Реферат: История русской православной церкви

прежнему помещику (!) либо записаться в государственные крестьяне или в

ку­печество.

В XVIII в. в поло­жении крестьянства, по существу, не было перемен; были

только моменты особого обострения крепостного права, но не было таких

моментов, которые открывали бы перед крестьянином перспективы лучшего

будущего. XIX в. начался указом о свободных хлебопашцах, за­тем началась

агония крепостного права в виде аракчеевщины и тисков николаевской эпохи;

после этого пришла эмансипация, которая при всей ее половинчатости все-таки

глубоко затронула крестьянский быт и заставила мужицкую мысль шевелиться

несколько быстрее, чем раньше. Поэтому и религиозная жизнь крестьянства в XIX

в. неизмеримо богаче, чем в XVII или XVIII в.: секты появляются одна за

другой в бесчисленном количестве.

Крестьянство, по самому существу своему поставлен­ное лицом к лицу со

стихийными силами природы, для него таинственными и неведомыми, не в силах

уйти из сферы религиозного мышления. Даже простое бегство от невыносимых

условий жизни оно облекло в религиозную форму, возвело в религиозный принцип

жизни. Бегство и странничество, естественные житейские явления 18 века,

служившие для крестьянства чуть ли не единственным выходом из тисков

тогдашней жизни, получали религиозную санкцию и были легко исполнимыми

заповедями.

К последней четверти XVII в. относится начало двух других крупных течений

сектантства, возникших в кре­стьянской среде,—духоборчества и молоканства.

Секты «духовных христиан», как называли себя и те и другие, сформировались в

последней четверти XVIII в.. Духоборцы появились в Екатеринославской

губернии, среди казачьего населения, которое в царствование Ека­терины было

до крайности стеснено и разорено раздача­ми, украинских казачьих земель

помещикам; молокане одновременно с ними дали о себе знать в Тамбовской

гу­бернии-—отчасти среди крестьян, отчасти среди мелкого городского мещанства

и ремесленничества. Между той и другой сектой много общего, и вначале власти

духовные и светские их путали; однако между ними есть и разли­чия, которые

объясняются не совсем одинаковым соци­альным составом и различными условиями

их быта.

Молоканство и духоборчество молочноводского перио­да были типичными

проявлениями коммунистического сектантства в период разложения крепостного

права, когда крестьянство жило между крепостным игом и освобождением без

земли. Всякая подобная религиозная организация неми­нуемо превращалась в

орудие накопления для части ее членов и таким путем особенно быстро

становилась организацией господства и эксплуатации. На иллюзиях никогда

нельзя строить ни свободы, ни равенства, ни ма­териального благополучия

трудящихся масс.

Торгово-промышленный рогожский союз в первые 30 лет XIX в. выступил в новой,

еще почти неслыханной в России, роли. Крестьянам был прямой расчет переходить

в старообрядчество, ибо перед ними откры­валась перспектива быстрого выхода

из крепостного со­стояния и избавления .от рекрутчины.

Правительство Николая I плохо разбиралось в раз­личных раскольничьих

направлениях и толках, но оно ставило себе определенную и вполне понятную с

его точ­ки зрения задачу: разрушить основу раскола посредством экспроприации

его имуществ и разгрома его организа­ций—как благотворительных, так и

богослужебных.

Между тем с падением крепостного права обстоятельства для старообрядчества

складывались необыкновенно благоприятно. Начиная с 60-х годов раскол растет

настолько быстро, что все население к концу

70-х годов делится почти поровну между православием и расколом.

В то время как старообрядческая поповщинская цер­ковь неуклонно шла по ясной

и неизменной линии своего развития, беспоповщинские организации, как и в

XVIII в., продолжали переживать значительные колебания, прохо­дя через смены

оживления и упадка, и не могли так же прочно укрепиться, как поповщина,

отчасти вследствие репрессий правительства, отчасти в силу раздиравших их

внутренних противоречий и слабости той почвы, на кото­рой они находились.

Поповщинская церковь организова­ла массы, раскинув свои общины по всей России

и связав их сначала единством культа, а затем единством и куль­та и иерархии.

Беспоповщинские организации были авто­номными общинами, мало связанными одна

с другой; в каждой из них слагались свои обычаи и своя идеология.

Подобно беспоповщине, роль организующей первона­чальное накопление силы

сыграли в начале XIX в. и скопческие организации, действуя в среде сначала

торго­во-промышленного, а затем ссудного приложения капи­тала. Специфической

особенностью скопчества была его способность содействовать быстрейшему

процессу диф­ференциации крестьянства и вытягивать из деревни в го­род

наиболее податливые и подходящие для капитала элементы.

Золотое время для скопчества окончилось в 20-х годах 19 века.

После 1861 г. сектантст­во получило чрезвычайно широкое распространение и

обнаружило целый ряд новых форм и видоизменений, обусловленных пореформенной

экономикой и бытом го­рода и деревни. Многочисленные секты пореформенно­го

периода резко распадаются на две группы — на секты чисто крестьянского

характера, возникшие в связи с про­ведением реформы 1861 г., и на секты

мелкобуржуаз­ные, смешанного состава, вбиравшие в себя мелкобуржу­азные и

полукапиталистические элементы деревни и города и возникавшие в связи с

быстрым ростом капита­лизма после 1861 г., который разлагал деревню на

про­тивоположные полюсы и питал на первых порах мелкую буржуазию города —

кустарей, лавочников, мелких хозяйчиков ремесленных мастерских и небольших

фаб­рик и заводов. В то время как секты первой категории отличались

известными индивидуальными чертами, свя­занными со злобой дня, секты второй

категории обнаруживают некоторые общие черты, в особенности ослабление

коммунистических и мистических тенден­ций, заменяющихся нередко самой

откровенной защитой частной собственности и рационализмом в догматике и в

обрядности. Если секты первой категории были еще организациями борьбы

трудящихся, то секты второй категории были уже неприкрытыми организациями

эксплуатации и если боролись, то только со своим злей­шим конкурентом в этой

области—синодальной цер­ковью.

В начале 70-х годов обнаружилось в некоторых де­ревнях Екатеринбургского

уезда повальное бегство кре­стьян в леса со всем скарбом и детьми. Следствие

выяс­нило, что крестьяне уходят в лес от антихриста, царя­щего якобы теперь в

мире; всякий, кто не хочет принять его печать, должен уходить в пустыню.

Печать антихри­ста—это деньги; она распространяется всюду в куплях-продажах,

и всякий, кто что-либо покупает или продает, принимает печать антихриста.

Одновременно с этими вполне ясными сектами появи­лась в северной части

Вятской губернии еще одна секта, которую некоторые корреспонденты Пругавина

считали даже не сектой, а скорее политической группой.

Уральские секты эпохи эмансипации вращаются еще в среде старых представлений

и формул в зависимости от хозяйственной отсталости Приуралья, для которого

эмансипация была тяжелым, мучительным переломом. Во внутренней России

эмансипация дала новые формы сектантства. Она покончила со старыми

примитивными формами мессианизма и со связанной с ними мистикой, выдвинув

практические задачи, продиктованные новыми условиями быта. Эта перемена в

характере сектантства была обусловлена историческим ходом событий,

опроки­нувшим эсхатологические ожидания. Взамен конца света пришла

эмансипация. Оставалось либо отбросить совсем эсхатологию и искать новые

религиозные пути, либо со­хранить эсхатологию в официальной церковной оправе,

пойдя на примирение с церковью. Вследствие этого раз­витие сектантства на

старых началах после реформы 1861 г. приостановилось. Но уже в 60-х годах

обнаружи­лись следствия частичной экспроприации крестьянства. Жизнеспособными

и получившими широкое разви­тие оказались именно те секты, которые были

связаны с процессами накопления, твердо держались принципа частной

собственности и ставили своей задачей содей­ствие обогащению своих сочленов.

Такие секты появи­лись также в Херсонщине, откуда они распространились по

соседним украинским губерниям.

В 90-х годах начинается быстрый процесс нивели­ровки различий между всеми

мелкобуржуазными штун-дистскими толками и постепенное слияние их в одну

ор­ганизацию. Этот процесс проходит под знаменем так на­зываемого баптизма.

Последний проник в Россию из-за границы в 70-х годах, сначала в немецкие

колонии. Сохраняя в основном характер евангелической секты, баптизм отличался

от остальных сект этого рода тем, что не признавал крещения над младенцами,

требуя созна­тельного отношения крещаемого к этому обряду, и пото­му

устанавливал для вновь вступивших в секту пере­крещивание. Общины были

организованы в «Союз баптистов России», с центральными съездами, центральным

советом и с центральной кассой взаимопо­мощи, имевшей свои филиалы на местах.

Этот блестящий успех баптизма объясняется тем, что за баптизмом стояла уже

сила международного капита­ла. Баптистские организации в Европе и в

особенности в Америке были еще в 90-х годах захвачены в свои руки

капиталистами, промышленными и финансовыми, сумев­шими путем финансирования

баптистских общин прев­ратить их наставников в своих агентов. Острие было

на­правлено, конечно, в рабочие кварталы; вербовкой ра­бочих в баптизм

стремились отвлечь пролетариев от их классовой борьбы и создать кадры

штрейкбрехеров. Бап­тизм в руках капитала оказался чрезвычайно гибким и

плодотворным орудием, и в 1905 г. он приобрел уже международный характер: был

организован Всемирный баптистский союз. Усиленная пропаганда баптизма в

России, которая велась под руковод­ством и при живейшем участии проповедников

из-за границы, совпадает с проникновением в Россию иност­ранного

промышленного и финансового капитала.

Таковы основные направления русского сектанства после 1861 года. Было немало

других сект, многие из которых существуют до сих пор, но все они примыкают к

описанным.

Революция 1905 г. произвела новый сдвиг в области религиозных исканий.

Сначала ее влияние в этой сфере было чисто разрушительным: божество временно

исчез­ло со сцены в качестве режиссера трагикомедии жизни даже в

представлениях косного крестьянства. Но когда революционная волна спала,

сектантские искания возоб­новились с новой силой.

Шесть с половиной деся­тилетии, в течение которых дворянское самодержавное

государство просуществовало после ликвидации его кре­постнической базы, были,

в сущности говоря, эпохой его последних судорожных усилий в борьбе за

существо­вание. Подтачиваемое быстрым ростом промышленного и банкового

капитала и потрясаемое периодически вспы­хивавшими и все усиливавшимися

революционными дви­жениями пролетариата и крестьянства.

Все церковные денежные капиталы, как уже указанные архиерейские и

монастырские, так и капиталы неко­торых крупных городских церквей, должны

были обяза­тельно помещаться в государственные процентные бума­ги и храниться

в Государственном банке.

После почти пятилетней подготовки 13 июня 1884 г. были наконец опубликованы

правила о церковноприход­ских школах. По официальному разъяснению, цель их

учреждения кроме распространения элементарной гра­мотности заключалась в том,

чтобы «воспитывать в де­тях страх божий, преподавать им значение веры,

вселять в их сердца любовь к святой церкви и преданность к царю и отечеству».

Удар, нанесенный революцией 1905 г. самодержав­ному строю, больно поразил и

церковь. Больше того, ища спасения и высматривая тот балласт, который можно

было бы сбросить с тонущего корабля, царское прави­тельство не постеснялось

пожертвовать в первую голову именно привилегированным положением православной

церкви, как будто уже не надеясь более на действенность тех средств, какими

могла помогать и помогала ему церковь. Манифест 17 апреля 1905 г. объявил

веротерпи­мость, узаконил свободу перехода из православия в другие

христианские исповедания, предоставил легаль­ные права для существования

старообрядческих и сек­тантских организаций, кроме «изуверных» (скопцов и

хлыстов), и признал за старообрядческим и сектантским клиром звание

священнослужителей.

Синодская церковь была потрясена до основания Октябрем, разгромившим и

уничтожившим начисто ее классовую и государственную опору. Последующее

де­сятилетие было периодом ее быстрого разложения и упадка. Разбитой

оказалась и старообрядческая цер­ковь, так как ее хозяева, промышленные и

банковские тузы, оказались или физически уничтоженными и

экс­проприированными, или по ту сторону границы Совет­ского Союза, в

эмиграции. Только сектантство в некоторых местах обнаружило живучесть и даже

расширило свою базу за счет упадка православия.

В начале девяностых христианство переживает упадок на Западе, даже в

Соединенных Штатах, где наибольшее количество людей посещает церковь. Опросы

общественного мне­ния, проведенные в 1991 году, показали, что лишь 58 %

американцев считают, что религия играет важную роль в их жизни, а в 1952 году

их было 75 %.

Мы не можем выяснить, каким было общественное мнение в Средние века, но

христианство дореформационного периода потрясает своим единством. В XVI веке

Реформация перенесла акценты на отношения индивидуума с Богом, открыв двери

для дробления христианства. С тех пор возникло и распалось много сект,

необоснованным оказалось убеждение верую­щих, членов секты, что именно их

вера является истинной. Потеря уверенности подорвала саму религиоз­ную веру.

В то же время религия продолжает борьбу с прогрес­сом в естественных науках.

Дело даже не в том, что эволюционную теорию Дарвина или «Большой взрыв»,

объясняющий творение, не удается примирить с библейскими представлениями.

Более важно, что наука приучила людей предъявлять строгие требования к

до­казательствам, а религия не в силах им отвечать.

Организованные христианские церкви теряют авто­ритет в современном мире; и

многие люди обращают­ся к самым различным верованиям: астрологии,

сайентологии, различным формам восточного мистицизма, целому ряду течений,

которые принято называть «нью эйдж». Будущее покажет, выдержат ли эти новые

рели­гиозные течения испытание временем и можно ли их будет поставить рядом с

христианством.

Но на мой взгляд в последнее время религиозная обстановка в России не столь

однозначна как изложено выше, а даже напротив – происходит «Второе Крещение

Руси» . Об этом свидетельствует восстановление старых и строительство новых

церквей, количество людей, посещающих богоугодные заведения, переориентация

российских политиков на религиозный лад и т.д. Я думаю, что такая перемена

настроений вызвана распадом СССР с его атеистической политикой и рядом менее

существенных причин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

По мнению многих ученых крещение Руси в конце Х века не было результатом

особой «богоизбранности» ее самой и древнеруссов, оза­рения всевышним князя

Владимира и просвещения бо­гом «русского народа светом Христовым», как

утвержда­ют богословы.

Принятие христианства Русью как государственной религии явилось закономерным

следствием длительного и далеко не простого социально-экономического и

куль­турного развития древнерусского общества.

Введение христианства на Руси было крупнейшим событием, отметившим важный

этап в развитии фео­дальных отношений, пришедших на смену родовому строю с

его язычеством. Оно помогло укреплению Древ­нерусского государства, его

консолидации и повышению международного престижа. Вместе с этим оно

свиде­тельствовало о большом сдвиге в идеологии Киевской Руси. Ибо новая

религия была приспособлена к классо­вому обществу, тогда как языческая не

знала классов, не требовала подчинения одного человека другому, не освящала

отношений господства и подчинения.

Принятие христианства сыграло немаловажную роль в дальнейшем развитии

материальной и духовной куль­туры древнерусского общества. Неправомерно было

бы отрицать, что церковь сыграла вполне определенную по­ложительную роль в

развитии на Руси письменности, зодчества и живописи, возвышении Москвы,

развитии патриотического и национального самосознания и нрав­ственного

возвышения русского и других народов Руси и России. Не без основания теологи

Евангелической , церкви ФРГ, как и православные богословы, считают, что

русское христианство обогатило и «европейскую культуру своим вкладом:

богословием, философией, ли­тературой, церковной архитектурой, иконописью,

церков­ной музыкой».

Но, разделяя эти суждения, нельзя забывать и о той роли церкви, какую она

играла как служанка самодер­жавия и господствующих классов, какое она

утверждала мировоззрение.

. «Церковь всегда обнов­ляется»,—заявил сравнительно недавно митрополит

Во­локоламский и Юрьевский Питирим. Это одно из ее свойств. И именно поэтому

он полагает, что «церковь жила при рабовладельческом строе, при феодализме,

она будет жить и при другом государственном строе». Как? Этого Питирим не

знает. Обращение Питирима к истории для прогноза будущего

церкви—свидетельство, что ныне именно на оценке ро­ли русского православия в

истории Руси и России, раз­витии нашей государственности и культуры

сосредото­чен центр противоборства научного и религиозного ми­ропонимания.

Происшедшие сдвиги в богословской интерпретации нашей истории

свидетельствуют, что православные идео­логи прилагают немало усилий, дабы

представить про­шлое русской церкви созвучнее нашему времени, соци­ально-

политическим взглядам и интересам современных верующих. Делается это и для

того, чтобы представить русское православие положительным только фактором в

жизни общества и тем самым повы­сить его привлекательность, продлить его

существова­ние. При всех изменениях

богословских воззрений на роль и место русского православия в истории

неприми­римость научного и религиозного мировоззрения остается неизменной.

Происшедшая эволюция богословского ис­толкования истории нашей Родины может

порождать в определенных слоях населения ошибочные представле­ния о реальной

роли религии в социально-политической жизни общества. Ввиду этого необходимо

уделить боль­ше внимания критике православно-христианского веро­учения как

отправного пункта освещения православны­ми идеологами событий прошлого и

настоящего, ра­скрытию действительной роли религии и церкви в истории нашей

страны, не допускать ее преувеличения и идеализации. Только при этом условии

воспитание ис­торией в полной мере будет служить делу формирования у всех

трудящихся научно-материалистического миро­воззрения и морали, становлению

че­ловека, свободного от религиозных предрассудков.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты