Реферат: Жизнь и время правления

Ляпуно­вы подняли именем Дмитрия всю Рязан­скую землю. Возмутился Владимир со

всей землей. Во многих поволжских го­родах и отдаленной Астрахани

провозгласили Дмитрия царем. Из крупных го­родов только Казань, Нижний

Новгород, Великий Новгород и Псков сохранили верность московскому царю, А из

окра­инных городов сильное усердие к Шуйс­кому показал Смоленск. Жители его

не любили поляков и не ждали ничего хоро­шего от царя, посаженного ими.

Осенью 1606 года Болотников двинул­ся походом на Москву. Города сдавались ему

один за другим. 2 декабря он был уже в селе Коломенском. К счастью для

Шуй­ского, в армии Болотникова произошел раскол. Дворяне и дети боярские,

недо­вольные тем, что холопы и крестьяне хо­тят быть равными им, не видя при

том Дмитрия, который мог бы разрешить меж­ду ними споры, стали убеждаться,

что Бо­лотников их обманывает, и начали отсту­пать от него. Братья Ляпуновы

первые по­дали этому пример, прибыли в Москву и поклонились Шуйскому, хотя

терпеть не могли его. Болотников был разбит юным князем Михаилом Васильевичем

Скопиным-Шуйским и ушел в Калугу.

Избавившись от осады, Шуйский по совету патриарха Гермогена пригласил в

Москву бывшего патриарха Иова. Тот при­ехал в феврале 1607 года, простил и

раз­решил всех православных христиан от клятвы, наложенной им за нарушение

кре­стного целования Борису. Еще прежде гробы с телами Годуновых были

переве­зены в Троице-Сергиев монастырь и там погребены. Этими поступками царь

хотел примириться с прошлым и тем придать своей власти более законности. Но с

на­ступлением лета силы Болотникова опять начали увеличиваться пришедшими

каза­ками. Явился новый самозванец, родом муромец, незаконный сын "посадской

жен­ки" Илейка, ходивший прежде с бурлака­ми по Волге. Он назвал себя

царевичем Петром, небывалым сыном царя Федора Ивановича. Узнав, что войско

Петра идет к Калуге, князь Мстиславский, осаждав­ший здесь Болотникова,

отступил. Болот­ников пошел к Туле и соединился с Пет­ром. Тогда Шуйский

принял меры реши­тельные: разосланы были строгие прика­зы собираться отовсюду

служилым людям, монастырские и церковные вотчины дол­жны были также выставить

ратников, и таким образом собралось до 100 000 че­ловек, которыми царь

решился предводи­тельствовать сам. 5 июня 1607 года на реке Восме он встретил

объединенную ар­мию мятежников. Целый день шло упор­ное сражение, и Шуйский

одержал побе­ду. По некоторым известиям дело реши­лось тем, что князь

Телятевский с 4000 сподвижников перешел на сторону царя. Шаховской,

Болотников и царевич Петр отступили в Тулу, а Шуйский начал осаду. Осажденные

два раза отправляли гонца в Польшу, к друзьям Мнишека, что­бы те постарались

немедленно выслать какого-нибудь Лжедмитрия. Но самозва­нец нашелся сам

собой.

В начале июня явился в Стародуб по­дозрительный молодой человек, который

назвался родственником Нагих и всюду распространял слухи, что Дмитрий жив.

Когда же стародубцы подступили к нему с решительными вопросами, он самого

себя объявил Дмитрием. Кто был этот Лжедмитрий, неизвестно. Все, кто знаком

был с первым Дмитрием, дружно свиде­тельствуют, что второй нисколько не

по­ходил на него ни внешностью, ни харак­тером. Это был человек грубый,

невеже­ственный, жестокий и хитрый. Все повад­ки изобличали в нем темного

авантюрис­та, недаром в народе он получил прозви­ще Вора. Около самозванца

быстро стала собираться дружина, над которой он по­ставил начальником пана

Маховецкого.

Тем временем Шуйский находился под Тулой. Некто Кровков предложил царю

за­топить город, запрудив реку Упу. Сначала Шуйский с боярами смеялись над

этим предложением, но потом дали волю Кровкову. Тот велел каждому из ратных

людей принести по мешку с землей и начал пе­рекрывать реку, В городе начался

голод, и Болотников с Петром пошли на перего­воры с царем, соглашаясь сдать

город, если Василий обещает им помилование. Шуйский обещал пощаду. 10 октября

1607 года Тула сдалась. Петра повесили немедленно. Болотникова сослали в

Кар­гополь и там утопили. Шаховского сосла­ли на Кубенское озеро в глухой

монастырь.

Временная смута

Шуйский с торжеством возвратился в Москву, хотя знал уже о явлении нового

самозванца. Состояние войска не позво­ляло ему продолжить поход. К тому же он

хотел воспользоваться передышкой и же­нился на княжне Марье Петровне

Буйносовой-Ростовской, с которой обручился еще при жизни Дмитрия. Свадьбу

отпраз­дновали 17 января 1608 года. Псковский летописец пишет, что старый

царь страс­тно влюбился в свою молодую жену и ради ее прихотей стал

пренебрегать государ­ственными делами.

Весной самозванец двинулся на Мос­кву. Гетманом у него уже был известный в

Польше авантюрист князь Рожинский, По­вторилось то же, что было прежде с

пер­вым Дмитрием и Болотниковым, — город за городом сдавались самозванцу без

со­противления, а царские войска, имевшие огромный численный перевес, терпели

только поражения. 1 июня войско прибли­зилось к столицей стало лагерем в

Туши­но. На этом активные боевые действия прекратились. Шуйский, как видно,

боял­ся оставить столицу, население которой находилось в постоянном брожении,

и вместе с тем не доверял воеводам, боял­ся поставить все, что имел на карту,

из­бегал решительного сражения и держал все войско при себе, В этих

обстоятель­ствах царь мог рассчитывать скорее на помощь иноземцев, чем на

русских. По­этому он отправил в Новгород своего пле­мянника князя Михаила

Скопина-Шуйского, поручив ему вступить в переговоры со шведским королем

Карлом IX, давним вра­гом Польши. Но и здесь дела шли крайне медленно. Царь

бессилен был остановить смуту.

Однако прошло некоторое время, и народ опять обратился к Шуйскому, как к

единственной силе, которая могла гаран­тировать хоть какой-то порядок. Первые

предвестники этого перелома обозначи­лись уже осенью 1608 года. Так,

отделив­шиеся от самозванца поляки Лисовский и Сапега, осадили Троицкий

монастырь, но встретили под его стенами ожесточенное сопротивление. Примеру

знаменитой Сергиевой обители стали следовать и другие города, сначала робко,

но потом все бо­лее увереннее. Этому в немалой степени способствовали

бесчинства тушинцев. Многочисленные шайки казаков бродили тогда по всей

русской земле и именем Дмитрия творили такие чудовищные пре­ступления, перед

которыми бледнели вос­поминания об опричнине Грозного. Преж­де других

возвратились под власть Шуйс­кого северные города: Галич, Кострома, Вологда.

Белоозеро, Устюжна, Городец, Бежицкий Верх, Кашин. К ним присоединились

изгнанием тушинцев, города вступали между собой в переписку, зак­лючали союзы

и собирали войска на свой счет.

Шуйский чутко уловил эту перемену в общественном сознании и в своих грамо­тах

стал обращаться прямо к землям, с увещанием сохранять единство, собирать­ся

всем вместе. "А если вскоре не собе­рутся, — писал он, — а станут все врозь

жить и сами за себя не станут, то увидят над собою от воров конечное

разорение, домам запустение, женам и детям пору­гание; и самим себе будут, и

нашей хрис­тианской вере, и своему отечеству пре­датели".

Первые заговоры против Шуйского.

В Москве положение Шуйского было непрочным. В народе его не любили, но не

хотели и менять на кого-нибудь друго­го. Вот почему не увенчались успехом все

попытки свергнуть его с престола. Первая такая попытка была сделана еще 17

февраля 1609 года. Заговорщики в числе до 300 человек, во главе с Григорием

Сунбуловым, князем Романом Гага­риным и Тимофеем Грязным, обратились к боярам

с требованием свергнуть Шуйс­кого. Но бояре не взялись за это дело и

разбежались по домам ждать конца пере­ворота. Один только боярин князь

Васи­лий Голицын явился на площадь. Заговор­щики кинулись за патриархом в

Успенс­кий собор и потребовали, чтобы тот шел на Лобное место. Гермоген не

хотел идти, его притащили насильно и поставили на Лобное место. Заговорщики

опять стали кричать народу, что Шуйский избран не­законно одними своими

потаковниками, без согласия земли, что кровь христианс­кая льется за человека

недостойного и ни на что не потребного, глупого, нечестиво­го, пьяницу и

блудника. Но вместо одоб­рительных кликов заговорщики услыхали из толпы

слова: "Сел он, государь, на цар­ство не сам собою, выбрали его большие бояре

и вы, дворяне и служилые люди, пьянства и никакого неистовства мы в нем не

знаем; да если бы он, царь, вам и не­угоден был, то нельзя его без больших

бояр и всенародного собрания с царства свести". Тогда заговорщики стали

кричать;"Шуйский тайно побивает и в воду сажает братию нашу, дворян и детей

боярских, жен и детей, и таких побитых две тыся­чи". Патриарх спросил их:

"Как же это могло статься, что мы ничего не знаем? В какое время и кто именно

погиб?" На это заговорщики ничего не могли ответить вразумительного и стали

читать грамоту; "Князя-де Василия Шуйского одной Мос­квой выбрали на царство,

а иные города и того не ведают, и князь Василий Шуйс­кий нам на царстве не

люб и для него кровь льется, и земля не умирится: чтоб вам выбрать на его

место другого царя?" Патриарх отвечал: "До сих пор Москве ни Новгород, ни

Казань, ни Астрахань, ни Псков и ни которые города не указывали, а указывала

Москва всем городам; и что кровь льется, то это делается по воле Бо­жьей, а

не по хотению вашего царя". Ска­зав это, Гермоген отправился домой.

За­говорщики, не нашедшие ни у кого под­держки, не могли его удержать. Они с

кри­ками и руганью бросились во дворец, но Шуйский не испугался, он вышел к

ним и с твердостью спросил: "Зачем вы, клятвопреступники, ворвались ко мне с

такой наглостью? Если хотите убить меня, то я готов, но свести меня с

престола без бояр и всей земли вы не можете". Заговорщи­ки, видя везде

неудачу, бежали в Тушино, к Вору.

События возле Москвы.

Весной в Москве кончился хлеб. Но­вый из-за осады подвезти было невозмож­но.

Продукты вздорожали, от чего броже­ние в столице еще усилилось. По

свиде­тельству современников, дети боярские, а также черные люди приходили к

царю с криком и воплем, говоря: до чего доси­димся? Хлеб дорожает, а

промыслов ни­каких нет!

Чтобы сбить цены, Шуйский убедил Троицкого келаря Аврамия Палицына пу­стить в

продажу по два рубля хлеб из бо­гатых житниц его монастыря, находивших­ся в

Москве. Понижение цены на хлеб не­сколько успокоило народ. К тому же как раз

в это время Михаил Сяопин-Шуйский с новгородским ополчением и большим

шведским отрядом генерала Делагарди выступил на помощь Москве, Одновремен­но

вверх по Волге по направлению к Мос­кве двинулся из Астрахани боярин Федор

Шереметьев. Судьба самозванца должна была вот-вот решиться, но перед

Васили­ем вставали уже новые проблемы.

В сентябре 1609 года польское войс­ко под командованием короля Сигизмунда

осадило Смоленск. К внутренней сму­те прибавилась война внешняя. Понача­лу,

правда, это более отразилось на по­ложении самозванца. Король прислал в

Ту­шино строгое повеление ко всему польско­му рыцарству идти к нему на

помощь. Вож­ди тушинских поляков долго были в нере­шительности, как им

поступить. С само­званцем перестали считаться, в глаза че­стили его

мошенником и обманщиком. В декабре самозванец тайком уехал в Калу­гу. После

этого часть тушинцев поехала за ним, другие явились в Москву с повин­ной. В

январе 1610 года Скопин отбросил Сапегу от Троицкого монастыря, а в мар­те

Рожинский поджег Тушинский лагерь и поехал с оставшимися людьми к Сигизмунду.

Так Москва освободилась от Тушина. 12 марта Скопин и Делагарди торже­ственно

въехали в столицу. Шуйский встретил племянника с радостными сле­зами, хотя

прежде их не раз старались поссорить.

Смерть брата – Михаила.

Сам Василий не имел детей, но зато имел двоих братьев. Старший после него —

Дмитрий — считал себя наслед­ником престола. Однако народной любо­вью из

всего рода Шуйских пользовался лишь Михаил Скопин-Шуйский. Русские люди в нем

одном видели спасение госу­дарства, на него лишь возлагали свои на­дежды и не

чаяли для Василия другого на­следника. По свидетельству современни­ков, это

был красивый молодой человек, обнаруживавший светлый ум, зрелость суждений не

по летам, в деле ратном ис­кусный, храбрый и вместе с тем осторож­ный, ловкий

в обхождении с иноземцами. Еще до приезда в Москву Ляпунов попро­бовал

провозгласить его царем, но князь Михаил с негодованием отказался. После

этого князь Дмитрий Шуйский всеми си­лами старался оговорить Сколина перед

братом. Но Василий или был уверен в скромности племянника, не считая его

со­перником себе, или, побуждаемый благо­разумием, не начинал вражды с

любим­цем народа, сердился на брата за докуч­ливые наветы и даже, говорят,

однажды прогнал его от себя палкой. В самом деле, любимый и почитаемый

народом племян­ник должен был поддержать его на шат­ком троне. Но и в этом,

как и во многом другом, Шуйскому суждена была неудача. 23 апреля, на

крестинах у князя Ивана Ми­хайловича Воротынского, князь Скопин занемог

кровотечением из носа и после двухнедельной болезни умер. Пошел все­общий

слух о том, что его отравили, на­зывали даже и отравительницу — княги­ню

Екатерину Шуйскую, жену князя Дмит­рия. Даже если обвинения были

неспра­ведливы, смерть Скопина стала тяжелым и решительным ударом для

Шуйского. И прежде в нем видели царя несчастного, Богом не благословленного;

но Скопин примирил царя с народом, дав последне­му твердую надежду на лучшее

будущее. И вот этого примирителя более не было, и, что хуже всего, шла молва,

будто сам царь из зависти и злобы лишил себя и все царство крепкой опоры.

Конец царствования.

Приутихшая было смута поднялась с новой силой. Прокопий Ляпунов поднял против

Василия всю Рязанскую землю. 24 июня князь Дмитрий Шуйский, шедший с войском

на помощь Смоленску, был на­голову разбит гетманом Жолкевским у Клу-шина.

Самозванец, укрепивши в Калуге свою армию, вновь двинулся на Москву, взял

Серпухов, Каширу и 11 июля встал у села Коломенского.

Прокопий Ляпунов писал брату Захару в Москву, что более нельзя терпеть

Шуй­ского на троне, необходимо низложить его. Захар вместе с князем Василием

Голицы­ным стал сноситься с полководцами са­мозванца. Условились, что

москвичи сведут Шуйского с царства, а тушинцы от­ступятся от своего Вора. 17

июля Ляпу­нов с товарищами и большой толпой вор­вался во дворец и стал

говорить Шуйско­му: "Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля

опустела, ничего доброго не делается в твое правление, сжалься над гибелью

нашей, положи по­сох царский, а уж мы о себе как-нибудь промыслим".

Шуйский отвечал: "Смел ты мне вымол­вить это, когда бояре мне ничего такого

не говорят" — и выхватил нож. Ляпунов, раз­досадованный этим

противодействием, хотел, кажется, ударить царя, но другие не дали ему этого

сделать. Оставив Василия, Ляпунов отправился на Красную площадь, где уже

собирался народ. Решено было идти к Серпуховским воротам, где больше места, и

здесь решать всем народом, что дальше делать. После долгих речей бояре и

всякие люди приговорили: бить челом го­сударю Василию Ивановичу, чтоб он,

госу­дарь, царство оставил для того, что кровь многая льется, а в народе

говорят, что он, государь, несчастлив и горд и города ук­раинские, которые

отступили к Вору, его, государя, на царство не хотят.

В народе сопротивления не было. Со­противлялись немногие бояре, но недолго,

сопротивлялся патриарх, но его не послу­шали. Во дворец отправился царский

сво­як, князь Воротынский, и объявил Шуйс­кому приговор собора; "Вся земля

бьет тебе челом; оставь свое государство ради междоусобной брани, затем, что

тебя не любят и служить тебе не хотят". На эту просьбу, объявленную от имени

всего мос­ковского народа, Василий должен был со­гласиться. Он положил

царский посох и немедленно выехал из Кремля вместе с женой в свой прежний

боярский дом,

Однако на другой день оказалось, что тущинцы обманули и не отступились от

самозванца. Узнав об этом, Шуйский вос­прянул духом и послал денег московским

стрельцам, надеясь, что те опять возве­дут его на престол. Патриарх также

требовал, чтобы Шуйский вернулся во дворец. Но Ляпунов и другие зачинщики не

могли согласиться на это. 19 июля Ляпу­нов с четырьмя товарищами и монахами

Чудова монастыря пришел в дом Шуйско­го и объявил, что для успокоения народа

тот должен постричься. Шуйский наотрез отказался. Тогда пострижение

соверши­ли насильно. Старика держали во время обряда за руки, а князь Тюфякин

произ­носил вместо него монашеские обеты, сам же Шуйский не переставал

повторять, что не хочет пострижения.

Пострижение это, как насильственное, не могло иметь никакого значения, и

пат­риарх не признал его: он называл монахом князя Тюфякина, а не Шуйского,

Несмотря на то, невольного постриженника свезли в Чудов монастырь, постригли

также и жену его, а братьев посадили под стражу.

Свергнув Шуйского, боярская дума за­вязала переговоры с гетманом Жолкевским и

в конце концов должна была согла­ситься на избрание русским царем коро­левича

Владислава. Жолкевский распоря­дился и насчет Шуйского, По настоянию гетмана

его отправили в Иосифов Воло­коламский монастырь, а братьев его — в Белую.

Царицу Марию заключили в Суз­дальском Покровском монастыре. Обоим дозволено

было ходить в мирском платье.

В конце октября гетман выехал из Мос­квы, взяв с собою по просьбе бояр

Васи­лия и его семью. 30 октября он торже­ственно въехал в королевский лагерь

под Смоленском, В тот же день Жолкевский представил Сигизмунду Василия и его

братьев. Говорят, что, когда от Шуйского требовали, чтобы он поклонился

королю, он отвечал: "Нельзя Московскому и всея Руси государю кланяться

королю: правед­ными судьбами Божьими приведен я в плен не вашими руками, но

выдан мос­ковскими изменниками, своими рабами".

В октябре 1611 года, по взятии Смо­ленска, королю устроили почетный въезд в

Варшаву. Во главе русских пленников везли и пленного царя. Когда всех троих

Шуйских поставили перед королем, Ва­силий дотронулся рукой до земли и

по­целовал эту руку. Потом Шуйский был до­пущен к руке короля. Было это

зрелище великое, удивительное и жалость произ­водящее, говорят современники.

Хотя Юрий Мнишек требовал суда над Шуйс­ким за убийство Дмитрия, сейм отнесся

к нему с состраданием. По велению Сигизмунда всех троих братьев заключили в

Гостынском замке под Варшавой. Со­держание им определили нескудное, как это

видно из списка вещей и одежд, ос­тавшихся после смерти Василия. Похо­ронили

его неподалеку от места заклю­чения. В 1635 году прах Шуйского был перевезен

в Москву и погребен в Архан­гельском соборе.

Современники и потомки не жаловали Шуйского, нет числа обвинениям, которые

возводились на него при жизни и после смерти. Между тем нельзя не признать,

что в его жизни было немало моментов, когда он проявлял истинную мудрость,

му­жество и даже величие души. Несчастная судьба его достойна не столько

порица­ния, сколько жалости и сострадания.

Заключение.

Из всего выше изложенного можно сделать заключение, что Василий Иванович

Шуйский за время своего недолгого правления ничего сильно выделявшегося не

сделал. Как уже было упомянуто: «не особо любил предприимчивость, боялся

сделать какой-либо новый шаг». По этому принципу он и провел свои четыре года

правления всея Руси. Мне кажется ,что царь должен обладать таким качеством,

как решительность в сложной ситуации, но Василий Шуйский не обладал данным

качеством, что не позволило ему выделиться и продолжать управлять

государством в более длительном сроке. Хотя кто знает, что было бы сейчас не

будь он таким человеком.

Список используемой литературы:

Валишевский К. «Смутное время» М., 1993г.

Ключевский В.О. «Курс русской истории». М., 1989г.

Лев Диакон. «История». М., 1988г.

Соловьев С.М. «История России с древнейших времен». – Соч. в 18 кн. М.,1988 –

1995.

Рыжов к. «Все монархи России (600 кратких жизнеописаний)». – М.: Вече, 2003.

– 576 л., илл.

Ссылки:

Все цитаты находятся в «Все монархи России» на 133 – 140 стр.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты