Реферат: Крещение Руси

если эти книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама -

Коран - написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман,

например не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян были

неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с

дружиной. Этот обязательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что

могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было

еще одно обстоятельство. Славяне и руссы привыкли к хмельным напиткам, так

как вино и пиво снимали усталость походов, но строгий ритуал пиров не

допускал «буйства во хмелю». Конечно, и арабы, приняв ислам, не перестали

пить вино, но делали это в узком кругу родных и друзей, в публичные места

являясь трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им

стереотипов поведения. В итоге мусульманским муллам Владимир отказал

известными словами: «Руси есть веселие пити...»

Сложнее причины отказа Владимира немцам-католикам. Его слова неясны: «Идите,

откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Попробуем разобраться, что

именно «не приняли отцы». В середине Х в. на Русь прибыл епископ Адальберт с

миссией крещения княгини Ольги и киевлян. Адальберт потерпел неудачу, но «не

по своей нерадивости».

Известно, что в середине века на святой престол иногда всходили очень грешные

папы. В 955 г. на папский престол воссел шестнадцатилетний юноша, нареченный

папой Иоанном XII. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. Если бы

папа был только охотником, игроком, волокитой и пьяницей, то это было бы еще

полбеды. Но римский первосвященник давал пиры с тостами в честь древних

языческих богов и пил за здоровье Сатаны. Конечно, вести о таких «подвигах»

достигали Руси. Хронологическое совпадение бесчинств в Риме и изгнания

Адальберта из Киева случайностью быть не может. Поэтому традиция отвержения

латинской веры и сознательного выбора греческой действительно восходит к

предкам Владимира на княжеском столе: княгине Ольге и ее внуку Ярополку.

А вот рассказ о приходе к Владимиру хазарских евреев - пример явного

литературного творчества Нестора. Евреи якобы признаются Владимиру: «Предана

бысть земля наша хрестеяномь». На самом деле в Х веке Палестина была в руках

мусульман. Летописец сместил даты. Примечательно, что, по летописи, Владимир

не обращался к иудеям, а только принял их, чтобы прогнать. Следовательно,

летопись Нестора фиксирует последнюю попытку хазарских иудеев подчинить

киевского князя, сделанную тогда, когда Хазарский каганат уже не существовал.

Исход попытки известен: Владимир был проницателен.

Владимир вызвал в Киев мусульман, иудеев, римских христиан, византийских

христиан и, выслушав аргументы каждого в защиту своей веры, остановился на

византийском православии - эта каноническая версия основывается на одном-

единственном источнике: так называемой «Повести временных лет». И самой

жуткой ересью в ученых кругах считается, если кто дерзнет усомниться в

подлинности данной «Повести» - либо усомниться в ее датировке (принято

считать, что «Повесть» закончена мудрым летописцем Нестором в 1106 г.).

Чтобы должным образом оценить «правдивость» летописи Нестора, «Повести

временных лет», а также доказать, что она никоим образом не могла быть

составлена в 1106г.. (году в 1606, а то и позже - так будет гораздо вернее),

подробно рассмотрим один из ключевых эпизодов сего творения: рассказ о

событиях, якобы происшедших перед принятием Владимиром христианства. По

Нестору, сначала к Владимиру один за другим, словно по некоему

предварительному сговору (совершенно невозможная вещь!), являются некие

посланцы, исповедующие ту или иную веру: мусульмане, «немцы из Рима», евреи и

греки. Начинает мусульманин. И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» Они

же ответили: «Веруем богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не

есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с

женами». Владимиру, по преданию, понравился чувственный рай магометов, но он

никак не соглашался допустить обрезание, отказаться от свиного мяса и вина.

«Руси есть веселье пить, - говорил он, - не можем быть без этого».

Каково? Моно ли себе представить ревностного миссионера, который в проповеди

перед язычниками упирает главным образом на то, что его вера позволяет

«невозбранно предаваться всякому блуду»? Лично я как-то не в состоянии. Либо

миссионер этот - законченный дурак и развратник (а отправят ли такого в

столь ответственную миссию?), либо вся эта история выдумана от начала и до

конца гораздо позже описываемых событий, когда неприязнь меж православием и

мусульманством достигла высокого накала (чего просто не могло быть в Х веке

нашей эры).

С «немцами из Рима» дело обстоит еще анекдотичнее. В защиту своей веры они,

согласно Нестору, оказались способны промямлить одну-единственную

косноязычную фразу: «Пост по силе; если кто пьет или ест, то все это во славу

божию, как сказал учитель наш Павел». Брешет, конечно, наш «очевидец» - как

сивый Нестор... Но интерес для нас должны представлять не те глупости, что

Нестор вложил в уста «немцам», а само употребление этого слова – «немцы»,

неопровержимо доказывающего, что «Повесть» сочинена не ранее шестнадцатого

столетия. Именно в то время вошло в употребление в России слово «немец»,

служившее для обозначения любого западноевропейца. В средневековье на Руси

западноевропейцев называли совершенно иначе: «фрязы» либо «латины». Для

примера: в 1206 году, узнав о взятии крестоносцами Константинополя, русский

летописец заносит эту новость на скрижали в следующем виде: «...Царьград

завоеван и частию сожжен Фрягами, или Латинами». И подобных примеров -

множество...

Вслед за магометанами и «немцами» испытать на себе убийственное остроумие

князя Владимира настал черед иудеев. «Владимир спросил их: «А где земля

ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». Снова спросил он: «Точно ли она там?»

И ответили: «Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным

странам, а землю нашу отдал христианам». Именно в последних словах и кроется

ахиллесова пята «Повести». Согласно датировке, которая, в общем, сомнению не

подвергается, этот интересный разговор происходил в 986 году от рождества

Христова. То есть в те времена, когда в Иерусалиме, на землях бывшего

еврейского государства, не было никаких христиан! Первые крестоносцы

появились в Палестине лишь сто с лишним лет спустя после описываемых событий

- в 1096! Вывод: «Повесть» написана не ранее конца одиннадцатого - начала

двенадцатого столетия (а согласно тому, что выше говорилось о слове «немцы»,

и того позже).

Потом, разумеется, приходят греки и закатывают речь на дюжину страниц, после

которой Владимир, естественно, именно им и отдает предпочтение. Но

приключения на этом не кончаются: Владимир отправляет «мужей славных и умных,

числом десять» - чтобы побывали в мусульманских землях, у «немцев» (!), а

также посмотрели, как молятся богу греки в Царьграде. Славные и умные мужи

добросовестно съездили к болгарам-мусульманам (не понравилось - понятно),

потом побывали «у немцев» (с тем же результатом), и, наконец, оказались в

«Греческой земле». Откуда вернулись очарованными, о чем и доложили князю в

крайней степени восхищения: «И ввели нас туда, где служат они богу своему, и

не знали - на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты

такой, и не знаем, как рассказать об этом».

Мне кажется, что Нестор - русофоб. Иного определения для него не подберешь.

Надо очень не любить своих земляков, чтобы представить их полными и

законченными дикарями, только вчера слезшими с деревьев и не без труда

оторвавшими у себя хвосты... По Нестору, киевляне в 986 году были некими

тупыми существами с девственно чистыми мозгами. Они впервые услышали о

существовании мусульманства, иудаизма, «немецкой веры», они понятия не имели

о церковных службах по православному канону - и, угодив в совершенно

незнакомую «Землю Греческую», предстали папуасами, разинувшими рот перед

сверкающими бусами...

К счастью, реальная история выглядела совершенно иначе. К концу Х века

русские уже достаточно долго общались с волжскими мусульманами-болгарами, а,

следовательно, должны были составить некоторое представление об исламе. А

христианство, как мы помним, давно пустило в Киеве глубокие корни, и церкви

там существовали и до Владимира, так что для ознакомления с «греческой верой»

не было нужды отправлять «славных мужей» в далекий Царьград, расходуя

казенные денежки...

Так недолго и подумать, что «девятеро славных мужей» преспокойно промотали

командировочные денежки, отсиживаясь где-то в Киеве, а нужные сведения

почерпнули, вовсе не выезжая из стольного града. Как же иначе, если церковь

византийского обряда в те времена преспокойно существовала в Киеве?

Это, конечно, шутка. Вряд ли в те времена удалось бы отколоть такой номер.

Вся история с прибытием миссионеров разных религий и о «путешествии девяти

славных мужей» вымышлена Нестором от начала до конца. Плохо только, что на

творение сего блудливого пера до сих пор принято ссылаться, как на бесспорную

истину. Вот вам мнение академика Б.А. Рыбакова: «Историко-географическое

введение Нестора в историю Киевской Руси, написанное с небывалой широтой и

достоверностью, заслуживает полного доверия с нашей стороны».

Насчет широты, мне представляется, почтенный академик совершенно прав. Но вот

каким волшебным образом он проверил «небывалую достоверность» Несторовых

творений, остается тайной за семью печатями. Лично для меня, по крайней мере.

Как ни ломал голову, не смог определить: на основании каких источников Нестор

утверждает, что «от Адама до потопа прошло 2242 года»...

Гораздо больше мне нравится высказывание нашего знаменитого историка Д.

Иловайского, написавшего однажды по поводу одного особо выдающегося

Несторовского пассажа: «Тут видим совершеннейшую бессмыслицу». В яблочко...

Реферат: Крещение Руси Относительно вопроса о времени и

месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому

мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес

в Крыму); по второй версии князь Владимир крестился в 987 год в Киеве, а по

третьей - в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков).

Наиболее достоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и

летописец Нестор согласно указывают на 987 год. Монах Иаков говорит, что князь

Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий год

Крещения (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его. Летописец

Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира,

что соответствует 987 году от рождества Христа (6695-5508=987).

Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий)

решился «обратить всю Землю в христианство». Великого князя Владимира

побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался,

конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа

христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и

более успешное развитие своей культурной и государственной жизни.

Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже

проникало на Русь восточное Православие. Видимо, в целях более успешного

осуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую

помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития

духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими

императорами (соправителями) Василием II и Константином в Херсонесе, женясь

на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим

духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и

святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному

введению христианства на Руси, к крещению Руси и образованию Поместной

Русской Православной Церкви. Введение христианства в Киевской Руси в качестве

государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать

серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не

обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.

Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена

предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими

причинами. Однако утверждение, что Владимир руководствовался исключительно

пониманием государственной пользы христианства неверно. Очевидно, что без

глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в

православие Владимир не смог бы действовать столь последовательно и

решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой

державы.

Но как ярый язычник вдруг уверовал во Христа? Возможно, это было раскаянием в

совершенных злодеяниях, усталость от разгульной жизни и ощущение душевной

пустоты. Однако, существуют и другие версии этого поступка – возможно, это

была политическая игра или интрига князя Владимира.

Многие историки давно уже соглашаются, что убийство князя Святослава

печенегами у днепровских порогов - история гораздо более сложная и

загадочная, чем официальная версия, согласно которой Святослав, возвращаясь

после войны с ромеями, чисто случайно напоролся на превосходящие силы

степняков.

История, в самом деле, загадочная и грязненькая. Судите сами. После

продолжавшихся два месяца схваток у Цгарской крепости Доростол Святослав

заключил с византийским императором Иоанном Цимисхием, в общем, довольно

почетный мир. И поплыл с дружиной в Киев, поздней осенью. Согласно летописям,

русским стало известно, что у порогов печенеги устроили засаду...

И вот здесь что-то происходит! Что-то, навсегда оставшееся загадкой. Большая

часть дружины с воеводой Свенельдом во главе уходит в Киев по суше, степью -

и благополучно добирается до города! Что касается князя Святослава, он вдруг

начинает вести себя более чем странно. С меньшей частью дружины остается...

зимовать то ли на берегу, то ли на одном из Дировских островов. Зима выдалась

лютая, еды почти нет, летописцы подчеркивают, что русские бедствовали

несказанно: «...по полгривны платили за конскую голову, врагом были болезни».

Весной Святослав, даже не пытаясь пройти степью, по которой благополучно ушел

Свенельд, вновь плывет по Днепру. Печенеги, что странно, отчего-то зимовали

здесь же - они по-прежнему подстерегают князя и убивают...

Странностей выше допустимого. Почему Святослав не шел в Киев степью? Означает

ли уход Свенельда, что в царском стане произошел раскол? Почему печенеги

столь упорно ждали несколько месяцев? В истории вроде не отмечены какие-то

действия Святослава, внушившие печенегам непреодолимое желание за что-то

отомстить князю...

Темная история. И потому ее не единожды называли «заказным убийством». Полное

впечатление, что Святослав прекрасно понимал: в Киев ему идти нельзя. Почему?

Что там могло случиться?

Поначалу во всем винили византийцев, якобы подкупивших печенежского кагана

Курю. Однако впоследствии было блестяще доказано: ромеям просто не хватило бы

времени организовать довольно сложную операцию. Не успели бы они снестись с

печенегами...

Л.Н. Гумилев предложил довольно изящно построенную версию. Согласно ей,

заговор против Святослава был затеян старшим сыном Святослава Ярополком,

стоявшим во главе киевских христиан. Другими словами, набиравшая силу

христианская партия, таким образом, отделалась от одного из самых влиятельных

своих противников. Благо под рукой имелся киевский воевода Претич,

несколькими годами ранее ставший побратимом печенежского кагана Кури - он,

скорее всего, и стал «связником».

Косвенным подтверждением этой версии служит Иоакимовская летопись, где смерть

Святослава объявлена божьей карой за то, что князь в 971 г. расправился с

киевскими христианами и велел разрушить некую церковь.

Вообще-то, Иоакимовская летопись давно признана компилятивным источником,

составленным в XVII веке, которому «доверять без проверки нельзя» (академик

Б.А. Рыбаков). Сам академик считал, что доказательством является постамент

языческого бога в центре Киева, который «был вымощен плинфой и фресками

христианского храма, разрушенного до 980 года».

Правда, приведенное академиком Рыбаковым «доказательство» свидетельствует

лишь о том, что христианский храм был некогда разрушен - но никак не о том,

что в разрушении повинен князь Святослав...

Позвольте! Ведь достоверно известно, что Святослав, не в пример матери Ольге

и старшему сыну Ярополку, был приверженцем язычества! Верно, известно. Из

рукописи Нестора. Но в последние годы появились свидетельства, заставляющие

снова вспоминать о характеристике, данной Нестору Татищевым... В вышедшей

недавно книге «Империя» московские математики Носовский н Фоменко, известные

интереснейшими работами на тему «новой хронологии», привели большие отрывки

из книги Мауро Орбини, посвященной славянской истории. Книга эта впервые

издана в 1601 году, и ее автор, «архимандрит Рагужский», основывался на

огромном количестве средневековых источников, просто-напросто не дошедших до

нашего времени.

Кстати, лично я не согласен с Носовским и Фоменко в том, что определение

«архимандрит Рагужский» связывает личность Орбини с балканским либо

итальянским городом Рагуза. Право на существование имеет и другая версия:

Орбини был австрийцем. Слово «рагужский» вполне могло означать искаженное

«ракусский» - «австрийский». В старых русских книгах титулом «арцикнязь

ракусский» именуется германский император Максимилиан, и в самом деле имевший

среди подвластных ему земель и Австрийское герцогство. А в современном

чешском и словацком Австрия так и называется – «Rakousko»...

Но вернемся к Святославу. В книге Орбини мне попалась пререлюбопытнейшая

строка: «После смерти Ольги правил ее сын Святослав, шедший по стопам матери

в благочестии и христианской вере.». Каково? Это означает, что в прошлом,

кроме навязшего на зy6ax «Нестора» существовали и другие источники,

рассматривавшие князя Святослава несколько иначе, нежели автор «Нестора».

Какой еще вывод можно сделать из вышеприведенной цитаты?

На самом деле, получалось несколько странно: мать Святослава - ревностная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты