Реферат: История татар в XIX веке

Реферат: История татар в XIX веке

Средняя школа №17

Реферат

на тему:

«История Татарстана в XIX веке»

Выполнила:

Ученица 10а класса

Шарова М.А.

Проверила:

Маркина Е.М.

Чистополь 2001 г.

Оглавление

ВВЕДАНИЕ 3

Татарстан 3

Татарский народ в XIX веке 4

Этногенез в XIX веке 4

Основное занятие народонаселения в XIX веке 5

Поселения в XIX веке 5

Одежда в XIX веке 7

Основа питания 8

Демографическая ситуация 8

Территория народонаселения 9

Общественный уклад 9

Народные праздники 10

Образование вXIX веке 10

Начальные школы. 11

Подготовка учителей для начальной школы 11

Казанский Университет 12

Крупные города в XIX веке 12

Заключение 13

ВВЕДАНИЕ

Татарстан

Самоназвание татар. Основное население Татарстана. Численность в России 5522

тыс. человек. Проживают также в Узбекистане, Казахстане, Киргизии,

Таджикистане, Азербайджане, Туркмении, на Украине, Белоруссии, Литве, Латвии,

Эстонии, Финляндии, Турции. Общая численность свыше 7 мл. человек. Говорят на

татарском языке тюркской группы алтайской семьи. Верующие - мусульмане -

сунниты. Делятся на довольно большое количество субэтнических групп, которые

входят в число трех этнотерриториальных:

волго-уральские, сибирские, астраханские. Самые многочисленные волго-

уральские, включающие в себя казанских, касимовских, мишарей, кряшен. Среди

сибирских выделяются тобольские, тарские, барабинские, бухарские, тюменские.

Среди астраханских - юртовские, кундровские и карагаши.

Народно-разговорный тат. яз. кыпчакской группы тюрк. яз. делится на три

диалекта: зап. (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный

(сибирско-татарский). Астраханские т. по языковым особенностям сохраняют

определённую специфику. Тюрк. яз. литовские т. перестали существовать ещё в

16 в. (литовские т. перешли на белорусский яз., а к середине 19 в. часть

интеллигенции начала использовать польский и рус. яз.). Наиб. древняя

письменность - тюрк. руника. Письменность с 10 в. по 1927 - на основе араб.

графики, с 1928 по 1939 - лат. (яналиф), с 1939 - 40 - вынуждено русская

кириллица (совершенно не соответствующая особенностям языка). Верующие т., за

исключением небольшой группы кряшен (в т.ч. нагайбаков), к-рые были обращены

в 16-18 вв. в православие, мусульмане-сунниты. В прошлом у всех этнотерр.

групп т. имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских - меселман, казанлы,

болгар, мишэр, типтэр, керэшен, пагайбэк, кэчим и др.; у астраханских -

пугай, карагаш, юрт татарлары и др.; у сибирских - себер татарлары (себерэк),

тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т.д.; у литовских- мэслим, литва (липка),

татарлары.

Впервые этноним "Татар" появился среди монг. и тюрк. племён в 6-9 вв., во 2-й

пол. 19 - нач. 20 вв. он закрепился как общий этноним Т. В 13 в. в составе

монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в т.ч.

тюркские), называвшиеся "Т.". В 13-14 вв. в результате сложных этнич.

процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки

ассимилировали остальные тюрко-монг. племена, но усвоили этноним "Татар".

Европ. народы, русские и нек-рые азиат. народы называли "Татар" население

Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой

Орды, Татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и

чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар

кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значит, роль в

распространении этнонима "Татар". После падения ханств термин был перенесён и

в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских,

именовавших всех жителей тат. ханств "Т.". В условиях формирования этноса (во

2-й пол. 19 -нач. 20 вв.) у т. начался процесс роста нац. самосознания и

осознания своего единства. Ко времени переписи 1926 большинство Т. называли

себя татарами.

Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена

болгар, создавших в Среднем Поволжье (не позже нач. 10 в.) одно из ранних

гос-в Вост. Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как

самостоят. гос-во до 1236. В составе Волжско-камской Болгарии из мн. плем. и

постплем. формирований складывалась болгарская народность, в предмонг. время

переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой

Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего

независимого государства было образовано одно из десяти адм. делений (иклим)

Золотой Орды с главным центром в г. Булгаре. В 14-15 вв. на этой терр.

известны отд. княжества с центрами в Наровчате (Мукшы), Булгаре, Джукетау и

Казани. В 14-15 вв. в этнич. среду населения этого региона проникли

кыпчакизированные, в т.ч. ногайские, группы. В 14 - сер. 16 вв. происходило

оформление этнич. общностей казанских, касимовских Т. и мишарей.

Казанско-тат. народность сложилась в Казанском ханстве (1438-1552),

являвшемся одним из значит. полит, центров Вост. Европы. Этнич. облик мишарей

и касимовских Т. сформировался в зависимом от Московской Руси с сер. 15 в.

Касимовском ханстве (просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х гг. 17

в.). Мишари до сер. 16 в. переживали процесс становления самостоятельного

этноса. Касимовские Т., имевшие нек-рые этнич. особенности, являлись

фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этнич. отношении

образовали группу, переходную между казанскими Т. и мишарями. Во 2-й пол. 16-

18 вв. в результате массовых миграций Т. в Волго-Уральском регионе произошло

дальнейшее сближение казанских, касимовских Т. и мишарей, что привело к

сложению этноса волго-уральских Т. Астраханские Т. являются потомками

золотоордынских групп (но, возможно, и нек-рых более ранних компонентов

хазарского и кыпчакского происхождения). В 15-17 вв. это нас., жившее в

Астраханском ханстве (1459- 1556), частично в Ногайской Орде и отд. ногайских

княжествах (Большие и Малые Ногаи и др.), испытало сильное воздействие

ногайцев. Среди астраханских Т. имеются и др. компоненты (отатаренные таты,

индийцы, срсднеазиат. тюрки). С 18 в. усилилось этнич. взаимодействие

астраханских Т. с волго-уральскими. В отд. группах астраханских Т.- в

юртовских Т. и карагашах - различимы этнич. группы средневекового ногайского

и золотоордынско-тюркского этносов. Литовские Т. начали формироваться в конце

14 в. на терр. Великого княжества Литовского за счёт выходцев из Золотой

Орды, позже из Большой и Ногайских Орд. Сиб. Т. сложились в осн. из этнич.

групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой

состав и ассимилированных ими угров. В 18 - нач. 20 вв. усилились этнич.

контакты сиб. Т. с волго-уральскими.

Татарский народ в XIX веке

Этногенез в XIX веке

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в результате этнокультурных и демографич.

процессов (раннее вхождение в состав Рус. гос-ва, близость этнич. территорий,

миграция волго-уральских Т. в р-ны Астрахани и Зап. Сибири, языковое и

культурно-бытовое сближение па основе этнич. смешения) происходила

консолидация волго-уральских, астраханских и сиб. Т. в единый этнос. Одним из

выражений этого процесса является усвоение всеми группами "общетатарского"

самосознания. Среди части сиб. Т. бытовал этноним "бухарцы", астраханских -

"ногайцы", "карагаши", у волго-уральских Т. по переписи 1926 Т. себя считали

88% тат. нас. Европ. части СССР. Остальные имели др. этнонимы (мишар, кряшен,

в т.ч. часть из них - нагайбак, тептяр). Сохранение локальных наименований

указывает на незавершённость консолидационных процессов среди Т., к-рые

являются вполне сложившимся этносом, хотя часть сиб. Т., нагайбаков и нек-рые

др. группы продолжают выделять себя из состава остальных Татар.

Основное занятие народонаселения в XIX веке

Традиц. занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу,

рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю. Разводили

кр. и мелкий рог. скот и лошадей, Т.-кряшены - свиней. В степной зоне стада

были значительными, а у Т.-оренбургских казаков и астраханских Т.

животноводство по значению не уступало земледелию. Для Т. характерна особая

любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу -кур,

гусей, уток, в последнее время -индеек. Второстепенную роль играло

огородничество. Осн. огородным растением для большинства крестьян был

картофель. В Юж. Приуралье и Астраханском крае важное значение имело

бахчеводство. Традиц. для волго-уральских Т. было пчеловодство: прежде

бортевое, в 19-20 вв. пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел

существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее

любительский характер, а на р. Урал, и особенно у астраханских Т., имело

промысловое значение, у барабин. Т. большую роль играло озёрное рыболовство,

у сев. групп тоболо-иртыш-ских и барабин. Т.- речное рыболовство и охота.

Наряду с с/х-вом издавна важное значение имели разл. промыслы и ремёсла.

Различались виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики,

заводы, прииски, на лесные казенные дачи, лесопильни и др.; извоз. Традиц.,

особенно для казан. Т., были разл. ремёсла: лесохимич. и деревообрабатывающие

(рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т.п.).

Обладали высоким мастерством в обработке кожи ("казанский сафьян",

"болгарская юфть"), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказань с в 18-

19 вв. возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные,

золотошвейные мануфактуры, в 19 в. - кожевенные, суконные и др. заводы.

Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и др. кустарные промыслы.

Мн. крестьяне ремеслом занимались в отходничсской форме (портные, шерстобиты,

красильщики, плотники). Исконными для Т. были торговля и торгово-посреднич.

деятельность. Т. практически монополизировали в крае мелочную торговлю;

большинство прасолов-заготовителей также были Т. С 18 в. кр. торговцы у Т.

главенствовали в операциях со Ср. Азией и Казахстаном.

Поселения в XIX веке

У Т. существовали гор. и сел. поселения. Деревни (аул) в осн. располагались

вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для Т.

Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины,

расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных

ареалах преобладали кр., раскинутые вширь аулы на ровной местности. Старые

селения Т. Предкамья, основанные ещё во времена Казанского ханства, вплоть до

кон. 19- нач. 20 вв. сохраняли кучевую, гнездовую формы расселения,

беспорядочную планировку, отличались теснотой застройки, неровностью и

запутанностью улиц, зачастую кончавшихся неожиданными тупиками. Нередко

наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в

одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция

расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и

т.д. В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью

имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных

обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной,

квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии

улицы и т.д. В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян,

духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины,

общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть неск.

мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения

располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных

ареалх, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились

оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка). Кр.

поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары,

ярмарки, имелись все необходимые для адм. функционирования здания. Усадьбы

разделялись па две части: передняя - чистый двор, где располагались жилище,

хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном. Здесь находились ток,

овипшиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у

богатых крестьян усадьбы, в к-рых средний двор целиком отводился под

животноводческие постройки. Осн. строит, материал - дерево. Преобладала

срубная техника ср-ва. Отмечалось и возведение жилых построек из глины,

кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте,

подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали

пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крест, семьи строили трёхкамерные

избы со связью (изба - семи - изба). В лесных р-нах преобладали избы,

соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, "круглые"

дома, крестовики и изредка построенные по гор. образцам многокамерные дома.

Волго-уральскими Т. было освоено и стр-во жилищ вертик. развития, также в

осн. отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым

этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиц.

крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами)

представляли специфику сел. зодчества казан. Т. Состоятельные крестьяне

ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже

лавки, магазины. Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами

четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных р-нах

применялась самцовая, а в стенных - покрытие накатом из брёвен, жердей. Терр.

различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне - тёс,

иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной -глина,

камыш. Внутр. планировка северно-среднерус. типа. В отд. р-нах лесной и

степной зон иногда - вост. вариант южнорус. плана, изредка встречался план с

обратным па-правлением устья печи (к входу) и редко у Т.-мишарей Окского

басс.- западнорус. планировка. Традиц. черты интерьера избы - свободное

расположение печи у входа, почётного места "тур" в сер. нар (сэке),

поставленных вдоль передней стены. Лишь у Т.-кряшен "тур" помещался по

диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась

перегородкой или занавесью на жен.- кухонную и муж.-гостевую половины.

Отопление осуществлялось печью с топкой "по-белому" и лишь в редких избах Т.-

мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи возводились

глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла,

способом его укрепления - подвесным (у отд. групп Т.-мишарей Окского басе.),

вмазанным и т.д. Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися

универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В сев. ареалах и

особенно у Т.-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками,

столами. Стены, простенки, углы, навершия и т.д. декорировались матерчатыми

украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами,

салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью, пологом.

Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы

дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой,

настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и

т.д. Архит. декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казан. Т. р-

нов Заказанья: старинные постройк, двух- и трёхэтажные байские дома,

украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами,

стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями,

балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой. Резьбой

оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали

крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед

домом. Мотивы резьбы: растительный и геом. орнаменты, а также стилизованное

изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архит. частей сочеталась

с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелено-голубой и

т.д. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная профильная

резьба больше использовалась в сев. р-нах Окского басе. Здесь же получило

развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами

просечного железа. Наиболее простой внеш. облик имели избы Т. смежных,

отчасти и южных местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали

побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы окон без

наличников, но большей частью снабжённые ставнями.

Одежда в XIX веке

Муж. и жен. нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие

свободного покроя штаны (т.н. "штаны с широким шагом"). Жен. рубаха

украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно

оформлялась аппликацией, рюшами либо спец. нагрудным украшением изу (особенно

у казан. Т.). В оформлении муж. и жен. рубах кроме аппликации нередко

использовалась тамбурная вышивка (цветочно-рас-тит. орнамент) и

художественное ткачество (геом. орнамент). Верх. одежда Т. была распашной со

сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с

короткими рукавами) камзол. Жен. камзолы шили из цветного, чаще однотонного

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты