Реферат: Искусство Древней Греции

раннеклассическим. Ведь почти вся греческая скульптура V в. погибла. Так что

по позднейшим римским мраморным копиям с утра­ченных, главным образом

бронзовых, оригиналов часто вы­нуждены мы судить о творчестве великих гениев,

равных ко­торым трудно найти во всей истории искусства.

Мы знаем, например, что Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.) был

знаменитейшим скульптором. Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы

два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через

мгновение), он мощ­но содействовал развитию реалистического искусства ваяния.

Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью его

образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ

(как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов)

недоста­точны для полной оценки творчества этого смелого нова­тора.

Ныне всемирно известный «Возничий» — редкий образец бронзовой скульптуры,

случайно уцелевший фрагмент груп­повой композиции, исполненной около 470г.

...В 70-е годы прошлого века немецкие археологи предприняли раскопки Олимпии

в Пелопоннесе. Там в древности про исходили обще греческие спортивные

состязания, знаменитые олимпийские игры, по которым греки вели летосчисление

В угоду христианской церкви византийские императоры запретили игры и

разрушили Олимпию со всеми ее храмами, алтарями, портиками и стадионами.

Раскопки были грандиозны: шесть лет подряд сотни рабочих вскрывали огромную

площадь, покрытую многовековыми наносами. Результаты превзошли все ожидания:

сто тридцать мраморных статуй и барельефов, тринадцать тысяч бронзовых

предметов, шесть тысяч монет, до тысячи надписей, тысячи глиняных изделий

были извлечены из земли. Отрадно, что по­чти все памятники были оставлены на

месте и, хотя и полураз­рушенные, ныне красуются под привычным для них небом,

на той же земле, где они были созданы.

Метопы и фронтоны храма Зевса в Олимпии, несомненно, самые значительные из

дошедших до нас изваяний второй чет верти V в. Как бы ни били искалечены

мраморные скульптуры фрон­тона, это звучание полностью доходит до нас

Потому что в отличие от эгинских фронтонов, где фи­гуры не спаяны между собой

органически, здесь все проникну­то единым ритмом, единым дыханием. Вместе с

архаической стилистикой совершенно исчезла архаическая улыбка. Апол­лон царит

над жаркой схваткой, верша ее исход. Только он, бог света, спокоен среди

бури, бушующей рядом, где каждый жест, каждое лицо, каждый порыв дополняют

друг друга, составляя единое, неразрывное целое, ' прекрасное в своей

стройности и исполненное динамизма. Так же внутренне уравновешены

величественные фигуры восточного фронтона и метоп олимпийского храма Зевса

(Олим­пия. Музей). Мы не знаем в точности имени ваятелей (их было, по-

видимому, несколько), создавших эти скульптуры, в кото­рых дух свободы

празднует свое торжество над архаикой.

Классический идеал победно утверждается в скульптуре. Бронза становится

излюбленным материалом ваятеля, ибо ме­талл покорнее камня и в нем легче

придавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас даже

«вы­думанное». И это отнюдь не нарушает реализма. Ведь, как мы знаем, принцип

греческого классического искусства — это вос­произведение природы, творчески

исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько более того,

что ви­дит глаз. Ведь не грешил против реализма Пифагор Регийский,

запечатлевая в едином образе два разных движения!..

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую,

оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его

бронзовый «Диско­бол», известный нам по нескольким мраморным римским ко­пиям,

настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать

утраченный образ. Искусство другого великого ваятеля — Поликлета —

уста­навливает равновесие человеческой фигуры в покое или мед­ленном шаге с

упором на одну ногу и соответственно припод­нятой рукой. Образцом такой

фигуры служит его знаменитый «Дорифор» — юноша-копьеносец (Мраморная римская

копия с бронзового оригинала. Неаполь, Национальный музей). В этом образе —

гармоническое сочетание идеальной физической кра­соты и одухотворенности:

юный атлет, тоже, конечно, олице­творяющий прекрасного и доблестного

гражданина, кажется нам углубленным в свои мысли — и вся фигура его исполнена

чисто эллинского классического благородства. Это не только статуя, а канон в

точном смысле слова.

Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры,

согласные с его представлением об идеальной красоте. Вот некоторые результаты

его вычислений: голова— 1/7 всего роста, лицо и кисть руки— 1/10, ступня—

1/6. Однако уже современникам его фигуры казались «квадратными», слишком

массивными. То же впечатление, несмотря на всю свою красоту, производит и на

нас его «Дорифор».

Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас не

дошедшем), которому он дал название «Канон»; так же называли в древности и

самого «Дорифора», из ваянного в точном соответствии с трактатом.

Поликлет создал сравнительно мало скульптур, весь по глощенный своими

теоретическими трудами. А пока он изучал «правила», определяющие красоту

человека, младший его современник, Гиппократ, величайший медик античности,

посвящал всю жизнь изучению физической природы человека.

Полностью выявить все возможности человека — такова была цель искусства,

поэзии, философии и науки этой великой эпохи. Никогда еще в истории

человеческого рода так глубоко не входило в душу сознание, что человек —

венец природы. Мы уже знаем, что современник Поликлета и Гиппократа, великий

Софокл, торжественно провозгласил эту истину в своей трагедии «Антигона».

Человек венчает природу — вот что утверждают памятники греческого искусства

эпохи расцвета, изображая человека во всей его доблести и красоте.

Для греческого же живописца реалистическая передача природы стала

первоочередной задачей. Знаменитому худож­нику Полигноту (работавшему между

470 и 440 гг.) принадле­жит в этой области новшество, ныне представляющееся

нам, возможно, наивным, но которое произвело тогда целую рево­люцию в

живописи.

О творчестве Полигнота мы можем судить только с чужих слов, правда очень

авторитетных. Его многофигурные росписи в Афинах и в Дельфах погибли

безвозвратно. Это огромная потеря. Прославленный римский естествоиспытатель

Плиний Старший утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимику лица

и прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, что

Полигнот стремился запечатлеть «моральное выражение» и что его монументальные

росписи являлись вершиной искусства.

Замечательное же его новшество заключалось в следующем.

Вместо того чтобы изображать фигуры в ряд (как это дела­ли его

предшественники), он вводил в композицию пейзаж и размещал их на различных

уровнях, как бы на склоне горы, частично скрытыми неровностью почвы. Он

рассчитывал таким образом создать впечатление глубины, утвердить третье

измерение. Однако без светотени и ракурсов, еще недоступных Полигноту, этого

нельзя было достигнуть. Расписанный под несомненным влиянием его больших

композиций краснофигурный кратер с изображением Геракла в подземном царстве

(Париж, Лувр) ясно показывает призрачность попытки По­лигнота. Но эта попытка

двинула греческую живопись по но­вому пути.

Вольтер назвал эпоху величайшего культурного расцвета Афин «веком Перикла».

Понятие «век» тут надо понимать не буквально, ибо речь идет всего лишь о

нескольких десятилети­ях. Но по своему значению этот краткий в масштабе

истории период заслуживает такого определения. Во второй половине V в. Афины

были, несомненно, са­мым значительным культурным центром Эллады, а первым

че­ловеком в Афинах почитался Перикл, глава демократической партии, из года в

год избиравшийся на высшую должность стратега. Сороковые и тридцатые годы V

в. до н. э. были куль­минацией высшего расцвета Афин.

Со своим двухсоттысячным населением это был по тому времени большой город,

насчитывавший более десяти ты­сяч домов. Однако Аттика, столицей которой были

Афины, по территории не могла бы соперничать, например, с нашей Татарской

автономной республикой, где свободно уместилось бы тридцать таких государств.

Но ведь и вся балканская Греция была даже тогда, в сущности, очень маленькой

страной.

Именно в Аттике происходило благодатное слияние идуще­го из Пелопоннеса,

через Коринф и Эгину, дорийского культур­ного потока, строгого и

размеренного, с ионийским, проникав­шим с малоазийского берега, через острова

Эгейского моря, и ) приносившим с собой пряный аромат и негу Востока в

сочета­ний с чисто эллинской утонченностью и изобретательностью. Так что в

культурном отношении Аттика представляла собой как бы синтез всего эллинского

мира и в то же время его увенчание, утверждаемое ее наиболее прогрессивным

полити­ческим и социальным устройством.

Власть Перикла была очень обширной, но он не злоупотреб­лял ею, и при нем

демократическое правление не вырождалось в тиранию. Идеи гражданственности и

патриотизма, позволив­шие грекам восторжествовать над персами, нашли в его

лице яркого и особенно авторитетного выразителя. Недаром знаме­нитый

греческий историк Фукидйд вкладывает в уста Перикла следующие знаменательные

слова: «Я держусь того мнения, что благополучие государства, если оно идет по

правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежели благополучие

^отдельных граждан при упадке всего государства в его сово­купности. Ибо если

гражданин сам по себе благоденствует, между тем как отечество разрушается, он

все равно гибнет вместе с государством...»

Высшая слава Афин, лучезарное сияние этого города в ми­ровой культуре

неразрывно связаны с именем Перикла. Он за­ботился об украшении Афин,

покровительствовал всем искусст­вам, привлекал в Афины лучших художников, был

другом и покровителем Фидия, гений которого знаменует, вероятно, са­мую

высокую ступень во всем художественном наследии антич­ного мира.

Прежде всего Перикл решил восстановить Афинский Акро­поль, разрушенный

персами, вернее, на развалинах старого Акрополя, еще архаичного, создать

новый, выражающий ху­дожественный идеал полностью раскрепощенного эллинизма.

Акрополь был в Элладе тем же, что Кремль в древней Ру­си: городской

твердыней, которая заключала в своих стенах храмы и другие общественные

учреждения и служила убежищем для окрестного населения во время войны.

Знаменитый Акрополь — это Афинский Акрополь с его храмами Парфеноном и

Эрехтейоном и зданиями Пропилеи, величайшими памятниками греческого

зодчества. Даже в сво­ем полуразрушенном виде они и по сей день производят

не­изгладимое впечатление. В 1687 г. во время войны между Венецией и Турцией,

вла­дычествовавшей тогда над Грецией, венецианское ядро, зале­тевшее на

Акрополь, взорвало пороховой погреб, устроенный турками в. Парфеноне. Взрыв

произвел страшные разру­шения. Вполне планомерное нападение на Афин­ский

Акрополь было организовано в самом начале прошлого века

Эту операцию осуществил «просвещеннейший» ценитель ис­кусства лорд Эльджин,

генерал и дипломат, занимавший пост английского посланника в Константинополе.

Он подкупал ту­рецкие власти и, пользуясь их попустительством на греческой

земле, не останавливался перед порчей или даже разрушением знаменитых

памятников зодчества, лишь бы завладеть особен­но ценными скульптурными

украшениями. Непоправимый урон причинил он Акрополю: снял с Парфенона почти

все уцелевшие фронтонные изваяния и выломал из его стен часть знаменитого

фриза. Фронтон при этом обрушился и разбился Боясь народного возмущения, лорд

Эльджин вывез ночью всю свою добычу в Англию. Многие англичане (в частности,

Байрон в своей знаменитой поэме «Чайльд Гарольд») сурово осу­дили его за

варварское обращение с великими памятниками искусства и за неблаговидные

методы приобретения художественных ценностей. Тем не менее английское

правительство при обрело уникальную коллекцию своего дипломатического

представителя — и скульптуры Парфенона ныне являются главной гордостью

Британского музея в Лондоне.

Обобрав величайший памятник искусства, лорд Эльджин обогатил

искусствоведческий лексикон новым термином: подобный вандализм иногда именуют

«эльджинизмом». Греческому философу Гераклиту, который жил накануне высшего

расцвета Эллады, принадлежит следующее знамени тое изречение: «Этот космос,

один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой

человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами

загорающим­ся, мерами потухающим». И он же говорил, что «расходящееся само

собой согласуется», что из противоположностей рождается прекраснейшая

гармония и «все происходит через борьбу».

Классическое искусство Эллады точно отражает эти идеи .

Афинский Акрополь — это памятник, провозглашающий веру человека в возможность

такой все примиряющей гармонии не в воображаемом, а вполне реальном мире,

веру в торжество красоты, в призвание человека создавать ее и служить ей во

имя добра. И потому этот памятник вечно юн, как мир, вечно волнует и

притягивает нас. В его немеркнущей красо­те—и утешение в сомнениях, и светлый

призыв: свидетель­ство, что красота зримо сияет над судьбами человеческого

рода.

Акрополь — это лучезарное воплощение творческой челове­ческой воли и

человеческого разума, утверждающих стройный порядок в хаосе природы. И потому

образ Акрополя царит в нашем воображении над всей природой, как царит он, под

не­бом Эллады, над бесформенной глыбой скалы.

...Богатство Афин и их главенствующее положение предо­ставляли Периклу

широкие возможности в задуманном им строительстве. Для украшения знаменитого

города он черпал средства по своему усмотрению и в храмовых сокровищницах, и

даже 'в общей казне государств морского союза.

Горы белоснежного мрамора, добываемого совсем близко, доставлялись в Афины.

Лучшие греческие зодчие, ваятели и живописцы считали за честь работать на

славу общепризнан­ной столицы эллинского искусства.

Мы знаем, что в строительстве Акрополя участвовало не­сколько архитекторов.

Но, согласно Плутарху, всем распоря­жался Фидий. И мы чувствуем во всем

комплексе единство замысла и единое руководящее начало, наложившее свою

пе­чать даже на детали главнейших памятников.

Общий замысел этот характерен для всего греческого миро­ощущения, для

основных принципов греческой эстетики. ...Афины, названные по имени дочери

Зевса Афины, были главным центром культа этой богини. В ее славу и был

воздвигнут Акрополь.

Согласно греческой мифологии, Афина вышла в полном вооружении из головы отца

богов. Это была любимая дочь Зевса, которой он ни в чем не мог отказать.

Вечно девственная богиня чистого, лучезарного неба. Вме­сте с Зевсом посылает

гром и молнии, но также — тепло и свет. Богиня-воительница, отражающая удары

врагов. Покро­вительница земледелия, народных собраний, гражданственно­сти.

Воплощение чистого разума, высшей мудрости; богиня мысли, наук и искусства.

Светлоокая, с открытым, типично ат­тическим округло-овальным лицом.

Поднимаясь на холм Акрополя, древний эллин вступал в царство этой многоликой

богини, увековеченной Фидием

Ученик скульпторов Гегия и Агелада, Фидий овладел полностью техническими

достижениями своих предшественников и пошел еще дальше их. Но хотя мастерство

Фидия ваятеля и знаменует преодоление всех трудностей, возникавших до него в

реалистическом изображении человека,— оно не исчерпы­вается техническим

совершенством. Умение передавать объ­емность и раскрепощенность фигур и их

гармоническая группировка сами по себе не рождают еще подлинного взмаха

крыльев в искусстве.

Тот, кто «без ниспосланного Музами исступления подходит к порогу творчества,

в уверенности, что благодаря одной сно­ровке станет изрядным поэтом, тот

немощен», и все им со­зданное «затмится творениями исступленных».

Так вещал один из величайших философов античного мира — Платон. ...Над крутым

склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые беломраморные

здания Пропилеи с расположенными на разных уровнях дорическими порти­ками,

связанными внутренней ионической колоннадой. Пора­жая воображение, величавая

стройность Пропилеи — тор­жественного входа на Акрополь, сразу же вводила

посетите­ля в лучезарный мир красоты, утверждаемый человеческим гением.

По ту сторону Пропилеи вырастала гигантская бронзовая статуя Афины Промахос,

что значит Афины-воительницы, из­ваянная Фидием. Бесстрашная дочь Громовержца

олицетворя­ла здесь, на площади Акрополя, военное могущество и славу своего

города. С этой площади открывались взору обширные дали, а мореплаватели,

огибавшие южную оконечность Атти­ки, ясно видели сверкающие на солнце высокий

шлем и копье богини-воительницы. Парфенон, совершеннейшее творе­ние всей

греческой архитектуры, или, вернее, то, что сохрани­лось от великого храма,

под сенью которого некогда возвыша­лась другая статуя Афины, тоже изваянная

Фидием, но не воительницы, а Афины-девы: Афины Парфенос. Как и Олимпийский

Зевс, то была статуя хризо-элефантин-ная: из золота (по-гречески — «хризос»)

и слоновой кости (по-гречески — «элефас»), облегающих деревянный остов. Всего

на ее изготовление пошло около тысячи двухсот килограммов драгоценного

металла.

Под жарким блеском золотых доспехов и одеяний загора­лась слоновая кость на

лице, шее и на руках покойно-вели­чественной богини с крылатой Никой

(Победой) в человеческий рост на протянутой ладони. Парфенон был построен (в

447—432 гг.) архитекторами Иктином и Калликратом под общим руководством

Фидия. В со­гласии с Периклом он пожелал воплотить в этом крупнейшем

памятнике Акрополя идею торжествующей демократии. Ибо прославляемую им

богиню, воительницу и деву, почитали афи­няне первой гражданкой их города;

согласно древним сказа­ниям, эту небожительницу избрали они сами в

покровитель­ницы Афинского государства.

Вершина античного зодчества, Парфенон уже в древности был признан самым

замечательным памятником дорического стиля. Этот стиль предельно

усовершенствован в Парфеноне, где нет больше и следа столь характерной для

многих ранних дорических храмов дорической приземистости, массивности..

Ионический фриз Парфенона длиной в сто пятьдесят де­вять метров, на котором в

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты