Реферат: Кризис политической системы СССР в период 1986-1991 годов

и торговлю, и потребительский сектор промышленности.

Потери народного хозяйства от первой реформы Горбачева - антиалкогольной

компании - оцениваются в 40 млрд. рублей. Урон, который нанесла нашей

социалистической экономике реформа 1987 года, вообще не поддается исчислению.

Второе дыхание к социа­лизму так и не пришло - началась агония...

Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды.

Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения

внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29

ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры

высших органов власти и го­сударственного управления страны, наделение вновь

учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными

властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего

введение выборов на альтернативной основе.

1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в поли­тической структуре

общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март - май)

предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще

на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных канди­датов

(на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала

советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.

Треть народных депутатов избиралась от общественных органи­заций, что

позволило коммунистам, как наиболее массовой "об­щественной организации" на

Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об

этом было заявле­но, как о достижении: доля коммунистов среди народных

депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего

делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден

авторитет партии.

В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территори­альным и

национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки

избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии,

по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна -

повсе­местно зафиксировано снижение производительности труда.

Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал весьма

крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории этой

страны. Конечно, сейчас можно с иро­нией смотреть на те баталии, что

происходили по Съезде, но тог­да это выглядело победой демократии. Практических

результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было

принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных

направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.)

носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй Съезд

принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 постановлений. Одним из

центральных вопро­сов повестки дня второго Съезда народных депутатов было

обсуж­дение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос о борьбе с

организованной преступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссия, посвященных

как внешнеполитическим проблемам (оценка договора о ненападении между СССР и

Германией от 23 августа 1939 г., политическая оценка ввода советских войск в

Афганистан в 1979 г.) так и внутриполитическим (о следственной группе Гдляна, о

событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 г, о привилегиях)...

Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие воз­лагали на него

свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не

суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь "игрой в демократию",

каковой он, собс­твенно, и являлся. Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно

поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь

лучше. Реформа избирательной системы являлась де­лом необходимым, но

конкретного, насущного она народу дала нем­ного.

Введение президентства.

Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться от цепких

объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать политическую силу и

влияние, позволили им представить правоцентристское единство в КПСС как

стратегичес­кую линию, а не как временный тактический маневр. Ситуация в стране

требовала решительного развития курса на смешанную эко­номику, на создание

правового государства и заключение нового союзного договора. Все это объективно

работало на демократов.

К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изме­нилась. Горбачев,

не без оснований опасаясь, что весенние выбо­ры в республиках приведут к победе

радикальных сил ("Демократи­ческая Россия", РУХ и другие), которые сразу же -

по примеру Прибалтики - постараются занять независимую позицию в отношении

возглавляемого им Верховного Совета Союза, сделал шаг, против которого он и его

единомышленники выступали еще несколько меся­цев назад. Используя свой

авторитет в возглавляемом им Верхов­ным Совете СССР, он сумел - при

сопротивлении Межрегиональной депутатской группы - провести решение об

учреждении поста Пре­зидента СССР. Став Президентом, Горбачев получил широкие

поли­тические полномочия и тем самым сильно укрепил свою власть в стране.

Это было почти год назад. Но за прошедшее с тех пор время ситуация вновь

изменилась. Сначала произошел сдвиг "влево" в расстановке сил на политической

арене. В России победу на выбо­рах, хотя и с минимальным перевесом, одержал

блок "Демократи­ческая Россия". Лидером парламента РСФСР стал Б.Н.Ельцин -

не­ординарный политик: с одной стороны, он символизирует "сильную личность"

(известны те "крутые" методы, которыми Ельцин пользо­вался в бытность его

Первым секретарем МГК КПСС), с другой сто­роны - он прост, открыт,

демократичен, его политическому стилю присущ популизм. Демократы возглавили

Московский, Ленинградс­кий, ряд советов других крупных городов. Схожее

положение соз­далось на Украине, в Молдове, Армении, Грузии, в Прибалтийских

республиках.

Затем политическая борьба перешла на государственный уровень. Сложилось

фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские структуры не

могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни договориться между

собой. "Война законов" между Союзом и республиками велась с переменным

успехом и к зи­ме 1990/91 года достигла апогея в связи с трагическими

события­ми в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и союзного бюджета.

Все это происходило на фоне быстрого развала экономи­ки, межнациональной

конфронтации между республиками и внутри их.

В результате наметился очередной сдвиг в умонастроениях об­щества. После

того, как в крупных индустриальных центрах России и Украины к власти пришли

демократы, прошло немало времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более

того, демократия явствен­но вырождалась в анархию, усиливая тоску по "сильной

руке". По­добные настроения овладели и Верховным Советом СССР: в декабре он,

опасаясь непредсказуемого развития событий, делегировал Президенту

дополнительные полномочия, а заодно - дополнительную ответственность. Горбачев

же в январе этого года сформировал новый Кабинет министров, в котором ключевые

посты заняли предс­тавители "просвещенной" бюрократии и военно-промышленного

комп­лекса.

Первый президент.

Избрание Горбачева на должность Генерального секретаря ЦК КПСС вовсе не было

предопределено расстановкой политических сил. Был, по признанию самого Михаила

Сергеевича, и другой кан­дидат. Но в результате скрытой, недоступной простому

смертному аппаратной игры победу одержала именно его команда.

Естественно, Горбачеву нужно было укрепиться у власти. А для того, чтобы

идеологически обосновать свою борьбу со "скле­ротическими геронтократами",

старой партийной гвардией, он вы­нужден был провозгласить курс на обновление

социализма с его ведущей и направляющей силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда

народ скорбил по поводу алкогольной кампании, начались кадровые перестановки.

Один за другим отправлялись на заслуженный отдых партийные вожди областей и

республик. Чисткой аппарата руково­дил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич

Лигачев, и за два года справился со своей задачей - рассадил преданных людей на

все ключевые посты.

На этом все партийные "перестройки" до Горбачева, как пра­вило,

заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло нас­только, что генсек

почувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успела новая номенклатура

припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том, что перестройка продолжается.

Однако "свалить" Лигачева на партийной арене оказалось не так-то просто, и

Горбачеву в конце концов пришлось создавать альтернативные структуры в виде

Верховного Совета и Съезда на­родных депутатов, чтобы держать аппаратчиков в

постоянном нап­ряжении. В сидении на двух стульях сразу Горбачев нашел для

се­бя несомненную пользу: партократов всегда можно было припугнуть демократами,

а демократов - славой КПСС.

Наконец, на XVIII Съезде задача-максимум была выполнена: Горбачев

окончательно подмял под себя партаппарат, который даже смирился с переходом к

рынку и потерей европейских колоний. Но оказалось, что борьба за власть не

закончена, напротив - всту­пает в новую стадию. Инициативу теперь перехватили

демократы во главе с Б.Н.Ельциным.

Ельцин как Президент.

Существуют, видимо, несколько типов, моделей поведения "первого лица"

государства. "Вождь" знает, как надо, и ведет народ к новым и новым свершениям.

"Патрон" заботится о том, чтобы все члены большой семьи-государства были

довольны, сыты и друг друга не обижали."Аарбитр" следит за соответствием всех

проявлений жизни писаным и неписанным законам. И т. д.

Первая, "бунтарская", часть политической карьеры Ельцина, казалось,

закончилась 29 мая 1990 года, когда он был избран председателем Верховного

Совета России. Впрочем, трудно было ожидать, что в новой роли он напрочь

откажется от прежних поли­тических привычек. Став через год президентом, Ельцин

вскоре продемонстрировал, что намерен сочетать в своей деятельности все три

модели поведения. Наверное, харизматический лидер так и должен был себя вести,

именно этого и ждали его приверженцы.

Осознавая себя внепартийным, выражающим интересы целого народа президентом,

Ельцин поневоле стремится держаться за все рычаги власти, не довольствуясь

ролью главы ее исполнительной ветви. Этим, по-видимому, и обусловлен стиль

поведения прези­дента, который аналитики именуют "конфронтационным".

Конфронта­ция заложена в том, что Ельцин все время стремится действовать в

системе простейшей, привычной ему с 1987 года схемы: массы и лидер. Советы,

Конституционный суд и кто бы то ни было еще, претендующий на самостоятельную

политическую роль, т. е. на вы­ражение части "застолбленных" президентом

народных интересов, неизбежно рискуют быть объявленными "реакционными",

"утративши­ми доверие" и т. п.

Одним из самых трудных, однако, испытаний, ожидавших Ель­цина на посту

президента, стало другое - сочетание лозунгов "ДемРоссии" с императивом

российской державности. На первых по­рах Ельцин, как я помню, "раздавал"

суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но

ведь единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года под

псевдонимом "СССР", было разрушено в Беловежской пуще. Неясно, был ли Ельцин

инициатором беловежских соглашений; каким именно виделось ему тогда СНГ и т. д.

Но сам факт участия в уп-

разднении СССР стал, пожалуй, самым крупным и драматическим со­бытием

политической биографии Ельцина. А когда в внутри РФ Чеч­ня взяла "слишком

много" суверенитета, Ельцин попробовал вме­шаться, но безуспешно. Теперь, когда

почти все российские авто­номии обзавелись собственными президентами и

конституциями, Ельцину, возможно, и хотелось бы снова оказаться единственным

президентом в своей стране, но не совсем ясно, как это сделать. А Конституция

написана уже и в Вятке, пишется в Туле ...

Некоторое время назад Ельцин вдруг объявил, что он "нацио­налист" (конечно, в

смысле приверженности национальной идее). Но следует все же признать, что

внутрироссийская региональная политика остается пока одним из самых слабых мест

администрации Ельцина.

Анализ либеральных и других движений.

Почему не успев народиться, демократия уступает место ав­торитарному

президентскому режиму и происходит "перестройка пе­рестройки"?

Во-первых, демократия, в отличие от "демократизации", предполагает

определенный тип общественных отношений, и опыт мировой истории это

подтверждает. Прежде всего, демократия тре­бует, чтобы в обществе друг другу

противостояли свободные и равные собственники, которые наделены всеми

гражданскими права­ми . Из этих предпосылок демократии у нас наличествует в

лучшем случае лишь одна - формальное равенство. Но равенство людей несвободных

(вспомните про паспортный режим, прописку, лимиты, визитки и талоны),

практически лишенных собственности. На такой почве демократизация неизбежно

ведет не к демократии, а к ох­лократии, к власти толпы, а не народа. Если бы

экономическая реформа продвигалась хотя бы вровень с демократизацией!.. Но

этого не получилось, а посему складывающиеся политические формы и институты

были лишены адекватного демократического содержания и работали не столько на

укрепление, сколько на дискредитацию демократии.

Естественное и закономерное размежевание в стане демокра­тических сил,

начавшееся буквально сразу после того, как им удалось решить свою первую задачу

- потеснить у кормила власти партийную номенклатуру, отнюдь не укрепило шансы

демократичес­кой перестройки. Пока демократы выступали "против" власть

пре­держащих, набирали очки в предвыборных кампаниях, они были еди­ны. На как

только перед ними стал вопрос о позитивной программе действий, в лагере

победителей начались разногласия. Обнаружи­лось, что наиболее организованное,

опирающееся на мощную систе­мы органов массовой информации крыло демократов,

стоит на пра­волиберальных, пробуржуазных позициях. Более умеренные, но так же

либеральные в целом позиции занимает центристский блок. Су­ществует также

альтернативный им блок - "Левая демократия". В него вошли некоторые

малочисленные партии и движения социалис­тической ориентации.

В таком размежевании нет ничего неожиданного: понятно, что интересы будущих

предпринимателей, будущих средних слоев и бу­дущих наемных рабочих по мере

развития рыночных структур, мягко говоря, не могут быть во всем одинаковы.

Понятно и то, что рас­полагая несравненно лучшей материальной и

пропагандистской ба­зой, а так же искушенными идеологами, талантливыми

публицистами и умелыми ораторами, либералы завладели не только общественным

вниманием, но и определенным политическими рычагами.

Разумеется, и в стане советских либералов имеются свои проблемы и

разногласия. Однако расхождения во взглядах между представителями либерального

лагеря не очень существенны. Глав­ное для них - категорическое неприятие не

только административ­но-командной системы, но и "гуманного, демократического

социа­лизма". По общему мнению либералов, последний несовместим с принципами

свободы личности, неприкосновенности частной собс­твенности, политического

плюрализма.

Гораздо серьезнее расхождения между либералами и другими нарождающимися

движениями - в первую очередь новым рабочим дви­жением. В 1990 году была

образована Федерация независимых проф­союзов России, укрепил свои позиции

Соцпроф. Состоялся Второй съезд шахтеров, объявивший о создании нового

горняцкого профсо­юза; аналогичные шаги предприняты рабочими в ряде других

отрас­лей промышленности. Прошел 1 Всесоюзный съезд советов трудовых

коллективов и рабочих комитетов, который выразил готовность разделить

ответственность за ход экономических преобразований в стране, не допустить

бесконтрольной распродажи государственной собственности, превращения и прежде

всесильных министерств в новые монополистические объединения: концерны и

ассоцации (что в настоящее время и происходит).

Все активнее выступали другие массовые демократические движения - экологисты

("зеленые"), Федерация обществ потребите­лей, молодежные, женские организации.

Однако все они так и не стали главными действующими лицами политического

процесса, не смогли переломить его инерцию. на деле победой демократов над КПСС

воспользовались лишь либералы, развернувшие отчаянную борьбу против

коммунистов-реформаторов.

Однако борьба эта, если вынести за скобки события в При­балтике, где центру

противостоял даже не национал-либерализм, а коалиция национал-либеральных и

национал-социалистических сил,

- в целом отнюдь не является борьбой на уничтожение. Ибо рефор­маторы в

центре, во главе которых стоит Президент СССР, за пос­ледний год сделали

значительный шаг в сторону отказа от прежних идеологических фетишей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Кризис политической системы: необходимость компромисса.

Борьба на политической арене страны шла главным образом вокруг двух пунктов

(на мой взгляд эта борьба продолжается и по сей день). Первый - общий сценарий

развития перестройки. Будет ли это постепенное врастание сложившихся структур

управления в рыночное хозяйство и введение государственно-бюрократического

капитализма "сверху"? Или же, напротив, ликвидация этих струк­тур и стихийное

формирование капитализма "снизу"?

Второй узловой момент: поскольку реформы требуют заведомо непопулярных мер,

то ответственность за их принятие и все свя­занные с ними издержки возлагаются,

как правило, на политичес­ких противников. Чаще всего в роли "козла отпущения"

выступал Центр. Это проявлялось, например, в ходе политического сканда­ла,

который разразился в Верховном Совете России, когда союзное правительство

обнародовало решение о введении договорных цен на ряд товаров (в ноябре 1990

года). а между тем это решение было согласовано и с Б.Н.Ельциным, и с

И.С.Силаевым. Известны и об­ратные случаи, когда Центр сам находил "козла":

введенный по указу Президента пятипроцентный налог с продаж, изъявший из

кармана населения только за январь-февраль 1991 года чуть менее миллиарда

(931.5 млн.) рублей, "свалили" на Совет Министров РСФСР.

К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни комму­нисты-реформаторы,

ни либералы уже не могли, каждые в отдель­ности, добиться позитивных сдвигов в

экономике, политике, соци­альной сфере. Главное - они не могли поодиночке

противостоять угрозе всеобщей анархии. Первые - потому что в значительной

степени утратили поддержку народа, вторые - потому что после своих первых побед

успели подрастерять многих своих привержен­цев.

Понимание необходимости политического компромисса наблюда­лось как в одном,

так и в другом лагере. Коммунисты-реформаторы (и даже коммунисты-консерваторы в

лице ЦК КП РСФСР) в своих до­кументах второй половины 1990 года призывали к

гражданскому согласию, выражали готовность создать не просто блок сил "соци-

алистической ориентации", но пойти на союз со всеми демократи­ческими

партиями и движениями. Их оппоненты, хлебнув лиха в ре­шении практических

вопросов, с которыми они столкнулись, придя к власти на местном, а кое-где и на

республиканском уровне, по­хоже, также были внутренне готовы к сотрудничеству.

Идея комп­ромисса с частью аппарата и центром и создания сильной

исполни­тельной власти - такой, например, лейтмотив декабрьской прог­раммной

статьи Г.Х.Попова, озаглавленной не без претензии: "Что делать?". ("Огонек",

1990, NN 50,51). Идея гражданского согла­сия путем приостановки действия иди

полного роспуска всех поли­тических партий стала к концу 1990 года популярной и

замелькала на разных флангах либерально-демократического движения. Об этом

говорили и А.А.Собчак, и лидер либерально-демократической пар­тии России

В.В.Жириновский. Либералы, по всей видимости, поня­ли, что их время истекает,

так и не начавшись.

Роза политических ветров перестройки изменилась в очеред­ной раз. Разразился

острейший кризис сложившейся политической системы. Провозгласив лозунг "Вся

власть - Советам!", реформа­торы даже не задумывались над тем, что Советы,

которые переста­ли быть приводными ремнями КПСС, не в состоянии организовать

нормальный процесс политического развития. Пресса КПСС остро критиковала

"некомпетентных демократов", не умеющих наладить работу тех Советов, в которых

им принадлежит большинство. "Не­компетентные демократы" кивали на "саботаж" со

стороны прежней правящей касты - аппарата исполнительной власти, мафиозных

структур. Однако суть дела глубже. Политический кризис конца 1990 года -

результат не столько некомпетентности или саботажа, сколько отжившего типа

государственности.

Каждая политическая сила стремилась искать собственный вы­ход из этого

кризиса. Болезненнее всего на него реагировали "государственные сословия" - те

слои, само существование кото­рых было поставлено сейчас на карту. Они все

энергичнее подтал­кивали Президента и Верховный Совет СССР к установлении,

авто­ритарного президентского режима при номинальной советской влас­ти.

Горбачев, хотя и не без колебаний, вынужден был идти на это. он нуждался в

поддержке, но получить же ее было ниоткуда больше не мог : КПСС утратила

мобилизационные способности, а с либералами сотрудничество не сложилось -

сказалась инерция

конфронтации.

Впрочем, если бы оно и сложилось - авторитарной трансфор­мации режима едва ли

удалось избежать. Ибо либералы - во всяком случае, те из них, кто делает погоду

на политическом небоскло­не, рассматривали ( и рассматривают) усиление

исполнительной власти, авторитарные методы перехода к рыночному хозяйству как

нечто долговременное, а не как временную тактическую меру, поэ­тому, строго

говоря, не только демократами, но и либералами они являлись разве что в

кавычках. Достаточно было прочесть проект Конституции России, чтобы увидеть:

тоталитарный режим предпола­гается заменить не всеобщей демократией, но

авторитарной властью. При этом, однако, в отличие от коммунистов-реформато­ров,

либералы нацеливались (и нацеливаются) на изменение фунда­мента политической

системы, на трансформацию советской власти в парламентскую республику.

И все же определенный шанс предотвратить окончательную "авторитаризацию"

перестройки еще имеется. Превращение подлинно демократических движений во

влиятельную политическую силу, в "четвертый вектор" преобразований (наряду с

консерваторами, ре­форматорами и либералами) может существенно изменить

политичес­кую погоду. Даже авторитарный президентский режим нуждается в

легитимности и социальной базе. Поэтому демократические движе­ния добиваются

того, чтобы осуществлялся не бюрократический и не анархический вариант

капиталистического развития. Крайне важно обеспечить участие общественных

организаций трудящихся в решении всех практических вопросов перехода к рынку,

включая разгосударствление и частичную приватизацию государственной

собственности.

Не реформаторы и не либералы, а только демократические, самодеятельные

общественные организации трудящихся могут восп­репятствовать замыслам

консервативных сил, которые пытаются спровоцировать народный бунт против

грядущего рынка, антирыноч­ную, тоталитарную контрреволюцию. Для этого, однако,

всем об­щественно-политическим, потребительским, культурно-просвети­тельным,

профсоюзным и иным организациям необходимо сплотиться в мощный блок

демократического единства.

Список используемой литературы:

1. Международный ежегодник: политика и экономика, 1991

2. "Московский комсомолец", выборочно 1990-1991

3. "Аргументы и факты", выборочно 1990-1991

4. "Перспективы", апрель 1991

5. "Деловые люди", октябрь 1990, январь 1991

6. Материалы XVII Съезда КПСС

7. "Страницы истории советского общества", 1989

8. Н. Верт "История Советского Государства"

***

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты