Реферат: История татар в XIX веке

бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх

камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым

воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы.

Головной убор мужчин (кроме кря-шен) - четырёхклиниая, полусферической формы

тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная

бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьс-вой (чаще

золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины - покрывала) в холодное

время надевали полу-сферическуго или цилиндрическую меховую или просто

стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Жен.

шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой,

золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Т., кроме кря-

шен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор;

только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие рус. женщин.

Многочисленны жен. украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к

косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие

браслеты и пр., при изготовлении к-рых ювелиры применяли скань (плоскую и

"татарскую" бугорчатую), зерне-ние, чеканку, литьё, гравировку, Чернение,

инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сел. местности при

изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиц. обувь

- кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из

цветной кожи. Праздничные жен. ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле

многоцветной кожаной мозаики, т.н. "казанские сапожки". Рабочей обувью

служили лапти тат. образца (татар чабата): с прямо-плетёной головкой и

низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.

Основа питания

Основу пиания составляла мясо-молоч. и растит, пища - супы, заправленные

кусочками теста (чумар, токмач), кати, хлеб из кислого теста, лепёшки

(кабартма), блины (коймак). Нац. кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой,

чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или

картофелем, у нек-рых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из

пресного теста широко представлена в виде бавыр-сака, кош теле, чэк-чэк

(свадебное блюдо). Из конины(любимое мясо мн. групп) готовили вяленую колбасу

(казы-лык). Лакомством считался вяленый гусь. Молоч. продукты - катык (особый

вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт

(разновидности творога) и др.

Нек-рые группы готовили разновидности сыра. Напитки -чай, айран - смесь

катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток

из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились нек-рые ритуальные блюда

- элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (бал-май),- свадебное

блюдо и др.

Демографическая ситуация

Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных р-нах до нач. 20 в.

существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья была основана на

патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, нек-рые

элементы жен. затворничества.

Браки совершались в осн. по сватовству, хотя были браки убегом и случались

похищения девушек. В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия,

имелись общие моменты, составляющие специфику тат. свадьбы. В предсвадебный

период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о

количестве и качестве даров, к-рыми сторона жениха должна была одаривать

сторону невесты, т.е. о калыме; количество приданого невесты особо не

оговаривалось. Оси. свадебные обряды, в т.ч. религ. обряд бракосочетания,

сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме

невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для

девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою

жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался

до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфич. особенностью

свадебны застолий казан. Т. являлось раздельное их проведение для мужчин и

женщин (иногда в разных помещениях). У др. групп Т. это разделение было не

столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали

спец. свадеб, песни, у мишарей существовало свадеб, причитание невесты. Во

мн. р-нах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, кондомы

указывает на их этногепетич. связь с шорскими племенами.

Территория народонаселения

Постепенно стабилизировались этнич. терр. Т.е., хотя отдельные их перемещения

наблюдались в коп. 19-20 вв. Несмотря на возникновение у них территориальной

разобщенности в составе Рос. гос-ва, существовала взаимосвязанность тоболо-

иртышских, барабин-ских и томско-обских тюркоязычных групп, к-рая создавала

возможность для развития консолидационных процессов Т.е. В быв. СССР этпич.

структура Т.е. мало изменилась. У барабинцев исчезло представление о делении

их на группы и племена, лишь в отд. селениях сохраняются знания о тугумах -

генеалогических группах. У тоболо-иртышских и томских татар ослабли, но

полностью не исчезли представления о делении на субэтнич. группы. По мнению

одних учёных, Т.с.-самостоят. народ, др. учёные указывают на незавершённость

их консолидации в единый этнос, считая, что они представляют собой скорее

всего не вполне сформировавшуюся этнич. общность. Сиб. бухарцы окончательно

вошли в состав Т.е. к сер. 20 в. В 1960-80-е гг. имели место активные

процессы сближения и частичного смешения Т.е. с волго-уральскими татарами.

Общественный уклад

В период Сиб. ханства существовала соседская терр. община, при наличии у

барабинцев, ясколбинцев и др. традиций родо-плем. отношений, исчезнувших с

присоединением Сибири к Рос. гос-ву. Осн. массу тат. нас. Зап. Сибири до

реформы М. Сперанского, осуществлённой в конце 1-й четверти 19 в., составляли

ясачные - рядовые общинники. Помимо них среди Т.е. были группы служилых

татар-казаков, захре-бетных (зависимых) татар, оброчных чу-валыциков (платили

подать с чувала-печи), а также категории дворян, купцов, мусульманских

духовных лиц и др. По "Уставу об инородцах" 1822 почти все Т.е. и сиб.

бухарцы были переведены в категорию оседлых инородцев. Осн. формой семьи у

Т.е. в 18- нач. 20 вв. была малая семья (в среднем по 5-6 чел.). В последние

десятилетия семья состоит из двух (реже из трёх) поколений и насчитывает 3-5

чел. Свои селения называли аулами или юртами, среди томских татар до

революции сохранились термины улус и аймак. Для деревень Т.е. характерны

приречные и приозёрные типы поселений. С сооружением дорог появились

притракто-вые селения. В конце 19- нач. 20 вв. для большинства их поселений

характерной являлась правильная прямолинейная планировка улиц. В иек-рых

пунктах прослеживались и др. черты - кривизна улиц, повороты, закоулки,

некоторая разбросанность жилищ и т.п. Дома ставили по обе стороны улицы,

редко встречалась в прибрежных селениях односторонняя застройка. В 17 в.

бытовали в качестве жилищ землянки и полуземлянки. Но издавна Т.е. известны

были наземные срубные постройки, а также глинобитные, дерновые и кирпичные

жилища. Срубные юрты в 17-18 вв. были низкие, имели небольшие двери

(пролезали в них на корточках), без окон, дневной свет проникал через

отверстие в плоской земляной крыше. Позднее строили дома по образцу русских,

нек-рые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и

промышленники - каменные дома. В интерьере домов Т.е. в каждой группе были

свои особенности, но центральное место в обстановке большинства жилищ

занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и

постельными принадлежностями. Нары заменяли всю необходимую мебель. В домах

были ещё столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых

татар встречалась др. мебель -шкафы, стулья и т.п. Отапливались дома печами -

чувалами с открытым очагом, но нек-рыс татары пользовались и рус. печами.

Лишь немногие дома украшались узорами, расположенными на наличниках окон,

карнизах, воротах усадеб. В основном это был геометрии, орнамент, но иногда в

узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, что запрещалось

исламом. Чаще узорами украшали одежду, головные уборы и обувь.

Народные праздники

Из нар. праздников ежегодно отмечают сабантуй. Из мусульманских праздников

наиболее широкое распространение имеют Ураза (рамазан) и Курбаи байрам. В

нек-рых деревнях Т.е. ещё во 2-й пол. 19 в. действовали служители древних

языческих культов. Среди части барабинских и томских татар вплоть до 1920-х

гг. встречались шаманы (камы), к-рые лечили больных и камлали во время

жертвоприношений. Из домусульманских верований сохранялись культ предков,

культ животных, тотемизм, вера в духов - хозяев явлений природы, жилищ,

усадеб, астрально-мифологич. представления, вера в духов-идолов (покровителей

семьи, общины, личных покровителей).

Образование вXIX веке

В послереформенные годы развития народного образования в Казани произошли

заметные сдвиги. Утверждение капиталистического хозяйства, развитие

промышленности и торговли настоятельно требовали повышение образовательного

уровня городского населения, увеличивали спрос дипломированных специалистов,

грамотных и обученных рабочих. В пореформенные годы увеличилось число

городских учебных заведений и количество учащихся. Если в 1882 г. в Казани

было 59 русских учебных заведений всех форм и типов, в которых обучалось 7843

учащихся, то в 1904 г. – 102 учебных заведения с 14330 учащимися. Таким

образом, за 22 года количество учебных заведений и учащихся в них увеличилось

почти в два раза. Иными словами, вся система народного образования в Казани в

среднем каждый год пополнялась 2-мя учебными заведениями и 313 учащимися.

Такой темп роста для Казани – крупного промышленно-торгового центра – был

явно недостаточен и далеко не все дети могли получить даже начальное

образование. Сама система народного образования, сложившаяся после

буржуазных реформ 60-х годов XIX века, была довольно сложной. В конце

прошлого – начале нашего века она выглядела следующим образом. В городе

функционировали начальные школы (училища) нескольких типов: 27 наземных

трехклассных училищ (среди них 12 мужских, 10 женских и 5 смешанных), 3

приходских двухклассных училища, одно четырехклассное, 3 земские начальные

школы, 15 церковно-приходских школ, несколько училищ при детских приютах, 5

русско-татарских школ, ряд татарских мектебе, медресе и новометодных школ.

Кроме этих школ, существовали частные начальные школы, в задачу которых

входила подготовка для поступления в младшие классы средних учебных заведений

и репетиторство младших классов средних школ.

Начальные школы.

В начальных русских школах (училищах) преподавали закон Божий (краткий

катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной

печати, письмо, первые четыре действия арифметики. Таким образом, школы не

давали учащимся необходимых знаний. Они не предусматривали преподавание таких

важных предметов как естествознание, география, история. Отсюда резкое

несоответствие между школьными программами и требованиями к жизни. Несмотря

на увеличение числа школ, большинство детей рабочих и других трудящихся

оказывались вне школы. В 1898 году, например, в Казани детей школьного

возраста (от 8 до 14 лет) насчитывалась немногим более 15 тысяч человек, а

училось в начальных городских школах менее 3-х тысяч. Велик был и отсев

учащихся. Причины этого заключались в тяжелых материальных и бытовых условиях

жизни трудящихся.

Городские власти не проявляли большой заботы о состоянии и дальнейшем

развитии начальных школ. В 1898 году, например, на их содержание было

израсходовано всего лишь 7.3 % от общего городского бюджета. В Казани первые

новометодные школы появились в конце 80-х годов. Объективно они сыграли

положительную роль в деле светского просвещения татар, хотя во многих таких

школах и продолжали преобладать теологические дисциплины.

Подготовка учителей для начальной школы

Подготовка учителей для начальной школы проводилась в Казани в нескольких

учебных заведениях: учительском институте, учительском семинарии, крещено-

татарской учительской школе, татарской учительской школе. Открытие

учительского института произошло в 1876 году. Казанская учительская семинария

была открыта в 1872 году по инициативе миссионера Н.И. Ильминского. Она

ставила своей главной задачей подготовку учителей русского языка из

нерусского населения для нерусских школ с «воспитательно-миссионерскими»

целями. С 1872 года школа находилась в ведении директора учительской

семинарии. Она готовила учителей для начальных татарских школ главным образом

в сельских регионах Среднего Поволжья и Приуралья. В первые четыре

десятилетия своего существования в школе обучалось в общей сложности 3390

мальчиков и 1415 девочек. Окончило же курс со званием учителя 486 человек,

учительниц 186 человек.

Буржуазные реформы 60-х годов уничтожили сословный характер школы. Гимназии

были официально объявлены общеобразовательной средней школой. В нее мог

поступить любой, выдержавший вступительный экзамен и внесший плату за

обучение. Однако до Октябрьской революции в стране не существовало единой

средней школы. Так, в Казани в конце прошлого века функционировали три

казенных мужские гимназии, одна мужская частная Мануиловой, три женские

частные гимназии (Мариинская, Ксешинская и Котовой) и одно реальное училище в

составе семи классов. Наряду с общеобразовательными средними учебными

заведениями в Казани было несколько специальных средних учебных заведений.

Промышленное техническое училище ( с тремя низшими техническими училищами при

нем: механическим, строительным и химическим), частная музыкальная школа

Гуммерта, художественная школа, а так же юнкерское пехотное училище.

Правительство стремилось всеми мерами предохранять средние учебные заведения

от представителей демократической части населения и с помощью детально

продуманной системы строго классического восприятия не допустить

проникновения в умы учащихся «крамольных» идей. Не случайно главное внимание

в казенных мужских гимназиях и реальных училищах уделялось изучению «закона

божья», греческого и латинского языков как предметов «дисциплинирующих ум».

Программы были крайне перегружены, их изучение основывалось главным образом

на зубрежке и заучивании отдельных фактов без попытки их обобщения.

Произведения великих русских писателей XIX и начала XX веков – Некрасова,

Салтыкова-Щедрина, Толстого, Чехова – в гимназиях не изучались. Преподаванию

точных наук уделялось совершенно незначительное внимание, хотя в программе и

стояли такие предметы как арифметика, алгебра, геометрия, география и физика.

Казанский Университет

Ведущим высшим учебным заведениям в городе был университет, который играл

крупную роль в развитии демократической культуры и науки. В пореформенные

годы в нем функционировало четыре факультета: физико-математический,

историко-филологический, медицинский и юридический. Он привлекал молодежь

Поволжья, Урала и Сибири. Среди лучшей части его студентов широкое

распространение получили прогрессивные идеи своего времени. Многие выпускники

университета, работая впоследствии преподавателями гимназий, семинарий,

училищ, сельских школ стремились донести эти идеи до своих учеников, до

народа. В начале 80-х годов в Казанском университете обучалось 847 студентов

(по количеству студентов он занимал шестое место из семи университетов

страны. Университет выдвинул ряд замечательных ученых, которые внесли большой

вклад в развитие русской и мировой науки.

Крупные города в XIX веке

N п/пНаименование населенного пунктаГод основания (образования)
1.г. КазаньОснована в домонгольское время. В XIII-XIV вв. - центр княжества, с 1438 г. столица Казанского ханства. В 1552 г. Казань завоевана Иваном IV и присоединена к Русскому государству. В 1708-1920 гг. - губернский город (в 1781-1796 - центр Казанского наместничества). С 27.05.1920 г. столица ТАССР, с 30.08.1990 г. - ТССР, с 7.02.1992 г. - Республики Татарстан.

2.

г. Биляр

(с. Билярск)

Город Биляр основан в Х в. В 1236 г. разрушен монголами. В 1654-1665 гг. укрепления бывшего болгарского города (Билярское городище) были включены в систему оборонительной линии первой Закамской черты, и здесь был поставлен стрелецкий острог под именем пригород Билярск, позднее переросший в с. Билярск.

3.

г. Болгар

(с. Болгары)

Основан в Х в. и просуществовал до ХV вв. Возродился после запустения в XVII в. как д. Чертыковская Мельничная. В XVIII в. - Монастырская Слобода, затем с. Успенское, с конца XIX в. - с. Болгары.

4.

г. Бугульма

Известна как татарская деревня с 1736 г. С 1781 г. уездный город.

5.

г. Буинск

Первые поселения на месте современного Буинска возникли в сер. XVII в. С 1780 г. уездный город.

6.

г. Елабуга

(Алабуга)

Возникла на рубеже X-XI вв. Со 2-ой пол. XVI в. известно как дворцовое село Трехсвятское, с 1780 г. - уездный город. На юго-восточной окраине города расположено Елабужское (Чертово) городище XI-XII вв.

7.

п.г.т. Лаишево

Известен с периода Казанского ханства как Лаеш, с 1557 г. как русская город-крепость Лаишево. С 1781 г. уездный город Казанского наместничества.

8.

г. Мамадыш

Основан в кон. XIV - нач. XV вв., c нач. XVII в. известен как с. Троицкое. С 1781 г. уездный город.

9.

г. Менделеевск

Основан в XVIII в. как с. Бондюга. В 1928-1967 гг. р.п. Бондюжский (Бондюжский завод).

10.

г. Мензелинск

Основан в 1584-1586 гг. С 1781 г. уездный город.

11.

с. Свияжск

Основан в 1551 г. как город-крепость и опорная база русских войск в борьбе с Казанским ханством. С середины XVIII в. уездный город.

12.

г. Тетюши

Основан в 1574-1578 г. (по другим сведениям в 1555-1557 гг.) как Тетюшская застава. С 1781 г. уездный город.

13.

г. Чистополь

Село Чистое поле (Архангельская слобода) основано в нач. XVIII в., в 1781 г. получило статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 г. - губернии) и современное название. Западнее города расположен комплекс "Джукетау" X-XV вв.

Заключение

Республика Татарстан имеет богатую историю. Первым государством в регионе

стала Волжская Булгария, созданная тюркскими племенами, предки которых уже

имели опыт государственности в рамках Тюркского каганата и Гуннской державы,

приблизительно в VIII - IX веках. В 922 году она принимает в качестве

официальной религии ислам, что означало ее международное признание и

попадание под влияние Арабского халифата. Булгария была наиболее развитым в

политическом и экономическом отношении государством региона и играла большую

роль в жизни народов края. Страна первой в Европе стала выплавлять чугун.

Кроме металлургии были развиты ювелирное искусство, кожевенная

промышленность, культура, наука и образование, Единство страны, наличие

регулярных вооружённых сил и хорошо поставленной разведки позволили ей

противостоять монгольским захватчикам. Лишь с четвёртой попытки в 1236 году

превосходящими силами им удалось сломить сопротивление булгар, но и после

этого монголам требовалось содержать огромный гарнизон, чтобы усмирять

непокорный край.

Булгария становится улусом в составе Золотой Орды, причём у власти, как и в

русских княжествах, остаётся местная династия. Но начинают проявляться

центробежные тенденции: страна распадается на полунезависимые эмираты, среди

которых и Казань, и фактически выходит из состава Орды. Выход был закреплён в

1438 году с образованием Казанского Ханства. Отношения Казанского Ханства с

Москвой были весьма непростыми. Постоянные войны, набеги разбойников, и

вмешательство со стороны русского соседа ослабляли страну. Окрепшее Русское

государство смогло захватить в 1552 году Казань, хотя чтобы сломить

сопротивление народа потребовался не один десяток лет. Казань становится

одним из важнейших городов России, а в 1708 году центром огромной губернии

(позже её территория урезается). После Октябрьской революции в 1920 году, в

соответствии с новой государственной национальной политикой, создаётся

Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика.

Сложная внутренняя ситуация в Советском Союзе и начавшиеся процессы перемен

непосредственно повлияли на положение республики. 30 августа 1990 года

принимается Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан.

12 июня 1991 года избирается первый президент Татарстана - М.Ш. Шаймиев. 6

ноября 1992 года Верховный Совет РТ по результатам референдума принимает

Конституцию Республики Татарстан, которая провозгласила её суверенным

государством, ассоциированным с Российской Федерацией на основе Договора о

разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между

органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти Республики Татарстан. 15 февраля 1994 года в Москве

подписывается Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном

делегировании полномочий между органами государственной власти Российской

Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", ставший

важной вехой на пути строительства новой демократической федерации.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты