Реферат: Социально-экономическое развитие пореформенной России

хлебов, цеп для молотьбы, лопата и решето для очистки зерна оставались

основными орудиями в крестьянском хозяйстве.

Страну часто постигали неурожаи и связанный с ними голод, от чего больше

всего страдало трудовое население. В 1873—1874гг. голод обрушился на губернии

Среднего Поволжья ("Самарский голод"). Масштабы всероссийского бедствия

принял голод, начавшийся осенью 1879 г. и резко усилившийся в 1880—1881 гг. В

прессе сообщалось, что крестьяне питались в эти тяжкие годы "наполовину

лебедой, мякиной, отрубями". Были зафиксированы многие случаи голодной

смерти. Но еще более широкий размах принял голод, разразившийся в 1891—1892

гг. Он поразил 29 губерний, в которых голодали 35 млн. человек. Голодной

смертью тогда умерли 600 тыс. человек. В период голода в сборе средств для

голодающих принимали участие Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко и

многие видные деятели русской культуры. Было собрано на продовольственные и

семенные ссуды свыше 151 млн. руб.

§ 6. Рост и размещение промышленности в пореформенной России. Завершение

промышленного переворота

Промышленное развитие в пореформенной России носило сложный и противоречивый

характер. С одной стороны, развитие капитализма сопровождалось экспроприацией

мелких товаропроизводителей: мелкое товарное производство, основанное на

ручном труде, не выдерживало конкуренции крупного, базировавшегося на

машинной технике и более производительного. С другой стороны, не только

сохранялись, но параллельно росту крупной промышленности развивались и низшие

формы промышленного производства — мелкотоварное и мануфактурное.

Дальнейшее распространение мелких неземледельческих замыслов в пореформенной

России наряду с ростом крупной промышленности объясняется рядом факторов. При

преобладании крестьянского населения, полунатурального земледелия, сохранении

учреждений и традиций старины крупная машинная индустрия еще не могла

окончательно вытеснить мелкую, крестьянскую промышленность. Вместе с тем

развитие товарного хозяйства неизбежно вело к увеличению численности

крестьян-промышленников.

Мелкая промышленность. Рост мелких промыслов происходил

различными путями. В первую очередь, из старых, промышленно развитых регионов,

в связи с ростом конкуренции между промысловиками и под давлением крупной

машинной индустрии, крес- тьяне-промысловики уходили в земледельческие

губернии. Там, на новом месте, создавались и распространялись различного рода

промыслы, перенесенные из губерний, обладавших вековой про­мышленной культурой.

Таким образом, для пореформенной России было характерно значительное расширение

сферы мелкого промыш­ленного производства на новых территориях.

Однако наряду с этим мелкая крестьянская промышленность получила дальнейшее

распространение и в центре страны. В промышленно развитых регионах упадок

одних видов промыслов под влиянием конкуренции со стороны машинной индустрии

заставлял крестьян переходить к другим промысловым занятиям. Например, во

Владимирской губернии рост сапожного и валяльного промы­слов был обусловлен

вытеснением ручного ткачества крупным фаб­ричным производством. Вместе с тем

фабричное производство по­рождало новые виды промыслов, обслуживавших его

нужды. В той же Владимирской губернии фабричное ткачество вызвало к жизни

промыслы по изготовлению челноков, деревянных деталей для ткац­ких станков,

коробов для упаковки тканей и пр.

В промышленно развитых губерниях еще в крепостную эпоху выделились крупные

села, которые, как правило, становились цен­трами промысла, формируя вокруг

себя промысловые округа. В пореформенную эпоху этот процесс получил свое

дальнейшее раз­витие. Границы промыслового округа расширялись, образовывались

целые промысловые районы, втягивавшие в свою орбиту новые се­ления. Крупные

торгово-промышленные селения выступали в роли центров закупки сырья и сбыта

продукции данного промысла, за­тем они становились и центрами складывавшегося

мануфактурно­го производства.

Капитализм проникал и в крестьянскую промышленность. Мелкие

товаропроизводители-кустари все более теряли свою само­стоятельность, попадая

в зависимость от супщика и мануфактури­ста. Мелкие ремесленники, имея свои

собственные мастерские и сохраняя еще связь с землей, превращались фактически

в наем­ных рабочих-надомников у мануфактуристов, раздававших им на дом

работу. Из среды мелких товаропроизводителей выделялись скупщики-посредники

между надомниками и мануфактуристами. Впоследствии эти скупщики превращались

во владельцев разда­точных контор и в мануфактуристов с сетью уже своих

посредни­ков. Следовательно, крестьянская промышленность не являлась

однородной: она представляла собой различные переходные фор­мы от мелкого

товарного производства до мануфактуры и служила широкой базой для роста

крупной капиталистической промышлен­ности. Именно она формировала кадры

обученных работников, и из ее среды выходили владельцы стартового капитала,

необходимого. Для крупного капиталистического производства.

К началу 80-х годов XIX в. в России завершился промышлен­ный

переворот. В основных сферах промышленного производства машинная техника

уже вытеснила ручной труд; водяное колесо практически было заменено паровым

двигателем. Паровые машины и механические станки заняли господствующее

положение горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной промышленности.

Рост крупной промышденности и ее размещение. В первые пореформенные

десятилетия русская промышленность производила в основном предметы потребления,

однако, начиная с 80-х годов XIX в. растет удельный вес средств

производства. В первые пореформенные десятилетия промышленный облик страны

определяла легкая промышленность, ведущую роль в которой играла

текстильная, сосредоточенная главным образом в Московском, Петербургском и

Прибалтийском промышленных регионах. На эти регионы приходилось 75% ткацких

станков, 80% мощности паровых машин и 85% рабочих всей текстильной

промышленности страны. С 60-х годов бурное развитие получила, текстильная

промышленность в польском городе Лодзи.

Другой важнейшей отраслью промышленности была горнодобывающая, которая в

первые пореформенные десятилетия сосредотачивалась в основном на Урале.

В пореформенной России наряду с развитием традиционных отраслей промышленности

возникали и новые — угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение.

Менялась промышленная география страны. К старым промышленным регионам -

Московскому, Петербургскому, Прибалтийскому, Уралу —прибавились новые: южный

угольно-металлургический (Донбасс и Южная Украина), Бакинский нефтедобывающий.

Возникли крупные промышленные центры — Баку, Харьков, Екатеринослав, Юзовка,

Горловка, Нарва, Лодзь.

Наиболее быстро росла горнодобывающая промышленность. С 1860 по 1895 г.

выплавка чугуна возросла с 21 млн. до 89 млн. пудов, добыча каменного угля — с

18 млн. до 556 млн. пудов, нефть с 500 тыс. до 377 млн. пудов. В производстве

чугуна Урал уступал первое место Югу России. Сохранявшиеся крепостнические

пережитки в уральской горной промышленности были главной причиной медленного

роста производства по сравнению с более свободным капиталистическим развитием

Юга России. Если в 1880 г. Юг давал всего 5% выплавлявшегося в России чугуна, а

Урал — 70%, то к 1900 г. на долю Юга приходилось уже 52% выплавлявшегося

чугуна, а Урала — 27%. В 1900 г. одна домна Урала давала в 8 раз меньше чугуна,

чем одна домна на Юге. Энерговооруженность (по числу лошадиных сил на один

завод) промышленности Юга была в 25 раз выше, чем на Урале; один рабочий на Юге

производил чугуна в 6 раз больше, нежели один рабочий на Урале.

В 80—90-е годы резко возросла роль Донецкого бассейна в добыче каменного

угля и Бакинского в добыче нефти. Если в 60-х годах на долю Донбасса

приходилось 33% добываемого в стране угля (основная часть угля в то время

добывалась в Польше, в Дом-бровском бассейне), то к 90-м годам Донбасс давал

уже 70% угля. Добыча нефти развернулась лишь в 70-х годах, но уже тогда на

долю Бакинского района приходилось 74% добываемой в стране нефти. К 90-м

годам доля нефти Бакинского района возросла до 95%. Первоначально в бакинской

нефтедобыче ведущее место за­нимали представители местной национальной

буржуазии (Табие-вы, Нагиевы, Манташевы). К концу XIX в. их сильно потеснил

ино­странный капитал (главным образом английский, а также швед­ские

промышленники Нобели).

Значительные успехи были достигнуты в отечественном ма­шиностроении.

Крупными центрами транспортного машинострое­ния (паровозов, вагонов и пароходов)

стали Сормово (близ Нижнего Новгорода), Луганск и Коломна; центрами

сельскохозяйственного машиностроения — Харьков, Одесса, Бердянск,

Александровск, Ели-саветград.

Промышленность развивалась не только в городах, но и в де­ревне. Особенностью

промышленного развития России было то, что в ней не столько "мужик шел на

фабрику", сколько "фабрика шла к мужику", т. е. когда промышленность

(преимущественно обраба­тывающая) "переселялась" в деревню, находя в ней

наиболее де­шевую рабочую силу. Объясняется эта особенность тем, что

кресть­янин был связан с наделом, прикреплен к общине; к тому же еще в

дореформенный период в деревне уже были широко развиты раз­ного рода

промыслы, подготовившие квалифицированные кадры для крупной промышленности.

Таким образом, в Центральной России возникли сотни фабрично-заводских

поселков (типа Орехово-Зуе­ва), которые стягивали к себе избыточное сельское

население. В 1890 г. в Европейской России было 329 фабрично-заводских

посел­ков, в которых насчитывалось 451 тыс. рабочих, т. е. 52% их числа в

крупной промышленности.

В пореформенной промышленности особенно быстро возрас­тали те ее отрасли,

которые производили средства производства. Иначе говоря, рост тяжелой

промышленности (группа "А") обго­нял рост легкой промышленности

(группа "Б"), что было харак­терно для капиталистической промышленности всех

стран. Разви­тие промышленности сопровождалось процессом дальнейшей ее

концентрации, выражавшейся в увеличении числа рабочих и раз­меров производства

в расчете на одно предприятие, а также в даль­нейшем укрупнении предприятий. С

1866 по 1890 гг. количество промышленных предприятий в России со 100 и более

рабочими воз­росло в полтора раза, в то же время число рабочих в них — в два

Раза, а общая сумма производства — в три раза. При этом темпы ^нцентрации

рабочей силы были выше в наиболее крупных пред-"риятиях: численность крупнейших

предприятий (насчитывавших каждое свыше 1000 рабочих) за 1866—1890 гг.

удвоилась, количество рабочих в них утроилось, а сумма производства возросла в

5 раз.

Россия отличалась наиболее высоким уровнем концентрации рабочих на крупных

предприятиях. В 1890 г. 70% фабрично - заводских и горных рабочих

сосредоточивались на предприятиях, имевших 100 и более рабочих, и почти

половина рабочих была сосредо точена на предприятиях, имевших свыше 500

рабочих каждое. В то же время в такой индустриально развитой стране, как США,

на предприятиях с 500 рабочими и выше сосредоточивалось 33% рабочих. Однако

следует учесть, что в США, как и в других индустриально развитых странах,

вследствие лучшей технической оснащенности и, следовательно, более высокой

производительности труда для производства одного и того же объема продукции

требовалось меньше рабочей силы, чем в России. Поэтому высокая концентрация

рабочих на крупных предприятиях в России .еще не может служить показателем ее

преимущества перед развитыми капиталистическими странами.

§ 7. Рост железнодорожной сети и парового водного транспорта

Громадную роль в индустриальном развитии пореформенной России играли рост

механизированного транспорта и в первую очередь создание сети железных

дорог. Для России, страны с огромными пространствами, железные дороги имели

громадное не только хозяйственное, но и стратегическое значение: тяжелые

последствия бездорожья особенно ярко проявились в годы Крымской войны.

Указом 28 января 1857 г. было учреждено Главное общество российских железных

дорог, которое разработало широкую программу железнодорожного строительства,

предусматривавшуюпрежде всего соединение хлебопроизводящих районов страны

судоходными реками и портами Черного и Балтийского морей. В данном случае

преследовалась цель создать благоприятные условия для предпринимательского

помещичьего хозяйства. Однако железные дороги призваны были выполнять и

важную стратегическую функцию — быструю доставку войск из центра к западным

границам.

Острый финансовый кризис в то время заставил правительство привлечь к

железнодорожному строительству частный капитал, которому были предоставлены

значительные льготы и главная из них — гарантия ежегодной пятипроцентной

прибыли. Кроме того, частные руки передавались и железные дороги, построенные

на средства казны. К 1871 г. почти все железные дороги находились в частных

руках. Однако эта мера не оправдала надежд. К 1880 г. долг казне частных

железных дорог превысил 1 млрд, рублей. Вследствие этого правительство вновь

вернулась к казенной постройке железных дорог, а затем и к постепенному

выкупу частных железных дорог. Громадные выкупные платежи, взимаемые с

крестьян за надельные земли, существенное повышение прямых и косвен­ных

налогов позволили правительству провести эту меру: к 1895 г. 60%

железнодорожной сети было уже в казенном ведении, и жест­кий

правительственный контроль был установлен над железными дорогами,

остававшимися в частном владении.

О быстром росте железнодорожной сети в пореформенной Рос­сии говорят следующие

показатели: если к 1861 г. протяженность ее составляла 1,5 тыс. верст, то к

1871 г. — свыше 11 тыс., к 1881 г. — более 22 тыс., к 1891 г. — 30 тыс., а к

1901 г. — уже 58 тыс. В железнодорожном строительстве России можно выделить

два пе­риода настоящего бума: конец 60-х — начало 70-х годов, когда ежегодно

вводилось в строй свыше 2 тыс. верст железных дорог, и вторая половина 90-х

годов (время промышленного подъема), когда среднегодовой прирост

железнодорожной сети составлял 8 тыс. верст.

В конце 60-х — начале 70-х годов были введены в строй такие важные линии, как

Москва — Курск, Курск — Киев, Курск — Харьков, Харьков — Одесса, Харьков —

Ростов, Москва — Яро­славль, Ярославль — Вологда, Москва — Тамбов, Тамбов —

Сара­тов, Москва — Брест, Брест — Киев. Таким образом, в начале 70-х годов

центр России был связан с северными, поволжскими черно­земными губерниями, с

портами Черного и Балтийского морей, а Москва превратилась в крупнейший

железнодорожный узел страны.

В конце 70-х — начале 80-х годов началось строительство железных дорог и на

окраинах Европейской России: в Закавказье, в Средней Азии и на Урале. Были

проведены дороги от Перми до Екатеринбурга, от Самары до Уфы; Екатеринослав

был соединен с Донбассом и Кривым Рогом. В 1883—1888 г. были построены

Закав­казская и Закаспийская железные дороги. В 90-х годах железные дороги

соединили центр с основными поволжскими городами, про­ведены линии Москва —

Рига — Виндава, Вологда — Архангельск, Пермь — Котлас. В 1891 г. началось

строительство Транссибирской магистрали, имевшей исключительно важное

значение в освоении Сибири, Приамурья и Приморья.

Влияние железных дорог на все стороны экономики страны было громадным.

Железные дороги, связав самые отдаленные рай­оны страны с центром и между

собой, способствовали углублению их специализации, развитию внутреннего и

внешнего рынка, росту подвижности населения. Рассчитанные сначала на

удовлетворение в первую очередь нужд хлебного рынка, железные дороги дали

сильный толчок развитию различных отраслей промышленности страны. Они связали

производство различных отраслей промыш­ленности с их сырьевой базой и с

рынками сбыта.

Менялась и структура перевозимых по железным дорогам гру-эов: если в 60—70-х

годах, хлеб составлял 40% в железнодорожных грузовых перевозках, то в 90-х

годах — уже не более 25%. Хотя объем перевозимого по железным дорогам хлеба

еще более возрос, однако основными грузами стали уже металл, машины, лес,

уголь, нефть и нефтепродукты, продукция обрабатывающей промышленности. Сами

железные дороги предъявляли возраставший спрос на металл, уголь, лес, нефть.

В 90-е годы на нужды железных дорог шло до 36% всего добываемого в стране

угля, 44% нефти, 40% металла. Железные дороги способствовали быстрому росту

каменноугольной и лесной промышленности, предприятий по добыче нефти и

нефтепереработке, металлургии, транспортного машиностроения. Они предъявляли

все больший спрос на рабочую силу: в 18 на железных дорогах были заняты 32

тыс. рабочих, в 1890-252 тыс., а к 1900 г. — 469 тыс.

Существенно возрос и паровой водный транспорт. Если в 1860 г. в стране

насчитывалось около 400 речных пароходов, подавляющее число которых приходилось

на Волжский бассейн, то в 1895 г. их было уже свыше 2,5 тыс. Речное пароходство

получило развитие в бассейнах Дона, Днепра, Западной Двины, Северной Двины,

Оби, Енисея, Амура. Развивалось и морское судоходство. Численность морских

пароходов за 60—90-е годы возросло в 10 раз — с 51 в 1868 г. до 552 в 1896 г.

В прибрежных перевозках значительную роль продолжал играть мелкий парусный

флот.В 90-х годах на долю речного, морского и грузового транспорта приходилось

до 30% перевозок, остальные 70% грузов перевозились по железным дорогам.

§ 8. Внутренний и внешний рынок

Внутренний рынок. Для второй половины XIX в. был характерен

значительный рост внутреннего и внешнего рынка. Особенно быстро развивался

хлебный рынок. В 60—70-х годах на рынок поступало от 500 до 700 млн. пудов

хлеба, что составляло от 45 до 47% его чистого сбора. В 90-х годах на рынок

поступало уже свыше 1 млрд. пудов, или 50% от чистого сбора хлебов. При этом

60% продаваемого хлеба шло на внутренний и 40% — на внешний рынок. Наиболее

высокий уровень товарности был в основных хлебопроизводящих регионах —

центрально-земледельческих, поволжских и левобережно-украинских губерниях,

которые отпускали от 55 до 60% чистого сбора хлебов.

Быстро росла и торговля промышленными товарами, cnpoс на которые предъявляли

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты