Реферат: Испанская инквизиция

рассказать в назидание потомству о ее жестокостях, но и объяснить их,

разобраться в сложных корнях, породивших и питавших этот репрессивный орган

на службе церкви и испанской короны.

В Испании инквизиция достигла своей «высшей » степени развития. Испанская

инквизиция стала примером, эталоном для учреждений такого же рода во всем

христианском мире.

И действительно, нигде инквизиция не действовала так жестоко и всеобще, нигде

она не соединяла в себе в такой «совершенной» форме черты церковной и

политической (государственной) полиции, как это было в Испании, управляемой

католическими монархами.

XV-XVI вв. в истории Испании, - это начало кризиса феодального миропорядка.

Инквизиция, в этой ситуации, была последней надеждой церкви сохранить

потерянное господство. Томас де Торквемада убеждает королей объединенного

государства Кастилии и Арагоны Изабеллу и Фердинанда в том, что Новая

инквизиция должна укрепить королевскую власть. Новая инквизиция становится

грозным оружием абсолютизма в руках власти под прикрытием внутренних

вооруженных сил – Святой Германдады.

В 1480 г. появились первые инквизиторы: Мигель де Морильо и Хуан де Сан Мартин.

Из-за появлений слухов о еврейском заговоре начались первые аресты, и

состоялось первое аутодафе, святая процессия представляющая собой

многолюдное шествие горожан, подготовку узника к экзекуции, пение траурных

гимнов, оглашение приговора, облачение в санбенито, предшествующая массовой

смертной казни, происходившее впоследствии по 2 раза в месяц. В 1482 г. папа

утверждает 8 новых инквизиторов, среди которых был и Томас де Торквемада.

Торквемада был монахом доминиканского монастыря, отличавшимся суровостью и

аскетизмом. Со временем он становится духовником королевы ее супруга. Он

втайне способствовал учреждению инквизиции, а в 1483 г. стал Генеральным

инквизитором Кастилии.

В отличие от средневековой, Испанская инквизиция больше зависела от

королевской власти, чем от папства, и получила широчайшие возможности

главного защитника христианской веры, позволяя ей вмешиваться практически во

все сферы жизни. Торквемада задумал набросить на всю страну густую сеть

инквизиционных судилищ.

После упорного сопротивления дворянства в 1484 г. было дано согласие на

создание трибуналов в Арагоне. Но богатые «конверсо» все равно

сопротивлялись и устраивали тайные покушения на инквизиторов после первого

процесса. К этому времени «фабрики смерти» охватили всю Испанию.

Жестокие порядки

За короткий срок инквизиция превратилась в совершенную модель

административной пирамиды, приспособленную для управления всей страной. В

1484 г. Торквемада составил «Инструкции», которые превратились в свод законов

инквизиции. Согласно ему Генеральный инквизитор руководил деятельность всех

трибуналов. В распоряжение совета поступали все штрафы и конфискованное

имущество, треть которых уходило в казну государства, а все остальное

составляло бюджет инквизиции. Все ее служители должны были обладать «чистой

кровью». Была также разработана подробнейшая иерархия должностей и

ответственных лиц. Большой частью являлись внештатные работники, т.е.

доносчики, которые публично демонстрировали свою близость к Священному

трибуналу.

Для того чтобы привлечь кого-либо к ответственности, разумеется, требовались

основания. Таким основанием в делах веры служило обвинение одним лицом

другого в принадлежности к ереси, в сочувствии или помощи еретикам. Наоборот,

тот, кто откликался в установленный срок на призыв инквизитором и сообщал

ему сведения о еретиках получал награду. В той же проповеди инквизитор

объяснял верующим отличительные черты различных ересей, признаки, по которым

можно обнаружить еретиков, хитрости, на которые последние пускались, чтобы

усыпить бдительность последователей, наконец, способ или формы доноса.

Печальная слава, сопутствовавшая инквизиции, создала среди населения

атмосферу страха, террора и неуверенности, порождавшей волну доносов,

подавляющее большинство которых было основано на вымыслах или нелепых и

смехотворных подозрениях. Люди спешили «исповедаться» перед инквизитором в

надежде в первую очередь оградить себя от обвинений в ереси. Особенно

старались доносчики, действовавшие из корыстных побуждений, в надежде

получить за выдачу еретиков часть их состояния.

Наряду с этими источниками был ещё один, питавший «делами» ненасытные чрево

«священного» трибунала, а именно: художественные, философские, политические и

другие произведения, в которых высказывались «крамольные» мысли и идеи.

Несоответствие этих произведений принципам католической ортодоксальности

служило более чем достаточным основанием для привлечения их авторов к

судебной ответственности.

Самым ценным, самым желанным способом заполучить еретика считалось не

обнаружить его с помощью третьих лиц, а заставить его самого добровольно

явиться в инквизицию и покаяться, отречься от своих заблуждений, осудить их и

в доказательство своей искренности выдать всех ему известных единоверцев,

сторонников и друзей.

Были организованы «периоды милосердия», которые по своей сути являлись ловушками

для еретиков. Главная особенность судопроизводства состояла в секретности всех

этапов, например, обвиняемый не мог знать имен доносчиков. От обвиняемого

требовали раскаяния, которое не исключало наказания. В качестве наказания

применялся интердикт, отлучение от церкви, паломничество в святые

места, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков, тюрьма.

Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные держались в полной

изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой.

Обычно от ареста до приговора проходило около трех лет, и подсудимый был

психологически подготовлен признать свою вину, если же он «упорствовал», то

он отправлялся в комнату пыток. Согласно инструкции он мог подвергнуться

пытке лишь единожды. Чаще всего применялось три вида истязаний: оборотами

веревки, водой и дыбой. Все наказания делились на две категории: для

«примирившихся» и для «упорствующих». Для первой категории существовали три

типа наказаний: духовные, физические и материальные. Для второй категории

было единственное наказание – смерть через сожжение, которое призвано было

устрашить народ. В первые полстолетия, инквизиторы приговаривали к смерти 40%

всех судимых. В случае если еретик умирал до суда или успевал скрываться, то

сжигали его труп или чучело заочно – «в изображении».

Все приговоры объявлялись на аутодафе, зрелище призванное устрашить

тысячи зрителей. О предстоящей процессии извещали весь город. С самого утра дня

казни, совершались тщательные приготовления и утраивались внушающие декорации

на площади. В 7 утра обычно начиналось аутодафе. По площади

продвигалась процессия из монахов солдат и осужденных, которые представали в

«санбенито», одежде символизирующей степень их вины. Судимые шли в порядке

усиления их вины по категориям. Затем церковь формально передавала каждого

осужденного светским властям, которые оглашали приговор. Потом еретиков

осужденных на смерть уводили за город и сжигали. В последствии их санбенито

вывешивали на городских стенах, как символ позора.

Гонения

В 1492 г. был подписан указ об изгнании евреев из всех владений испанских

государей. Этот указ для евреев был совершенно неожидан. Вследствие этого

число новообращенных христиан в 2-3 раза превысило число правоверных евреев.

На протяжении всего XV в. принимались меры делающие жизнь испанских евреев

невозможной. Местные власти старались исключить возможность контакта евреев с

христианами. В 80-х годах стало особенно заметно сокращение числа правоверных

евреев в Испании, а казна тем временем очень хорошо поживилась с налогов

налагаемых на еврейские семьи. С появлением инквизиции гонения усилились. Все

эти меры имели психологическое значение нагнетания в стране напряженности и

ненависти к иудейскому народу.

Решение об изгнании евреев было связано с деятельностью инквизиции и влиянием

на королевских особ Генерального инквизитора Торквемады. Кроме того,

антисемитские настроения в массах, выработанные многолетними проповедями,

повлияли на принятие этого решения. Но решающее значение для появления указа

имели интересы абсолютистского государства к всеобщему соединению под единой

религией. Это объясняет еще и то, что указ появился сразу после падения

Гранады, что играло немалую роль в формировании единого государства.

Большинство оставшихся евреев предпочитали изгнание насильному крещению,

вопреки ожиданиям власти. «По закону» им разрешалось за 2-3 месяца продать

свое имущество, но местные власти нередко нарушали это «закон» и конфисковали

его.

Огромные движения невольных еврейских масс происходило по испанским дорогам

по направлению к гаваням. Но путь был настолько тяжел из-за постоянных

грабежей и обманов, что многие предпочитали вернуться в Испанию и принять

христианство. Обобщая мнения разных историков можно предположить, что

количество людей в этом движении было около 100000.

По существу можно сказать, что был принесен в жертву целый народ, ни в чем не

повинный и подвергшийся геноциду только за то, что отказался отречься от веры

своих предков.

Арабы

На протяжении многих столетий сосуществования арабов и испанцев-христиан на

Иберийском полуострове возникло несколько районов компактного проживания

мавров. Это Арагон, Каталония и Валенсианское королевство, здесь арабы

составляли треть населения. Другим центром являлась Гранада, где даже после

захвата в 1492 г. арабы составляли больше половины населения. В остальных

местах арабское население составляло небольшую долю, и большая часть этих

арабов относились к морискам, т.е. крещеным.

После изгнания евреев стали применяться меры для принятия маврами

христианства, противоречащие условиям арабской капитуляции, которые переросли

в массовое и насильственное крещение. В 1502 г. был опубликован декрет,

который ставил арабов перед выбором крещения или изгнания. В 1527 г.

считалось, что ислам официально изгнан из Испании, но что крещение было для

многих из мавров не вполне добровольным, и некоторые мориски не слишком

сведущи в вопросах Святой веры. Против неблаговерных морисков избрали

испытанное оружие инквизиционных преследований. В 1526 г. в Гранаде был

учрежден инквизиционный суд. В это время начинается ограничение прав

морисков, и ведется политика внедрения «старых христиан» в поселения

морисков, порождающая вражду и нетерпимость.

Испания, ведя войну против протестантизма в Европе, начинает войну с

гугенотами. По слухам, мориски обвинялись в тайном сговоре с ними. Также их

обвиняли в сотрудничестве с враждебными Турками, нанесшими серьезное

поражение Испании. Права томившихся в ожидании морисков все сильнее сужались

королевскими указами. Инквизиция в Гранаде сжигала 80% всех осужденных

морисков. С их стороны были предприняты слабые попытки восстания. В кровавых

побоищах мориски сходились с испанскими войсками. Для остановки сопротивление

были приняты меры для переселения арабов на Север. Оставляя при этом большие

обезлюдевшие территории. В новых местах обитания арабов усиливается

инквизиция.

Под страхом готовившегося крупномасштабного восстания всех врагов Испании

Филипп III в 1609 г. решает осуществить поэтапное изгнание морисков. В

течение 5-6 лет было изгнано приблизительно 275000 человек, и страна лишилась

массы искусных ремесленников.

Ведьмы

В XVI-XVII вв. Европу поразило безумие, связанное с вымыслами о ведьмах,

колдунах и т. д. Эти люди отличались обычно от других своими способностями и

знаниями. За это их подозревали в связи с сатаной. Ведьмы и ведуны заняли

среди них почетное место в средние века. Слово «ведьма» и на русском и на

английском (witch) образуется от слов «ведь»(«wit») означавших знание и

разум. Все деяния ведьм рассматривались как зловредительство, а так же им

приписывали невероятные возможности, такие как летать, превращаться в диких

животных и др. Но сначала ведьмы считались грешницами «не по злому умыслу», а

с XII-XIII вв. их обвиняют в добровольном пакте с дьяволом.

Суды над ведьмами постепенно переходят в ведение церкви, а затем папской

инквизиции. Ужесточаются наказания, ведьм все чаще отправляют на костер. Стала

появляться литература на тему ведьм, в том числе «Молот ведьм» (1487), и буллы

как священные уставы, в их числе знаменитая Булла «Summis desiderantes».

«Молот ведьм» собрал в себя все народные предания, и стал наставлением для

инквизиторов Европы.

Ведьмы описываются уродливыми старухами, чья деятельность обычно направлена

на силы природы, когда же изображаются они молодыми девушками, соблазняющими

мужчин. Все народные выдумки о полетах и обращениях ведьм стали достоянием

богословских сочинений и протоколов инквизиционных трибуналов. Практически

все данные известные о ведьмах на сегодняшний день взяты из двух источников.

Самый главный источник это показания самих ведьм на пытках. Осужденные,

надеявшиеся на снисхождение, готовы были признаться в чем угодно, тем более

что нередко они и сами верили в эти истории под психологическим прессингом

инквизиции. Другие данные, дошедшие до нашего времени основаны на искусстве

тех времен.

Заключая пакт с демоном, ведьмы отрекались от христианской церкви, дьявол

оставлял на ее теле какой-либо знак, и женщина становилась полноправным

членом дьявольского общества. Также известны конкретные даты массовых сборищ

ведьм, так называемых шабашей, и очень подробные описания полета на метле и

рецепты мазей для этих полетов, которые состояли в основном из наркотических

веществ, что многое объясняет. Очень красочно устами ведьм описываются сами

шабаши, которые состояли из танцев, трапезы и пародию на католическое

богослужение.

Охота на ведьм в Европе поднимала в народе злобу, ненависть и страх. Она

совпадала с эпохой Возрождения и выражала в себе противодействие сил

прогресса и старых мировоззрений, этот факт объясняет еще и то, что по всей

Европе завязались кровопролитные войны представителей разных направлений

христианства за свою религию. И ведьмы служили «камнем преткновения» этих

взаимоборствующих сил, на который можно было свалить всю вину. Охота на ведьм

была коллективным безумием, казнившим за каждую мелочь. В течение 2 с лишним

столетий эта эпидемия охватывала все страны Европы, и за это время было

осуждено в среднем 200000 человек. Закончилась эта стихия тогда, когда в

ведомстве стали обвинять членов семьи правительства.

Удивительно, что во время этой лихорадки Испания и ее инквизиция скромнее

всего себя проявили, дело в том, что у них в то время были более существенные

враги, такие как евреи, мориски и протестанты. Но все же казни по этому делу

были жестокие и достаточно массовые. Очаги охоты возникали достаточно

локально и в основном около французских границ, и инквизиция не брала на себя

всю ответственность за них. Происходили эти казни на протяжении XVI века.

Некоторые даже умудрялись прилично зарабатывать на поимке ведьм. В XVII охота

на ведьм приобретает политическое значение, достигая своего апогея, и

потухает в начале эпохи Просвещения.

Заключение

Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных,

отверженных, лишенных имущества и доброго имени – таков общий итог

деятельности инквизиции. Среди ее жертв – участники народных еретических

движений, руководители восстаний, герои патриотической борьбы, философы и

естествоиспытатели, гуманисты и просветители, противники папства и феодальных

порядков. Католическая церковь не терпела инакомыслия. На протяжении столетий

в феодальном мире костры инквизиции пылали там, где пробивались ростки

нового, передового, торжествовал разум, возникала надежда на социальную

справедливость. Имена Жанны д'Арк Джордано Бруно стали символом верности

патриотическому долгу и научным убеждениям.

В борьбе за всемерное укрепление авторитета церкви и папской власти придавалось

особое значение искоренению ереси. В 1203 г. принимались меры для истребления

Альбигойской ереси на юге Франции. Позже с этой же целью были организованы

крестовые походы на северофранцузских рыцарей («альбигойские войны»,

1209-1229). Вопрос искоренения ереси обсуждал Вселенский (IV Латеранский

) собор 1215г., решения которого заложили теоретическую основу деятельности

инквизиции. Собор возложил на церковь ответственность за преследование

инакомыслящих. В XIII веке инквизиционные трибуналы были учреждены на юге

Франции, в Италии, Германии, Испании, Португалии, позже в других странах

Европы. Испанцы и Португальцы ввели их в своих американских владениях.

Верховным главой инквизиции являлся папа римский. Члены инквизиционных

трибуналов не подчинялись светской власти и целиком зависели от папы.

Дело инквизиции было передано орденам нищенствующих монахов – доминиканцам

и францисканцам. Инквизиционный суд не подлежал контролю, следствие велось

тайно, произвольно, с применением жестоких, изощренных пыток. Широко

использовались доносы и лжесвидетельства. Донос вменялся в обязанность верующих

и щедро вознаграждался из имущества осужденных. Имена свидетелей, а ими могли

быть взрослые и малые дети, друзья и враги, верующие и еретики, убийцы и

клятвопреступники, также оставались в тайне. Содержание научных и литературных

произведений становилось источником обвинений их авторов. От суда инквизиции не

спасали социальное положение, пол, возраст и даже смерть. Осуждение

распространялось на родственников и на потомков в трех поколениях.

От обвиняемого требовали раскаяния, которое не исключало наказания. В качестве

наказания применялся интердикт, отлучение от церкви, паломничество в

святые места, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков, тюрьма.

Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные держались в полной

изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой.

«Упорствующих в ереси» инквизиционный трибунал отлучал от церкви и «отпускал

на волю», т.е. передавал в руки светской власти для «наказания по заслугам»,

что обычно означало сожжение на костре.

Казни предшествовал мучительный ритуал аутодафе. Он включал многолюдные

шествия горожан, организованные и возглавляемые членами инквизиционного

трибунала, подготовка узника к экзекуции, пение траурных церковных гимнов и

траурную мессу, проповедь инквизитора, оглашение приговора, облачение

заключенного в позорные одежды (санбенито). Завершалось аутодафе

публичным сожжением еретика на костре.

Кровавый след в истории оставила испанская инквизиция. В 1480 г. король

Фердинанд Кастильский учредил так называемую новую инквизицию во главе с

доминиканцем Томасом Торквемадой. Она стала орудием абсолютизма в борьбе

против всех инакомыслящих. Кроме еретиков, врагов церкви и короля она

преследовала марранов и морисков (принявших христианство евреев и мусульман).

В течение веков менялась конкретная направленность деятельности

инквизиционных трибуналов, но оставалась неизменной ее реакционная сущность.

В XIII-XVII вв. – сторонников реформации и гуманизма, свободомыслия

представлявших раннебуржуазную идеологию; в XVIII в. – носителей идей

Просвещения и Великой Французской революции 1789-1799 гг.

Против изуверств инквизиции были направлены массовые народные движения XIII

в. Ограничению ее деятельности способствовало укрепление королевской власти в

ряде стран Европы. Она стала объектом уничтожающей критики мыслителей эпохи

Возрождения и Просвещения. Инквизиция была отменена в протестантских странах

в 16 в., во Франции в 1789 г., в Португалии в 1820 г., в Испании в 1834 г., в

американских владениях Испании и Португалии в ходе борьбы за независимость

(1810-1826).

Дольше всего существовал верховный инквизиционный трибунал в Риме (папская

инквизиция), учрежденный папой Павлом III в 1542 г. как оружие

контрреформации. После ликвидации в 1870 г. светского государства пап она

действовала только методами церковного наказания и церковной цензуры. Как

Конгрегация священной канцелярии папская инквизиция существовала до 1965г.

Затем в ходе реформы в Ватикане, проведенной папой Павлом VI, была

преобразована в Конгрегацию по вопросам вероучения, которая официально

призвана оберегать чистоту католической доктрины. На деле же унаследовала

прежние задачи, но решает их иными методами, в частности подвергает публичному

осуждению неортодоксально мыслящих священников и рядовых католиков за их

убеждения и практические действия. Протестантская и православная церковь в

борьбе против инакомыслящих также прибегала к методам инквизиции, но они не

нашли там широкого распространения.

На мой взгляд, ответом на поставленный в начале вопрос, является то, что на

протяжении многих веков в разных странах и формальных вероисповеданиях

постоянно и по сей день, действуют силы, предстающие иногда в облике

правящего элемента, управляющие мыслями и поступками маргинальных масс, свято

верующих в мотивы этого управления (в данном случае это – религия), и

оправдывающих собственные поступки, которые в свою очередь стимулируют эти

силы своими экономическими и политическими результатами.

Список используемой литературы.

1. «История инквизиции», Джон. Д. Стокдейл, 1810г.

2. «Критическая история инквизиции в Испании», Хуан-Антонио Льоренте, 1817г.

3. «История инквизиции в Испании», Генри Чарльз Ли, 1906-1907 гг.

4. «История инквизиции (XIII-XX вв.)», И.Р. Григулевич, 1970г.

5. «Святая инквизиция», Самуил Горациевич Лозинский, 1927г.

6. «Испанская инквизиция. Палачи и жертвы», Захар Исаакович Плавский, 2000г.

7. «Критическая история испанской инквизиции», Х.Ф.Льоренте, 1936г.

8. «Энциклопедический словарь», Бр. Гранатъ и К, изд. 7, т. 22, 1913 г.,

ст. 24-28.

9. «История папства», Самуил Горациевич Лозинский, 1934г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты