Реферат: Испанская инквизиция

Реферат: Испанская инквизиция

Реферат по Истории на тему:

«Испанская инквизиция»

План.

I. Введение

II. Основная часть

1. История создания

2. Предпосылки создания

3. Носильное крещение

4. Новая инквизиция

5. Жестокие порядки

6. Гонения

7. Арабы

8. Ведьмы

III. Заключение

Введение

На протяжении всей истории мироздания, а особенно в средневековье,

человечество тормозило развитие своего же собственного прогресса, не давая

ему свободы и прикрываясь религией и нравственными человеческими принципами.

До сих пор мы сталкиваемся с подобной ситуацией, обсуждая проблемы новых

изобретений в науке и нетрадиционных мнений в обществе. В истории очень много

примеров подобного торможения, и все из них особенны своими предпосылками,

сутью, решением и результатами. Одним из таких примеров, на котором я и хочу

заострить свое внимание, который отличается своей жестокостью, слепостью и

безнадобностью, произошедшим в те века, когда подобную ситуацию можно было

решить более цивилизованным путем. Этим примером является время, сопряженное

событиями Европейской инквизиции и ее жесточайшим примером Испанской

инквизиции.

Эта тема подсознательно вызывает чувство особого, своими методами и

способами, эталона несправедливости и порочности светского склада общества и

его подоплеки, т. е. низов. Именно это и повлияло на мое решение.

Инквизиция погубила многих известных личностей, благодаря которым, вероятно,

сегодня прогресс науки, искусства и творчества стоял бы на высшей ступени.

Латинское слово «инквизиция» вошло в европейские языки во времена

средневековья. По-латыни слово inquisitio (p. n. inqusitionis) –

существительное, производное от глагола inquirere («искать», «расследовать»),

и соответственно значило «розыск», «расследование».

Inquisitio haereticae pravitatis, т. е. розыск еретической порчи, Sanctum

Officium, т.е. Святое учреждение, - институт католической церкви, созданный

для розыска, суда и наказания еретиков. Понятие «инквизиции», в смысле

розыска ереси, существовало уже в раннюю пору христианской церкви, но

инквизиция в вышеуказанном смысле создавалась постепенно, как вывод из самой

сущности средневекового миросозерцания; земная жизнь не имеет цены, она

только приготовление к царству небесному. Главная цель – спасение души;

следовательно, люди, мешающие ее осуществлению, еретики, - величайшие злодеи,

достойные лютой казни, обычной в средние века и за другие важные

преступления. Таким образом, инквизиция стоит в тесной связи со средневековым

аскетизмом, и неудивительно, что самые непреклонные инквизиторы нередко были

и ревностными аскетами.

Об инквизиции написаны сотни книг и тысячи статей, опирающихся на достоверные

факты или сомнительные легенды. Разумеется, задачей каждого историка во все

времена провозглашалось установление истины. Тем не менее, оценки инквизиции

в исторической науке порой диаметрально противоположны. Борьба защитников и

обличителей инквизиционных трибуналов идет на протяжении всей истории

испанской инквизиции. Еще в XVI-XVII вв. за пределами Испании, главным

образом в протестантских государствах, появляются многочисленные памфлеты,

изобличавшие жестокость испанских инквизиторов. Эта критика особенно

усилилась в XVIII в. в рядах деятелей Просвещения – от Вольтера и

энциклопедистов до публицистов времен Французской революции. При этом, клеймя

мракобесие и бесчеловечную жестокость инквизиторов, некоторые критики

приписывали всему испанскому народу якобы присущие ему извечно фанатизм и

преданность консервативным началам. «Черная легенда» об испанской инквизиции

перерастала в «черную легенду» об испанском народе.

Как и о самой инквизиции, так и об этой критике я считаю, что нельзя

переносить вину складывающих государство обстоятельств, на весь народ,

состоящий из совершенно разных слоев и типов населения. Под определенным

влиянием предрассудков правления Испании и других стран, религиозной истории

общества и сложившегося менталитета, при непосредственном и постоянном

«кормлении» маргинальных масс идеями об инакомыслящих, не могла не возникнуть

подобного плана организация совершенно в любом государстве. Ведь гонения

изуверов имели место существовать при всех вероисповеданиях, правда не

приобретая настолько глобальный характер.

Инквизицию можно оправдывать, можно критиковать, но все равно, как бы на наш

взгляд она ни была бесполезна, она представляет из себя закономерное

глобальное и беспорядочное движение своего рода частиц образующих такие

случайные обстоятельства, результатом которых может стать что угодно, даже

такая протяженная по времени и бесчеловечная по жестокости эпидемия

Европейских стран, как инквизиция.

Возникает закономерный вопрос, поиск ответа на который ставится целью данного

реферата. Имела ли инквизиция искренне религиозное (святое) начало, или

являлась экономически политической игрой с целью обогащения отдельных ее

представителей.

Данный реферата является поводом для обдумывания таких философско-

социалогических проблем на основе нижеизложенных фактов и анализа,

приводящего к сложению определенного мнения и избежания повторений тормозящих

развития мироздания факторов в истории.

История инквизиции

Самое мощное оружие антирелигиозной пропаганды - история са­мой религии,

историческая истина, противопоставленная церковным вымыслам и легендам, а в

истории религии – самое потрясающее явление – инквизиция.

Если под инквизицией понимать осуждение и преследование господствующей

церковью инокомыслящих – вероотступников, то хронологические рамки инквизиции

следует расширить на всю историю христианской церкви – от ее возникновения по

настоящее время, ибо епископы еще со времен раннего христианства и по сей

день присвоили себе право осуждать и отлучать от церкви тех верующих, которых

они считают еретиками.

История инквизиции, – прежде всего тайная история. Церковь имела все

основания тщательно скрывать и замалчивать или извращать с целях

самооправдания ужасающие факты инквизиции. История инквизиции неразрывно

переплетается с историей всего общества и ее корней надо искать не в

религиозном духе, идей а в условиях и обстановке классовой борьбы между

буржуазией и угнетаемыми классами. Чем значительней развивался торговый

капитализм в XV-XVI веках, тем ожесточеннее боролось дворянство за свое

преобладающее положение, за власть и экономическое господство.

Вместе с тем, нельзя забывать и о том, что роль идей в истории инквизиции

была также очень важна, и именно идей христианской религии. Она служила

инквизиторам, как необычайно удобное, прекрасно приспособленное для целей

классового насилия, средство идеологического оправдания этого насилия.

Начиная с Евангелия и кончая судебниками самой инквизиции, вся христианская

литература давала в руки попов-палачей множество средств и способов оправдать

самые гнусные формы террора, насилия, грабежа и оправдать их идеей любви и

духовного спасения человечества. Тут не было никакого извращения

христианских идей, тут не было никакого противоречия с сущностью евангельской

веры. И прямо и косвенно – священное писание помогало попам быть палачами, а

палачам - разыгрывать из себя «спасителей душ праведных».

Если же инквизицию понимать в более узком смысле, подразумевая под этим

термином деятельность особых трибуналов католической церкви, преследовавших

еретиков, то её рамки сужаются от возникновения этих трибуналов в XII-XIII

веках то их повсеместный отмены в первой половине 19 века.

С раннего периода существования христианской церкви епископы, и в их числе

папы римские, были наделены инквизиторскими полномочиями – расследовать,

судить и карать еретиков и пользовались ими на протяжении всей истории

церкви. Этими правами продолжают пользоваться после роспуска священной

канцелярии, согласно все ещё действующему каноническому праву. Инквизиция,

согласно данным ей при утверждении привилегиям, не была ответственна ни перед

каким государственным учреждением и не была подсудна никакому светскому

суду. Все, что имело какое-либо касательство к инквизиции, могло

рассматриваться исключительно инквизиционными трибуналами, деятельность

которых все более и более расширялась, неизбежно приходила в столкновение с

обычными светскими судами. На решение инквизиционных судов возможна была

апелляция лишь к великому инквизитору и это делало инквизицию страшной и

совершенно независимой силой . В начале 17 века Великий инквизитор

Портокареро выступал в защиту положения: судебная власть предоставлена ей

богом, а не королем; она может отменять все постановления светских судов,

т.к. они действуют от имени короля и облачены им властью. Великая Хунта

(Совет) узнала и изложила в докладе королю: все владения в которых была

учреждена инквизиция, и широко укрепился беспорядок царящих в различных

судебных местах вследствие неутомимого усердия инквизиторов распространять

свою власть с таким произволом и так неограниченно, не взирая на

обстоятельства и лица, что нормальной судебной власти не оставалось почти

никаких дел и призванные управлять лишились власти. Нет ни одного рода дел,

разрешение которых они, под тем или иным более ли менее мнимым предлогом, не

присвоили бы; нет ни одного человека каким бы независимым от их власти не

считали его, с которым бы они не обращались как со своим непосредственным

подданным, заставляя его повиноваться их указам, налагая на него штрафы,

тюремные заключения и другие наказания (Франция при Карле 2).

Предпосылки создания

Начало деятельности инквизиции как особого церковного суда католической

церкви для борьбы с ересью и свободомыслием было положено папой Иннокентием

III (понтификат 1196-1216); она действовала почти во всех католических

странах с XII по XIX век.

Причинно нравственной основой инквизиции в Европе стало христианское

вероисповедание. В IV веке христианство становится государственной религией

Рима. Государство делится на две части: Западную и Восточную, соответственно

деля религию и давая ей два пути развития: Римско-католический и Православный

(Ортодоксальный). Вскоре католический путь развития приобретает значение

господствующей идеологической силы Европы. Католицизм возымел власть над

феодалами, препятствуя войнам, оставил значимый след в культуре и

монополизировал образование.

Но все же возникало большое число новых течений в христианстве, противоречащих

католицизму – «ересей». Некоторые из них были весьма влиятельны. Поэтому

католикам необходимо было с ними бороться. Вопрос искоренения ереси обсуждал

Вселенский (IV Латеранский) собор 1215г., решения которого заложили

теоретическую основу деятельности инквизиции. В XI-XIII вв. широко

распространилось учение катаров, еретической секты в Западной Европе.

Это учение переросло в «Альбигойскую ересь», центром которой становится

город Альби, здесь же впервые проповедуются внерелигиозные идеалы любви.

Позднее зародилось движение Вальденсов, выдвигавшее требования «евангельской

бедности». Оба эти движения были весьма популярны.

Для борьбы с этими движениями были созданы специальные суды, прообразы

инквизиции. А также устраивались Крестовые походы.

За 20 с лишним лет территория этих ересей была «вычищена», и Парижский договор

1229г зафиксировал поражение альбигойцев, заставив ересь затаиться. В

связи с этим Фридрих II Штауфен ввел смертную казнь для еретиков, передаваемых

в руки светских властей. В Нарбонне и Тулузе учреждали первые инквизиционные

суды. Но их не хватало, и папа Григорий IX своим Раввенским декретом учредил

папскую инквизицию, суды которой появились в большинстве стран католической

Европы. Тем же декретом он поручил розыск еретиков монашеским орденам

францисканцев и доминиканцев, орден нищенствующих монахов, «псы

господни» (Domini canes), охвативший значительную часть Западной Европы.

Требовали предоставления им строжайшего надзора над всем образованием. Их

деятельность восхвалялась папством как величайшая добродетель истинно преданных

сынов церкви. Из доминиканских школ вышло немало известных инквизиторов. Они

называли себя «псами господними» за свою преданность папству и вели

агитаторско-наказующую деятельность против ереси.

После Альбигойских войн, еретические учения получили большое распространение

в объединенном государстве Арагоны и Канталонии, т.к. многие альбигойцы

искали там спасения. Вследствие этого в 1232 г местная церковь организует в

Арагоне инквизицию.

Первые смертные приговоры были изданы в 1301 г. в Канталонии. И в течение

последующих 50 лет состоялось несколько десятков процессов. Во второй

половине XIV в. главным инквизитором стал Николау Эймерик, который

систематизировал инквизицию и отличился своей жестокостью. Он стал образцом

несправедливости.

Католическая церковь проповедовала слепую веру, не основываясь на

рационализме и силе разумных доводов. Это была главная статья судебных дел

инквизиции. Но иногда подобные идеи и оправдывались, так, например из-за

знаменитого «дела Льюля» в 1395г. Эймерик был отстранен папой от руководства

инквизиции. После этого инквизиция пережила «период летаргии» и за 80 лет

было проведено всего около десятка процессов.

Главным объектом гнева Испанкой инквизиции за время ее существования была

«иудействующая ересь». Дело в том, что когда в 711 г. арабы завоевали большую

часть Иберийского полуострова, образовались две группы государств: испано-

христианские и арабо-мусульманские. После этого до 1492 г. шел процесс

отвоевания испанских земель. За это время арабы и христиане приобрели очень

тесный контакт, отчасти благодаря евреям. Но благодаря учреждению инквизиции

это относительное мирное сосуществование трех народов раскололось.

Гоняясь за ересью, христиане поняли, что мавры и евреи пользуются благами

христианской цивилизации. Осложнять отношения с маврами было опасно из-за не

завершившегося отвоевания, т.к. Гранада была достаточно сильным государством

и еще оставалась под арабским влиянием.

Евреи в середине XII в. из-за нашествия приверженцев религии Аллаха были

вынуждены переселиться в Испанию и Южную Францию. Преследование евреев в Европе

началось непосредственно с началом Крестовых походов, призванных

освободить «Гроб Господень» и «Святую землю» Палестины. В 1096 г. прокатилась

волна еврейских погромов. Во Франции евреи обязаны были носить на одежде особый

знак.

Многие еврейские семьи приняли формальное христианство, оставаясь верными

своей религии. Во Франции в 1276 г. была сожжена первая группа таких «новых

христиан». Арагонский король Джауме I сужает сферу деятельности евреев.

Растет насилие по отношению к ним, возникают обвинения в эпидемии чумы,

вырезаются евреи в целых городах.

В этой волне насилия и притеснения привлекается испанская инквизиция.

Носильное крещение

6 июня 1391 г. перестала существовать самая многочисленная еврейская община –

севильская альхама. Более 4000 евреев было убито, около 20000 приняли

христианскую веру. Насилие и убийство, происходящее под покровительством

правительства и церкви, объяло всю Испанию. 13 лет происходили погромы и

грабежи еврейских общин по всей территории страны. В 1391 г. половина общин

совсем исчезла, а другая состояла из крещеных евреев.

В начале XV в. на еврейскую судьбу повлияла деятельность доминиканского

монаха Винсента Феррера. Он три года ходил по городам Испании и проповедовал

всеобщее крещение евреев, порождая в народе еще большую к ним ненависть. По

его инициативе был принят Вальядолидский статут, очень сильно ограничивающий

права еврейского населения.

Новый папа – Мартин V, крестил «по доброй воле» по меньшей мере, 3000

испанских евреев во время Тортосского диспута 1413-1414 гг., который не

принес желаемых результатов, но очень напугал иноверцев.

Всего в XV в. число новообращенных, по мнению большинства исследователей,

было от 200 до 300 тысяч. Но конфликты возникали и внутри еврейских общин,

между правоверными и крещеными их представителями. Среди новообращенных были

люди искренне принявшие христианскую веру, были и такие, которые принимали

христианскую веру и стремились покинуть общины, дабы сберечь свое богатство.

Но большинство были вынуждены креститься, чтобы сохранить жизнь себе и своим

близким, тайно оставаясь верными религии предков.

По началу христиане достаточно благожелательно отнеслись к «новым

христианам», на них даже не распространялись условия Вальядолидского статута.

Они стали весьма влиятельным общественным слоем. Многие из них также получили

дворянские патенты. Но вскоре их верность религии Христа все больше стала

подвергаться сомнениям, и возникли споры о «чистоте крови», что противоречило

нормам христианской этики. После 1449 г. «новым христианам» было запрещено

занимать муниципальные должности. Спустя несколько десятилетий, требования

изгнания для правоверных евреев и инквизиционный трибунал для «иудействующих

новых христиан», были воплощены в жизнь.

В 1474 г. Изабелла становится королевой Кастилии, и в 1478 г. папа Сикст IV

учреждает там инквизицию. В 1479 г. принц Фердинанд становится королем

Арагона, и, женившись на Изабелле, объединяет Кастилию и Арагона в единое

Испанское государство. А в 1492 г. испанцы завоевывают Гранаду, последнее

арабское государство на полуострове.

Новая инквизиция

Существует много теорий о том, кому нужна была инквизиция. В частности

считается, что государство солидно пополняло свою казну за ее счет, так как

каждый осужденный вне зависимости от степени его вины подвергался конфискации

имущества. Или что инквизиция это гарант политического и духовного единства в

стремлении испанского народа, выраженного в девизе «единый закон, единый

король, единая вера».

Мрачная слава испанской инквизиции затмила злодеяния инквизиторов в других

странах. О ее кровавых деяниях написаны сотни книг, о ней пишут и будут

писать как испанские историки, так и историки других стран, пытаясь не только

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты