: Русь - IX век

печенегами ,бесславной смерти Игоря в древлянских степях реализация его

планов не закончилась : Экспедиция в составе Византийского флота против

критских корсар; заслон против арабского давления на империю с юго-

востока.После этого княгиня Ольга предприняла еще две посольские миссии в

Византию и Германию, которые она лично возглавила.

Сведения об этих событиях сохранились в ряде русских ,византийских и западных

источников: «Повести временных лет»,«Новгородской первой летописи» и

«Летописце Переяславля-Суздальского».

О визите Ольги в Константинополь и о ее крещении сохранились сведения из

греческих источников.

О дипломатических контактах Руси с Германией - из германских источников.

Первые же светские труды появились в работах В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова,

А.Л.Шлацера, Н.М.Карамзина, М.Н.Погодина и др..Эти авторы уделили большое

внимание правлению Ольги ,хотя и сомневались в достоверности всех фактов

записанных в летописях.

Историки советского периода: В.П.Шушарин, В.Т.Пашуто и др. внимательно

проанализировав летописи ,связали много фактов и выделили неправду.

В середине 20-го века в отечественной историографии развернулась полемика по

вопросу достоверности известий о событиях 955г.: посещения Ольгой

константинополя ,встречи ее с императором и патриархом и крещения Ольги.В

этих вопросах была наиболее распространенной версия Шахматова , которая была

поддержена Н.Полонской, Д.С.Лихачевым, М.В.Левченко, А.Г.Кузьминым.Все они

считают недостоверными тексты летописей потому , что там налицо раздвоен-

ность информации : с одой стороны -о царском приеме Ольги в Константинополе,

с другой - о тяжкой обиде ,которую нанесли княгине в Византии.

Одинокий голос в защиту достоверности летописного текста прозвучал из уст

С.Ф.Платонова.

Итак ,за полторастолетнию историю историографии этого вопроса выявилось

множество противоречий и точек зрения.

Первая:

1. внешнеполитические усилия Руси были направлены на Запад;

2. история посольства рассматривалась как заурядное явление ,реализация

догово-

ра 944г.;

3. цели посольства являлись весьма прозаическими;

4. обращалось внимание на невысокий уровень приема русских послов,

мизерность преподнесенных ему даров и нескончаемых обидах русских;

5. навязывание своей политики.

На встрече с германским правителем историки тоже отметили навязывание руссам

своей политики.

Вторая:

1. Ольга отправилась в Византию и искала контактов с Оттоном 1, чтобы

добиться для Руси цесарского титула,получить еще политических привилегий,

использовать крещение в политических целях, укрепить мирные отношения с

европейскими державами;

2. ряд авторов заметил о небывало высоком уровне приема посольства;

3. были замечены колебания русской стороны по поводу выбора политического

пути.

2.ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ

ОЛЬГИ.

Несостоятельность язычества. - Известие о принятии христианства Владимиром.

- Распространение христианства на Руси при Владимире. - Средства к

утверждению христианства. - Влияние духовенства. - Войны Владимира. -

Первое столкновение с западными славянами. - Борьба с печенегами. Отношения

к Скандинавии и Польше. - Последняя греческая война. - Борьба с печенегами.

- (980 - 1054)

Теперь обратимся ко внешней деятельности Владимира. К его княжению относится

окончательное подчинение русскому князю племен, живших на восток от великого

водного пути. Олег наложил дань на радимичей, Святослав - на вятичей, но

или не все отрасли этих племен пришли в зависимость от русского князя, или,

что всего вероятнее, эти более отдаленные от Днепра племена воспользовались

уходом Святослава в Болгарию, малолетством, а потом междоусобием сыновей его

и перестали платить дань в Киев. Как бы то ни было, под 981 годом встречаем у

летописца известие о походе на вятичей, которые были побеждены и обложены

такою же данью, какую прежде платили Святославу, - ясное указаяие, что

после Святослава они перестали платить дань. На следующий год вятичи снова

заратились и снова были побеждены. Та же участь постигла и радимичей в 986

году: летописец говорит, что в этом году Владимир пошел на радимичей, а перед

собой послал воеводу прозванием Волчий Хвост; этот воевода встретил радимичей

на реке Пищане и победил их; отчего, прибавляет летописец, русь смеется над

радимичами, говоря: «Пищанцы волчья хвоста бегают». Кроме означенных походов

на ближайшие славянские племена, упоминаются еще войны с чужими народами: с

ятвягами в 953 году; летописец говорит, что Владимир ходил на ятвягов,

победил и взял землю их; но последние слова вовсе не означают покорения

страны: ятвягов трудно было покорить за один раз, и потомки Владимира должны

были вести постоянную, упорную, многовековую борьбу с этими дикарями. В

скандинавских сагах встречаем известие, что один из норманских выходцев,

находившийся в дружине Владимира, приходил от имени этого князя собирать дань

с жителей Эстонии; несмотря на то что сага смешивает лица и годы, известие об

эстонской дани, как нисколько не противоречащее обстоятельствам, может быть

принято; но нельзя решить, когда русские из Новгорода впервые наложили эту

дань, при Владимире ли, т. е. при Добрыне, или прежде. Встречаем в летописях

известия о войнах Владимира с болгарами, с какими - дунайскими или

волжскими - на это разные списки летописей дают разноречивые ответы;

вероятно, были походы и к тем и к другим и после перемешаны по одинаковости

народного имени. Под 987 годом находим известие о первом походе Владимира на

болгар; в древнейших списках летописи не упомянуто, на каких именно, в других

прибавлено, что на низовых, или волжских, в своде же Татищева говорится о

дунайских и сербах. Как бы то ни было, для нас важны подробности предания об

этом походе, занесенные в летопись. Владимир пошел на болгар с дядею своим

Добрынею в лодках, а торки шли на конях берегом; из этого видно, что русь

предпочитала лодки коням и что конницу в княжеском войске составляли

пограничные степные народцы, о которых теперь в первый раз встречаем известие

и которые потом постоянно являются в зависимости или полузависимости от

русских князей. Болгары были побеждены, но Добрыня, осмотрев пленников,

сказал Владимиру: «Такие не будут нам давать дани: они все в сапогах; пойдем

искать лапотников». В этих словах предания выразился столетний опыт. Русские

князья успели наложить дань, привести в зависимость только те племена

славянские и финские, которые жили в простоте первоначального быта,

разрозненные, бедные, что выражается названием лапотников; из народов же

более образованных, составлявших более крепкие общественные тела, богатых

промышленностию, не удалось покорить ни одного: в свежей памяти был неудачный

поход Святослава в Болгарию. В предании видим опять важное значение Добрыни,

который дает совет о прекращении войны, и Владимир слушается; оба народа дали

клятву: «Тогда только мы нарушим мир, когда камень начнет плавать, а хмель

тонуть». Под 994 и 997 годами упоминаются удачные походы на болгар: в первый

раз не сказано на каких, во второй означены именно волжские. Мы не будем

отвергать известий о новом походе на болгар дунайских, если примем в

соображение известия византийцев о помощи против болгар, которую оказал

Владимир родственному двору константинопольскому. Важно также известие о

торговом договоре с болгарами волжскими в 1006 году. Владимир по их просьбе

позволил им торговать по Оке и Волге, дав им для этого печати, русские купцы

с печатями от посадников своих также могли свободно ездить в болгарские

города; но болгарским купцам позволено было торговать только с купцами по

городам, а не ездить по селам и не торговать с тиунами, вирниками, огнищанами

и смердами.

<P>

Ко временам Владимировым относится первое столкновение Руси с западными

славянскими государствами. Мы оставили последние в половине IX века, когда

моравские князья обнаружили попытку основать у себя народную церковь и когда

история Польши начала проясняться с появлением новой княжеской династии

Пястов. Между тем борьба моравов с немцами продолжалась еще с большим

ожесточением; чехи и сербы принимали в ней также участие; моравы вели войну

по старому славянскому обычаю: они давали врагу свободно опустошать открытые

места, и враг, опустошив землю и не покорив народа, должен был возвращаться

без всякого успеха и гибнуть с голоду на дороге. Но Ростислав, непобежденный

немцами, был схвачен и выдан Карломану, сыну и наследнику Людовика немецкого,

племянником своим Святополком, который, чтоб иметь себе опору и обеспечение,

поддался немецкому королю; Ростиславу выкололи глаза и заперли в один

немецкий монастырь. Гибель Ростислава, однако, ненадолго переменила ход дел:

Святополк наследовал его стремления, и борьба возобновилась с новою силою,

причем Святополк начал уже наступательные движения на немецкие области. При

Святополке яснеет и история чехов, потому что в это время принял христианство

князь чешский Буривой от св. Мефодия. Не Моравии, однако, и не западным

славянам вообще суждено было основать славянскую империю с независимою

славянскою церковию. В последнее десятилетие IX века на границах славянского

мира явились венгры. Политика дворов византийского и немецкого с самого

начала обратила этот народ в оружие против славян: греки обратили их против

болгар, немцы - против Моравской державы. Арнульф Каринтийский, побочный

сын Карломана, соединившись с венграми, пошел на Святополка; моравы, по

обычаю, засели в укреплениях и дали пленить землю свою врагам, которые и

должны были только этим удовольствоваться. Но в 894 году умер Святополк, и с

ним рушилось могущество первой славянской державы. В то время, когда западным

славянам нужно было сосредоточить все свои силы для отпора двум

могущественным врагам, моравские владения разделились на три части между

тремя сыновьями Святополка. Братская вражда погубила дело Моймира, Ростислава

и Святополка; сыновья чешского Буривоя отделились от Моравии и поддались

Арнульфу немецкому, и с 906 года прекращаются все известия о Моравии: страна

стала добычею венгров; подробностей о падении первого славянского государства

нет нигде. Разрушение Моравской державы и основание Венгерского государства в

Паннонии имели важные следствия для славянского мира. Славяне южные были

отделены от северных, уничтожено было центральное владение, которое начало

соединять их, где произошло столкновение, загорелась сильная борьба между

Востоком и Западом, между германским и славянским племенем, где с помощью

Византии основалась славянская церковь; теперь Моравия пала, и связь славян с

Югом, с Грециею, рушилась: венгры стали между ними, славянская церковь не

могла утвердиться еще, как была постигнута бурею, отторгнута от Византии,

которая одна могла дать питание и укрепление младенчествующей церкви. Таким

образом, с уничтожением самой крепкой связи с востоком, самой крепкой основы

народной самостоятельности, западные славяне должны были по необходимости

примкнуть к западу и в церковном и в политическом отношении. Но мало того,

что мадьярским нашествием прекращалась связь западных славян с Византиею,

прекращалась также и непосредственная связь их с Римом, и они должны были

принимать христианство и просвещение из рук немцев, которые оставались для

них теперь единственными посредниками; этим объясняется естественная связь

западных славян с Немецкою империею, невозможность выпутаться из этой связи

для государственной и народной независимости. Христианское стало синонимом

немецкому, славянское - языческому, варварскому; отсюда то явление, что

ревностные христиане между западными славянами являются вместе ревностными

гонителями своего, славянского, и тянут народ свой к западному, т. е.

немецкому; отсюда же обратное явление, что защитники своего являются

свирепыми врагами христианства, которое приносило с собою подчинение немцам;

отсюда несчастная борьба полабских славян против христианства, т. е. против

немцев, в которых они не могли получить помощи от христианских

единоплеменников своих, и должны были пасть.

<P>

После падения Моравской державы на первом плане в истории западных славян

являются чехи. Чехи были обязаны мирным распространением христианства у себя

тому, что князь их Буривой принял евангелие чрез моравов от св. Мефодия, чрез

своих славянских проповедников. Славянская церковь, следовательно, началась

было и у чехов, но после падения Моравии не могла долее держаться. Чехи не

могли высвободиться из-под государственной зависимости от Немецкой империи:

внук Буривоя, св. Вячеслав, обязался платить Генриху Птицелову ежегодно 500

гривен серебра и 120 волов; невозможность поддержать христианство без помощи

немецкого духовенства и невозможность успешной борьбы с мадьярами без помощи

немецкого императора делали зависимость чехов от Империи необходимою.

Вячеслав погиб от брата своего Болеслава I, который сначала думал было о

возможности возвратить независимость чехам от Империи, но после многолетней

борьбы с императором Оттоном I увидал необходимость подчиниться ему. Между

тем в начале второй половины Х века венгры, потерпевшие сильное поражение от

Оттона при Лехе и добитые Болеславом чешским, прекратили свои опустошительные

набеги на европейские государства, поселились в пределах прежде занятых ими

земель и, приняв христианство, вошли в общество европейских народов. Княжение

Болеслава I замечательно внутренними переменами у чехов, а именно, усилением

власти верховного князя над остальными князьями, носившими название лехов; до

сих пор эти лехи называются у писателей reguli, или duces, и верховный князь

из рода Пршемыслова являлся не более как старшим между ними; но при Болеславе

I, как видно, отношения переменились в пользу власти верховного князя; на

средства, какими Болеслав I достиг этой перемены, может намекать прозвание

его Грозный, или Укрутный. Подчиняясь на западе Империи, чешские владения

начинают, однако, при Болеславе расширяться к юго-востоку, чему особенно

способствует обессиление мадьяров; так, присоединяется к чехам нынешняя

Моравия и земля словаков, между Дунаем и Карпатами; на север от Карпат также

видим чешские владения. Еще более распространилась область чехов в княжение

Болеслава II Благочестивого, сына Грозного; никогда потом границы Чешского

государства не были так обширны, ибо все государство Святополка принадлежало

теперь чехам. Несмотря, однако, на распространение чешских пределов, в

церковном отношении чехи принадлежали к епархии регенсбургского архиепископа:

после этого нечего удивляться политической зависимости чехов от Немецкой

империи, ибо церковные отношения тогда господствовали над политическими.

Только при Болеславе II, в 973 году, основано было особое пражское

епископство, где первым епископом был саксонский монах Дитмар; преемником его

был знаменитый Войтех, родом из знатной чешской фамилии; несмотря однако, на

это, никто так не старался о скреплении чешской церкви с западом, никто так

не старался об искоренении славянского богослужения, как Войтех. Такой

характер деятельности условливался самою борьбою ревнителя христианства,

каким был Войтех, с языческими нравами и обычаями, которые в его глазах были

славянские; в подобной борьбе средина редко соблюдается: отечеством для

ревностного епископа была не Богемия, но запад, страны христианские, тогда

как Богемия была исполнена еще языческих воспоминаний, возбуждавших только

вражду Войтеха; церковная песнь на славянском языке звучала в его ушах

языческою богослужебною песнею и потому была противна; слово бог напоминало

ему славянского идола, только слово заключало для него понятие истинного

бога. Смертью Болеслава II (999 г.) кончилось могущество чехов и перешло к

ляхам. При распространении своих владений на западе Пясты встретились с

немцами, императоры которых также распространяли свои владения на счет славян

приэльбских; легко было предвидеть последствия этого столкновения: четвертый

Пяст, Мечислав, или Мешко, уже является вассалом императора, платит ему дань;

в 965 году Мечислав женился на Дубровке, дочери чешского князя Болеслава 1, и

по ее старанию принял христианство; но в это время славянская церковь никла у

чехов и потому не могла укорениться в Польше; отсюда новые крепкие узы

связали Польшу с западом, с Немецкою империею: в Познани была учреждена

епископская кафедра для Польши и подчинена архиепископу магдебургскому.

Второй брак Мечислава на Оде, дочери немецкого маркграфа Дитриха, еще более

укрепил немецкое влияние в Польше. Тесная связь этой страны с западною

церковию и империею отняла у северных славян последний оплот их независимости

от немецкого ига: теперь польский князь в союзе с немцами начинает

наступательные движения против своих языческих единоплеменников. При

Мечиславе начинаются первые враждебные столкновения Руси с Польшею: под 981

годом летописец наш говорит, что Владимир ходил к ляхам и занял города их -

Перемышль, Червен и другие. Чешские историки утверждают, что эти города не

могли быть отняты у поляков, но у чехов, потому что позднейшая земля Галицкая

до Буга и Стыря, к востоку, принадлежала в это время чехам; они основываются

на грамоте, данной пражскому епископству при его заложении, где границами его

к востоку поставлены реки Буг и Стырь в земле Хорватской. Но, во-первых, в

грамоте границы означены очень смутно; видно, что писавший ее имел плохие

географические понятия о стране; во-вторых, был обычай расширять как можно

далее пределы епископств, заложенных в смежности с языческими народами.

Некоторые ученые справедливо замечают также, что русский летописец умеет

отличать ляхов от чехов и потому не мог смешать их, и принимают, что Владимир

отнял Червенские города не у чехов и не у поляков, но покорил малочисленные

до тех пор свободные славянские племена и стал чрез это соседом чехов. Но

рассуждать таким образом - значит опять не принимать свидетельств нашего

летописца, который также хорошо умеет отличать хорватов от ляхов, как

последних от чехов, и прямо говорит, что Владимир ходил к ляхам и у них взял

Червенские города; всего вероятнее, что чешские владения ограничивались

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты