Реферат: Культура России 20 век

ситуация изменилась: внешние атрибуты куль­турности подверглись осуждению, на

первый план вышли твердые убеждения и партийная сознатель­ность.

4. Наука.

Центром научной мысли стала Академия наук СССР, по всей стране были созданы

ее филиалы и научно-исследова­тельские институты. В 30-е годы возникли

академии наук в союзных республиках.

К концу 30-х годов в СССР было около 1800 научно-ис­следовательских

учреждений. Число научных работников превысило 98 тыс. А ведь в 1914 г. в

России имелось всего 289 научных учреждений и только 10 тыс. научных

работ­ников.

Советские ученые в 20-х и 30-х годах достигли больших успехов в развитии

многих отраслей науки. И. П. Павлов обогатил мировую науку ценными

исследованиями в области изучения высшей нервной деятельности человека и

живот­ных, К. Э. Циолковский разработал теорию ракетного движе­ния, которая

лежит в основе современной ракетной авиации и космических полетов. Его труды

(Космическая ракета», 1927, «Космические ракетные поезда», 1929, «Реактивный

аэроплан», 1930) завоевали приоритет СССР в разработке тео­ретических проблем

освоения космоса. В 1930 г. построен первый в мире реактивный двигатель,

работавший на бензи­не и сжатом воздухе, сконструированный Ф.А. Цандером.

Труды Тимирязева по физиологии растений стали новым этапом в развитии

дарвинизма. И. В. Мичурин доказал воз­можность управлять развитием

растительных организмов.

Исследования Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина, открыв­ших закон образования

подъемной силы крыла, лежат в ос­нове развития современной авиации. На основе

научных изыс­каний академика С.В. Лебедева, трудов А.Е. Фаворского, Б.В.

Бызова и др. в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое

производство синтетического каучука и этилового спирта. Благодаря выдающимся

научным откры­тиям советских физиков в СССР уже в 30-х годах впервые в мире

были внедрены в жизнь принципы радиолокации. Д.В. Скобельцын разработал метод

обнаружения космичес­ких лучей. Труды академика А.Ф. Иоффе заложили основы

современной физики полупроводников, играющих первосте­пенную роль в

техническом прогрессе. Советские ученые в 30-х годах внесли большой вклад в

изучение атомного ядра: Д.В. Иваненко выдвинул теорию строения атомного ядра

из протонов и нейтронов. Н. Н. Семенов успешно работал над проблемами теории

цепных реакций. Группа геологов под ру­ководством академика И.М. Губкина

обнаружила богатей­шие залежи нефти между Волгой и Уралом. Ученые сделали ряд

крупных географических открытый, в особенности в изу­чении Крайнего Севера.

Большую услугу науке оказал длив­шийся 274 дня дрейф на льдине в районе

Северного полюса, осуществленный в 1937 г. И.Д. Папаниным, Э.Т. Кренке­лем,

П.П. Шершавым и Е.К. Федоровым. Более скромными были достижения общественных

наук, н основном служивших целям идеологического обоснования партийной

политики. Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению

духовного сплочения народа вокруг задач модернизации общества в условиях

крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание

идео­логического фактора. После постановления ЦК ВКП(б) о жур­нале «Под

знаменем марксизма» (октябрь 1931 г.) и «О работе Комакадемии» (март 1931

г.), письма И.В. Сталина «О неко­торых вопросах истории большевизма» (октябрь

1931 г.), опуб­ликованного в журнале «Пролетарская революция», общест­венные

науки были поставлены под жесткий партийный кон­троль. Одним из направлений

индокринации масс стало обра­щение к национальным традициям. В этой связи

возрастает роль исторического образования, исторических исследований,

безусловно, сориентированных в требуемом направлении. Тем не менее, по

сравнению с 20-ми годами, характеризовавшими­ся вульгарно-классовым, во

многом космополитическим отно­шением к истории (школа М. Н. Покровского и

др.) для при­умножения исторических знаний создается более благоприят­ная

атмосфера. В 1934 г. восстанавливается преподавание в университетах истории,

создается Историко-археографический институт, в 1933 г. - Историческая

комиссия, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической академии и

переда­чей ее учреждений и институтов в Академию наук был образо­ван Институт

истории АН СССР. В 30-е годы развертывается преподавание истории в средней и

высшей школе. С 1 сентяб­ря 1934 г. были восстановлены исторические

факультеты в Московском и Ленинградском университетах, а к 1938 г. эти

факультеты уже имелись в 13 университетах. Большую роль в подготовке

специалистов гуманитарных наук играли Москов­ский и Ленинградский институты

истории, философии и ли­тературы (МИФМИ и ЛИФЛИ, а также Историко-архивный

институт и Институт народов Севера в Ленинграде).

В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохо­зяйственных наук с 12

институтами.

Серьезнейшим достижением науки было введение стандар­тов, чему способствовал

переход на метрическую систему. Был создан общесоюзный Комитет по

стандартизации. По числу утвержденных стандартов СССР к 1928 г. обогнал ряд

капиталис­тических государств, уступая лишь США, Англии и Германии.

5. Театр, музыка, балет, кино.

Не стояло на месте и театральное искусство. По декрету Совнаркома (1917)

театры передавались в ведение Народного комиссариата просвещения. В 1919 г.

принят подписанный В. И. Лениным Декрет СНК об объединении театрального дела,

провозгласивший национализацию театра.

Старейшие русские театры сделали первые шаги к сближе­нию с новым, рабочим

зрителем, переосмысливая классику - трактуя ее в некоторых случаях в плане

«созвучия революции» («Посадник» А. К. Толстого, 1918, «Старик» Горького,

1919, оба в Малом театре). Монументальные и патриотичес­кие образы «Мистерия-

буфф» Маяковского (поставлена Мей­ерхольдом в 1918 г.) положили начало

созданию спектаклей политически острых, проникнутых духом революционной

ро­мантики, способствовали развитию агитационного театра. Большое значение в

процессе развития театральной куль­туры имели творческое взаимодействие и

соревнование ста­рейших русских театров, выделенных в группу академичес­ких,

таких, как Малый, МХАТ, Александринский, и вновь организованных - 3-я студия

МХАТ, Те­атр РСФСР Театр Революции, Театр им. МГСПС, Большой драматический

театр - в Петербурге, Театр «Красный факел» и др. Большой драматичес­кий

театр был основан в Петрограде при участии М.Ф. Андреевой, А.А. Блока, М.

Горького, А.В. Луначарского как театр героического репертуара. Его

председателем и руководителем стал А.А. Блок. Спектакли ставили режиссеры

Н.Н. Арба­тов, Р.В. Болеславский, А.Н. Лаврентьев, оформляли художники А.И.

Бенуа, А.В. Добужинский, В.А. Щука. Му­зыку для театра писали композиторы

Б.В. Астафьев, Ю. А. Шапорин, а в спектаклях играли Н.Ф. Монахов, В.В.

Мак­симов, В.Я. Сафронов и др.

На развитие театра этого времени огромное воздействие оказала деятельность

целой плеяды талантливых режиссеров: К.С. Станиславского, В.И. Немировича-

Данченко, В.Э. Мей­ерхольда, Е.Б. Вахтангова, А.Я. Таирова, А.Д. Попова, К.А.

Марджанишвили, Г.П. Юра. На сценах театров с ог­ромным успехом продолжали

выступать актеры старшего до­революционного поколения - М.Н. Ермолова, А.М.

Южин, А.А. Остужев, Е.Д. Турчанинова, А.А. Яблочкина (Малый театр), И.М.

Москвин, В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, М.П. Лилина, О.Л. Книппер-Чехова (МХАТ)

и др. Одновре­менно вливалось и молодое поколение талантливых актеров - Н.П.

Хмелев, А.К. Тарасова, Н.П. Баталов, М.М. Яншин, К.Н. Еланская, Б.К. Ливанов,

Б.В. Щукин, Е.Н. Гоголева, А.А. Хорава, А.А. Васадзе, А. Хидоятов, С.М.

Михоэм, Н.М. Ужвий и др. Создавалось также множество новых теат­ров и

театральных студий, передвижных театров. Появились первые в мире детские

театры.

В период, когда закладывались основы художественной советской культуры,

важную роль сыграла деятельность му­зыкантов старшего поколения,

осуществлявших живую связь между дореволюционным прошлым русской музыки и

новым советским ее этапом: композиторов А.К. Глазунова, М.М. Ип­политова-

Иванова, А.Д. Кастальского, Р.М. Глиэра, С.Н. Ва­силенка, А.Ф. Гедике, М.Ф.

Гнесина, исполнителей и педа­гогов К. Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера, Л.В.

Николае­ва, критиков и музыковедов В.Г. Каратыгина, А.В. Оссов­ского, Б.Ф.

Асафьева, Б.Л. Яворского, М.В. Иванова-Бо­рецкого.

В декрете СНК РСФСР «О Московской и Петроградской консерваториях» от 12 июля

1918 г. впервые выдвигается понятие «государственное музыкальное

строительством. В ведение государства были переданы Большой и Мариинский

театры, Синодальное училище в Москве, консерватории, нот­ные издательства,

фабрики музыкальных инструментов. В просветительной и художественно-

пропагандистской работе активно участвовали многие композиторы, исполнители,

му­зыковеды. Среди них Б.Ф. Асафьев, С.Н. Василенко, А.К. Глазунов, М.Ф.

Гнесин, А.Д. Кастальский, Л.В. Ни­колаев, В.В. Щербачев, Ф.М. Шаляпин и др. В

30-к годах были достигнуты первые удачи в создании советской оперы: «Тихий

Дох» И.И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т.Н. Хренникова (1939, вторая

редакция 1952), «Семен Котко» С. Прокофьева (1939). Одной из наиболее

вы­дающихся советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет

Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Шостаковича. Среди опер на

современную тематику, напи­санных в послевоенные годы, выделяются «Виринея»

С.М. Слонимского (1967) и «Не только любовь» Р.К. Щед­рина (пост. 1961).

В развитие камерной вокальной и инструментальной му­зыки внесли вклад А.Н.

Александров, Н.Я. Московский, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Ю.А. Шапорин,

В.Я. Шебалин, Д.Д. Шостакович, Б.Н. Чайковский, Б.И. Тищенко, В.А. Гаврилин и

др.

Коренное обновление испытал советский балет. Следуя традициям Чайковского,

Глазунова, Стравинского, в этом жанре советские композиторы утвердили

значение музыки как важнейшего, определяющего элемента хореографической

драматургии. Горский, руководивший труппой Большого те­атра до 1922 г.,

ставил классику («Щелкунчик», 1919) и но­вые спектакли («Стенька Разин» А.К.

Глазунова, 1918; «Веч­но живые цветы» на музыку Б.Ф. Асафьева, 1922, и др.).

Образы революционного народа получили художественно убедительное воплощение в

балетах «Красный мак» («Крас­ный цветок») Глиэра (1927, вторая редакция

1949), «Пламя Парижа» Асафьева (1932), «Лауренсия» А.А. Крейна (1937). Смелым

реформатором явился Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульетта» (1936) -

глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию. Среди

ком­позиторов, успешно работающих в балетном жанре, - А.И. Хачатурян

(«Спартак», 1954), А.П. Петров («Сотворе­ние мира», 1971), Р. Щедрин («Анна

Каренина», 1972).

На рубеже 20-30-х годов в театр пришли выпускники советской балетной школы:

М.Т. Семенова, Г.С. Уланова, Н.М. Дудинская, О.В. Лепешинская.

Кино попало под пристальное внимание Ленина, оце­нившего огромное

эмоциональное воздействие этого поис­тине массового вида искусства. Очевидно,

поэтому после Октябрьской революции 1917 г. стали выпускаться игровые

агит­фильмы: «О попе Панкрате, тетке Домне и явленной иконе в Коломне»

(режиссер Н. Ф. Преоб­раженский, по басне Д. Бедного). «Уплотнение» (режиссер

А.П. Пантелеев), «Восста­ние» (режиссер А.Е. Разумный).

Частные киноателье, находившиеся под контролем госу­дарства, выпустили ряд

значительных картин: «Барышня и хулиган» (1918, по сценарию и при участии

Маяковского, режиссер Е.О. Славинский), «Поликушка» (1919, по Л.Н. Толстому,

режиссер А.А. Санин, в главной роли - И. М. Москвин) и др.

В 1920 г. была создана первая экранизация повести М. Горького «Мать»

(режиссер Разумный), в 1921 - истори­ко-революционный фильм «Серп и Молот»

(режиссер Чадин). Широкое развитие получила кинохроника. В 1918-1919 гг.

выходил периодический хроникальный советский киножур­нал «Кинонеделя». В 1925

г. под руководством режиссера Сергея Эйзенштейна создан один из лучших

фильмов немого кино «Броненосец Потемкин», получивший высокую оценку во всем

мире. В 1927 г. на Всемирной выставке в Париже ему была присуждена высшая

премия.

Заметное место в репертуаре второй половины 20-х годов отводилось

экранизациям русской классики и произведений зарубежных писателей.

В эти годы создаются выдающиеся произведения совет­ского кино: «Александр

Невский» С. Эйзенштейна; «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина; «Арсенал»,

«Земля» А. До­вженко.

Утверждение метода социалистического реализма в кино совпало с введением

звука. С помощью отечественной аппа­ратуры были сняты первые звуковые фильмы:

«Путевка в жизнь» (1931 г., режиссер Н.В. Экк) и «3латые горы» (1931,

режиссер С.И. Юткевич). Наряду с фильмами «по заказу» создавались и другие

истинно художественные произведения.

Этапным произведением советского киноискусства стал фильм братьев Васильевых

«Чапаев».

Теоретическое наследие и исследовательские работы вы­дающихся мастеров

советского кино С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д.

Вертова, М. И. Ромма, С. А. Герасимова и С. И. Юткевича и сейчас составляют

фун­даментальную базу для развития киноведческой науки.

6. Литература.

Жизнь литературной элиты протекала совсем не так, как жизнь простого народа.

Первые годы после Великой Октябрьской революции для многих оставшихся на

родине поэтов, писателей и художников явились периодом творческого взлета и

откровения. В атмосфере раскре­пощения и свободы поиска, царившей все 20-е

годы, рождались новые таланты, направления, журналы, тео­рии. Первое время

официальные власти не прибегали к методу прямого давления, предпочитая

агитировать и убеждать в преимуществах социалистической идеоло­гии, нежели

приказывать, запрещать и расстреливать. До 1922 года, когда В.И. Ленин

впервые проявил принудительные методы по отношению к нелояльным фило­софам,

ученым и писателям, выслав в Европу несколько десятков выдающихся мыслителей;

составлявших цвет нации, в стране свободно выходили журналы и газеты самого

разного идеологического толка, на университет­ских кафедрах можно было

встретить оголтелого мар­ксиста и ярого идеалиста, в прокуренном кабаке -

спо­рящих между собой акмеиста, символиста и футуриста. Никто не боялся

говорить о том, какой идейной позиции он придерживается.

Поэтическим выражением революционной эпохи, с ее творческими взлетами,

преследованием инакомыс­лящих, метаниями и отчаянием русской интеллигенции,

стало деятельность трех великих поэтов - В. Мая­ковского, А. Блока и С.

Есенина.

В.В. Маяковский (1893-1930), один из выдающихся представителей авангардного

искусства­ 1910-1920-к гг., родился в дворянской семье. В юности обучался

живописи, ваянию и зодчеству. Его бун­тарская натура проявилась задолго до

Октябрьской революции, пламенным певцом которой он стал. В моло­дости

Маяковский постоянно что-то совершал: то аги­тировал московских рабочих, то

организовывал круж­ки футуристов, то громил противников на диспутах о новом

искусстве, выставках и вечерах, проводивших­ся радикальными объединениями

художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодёжи». В 1918 году он

организует группу «Комфут» (комму­нистический футуризм), в 1923 году создает

«Левый фронт искусств» (ЛЕФ), пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для

агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921).

Другой великий русский поэт С.А. Есенин (1895-­1925), родился в крестьянской

семье. Ему, как и Мая­ковскому, была свойственна противоречивость характера:

за пьяными кутежами, эксцентричными выходками и литературными боями

скрывалась нату­ра глубоко ранимая и романтическая. Есенин вошел в историю

русской литературы как проникновенный лирик, тонко чувствующий родную

природу, самобытность национального духа. Тема крестьянской Руси с ее

«хилыми» избами и «тощими» полями, с ее песнями под тальянку, с белыми

монастырскими стенами и ма­ковками церквей, занимает в его поэзии центральное

место («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918). Ему так и не удалось

понять «коммуной вздыбленную Русь», коллективизацию, индустриальный подъем и

культурную революцию. Все его мироощущение было трагическим. Предполагают,

что в возрасте 30 лет в состоянии депрессии Есенин покончил жизнь

самоубийством.

Великий русский поэт А.А. Блок (1880-1921) происходил из профессорской семьи.

Писать стихи начал с 5-ти лет. Наиболее важные литературно-философские

традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности - учение

Платона, лирика и философия В.С. Соловьева, поэзия А.А. Фета. Раннее

творчество Блока развивалось в русле символизма («Стихи о Прекрасной Даме»).

Он не стремился к высоким административным постам, хотя в 1920 году являлся

председателем Петроградского отделения Союза поэтов. На всю жизнь Блок

остался верен культу вечно-женственного и мировой души. Лирика Блока ближе

музыкальной стихии, нежели рифмованным стихам индустриальной поэзии

Маяковского.

Из большого списка наиболее крупных поэтов и писателей советского периода -

А.А. Блок, В.В. Мая­ковский, С.А. Есенин, А.М. Горький, Д.А. Фурманов, М.М.

Зощенко, К.А. Федин, М.А. Шолохов, Л.Н. Тол­стой, Вяч.Вс. Иванов, Л.М.

Леонов, А.П. Платонов, М.А. Булгаков, Ф.В. Гладков, Б.Л. Пастернак, К.Г.

Пау­стовский, В.П. Катаев, К.М. Симонов, И.Г. Эренбург, А.Т. Твардовский,

А.А. Фадеев, Д.А. Гранив, А.И. Сол­женицын, Е.А. Евтушенко, А.А.

Вознесенский, Р.И. Ро­ждественский, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев, А.А.

Ана­ньев, В.П. Астафьев, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.Г. Распутин и др. - не

найдется практически ни одного, кто не побывал бы во «внутренней эмигра­ции».

Одних она вынуждала общаться с читателем эзо­повым языком, других, желающих

во всем быть ис­кренним и принципиальным, доводила до нервных срывов,

душевных потрясений, самоубийства или, до­вольно часто, до алкоголизма.

Последнее служило формой духовного эскапизма - ухода от реальности.

Наиболее ярко и талантливо эзопов язык проявился в области юмора и сатиры. В

отличие от юмора Запад­ной Европы, Америки и Японии русский юмор более

социален и политичен. Русский юмор и русская сатира, быть может, лишены

английской утонченности или французской изящности, но они наделены тем, чем

не обладает ни одна культура мира, - способностью в завуалированной форме

донести до слушателя всю гам­му политических теорий, концепций, общественных

реакций на важнейшие события, не утрачивая глубо­чайшей самоиронии. Юмор и

сатира, имеющие в Рос­сии одну из самых мощных за всю историю человечества

традицию, формировались по принципу антисиммет­рии: чем больше запрещали, тем

выше поднималось искусство иносказания. Анекдоты, юмор и сатира слу­жили

оборотной стороной официального искусства: чем худосочнее становилось второе,

тем плодовитее было первое. Они являлись не только «завитринной» сторо­ной

советского искусства, но и компенсацией того мо­рального и культурного

ущерба, который наносит наро­ду всякая цензура, любые запреты.

Творчество И. Ильфа (1897-1937) и Е. Петрова (1902-1942), М.М. Зощенко (1894-

1958) - доказатель­ство того, каких высот в искусстве можно достичь,

пользуясь формой иносказательного повествования при рассмотрении самых

серьезных, самых фундамен­тальных вопросов бытия. Романы «Двенадцать

стуль­ев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) рассказывают не о похождениях

талантливого мошенника и авантю­риста - здесь дана панорама социальных типов

совет­ских людей, раскрыта анатомия советских нравов 20-х годов. В «Голубой

книге» (1934-1935) М. Зощенко, произведения которого подверглись уничтожающей

критике в постановлении ЦК ВКП(б) как клевета на советскую действительность,

завуалировано показа­но то, о чем в слух сказать было невозможно - ханже­ская

мораль строителей коммунистического общества, которые, как и любые строители,

вовсе не лишены человеческих пороков.

Сатирики говорили со страниц журналов и газет о том, о чем каждый день думали

и боялись произнести вслух миллионы советских людей. Они писали правду,

которую давно и во всех подробностях знали все -даже партийные чиновники,

запрещавшие эту правду. Зна­ли, но делали вид, что этого нет или не должно

быть. Коммунисты старались выглядеть лучше, чем они есть, хотя этого от них

никто не требовал - ни собственный народ, ни их враги за рубежом.

Идеологическая поза, раздувание щек стали основной причиной превраще­ния

культуры - живого творчества живых масс - в придворную служанку. От

напомаженных портретов и отлакированных романов плевались все, и в первую

очередь партийные работники, тайком читавшие запре­щенные и западные книги.

Все понимали, что офици­альное советское искусство - давно не искусство, а

пла­кат, и все делали вид, что не верят этому. Творчество А.П. Платонова

(1899-1951) искусст­воведы ставят в один ряд с величайшими фантасмаго­ристами

ХХ столетия.

Другим антагонистом социалистического реализма проявил себя гениальный

русский писатель М.А. Булгаков (1891-1940). В романе «Белая гвардия» (1927),

пьесах «Дни Трубиных» (1926), «Бег» (1928) писатель показал трагические

коллизии Гражданской войны и крах «белого движения». С начала 30-х годов до

конца жизни он работал над получившим мировую известность романом «Мастер и

Маргарита», где поставлены вечные проблемы добра и зла, ложной и истинной

нравственности. В течение долгих лет творчество Булгакова замалчивалось

официальной советс­кой критикой, а сам он причислялся к писателям,

«искажавшим социалистическую действительность». Лишь с 60-х го­дов началось

массовое издание его произведений.

7. Живопись.

В живописи «серебряный век» продолжался вплоть до эмиграции из России плеяды

выдающихся представителей абстрактного искусства (Ларионова, Гончаровой,

Кандинского, Малевича, Татлина и др.). Расцвет русского абстрактного

искусства пришелся на период первой мировой войны. Последовавшие за ней

революционные события и ужасающая разруха Граждан­ской войны не остудили

творческий жар русской ин­теллигенции.

После 1915 года Москва становится столицей новаторского искусства. С 1916 по

1921 год именно здесь формируются авангардные тенденции в живописи. Набирает

силу объединение «Бубновый валет» (Кон­чаловский, Куприн, Фальк, Удальцова и

др.) и кружок Супремус» (Малевич, Розанова, Клюв, Попова). В Мо­скве и

Петербурге то и дело возникают новые направления, кружки и общества,

появляются новые имена, концепции и подходы. Революция 1917 г. заставила

жи­вописцев перенести новаторские эксперименты из замкнутого пространства

мастерских на открытые площадки городских улиц. Открывается художественные

вузы, в Москве создаются Институт художественной литературы (Инхук) и Высшие

художественно-технические мастерские (Вхутемас).

Исключительно важное место в развитии абстрактной живописи принадлежит

гениальному русскому художнику, поэту и теоретику искусства В.В. Кандинскому

(1866-1944).

Другим творцом современного искусства стал К.С. Малевич (1878-1935). С него

начинается эра су­прематизма (от лат. supremus - высший, последний), или

искусства геометрической абстракции. Выходец из многодетной польской семьи,

он в 1905 году при­езжает в Москву обучаться живописи и ваянию. С 1912 года,

под влиянием знакомства с поэтами А.Е. Крученых и В. Хлебниковым, в

творчестве Мале­вича начинается период футуризма, получивший на­звание

«кубофутуризм», в котором геометрические формы пронизаны динамизмом,

характерным для фу­туристов. В 1915 году возникли первые полотна, соз­данные

в новом стиле супрематизма, в нем сохрани­лось «кубофутуристическое» единство

динамики и статики: однотоновые геометрические фигуры были погружены в некую

«белую бездну», призванную сим­волизировать превосходство чистой формы над

теку­чей предметностью.

В 1915 году Малевич выставил в Петрограде 39 «беспредметных» произведений и

среди них – «Чёрный квадрат». Освободившись от порабощения сюжетом и

предметами, живописцы устремились к открытию внут­ренних законов искусства.

Новому стилю были свойст­венны геометрические абстракции из простейших фи­гур

(квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). После революций Малевич являлся

комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране

художественных ценностей в Москве, возглавлял Го­сударственный институт

художественной культуры (Гинхук) в Петербурге, после разгрома которого в 1926

году он преподавал в Киевском художественном ин­ституте. Одной из центральных

фигур русского авангарда, был В.Е. Татлин (1885-1953), считающийся

осново­положником конструктивизма, течения, которое до 1921 году официально

признавалось властями в каче­стве ведущего направления революционного

искус­ства. Он прожил интересную, насыщенную жизнь. В конце 1900-х - начале

1910-х годов художник сбли­зился с отечественными авангардистами, прежде

все­го с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, достаточно быстро выдвинулся на

одно из пер­вых мест. После Октябрьской революции Татлин энергично включился

в общественно-художественную жизнь: в 1917 году был председателем «молодой

фрак­ции» в профессиональном союзе художников-живо­писцев, с 1918 года -

председателем Московской художественной коллегии Наркомпроса, инициатором

создания музеев нового типа («музеев художествен­ной культуры»),

председателем Объединения левых те­чений в искусстве (1921-1925), руководил

Отделом материальной культуры Гинхука (1923-1925) в Петро­граде.

Сущность конструктивизма составляла идея прак­тичного, утилитарного

использования абстрактного искусства. Татлин и конструктивисты прославились

одним из самых грандиозных сооружений начала ХХ века - памятником III

Коммунистическому Ин­тернационалу (1919-1920). Спиральная башня, высо­той 400

м, включала в себя куб, пирамиду и цилиндр, предназначавшиеся для размещения

залов конгрессов, различных учреждений и радиостанции, которая долж­на была

распространять информационные сообщения через громкоговорители. «Башня

Татлина», превосхо­дившая в полтора раза по высоте Эйфелеву башню, была

задумана как административный и агитационно-пропагандистский центр

Коминтерна, организации, готовившей человечество к мировой революции.

Кон­струкция из металлических балок и четырех вращаю­щихся с разными

скоростями прозрачных объемов должна была вмещать исполнительные,

законодатель­ные и пропагандистские учреждения Коминтерна. Применение

технологически новых материалов и аб­страктные формы, полностью лишенные

какого-либо привкуса традиций, наглядно отражали дух револю­ции. Сам Татлин

почитал свое творение высшей точ­кой синтеза разных искусств.

Другой выдающейся фигурой конструктивизма являлся Эль Лисицкий (псевдоним

Л.М. Лисицкого) (1890-1941), известный как талантливый российский график,

иллюстратор, типограф, архитектор, фотограф, теоретик и архитектурный критик,

один из создателей нового вида искусства - дизайна.

Одной из ключевых фигур в искусстве ХХ ве­ка являлся гениальный русский

живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства П.Н. Филонов

(1881-1941) создатель самостоятельного направ­ления русского авангарда - так

называемого анали­тического искусства.

В первые годы советской власти живопись раско­лолась на два враждебных

лагеря. Один, именовавший себя «левым» искусством, был представлен

талантливой плёядой авангардистов, стремившихся внести но­вое слово в

искусство (Кандинский, Малевич, Шагал, Татлин и др.). Другой лагерь, который

можно назвать «правым», являл собой сообщество политически анга­жированных

художников, стоявших на твердых прин­ципах социалистического реализма.

В 30-е годы советские архитекторы разработали генеральный план реконструкции

городов, прежде все­го Москвы и Ленинграда. Выпрямляя улицы и прокладывая

новые проспекты, строители разрушили мно­жество древних храмов и монастырей.

В 1934 году, согласно плану реконструкции Москвы, был уничто­жен главный

памятник России - храм Христа Спаси­теля, возведенный на народные деньги и

посвящен­ный Отечественной войне 1812 года. Грандиозное по масштабам (высота

103,3 м) здание украшали выдаю­щиеся русские художники и скульпторы XIX века:

П.К. Клодт, А.В. Логановский, Н.А. Рамазанов, Ф.П. Тол­стой, В.В. Верещагин,

К.Е. Маковский, В.И. Суриков и др. Отечественные градостроители добились

того, что ЮНЕСКО исключила Москву из числа памятников мировой культуры.

8. Русское зарубежье.

Постоянное вмешательство партии в дела искус­ства, запрет на свободу слова и

печати, преследование старой интеллигенции привели к массовой эмиграции

деятелей культуры. Родину покинули 2 млн. россиян. После Великой Октябрьской

революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый соста­вили

писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за

границей. Второй состо­ял из тех, кто принял социализм, прославлял

револю­цию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли

колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что

подлин­ный художник в отрыве от своего народа творить не может. Их судьба

была различной: одни смогли при­способиться и выжить в условиях Советской

власти; другие, как А. Куприн (1830-1938), проживший в эмиг­рации с 1919 по

1933 год, вернулись, чтобы умереть на родине; третьи покончили жизнь

самоубийством; на­конец, четвертые были репрессированы. В первом лагере

оказались деятели культуры, составившие ядро первой волны эмиграции.

Первая волна русской эмиграции - самая массо­вая и значительная по вкладу в

мировую культуру ХХ в.

В 1921-1952 г. за границей выпускалось более 170 периодических изданий на

русском языке в основном по истории, праву, философии и культуре. В Париже

Общество русских инженеров насчитывало 3 тыс. чле­нов, Общество химиков -

более 200 человек. За грани­цей оказалось примерно 500 крупных ученых,

воз­главивших кафедры и целые научные направления (С.Н. Виноградский, В.К.

Агафонов, К.Н. Давыдов, Н.А. Со­рокин и др.). Внушителен список уехавших

деятелей ли­тературы и искусства (Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, К.А.

Коровин, IО.Н. Анненков, И.А. Бунин и т. д.). Такая утечка умов не могла не

привести к серьезному пони­жению духовного потенциала отечественной культуры.

В эмиграции оказались не только писатели, но и выдающиеся русские философы:

Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франх, А. Изгоев, Л. Струве, Н. Лосский и др.

Теоретическим результатом пребывания русских мыслителей на Западе явилось

самобытное учение - евразийство. Среди его сторонников и авторов - лин­гвисты

Н. Трубецкой и Р. Якобсон, философы Л. Карсавин, С. Франк, историки Г.

Вернадский и Г. Флоровский, правовед Н. Алексеев, религиозный писатель В.

Ильин, ученые и публицисты - Л. Сувчинский, Д. Сгзятополх-­Мирский, Л.

Савицкий.

Первая волна русской эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20-30-х годов,

сошла на нет в 40-х. Ее пред­ставители доказали, что русская культура может

существовать и вне России. Русская эмиграция совершила настоящий подвиг -

сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных

условиях.

От «серебряного века» к «бронзовому». Но и ос­тавшиеся в Советской России

деятели культуры ока­зались не в лучших условиях. И на их долю выпала миссия

сохранить и преумножить достижения рус­ской культуры.

Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, после нескольких лет

свободного творчества, вынуждены были принять и новую идеологическую

доктрину, ставшую краеугольным камнем художественной концепции на многие

десятилетия. Она называлась со­циалистическим реализмом.

Главным постулатом социалистического реализма стала партийность,

социалистическая идейность.

9. Заключение.

Изучая эту тему, я поняла насколько важно её изучение. С полной уверенностью,

я могу сказать, что ХХ век ознаменовался бурным расцветом русской культуры.

Недаром это время называют её Серебряным веком. Русская культура отразила все

противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни России,

оказала глубокое воздействие на нравственное состояние народа, внесла свой

вклад в мировую сокровищницу культуры.

Да, все новшества и открытия дались России тяжело. Многие великие люди так и

не были услышаны, но мы не можем умалять достоинства Серебряного века, не

можем не говорить о его величии. Мне кажется, что на пороге ХХI века мы

должны больше уделять внимания культуре прошедшей эпохи. Мы должны понять её,

и тогда нам будет легче создавать свою, новую культуру.

10. Литература.

1. Введение в культурологию: Учеб. пособие в Ч. 2. М., 1995.

2. Волков В.В. Концепция культурности.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов /

Под ред. А.Н. Макаровой. 2-е изд., перераб. и доп. М. Культура и спорт.

ЮНИТИ, 1998.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты