Реферат: История Новгорода

Реферат: История Новгорода

Международный университет

Факультет менеджмента

5 курс

Особенности средневекового Новгорода

Выполнил: Хан О. К.

Москва

2000

ВВЕДЕНИЕ. 3

Источники истории древнего Новгорода. 4

Начало Новгородской истории. 7

ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА. 14

Управление древнего Новгорода. 18

ДУХОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ. 20

Список литературы. 23

ВВЕДЕНИЕ.

В северо-западной части России, неподалеку от того места, где река Волхов

вытекает из озера Ильмень, более одиннадцати веков стоит Новгород - ныне

центр Новгородской области. Он был свидетелем многих важнейших событий

русской истории. С Новгородом связан процесс образования Древнерусского

государства, становления и развития русской экономики и русской культуре.

Новгород - один из наиболее значительных центров просвещения и крупнейший

европейский художественный центр. На протяжении столетий он был надежной

крепостью на северных и западных границах Руси. История Новгорода уходит

своими корнями в далекое прошлое.

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена,

оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в

новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII

веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда

пришло племя словен.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными

с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по

Волхову, Ильменю и Мете.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-

воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных

отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр

политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в

озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата

варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для

исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен

скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии

Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

Новгород - родина российских республиканских и демократических традиций.

Шесть веков до 1478 г. в городе существовал парламент из членов

аристократических семей, несколько десятков раз за это время вече принимало

общенародный характер. Сегодня журналисты любят проводить аналогию между

новгородским вече и современной Государственной думой. В 1478 г. в Грановитой

(Владычной) палате Кремля бояре присягнули на верность великому московскому

князю: с независимостью Новгороду пришлось распрощаться навсегда. Объединение

Новгородской республики с Московским княжеством знаменовало собой создание

единого русского государства со столицей в Москве.

В данной работе будет рассмотрена история древнего Новгорода и ее влияние на

политический и социальный уклад этого древнерусского города.

Источники истории древнего Новгорода.

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению истории древнего

Новгорода нужно оговорить те источники , которые дают нам сведения о прошлом

новгородской земли.

Основную часть сведений историки черпают из летописей. Летописи - историко-

литературные произведения, в которых события излагаются погодно ,или, как

говорили в Древней Руси "по летам". Летописание возникло на Руси вскоре после

принятия христианства (Х1 - м столетии ). Первым центром летописания был ,по

- видимому Киев ( Киево - Печорская лавра).Чуть позднее начали составлять

летописи в Новгороде.

Интересно заметить, что сведения о Новгороде можно найти в любой летописи,

где бы она ни была написана, однако более важны летописи, написанные

непосредственно в Новгороде. Древнейшие летописи (Х1-Х111 вв.) дошли до нас в

списках Х1V-XV вв.

Наиболее древний из всех списков русских летописей - так называемый

Синоидальный список Новгородской Первой летописи.

К сожалению, большая часть Синоидального списка утеряна, и повествование

ведётся с 1015 года. События, изложенные в летописи систематически доводятся

до 1333 года, и ,к счастью, в более поздних списках этой летописи находятся

упоминания о событиях , произошедших в Новгороде до 1015 года.

Наряду с Первой Новгородской летописью до нас дошли более поздние списки

летописных сводов: Вторая, Четвёртая ,Пятая Новгородские летописи, летопись

Авраамки, Уваровская летопись, а также Софийская первая летопись.

Не прекращалась работа над летописями и в XV11 веке. В этот период были

созданы новые большие своды ( Третья Новгородская, так называемые Погодинская

и Забелинская летописи).

Десятки сохранившихся летописных списков свидетельствуют, что, пожалуй ни

один русский город (за исключением, пожалуй, Москвы) не имел такой богатой

летописной традиции, как Новгород. И это не случайно: бурная политическая

жизнь, высокий уровень культуры, интерес новгородцев к прошлому

способствовали созданию многочисленных летописей .

По разного рода древним завещаниям можно судить о размерах владений тех или

иных купцов, князей или бояр. Отсюда же можно узнать о порядке наследования,

денежных, дарственных и обменных операциях.

Государственные же акты дают представление о политике новгородских

правителей. Среди них большой интерес представляют договорные грамоты

Новгорода с князьями, самые ранние из которых датируются второй половиной

Х111 века. В них перечисляются права и обязанности новгородского князя,

приглашенного на престол.

Существовали также и международные грамоты, в которых засвидетельствовано

отношение Новгорода со своими западными соседями - Ливонским орденом, Литвой,

Швецией, Норвегией. Как правило, это мирные договоры, заключавшиеся после

окончания войны. Сохранилось также несколько десятков грамот, в которых

регулировались различные спорные вопросы новгородцев с их главным торговым

партнёром - Ганзой, союзом северогерманских городов.

Существенное значение имеет Судная новгородская грамота, не дошедшая до нас в

своём полном виде. Говоря современным языком, это был уголовный,

процессуальный и гражданский кодексы республиканского Новгорода, который

служил для судопроизводства.

Основным источником по истории землевладения и сельского хозяйства

Новгородской земли во второй половине XV века выступали Писцовые книги. По

объёму информации о важнейших сторонах хозяйства новгородской земли эти книги

превосходят все остальные источники, вместе взятые. В них подробно

разбирались принадлежность земли кому-либо, территориальное деление частных

угодий и проч.

В последние десятилетия на первый план выходят источники археологические. Вот

уже полвека с лишним ведутся широкие археологические работы над культурным

слоем Новгорода , который представляет из себя явление уникальное .

В некоторых местах он достигает глубины 7-8 метров. Учитывая, что каждый год

этот слой поднимался примерно на 1 сантиметр, можно сделать выводы о возрасте

сохранившихся построек и предметов.

Многолетние раскопки открыли неизвестный ранее исследователям мир

средневековых вещественных памятников. Глазам археологов предстали целые

кварталы средневекового Новгорода: усадьбы с жилыми и хозяйственными

постройками, улицы, остатки лавок торга. Были найдены десятки тысяч древних

предметов - орудия ремесленного и сельскохозяйственного труда, оружие,

ювелирные изделия, монеты и печати, детские игрушки, шахматы, керамика,

всевозможные деревянные и металлические изделия, которыми новгородцы

пользовались в быту.

Многообразие берестяных посланий, написанных крестьянами, ремесленниками,

торговцами позволяет сделать выводы об уровне грамотности среди населения

Новгородской земли .Берестяные грамоты позволили проникнуть в ранее

недоступный исследователям мир повседневных забот рядового новгородца .

Начало Новгородской истории.

Новгород - один из древнейших городов России, расположенный на ее Северо-

западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Его история неразрывно связана

со всеми важнейшими этапами жизни русского государства. Дважды в середине IX

века и в конце XV века он стоял у колыбели русской и российской

государственности. Новгород - родина российских демократических и

республиканских традиций, важный духовный оплот православной Руси.

Самые ранние страницы новгородской истории во многом остаются неясны.

Основной загадкой много лет является происхождение города. Древнейшие

упоминание о Новгороде, как о уже существующем, содержаться в летописи под

859 годом. В те времена, по видимому, летописцы не делали ещё погодных

записей (они появились с Х - Х1 века), а записывали те устные легенды и

сказания, которые были широко известны народу. Переняв Византийскую традицию

погодной записи, летописец должен был записать историю до начала погодной

записи, прикидывая даты самостоятельно. Естественно, таким записям нельзя

полностью доверять. Таким образом, нельзя безоговорочно доверять датировке

определённых событий 1Х - Х века, которую даёт нам летопись.

Город в древней Руси - укреплённое поселение окруженное стенами. Такими

городами были Старая Ладога и Старая Русса. Но "старыми" они стали после

появления Новой Ладоги и Новой Руссы. К тому же древнейшие поселения в Старой

Руссе датированы Х1 веком ,когда Новгород был уже довольно крупным городом.

Первоначально летопись называет Новгородом поселение на левом берегу Волхва

(На территории современного кремля). Лишь позднее это название

распространилось на все поселения, расположенные по обеим сторонам реки. На

территории древнего Новгорода существовали три разноэтничных поселения

окружённые стенами. Позднее они объединились и их жители построили общую

крепость ,получившую название Новгород по отношению к трём старым городам.

В первые века своего существования Новгород был очень небольшим и сплошь

деревянным городом. Новгород расположился на холмистой местности по обеим

сторонам реки, что было уникальным случаем для своего времени (практически

все города средневековья стояли на высоком холме на одном из берегов реки ) .

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена,

оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в

новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII

веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда

пришло племя словен. Первые жители строили свои дома по берегам, но не у

самой воды а подалее из за частых наводнений. Улицы шли перпендикулярно

Волхову. Позднее они были соединены так называемыми "пробойными" улицами,

шедшими параллельно реке. На левом берегу реки высились стены первого

новгородского детинца, который был намного меньше современного новгородского

кремля и занимал его северо-западную часть. На противоположном берегу был

княжеский двор и усадьбы Словенского посёлка.

Летописные сведения о Новгороде Х-Х1 веков очень скупы, но они представляют

большую ценность. В летописи под 882 годом говорится о походе князя Олега из

Новгорода на Киев, в результате которого были объединены два крупных

восточнославянских племени: ильменских славян и полян, откуда началась

история великого Древнерусского государства.

В летописи под 912 годом содержится сведение о том, что Новгород платил

скандинавам (Варягам) 300 гривен в год "мира деля " то есть во имя

поддержания мира с этим небезопасным народом . В 947 году княгиня Ольга

установила порядок сбора дани с новгородской земли.

Кроме того, сведения о раннем Новгороде можно найти не только в русских

летописях, но и в Византийских. Так Византийский император Константин V11 в

десятом веке писал о руссах, приплывающих из Новгорода в Константинополь на

своих ладьях. Также Новгород фигурирует под названием Холмоград в

скандинавских сагах. Самые ранние саги о Новгороде появились со времён

княжения в нём Владимира Святославича.

Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными

с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по

Волхову, Ильменю и Мете.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-

воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных

отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр

политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в

озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата

варягам дани заложили основу государственного налогообложения. В 862 г. для

исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен

скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии

Рюриковичей, более семи с половиной веков управлявшей всеми русскими землями.

В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем

Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения

равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе

опасного Дикого поля - степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего

движения на Константинополь.

Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели -

проложить торговый путь "из варяг в греки" Последствием стало объединение

восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со

столицей в Киеве

Первые киевские князья стали полноправными хозяевами южнорусских земель и

продолжали нести службу в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил

князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на

низовьях Дуная. В середине X в. отсутствие полноценной государственной власти

в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр

у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.

В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя,

угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало

направление в Новгород сына Святослава и рабыни Владимира.

После смерти отца Владимир был изгнан из Новгорода, но в 980 г. он вернулся

со скандинавским отрядом и завоевал город. После утверждения Владимира на

киевском престоле положение Новгорода в Киевской Руси перестало отличаться от

других земель.

Это позволило княжеской власти без особого труда утвердить в Новгороде

христианство в качестве официальной государственной религии. В конце X в.

здесь была построена тринадцатиглавая деревянная Церковь св. Софии

Премудрости Божией. В необычном многоглавии храма возможно нашло отражение

традиционное мировоззрение новгородцев, связанное с господствующими у них

дохристианскими языческими культами. Новгородская София побудила князя

Ярослава Мудрого построить в 1037 г. тринадцатиглавый каменный Софийский

собор в Киеве.

С Новгородом связана жизнь и деятельность одного из выдающихся деятелей

русского средневековья - Ярослава Мудрого. Руками новгородцев он дважды был

посажен на великокняжеский престол в Киеве. В течение десяти лет Новгород был

местопребыванием великого князя, фактической столицей русских земель,

принадлежавших Ярославу.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя

Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это привлекло

к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять

великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый

претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии,

ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече

на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в

городских концах.

В 1136 г. новгородцы вместе с псковичами и ладожанами на вече изгнали князя

Всеволода Мстиславича и объявили о своей "Вольности в князьях". Это привлекло

к Новгороду внимание многих русских князей, стремившихся занять

великокняжеский стол, и на пути к нему получить поддержку Новгорода. Каждый

претендент старался завести своих сторонников в городе. Формировались партии,

ожесточенно враждовавшие между собой. Широкое развитие получило народное вече

на Ярославовом дворище с участием всех жителей города, вечевые собрания в

городских концах.

Разрушить новую традицию попытался великий владимирский князь Андрей

Боголюбский. В 1169 году он объединил дружины южнорусских князей и бросил их

на уничтожение Новгорода. Город не имел профессиональной армии, укреплений и

не успел собрать ополчение. Силы нападавших и защитников города оказались

очень неравны. Тем не менее армия Андрея была не только разгромлена, но и

взята в плен. Новгородцы связывали эту победу с помощью и заступничеством

чудотворной иконы Божией Матери "Знамение", почитающейся с тех пор в качестве

национальной реликвии русского народа.

В середине ХIII в. обрушившееся на Русь татаро-монгольское нашествие во

многом коснулось и Новгорода. Поход Орды на Новгород в 1238 г. закончился

неудачей для завоевателей. Героизм и мужество защитников нового Торга,

оказавшегося на пути Орды, задержали татарскую конницу почти на месяц.

Начавшаяся весенняя распутица заставила захватчиков повернуть назад. Тем не

менее, по воле великого князя Александра Невского Новгород в полной мере

разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и

достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть

причитавшегося с Руси "татарского выхода", снижая тем самым угрозу новых

разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты