всего стало проявляться в Венгрии Габсбурги издавна угнетали ее, постепенно
лишив былой самостоятельности. Старинные вольности и права Венгрии постоянно
и нагло попирались. Император, он же венгерский король, должен был управлять
страной совместно с сеймом, без согласия которого он не мог формально ни
издавать законов, ни взимать налогов, ни требовать рекрутов. С 1812 г.
правительство, однако, перестало созывать становившиеся все более
непокорными сеймы и пошло на это только в 1825 г. в связи с все растущим
недовольством.
Особенностью национального движения в Венгрии (так же как и в районах Польши,
отошедших к России) было то, что во главе его стояло местное дворянство.
Длительная полуколониальная эксплуатация австрийскими чиновниками,
промышленниками-мануфактуристами и банкирами, антивенгерская система
торговых привилегий, налогов и пошлин задержали развитие местной буржуазии.
Капиталистические предприятия могли возникать лишь в сфере переработки
сельскохозяйственной продукции, капиталы накапливались опять-таки
преимущественно в торговле зерном и скотом. Поэтому обуржуазивание раньше
всего захватило в Венгрии именно дворян-помещиков, причем не только
богатых, уже получавших выгоды от крупного производства на рынок, но и
бедных («лапотников»), стремившихся к хозяйственной независимости, к
ликвидации средневековых порядков.
В 30-х годах в Венгрии стала складываться новая, враждебная австрийскому
абсолютизму либеральная группировка, состоявшая в основном из представителей
среднего и мелкого обуржуазившегося дворянства и передовой интеллигенции
(также из дворян). Мелкопоместное венгерское дворянство в это время
разорялось и особенно остро чувствовало необходимость буржуазных реформ и
защиты Венгрии от полуколониальной эксплуатации со стороны австрийских
чиновников, банкиров и промышленников. Вождем либералов скоро стал Лайош
Кошут (1802—1894), адвокат и публицист, выходец из мелкопоместной дворянской
семьи. Он начал свою политическую деятельность с издания газеты,
публиковавшей отчеты о заседаниях сейма, и был в 1837 г., после роспуска
правительством очередного сейма, заключен в тюрьму вместе с другими вождями
оппозиционного движения. Выйдя из тюрьмы в 1840 г., он возобновил борьбу
против габсбургского абсолютизма на страницах издававшейся им популярной
«Пештской газеты» и во второй половине 40-х годов пользовался в Венгрии
любовью и доверием широких народных масс. Кошут выдвигал уже не только
программу буржуазных преобразований сельского хозяйства, но и ряд мер по
защите и поощрению венгерской национальной промышленности. Он организовал,
например, «Союз защиты», члены которого обязались 6 лет не покупать
конкурирующих иностранных товаров, даже более дешевых, чем венгерские.
Пламенный патриот, Кошут уже видел перед собой конечную политическую цель —
национальную независимость Венгрии. За ним шла значительная часть венгерского
дворянства, а также нарождавшаяся буржуазия. Только большинство магнатов-
аристократов и католическая церковь поддерживали, изменяя своему народу,
политику Меттерниха.
Наряду с либеральным движением в Венгрии стало постепенно развиваться и
революционно-демократическое движение, опиравшееся на широчайшие массы
венгерского народа — закабаленную помещиками крестьянскую бедноту и особенно
на городских ремесленников и рабочих. Идеологом народных масс был сын
крепостного крестьянина, школьный учитель и выдающийся публицист Михай Танчич
(1799—1884). К концу 40-х годов общественное недовольство в Венгрии заметно
возросло Не имея возможности подчинить себе оппозиционное большинство сейма,
австрийское правительство вступило на путь репрессий, и это еще более усилило
недовольство: политическое положение в Венгрии уже до 1848 г. крайне
обострилось .
7. Чешское и словацкое национальное возрождение.
В Чехии положение в 30-х и особенно в 40-х годах было не менее напряженным.
Еще в XVIII в. были уничтожены последние остатки былой самостоятельности
Чехии и она превратилась в простую провинцию империи, подвергавшуюся притом
насильственному онемечиванию Крестьянство, т. е. основная масса населения
Чехии, стонало под бременем помещичьей эксплуатации и неоднократно
поднималось на борьбу. В то же время в промышленном отношении Чехия наряду с
Нижней Австрией к началу XIX в. выдвинулась на первое место в империи.
Средняя и мелкая промышленность находилась в руках чешской национальной
буржуазии, которая стремилась вырвать из рук немецких купцов и крупных
промышленников местный рынок и играла все большую роль в общественной жизни.
В защиту прав Чешского королевства выступала и часть местного дворянства,
главным образом мелких и средних помещиков, стремившихся к восстановлению
автономии чешского сейма и превращению его в законодательный орган для всех
чешских земель.
Основой национального возрождения в XIX в. было капиталистическое развитие
Чехии и складывание чешского национального рынка Влияние идей французской
революции содействовало усилению в Чехии стремления к национальной автономии
и равноправию. Выразительницей этих стремлений стала чешская буржуазная
интеллигенция. Об этом свидетельствовали с конца XVIII в. новые литературные
и исторические труды, отстаивавшие чешский язык от вытеснения его немецким и
знакомившие с историей Чехии и ее народа
Деятельность чешских «будителей» (так называли поборников национально-
культурного возрождения) сосредоточивалась вокруг просветительных центров,
возникших в крупных городах Чехии, и особенно в Праге: Национального музея,
издательства «Чешская матица», театрэ в Праге, где давались представления на
чешском языке, и т. д.
Одновременно с начала XIX в. стало заметно пробуждаться и национальное
самосознание словацкого населения северных округов (комитатов) Венгрии.
Созданное в конце 20-х годов в Братиславе студенческое общество «Литературное
единение» занималось изучением языков и культуры славянских народов. В
середине 30-х годов это общество возглавил молодой филолог, по убеждениям
буржуазный либерал, Людевит Штур (1815—1856), который в дальнейшем
способствовал окончательному утверждению самостоятельного литературного
словацкого языка и много сделал для развития национальной словацкой
литературы и культуры.
Рост национального самосознания быстро привел к значительному обострению
политической борьбы Среди чехов и словаков Июльская революция во Франции и
особенно ноябрьское польское восстание 1830 г встретили живой сочувственный
отклик. В Чехии многие представители демократически настроенной буржуазной
интеллигенции не только выражали в своих произведениях симпатии повстанцам,
но и отправлялись в соседнюю Польшу, чтобы принять непосредственное участие в
борьбе. Под впечатлением событий 1830 г поэт К. Сабина организовал в Праге
«Чешский клуб» — тайное студенческое общество, а братиславские студенты-
демократы — тайное общество «Взаимность», установившее связь с польскими
повстанцами.
В ходе развернувшейся в Чехии борьбы за полное национальное равенство во
всех областях экономической, политической и культурной жизни к концу 40-х
годов постепенно выделились два различных политических течения: умеренное
буржуазно-либеральное и радикально-демократическое. Первое возглавили
историк Ф. Палацкий, адвокат Ф. Ригер и публицист К. Гавличек. Оно опиралось
в своей деятельности на так называемое «Промышленное общество» и пражский
чешский буржуазный клуб — «Мещанскую беседу». Это либеральное направление
отражало интересы состоятельной части чешской торгово-промышленной буржуазии
и части чешских средних и мелких помещиков. Умеренность либералов
объяснялась тем, что, как и в других странах Западной Европы, страх перед
возможным углублением демократического движения и растущими социальными
требованиями народных масс толкал чешскую буржуазию в сторону соглашения с
габсбургским правительством и с дворянством. Стремясь к осуществлению
национальных чаяний и преобразованию существующих полуфеодальных порядков на
капиталистической основе на низу — путем демократической революции, а сверху
— путем одних лишь конституционных реформ, Ф. Палацкий и другие чешские
либералы уже задолго до 1848 г. добивались лишь одной национальной автономии
в рамках Габсбургской империи. Выступая против некоторых наиболее грубых
пережитков средневековья, они вместе с тем мирились с сохранением
землевладельческой аристократии и утверждали, что она «является естественным
следствием всякого общественного строя, была с давних времен и всюду и всегда
будет». Главным печатным органом этого политического течения являлась
редактировавшаяся К. Гавличеком газета «Пражские новины», утверждавшая, что
«австрийская империя является лучшей гарантией сохранения нашей
национальности», и прямо выступавшая против попыток ее разрушения. Идея
компромисса с Габсбургской монархией у славянских либералов 40-х годов
составляла суть так называемого «австрославизма».
Радикально-демократическое направление возглавляли два талантливых
представителя мелкобуржуазной чешской интеллигенции—поэт К Сабина
(1813—1877) и сын пражского адвоката, долго живший за границей, Йосеф Фрич
(1829—1891). В 1845 г К. Сабина и другие чешские демократы создали тайное
революционное общество «Чешский Рипил», к которому позднее примкнул и Фрич.
Названо было это общество в подражание известной ирландской ассоциации,
боровшейся за освобождение Ирландии из-под власти Англии Чешские рипилисты,
среди которых были и проживавшие в чешских землях немцы-демократы, своей
целью ставили создание демократической республики, уничтожение власти
дворянства, освобождение крестьянства от феодальных повинностей, улучшение
положения рабочих. Внимание рипилистов направлено было не только на решение
национального вопроса, но и вопроса социального. Поскольку лозунги
рипилистов отвечали потребностям и нуждам широких масс чешских трудящихся,
именно они представляли в общественной жизни Чехии 40-х годов наиболее
прогрессивное направление.
7. Положение Галиции.
В Галиции, две трети которой были населены украинцами (русинами) и треть, к
западу от реки Сан,— поляками, также развивалось самостоятельное национально-
освободительное движение. В первой половине XIX в. провинция эта,
управлявшаяся назначенным из Вены губернатором, продолжала оставаться
областью устаревших феодальных поземельных порядков. В Восточной Галиции
помещикам, преимущественно полякам по национальности, принадлежала половина
всей земли, крестьяне же владели ничтожными земельными участками и были
задавлены барщиной и помещичьими поборами.
Положение украинского крестьянства в Галиции было особенно тяжелым: оно было
оторвано от основных украинских земель и жило в условиях двойного
национального гнета — австрийского и польского, причем орудием подавления
украинской национальной культуры являлась греко-римская (униатская),
подвластная Ватикану и Габсбургам, церковь.
Австрийская политика в Галиции заключалась в том, чтобы натравливать поляков
и украинцев друг на друга и подавлять их освободительное движение. В 1846 г.
в Кракове вспыхнуло польское демократическое восстание, но оно было
разгромлено австрийскими войсками. Австрийские власти подстрекали
крестьянское население против повстанцев, сея ложные слухи, будто восставшие
мешают освободить крестьян. Одновременно с восстанием в Кракове к разгрому
барских усадеб и расправам с ненавистными помещиками и их управляющими
перешли в ряде мест галицийские крестьяне.
Подавив восстание в Кракове, австрийские власти затем без особого труда
подавили крестьянское восстание в Галиции. Перепуганная польская знать стала
после этого более верноподданной по отношению к Габсбургам..
8. Положение в славянских районах Венгрии.
Положение славян, населявших различные части земель венгерской короны —
словаков на севере, западных и закарпатских украинцев (русинов) на северо-
востоке, хорватов и сербов на юге королевства — и по своей численности почти
не уступавших господствующей нации — венграм, было также весьма тяжелым.
Господствующие классы состояли преимущественно из венгров и частично из
немцев, и только в одной Хорватии имелось значительное местное дворянство.
Мадьяры-помещики принудительно навязывали славянским народностям свой язык и
отказывали в политических правах даже местному славянскому дворянству.
Движение за национальное возрождение охватило не только Словакию. Даже в
значительно более отсталой в экономическом и политическом отношении
Закарпатской Руси, населенной украинцами (русинами), которых жестоко
эксплуатировали помещики — венгры и немцы, заметны были признаки пробуждения
национального сознания. В 1831 г. большую часть Закарпатья охватили
крестьянские волнения, вылившиеся в массовое неповиновение крестьян помещикам
и местным чиновникам, в отказ нести феодальные повинности, в разгромы и
поджоги помещичьих усадеб. Продолжавшееся больше двух месяцев движение было
подавлено лишь регулярными частями австрийской армии, спешно присланными в
район восстания.
С начала XIX в. и особенно в 30—40-х годах южное славянство также вступило в
период своего национального возрождения. Влияние французской буржуазной
революции и культурные связи с Россией содействовали пробуждению
национального движения в Хорватии. Попытки мадьяризации страны наталкивались
на сопротивление со стороны местной буржуазной и дворянской интеллигенции.
Одним из наиболее видных деятелей национального возрождения среди южных
славян являлся публицист и политический деятель Людевит Гай (1809—1872),
сумевший сплотить вокруг себя ряд выдающихся представителей хорватской и
отчасти сербской и словацкой интеллигенции и положить начало так называемому
иллиризму — хорватскому национальному движению, направленному также к
сближению всех южнославянских народностей. Л. Гай в 30-х годах издавал
литературно-политическую газету «Народные иллирийские новичны» и много сделал
для создания хорватского литературного языка.
Слабость и неразвитость хорватской буржуазии привели к тому, что в начавшемся
национально-освободительном движении играли большую роль местные дворяне. Гай
и другие деятели иллиризма не выступали против императора и добивались
политического объединения балканских славян с предоставлением им
политической и культурной автономии в рамках Габсбургской империи. Больше
того, уже задолго до 1848 г. среди господствующих классов южнославянских
народностей обнаружилось опасное для революции стремление искать поддержки
против великодержавных притязаний венгерского дворянства у императорского
правительства.
9. Австрийская империя накануне 1848 года.
Острое проявление недовольства и напряженность национальных противоречий
накануне 1848 г. наблюдались в Австрийской империи повсеместно — в Венгрии,
Чехии, Галиции, не говоря уже о Ломбардии и Венеции, где генерал Радецкий,
опираясь на четырехугольник австрийских крепостей в долине реки Повел
неустанную борьбу против «Молодой Италии», находившей поддержку у самых
широких слоев населения.
Но и в собственно Австрии, и в самой Вене также нарастали оппозиционные
настроения. Выдвигались требования об отмене феодальных повинностей
(разумеется, за выкуп), о расширении избирательного права и представлении
росписи приходов и расходов на рассмотрение и утверждение сейма.
Оппозиция была неоднородной. Промышленники и часть крупных чиновников-дворян
понимали необходимость реформ и разделяли умеренно-либеральные взгляды. В
немецкой Австрии, и прежде всего в самой столице — Вене, были, однако, весьма
сильны и радикально-демократические настроения. Наряду с многочисленной
венской средней и мелкой буржуазией носителем этих настроений было
студенчество, терпевшее крайнюю материальную нужду. В студенческих кружках
(особенно среди медиков) читали и обсуждали публицистические сочинения
Гейне, Берне, социалистов-утопистов, а также молодых австрийских писателей-
демократов, именовавших свое направление «Молодой Австрией». Их книги и
журналы печатались за границей и ввозились в Австрию тайком. Революционно-
демократические настроения передового студенчества отражали накопившееся в
народных массах Габсбургской монархии возмущение, еще более глубокое, чем в
Германии Это возмущение выражалось в стихийных крестьянских выступлениях,
отказах от выполнения «робота» и т. п. После пражских событий 1844 г.,
которые произвели большое впечатление на австрийских рабочих, волновались
также и плебейские элементы городов, в особенности в предместьях Вены.
Неурожай, дороговизна, безработица—все эти бедствия 1846—1847 гг. еще больше
подогрели ненависть к существующим порядкам.
Таким образом, к концу 40-х годов Австрийская империя переживала кризис
феодально-абсолютистского строя и находилась накануне революции. Основной
причиной этой революции было противоречие между потребностями буржуазного
развития и феодально-абсолютистским строем.
Страницы: 1, 2