелкунчик», 1919) и новые спектакли («Стенька Разин» А.К.
Глазунова, 1918; «Вечно живые цветы» на музыку Б.Ф. Асафьева, 1922, и др.).
Образы революционного народа получили художественно убедительное воплощение в
балетах «Красный мак» («Красный цветок») Глиэра (1927, вторая редакция
1949), «Пламя Парижа» Асафьева (1932), «Лауренсия» А.А. Крейна (1937). Смелым
реформатором явился Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульетта» (1936) -
глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию. Среди
композиторов, успешно работающих в балетном жанре, - А.И. Хачатурян
(«Спартак», 1954), А.П. Петров («Сотворение мира», 1971), Р. Щедрин («Анна
Каренина», 1972).
На рубеже 20-30-х годов в театр пришли выпускники советской балетной школы:
М.Т. Семенова, Г.С. Уланова, Н.М. Дудинская, О.В. Лепешинская.
Кино попало под пристальное внимание Ленина, оценившего огромное
эмоциональное воздействие этого поистине массового вида искусства. Очевидно,
поэтому после Октябрьской революции 1917 г. стали выпускаться игровые
агитфильмы: «О попе Панкрате, тетке Домне и явленной иконе в Коломне»
(режиссер Н. Ф. Преображенский, по басне Д. Бедного). «Уплотнение» (режиссер
А.П. Пантелеев), «Восстание» (режиссер А.Е. Разумный).
Частные киноателье, находившиеся под контролем государства, выпустили ряд
значительных картин: «Барышня и хулиган» (1918, по сценарию и при участии
Маяковского, режиссер Е.О. Славинский), «Поликушка» (1919, по Л.Н. Толстому,
режиссер А.А. Санин, в главной роли - И. М. Москвин) и др.
В 1920 г. была создана первая экранизация повести М. Горького «Мать»
(режиссер Разумный), в 1921 - историко-революционный фильм «Серп и Молот»
(режиссер Чадин). Широкое развитие получила кинохроника. В 1918-1919 гг.
выходил периодический хроникальный советский киножурнал «Кинонеделя». В 1925
г. под руководством режиссера Сергея Эйзенштейна создан один из лучших
фильмов немого кино «Броненосец Потемкин», получивший высокую оценку во всем
мире. В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже ему была присуждена высшая
премия.
Заметное место в репертуаре второй половины 20-х годов отводилось
экранизациям русской классики и произведений зарубежных писателей.
В эти годы создаются выдающиеся произведения советского кино: «Александр
Невский» С. Эйзенштейна; «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина; «Арсенал»,
«Земля» А. Довженко.
Утверждение метода социалистического реализма в кино совпало с введением
звука. С помощью отечественной аппаратуры были сняты первые звуковые фильмы:
«Путевка в жизнь» (1931 г., режиссер Н.В. Экк) и «3латые горы» (1931,
режиссер С.И. Юткевич). Наряду с фильмами «по заказу» создавались и другие
истинно художественные произведения.
Этапным произведением советского киноискусства стал фильм братьев Васильевых
«Чапаев».
Теоретическое наследие и исследовательские работы выдающихся мастеров
советского кино С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д.
Вертова, М. И. Ромма, С. А. Герасимова и С. И. Юткевича и сейчас составляют
фундаментальную базу для развития киноведческой науки.
6. Литература.
Жизнь литературной элиты протекала совсем не так, как жизнь простого народа.
Первые годы после Великой Октябрьской революции для многих оставшихся на
родине поэтов, писателей и художников явились периодом творческого взлета и
откровения. В атмосфере раскрепощения и свободы поиска, царившей все 20-е
годы, рождались новые таланты, направления, журналы, теории. Первое время
официальные власти не прибегали к методу прямого давления, предпочитая
агитировать и убеждать в преимуществах социалистической идеологии, нежели
приказывать, запрещать и расстреливать. До 1922 года, когда В.И. Ленин
впервые проявил принудительные методы по отношению к нелояльным философам,
ученым и писателям, выслав в Европу несколько десятков выдающихся мыслителей;
составлявших цвет нации, в стране свободно выходили журналы и газеты самого
разного идеологического толка, на университетских кафедрах можно было
встретить оголтелого марксиста и ярого идеалиста, в прокуренном кабаке -
спорящих между собой акмеиста, символиста и футуриста. Никто не боялся
говорить о том, какой идейной позиции он придерживается.
Поэтическим выражением революционной эпохи, с ее творческими взлетами,
преследованием инакомыслящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции,
стало деятельность трех великих поэтов - В. Маяковского, А. Блока и С.
Есенина.
В.В. Маяковский (1893-1930), один из выдающихся представителей авангардного
искусства 1910-1920-к гг., родился в дворянской семье. В юности обучался
живописи, ваянию и зодчеству. Его бунтарская натура проявилась задолго до
Октябрьской революции, пламенным певцом которой он стал. В молодости
Маяковский постоянно что-то совершал: то агитировал московских рабочих, то
организовывал кружки футуристов, то громил противников на диспутах о новом
искусстве, выставках и вечерах, проводившихся радикальными объединениями
художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодёжи». В 1918 году он
организует группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1923 году создает
«Левый фронт искусств» (ЛЕФ), пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для
агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921).
Другой великий русский поэт С.А. Есенин (1895-1925), родился в крестьянской
семье. Ему, как и Маяковскому, была свойственна противоречивость характера:
за пьяными кутежами, эксцентричными выходками и литературными боями
скрывалась натура глубоко ранимая и романтическая. Есенин вошел в историю
русской литературы как проникновенный лирик, тонко чувствующий родную
природу, самобытность национального духа. Тема крестьянской Руси с ее
«хилыми» избами и «тощими» полями, с ее песнями под тальянку, с белыми
монастырскими стенами и маковками церквей, занимает в его поэзии центральное
место («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918). Ему так и не удалось
понять «коммуной вздыбленную Русь», коллективизацию, индустриальный подъем и
культурную революцию. Все его мироощущение было трагическим. Предполагают,
что в возрасте 30 лет в состоянии депрессии Есенин покончил жизнь
самоубийством.
Великий русский поэт А.А. Блок (1880-1921) происходил из профессорской семьи.
Писать стихи начал с 5-ти лет. Наиболее важные литературно-философские
традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности - учение
Платона, лирика и философия В.С. Соловьева, поэзия А.А. Фета. Раннее
творчество Блока развивалось в русле символизма («Стихи о Прекрасной Даме»).
Он не стремился к высоким административным постам, хотя в 1920 году являлся
председателем Петроградского отделения Союза поэтов. На всю жизнь Блок
остался верен культу вечно-женственного и мировой души. Лирика Блока ближе
музыкальной стихии, нежели рифмованным стихам индустриальной поэзии
Маяковского.
Из большого списка наиболее крупных поэтов и писателей советского периода -
А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М.
Зощенко, К.А. Федин, М.А. Шолохов, Л.Н. Толстой, Вяч.Вс. Иванов, Л.М.
Леонов, А.П. Платонов, М.А. Булгаков, Ф.В. Гладков, Б.Л. Пастернак, К.Г.
Паустовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский,
А.А. Фадеев, Д.А. Гранив, А.И. Солженицын, Е.А. Евтушенко, А.А.
Вознесенский, Р.И. Рождественский, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, А.А.
Ананьев, В.П. Астафьев, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин и др. - не
найдется практически ни одного, кто не побывал бы во «внутренней эмиграции».
Одних она вынуждала общаться с читателем эзоповым языком, других, желающих
во всем быть искренним и принципиальным, доводила до нервных срывов,
душевных потрясений, самоубийства или, довольно часто, до алкоголизма.
Последнее служило формой духовного эскапизма - ухода от реальности.
Наиболее ярко и талантливо эзопов язык проявился в области юмора и сатиры. В
отличие от юмора Западной Европы, Америки и Японии русский юмор более
социален и политичен. Русский юмор и русская сатира, быть может, лишены
английской утонченности или французской изящности, но они наделены тем, чем
не обладает ни одна культура мира, - способностью в завуалированной форме
донести до слушателя всю гамму политических теорий, концепций, общественных
реакций на важнейшие события, не утрачивая глубочайшей самоиронии. Юмор и
сатира, имеющие в России одну из самых мощных за всю историю человечества
традицию, формировались по принципу антисимметрии: чем больше запрещали, тем
выше поднималось искусство иносказания. Анекдоты, юмор и сатира служили
оборотной стороной официального искусства: чем худосочнее становилось второе,
тем плодовитее было первое. Они являлись не только «завитринной» стороной
советского искусства, но и компенсацией того морального и культурного
ущерба, который наносит народу всякая цензура, любые запреты.
Творчество И. Ильфа (1897-1937) и Е. Петрова (1902-1942), М.М. Зощенко (1894-
1958) - доказательство того, каких высот в искусстве можно достичь,
пользуясь формой иносказательного повествования при рассмотрении самых
серьезных, самых фундаментальных вопросов бытия. Романы «Двенадцать
стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) рассказывают не о похождениях
талантливого мошенника и авантюриста - здесь дана панорама социальных типов
советских людей, раскрыта анатомия советских нравов 20-х годов. В «Голубой
книге» (1934-1935) М. Зощенко, произведения которого подверглись уничтожающей
критике в постановлении ЦК ВКП(б) как клевета на советскую действительность,
завуалировано показано то, о чем в слух сказать было невозможно - ханжеская
мораль строителей коммунистического общества, которые, как и любые строители,
вовсе не лишены человеческих пороков.
Сатирики говорили со страниц журналов и газет о том, о чем каждый день думали
и боялись произнести вслух миллионы советских людей. Они писали правду,
которую давно и во всех подробностях знали все -даже партийные чиновники,
запрещавшие эту правду. Знали, но делали вид, что этого нет или не должно
быть. Коммунисты старались выглядеть лучше, чем они есть, хотя этого от них
никто не требовал - ни собственный народ, ни их враги за рубежом.
Идеологическая поза, раздувание щек стали основной причиной превращения
культуры - живого творчества живых масс - в придворную служанку. От
напомаженных портретов и отлакированных романов плевались все, и в первую
очередь партийные работники, тайком читавшие запрещенные и западные книги.
Все понимали, что официальное советское искусство - давно не искусство, а
плакат, и все делали вид, что не верят этому. Творчество А.П. Платонова
(1899-1951) искусствоведы ставят в один ряд с величайшими фантасмагористами
ХХ столетия.
Другим антагонистом социалистического реализма проявил себя гениальный
русский писатель М.А. Булгаков (1891-1940). В романе «Белая гвардия» (1927),
пьесах «Дни Трубиных» (1926), «Бег» (1928) писатель показал трагические
коллизии Гражданской войны и крах «белого движения». С начала 30-х годов до
конца жизни он работал над получившим мировую известность романом «Мастер и
Маргарита», где поставлены вечные проблемы добра и зла, ложной и истинной
нравственности. В течение долгих лет творчество Булгакова замалчивалось
официальной советской критикой, а сам он причислялся к писателям,
«искажавшим социалистическую действительность». Лишь с 60-х годов началось
массовое издание его произведений.
7. Живопись.
В живописи «серебряный век» продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды
выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой,
Кандинского, Малевича, Татлина и др.). Расцвет русского абстрактного
искусства пришелся на период первой мировой войны. Последовавшие за ней
революционные события и ужасающая разруха Гражданской войны не остудили
творческий жар русской интеллигенции.
После 1915 года Москва становится столицей новаторского искусства. С 1916 по
1921 год именно здесь формируются авангардные тенденции в живописи. Набирает
силу объединение «Бубновый валет» (Кончаловский, Куприн, Фальк, Удальцова и
др.) и кружок Супремус» (Малевич, Розанова, Клюв, Попова). В Москве и
Петербурге то и дело возникают новые направления, кружки и общества,
появляются новые имена, концепции и подходы. Революция 1917 г. заставила
живописцев перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства
мастерских на открытые площадки городских улиц. Открывается художественные
вузы, в Москве создаются Институт художественной литературы (Инхук) и Высшие
художественно-технические мастерские (Вхутемас).
Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит
гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому
(1866-1944).
Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878-1935). С него
начинается эра супрематизма (от лат. supremus - высший, последний), или
искусства геометрической абстракции. Выходец из многодетной польской семьи,
он в 1905 году приезжает в Москву обучаться живописи и ваянию. С 1912 года,
под влиянием знакомства с поэтами А.Е. Крученых и В. Хлебниковым, в
творчестве Малевича начинается период футуризма, получивший название
«кубофутуризм», в котором геометрические формы пронизаны динамизмом,
характерным для футуристов. В 1915 году возникли первые полотна, созданные
в новом стиле супрематизма, в нем сохранилось «кубофутуристическое» единство
динамики и статики: однотоновые геометрические фигуры были погружены в некую
«белую бездну», призванную символизировать превосходство чистой формы над
текучей предметностью.
В 1915 году Малевич выставил в Петрограде 39 «беспредметных» произведений и
среди них – «Чёрный квадрат». Освободившись от порабощения сюжетом и
предметами, живописцы устремились к открытию внутренних законов искусства.
Новому стилю были свойственны геометрические абстракции из простейших фигур
(квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). После революций Малевич являлся
комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране
художественных ценностей в Москве, возглавлял Государственный институт
художественной культуры (Гинхук) в Петербурге, после разгрома которого в 1926
году он преподавал в Киевском художественном институте. Одной из центральных
фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885-1953), считающийся
основоположником конструктивизма, течения, которое до 1921 году официально
признавалось властями в качестве ведущего направления революционного
искусства. Он прожил интересную, насыщенную жизнь. В конце 1900-х - начале
1910-х годов художник сблизился с отечественными авангардистами, прежде
всего с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, достаточно быстро выдвинулся на
одно из первых мест. После Октябрьской революции Татлин энергично включился
в общественно-художественную жизнь: в 1917 году был председателем «молодой
фракции» в профессиональном союзе художников-живописцев, с 1918 года -
председателем Московской художественной коллегии Наркомпроса, инициатором
создания музеев нового типа («музеев художественной культуры»),
председателем Объединения левых течений в искусстве (1921-1925), руководил
Отделом материальной культуры Гинхука (1923-1925) в Петрограде.
Сущность конструктивизма составляла идея практичного, утилитарного
использования абстрактного искусства. Татлин и конструктивисты прославились
одним из самых грандиозных сооружений начала ХХ века - памятником III
Коммунистическому Интернационалу (1919-1920). Спиральная башня, высотой 400
м, включала в себя куб, пирамиду и цилиндр, предназначавшиеся для размещения
залов конгрессов, различных учреждений и радиостанции, которая должна была
распространять информационные сообщения через громкоговорители. «Башня
Татлина», превосходившая в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, была
задумана как административный и агитационно-пропагандистский центр
Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции.
Конструкция из металлических балок и четырех вращающихся с разными
скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные,
законодательные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Применение
технологически новых материалов и абстрактные формы, полностью лишенные
какого-либо привкуса традиций, наглядно отражали дух революции. Сам Татлин
почитал свое творение высшей точкой синтеза разных искусств.
Другой выдающейся фигурой конструктивизма являлся Эль Лисицкий (псевдоним
Л.М. Лисицкого) (1890-1941), известный как талантливый российский график,
иллюстратор, типограф, архитектор, фотограф, теоретик и архитектурный критик,
один из создателей нового вида искусства - дизайна.
Одной из ключевых фигур в искусстве ХХ века являлся гениальный русский
живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н. Филонов
(1881-1941) создатель самостоятельного направления русского авангарда - так
называемого аналитического искусства.
В первые годы советской власти живопись раскололась на два враждебных
лагеря. Один, именовавший себя «левым» искусством, был представлен
талантливой плёядой авангардистов, стремившихся внести новое слово в
искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.). Другой лагерь, который
можно назвать «правым», являл собой сообщество политически ангажированных
художников, стоявших на твердых принципах социалистического реализма.
В 30-е годы советские архитекторы разработали генеральный план реконструкции
городов, прежде всего Москвы и Ленинграда. Выпрямляя улицы и прокладывая
новые проспекты, строители разрушили множество древних храмов и монастырей.
В 1934 году, согласно плану реконструкции Москвы, был уничтожен главный
памятник России - храм Христа Спасителя, возведенный на народные деньги и
посвященный Отечественной войне 1812 года. Грандиозное по масштабам (высота
103,3 м) здание украшали выдающиеся русские художники и скульпторы XIX века:
П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, Ф.П. Толстой, В.В. Верещагин,
К.Е. Маковский, В.И. Суриков и др. Отечественные градостроители добились
того, что ЮНЕСКО исключила Москву из числа памятников мировой культуры.
8. Русское зарубежье.
Постоянное вмешательство партии в дела искусства, запрет на свободу слова и
печати, преследование старой интеллигенции привели к массовой эмиграции
деятелей культуры. Родину покинули 2 млн. россиян. После Великой Октябрьской
революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый составили
писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за
границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял
революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли
колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что
подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может. Их судьба
была различной: одни смогли приспособиться и выжить в условиях Советской
власти; другие, как А. Куприн (1830-1938), проживший в эмиграции с 1919 по
1933 год, вернулись, чтобы умереть на родине; третьи покончили жизнь
самоубийством; наконец, четвертые были репрессированы. В первом лагере
оказались деятели культуры, составившие ядро первой волны эмиграции.
Первая волна русской эмиграции - самая массовая и значительная по вкладу в
мировую культуру ХХ в.
В 1921-1952 г. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на
русском языке в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже
Общество русских инженеров насчитывало 3 тыс. членов, Общество химиков -
более 200 человек. За границей оказалось примерно 500 крупных ученых,
возглавивших кафедры и целые научные направления (С.Н. Виноградский, В.К.
Агафонов, К.Н. Давыдов, Н.А. Сорокин и др.). Внушителен список уехавших
деятелей литературы и искусства (Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, К.А.
Коровин, IО.Н. Анненков, И.А. Бунин и т. д.). Такая утечка умов не могла не
привести к серьезному понижению духовного потенциала отечественной культуры.
В эмиграции оказались не только писатели, но и выдающиеся русские философы:
Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франх, А. Изгоев, Л. Струве, Н. Лосский и др.
Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось
самобытное учение - евразийство. Среди его сторонников и авторов - лингвисты
Н. Трубецкой и Р. Якобсон, философы Л. Карсавин, С. Франк, историки Г.
Вернадский и Г. Флоровский, правовед Н. Алексеев, религиозный писатель В.
Ильин, ученые и публицисты - Л. Сувчинский, Д. Сгзятополх-Мирский, Л.
Савицкий.
Первая волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20-30-х годов,
сошла на нет в 40-х. Ее представители доказали, что русская культура может
существовать и вне России. Русская эмиграция совершила настоящий подвиг -
сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных
условиях.
От «серебряного века» к «бронзовому». Но и оставшиеся в Советской России
деятели культуры оказались не в лучших условиях. И на их долю выпала миссия
сохранить и преумножить достижения русской культуры.
Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, после нескольких лет
свободного творчества, вынуждены были принять и новую идеологическую
доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие
десятилетия. Она называлась социалистическим реализмом.
Главным постулатом социалистического реализма стала партийность,
социалистическая идейность.
9. Заключение.
Изучая эту тему, я поняла насколько важно её изучение. С полной уверенностью,
я могу сказать, что ХХ век ознаменовался бурным расцветом русской культуры.
Недаром это время называют её Серебряным веком. Русская культура отразила все
противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни России,
оказала глубокое воздействие на нравственное состояние народа, внесла свой
вклад в мировую сокровищницу культуры.
Да, все новшества и открытия дались России тяжело. Многие великие люди так и
не были услышаны, но мы не можем умалять достоинства Серебряного века, не
можем не говорить о его величии. Мне кажется, что на пороге ХХI века мы
должны больше уделять внимания культуре прошедшей эпохи. Мы должны понять её,
и тогда нам будет легче создавать свою, новую культуру.
10. Литература.
1. Введение в культурологию: Учеб. пособие в Ч. 2. М., 1995.
2. Волков В.В. Концепция культурности.
3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /
Под ред. А.Н. Макаровой. 2-е изд., перераб. и доп. М. Культура и спорт.
ЮНИТИ, 1998.
Страницы: 1, 2