Реферат: Культура России 20 век

Реферат: Культура России 20 век

1. Содержание.

1. Содержание___________________________________________________1

2. Введение _____________________________________________________2

3. Культура быта ________________________________________________7

4. Наука ________________________________________________________9

5. Театр, музыка, балет, кино ____________________________________11

6. Литература __________________________________________________14

7. Живопись ___________________________________________________17

8. Русское зарубежье ____________________________________________20

9. Заключение__________________________________________________22

10. Литература _________________________________________________23

2. Введение.

Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской

культуры. Переломом в букваль­ном смысле слова: развивавшаяся по восходящей

линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей

точки и всемирного признания, была останов­лена и ее движение пошло резко

вниз. Перелом был совер­шен сознательно, строился по заранее составленному

плану и не представлял собой стихийной катастрофы захвата одной страной

другой и надругательством над ее культурой которые встречаются в мировой

истории.

Ничего подобного в России в то время не происходило. Большевики были плоть от

плоти русского народа, но поступили с его культурой так, как поступил бы

завоеватель, которому не понравились прежние порядки и он решил заменить их на

новые.

С победой Октябрьской революции советская власть сразу приступила к

осуществлению новой куль­турной политики. Под этим подразумевалось создание

невиданного в истории - пролетарского - типа куль­туры, опирающегося на самую

революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание

нового типа человека, распространение всеобщей грамотности и просвещения,

создание мону­ментальных художественных произведений, воспеваю­щих трудовые

подвиги простых людей и т. д. Как мыс­лилось, пролетарская культура должна

была прийти на смену дворянской и буржуазной культурам. Рос­сийской

дворянской культуре не исполнилось и 150 лет, а возраст буржуазной был еще

меньше, поскольку капитализм в России, если считать по формальным критериям,

существовал всего 57 лет (1861-1917). В Западной Европе, где возраст первой

измерялся мно­гими столетиями, а возраст второй перевалил за 150 лет,

революционные передряги им угрожали в гораздо меньшей степени.

Не проводя четких различий между дворянской и буржуазной культурами,

большевики в одночасье реши­ли расправиться с той и другой как с ненужным

наследием прошлого. В пылающий костер революции полетели не только иконы и

хоругви, но и томики стихов Пушкина. Лозунг первых лет советской истории

«Сбросим Пушки­на с корабля современности!» воплощался с жестокой

последовательностью и при полной поддержке властей. Собственно говоря, он,

великий перелом, ими и был ини­циирован. Происходившая в ту эпоху культурная

револю­ция являлась типичным примером революции сверху, сопровождающей

неорганическую модернизацию.

3а создание новой культуры большевики взялись скоро и решительно. В

соответствии с декретом от 9 но­ября 1917 года была создана Государственная

комис­сия по просвещению для руководства и контроля за культурой. В

сформированном правительстве (СНК РСФСР) народным комиссаром по делам

просвещения был назначен А.В.Луначарский (1874-1933). В Нарком­просе был

образован отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами

культуры в национальных регионах РСФСР. Советской властью были упразднены

функционировавшие до революции общественные, профессиональные и творческие

орга­низации - Всероссийский учительский союз, Союз деятелей художественной

культуры, Союз деятелей ис­кусств и др. Возникали новые организации культуры

- «Долой неграмотность», Союз безбожников, Общест­во друзей радио и т. п.

Уже в 1917 году перешли в «собственность и рас­поряжение» народа Эрмитаж,

Русский музей, Третья­ковская галерея, Оружейная палата и многие другие

музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых,

Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.

Шаг за шагом ликвидировались институты про­фессиональной автономии

интеллигенции - незави­симые издания, творческие союзы, профсоюзные

объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука.

Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с

Комакадемией, подчинена Совнаркому и преврати­лась в бюрократическое

учреждение. С конца 20-х годов подозрение к старой интеллигенции сменилось

политическим преследованием: шахтинское дело, про­цессы Промпартии, Трудовой

крестьянской партии свидетельствуют о том, что в стране началось физи­ческое

уничтожение русской интеллигенции.

Одновременно с ликвидацией старой интеллиген­ции шло создание интеллигенции

советской, причем ускоренно – через «выдвиженчество» (вчерашних рабочих

партийные органы выдвигали в директора), рабфаки (подготовительные факультеты

для ускорен­ного обучения и подготовке рабоче-крестьянской мо­лодежи к

поступлению в вузы; здесь использовался лабораторно-бригадный метод», при

котором один ученик отчитывался за всю группу). В Результате уже в 1933 году

по количеству студентов СССР превзошел Германию, Англию, Японию, Польшу и

Австрию весте взятых.

Новая культурная политика ставила целью «сделать доступными для трудящихся

все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда», как

провозглашалось на VIII съезде РКП(б). Самым эффектив­ным средством считалась

всеобщая национализация - не только фабрик и заводов, но также театров и

художе­ственных галерей. Бесплатный доступ народа к сокро­вищам мировой

культуры, по замыслу, должен был открыть путь ко всеобщему просвещению

России. Од­новременно национализация памятников культуры призвана была

предохранить их от разрушения, по­скольку государство принимало их под свою

защиту. В дворянских усадьбах, церквях и городских учрежде­ниях устраивались

музеи и выставочные залы, клубы атеистов и планетарии. В период с 1918 по

1923 год было создано около 250 новых музеев. Началась реставрация некоторых

памятников. В 1918-1919 годах было отрес­таврировано более 65 историко-

художественных памят­ников, а к 1924 году - 227. Декретом СНК РСФСР от 27

августа 1919 года была национализирована фотографи­ческая и

кинематографическая промышленность. Работу кинофабрик и кинотеатров возглавил

Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО) Наркомпроса, в 1923 году преобразованный в

Госкино, а в 1926 году - в Совкино. В 1918 году в ведение государства перешли

крупнейшие музыкальные учреждения: консерватории, Большой театр, Мариинский

театр, фабрики музыкальных инструментов, нотные издательства. Были созданы

новые концертные и музыкально-просветительские организации, музыкальные

учебные заведения, организованы самодеятельные коллективы.

Однако та же самая национализация открыла путь не виданному ранее культурному

варварству: пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы; в дворянских

домах и церквах устраивались не только клубы и школы, но также склады и

мастерские. Многие культовые сооружения со временем пришли в полное

запустение, а несколько тысяч храмов и монастырей по всей стране и вовсе

стерты с лица земли. Когда для восстановления народного хозяйства большевикам

понадобилась твердая валюта, то десятки вагонов художественных сокровищ, в

том числе представляющих историческую ценность икон, буквально за бесценок

были проданы за рубеж. Придерживаясь принципов классового подхода в городах

уничтожались сотни старых памятников, на месте которых возводились бюсты

героев-революционеров, переименовывались улицы и площади.

Активнее других боролся со старой культурой Пролеткульт (Пролетарская

культура) - культурно-просветительская и литературно-художественная

организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности при Наркомпросе.

Пролеткульт возник уже осенью 1917 года и вскоре имел болеё 200 местных

организаций в различных областях искусства, особенно в литературе и театре.

Его идеологи (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев) нанесли серьезный ущерб

художественному развитию страны, отрицая культурное наследие. Пролеткульт

решал две задачи - разрушить старую дворянскую культуру и создать новую

пролетарскую. Удачнее всего он спра­вился с первой, а вторая так и осталась

областью не­удачного экспериментаторства.

Пролеткульт сыграл негативную роль потому, что пытался методом кавалерийской

атаки решить задачи там, где они, эти методы, никак не годились. Он являл

собой не основу, а лишь крайнее выражение больше­вистского подхода к

культуре, от которого вскоре РСДРП постаралась избавиться. Убедившись в

непри­годности экстремистских способов решения масштаб­ных Проблем, связанных

с культурой, большевики перешли к постепенному и более скоординированно­му

наступлению.

В системе образования национализацию заменило огосударствление, которое, как

и национализация, преследовало несколько целей. Во-первых, администрация

школы и вуза, лишившись академических сво­бод и неприкосновенности,

подчинялась партийному аппарату, который назначал и сменял кадры

преподавателей, определял квоты на прием студентов. Во-вторых, за

студенчеством и профессурой, содержанием преподаваемых и получаемых знаний

устанавливался неусыпный идеологический контроль. В-третьих, рез­ко

расширялись масштабы и объем народного образования, к бесплатному

государственному образованию получали доступ практически все слои населения.

В ре­зультате уже в 1921 г. количество вузов в стране: уве­личилось до 244 по

сравнению с 91 в дореволюционной России. Декрет «О правилах приема в высшие

учебные заведения» (1918) разрешал свободный приём в вузы. Упразднялась не

только плата за обучение и вступительные экзамены, - не требовался даже

диплом об окончании средней школы.

В стране развернулась массовая кампания ликви­дации неграмотности среди

взрослых и детей. В 1919 году вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди

населения РСФСР», обязывавший всё неграмотное население в возрасте от 8 до

50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. Повсеместно создавались

чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой

неграмотность» возгла­вили М.И. Калинин, В.И. Ленин, А.В. Луначарский. Была

создана широкая сеть школ, кружков и курсов. В 1913-1920 гг. грамотой

овладели около 7 млн. че­ловек. По данным Всесоюзной переписи 1939 года,

численность грамотных в возрасте от 16 до 50 лет под­нялась до 90%.

Количество учащихся в общеобразова­тельной школе превысило 30 млн. человек по

сравне­нию с 7,9 млн. в 1914 году, а количество выпускников вузов превысило

370 тыс. Число научных работников, занятых в 1800 научно-исследовательских

учреж­дениях, увеличилось до 100 тыс., превзойдя уровень 1913 года почти в 10

раз.

Форсированная подготовка школьников и студен­тов на первых порах привела к

заметному снижению качества обучения. Выпускники могли читать, но не владели

передовыми достижениями науки того време­ни, а в ФЗУ (фабрично-заводских

училищах) уровень знаний часто был просто катастрофическим и грани­чил с

функциональной неграмотностью (умением чи­тать, но неспособностью разбираться

в прочитанном). Советское правительство поступило так, как, навер­ное,

поступило бы на его месте любое другое, постав­ленное в крайние условия

руководство: из страны эмиг­рировали миллионы грамотных специалистов и

ученых, необходимость восстановления разрушенного войной народного хозяйства,

а затем широкое строительство тысяч новых предприятии требовало быстрейшей

под­готовки квалифицированных кадров. Стране, окружен­ной идеологическими

противниками, требовался мощ­ный оборонный потенциал. В подобной ситуации все

ресурсы были брошены на подъем технических наук и оборонной промышленности,

где сосредоточились лучшие интеллектуальные силы.

С тех пор соотношение бюджетных средств, вы­деляемых государством на развитие

науки, строилось в пропорции примерно 95:5 в пользу технического и

естественного знания, в 30-е годы такая политика при­несла свои плоды. На

основе Научных изысканий ака­демика С.З. Лебедева (1874-1934) в СССР впервые

в мире было организовано массовое производство син­тетического каучука.

Благодаря выдающимся научным открытиям советских физиков впервые в мире

вне­дрены в жизнь принципы радиолокации. Под руково­дством академика А. Ф.

Иоффе (1880-1960) создана всемирно признанная школа физиков, внесшая большой

вклад в изучение атомного ядра и космических лучей. В 30-х годах советская

наука и техника созда­ли первоклассные самолеты, на которых наши лет­чики

ставили мировые рекорды дальности и высоты полета.

3. Культура быта.

Результаты культурной революции, как позитив­ные, так и негативные, сказались

не только в науке и образовании, но также в переустройстве культуры быта.

Историки, изучающие советский период нашей истории, считают, что в 30-е годы

в деятельности боль­шевиков произошел новый и не менее радикальный, чем в

1917 году, поворот. В частности, американский социолог Н. Тимашев

(эмигрировал из России) выдви­нул тезис о том, что в 30-е годы внутренняя

политика СССР перестала соответствовать господствовавшим ранее революционным

идеалам. Раннебольшевистская культурная политика строилась на радикализме:

отвер­гались ценность и необходимость семьи, поощрялся отказ от своих

родителей, если те были «буржуазного» происхождения, старой культуры. Так же

осуждались мещан­ство, умеренность, утверждался безусловный приори­тет

общества и коллектива над индивидом и т. д. Вслед за Маяковским партийная

интеллигенция стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности,

предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины.

В середине 30-х годов наблюдается поворот вспять - переход от революционного

аскетизма к бла­гополучию частной жизни и более цивилизованным формам

поведения. Восстанавливаются в правах семей­ные идеалы, преданность службе и

профессиональная карьера, ценность классического образования. Проис­ходят

перемены в обиходе, вкусах, манерах. Газеты и журналы 30-х годов широко

обсуждают проблему культурности человека, в Москве был открыт институт

косметики и гигиены Главпарфюмера и появились журналы мод.

Забота о внешности и личной гигиене вышла на первый план: женщины стали

беспокоиться о своих прическах, парфюмерии и нарядах, мужчины – о воспитании

галантных манер. Популярная ранее военная форма уступила место одежде

гражданского типа. В 1936 году Советский Союз по выпуску парфюмерии превзошел

Францию и занял третье место в мире после США и Великобритании. Появились

ранее не виданные вещи: этажерки с книгами, платяные шкафы, шелковые абажуры,

белоснежные занавески, скатерти и т.д. А в те годы рабочий класс государства,

пополнявшийся главным образом за счет беднеющей деревни, жил в бараках,

коммунальных квартирах, общежитиях, а потому элементарные правила гигиены,

правила приличествующего поведения, хорошая одежда многим была внове.

В стране развернулось широкое движение за лич­ную гигиену, совпавшее по

времени со знаменитым стахановским движением. В 1935-1936 гг. стахановцев

преподносили как образец культурности. Пресса восторженно описывала, как они

приобретают доро­гие вещи, одежду, книги, мебель, велосипеды и даже

автомобили.

Кампания за чистоту тела проходила под лозунгом: «Давайте бороться за чистоту

тела, за чистое носиль­ное, постельное белье, за чистый носовой платок, за

чистую салфетку, за общий культурный внешний вид». Главными показателями

культурности советского че­ловека считались в то время образцовое поведение

на производстве (соблюдение дисциплины, высокая про­изводительность труда и

культура рабочего места) и в быту (соблюдение правил общежития, товарищеская

взаимопомощь, активное участие в субботниках и аги­тационной деятельности).

«Белый воротничок н чистая кофточка - это необходимый рабочий инструмент,

который влияет на выполнение плана, на качество продукции», - писали в

газетах.

В 1936 году развернулось так называемое «движе­ние общественниц» - плановая

мобилизация жен руководящих работников промышленности для внедрения

культурности в рабочую массу. Они занимались сугубо практическими делами, в

частности уничто­жением грязи и бескультурья в рабочих бараках, их

переоборудованием и улучшением рабочего быта. В 1937 году столетие со дня

смерти Пушкина превращается уже во «всенародный праздник». В советский быт

возвращаются ценности старой культуры. На страницах печати, в агиткампания,

на митингах и встречах с трудящимися разворачивается борьба за культуру речи.

Четко обозначилось слияние русской и советской культуры. Пушкин был объявлен

достоя­нием трудящихся, образцом гражданственности, вы­разителем

национального духа. Пушкинский язык объявлялся речевым каноном.

В 1938 году чтение было провозглашено основной формой политического

самообразования. Разворачи­вается массовое соревнование за то, кто больше

книг прочитает. Так, в речи на отчетной конференции мо­сковского комитета

ВЛКСМ весной 1936 году, секре­тарь комитета представил образец культурного и

образованного человека - 20-летнего слесаря ленин­градского завода

«Электроаппарат» Нину Елкину, ко­торая «за 1935 год прочла 78 книг, среди них

Бальзак, Гамсун, Гончаров, Гофман, Гюго, Ростан, Флобер, Франц, Чехов,

Шекспир, Вересаев, Новиков-Прибой, Серебрякова, А. Толстой, Тынянов,

Чапыгина, Б. Ясен­ский».

Однако культурный подъем, как выяснил В.В. Вол­ков, длился очень недолго. В

конце 30-х годов вместо лозунга «Овладеем культурой!» появился новый:

«Овладеем большевизмом!». Он подразумевал знание основ марксизма и

предполагал воспитание больше­вистской сознательности. Культура растворилось

в более широкой концепции политического самообра­зования. Модная одежда,

хорошие манеры и даже гра­мотная речь стали ассоциироваться с образом врага.

Если в середине 30-х годов молодежь призывали ов­ладевать хорошими манерами и

обращаться друг с другом, особенно с девушками, галантно, то в конце 30-х

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты