Реферат: История Новгорода

рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 г.

новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек

Невы и Ижоры, а в 1242 г. новгородцы вместе с владимирской дружиной

разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского

крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю

историю средневековых войн. Одержанная победа была закреплена разгромом

Ливонского ордена а Ракворской битве в 1268 году.

Усилия новгородцев и псковичей разрушили планы католической Европы по

духовному закабалению Руси, ослабленной ордынским нашествием, позволили

сохранить православие как основу народного духа.

На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории. Перед

лицом все громче звучавших объединенных тенденций со стороны Москвы, Твери,

Великого княжества русско-литовского новгородская аристократия пыталась

сохранить и обеспечить независимость новгородского государства. Новгород

успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского, в период

братоубийственной междоусобной войны в начале XV века принял у себя и укрыл

ее организатора и вдохновителя Дмитрия Юрьевича Шемяку.

Борьба двух тенденций особенно обострилась в ее родине XV столетия, когда

Новгород в нарушение ранее подписанного соглашения с Москвой, призвал на

княжение великого князя Казимира, государя католической Литвы. Москва в 1471

году ответила на новгородское "предательство" военным походом, выявившим

глубокий раскол внутри самого новгородского общества. Архиепископский поляк

отказался сражаться против великого князя Московского, а "переветник" Упадыш

заклепал пушки железом, чем вывел из строя всю новгородскую артиллерию.

Убедившись в нежелании большинства жителей Новгородской земли защищать

интересы узкого круга новгородской аристократии, великий государь московский

Иван III совершил в 1478 г. поход на Новгород "миром". Город сопротивления не

оказал, правящие круги просили лишь гарантировать им безопасность, сохранить

имущество и земельные владения.

Присоединение Новгорода к Москве положило начало единому российскому

государству, открыло новую страницу русской истории.

Строительство Петербурга в начале 18 века и перенос столицы империи на берега

Невы привели к утрате и крепостного значения древнего города - он сохранил

лишь роль важного духовного центра русского православия.

ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА.

Средневековое новгородское общество было аграрным. Подавляющее большинство

населения занималось сельским хозяйством. Город был тесно связан с сельской

округой. Земельные богатства в XIV-XV веках составляли основу могущества

правящей верхушки - боярства . Богатые боярские семьи и некоторые монастыри

имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами .

Однако по своему составу сёла были очень небольшие (даже в конце XV века 90%

сёл имели всего 1-4 двора). Сельские поселения объединялись в административно

- хозяйственные единицы, называвшиеся погостами и являющиеся одновременно

церковными приходами. Погостами назывались также главные поселения погостов-

земель. В погосте-селе обычно было 10-15 дворов, церковь, имелся староста,

происходил суд. Сюда же съезжались люди с окрестных деревень для торга.

Нередко на таком погосте жили господа, а также "непашенные люди".

В XIV-XV веках возникают сельские торгово-ремесленные поселения, называемые

рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по несколько

десятков дворов.

До XIII века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Оказывали

влияние внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота. Крестьяне

приграничных земель постоянно страдали от мелких иноземных грабительских

набегов.

В XIII веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую

крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит

и постоянно кочевать, стала заменять новая трехпольная система, дающая

большую эффективност . Появилась также двузубая соха с палицей, повышающая

эффективность обработки почвы.

Основной зерновой культурой была рожь. Половина всех посевов была выделена

под рожь (единственную озимую культуру). А трёхполье предполагало иметь одно

поле с озимой культурой. Выращивались также гречиха, лён, ячмень, просо,

овёс, пшеница. Было распространено огородничество. Выращивали лук, чеснок,

капусту, репу.

Существовали хмельщики - производители сырья для одного из самых

употребляемых в средневековом Новгороде напитков - пива.

В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыбы, причём как

"чёрные" (карповые, щуковые, окунёвые и т.д.) так и "красные" (осетровые,

лососёвые). Естественно, рыба в больших количествах вылавливалась

новгородцами. Ловили и раков , которых тоже тогда было немало .

Новгородцы не знали сахара, поэтому ценен был мёд и воск. В связи с этим было

очень распространено бортничество - промысел мёда . Специально пчёл не

разводили, мёд брали у диких дупловых пчёл.

Очень распространена была охота и животноводство. Охотничьи угодья не раз

упоминались в грамотах о купле-продаже. Леса Новгорода изобиловали многими

видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим

экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех.

В писцовых книгах упомянуты около 30 промыслов , которыми новгородцы

занимались вдобавок к своим земледельческим работам. К примеру, в писцовой

книге упоминается выплавка железа. К концу 15 века в Новгороде насчитывалось

около 215 домниц, которые обслуживали 503 домника. За год на каждой такой

домнице выплавлялось примерно 1,5 тонны металла. Обрабатывался металл

кузнецами, которых насчитывалось 131 человек.

Другим промыслом, имевшим наряду с выплавкой железа немаловажное значение для

экономики Новгорода, было солеварение. Им занимались многие крестьяне

Деревской и Шелонской пятин ,а также поморья. Владельцы соляных варниц

нанимали сезонных рабочих - копачей.

Интересным промыслом был и жемчужный. В летописях московских и всяческих

других можно найти описание новгородского жемчуга..

Хотя сельское хозяйство новгородских земель было в основном натуральным,

крестьяне всё же нуждались в продукции некоторых высококвалифицированных

ремесленников, давая тем самым стимул для развития ремёсел.

Таким образом, в средневековом Новгороде были распространены многие профессии

ремесленников от кузнеца до ювелира. Многие из них были очень узкие как,

например, щитник, гвоздичник, котельник и другие. Железоделательное

производство выпускало ножи , топоры ,серпы ,другие орудия сельского

хозяйства а также оружие. В XV веке новгородская промышленность стала

выпускать огнестрельное оружие. Причём нередко оружие, делавшееся богатому

заказчику, нередко обильно украшалось драгоценными камнями и металлами.

Особо узкой, и крайне сложной считалась профессия замочника: висячие замки

состояли порой из 30-40 мелких деталей.

Большой ассортимент изделий изготавливался мастерами-деревообделочниками. В

культурном слое Новгорода были найдены многие музыкальные инструменты,

изготавливаемые такими мастерами: гусли, дудки, свистки и т. д.

Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевенно-обувное ремёсла.

До появления Санкт-Петербурга именно Новгород являлся «окном» в Европу.

Новгород был составной частью торгового пути "из варяг в греки", то есть из

стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из

государств Древнего Востока на Русь и страны балтийского побережья. Начало

торговли Новгорода со странами западной Европы относится на период X-XI

веков.

Торг находился на правом берегу Волхов , напротив детинца, с которым его

соединял Великий мост. Лавки, которых было около 1800, делились на ряды.

Название ряда соответствовало продаваемой на нём продукции.

В XII веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд, расположенном

в центре балтийского моря и являющимся в XI- XIII веках центром балтийской

торговли.

Вывозили из Новгорода, в основном, меха. Ещё одним широко вывозимым товаром

был воск. Своего воска в Западной Европе не хватало, поэтому новгородские

бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и

продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160 кг. каждый.

Торговали и кожаной обувью, которой славился в то время Новгород.

Ввозили ткани - в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью

удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для

праздничных случаев предпочитали ткани подороже. О размерах ввоза говорят

такие факты :в 1410 году у Немецких купцов в Новгороде было около 80000

метров , и причём всё было продано в этот год.

Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых

новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с

запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои в них нужды.

Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб.

Торговля была опасным делом , поэтому купцы объединялись в гильдии, где они

платили свои налоги , но зато были под защитой данной организации.

Итак, древний Новгород вёл оживлённую торговлю. Из источников 19-20 века

можно понять, что торговля была основой экономики города. Однако это не так.

Ввозили в Новгород предметы роскоши и, только отчасти, сырьё для

ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров.

Современные историки, не отрицая важности торговли, с полной очевидностью

выяснили, что основой хозяйства Новгородской земли было сельскохозяйственное

производство наряду с развитым ремеслом.

Управление древнего Новгорода.

В древнем Новгороде , в отличие от всех других русских земель была другая

форма государства - республика. При Ярославе Мудром возобновило свою

деятельность Новгородское государственное вече, новгородская аристократия -

потомки родоплеменных вождей - получили особые судебные права и налоговые

льготы, была создана древнейшая редакция Русской Правды.

Важным этапом в формировании республиканских традиций стало обретение

новгородской аристократией самоуправления. С конца в. новгородцы начинают

избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической

жизни государства постепенно расширяется.

До столетия Новгород был практически не отличим от других русских земель. В

XIII же веке уже налицо были республиканские порядки. В 1130 году

Новгородские князья были полновластны и распоряжались землёй как хотели. В

1148 году они уже были вынуждены просить разрешение на земельные пожалования

монастырю "у Новагорода", то есть у веча .

Переворотом, которое так круто изменило ситуацию между этими двумя датами,

учёные с уверенностью считают восстание 1136 года. Во время восстания

новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с женой детьми и тёщей и

содержали их под стражей семь недель на епископском дворе в детинце, а потом

изгнали из города.

В результате переворота 1136 года победили республиканские порядки. Вече

превратилось в верховный государственный орган, появились выборные посадники,

а лишённых государственной власти князей стали приглашать в Новгород лишь на

роль наёмного военачальника. Им было запрещено владеть землёй на территории

новгородских волостей. Они даже не имели права селиться в городе и обязаны

были жить на Городище.

Таким образом, в Новгороде утвердился республиканский строй, который

практически в неизменном виде просуществовал почти три с половиной столетия

вплоть до присоединения Новгорода к Москве .

В XII- XIII вв. на Руси одновременно правили несколько сильных князей.

Новгородцы заключали союз с каким-либо из них и принимали к себе родственника

то смоленского, то черниговского, то владимиро-суздальского князя.

Недовольные тем или иным князем горожане изгоняли его, как нередко говорилось

в летописи "Указывали ему путь", что было осуществлением на деле "Вольности в

князьях".

Смена князей на Новгородском престоле происходила довольно часто. За 2

столетия (1095-1304) князья менялись 58 раз, иные продерживаясь всего

несколько месяцев. Ослабление великокняжеской власти приводило к постепенному

усилению роли посадников и расширению их функций. Они не только

контролировали действия князей, но и становились главными магистратами

республики, сосредоточившими в своих руках всю полноту исполнительной власти.

Следует отметить, что в отдельные периоды власть князей усиливалась, и чаще

всего это происходило во времена военной опасности. Так, например, в середине

XIII века, когда с запада Новгороду угрожали немецкие рыцари- крестоносцы и

шведы, а с юга татары.

В годы княжения Александра Невского новгородцы были вынуждены мириться со

своеволием князя, сильной рукой и осмотрительной политикой охранявшим

новгородскую землю. Когда Александр Невский покинул Новгород, чтобы занять

великокняжеский престол, новгородцы признавали его власть, вернувшись к

древней традиции признавать господином Новгорода великого князя , как было во

времена Киевской Руси.

Таким образом, до падения новгородской самостоятельности в 1478 году

новгородским князем считался тот, кто получал от татарских ханов особый

документ- ярлык на великое княжение. При этом новгородцы добились от князей

признание своих вольностей: князья не вмешивались во внутренние дела

республики, ограничивались причитающимся им сбором налогов и только изредка

приезжали в Новгород, оставляя там своих посадников.

ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ.

Православная вера была идеологической и морально-нравственной основой жизни

средневекового общества Новгорода. Принятие христианства постепенно

превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык

в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия

возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру

наиболее важной в русской православной церкви - другие русские епархии

управлялись епископами. В 1156 году новгородцы впервые избрали своим духовным

пастырем Аркадия и с тех пор после смерти или отречения от кафедры очередного

архиепископа на вече происходили выборы владык.

Архиепископы имели высокий авторитет - не раз они предотвращали

кровопролитные столкновения, благословляя противников и уговаривая стороны не

проливать кровь своих сограждан.

Благословение владыки было обязательным реквизитом всех договоров Новгорода с

русскими князьями и иностранными государствами. Мощь церкви подкреплялась

огромными материальными благами, которые , в основном , состояли из земельных

угодий, доходов от них, пожертвований частных лиц и других доходов. К ним ,в

частности, относились доходы от владычьего суда, который разбирал

преступления против морали и нравственности.

Любое преступление против церкви искупалось только большим денежным штрафом,

шедшим в пользу архиепископа. Кроме того было обязательным скрепление разных

поземельных актов печатью владычного наместника, за что, естественно,

собиралась пошлина в три белки.

Богатейшая казна новгородских владык, именовавшаяся софийской, не раз

использовалась для общегосударственных нужд - строительство первых каменных

стен Новгородского Кремля, укрепления Торговой стороны, возведение церквей,

выплату контрибуции, выкуп взятых в плен новгородцев и т.д.

Для древних новгородцев вера в Бога была близким и важным делом, не случайно

именно в Новгороде, впервые на Руси в середине XIV века появилось еретическое

движение стригольников, просуществовавшее около ста лет. Стригольники,

подобно последующему движению Боголюбцев, боролось за чистоту веры.

Новгородское искусство эпохи политической самостоятельности занимает

выдающееся место в истории русской культуры. Ранние новгородские храмы во

многом напоминают одновременные им киевские постройки, однако уже тогда

начали появляться специфические новгородские черты. Во второй половине XII

века новгородские зодчие создают новый тип храма. Заказчиками строительства

выступают уже, как правило, не князья, а бояре.

Самые значительные достижения Новгородского зодчества - церкви Фёдора

Стратилата на Ручью (1360-1361 гг.), Спаса Преображения на Ильине (1374 год),

Петра и Павла в Кожевниках (1407 год). В отличие от ранних памятников

новгородской церкви второй половины XIV века, более поздние церкви отличались

богатым убранством, а внутри расписывались фресками.

Следует отметить, что и новгородская живопись весьма самобытна - яркая

покраска, сильная, смелая, с мазками, положенными уверенной рукой. Пример

тому - яркие, сочные цвета иконы "Никола", написанной в 1294 году Алексой

Петровым; иконы "Битва новгородцев с суздальцами", созданной в XV веке

неизвестным художником.

Список литературы.

1. С. Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории»

2. Макарий, Митрополит Московский и Коломенский «История Русской церкви»

3. Ключевский «Курс русской истории»

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты