Реферат: Культурная революция на Смоленщине в 1920-30 годах

Реферат: Культурная революция на Смоленщине в 1920-30 годах

Министерство образования РФ.

Муниципальная средняя школа №17.

реферат

Культурная революция

на Смоленщине

в 1920-1930г.

Работа

ученика 9 «Г» класса

Басова Сергея.

Учитель-консультант

Антонова Е.Г.

Смоленск 1999 г.

План.

I. Введение.

(стр. 3)

II. Трудности и достижения первых лет культурной революции.

(стр. 5)

1. Национализация культурных ценностей на Смоленщине. (стр. 5)

2. Проблемы образования.

(стр. 6)

3. Создание ВАРНИТСО и его деятельность.

(стр. 6)

4. Развитие театрального искусства на Смоленщине.

(стр. 7)

5. Кино.

(стр. 13)

6. Развитие радиовещания.

(стр. 13)

7. Пресса.

(стр. 14)

8. Пролеткульт.

(стр. 15)

III. Культурная жизнь Смоленщины в 30-е годы.

(стр. 16)

1. Открытие ряда институтов и университетов на Смоленщине. ( стр. 16)

2. Открытие и работа научно-исследовательских учреждений. (стр. 17)

3. Успехи образования.

(стр. 17)

a) Программа всеобуча и семилетнего образования на Смоленщине.

(стр. 17)

b) Увеличение преподавательских кадров.

(стр. 18)

c) Укрепление и увеличение числа высших учебных заведений. (стр. 19)

4. Дальнейшее развитие театрального искусства и художественной

самодеятельности в 30-е годы.

(стр. 20)

5. Литература и художественное искусство.

(стр. 21)

6. Печать.

(стр. 22)

IV. Репрессии.

(стр. 22)

V. Итоги культурной революции.

(стр. 24)

VI. Вывод.

(стр. 25)

VII. Сноски.

(стр. 26)

VIII. Приложение.

(стр. 28)

IX. Литература.

(стр. 38)

Я выбрал именно эту тему моего реферата, так как мне хотелось побольше узнать

и изучить культурную жизнь Смоленщины в послереволюционный период. Почему

именно Смоленщины? Потому что каждый человек должен знать и любить историю и

культуру своего родного края, своей «малой родины» (Соколов- Микитов).

Революция 1917 года не только изменила политический строй страны, но и быт,

мировоззрение людей. Не смотря на то, что это время, когда наша страна шла к

строительству «светлого будущего, когда в стране был тоталитарный режим, и

государство не соблюдало политические права граждан, но даже вмешивалось в

частную жизнь человека, контролируя все сферы его жизни. Не смотря на всё

это, мы всё равно не можем забывать и пропускать историю этого

социалистического периода времени. Ведь без изучения прошлого не возможно

изучение настоящего и будущего.

Много слухов ходят о тех временах. В силу того, что эта эпоха была столь

противоречивой, люди 90-х часто впадают в те или иные крайности - то

идеализируют 30-е, то сводят всё к репрессиям и страху. Поэтому мне хотелось

узнать, узнать, что же было на самом деле в этот период времени, отметить как

положительные, так и отрицательные стороны.

Мне интересно было узнать о творчестве смоленских писателей и поэтов, которые

прославили не только Смоленский край, но и всю Россию. Выяснить, какие

произведения были созданы ими в то время, и какие темы они отражали в них.

Узнать, как быстро на Смоленщине развивался театр, кино, радиовещание, и

какую информацию они пропагандировали. Какой в то время была пресса, и какая

существовала на неё цензура. Мне так же было интересно узнать, какие театры

были открыты в те года, и какие пьесы ставились на их сценах. В своих

исследованиях я попытался выяснить отношение самих смолян к культуре, и какой

вклад они внесли в её развитие,

стремились ли народ к образованию, и на сколько быстро проходило его

приобщение к культуре. С помощью моих исследований я попытался узнать, как

относились смоляне к культурным ценностям своего родного края. Коснулись ли

массовые репрессии населения Смоленщины, и какой чёрной полосой отразились

они в истории нашего края и как повлияла «пролетарская культура» на жизнь и

быт смолян.

С 1921 г. партия стала проводить в жизнь новую эко­номическую политику. Был

издан декрет о земле, который начал национализацию достояния иму­щих классов.

Несколько позже общественной собственно­стью стали музеи, библиотеки, архивы,

памятники искусства. Запрещался вывоз за границу любых культурных ценностей.

К лету 1919г. в губернии было национализировано 149 помещичьих имений, среди

имущества которых было немало полотен известных художников, редких книг,

изделий из фарфора, бронзы, серебра, золота. К сожалению, усадьбы часто

варварски разграблялись крестьянами, в результате чего погибло много

уникальных коллекции. Порой этому способствовали и решения местной власти. К

примеру, Вяземский уездный отдел народного образования 8 августа 1918 г.

постановил уничтожить картины, напоминавшие старое время. Подобные случаи не

были типичными. Так, 24 июля 1918г. Смоленский городской Совет решил

привлекать к суду лиц, разрушающих крепостную стену. Некоторые уездные

исполкомы ввели должности хранителей памятников древности. В Рославле было

организовано общество по изучению местного края.

На восстановление разрушенных полной промышленности, транспорта, сельского

хозяйст­ва требовались огромные средства, и Советское прави­тельство

вынуждено было ограничивать ассигнования на нужды народного образования и

культуры. На пути школьного строительства сразу же встре­тились серьезные

трудности. Не хватало средств, педагогических кадров, школьных помещений,

учебного оборудования, почти не было тетрадей, чернил, перь­ев, карандашей и

прочих ученических принадлежно­стей.

В создавшихся условиях местные Советы изыскива­ли различные источники для

накопления средств на нуж­ды просвещения. На эти цели отчислялась часть

средств, поступавших от самообложения, проводились «недели помощи школе»,

само население создавало бригады по ремонту и строительству школьных

помещений и т.д. До войны в царской России по грамотности населения губерния

занимала З6-е место, а из се почти 1,9 млн. жителей лишь 17,3% умели читать и

писать. Вузов не было, а число учителей едва превышало 5 тыс. Для борьбы с

невежеством масс 16 февраля 1918 г. был учрежден губернский комиссариат по

просвеще­нию (вскоре такие органы возникли и в уездах). Организова­лись курсы

«активного ликбеза», проводились переписи неграмотных, «недели просвещения»,

а кое-где даже создавались чрезвычайные комиссии для его осуществления.

Характерной чертой того времени была огромная тяга трудящихся к культуре, что

выражалось в повсеместном создании просветительных кружков. Их члены ставили

спектакли и организовывали вечеринки отдыха. Обычно в одном уезде таких

обществ насчитывалось несколько десятков с числом членов от 12 до 150. К

концу 1920 г. в крае имелось 749 культпросвет кружков, 196 Народных домов и

свыше 40 клубов. В Смоленске 17 ноября 1918 г. открылась Народная

консерватория. В некоторых уездных городах были созданы музыкальные школы.

Шире развертывалась работа и по ликвидации негра­мотности среди взрослого

населения. В 1923 г. в стране было организовано под председательством М. И.

Кали­нина общество «Долой неграмотность» (ОДН). Вскоре отделы этой

организации появились во всех уездах Смо­ленской губернии. При их содействии

к 1 мая 1925 г. ра­ботало 119 сетевых и 1053 несетевых пункта по ликвида­ции

неграмотности. Причем к этому времени в губернии уже было обучено грамоте

14967 человек.

В первые годы нэпа в трудных условиях оказался и университет. Некоторое время

студенты не получали государственной стипендии, и остро нуждавшимся

оказы­вали материальную помощь различные кооперативные и общественные

организации. К концу восстановительного периода университет снова был взят на

государствен­ное обеспечение. Студентам стали выплачивать стипен­дии. Для

создания своего подсобного хозяйства универ­ситету передали совхозы

«Вонлярово» и «Семичевка», что позволило улучшить питание студентов и

повысить продовольственные пайки преподавательскому составу.

В конце 20-х годов при университете открылся краеведческий научно-

исследовательский институт, в задачу которого входило изучение

производительных сил обла­сти, истории и природы своего края.

В 1927 г. по инициативе передовых ученых страны в СССР создается Всесоюзная

ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому

стро­ительству (ВАРНИТСО), которая должна была пропа­гандировать и

распространять среди трудящихся дости­жения науки и техники, сближать науку с

производст­вом, с практикой социалистического строительства, вне­дрять

научные открытия и технические достижения в производство. Ученые Западной

области в 1928 г. откры­ли в Смоленске отделение ВАРНИТСО, которое

объеди­нило профессоров и научных работников университета, а также ряд других

специалистов города и области. Открывались средние специальные учебные

заведения — педагогические, сельскохозяйственные, медицин­ские и др.

Яркой чертой культурной жизни тех лет был расцвет театрального дела. Если до

Октября о крестьянских театрах в России и помину не было, то через три года

их насчитыва­лось 3 тысячи. «Деревня сейчас вся охвачена театральным

строительством», - отмечали «Известия Гжатского Совета» осенью 1919г. К концу

гражданской воины на каждую волость в губернии приходилось по 2-3

любительские труппы, а из уездных городов они имелись в Вязьме, Дорогобуже.

Ельне, Духовщине и Ярцеве. Репертуар постановок был очень широкий - от

«Гамлета» и «Ревизора» до водевилей.

В Смоленске первым советским театром стал Художест­венный передвижной театр

Западной области, открывшийся летом 1918 г. Особой популярностью он не

пользовался, рядовому зрителю были малопонятны его спектакли в стиле новых

веяний. 27 декабря 1919г. начал свою работу Пролетарски государственный театр

(в нем ставились и оперы). В самом конце 1920 г. был создан Театр

производст­венной пропаганды - в то время один из лучших в стране театр

революционной сатиры.

Октябрьская социалистическая революция широко распахнула перед трудящимися

Смоленщины двери в мир искусства. Бурное развитие получило по­всеместно на

Смоленщине самодеятельное драматиче­ское искусство. Любительские

драматические кружки появились в школах, учреждениях, на промышленных

предприятиях, в красноармейских частях, при сельских и городских клубах,

красных уголках и т. д. К 1920-году по Смоленской губернии насчитывалось 758

всевозмож­ных кружков, зажимавшихся самодеятельным театраль­ным искусством. В

деревнях застрельщиками драмати­ческой самодеятельности чаще всего выступали

учите­ля. Кое-где инициативу в этом культурном начинании проявляли

профессиональные актеры разной степени одаренности и добросовестности,

бежавшие из Москвы и Петрограда от голода, холода и безработицы. Да и не

только они. В 1918 году дядя будущего первого космо­навта мира Ю. А. Гагарина

(брат его матери) рабочий Путиловского завода Сергей Тимофеевич Матвеев,

при­ехав на родину в Гжатский уезд, организовал в селе Во­робьеве

любительскую труппу из 10 девушек и 20 пар­ней. Труппа ставила спектакли и

показывала их в окрестных селах и деревнях. Просуществовала она до 1920 года.

Репертуар драмкружков тех лет был весьма пестрый. Ставили отдельные сцены из

пьес Островского, инсце­нировки рассказов Чехова («Злоумышленник»,

«Хирур­гия») и его драматические миниатюры («Юбилей», «Свадьба» и др.). Кое-

где разыгрывались пьесы-само­делки, в которых на сцене появлялись и царь

Нико­лай II в солдатском мундире и рваных сапогах, и поп в ризе из рогожи, и

барыни с петушиными перьями в импровизированных шляпах, и кулаки-мироеды с

пень­ковыми бородами.

В помощь драмкружкам в Смоленске и в некоторых других городах губернии

открылись студии. В Дорогобуже, например, студия носила громкое претенциозное

название "Лаборатория новых форм театра" В про­грамму этой студни входили

занятия по технике актер­ского мастерства, пантомиме, опыту инсценировок и

импровизации, а также хоровая декламация, широко распространившаяся в стране

в 20-х годах с легкой ру­ки артиста В. К. Сережникова (брата ректора

Смолен­ского государственного университета). В Вязьме были открыты

краткосрочные курсы драм. искусства имени А. В. Луначарского, на которых в

1920 году обучалось около 70 студийцев, а в захолустной Сычевке в

от­крывшейся в том же году драм. студии занималось око­ло 90 любителей

сценического искусства.

В результате культурного векового голодания и скованности духовных запросов

народных масс увлечение драматическим искусством после революции стало

бук­вально всенародным. Самодеятельные спектакли шли в переполненных до

отказа помещениях. Ни один про­славленный профессиональный театр не мог бы

похва­статься той живой, непосредственной связью между сценой и зрительным

залом, которая была присуща этим самодеятельным представлениям. И это в

годы, когда страна была в огненном кольце гражданской вой­ны, царила

разруха, свирепствовали голод, холод, грязь, сыпной тиф!

В первые же годы после революции оживилась и профессиональная театральная

жизнь Смоленщины. В Смоленск и другие города губернии (Смоленщина все же не

испытывала такого голода, какой был в Москве и Петрограде) началось подлинное

паломничество мос­ковских и петроградских артистов. На гастроли к смо­лянам

приезжали артисты Московского Художествен­ного театра. Приезжала в полном

составе труппа мос­ковского Камерного театра во главе с А. Я. Таировым,

причем, как ни старались рецензенты "Известий Смо­ленского губсовдепа"

критиковать театр, обвиняя его в чуждости трудовым массам, смоляне валом

валили на его спектакли. Благодаря мастерству Алисы Коонен. И. И. Аркадина

и других талантливых артистов зрите­лям, сидевшим в театре Лопатинского сада

в шинелях, ватниках, кепках и солдатских фуражках, становились близки и

сказочные красоты «Голубого ковра» Любви Столицы, и изящное острословие

изысканного «Короля-Арлекина», и глубина страданий героини трагедии «Адриенна

Лекуврер».

В 20-х годах в театре Лопатинского сада гастроли­ровал коллектив артистов под

руководством А. Г. Крамова. Как вспоминает бывший рецензент смоленской газеты

«Рабочий путь» Б, С. Бурштын (Иринин), «это была типичная летняя, то есть

укомплектованная из артистов разных — в том числе и московских — теат­ров,

труппа, очень сильная по составу. В репертуаре, как обычно водилось летом,

были преимущественно лег­кие комедии и душещипательные мелодрамы. Сменя­лись

они с калейдоскопической быстротой, и ни о каких режиссерских «замыслах» и

«удачах», понятно, не мог­ло быть и речи,—успех создавался исключительно

хо­рошей игрой отдельных артистов».

Однажды актерский состав решил отметить юбилей старейшего рабочего

смоленского театра Б. Г» Сысое­ва (такие юбилеи до революции никогда не

отмеча­лись!). В перерыве между действиями спектакля юбиляр был приглашен на

сцену, и при открытом за­навесе А. Г. Крамов огласил посвященный ему адрес,

заканчивающийся четверостишием:

На театральном небе ты—комета,

Творец сценических устоев.

Да здравствует на многи лета

Борис Григорьевич Сысоев!

Артисты и артистки душевно поздравляли, обнима­ли и целовали растроганного

юбиляра. От зрителей при­тащили ему огромную корзину цветов из садоводства А.

И. Зольбе. Зал горячими аплодисментами приветст­вовал виновника торжества.

Гастроли иногородних театров в Смоленске продол­жались и в последующие годы.

Только в 1928 году в Смоленске гастролировали: Ленинградский передвиж­ной

театр под руководством П. П. Гайдебурова, Мос­ковский театр сатиры, группа

артистов московского Малого театра, группа артистов Ленинградского

акаде­мического театра имени Пушкина (бывш. Александрий­ского театра) и

Московский центральный театр для де­тей под руководством Наталии Сац.

Еще в первые послереволюционные годы и в Смолен­ске и в ряде уездных городов

губернии проявилось стремление обзавестись своими профессиональными

постоянными театрами. Первый из таких театров от - крылся в Вязьме, а вскоре

в Смоленской губернии существовало уже шесть уездных театров. Работали они

нерегулярно — то процветали, то распадались, то вновь открывались.

Последовавший в эпоху нэпа переход зрелищных предприятий на хозяйственный

расчет обрек деятельность этих театров почти на повсеместное пре­вращение,

Недолговечным оказалось существование и театров, возникших в первые

послереволюционные годы в самом Смоленске (Первый Художественный передвижной

театр Западной области под руководством Вл. Тодди, театр «Миниатюр», Вольный

пролетарский театр и др.). Менее года существовал в Смоленске и Театр

револю­ционной сатиры (ТБРЕВСЛТ), в репертуаре которого царили халтурные

поделки

Недолговечным было существование в Смоленске и созданной в 1920 году

драматической труппы Политуправления Западного фронта. Организатором и

художественным руководителем труппы был артист А. Б. Гедда— человек,

фанатически преданный искусству, враг рутины, шаблона, легковесности и

халтуры. Ему нема­ло пришлось положить сил, чтобы создать спаянный коллектив,

способный решать сложные творческие за­­мыслы. Пришлось терпеливо воспитывать

и дисциплинировать не только актеров, но и вспомогательный пер­сонал, вплоть

до столяра, не желавшего делать сцени­ческую мебель по эскизам художника и

упрямо твердившего: «Я старый столяр, специалист своего дела, а табуретки

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты