Реферат: История татар в XIX веке
Средняя школа №17
Реферат
на тему:
«История Татарстана в XIX веке»
Выполнила:
Ученица 10а класса
Шарова М.А.
Проверила:
Маркина Е.М.
Чистополь 2001 г.
Оглавление
Основное занятие народонаселения в XIX веке 5
Подготовка учителей для начальной школы 11
ВВЕДАНИЕ
Татарстан
Самоназвание татар. Основное население Татарстана. Численность в России 5522
тыс. человек. Проживают также в Узбекистане, Казахстане, Киргизии,
Таджикистане, Азербайджане, Туркмении, на Украине, Белоруссии, Литве, Латвии,
Эстонии, Финляндии, Турции. Общая численность свыше 7 мл. человек. Говорят на
татарском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие - мусульмане -
сунниты. Делятся на довольно большое количество субэтнических групп, которые
входят в число трех этнотерриториальных:
волго-уральские, сибирские, астраханские. Самые многочисленные волго-
уральские, включающие в себя казанских, касимовских, мишарей, кряшен. Среди
сибирских выделяются тобольские, тарские, барабинские, бухарские, тюменские.
Среди астраханских - юртовские, кундровские и карагаши.
Народно-разговорный тат. яз. кыпчакской группы тюрк. яз. делится на три
диалекта: зап. (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный
(сибирско-татарский). Астраханские т. по языковым особенностям сохраняют
определённую специфику. Тюрк. яз. литовские т. перестали существовать ещё в
16 в. (литовские т. перешли на белорусский яз., а к середине 19 в. часть
интеллигенции начала использовать польский и рус. яз.). Наиб. древняя
письменность - тюрк. руника. Письменность с 10 в. по 1927 - на основе араб.
графики, с 1928 по 1939 - лат. (яналиф), с 1939 - 40 - вынуждено русская
кириллица (совершенно не соответствующая особенностям языка). Верующие т., за
исключением небольшой группы кряшен (в т.ч. нагайбаков), к-рые были обращены
в 16-18 вв. в православие, мусульмане-сунниты. В прошлом у всех этнотерр.
групп т. имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских - меселман, казанлы,
болгар, мишэр, типтэр, керэшен, пагайбэк, кэчим и др.; у астраханских -
пугай, карагаш, юрт татарлары и др.; у сибирских - себер татарлары (себерэк),
тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т.д.; у литовских- мэслим, литва (липка),
татарлары.
Впервые этноним "Татар" появился среди монг. и тюрк. племён в 6-9 вв., во 2-й
пол. 19 - нач. 20 вв. он закрепился как общий этноним Т. В 13 в. в составе
монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в т.ч.
тюркские), называвшиеся "Т.". В 13-14 вв. в результате сложных этнич.
процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки
ассимилировали остальные тюрко-монг. племена, но усвоили этноним "Татар".
Европ. народы, русские и нек-рые азиат. народы называли "Татар" население
Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой
Орды, Татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и
чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар
кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значит, роль в
распространении этнонима "Татар". После падения ханств термин был перенесён и
в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских,
именовавших всех жителей тат. ханств "Т.". В условиях формирования этноса (во
2-й пол. 19 -нач. 20 вв.) у т. начался процесс роста нац. самосознания и
осознания своего единства. Ко времени переписи 1926 большинство Т. называли
себя татарами.
Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена
болгар, создавших в Среднем Поволжье (не позже нач. 10 в.) одно из ранних
гос-в Вост. Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как
самостоят. гос-во до 1236. В составе Волжско-камской Болгарии из мн. плем. и
постплем. формирований складывалась болгарская народность, в предмонг. время
переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой
Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего
независимого государства было образовано одно из десяти адм. делений (иклим)
Золотой Орды с главным центром в г. Булгаре. В 14-15 вв. на этой терр.
известны отд. княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и
Казани. В 14-15 вв. в этнич. среду населения этого региона проникли
кыпчакизированные, в т.ч. ногайские, группы. В 14 - сер. 16 вв. происходило
оформление этнич. общностей казанских, касимовских Т. и мишарей.
Казанско-тат. народность сложилась в Казанском ханстве (1438-1552),
являвшемся одним из значит. полит, центров Вост. Европы. Этнич. облик мишарей
и касимовских Т. сформировался в зависимом от Московской Руси с сер. 15 в.
Касимовском ханстве (просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х гг. 17
в.). Мишари до сер. 16 в. переживали процесс становления самостоятельного
этноса. Касимовские Т., имевшие нек-рые этнич. особенности, являлись
фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этнич. отношении
образовали группу, переходную между казанскими Т. и мишарями. Во 2-й пол. 16-
18 вв. в результате массовых миграций Т. в Волго-Уральском регионе произошло
дальнейшее сближение казанских, касимовских Т. и мишарей, что привело к
сложению этноса волго-уральских Т. Астраханские Т. являются потомками
золотоордынских групп (но, возможно, и нек-рых более ранних компонентов
хазарского и кыпчакского происхождения). В 15-17 вв. это нас., жившее в
Астраханском ханстве (1459- 1556), частично в Ногайской Орде и отд. ногайских
княжествах (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие
ногайцев. Среди астраханских Т. имеются и др. компоненты (отатаренные таты,
индийцы, срсднеазиат. тюрки). С 18 в. усилилось этнич. взаимодействие
астраханских Т. с волго-уральскими. В отд. группах астраханских Т.- в
юртовских Т. и карагашах - различимы этнич. группы средневекового ногайского
и золотоордынско-тюркского этносов. Литовские Т. начали формироваться в конце
14 в. на терр. Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой
Орды, позже из Большой и Ногайских Орд. Сиб. Т. сложились в осн. из этнич.
групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой
состав и ассимилированных ими угров. В 18 - нач. 20 вв. усилились этнич.
контакты сиб. Т. с волго-уральскими.
Татарский народ в XIX веке
Этногенез в XIX веке
Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в результате этнокультурных и демографич.
процессов (раннее вхождение в состав Рус. гос-ва, близость этнич. территорий,
миграция волго-уральских Т. в р-ны Астрахани и Зап. Сибири, языковое и
культурно-бытовое сближение па основе этнич. смешения) происходила
консолидация волго-уральских, астраханских и сиб. Т. в единый этнос. Одним из
выражений этого процесса является усвоение всеми группами "общетатарского"
самосознания. Среди части сиб. Т. бытовал этноним "бухарцы", астраханских -
"ногайцы", "карагаши", у волго-уральских Т. по переписи 1926 Т. себя считали
88% тат. нас. Европ. части СССР. Остальные имели др. этнонимы (мишар, кряшен,
в т.ч. часть из них - нагайбак, тептяр). Сохранение локальных наименований
указывает на незавершённость консолидационных процессов среди Т., к-рые
являются вполне сложившимся этносом, хотя часть сиб. Т., нагайбаков и нек-рые
др. группы продолжают выделять себя из состава остальных Татар.
Основное занятие народонаселения в XIX веке
Традиц. занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу,
рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю. Разводили
кр. и мелкий рог. скот и лошадей, Т.-кряшены - свиней. В степной зоне стада
были значительными, а у Т.-оренбургских казаков и астраханских Т.
животноводство по значению не уступало земледелию. Для Т. характерна особая
любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу -кур,
гусей, уток, в последнее время -индеек. Второстепенную роль играло
огородничество. Осн. огородным растением для большинства крестьян был
картофель. В Юж. Приуралье и Астраханском крае важное значение имело
бахчеводство. Традиц. для волго-уральских Т. было пчеловодство: прежде
бортевое, в 19-20 вв. пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел
существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее
любительский характер, а на р. Урал, и особенно у астраханских Т., имело
промысловое значение, у барабин. Т. большую роль играло озёрное рыболовство,
у сев. групп тоболо-иртыш-ских и барабин. Т.- речное рыболовство и охота.
Наряду с с/х-вом издавна важное значение имели разл. промыслы и ремёсла.
Различались виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики,
заводы, прииски, на лесные казенные дачи, лесопильни и др.; извоз. Традиц.,
особенно для казан. Т., были разл. ремёсла: лесохимич. и деревообрабатывающие
(рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т.п.).
Обладали высоким мастерством в обработке кожи ("казанский сафьян",
"болгарская юфть"), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказань с в 18-
19 вв. возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные,
золотошвейные мануфактуры, в 19 в. - кожевенные, суконные и др. заводы.
Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и др. кустарные промыслы.
Мн. крестьяне ремеслом занимались в отходничсской форме (портные, шерстобиты,
красильщики, плотники). Исконными для Т. были торговля и торгово-посреднич.
деятельность. Т. практически монополизировали в крае мелочную торговлю;
большинство прасолов-заготовителей также были Т. С 18 в. кр. торговцы у Т.
главенствовали в операциях со Ср. Азией и Казахстаном.
Поселения в XIX веке
У Т. существовали гор. и сел. поселения. Деревни (аул) в осн. располагались
вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для Т.
Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины,
расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных
ареалах преобладали кр., раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые
селения Т. Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства, вплоть до
кон. 19- нач. 20 вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы расселения,
беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки, неровностью и
запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. Нередко
наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в
одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция
расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и
т.д. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью
имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных
обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной,
квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии
улицы и т.д. В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян,
духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины,
общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть неск.
мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения
располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных
ареалх, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились
оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка). Кр.
поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары,
ярмарки, имелись все необходимые для адм. функционирования здания. Усадьбы
разделялись па две части: передняя - чистый двор, где располагались жилище,
хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном. Здесь находились ток,
овипшиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у
богатых крестьян усадьбы, в к-рых средний двор целиком отводился под
животноводческие постройки. Осн. строит, материал - дерево. Преобладала
срубная техника ср-ва. Отмечалось и возведение жилых построек из глины,
кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте,
подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали
пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крест, семьи строили трёхкамерные
избы со связью (изба - семи - изба). В лесных р-нах преобладали избы,
соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, "круглые"
дома, крестовики и изредка построенные по гор. образцам многокамерные дома.
Волго-уральскими Т. было освоено и стр-во жилищ вертик. развития, также в
осн. отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым
этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиц.
крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами)
представляли специфику сел. зодчества казан. Т. Состоятельные крестьяне
ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже
лавки, магазины. Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами
четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных р-нах
применялась самцовая, а в стенных - покрытие накатом из брёвен, жердей. Терр.
различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне - тёс,
иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной -глина,
камыш. Внутр. планировка северно-среднерус. типа. В отд. р-нах лесной и
степной зон иногда - вост. вариант южнорус. плана, изредка встречался план с
обратным па-правлением устья печи (к входу) и редко у Т.-мишарей Окского
басс.- западнорус. планировка. Традиц. черты интерьера избы - свободное
расположение печи у входа, почётного места "тур" в сер. нар (сэке),
поставленных вдоль передней стены. Лишь у Т.-кряшен "тур" помещался по
диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась
перегородкой или занавесью на жен.- кухонную и муж.-гостевую половины.
Отопление осуществлялось печью с топкой "по-белому" и лишь в редких избах Т.-
мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи возводились
глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла,
способом его укрепления - подвесным (у отд. групп Т.-мишарей Окского басе.),
вмазанным и т.д. Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися
универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В сев. ареалах и
особенно у Т.-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками,
столами. Стены, простенки, углы, навершия и т.д. декорировались матерчатыми
украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами,
салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью, пологом.
Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы
дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой,
настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и
т.д. Архит. декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казан. Т. р-
нов Заказанья: старинные постройк, двух- и трёхэтажные байские дома,
украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами,
стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями,
балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой. Резьбой
оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали
крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед
домом. Мотивы резьбы: растительный и геом. орнаменты, а также стилизованное
изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архит. частей сочеталась
с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелено-голубой и
т.д. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная профильная
резьба больше использовалась в сев. р-нах Окского басе. Здесь же получило
развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами
просечного железа. Наиболее простой внеш. облик имели избы Т. смежных,
отчасти и южных местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали
побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы окон без
наличников, но большей частью снабжённые ставнями.
Одежда в XIX веке
Муж. и жен. нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие
свободного покроя штаны (т.н. "штаны с широким шагом"). Жен. рубаха
украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно
оформлялась аппликацией, рюшами либо спец. нагрудным украшением изу (особенно
у казан. Т.). В оформлении муж. и жен. рубах кроме аппликации нередко
использовалась тамбурная вышивка (цветочно-рас-тит. орнамент) и
художественное ткачество (геом. орнамент). Верх. одежда Т. была распашной со
сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с
короткими рукавами) камзол. Жен. камзолы шили из цветного, чаще однотонного
Страницы: 1, 2