В конце 19 — начале 20 вв. газеты и журналы издавались в Алжире
колониальными властями и организациями европейского меньшинства.
Прогрессивная печать появляется в середине 30-х гг. 20 в. В 1937—55 и в
1962—65 гг. выходила газета «Альже репюбликен», в 1956—64 - «Эль-Муджахид».
Современная пресса Алжира: «Эль-Муджахид» (с 1965) - ежедневная газета на
франц. яз., орган правительства АНДР; «Аш-Шааб», ежедневная газета
на араб. яз., центральная правительственная газета, «Ан-Наср»,«Эль-
Джумхурия»- ежедневные газеты на араб. яз.; «Эль-Муджахид»,( с 1963) -
еженедельная газе-та на араб. яз., орган партии ФНО; «Революсьон африкен» (с
1963) еженедель-ник на франц. яз., орган партии ФНО; «Эль-Джейш» (с 1963) —
ежемесячный журнал на франц. яз. (выходит . также на араб. яз.), орган
политуправления Национальной Народной армии Алжира; «Революсьон э травай» -
двухнедель-ная газета на франц. яз., орган ВСАТ; до 1963 выходила под
назв. «Уврие альжерьен»; Альжери-актюалите» — воскресная газета на франц.
яз., факти-чески орган правительства; «Журналь оффисьель де ла Репюблик
Альжерьенн Демократик э Попюлер» (с 1962) — вестник законов, декретов и
распоряже-ний правительства АНДР.
Официальное информационное агентство АНДР — Альжери пресс-сервис (АПС).
Создано в 1962 (г. Алжир).
Государственная радиовещательная и телевизионная компания — «Радио-
телевизьон аль-жерьен» (РТА). Действует с 1962. Радиовещание (радиоцентры
в гг. Алжир и Константина) ведётся на арабском, кабильском и французском
языках, телевидение (телецентр в г. Алжир) — на арабском и французском
языках.
Литература
Алжирская литература — литература алжирского народа на арабском, кабильском
и французском языках.
Литература на арабском и кабильском языках. Самобытная литература Алжира
зародилась в эпоху борьбы против испанской экспансии нач. 16 в. и против
турецкого господства 16—18 вв. Оскорблённое патриотическое чувство — одна из
главных тем литературы Алжира этого периода (элегии Ибн Амсаиба, народные
песни). В 19 в. литература Алжира отразила процесс начавшегося формирования
алжирской нации, ещё не вырвавшейся из пут феодализма, но уже попавшей в оковы
французского колониализма. Развивается устное народное творчество: волшебные
сказки, исторические легенды, эпические сказания, песни, импровизации.
Близка по духу народным песням патриотическая поэзия Абд аль-Кадира, элегии
Саида Абдаллаха, Эль Хаджа Мухаммеда Башира, поэзия воина-меддаха Мухаммеда
Белькаира. Талант лирика и дар проповедника сочетал Си Моханд — поэт Кабилии.
Каддур бен Хлафа сочинял элегии и сатиры. Возмущение колониализмом выразили
писатели Мухаммед Бен Шенеб, Абд аль-Халим Бен Смайя. В 20 в. как просветители
выступили: Абу аль-Якдан, Башир Брахими, Ларби ат-Тбесси, Мулуд аль-Хафиди,
Тайеб аль-Укби; развивалась патриотическая лирика: Мухаммед аль-Аид, Мухаммед
аль-Лаккани, Ахмед Катиб, Мухаммед ас-Саид аз-Захири. Рождалась сатира на
французских колонизаторов. В 1928 г. впервые на арабском языке увидел свет
сборник «Сокровища народной религиозной поэзии».
Драматургия на арабском литературном языке просветительского (пьеса Али
Шарифа Тахара «Исцеление после испытания», пост. 1921) и патриотического
(анонимная пьеса «3а родину», пост. 1922) характера не встретила отклика у
зрителя. Успех сопутствовал драматургии на алжирском народном диалекте
арабского разговорного языка (фарс Аллалу и Дахмуна «Джеха», пост. 1926).
Кастовые предрассудки и колониальный гнёт изобличали в пьесах и фарсах Рашид
Ксентини и Бахтарзи Махиддин; в новеллах — Ахмед Ашур, Шариф аль-Хусейни,
Зухур Ванис, Абд аль-Маджид аш-Шафии, Абд аль-Вахид Ибрахим. В защиту
женщины написан Ахмедом Рида-Хуху роман «Девушка из Мекки» (1947). Тема
героической борьбы народа за своё будущее — ведущая в драмах Мустафы аль-
Ашрафа и Абдаллаха Накли. Реквием в честь павших звучит в цикле стихов Абу
аль-Касима Саадалла «Победа Алжиру!» (1957, рус. пер. 1961). В тексте
национального гимна, написанном Муфди Закария, первоначально (1936) был
выражен религиозный фанатизм; 2-я редакция гимна (1957—58) проникнута
революционным пафосом.
Литература на французском языке. На пути к художественной зрелости и
самобытности формирующаяся литература на французском яз. в 20-е гг. 20 в. не
миновала бытописательства (романы Хаджа Хамму Абд аль-Кадира «Зохра...», 1926,
и Мухаммеда Ульд Шейха «Мириам...», 1926), а в 30-е гг.—
философско-романтических исканий (кн. стихов Ж. Амруша «Прах», 1934, и его
поэма «Сокровенная звезда», 1937). Пробуждение национального самосознания
накануне и после 2-й мировой войны выразили алжирские писатели: Жан Амруш в
своей антологии «Берберские песни Кабилии» (1939) и в проповеди «Бессмертный
Югурта» (1946); Аит Джафер в поэме «Песня нищих арабов Касбы» (1951);
Мустафа Лашраф в сб. стихов « Отплытия» (1952); Маргерит Таос в
повести «Чёрный гиацинт» (1947). Высокого уровня литература Алжира достигла
в реалистической трилогии «Алжир» Мухаммеда Диба, дилогии Мулуда Ферауна
«Земля и кровь» (1953, рус. пер. 1965), «Трудный путь» (1957) и его
«Дневнике» (1962), романах Мулуда Маммери «Забытый холм» (1952, рус. пер.
1966) и «Когда спит справедливость» (1955, рус. пер. 1960). Жан Пелегри —
автор романа «Оливковые ветви справедливости» (1959), Ясин Катеб—создатель
романов «Неджма» (1956), «Звездный полигон» (1966) и драматической тетралогии
«Кольцо репрессий» (1955—59), Анри Креа — трагедии «Землетрясение»
(1958). Хосин Бухазер написал драму «Солнце не упрячешь за решетку» (1960).
Духовное и политическое прозрение женщины-мусульманки — в центре романов
«Жажда» (1957), «Нетерпеливые» (1958), «Дети нового мира» (1962), «Наивные
жаворонки» (1967) писательницы Асии Джеббар. Умирание слепой религиозной веры
освещается в романе Мурада Бурбуна «Вершина дрока» (1962, рус. пер. 1966),
в творчестве Малека Хаддада, автора стихов, а также романов «Последнее
впечатление» (1958; в рус. пер.—«Последний отпечаток», 1962), «Набережная
цветов не отвечает» (1961). Поэты М. Диб, Башир Хадж Али, Жан Сенак, Буалем
Хальфа, Жан Амруш, А. Креа в своей лирике выразили духовную силу и правоту
восставшего народа. В литературе Алжира проявили себя критик Садек Хаджерес,
поэт Мустафа Лашраф, прозаик Малек Уари, драматург Джелюль Ахмед. В поток
литературы вливаются свидетельства патриотов о пытках во французских тюрьмах
во время национально-освободительной войны алжирского народа против
французских колонизаторов: книги «Гангрена» (1959) и «Вам рассказывает
алжирец» (1960) Мезиана Нуреддина; книги «Допрос под пыткой» (1958, рус. пер.
1958) и «Бойцы в плену» (1961, рус. пер. 1962) Анри Аллега.
Завоевание независимости в 1962 открывает новую эпоху в литературе Алжира.
Писатели свободного Алжира осмысляют минувший период борьбы: Нордин Тидафи
в лирическом сборнике «Родина навеки» (1962), Ж.Сенак в поэтическом
гимне«Чистым героям» (1962), Мессаур Булануар в лирической хронике
«Непреоборимая сила» (1963), Анна Греки в поэтической исповеди «Алжир,
столица — Алжир» (1963), А. Креа в стихотворном цикле «Заговор равных»
(1964), Каддур М Хамсаджи в повести «Молчание мертвых» (1963), М. Диб в
цикле новелл «Талисман» (1966) и в романе «Танец короля» (1968), X. Бухазер в
романе «Пять пальцев дня» (1967). М. Маммери в романе «Опиум и дубинка»
(1965, рус. пер. 1967) соединил жанры героического эпоса и интеллектуального
романа. А. Бенцин опубликовал «Походный дневник» (1965, рус. пер. 1968), А.
Греки— книгу стихов «Суровые времена» (1966), Б. Хадж Али—цикл стихов «Песни
сентябрьских ночей» (1966), Д. Макнаши — сб. стихов «Солнечная пыль» (1967),
Ж. Пелегри—символико-аллегорический роман «Памятники потопа» (1967), М.
Бурбун— роман «Муэдзин» (1968). М. Таос переложила на французский в своей
книге «Волшебное зерно» (1966) берберские сказки, песни и пословицы Кабилии.
28 октября 1963 основан Союз писателей Алжира. В мае 1964 увидел свет первый
номер литературного журнала «Новамбр» («Novembre»— «Ноябрь»). Вышли
поэтическая антология «Алжирский диван» (1968, сост. Ж. Леви-Валенси, Ж. Э.
Беншейх), автобиографическое повествование Ф.А.М.Амруш «История моей жизни»
(написана 1946, опубл. 1968) и «Письма друзьям» (1969, посмертно) М. Ферауна.
Архитектура, прикладное и изобразительное искусство
На территории Алжира открыты наскальные изображения животных, людей, сцен
охоты, ритуальных обрядов (в горах Тассилин-Аджер и др.), восходящие к
неолиту. В прибрежных районах сохранились остатки городов финикийского,
римского и византийского времён (Гиппон, Шершель, Картенна, Типаса, Тимгад,
Джемила, Константина и др.) с руинами храмов, театров, терм (обществ, бань),
триумфальных арок, акведуков, жилых домов, базилик, крепостей. Найдены
произведения скульптуры и мозаики с мифологическими и бытовыми сценами.
Средневековые города Алжира с узкими извилистыми улицами, окружённые
крепостной стеной, включали цитадель («касба»), многочисленные мечети,
медресе, бани, рынки, дворцы (напр., дворцовый комплекс в Кала-Бени-
Хаммаде, 11 в.). С 10 в. отстраивается г. Алжир, в 12—13 вв.— Тлемсен
(сохранились характерные для севера Африки мечети, разделённые рядами
подковообразных арок на поперечные нефы, и квадратные в плане башни-
минареты, увенчанные зубцами и маленьким купольным павильоном). В плане и
декоре постройки Тлемсена близки зодчеству Марокко и Андалусии (Юж. Испания):
здания украшены тонкой орнаментальной резьбой по стуку (алебастровой
штукатурке), сталактитами, глазурованными плитками. От 16 — 18 вв. в гг.
Алжир, Константина сохранились богатые дворцы и виллы турецких наместников
(в них ныне размещены музеи, библиотеки и др.). Старые городские дома
преимущественно 2—3-этажные, с плоскими крышами и замкнутыми двориками; в
тесных улицах Алжира верхние этажи домов выступают и опираются на деревянные
консоли. В селениях — дома из глины и сырца, большей частью с плоскими
крышами; в районах Кабилии преобладают двускатные черепичные крыши, в
некоторых сахарских поселениях (напр., Эль-Уэд) — своды и купола. С 1930-х
гг. в г. Алжир, в Оране, Аннабе, Беджаии (Бужи) и др. городах строятся
многоэтажные жилые, административные, деловые здания, роскошные виллы и
особняки ( франц. арх. П.А. Эмери, Б. Зсрфюсс, Л. Микель, П. Турнон и др.).
После освобождения Алжира особое внимание уделяется жилищному и школьному
строительству (группа арх. А. Коппа).
Прикладное искусство Алжира 19—20 вв., как и в средние века, представлено
изделиями из металла (сосуды с чеканным и гравированным узором, ювелирные
изделия), узорными тканями, коврами, вышивкой, расписной керамикой, изделиями
из кожи. Народное искусство сельского населения сохраняет традиционные
геометрические мотивы и расцветку (красно-сине-чёрная — в коврах, желто-
красная—в керамике); в произведениях городских ремесленников, испытавших
воздействие турецкого искусства, преобладают многоцветные растительные узоры
— извивающиеся побеги, цветы, листья.
Изобразительное искусство в Алжире 19 — начала 20 вв. было представлено
работами французских художников. В 20—30-х гг. 20 в. появляются художники-
алжирцы — 6ратья Мухаммед и Омар Расим, Темам Раием. В 1960-е гг. в Алжире
работает около 60 художников, которые объединены в Национальный союз
алжирских художников. К мастерам реалистического направления, отражающим в
своих произведениях борьбу за освобождение и жизнь алжирского народа,
относятся живописцы и графики X. Бенанбур, Б. Йеллес, М. Бузид, М. Иссиахен,
И. Самсом, Байя, скульптор М. Аддан. Среди художников-абстракционистов — Ш.
Месли, М. Хадда.
Архитекторов, живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного
искусства готовит Национальная школа архитектуры и изящных искусств в г.
Алжир (осн. в 1881).
Музыка, театр и кино
С древнейших времён народное музыкальное искусство существовало у кочевых и
оседлых племён Алжира и передавалось из поколения в поколение. Фольклорная
вокальная музыка — преимущественно монодическая, основана на семиступенных
звукорядах, обладает ритмическим многообразием. Начиная со 2 в. до н. э. это
искусство испытало влияние древнегреческой, затем римской и средневековой.
христианской музыки. Со времени завоевания Алжира арабами (7 в.) и особенно
с 10 в. большое распространение получила музыкальная культура мавританской
Андалусии, с 16 в.— военная турецкая музыка. Вместе с тем, в средние века в
Алжире были созданы местные музыкальные формы. Самая популярная из них —
нуба, представляет собой сюиту, в которой чередуются песенные (соло или
унисонный хор) и инструмент. С древних времён популярны нубы: сика, зидан,
мез-мум, муаль, рамель, исполняемые как хором, так и соло. Среди алжирских
музыкальных инструментов — ребаб (смычковый), уд (лютня), канун (род цитры),
госба (флейта), тбел, дефф (ударные) и др. Эти инструменты входят в
национальный оркестр.
В результате сближения традиционных классических и народных жанров в 20 в.
возник жанр лёгкой музыки, аль-джад, видным представителем которого стал
исполнитель и композитор Хадж Мухаммед аль-Анка.
По мере распространения в Алжире французского языка получил распространение
французский театр. Первая театральная труппа, игравшая на арабском языке,
возникла в 20-е гг. 20 в. Основателем её был актёр, драматург и режиссер Р.
Ксентини, написавший свыше 100 пьес, среди которых наиболее популярны
«Бу-Борма», <Мой кузен из Стамбула», «Зед-Алех» и др. Преемником Ксентини
был Б. Махиддин, написавший пьесы «Предатели», «Пробудившиеся», «Племя
поддакивающих». Труппа Махиддина ставила также пьесы А. Накли, М. Ульд Шейха и
других драматургов, произведения Мольера, Софокла, Ибсена в вольном переводе
на арабский язык.
С началом Национально-демократической революции (1954) многие актёры
участвовали в вооруженной борьбе. В дальнейшем большинство актёров его
труппы было вынуждено покинуть родину и создало за границей (в Тунисе)
Алжирский художественный ансамбль. После провозглашения независимости Алжира
в 1962 г. на базе этого ансамбля был создан Алжирский национальный театр во
главе с актёром и режиссёром М. Катебом. Наряду с драматическими
произведениями алжирских и зарубежных авторов (в 1963 Катеб перевёл и
осуществил постановку «Дон Жуана» Мольера) на сцене театра ставятся
музыкально-танцевальные представления. Крупнейшие театральные труппы
приняли участие в 1-м Всеафриканском фестивале в г. Алжир (1969).
Национальная кинематография в Алжире зародилась в период Национально-
демократической революции 1954—62 гг., когда был создан ряд документальных и
агитационных фильмов, посвящённых борьбе народа Алжира за независимость. Для
становления национальной кинематографии большое значение имели
национализация кинотеатров и создание в 1964 Национального центра
кинематографии. Среди лучших фильмов—« Битва за город Алжир» (1966) и «Ветер
с Ауреса» (1967).
ВЫВОДЫ:
1. Алжир – страна с древнейшей историей захватнических войн и
колонизации, как африканскими, так и евроазиатскими государствами. Главное
влияние оказали арабы, насадившие свою культуру, язык, религию (ислам).
Берберы - потомки исторически коренного населения – ливийцев, составляют
абсолютное меньшинство.
2. Образованию Алжира как государства способствовало его выгодное
географическое положение – здесь проходят важные мировые пути между
Атлантикой и Ближним Востоком, Европой и странами Африки.
3. АНДР – парламентская президентская республика с очень широкими
полномочиями президента.
4. Алжир – достаточно развитое в экономическом и культурном отношении
государство. Уровень жизни населения относительно высок, поддерживается
дотациями от государства, в основном за счет экспорта нефти, газа и пр.
Бесплатное обучение и медицинское обслуживание. Большое внимание оказывается
образованию.
5. АНДР – государство, характеризующееся политической нестабильностью, в
сдерживании которой главную роль играет армия. Основным фактором политической
нестабильности является борьба за власть, как между политическими движениями,
так и внутри них. Главными возмутителями политической жизни являются ИФС и
ХАМАС. Они составляют главную оппозицию государственному курсу (строительство
социализма, установление президентского режима, однопартийной системы и т.
д.). Одним из главных факторов, используемых оппозицией, являются
безработица, экономические трудности и т. п. Вместо конституции они выдвигают
законы шариата – коран. Основными методами борьбы у экстремистских исламских
организаций являются международный и внутренний терроризм.
6. Экономической базой Алжира являются природные ресурсы (нефть, газ,
руды и др.) и национализированные иностранные владения, фирмы, компании,
банки, имущество и т. д.
7. В Алжирской экономике в последние годы наметился переход от плановой
к рыночной; разрешено покупать землю из госфонда, нерентабельных
кооперативов; большая часть торговли перешла в частные руки.
8. Все еще остаются проблемы в здравоохранении: борьба с инфекционными и
экологическими заболеваниями, а также в ветеринарии – борьба с болезнями
животных, в т. ч. опасных для человека.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Азия и Африка сегодня. Журнал № 9, С. 19-21. М., 1996.
2. Африка. Общий обзор. Северная Африка. В книге: Страны и Народы. Научно-
популярное географо-этнографическое издание в 20 томах. М., «Мысль». 1982. С.
251-291.
3. Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах. Издание 3-е. Том 1. М.,
«Советская Энциклопедия», 1969. С. 422-434.
4. Страны мира сегодня. Том 3. Африка. Алжир. М.,1999.
5. Страны мира. Справочник. Под ред. И.С. Иванова. М., «Республика». 1999.
С. 13-15.
6. Эхо планеты. Журнал № 3 М.,1997.
7. Эхо планеты. Журнал № 4 М.,1998. С. 11.