Реферат: Алжир во второй половине XX века

В конце 19 — начале 20 вв. газеты и жур­налы издавались в Алжире

колониальными властями и организациями европейского меньшинства.

Прогрессивная печать появляется в середине 30-х гг. 20 в. В 1937—55 и в

1962—65 гг. выходила газета «Альже репюбликен», в 1956—64 - «Эль-Муджахид».

Современная пресса Алжира: «Эль-Муджахид» (с 1965) - еже­дневная газета на

франц. яз., орган правительства АНДР; «Аш-Шааб», ежедневная газе­та

на араб. яз., центральная правительственная газета, «Ан-Наср»,«Эль-

Джумхурия»- ежедневные газеты на араб. яз.; «Эль-Муджахид»,( с 1963) -

еженедельная газе-та на араб. яз., орган партии ФНО; «Революсьон африкен» (с

1963) еженедель-ник на франц. яз., орган партии ФНО; «Эль-Джейш» (с 1963) —

ежеме­сячный журнал на франц. яз. (выходит . также на араб. яз.), орган

политуправления Национальной Народной армии Алжира; «Революсьон э травай» -

двухнедель-ная газета на франц. яз., орган ВСАТ; до 1963 выходила под

назв. «Уврие альжерьен»; Альжери-актюалите» — воскресная газета на франц.

яз., факти-чески орган правительства; «Журналь оффисьель де ла Репюблик

Альжерьенн Демократик э Попюлер» (с 1962) — вестник законов, декретов и

распоряже-ний правительства АНДР.

Официальное информационное агентство АНДР — Альжери пресс-сервис (АПС).

Создано в 1962 (г. Алжир).

Государственная радиовещательная и телевизион­ная компания — «Радио-

телевизьон аль-жерьен» (РТА). Действует с 1962. Радиовещание (радиоцентры

в гг. Алжир и Константина) ведётся на арабском, кабильском и французском

языках, телевидение (телецентр в г. Алжир) — на арабском и французском

языках.

Литература

Алжирская литература — литература алжирского народа на арабском, кабильском

и французском языках.

Литература на арабском и кабильском языках. Самобытная литература Алжира

зароди­лась в эпоху борьбы против испанской экспан­сии нач. 16 в. и против

турецкого господства 16—18 вв. Оскорблённое патриотическое чувство — одна из

главных тем литературы Алжира этого периода (элегии Ибн Амсаиба, народные

песни). В 19 в. литература Алжира отразила процесс начавшегося формирования

алжирской нации, ещё не вырвавшейся из пут фео­дализма, но уже попавшей в оковы

французского колониализма. Развивается уст­ное народное творчество: волшебные

сказки, исторические легенды, эпические сказания, песни, импровизации.

Близка по духу народным песням патриотическая поэзия Абд аль-Кадира, элегии

Саида Абдаллаха, Эль Хаджа Мухаммеда Башира, поэзия воина-меддаха Мухаммеда

Белькаира. Талант лирика и дар проповедника соче­тал Си Моханд — поэт Кабилии.

Каддур бен Хлафа сочинял элегии и сатиры. Возмущение колониализмом выразили

писатели Мухаммед Бен Шенеб, Абд аль-Халим Бен Смайя. В 20 в. как просветители

выступили: Абу аль-Якдан, Башир Брахими, Ларби ат-Тбесси, Мулуд аль-Хафиди,

Тайеб аль-Укби; развивалась патриотическая лири­ка: Мухаммед аль-Аид, Мухаммед

аль-Лаккани, Ахмед Катиб, Мухаммед ас-Саид аз-Захири. Рождалась сатира на

французских колонизаторов. В 1928 г. впервые на арабском языке увидел свет

сборник «Сокровища народной религиозной поэзии».

Драматургия на арабском литературном языке просве­тительского (пьеса Али

Шарифа Тахара «Исцеление после испытания», пост. 1921) и патриотического

(анонимная пьеса «3а родину», пост. 1922) характера не встрети­ла отклика у

зрителя. Успех сопутство­вал драматургии на алжирском народном диалекте

арабского разговорного языка (фарс Аллалу и Дахмуна «Джеха», пост. 1926).

Кастовые предрассудки и колониальный гнёт изоблича­ли в пьесах и фарсах Рашид

Ксентини и Бахтарзи Махиддин; в новеллах — Ахмед Ашур, Шариф аль-Хусейни,

Зухур Ванис, Абд аль-Маджид аш-Шафии, Абд аль-Вахид Ибрахим. В защиту

жен­щины написан Ахмедом Рида-Хуху роман «Девушка из Мекки» (1947). Тема

героической борьбы народа за своё будущее — веду­щая в драмах Мустафы аль-

Ашрафа и Абдаллаха Накли. Реквием в честь пав­ших звучит в цикле стихов Абу

аль-Касима Саадалла «Победа Алжиру!» (1957, рус. пер. 1961). В тексте

национального гим­на, написанном Муфди Закария, первоначально (1936) был

выражен религиозный фана­тизм; 2-я редакция гимна (1957—58) проникнута

революционным пафосом.

Литература на французском языке. На пути к художественной зрелости и

самобытно­сти формирующаяся литература на французском яз. в 20-е гг. 20 в. не

миновала бытописательства (романы Хаджа Хамму Абд аль-Кадира «Зохра...», 1926,

и Мухаммеда Ульд Шейха «Мириам...», 1926), а в 30-е гг.—

философско-романтических исканий (кн. стихов Ж. Амруша «Прах», 1934, и его

поэма «Сокровенная звезда», 1937). Пробуждение национального самосознания

накануне и после 2-й мировой войны выразили алжирские писатели: Жан Амруш в

своей ан­тологии «Берберские песни Кабилии» (1939) и в проповеди «Бессмертный

Югурта» (1946); Аит Джафер в поэме «Песня нищих арабов Касбы» (1951);

Мустафа Лашраф в сб. стихов « Отплы­тия» (1952); Маргерит Таос в

повести «Чёрный гиацинт» (1947). Высокого уровня литература Алжира достигла

в реалистической трилогии «Алжир» Мухаммеда Диба, дилогии Мулуда Ферауна

«Земля и кровь» (1953, рус. пер. 1965), «Трудный путь» (1957) и его

«Дневнике» (1962), ро­манах Мулуда Маммери «Забытый холм» (1952, рус. пер.

1966) и «Когда спит справедливость» (1955, рус. пер. 1960). Жан Пелегри —

автор романа «Оливко­вые ветви справедливости» (1959), Ясин Катеб—создатель

романов «Неджма» (1956), «Звездный полигон» (1966) и драматической тетралогии

«Кольцо репрессий» (1955—59), Анри Креа — трагедии «Землетрясение»

(1958). Хосин Бухазер написал драму «Солнце не упрячешь за решетку» (1960).

Духовное и политическое прозрение женщины-мусульманки — в центре романов

«Жажда» (1957), «Нетер­пеливые» (1958), «Дети нового мира» (1962), «Наивные

жаворонки» (1967) писательницы Асии Джеббар. Умирание слепой религиозной веры

освещается в романе Мурада Бурбуна «Вершина дрока» (1962, рус. пер. 1966),

в творчестве Малека Хаддада, автора стихов, а также романов «Последнее

впечатление» (1958; в рус. пер.—«Последний отпечаток», 1962), «Набережная

цветов не отвечает» (1961). Поэты М. Диб, Башир Хадж Али, Жан Сенак, Буалем

Хальфа, Жан Ам­руш, А. Креа в своей лирике выразили духовную силу и правоту

восставшего народа. В литературе Алжира проявили себя критик Садек Хаджерес,

поэт Мустафа Лашраф, прозаик Малек Уари, драматург Джелюль Ахмед. В поток

литературы вливаются свидетельства патриотов о пытках во французских тюрьмах

во время национально-освободительной войны алжирского народа против

французских коло­низаторов: книги «Гангрена» (1959) и «Вам рассказывает

алжирец» (1960) Мезиана Нуреддина; книги «Допрос под пыткой» (1958, рус. пер.

1958) и «Бойцы в плену» (1961, рус. пер. 1962) Анри Аллега.

Завоевание независимости в 1962 открывает новую эпоху в литературе Алжира.

Писа­тели свободного Алжира осмысляют минув­ший период борьбы: Нордин Тидафи

в лирическом сборнике «Родина навеки» (1962), Ж.Сенак в поэтическом

гимне«Чистым героям» (1962), Мессаур Булануар в лирической хронике

«Непреоборимая сила» (1963), Анна Греки в поэтической исповеди «Алжир,

столица — Алжир» (1963), А. Креа в стихотворном цикле «Заговор равных»

(1964), Каддур М Хамсаджи в повести «Молча­ние мертвых» (1963), М. Диб в

цикле новелл «Талисман» (1966) и в романе «Танец короля» (1968), X. Бухазер в

романе «Пять пальцев дня» (1967). М. Маммери в романе «Опиум и дубинка»

(1965, рус. пер. 1967) соединил жанры героического эпоса и интеллектуального

рома­на. А. Бенцин опубликовал «Походный дневник» (1965, рус. пер. 1968), А.

Греки— книгу стихов «Суровые времена» (1966), Б. Хадж Али—цикл стихов «Песни

сентя­брьских ночей» (1966), Д. Макнаши — сб. стихов «Солнечная пыль» (1967),

Ж. Пелегри—символико-аллегорический роман «Памятники потопа» (1967), М.

Бурбун— роман «Муэдзин» (1968). М. Таос пере­ложила на французский в своей

книге «Волшебное зерно» (1966) берберские сказки, песни и пословицы Кабилии.

28 октября 1963 основан Союз писателей Алжира. В мае 1964 увидел свет первый

номер литературного журнала «Новамбр» («Novembre»— «Ноябрь»). Вышли

поэтическая антоло­гия «Алжирский диван» (1968, сост. Ж. Леви-Валенси, Ж. Э.

Беншейх), авто­биографическое повествование Ф.А.М.Амруш «История моей жизни»

(написана 1946, опубл. 1968) и «Письма друзьям» (1969, посмертно) М. Ферауна.

Архитектура, прикладное и изобразительное искусство

На территории Алжира открыты наскальные изображения животных, людей, сцен

охоты, ритуальных обрядов (в горах Тассилин-Аджер и др.), восходящие к

неолиту. В прибрежных районах сохрани­лись остатки городов финикийского,

римского и византийского времён (Гиппон, Шершель, Картенна, Типаса, Тимгад,

Джемила, Константина и др.) с руинами храмов, театров, терм (обществ, бань),

триум­фальных арок, акведуков, жилых до­мов, базилик, крепостей. Найдены

про­изведения скульптуры и мозаики с мифологическими и бытовыми сценами.

Средневековые города Алжира с узкими извилисты­ми улицами, окружённые

крепостной стеной, включали цитадель («касба»), многочисленные мечети,

медресе, бани, рын­ки, дворцы (напр., дворцовый комплекс в Кала-Бени-

Хаммаде, 11 в.). С 10 в. отстраивается г. Алжир, в 12—13 вв.— Тлемсен

(сохранились характерные для севера Африки мечети, разделённые рядами

подковообразных арок на попе­речные нефы, и квадратные в плане баш­ни-

минареты, увенчанные зубцами и маленьким купольным павильоном). В плане и

декоре постройки Тлемсена близки зодчеству Марокко и Андалусии (Юж. Испания):

здания украшены тон­кой орнаментальной резьбой по стуку (алебастровой

штукатурке), сталактита­ми, глазурованными плитками. От 16 — 18 вв. в гг.

Алжир, Константина сохрани­лись богатые дворцы и виллы турецких на­местников

(в них ныне размещены музеи, библиотеки и др.). Старые городские дома

преимущественно 2—3-этажные, с плоскими крыша­ми и замкнутыми двориками; в

тесных улицах Алжира верхние этажи домов выступают и опираются на деревянные

консоли. В селениях — дома из глины и сырца, большей частью с плоскими

крышами; в районах Кабилии преобладают двускатные черепичные крыши, в

некоторых сахарских поселениях (напр., Эль-Уэд) — своды и купола. С 1930-х

гг. в г. Алжир, в Оране, Аннабе, Беджаии (Бужи) и др. городах строятся

многоэтажные жилые, админи­стративные, деловые здания, роскошные виллы и

особняки ( франц. арх. П.А. Эмери, Б. Зсрфюсс, Л. Микель, П. Турнон и др.).

После освобождения Алжира особое внимание уделяется жилищному и школь­ному

строительству (группа арх. А. Коппа).

Прикладное искусство Алжира 19—20 вв., как и в средние века, представлено

изделиями из металла (сосуды с чеканным и гравированным узором, ювелирные

изделия), узорными тканями, коврами, вышивкой, расписной керамикой, изделиями

из кожи. Народное искусство сельского населения сохраняет традиционные

геометрические мотивы и расцветку (красно-сине-чёрная — в ков­рах, желто-

красная—в керамике); в произведениях городских ремесленников, испы­тавших

воздействие турецкого искусства, преобла­дают многоцветные растительные узоры

— извивающиеся побеги, цветы, листья.

Изобразительное искусство в Алжире 19 — начала 20 вв. было представлено

работа­ми французских художников. В 20—30-х гг. 20 в. появляются художники-

алжирцы — 6ратья Мухаммед и Омар Расим, Темам Раием. В 1960-е гг. в Алжире

работает около 60 художников, которые объединены в Национальный союз

алжирских художников. К мастерам реалистического направления, отражающим в

своих произведениях борьбу за освобож­дение и жизнь алжирского народа,

относятся живописцы и графики X. Бенанбур, Б. Йеллес, М. Бузид, М. Иссиахен,

И. Самсом, Байя, скульптор М. Аддан. Среди художников-абстракционистов — Ш.

Месли, М. Хадда.

Архитекторов, живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного

искусства готовит Национальная школа архитектуры и изящных искусств в г.

Алжир (осн. в 1881).

Музыка, театр и кино

С древнейших времён народное музыкальное искусство существовало у кочевых и

оседлых племён Алжира и передавалось из поколения в поколение. Фольклорная

вокальная музыка — преимущественно монодическая, основана на семиступенных

звукорядах, обладает ритмическим мно­гообразием. Начиная со 2 в. до н. э. это

искусство испытало влияние древнегрече­ской, затем римской и средневековой.

христианской музыки. Со времени завоевания Алжира ара­бами (7 в.) и особенно

с 10 в. большое распространение получила музыкальная культура мавританской

Андалусии, с 16 в.— воен­ная турецкая музыка. Вместе с тем, в средние века в

Алжире были созданы местные музыкальные формы. Самая популярная из них —

нуба, представляет собой сюиту, в которой чередуются песенные (соло или

унисон­ный хор) и инструмент. С древних времён популярны нубы: сика, зидан,

мез-мум, муаль, рамель, исполняемые как хором, так и соло. Среди алжирских

музыкальных инструментов — ребаб (смыч­ковый), уд (лютня), канун (род цитры),

госба (флейта), тбел, дефф (ударные) и др. Эти инструменты входят в

национальный оркестр.

В результате сближения традиционных классических и народных жанров в 20 в.

возник жанр лёгкой музыки, аль-джад, видным представителем которого стал

ис­полнитель и композитор Хадж Мухаммед аль-Анка.

По мере распространения в Алжире французского языка получил распространение

французский театр. Первая театральная труппа, игравшая на арабском языке,

возникла в 20-е гг. 20 в. Основателем её был актёр, драматург и режиссер Р.

Ксентини, на­писавший свыше 100 пьес, среди которых наиболее популярны

«Бу-Борма», <Мой кузен из Стамбула», «Зед-Алех» и др. Преемником Ксентини

был Б. Махиддин, написавший пьесы «Преда­тели», «Пробудившиеся», «Племя

поддакивающих». Труппа Махиддина ставила также пьесы А. Накли, М. Ульд Шейха и

других драма­тургов, произведения Мольера, Софок­ла, Ибсена в вольном переводе

на араб­ский язык.

С началом Национально-демократической революции (1954) многие актёры

участвовали в вооруженной борьбе. В дальнейшем большинство актё­ров его

труппы было вынуждено поки­нуть родину и создало за границей (в Ту­нисе)

Алжирский художественный ансамбль. После провозглашения независимости Алжира

в 1962 г. на базе этого ансамбля был создан Алжир­ский национальный театр во

главе с актёром и ре­жиссёром М. Катебом. Наряду с драматическими

произведениями алжирских и зарубежных авторов (в 1963 Катеб перевёл и

осущест­вил постановку «Дон Жуана» Мольера) на сцене театра ставятся

музыкально-танцеваль­ные представления. Крупнейшие теат­ральные труппы

приняли участие в 1-м Всеафриканском фестивале в г. Алжир (1969).

Национальная кинематография в Алжире за­родилась в период Национально-

демократической революции 1954—62 гг., когда был создан ряд документальных и

агитационных фильмов, посвящённых борьбе народа Алжира за неза­висимость. Для

становления национальной кинематографии большое значение имели

национализа­ция кинотеатров и создание в 1964 Национального центра

кинематографии. Среди лучших фильмов—« Битва за город Алжир» (1966) и «Ветер

с Ауреса» (1967).

ВЫВОДЫ:

1. Алжир – страна с древнейшей историей захватнических войн и

колонизации, как африканскими, так и евроазиатскими государствами. Главное

влияние оказали арабы, насадившие свою культуру, язык, религию (ислам).

Берберы - потомки исторически коренного населения – ливийцев, составляют

абсолютное меньшинство.

2. Образованию Алжира как государства способствовало его выгодное

географическое положение – здесь проходят важные мировые пути между

Атлантикой и Ближним Востоком, Европой и странами Африки.

3. АНДР – парламентская президентская республика с очень широкими

полномочиями президента.

4. Алжир – достаточно развитое в экономическом и культурном отношении

государство. Уровень жизни населения относительно высок, поддерживается

дотациями от государства, в основном за счет экспорта нефти, газа и пр.

Бесплатное обучение и медицинское обслуживание. Большое внимание оказывается

образованию.

5. АНДР – государство, характеризующееся политической нестабильностью, в

сдерживании которой главную роль играет армия. Основным фактором политической

нестабильности является борьба за власть, как между политическими движениями,

так и внутри них. Главными возмутителями политической жизни являются ИФС и

ХАМАС. Они составляют главную оппозицию государственному курсу (строительство

социализма, установление президентского режима, однопартийной системы и т.

д.). Одним из главных факторов, используемых оппозицией, являются

безработица, экономические трудности и т. п. Вместо конституции они выдвигают

законы шариата – коран. Основными методами борьбы у экстремистских исламских

организаций являются международный и внутренний терроризм.

6. Экономической базой Алжира являются природные ресурсы (нефть, газ,

руды и др.) и национализированные иностранные владения, фирмы, компании,

банки, имущество и т. д.

7. В Алжирской экономике в последние годы наметился переход от плановой

к рыночной; разрешено покупать землю из госфонда, нерентабельных

кооперативов; большая часть торговли перешла в частные руки.

8. Все еще остаются проблемы в здравоохранении: борьба с инфекционными и

экологическими заболеваниями, а также в ветеринарии – борьба с болезнями

животных, в т. ч. опасных для человека.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Азия и Африка сегодня. Журнал № 9, С. 19-21. М., 1996.

2. Африка. Общий обзор. Северная Африка. В книге: Страны и Народы. Научно-

популярное географо-этнографическое издание в 20 томах. М., «Мысль». 1982. С.

251-291.

3. Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах. Издание 3-е. Том 1. М.,

«Советская Энциклопедия», 1969. С. 422-434.

4. Страны мира сегодня. Том 3. Африка. Алжир. М.,1999.

5. Страны мира. Справочник. Под ред. И.С. Иванова. М., «Республика». 1999.

С. 13-15.

6. Эхо планеты. Журнал № 3 М.,1997.

7. Эхо планеты. Журнал № 4 М.,1998. С. 11.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты