Реферат: Жизнь и время правления

Реферат: Жизнь и время правления

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание............................2

2. Введение..............................3

3. Первый период . Заговор........................4

4. Во время царствования........................7

5. Временная смута...........................10

6. Первые заговоры против Шуйского....................11

7. Внешняя война...........................11

8. Смерть брата – Михаила.......................12

9. Конец царствования.........................13

10. Заключение..............................15

11. Список используемой литературы...................16

12. Ссылки...............................16

Введение.

В данном реферате я хотел бы осветить оного из монархов – Василия Ивановича

Шуйского. В реферате Шуйский описывается с 1580 года, хотя родился он в 1553

году, и до своей смерти – 12 сентября 1612 года. Правил он государством с

1606 – 1610 год. Жизнь Шуйского и его царствование описывается в нескольких

пунктах. В каждой из них будет соответственно описан тот период жизни,

который будет указан в оглавлении. Они будут содержать основные мысли и темы

из этого реферата. Здесь он представлен как государь, как человек, как

военнослужащий и т.д. Василий Шуйский ,как оказалось, был довольно интересным

человеком в своей жизни. Это был человек с довольно большой живостью,

способным к ведению различных дел и еще с государственной точки зрения он

обладал довольно большим количеством сторонников. Хотя с другой стороны по

характеру он был человеком старого русского быта, который не особо любил

предприимчивость, боялся сделать какой-либо новый шаг, но все же он имел

терпение, стойкость и твердость. Шуйский это был человек, которого жизнь уже

до его правления неплохо потрепала. Ведь уже в 28 лет он был воеводой, а

после смерти Грозного он стал противником Бельского, а потом и Годунова. Это

привело к смерти его родственников, которых Борис сослал и приказал убить.

Естественно это было сильное потрясение для Василия Шуйского. По ходу

реферата будет прослеживаться множество подобных моментов из жизни Василия

Шуйского.

Первый период. Заговор.

Василий Иванович принадлежал к роду князей Шуйских, отрасли великих князей

Суздальских и Нижегородских, потомков князя Андрея ІІ Ярославича. По духу и

по характеру он в высшей степени олицетворял свойства старого русского быта.

В нём видно отсутствие предприимчивости, боязнь всякого нового шага, но в то

же время терпение и стойкость. Молодость он свою провёл при Грозном: в 1580

году был дружкою царя на его последней свадьбе, а в 1581 – 1582 годах стоял

воеводой с полками на Оке, охраняя границу на случай, если хан пойдёт на

Москву. Но крымцы не дерзнули тогда напасть на Россию.

В 1584 году, после смерти Грозного, Василий сначала выступил с другими

боярами против Богдана Бельского, а потом был противником Бориса Годунова. В

1587 году Борис велел сослать и удавить Ивана Петровича и Андрея Ивановича

Шуйских; открытому противостоянию пришел конец – Борис окончательно утвердил

свою власть, а Василий Иванович, ставший теперь во главе рода Шуйских, должен

был на долгие годы смирить своё честолюбие. В 1591 году он был отправлен в

Углич для ведения следствия о загадочной смерти царевича Дмитрия. Следствие

подтвердило, что Дмитрий порезался ножом в припадке падучей. Однако и

современники, и потомки не без основания подозревали Шуйского в сокрытии

истинных причин смерти. Упорно ходили слухи, что царевича убили люди

Годунова, а Шуйский сознательно скрыл это, чтобы избежать преследований со

стороны мстительного временщика: как бы то ни было, в народе верили, что

Шуйский единственный, кто знает правду об угличской трагедии.

В 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича – последнего Рюриковича на

русском престоле, - Василий Иванович по знатности своего рода и по близости к

пресекшейся династии казался наиболее верным претендентом на трон. К тому же

Шуйский, в сравнении с другим знатным боярином князем Федором Ивановичем

Мстиславским, отличался большей живостью, способностью к ведению дел,

многочисленностью сторонников. Но царем стал Годунов. Он сразу окружил

Шуйского множеством шпионов. Не имея явных улик, чтобы обличить его в измене,

Борис мучил князя Василия своей подозрительностью, отнял семейное счастье, не

позволяя жениться, несколько раз удалял со двора, потом вновь приближал,

пытал невинных людей по одному подозрению в сочувствии к опальному роду.

Чтобы уцелеть, от Шуйского требовалось немало выдержки и осторожности, но

этими качествами он обладал в избытке.

В 1604 году, после того как претендент, называвший себя царевичем Дмитрием

Ивановичем, появился в русских пределах, Шуйский на Красной площади при

большом стечении народа несколько раз заявил о том, что это несомненный

самозванец, так как сам он своими руками погребал настоящего царевича в

Угличе, Успокоенный этими заверениями Годунов в январе 1605 года послал

Шуйского с войском против Дмитрия в помощь раненому князю Мстиславскому.

Новый воевода, провожаемый множеством чиновных стольников и стряпчих, нашел

войско близ Стародуба в лесах, между засеками, где оно, усиленное новыми

дружинами, как бы таилось от неприятеля в бездействии и унынии после

предыдущего поражения. Шуйский немедленно двинулся к Севску. Но Дмитрий не

хотел ждать их, С 15 ты­сячами он вышел против 70-тысячного царского войска и

встретил его в Добры-ничах. Несмотря на огромную разницу в численности армий,

претендент смелым ударом рассеял иноземные полки, но ког­да подступил к строю

русской пехоты, то был встречен мощным пушечным огнем и дружными залпами.

Атака захлебнулась, а затем все сподвижники Дмитрия обра­тились в бегство, и

он сам едва спасся от смерти. Шуйский и Мстиславский вполне могли после этой

победы завершить вой-чу и вытеснить остатки разбитого войска обратно в

Польшу. Но вместо этого они пошли осаждать Рыльск, а когда Борис вы­разил им

свое неудовольствие, подступи­ли к Кромам. Осада этого города затяну­лась до

весны. В апреле Борис Годунов скоропостижно умер. Царем стал его сын Федор.

Новое правительство отозвало Мстиславского и Шуйского в Москву, поскольку их

неумение или нежелание ис­требить претендента к этому времени всем стало

очевидно.

В мае в столицу пришло известие, что все войско присягнуло царевичу Дмитрию.

1 июня приехали послы от него — Наум Плещеев и Гаврила Пушкин и с Лобного

места читали грамоту на имя Мстиславс­кого и Шуйскихих. Народ заволновался,

но многих удерживало еще сомнение, что ца­ревич ненастоящий. Говорят, что в

эту ми­нуту послали за Василием Ивановичем и просили его объявить правду,

точно ли он похоронил Дмитрия в Угличе? А Шуйский будто бы отвечал, что

царевич спасся от убийц, а вместо него был убит и похоро­нен какой-то

попович. Эти слова и реши­ли судьбу Годуновых. Толпа ворвалась в Кремль,

Федора стащили с престола и от­правили под стражей в прежний боярс­кий дом

Бориса. 10 июня молодой царь и его мать были задушены людьми Дмитрия,

Не ожидая приезда нового государя, братья Шуйские вместе с князем

Мстис­лавским выехали к нему навстречу. Царе­вич принял их в Туле, поначалу

говорил с ними сухо, но потом простил.

Знал ли Шуйский, с кем он имеет дело? Надо отдать ему должное — всю жизнь он

упорно говорил, что настоящий Дмитрий мертв; и до появления претендента и

пос­ле его смерти он утверждал, что это са­мозванец. Лишь однажды (да и то мы

не знаем, было ли это на самом деле} он объявил перед народом, что царевич

мог уцелеть. Но и тогда разве утверждал он, что человек, объявивший себя

Дмитрием, именно он и есть? Как во всех поступках названного Дмитрия видна

внутренняя убежденность, что он истинный сын Гроз­ного, так и во всем

поведении Шуйского видна такая же убежденность в обратном.

20 июня Дмитрий въехал в Москву, а уже 23-го Шуйского схватили за крамолу.

Донесли, что он объявил торговому чело­веку Федору Коневу и какому-то Косте

лекарю, что новый царь — самозванец, и поручил им разглашать об этом тайно в

народе. Дело, однако, быстро вышло на­ружу, и Дмитрий велел судить Шуйского

Земскому собору. По свидетельству на­ших летописей, князь Василий в этих

труд­ных обстоятельствах едва ли не впервые в жизни показал, что он способен

быть твердым. Он не только не отрекся от своих слов, но и даже под пыткой

продолжал повторять, что под личиной Дмитрия скры­вается самозванец. Он не

назвал никого из своих соумышленников и был один при­говорен к смертной

казни: братьев его лишили только свободы. По некоторым иностранным известиям,

Дмитрий сам оспаривал Шуйского и уличал его в кле­вете, причем говорил с

таким искусством и умом, что весь собор был приведен в изумление, 25 июня

назначено было для исполнения приговора. Шуйский был вы­везен к плахе, уже

прочитана была ему сказка, или объявление вины, уже про­стился он с народом,

объявив, что умира­ет за правду, за веру и народ христианс­кий, как прискакал

гонец с объявлением помилования. Казнь заменена была ему ссылкой в Галицкие

пригороды, все име­ние Шуйских отобрали в казну.

Но уже 30 июля, венчаясь на царствие, Дмитрий объявил прощение всем

опаль­ным. В числе прочих вернулись и Шуйс­кие, которые, кажется, даже не

успели доехать до места ссылки. Им было воз­вращено боярство и все их

вотчины. Ут­вердившись в прежней власти, князь Ва­силий Иванович немедленно

возобновил и свои интриги. Но теперь он действовал осторожнее и готовил

переворот более тщательно.

Между тем Дмитрий позволил жениться и ему и князю Мстиславскому. Князь

Василий, которому было уже за пятьде­сят, поспешил обручиться с молодой

княж­ной Буйносовой-Ростовской. Дело загово­ра также продвигалось вперед. К

нему пристали князья Василий Васильевич Го­лицын и Иван Семенович Куракин.

Бояре положили между собой прежде всего убить царя, а потом уже решать, кто

из них будет править. При этом поклялись, что но­вый царь не должен никому

мстить за пре­жние обиды, но по общему совету управ­лять Российским царством.

Условившись с знатными заговорщиками, Шуйский стал подбирать других, из

народа, успел при­влечь на свою сторону 18-тысячный отряд новгородского и

псковского войска, сто­явший возле Москвы и назначенный к по­ходу на Крым.

Ночью собрались к князю Василию бояре, купцы, сотники с пятиде­сятниками из

полков. Шуйский объявил им о страшной опасности, которая грозит Москве от

царя, преданного полякам, пря­мо открылся, что самозванца признали истинным

Дмитрием только для того, что­бы освободиться от Годунова, думали, что такой

умный и храбрый молодой человек будет защитником православной веры и старых

обычаев, но вместо того царь лю­бит только иноземцев, презирает святую веру,

оскверняет храмы Божие и, наконец, женится на поганой польке. "Если мы, —

продолжал Шуйский, — заранее о себе не помыслим, то еще хуже будет. Я для

спа­сений православной веры опять готов на все, лишь бы вы помогли мне

усердно: каждый сотник должен объявить своей сотне, что царь самозванец и

умышляет зло с поляками; пусть ратные люди сове­туются с гражданами, как

промышлять делом о такой беде; если будут все заод­но, то бояться нечего; за

нас будет не­сколько сот тысяч, за него — пять тысяч поляков, которые живут

не вместе, а в разных местах".

Но заговорщики никак не надеялись, что большинство будет за них, поэтому

условились по первому набату броситься во дворец с криком: "Поляки бьют

госуда­ря!" — окружить Дмитрия, как будто для защиты, и убить его. В ночь с

16 на17 мая 1606 года в Москву вошел отряд, привле­ченный на сторону

заговорщиков; он за­нял все 12 ворот и не пускал уже никого ни в Кремль, ни

из Кремля, Около четы­рех утра ударили в колокол на Ильинке, у Ильи Пророка,

на новгородском дворе, и разом заговорили все колокола московс­кие. Толпы

народа хлынули на Красную площадь; там уже сидели на конях бояре и дворяне,

числом до двухсот, в полном вооружении. Не дожидаясь, пока соберет­ся много

народу, Шуйский в сопровожде­нии одних приближенных въехал в Кремль через

Спасские ворота, держа в одной руке крест, в другой меч. Подъехав к

Ус­пенскому собору, он сошел с лошади, при­ложился к образу Владимирской

Богома­тери и сказал окружавшим: "Во имя Божие идите на злого еретика". Толпы

дви­нулись ко дворцу. Дмитрий, узнав в чем дело, перебежал по галерее к

каменному дворцу, хотел по подмосткам спуститься на землю, но упал с высоты

15 сажен на двор и сильно разбился. Стрельцы, не бывшие в заговоре, подобрали

его, сна­чала не хотели отдавать, но лотом всту­пили в переговоры с

восставшими. В то время как страсти все более накалялись, некто Григорий

Валуев подскочил к ране­ному и застрелил его.

После того как цель заговора была достигнута, Шуйскому потребовалось мно­го

сил, чтобы остановить своих разошед­шихся сторонников. Семь часов кряду в

городе шла резня. По одним известиям поляков было убито 1200 или 1300

чело­век, а русских — 400, по другим — одних поляков 2135 человек, иные же

полага­ют — 1500 поляков и 2000 русских.

Во время царствования.

Несмотря на то, что восстание было поднято во имя православной веры и

Рус­ской земли, в народном сознании оста­лось мнение, что совершилось

нечистое дело, Многие в Москве были за Дмитрия, многие взялись за оружие при

известии, что поляки бьют царя. Увидев теперь его изуродованный труп, они не

могли не ис­пытывать разочарования. Тем временем заговорщики начали думать,

как бы с со­гласия всей земли избрать нового госу­даря. Надо было избирать

также и патри­арха, так как прежнего патриарха Игна­тия, сторонника Дмитрия,

свели с престо­ла в тот же день,

19 мая в 6 часов утра купцы, разно­счики, ремесленники собрались на Крас­ной

площади. Бояре, придворные чины и духовенство вышли к народу и предложи­ли

избрать патриарха, который должен был стоять во главе временного

прави­тельства и разослать грамоты для собра­ния людей из городов. Но на

предложе­ние бояр толпа закричала, что царь нуж­нее патриарха, а царем должен

быть князь Василий Иванович Шуйский. Никто не ос­мелился возразить толпе,

только что по­казавшей свою силу убийством Дмитрия, и Шуйский был даже не

избран, а, по удач­ному выражению современника, выкрик­нут на царство.

Исполняя обещание, данное товари­щам своим по заговору. Шуйский цело­вал

крест в Успенском соборе, что без бо­ярского суда отныне никого не

пригово­рит к смерти, что не будет отбирать вот­чины и имущество у

родственников пре­ступника, что не будет слушать доносов, а будет управлять

страной с общего со­вета бояр. Повсюду разосланы были грамоты с перечислением

преступлений уби­того Дмитрия, правда, большей частью ожидаемых, чем

совершенных. Писали о его тайных обещаниях королю относитель­но передачи

спорных земель, о намере­нии ввести католичество, о желании пе­ребить всех

бояр. От имени царицы Мар­фы и Михаила Нагого разослана была осо­бая грамота,

в которой те прямо отрека­лись от Дмитрия и объявляли его само­званцем.

1 июня 1606 года Шуйский венчался на царство без малейшей пышности, буд­то

человек, вступающий в тайный брак или стыдящийся своего ничтожества. Новый

царь был маленький старик, 53-х лет от роду, очень некрасивый, с

подслеповаты­ми глазами, начитанный, очень умный и очень скупой. Сразу вслед

за тем был воз­веден на престол новый патриарх — быв­ший казанский митрополит

Гермоген, из­вестный своим сопротивлением неправославным поступкам Дмитрия.

Первым публичным делом Шуйского после принятия царского сана было пере­везти

тело царевича Дмитрия в Москву. За этим телом ездил ростовский митрополит

Филарет и с ним двое Нагих — Григорий и Андрей. 3 июня мощи Дмитрия были

при­везены и выставлены в Архангельском со­боре. Таким образом царь как бы

всена­родно давал понять, что и первый Дмит­рий, и все те, кто явятся за ним

(о том, что Дмитрий удалось спастись, говорили в Москве уже на другой день

после восстания), — не более, чем самозванцы. Но этой мерой нельзя было уже

остановить начинающуюся смуту. Сам Шуйский невольно способствовал ее

зарождению. Он сослал в Путивль за преданность Дмитрию князя Григория

Петровича Шаховского. Шаховской, приехав в Путивль, собрал жителей и объявил

им, что царь Дмитрий жив и скры­вается от врагов. Путивльцы немедленно

восстали против Шуйского, их примеру последовали другие северские города.

Воевода Черниговский Андрей Телятевский также пристал к ним. Началась

волнения в самой Москве. Однажды, идя к обед­не, Василий увидел множество

народа у дворца; толпу возбудили известием, что царь будет говорить с

народом, Шуйский остановился и. плача от досады, сказал окружавшим его

боярам, что им не нужно выдумывать коварных средств, если хотят от него

избавиться, что, избрав его царем, могут и низложить его, если он им

неуго­ден, и что он оставит престол без сопро­тивления. Потом, отдав им

царский посох и шапку, продолжал: "Если так, выбирай­те, кого хотите". Бояре

стали уверять, что они верны в своем крестном целовании. "Так наказывайте

виновных", — сказал Шуйский. Те уговорили народ разойтись. Пятерых крикунов

схватили, высекли кну­том и сослали.

Столица на некоторое время успокои­лась, но на Украине события закручива­лись

не на шутку. Здесь никогда не было недостатка в удалых и отважных людях.

Теперь же их явилось даже с избытком. Войска, собранные под Ельцом, избрали

предводителем Истому Пашкова и при­сягнули все до единого стоять за

закон­ного царя Дмитрия. В то же время из Польши явился Иван Болотников и

объя­вил, что виделся за границей со спасшим­ся Дмитрием и что тот поручил

ему воз­главить восстание. Шаховской дал ему начальство над войском.

Болотников вскоре доказал, что в нем не ошиблись. С 1300 казаков он пришел

под Кромы и наголову разгромил пятитысячный царс­кий отряд. С этого времени

его имя ста­ло широко известно и множество ратных людей стали стекаться под

его знамена. Грамоты Болотникова произвели мятеж, охвативший Московскую землю

подобно пожару. В Веневе, Туле, Кашире, Алек­сине, Калуге, Рузе, Можайске,

Орле, Дорогобуже, Зубцове, Ржеве, Старице целовали крест Дмитрию. Дворяне

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты