Реферат: Австрия в 1815

всего стало проявляться в Венгрии Габсбур­ги издавна угнетали ее, постепенно

лишив былой самостоятель­ности. Старинные вольности и права Венгрии постоянно

и нагло попирались. Император, он же венгерский король, должен был управлять

страной совместно с сеймом, без согласия которого он не мог формально ни

издавать законов, ни взимать налогов, ни требовать рекрутов. С 1812 г.

правительство, однако, пере­стало созывать становившиеся все более

непокорными сеймы и пошло на это только в 1825 г. в связи с все растущим

недоволь­ством.

Особенностью национального движения в Венгрии (так же как и в районах Польши,

отошедших к России) было то, что во главе его стояло местное дворянство.

Длительная полуколониальная эксплуатация австрийскими чиновниками,

промышленниками-мануфактуристами и банкирами, антивенгерская система

тор­говых привилегий, налогов и пошлин задержали развитие местной буржуазии.

Капиталистические предприятия могли возникать лишь в сфере переработки

сельскохозяйственной продукции, ка­питалы накапливались опять-таки

преимущественно в торговле зерном и скотом. Поэтому обуржуазивание раньше

всего захва­тило в Венгрии именно дворян-помещиков, причем не только

бога­тых, уже получавших выгоды от крупного производства на рынок, но и

бедных («лапотников»), стремившихся к хозяйственной независимости, к

ликвидации средневековых порядков.

В 30-х годах в Венгрии стала складываться новая, враждеб­ная австрийскому

абсолютизму либеральная группировка, состо­явшая в основном из представителей

среднего и мелкого обур­жуазившегося дворянства и передовой интеллигенции

(также из дворян). Мелкопоместное венгерское дворянство в это время

ра­зорялось и особенно остро чувствовало необходимость буржуаз­ных реформ и

защиты Венгрии от полуколониальной эксплуата­ции со стороны австрийских

чиновников, банкиров и промышлен­ников. Вождем либералов скоро стал Лайош

Кошут (1802—1894), адвокат и публицист, выходец из мелкопоместной дворянской

семьи. Он начал свою политическую деятельность с издания газе­ты,

публиковавшей отчеты о заседаниях сейма, и был в 1837 г., после роспуска

правительством очередного сейма, заключен в тюрьму вместе с другими вождями

оппозиционного движения. Выйдя из тюрьмы в 1840 г., он возобновил борьбу

против габсбур­гского абсолютизма на страницах издававшейся им популярной

«Пештской газеты» и во второй половине 40-х годов пользовался в Венгрии

любовью и доверием широких народных масс. Кошут выд­вигал уже не только

программу буржуазных преобразований сель­ского хозяйства, но и ряд мер по

защите и поощрению венгерской национальной промышленности. Он организовал,

например, «Союз защиты», члены которого обязались 6 лет не покупать

конкури­рующих иностранных товаров, даже более дешевых, чем венгер­ские.

Пламенный патриот, Кошут уже видел перед собой конечную политическую цель —

национальную независимость Венгрии. За ним шла значительная часть венгерского

дворянства, а также нарождавшаяся буржуазия. Только большинство магнатов-

арис­тократов и католическая церковь поддерживали, изменяя свое­му народу,

политику Меттерниха.

Наряду с либеральным движением в Венгрии стало посте­пенно развиваться и

революционно-демократическое движение, опиравшееся на широчайшие массы

венгерского народа — зака­баленную помещиками крестьянскую бедноту и особенно

на го­родских ремесленников и рабочих. Идеологом народных масс был сын

крепостного крестьянина, школьный учитель и выдающийся публицист Михай Танчич

(1799—1884). К концу 40-х годов общественное недовольство в Венгрии за­метно

возросло Не имея возможности подчинить себе оппозици­онное большинство сейма,

австрийское правительство вступило на путь репрессий, и это еще более усилило

недовольство: поли­тическое положение в Венгрии уже до 1848 г. крайне

обострилось .

7. Чешское и словацкое национальное возрождение.

В Чехии по­ложение в 30-х и особенно в 40-х годах было не менее напряжен­ным.

Еще в XVIII в. были уничтожены последние остатки былой самостоятельности

Чехии и она превратилась в простую провин­цию империи, подвергавшуюся притом

насильственному онемечи­ванию Крестьянство, т. е. основная масса населения

Чехии, сто­нало под бременем помещичьей эксплуатации и неоднократно

поднималось на борьбу. В то же время в промышленном отноше­нии Чехия наряду с

Нижней Австрией к началу XIX в. выдвину­лась на первое место в империи.

Средняя и мелкая промышлен­ность находилась в руках чешской национальной

буржуазии, ко­торая стремилась вырвать из рук немецких купцов и крупных

промышленников местный рынок и играла все большую роль в об­щественной жизни.

В защиту прав Чешского королевства высту­пала и часть местного дворянства,

главным образом мелких и средних помещиков, стремившихся к восстановлению

автономии чешского сейма и превращению его в законодательный орган для всех

чешских земель.

Основой национального возрождения в XIX в. было капита­листическое развитие

Чехии и складывание чешского националь­ного рынка Влияние идей французской

революции содействовало усилению в Чехии стремления к национальной автономии

и рав­ноправию. Выразительницей этих стремлений стала чешская буржуазная

интеллигенция. Об этом свидетельствовали с конца XVIII в. новые литературные

и исторические труды, отстаи­вавшие чешский язык от вытеснения его немецким и

знакомившие с историей Чехии и ее народа

Деятельность чешских «будителей» (так называли поборни­ков национально-

культурного возрождения) сосредоточивалась вокруг просветительных центров,

возникших в крупных городах Чехии, и особенно в Праге: Национального музея,

издательства «Чешская матица», театрэ в Праге, где давались представления на

чешском языке, и т. д.

Одновременно с начала XIX в. стало заметно пробуждаться и национальное

самосознание словацкого населения северных ок­ругов (комитатов) Венгрии.

Созданное в конце 20-х годов в Братиславе студенческое общество «Литературное

единение» зани­малось изучением языков и культуры славянских народов. В

сере­дине 30-х годов это общество возглавил молодой филолог, по убеж­дениям

буржуазный либерал, Людевит Штур (1815—1856), ко­торый в дальнейшем

способствовал окончательному утвержде­нию самостоятельного литературного

словацкого языка и много сделал для развития национальной словацкой

литературы и куль­туры.

Рост национального самосознания быстро привел к значитель­ному обострению

политической борьбы Среди чехов и словаков Июльская революция во Франции и

особенно ноябрьское польское восстание 1830 г встретили живой сочувственный

отклик. В Че­хии многие представители демократически настроенной буржу­азной

интеллигенции не только выражали в своих произведениях симпатии повстанцам,

но и отправлялись в соседнюю Польшу, чтобы принять непосредственное участие в

борьбе. Под впечат­лением событий 1830 г поэт К. Сабина организовал в Праге

«Чешский клуб» — тайное студенческое общество, а братиславские студенты-

демократы — тайное общество «Взаимность», установившее связь с польскими

повстанцами.

В ходе развернувшейся в Чехии борьбы за полное националь­ное равенство во

всех областях экономической, политической и культурной жизни к концу 40-х

годов постепенно выделились два различных политических течения: умеренное

буржуазно-либераль­ное и радикально-демократическое. Первое возглавили

историк Ф. Палацкий, адвокат Ф. Ригер и публицист К. Гавличек. Оно опиралось

в своей деятельности на так называемое «Промышлен­ное общество» и пражский

чешский буржуазный клуб — «Мещан­скую беседу». Это либеральное направление

отражало интересы состоятельной части чешской торгово-промышленной буржуазии

и части чешских средних и мелких помещиков. Умеренность либе­ралов

объяснялась тем, что, как и в других странах Западной Евро­пы, страх перед

возможным углублением демократического дви­жения и растущими социальными

требованиями народных масс толкал чешскую буржуазию в сторону соглашения с

габсбургским правительством и с дворянством. Стремясь к осуществлению

нацио­нальных чаяний и преобразованию существующих полуфеодальных порядков на

капиталистической основе на низу — путем демокра­тической революции, а сверху

— путем одних лишь конституцион­ных реформ, Ф. Палацкий и другие чешские

либералы уже задолго до 1848 г. добивались лишь одной национальной автономии

в рамках Габсбургской империи. Выступая против некоторых наиболее гру­бых

пережитков средневековья, они вместе с тем мирились с сохра­нением

землевладельческой аристократии и утверждали, что она «является естественным

следствием всякого общественного строя, была с давних времен и всюду и всегда

будет». Главным печатным органом этого политического течения являлась

редактировавшаяся К. Гавличеком газета «Пражские новины», утверждавшая, что

«австрийская империя является лучшей гарантией сохранения на­шей

национальности», и прямо выступавшая против попыток ее разрушения. Идея

компромисса с Габсбургской монархией у славян­ских либералов 40-х годов

составляла суть так называемого «австрославизма».

Радикально-демократическое направление возглавляли два та­лантливых

представителя мелкобуржуазной чешской интеллиген­ции—поэт К Сабина

(1813—1877) и сын пражского адвоката, долго живший за границей, Йосеф Фрич

(1829—1891). В 1845 г К. Сабина и другие чешские демократы создали тайное

революци­онное общество «Чешский Рипил», к которому позднее примкнул и Фрич.

Названо было это общество в подражание известной ирланд­ской ассоциации,

боровшейся за освобождение Ирландии из-под власти Англии Чешские рипилисты,

среди которых были и прожи­вавшие в чешских землях немцы-демократы, своей

целью ставили создание демократической республики, уничтожение власти

дворян­ства, освобождение крестьянства от феодальных повинностей, улуч­шение

положения рабочих. Внимание рипилистов направлено было не только на решение

национального вопроса, но и вопроса социаль­ного. Поскольку лозунги

рипилистов отвечали потребностям и нуждам широких масс чешских трудящихся,

именно они представляли в общественной жизни Чехии 40-х годов наиболее

прогрессивное направление.

7. Положение Галиции.

В Галиции, две трети которой были на­селены украинцами (русинами) и треть, к

западу от реки Сан,— поляками, также развивалось самостоятельное национально-

осво­бодительное движение. В первой половине XIX в. провинция эта,

управлявшаяся назначенным из Вены губернатором, продолжала оставаться

областью устаревших феодальных поземельных поряд­ков. В Восточной Галиции

помещикам, преимущественно полякам по национальности, принадлежала половина

всей земли, крестьяне же владели ничтожными земельными участками и были

задавлены барщиной и помещичьими поборами.

Положение украинского крестьянства в Галиции было особен­но тяжелым: оно было

оторвано от основных украинских земель и жило в условиях двойного

национального гнета — австрийского и польского, причем орудием подавления

украинской националь­ной культуры являлась греко-римская (униатская),

подвластная Ватикану и Габсбургам, церковь.

Австрийская политика в Галиции заключалась в том, чтобы натравливать поляков

и украинцев друг на друга и подавлять их освободительное движение. В 1846 г.

в Кракове вспыхнуло поль­ское демократическое восстание, но оно было

разгромлено авст­рийскими войсками. Австрийские власти подстрекали

крестьянское население против повстанцев, сея ложные слухи, будто восстав­шие

мешают освободить крестьян. Одновременно с восстанием в Кракове к разгрому

барских усадеб и расправам с ненавистными помещиками и их управляющими

перешли в ряде мест галицийские крестьяне.

Подавив восстание в Кракове, австрийские власти затем без особого труда

подавили крестьянское восстание в Галиции. Пере­пуганная польская знать стала

после этого более верноподданной по отношению к Габсбургам..

8. Положение в славянских районах Венгрии.

Поло­жение славян, населявших различные части земель венгерской ко­роны —

словаков на севере, западных и закарпатских украинцев (русинов) на северо-

востоке, хорватов и сербов на юге королев­ства — и по своей численности почти

не уступавших господствующей нации — венграм, было также весьма тяжелым.

Господствующие классы состояли преимущественно из венгров и частично из

немцев, и только в одной Хорватии имелось значительное местное дворян­ство.

Мадьяры-помещики принудительно навязывали славянским народностям свой язык и

отказывали в политических правах даже местному славянскому дворянству.

Движение за национальное возрождение охватило не только Словакию. Даже в

значительно более отсталой в экономическом и политическом отношении

Закарпатской Руси, населенной укра­инцами (русинами), которых жестоко

эксплуатировали помещи­ки — венгры и немцы, заметны были признаки пробуждения

национального сознания. В 1831 г. большую часть Закарпатья охватили

крестьянские волнения, вылившиеся в массовое неповиновение крестьян помещикам

и местным чиновникам, в отказ нести феодаль­ные повинности, в разгромы и

поджоги помещичьих усадеб. Про­должавшееся больше двух месяцев движение было

подавлено лишь регулярными частями австрийской армии, спешно присланными в

район восстания.

С начала XIX в. и особенно в 30—40-х годах южное славянст­во также вступило в

период своего национального возрождения. Влияние французской буржуазной

революции и культурные свя­зи с Россией содействовали пробуждению

национального движе­ния в Хорватии. Попытки мадьяризации страны наталкивались

на сопротивление со стороны местной буржуазной и дворянской интел­лигенции.

Одним из наиболее видных деятелей национального воз­рождения среди южных

славян являлся публицист и политический деятель Людевит Гай (1809—1872),

сумевший сплотить вокруг себя ряд выдающихся представителей хорватской и

отчасти сербской и словацкой интеллигенции и положить начало так называемому

иллиризму — хорватскому национальному движению, направлен­ному также к

сближению всех южнославянских народностей. Л. Гай в 30-х годах издавал

литературно-политическую газету «Народные иллирийские новичны» и много сделал

для создания хорватского литературного языка.

Слабость и неразвитость хорватской буржуазии привели к тому, что в начавшемся

национально-освободительном движении играли большую роль местные дворяне. Гай

и другие деятели иллиризма не выступали против императора и добивались

политического объ­единения балканских славян с предоставлением им

политической и культурной автономии в рамках Габсбургской империи. Больше

того, уже задолго до 1848 г. среди господствующих классов южно­славянских

народностей обнаружилось опасное для революции стремление искать поддержки

против великодержавных притязаний венгерского дворянства у императорского

правительства.

9. Австрийская империя накануне 1848 года.

Острое проявление недовольства и напряженность национальных противоречий

накануне 1848 г. наблюдались в Авст­рийской империи повсеместно — в Венгрии,

Чехии, Галиции, не говоря уже о Ломбардии и Венеции, где генерал Радецкий,

опираясь на четырехугольник австрийских крепостей в долине реки Повел

неустанную борьбу против «Молодой Италии», находившей под­держку у самых

широких слоев населения.

Но и в собственно Австрии, и в самой Вене также нарастали оп­позиционные

настроения. Выдвигались требования об отмене фео­дальных повинностей

(разумеется, за выкуп), о расширении изби­рательного права и представлении

росписи приходов и расходов на рассмотрение и утверждение сейма.

Оппозиция была неоднородной. Промышленники и часть круп­ных чиновников-дворян

понимали необходимость реформ и разде­ляли умеренно-либеральные взгляды. В

немецкой Австрии, и прежде всего в самой столице — Вене, были, однако, весьма

сильны и ради­кально-демократические настроения. Наряду с многочисленной

вен­ской средней и мелкой буржуазией носителем этих настроений было

студенчество, терпевшее крайнюю материальную нужду. В студен­ческих кружках

(особенно среди медиков) читали и обсуждали пуб­лицистические сочинения

Гейне, Берне, социалистов-утопистов, а также молодых австрийских писателей-

демократов, именовавших свое направление «Молодой Австрией». Их книги и

журналы печатались за границей и ввозились в Австрию тайком. Революционно-

демократические настроения передового сту­денчества отражали накопившееся в

народных массах Габсбург­ской монархии возмущение, еще более глубокое, чем в

Германии Это возмущение выражалось в стихийных крестьянских выступ­лениях,

отказах от выполнения «робота» и т. п. После пражских событий 1844 г.,

которые произвели большое впечатление на ав­стрийских рабочих, волновались

также и плебейские элементы го­родов, в особенности в предместьях Вены.

Неурожай, дороговизна, безработица—все эти бедствия 1846—1847 гг. еще больше

подо­грели ненависть к существующим порядкам.

Таким образом, к концу 40-х годов Австрийская империя пе­реживала кризис

феодально-абсолютистского строя и находилась накануне революции. Основной

причиной этой революции было про­тиворечие между потребностями буржуазного

развития и феодаль­но-абсолютистским строем.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты