Реферат: Культурная революция на Смоленщине в 1920-30 годах

так не делают, как у вас нарисовано».

Несмотря на то, что первое время труппа жила в очень тяжелых условиях, а

репетиции ее шли в холод­ных, сырых помещениях и в вагонах-теплушках, ей все

же удалось осуществить ряд хорошо слаженных спектаклей ("На дне", "Не было ни

гроша", "Хозяйка гос­тиницы" и др.), показанных смолянам на сцене Домпроса (в

здании бывш. Купеческого собрания, где ныне помещается областная библиотека

имени Ленина).

Позднее, уже в середине 30-х годов, в Смоленске при окружном Доме Краевой

Армии два-три года существовал театр, руководимый режиссером Гнедичем. Однако

спектакли этого театра не отличались высоким уровнем игры и качеством

постановок.

Все попытки в послереволюционный период создать в Смоленске постоянный театр

были недолговечны. Лишь одни из них выдержал испытание временем. Речь идет о

Смоленском государственном драматическом театре, открытом в 1919 году и

существующем и в наши дни.

Одним из первых художественных руководителем Смоленского драматического

театра был Б. А. Бертельс. Ему удалось поставить на смоленской сцене ряд

отлич­ных спектаклей («Двенадцатая ночь», «Маскарад», «Царь Федор

Иоаннович», «Потоп» и др.), получивших признание критики и публики. Вскоре,

однако, театр оказался в весьма трудном положении: переход на хо­зяйственный

расчет поставил его деятельность в зави­симость от кассы, то есть от

посещаемости спектаклей. Чтобы привлечь зрителей, руководители Смоленского

губполитпросвета не придумали ничего более разумно­го, как обязать театр

«ввиду ограниченной емкости смо­ленского театрального рынка» начиная с 1

января 1924 года ставить по две премьеры в неделю—по вторникам и пятницам.

Конечно, это «мудрое» распоряжение не только не исправило дела, но и еще

больше ослож­нило положение театра, так как ни о какой серьезной творческой

работе говорить уже не приходилось. Театр, как блины, пек скороспелые,

легковесные, сырые и се­рые спектакли, что повлекло за собой дальнейшее

сни­жение посещаемости. Эта невеселая картина усугубля­лась к тому же

текучестью актерского состава и тем, что на долгое время художественное

руководство теат­ром оказалось в руках далеких от искусства, случайных людей

(Мирский, Арнольдов).

Безотрадное состояние театра продолжалось до при­хода в него в качестве

художественного руководителя артиста Л. И. Изольдова. Изольдов подобрал и

спло­тил крепкий актерский коллектив и на ряд сезонов вы­вел театр из

художественно-творческого и финансо-хозяйственного прозябания. «При

нем,—вспоминает Б. С. Бурштын,—число постановок в сезоне было мак­симально

сокращено, причем уменьшение количества их полностью компенсировалось

повышением качества спектаклей. Репертуар строился уже преимущественно на

произведениях современной советской драматургии, наиболее близкой интересам

массового зрителя» и—от­части—классики. Роль режиссера в театре чрезвычайно

возросла, и акцент в спектаклях делался не на артистах «первого положения», а

на ансамбле и целом. Неболь­шое, сравнительно, количество новых постановок

позво­лило театру тщательно готовить и лучше оформлять спектакли и показывать

их помногу раз».

Пришедшая на смену Изольдову опытный театраль­ный деятель 3. М. Славянова

успешно продолжала творческий курс своего предшественника.

В сентябре 1939 года Смоленский драматический театр получил специально для

него построенное по про­екту архитектора С. А. Ильинской большое здание со

зрительным залом, рассчитанным на 1500 мест. Это по­зволило театру

значительно расширить и улучшить ра­боту. В 1940 и 1941 годах театр поставил

ряд отлич­ных спектаклей («Овод» с артистом Ф. М. Михайло­вым в заглавной

роли, «Царь Федор Иоаннович» с уча­стием артистов Н. Л. Покровского, Г. Ф.

Мартини, В. С. Нельского, «В степях Украины» с участием арти­стов Ф. М.

Волгина. А. Л. Экслера. В. И. Лихачева, пьесы «Враги», «Дачники», «Иванов»,

«Борис Годунов», «Анна Каренина», «Бесприданница», «Гроза» и другие).

В Смоленске незадолго до начала Великой Отечест­венной войны были созданы

выездной совхозно-колхозный театр и областной театр имени Ленинского

комсомола, театр юного зрителя.

Неотъемлемой частью досуга многих горожан являлись посещения кинотеатров, их

в Смоленске насчитывалось четыре - «Художественный», «Паллас», «Фортуна» и

«Большой». В них шли либо буржуазные драмы, либо вызывающие только глупый смех

кинокомедии, демонстра­ция которых побудила руководство губернии открыть в

«электротеатрах» рабочие клубы, где читались лекции, выступали агитаторы. Кроме

Смоленска, были в Рославле, Вязьме, Сычевке и Дорогобуже. Кино стало проникать

и на село: в 1928 г. в губернии действовали 44 стационарные киноустановки и 51

кино­передвижка.

Коммунистическая партия и Советское правительство большое значение придавали

радиовещанию. Первые ра­диопередачи в стране стали вести в конце

1919—начале1920 г., а в 1922 г. в Москве начала работать первая

ра­диовещательная станция. В то время это была самая мощная радиостанция в

мире.

В Смоленской губернии в 1921 г. действовала одна приемопередаточная станция

небольшой мощности и шесть приемных станций. До конца восстановительного

периода сеть радиоустановок развивалась медленно. На 1 октября 1925 г. в

Смоленске насчитывалось всего 60— 70 приемных радиоустановок. Но уже в

следующем году количество их увеличилось сразу более чем в 2 раза, причем 18

установок были громкоговорящими, осталь­ные—с наушниками. Большинство

установок было из­готовлено самими радиолюбителями.

Основными центрами культурно-массовой работы на селе являлись в те годы избы-

читальни. В 1924 г. на все­союзном конкурсе за хорошую работу две из

них—Гусинекая Смоленского уезда и Воскресенская Сычевского — получили премии.

В 1929 г. Смоленская губерния вошла в состав вновь образованной Западной

области. По грамотности населе­ния она все еще была одной из наиболее

отсталых среди других областей Российской Федерации. В то время как в среднем

по РСФСР, по данным переписи 1926 г., име­лось 44,1.%' грамотных, по Западной

области—41,6%.

Ещё одной гранью жизни Смоленщины тех лет было учреждение новых органов

периодической печати. До падения самодержавия в губернии издавался лишь

Смоленский вестник». Первая уездная газета родилась в Рославле, называлась

она «Известия Рославльского Совета». В последующие месяцы появилось еще

несколько печатных органов: в марте - «Краснинская газета», в апреле - «Голос

солдата и гражданина» (Гжатск), в июле - «Сычевская жизнь» и т.д. Органы

периодической печати учреждали не только Советы и политические группировки,

но и различные общества, комитеты, кооперативы и даже некоторые ячейки

РКП(б) и культпросвет кружки.

О событиях в стране и в мире смоляне узнавали и из стенных газет (издавались

местными отделами РОСТА). В них печатались самые свежие новости, полученные

по радио (приемные радиостанции в Смоленске, Вязьме, Рославле, Гжатске и

Мстиславле появились еще до Октября;

между уездными городами и крупными населенными пунктами в волостях

существовала телефонная или теле­графная связь). Первая в губернии стенная-

газета вышла 20 мая 1919 г. в Вязьме и была посвящена неделе трудового

фронта. Еще одним новшеством явились «устные газеты». Их появление

объяснялось низкой грамотностью населения, слабой технической базой

типографий, дефицитом бумаги и нехваткой опытных журналистов (особенно в

уездах). Каждый выпуск «живой газеты начинался в определенное время, длился

10-20 минут, состоял из краткого обзора самых важных событий, и проводился в

одном и том же месте - городской сад, клуб, базарная площадь и т.п. Иногда

для привлечения граждан перед началом выпуска играл духовой оркестр.

Впервые «живая газета» прозвучала в Смоленске 30 июня 1920 г. на Блонье, а к

концу ноября новая форма массовой информации уже широко использовалась в

красноармейских частях, на предприятиях, в казармах и т. д. Быстрое признание

получила она и на местах: уже в июле - в Сычевке, Юхнове, Вязьме. Гжатске, а

к концу августа - в Белом, Ельне и Мстиславле.

Новой страницей в истории Смоленщины тех лет была деятельность общества

«Пролетарской культуры» (Пролет­культа). Данное просветительское движение

родилось весной 1917г. в Петрограде и вскоре стало бурно развиваться по всей

стране. Свою задачу оно видело в том, чтобы помочь трудящимся критически

осмыслить дореволюционную культуру, а главной темой любого искусства сделать

труд, роль коллектива и техники в общественной жизни. В Смоленске первое

заседание городского совета Пролет­культа состоялось в июле. 1918 г. Подобные

организации стали возникать в уездных и даже волостных центрах.

Диапазон деятельности пролеткультовцев был широ­ким - театр, живопись,

скульптура, музыка, просвещение, археология, литература, пропаганда атеизма,

издательское и библиотечное дело, проведение экскурсий, чтение лек­ций и пр.

Деятели Смоленского Пролеткульта в отличие от своих коллег во многих других

губерниях не только пропагандировали новые взгляды на искусство, но и не

отрицали значения культурных достижении прошлого.

Судьба этих начинаний во многом зависела от позиции интеллигенции (прежде

всего - учительства), однако почти все оно - как и всюду в России - поначалу

отнеслось к большевикам отрицательно. Тем не менее, по мере укрепле­ния их

положения ситуация начала меняться и уже меньшее удивление вызывало

вступление учителей в РКП(б). «В интеллигентных кругах, - писала в 1919г.

газета вяземских коммунистов «Товарищ», - начался перелом в сторону

Советской власти. Оно и понятно. Победы Красной Армии, широкие перспективы

государственного строитель­ства... Твердый курс советской политики неизбежно

должен был подчинить себе нетвердую волю широко мыслящих, но слабо

действующих интеллигентов. И теперь везде и всюду они требуют себе доли в

общей работе». Впрочем, к сотрудничеству с новым режимом многих оставшихся

без всяких средств к существованию интеллигентов часто толкало элементарное

чувство голода.

Участие "пролетариев ума" в создании новой жизни имело самые различные формы

- борьба с неграмотностью, организация культпросвет кружков, хоров,

оркестров, театральных любительских и профессиональных групп, открытие

Народных домов, изб-читален, художественных студий. Устраивались беседы на

темы культуры и образова­ния, концерты-лекции, издавались популярные брошюры

по искусству. Иными словами, «и кисть художника, и перо поэта и писателя, и

игра музыканта, актера - все будило усталых, звало к труду, к творчеству, к

созиданию». Как известно, последующая действительность оказалась куда

прозаичнее подобных радужных представлений.

В связи с широко развернувшимся социалистическим строительством для всех

отраслей народного хозяйства требовалась огромная армия специалистов. В

январе 1930 г. партия и правительство приняли постановление «О подготовке

технических кадров для народного хозяй­ства Союза ССР, в котором Госплану

СССР и респу­бликанским правительствам предлагалось провести в жизнь ряд

мероприятий, направленных на ускоренную подготовку специалистов высшей и

средней квалифи­кации.

В соответствии с этим постановлением, Наркомпрос РСФСР признал необходимым

реорганизовать ряд круп­ных вузов, в том числе и Смоленский университет, на

базе которого были созданы два самостоятельных ву­за — педагогический и

медицинский институты. Педин­ститут, которому вскоре присвоили имя Карла

Маркса, насчитывал пять факультетов (физико-математический, естественный,

лингвистический, общественно-экономиче­ский и политико-просветительный),

медицинский инсти­тут имел один факультет—лечебно-профилактический со

стоматологическим отделением. Он (Медицинский институт) за 20 лет своего

существования (этот юбилей отмечался перед самой войной) опубликовал свыше

1800 научных работ. Признание получили научные труды профессоров

А.А.Оглоблина, И.Я.Сендульского, К.В.Пунина, Н.В.Маркова и др. Серьезные

исследования вели преподаватели педагогического института.

В 1930 г. в Смоленске начал работать Западный ком­мунистический университет.

В том же году был открыт Бежецкий машиностроительный институт в составе

ме­ханического факультета с машиностроительным и техно­логическим

отделениями. Тогда же на базе Новозыбковского сельскохозяйственного техникума

организовался агропедагогический институт с четырьмя отделениями: химико-

биологическим, общественно-литературным, агропедагогическим и физико-

техническим. Недалеко от станции Дурово Сафоновского района в Николо-

Погорелом (бывшем имении Барышниковых) в 1930 г. создали Западный институт

прядильных культур, а в январе 1931 г. начал работать Брянский

лесотехнический ин­ститут с лесокультурным и лесотехническим отделения­ми.

Всего в области в 1931 г. имелось семь дневных ин­ститутов, а также три

заочных, шесть дневных и 11 ве­черних рабфаков.

В соответствии с пятилетним планом культурного строительства, в области

развернулась работа в 40 на­учно-исследовательских учреждениях, из которых 25

за­нимались вопросами сельского хозяйства, а остальные представляли собой

фабрично-заводские лаборатории.

Из сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений наиболее важными

были Институт социали­стической реконструкции сельского хозяйства, Западная

зональная опытная станция, Новозыбковская селекцион­ная опытная станция,

Западная областная мелиоратив­ная станция, Сычевская зональная

животноводческая станция и ряд опорных пунктов по льну, конопле, кар­тофелю,

свиноводству и птицеводству. Всего в этих уч­реждениях насчитывалось 323

научных работника, из них 251-в сельскохозяйственных.

Но первоочередной задачей на том этапе культурно­го строительства для

Западной области, как и всей стра­ны, являлось решение проблемы всеобуча.

Весной 1930г. ЦК ВКП(б) признал необходимым ввести с 1930/31 учебного года

повсеместно обязательное обучение детей в возрасте 8—10 лет с последующим

распространением начального всеобуча на детей 11 лет. В полном объеме эту

задачу поставил XVI съезд партии. В соответствии с решением партии, в августе

1930 г. были вынесены постановления ЦИК и СНК СССР, а также ВЦИК и СНК РСФСР

о введении всеобуча с осени 1930 г.

Во исполнение этих постановлений Западная область израсходовала большие

средства на ремонт и строитель­ство школьных помещений. Расширение школьной

сети позволило ей приблизиться к выполнению решений пар­тии и правительства о

всеобуче: с осени 1930 г. число учащихся в начальной школе возросло по

сравнению с предыдущим годом почти на одну треть, а охват детей 8—11-летнего

возраста школой составил 96,3%.

Выполнение всеобуча вызвало большую потребность в педагогических кадрах. Если

до этого в области рабо­тало 15 педагогических техникумов, то теперь они

откры­лись дополнительно в Смоленске, Дорогобуже, Духовщине,

Рудне и других городах области. Общее их коли­чество достигло 26.

Решив в основном задачу начального всеобуча, коммунистическая партия перешла

к осуществлению всеобщего семилетне­го обучения в городе. XVI1 съезд партии в

1934 г. по­становил во второй пятилетке осуществить обязательное всеобщее

политехническое обучение в объеме семилетки в первую очередь в деревне,

поскольку в городе эта за­дача была в основном уже разрешена на протяжении

первой пятилетки.

Неотъемлемой частью борьбы за всеобуч являлось всемерное повышение качества

обучения и воспитания детей. В связи с этим партия и правительство приняли

ряд важных решений, направленных на повышение ка­чества обучения в школе, на

улучшение дисциплины уча­щихся, улучшение материально-бытовых условий

учите­лей и пр.

С каждым годом росли ассигнования на школьное строительство. В границах

вновь образовавшейся в 1937 г. Смоленской области за годы второй пятилетки с

участием населения было построено 384 школы на 73 500 мест. Среди этих

новостроек — 28 типовых зданий для средних школ и 74 для семилетних.

Центральной фигурой в школе является учитель, от которого зависит качество

учебной и воспитательной ра­боты. Между тем быстрый рост школьной сети и

выз­ванная этим острая потребность в преподавателях вы­нуждали органы

народного образования иногда направлять на педагогическую работу лиц,

недостаточно для этого квалифицированных. В целях подготовки новых

педагогических кадров и повышения квалификации уже работающих, расширили

прием в педагогические учебные заведения как на очное, так и на заочное

обучение. В 1932 г. Смоленский педагогический институт заочно окончили первые

три человека, в следующем году их было уже 23, еще через год — 29. Немалую

роль в подготовке учителей сыграл и областной институт повышения

квали­фикации кадров народного образования (ИПККНО). В этом же учреждении

действовала постоянная курсо­вая система по подготовке преподавателей и

работников культурно-просветительных учреждений. Ежегодно рабо­тали

краткосрочные 'курсы повышения квалификации пе­дагогов в каждом районе

области.

С 1936 г. постановлением ЦИК и СНК СССР вводи­лась аттестация учителей на

присвоение им персональ­ного звания учителя начальной и средней школы.

В 1939 г. 80 лучших учителей Смоленской области были награждены орденами и

медалями Советского Сою­за, в том числе семь человек (Е. Е. Букреева, П. В.

Ванифатов, М. С. Иванов, Н. П. Казачкова, А. Я. Котрелев, Е. А. Лапырина и

В. Т. Силин) — орденом Ленина, шесть—орденом Трудового Крайнего Знамени,

16—ор­деном «Знак Почета».

Учительница Смоленского района Е. А. Лапырина была избрана депутатом

Верховного Совета РСФСР.

В 1940/41 г. в Смоленской области работало 3326 школ, в том числе 364

семилетних и 253 средних. В них насчитывалось 532 896 учащихся. Помимо

общеобра­зовательных средних школ действовало 49 специальных средних учебных

заведений, в том числе 21 медицинских, 13 педагогических, девять

сельскохозяйственных, три индустриальных и др.

Крупным вузом стал педагогический институт с его пятью факультетами и 17

кафедрами. При нем работали заочное и вечернее отделения, курсы по подготовке

учи­телей для средних и семилетних школ. Ежегодно из стен института выходило

750—800 специалистов для средних и неполных средних школ.

Значительно вырос медицинский институт, укрепи­лась его учебно-материальная

база. Профессорско-преподавательский коллектив вел большую научно-

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты