: Проблема возникновения жизни на земле

: Проблема возникновения жизни на земле

Экзаменационная работа

по биологии

ученика 11 Б класса

средней школы №943

Южного учебного Округа

Московского комитета образования

Тервисиди Леонида

Тема: «Проблема возникновения жизни на земле».

Учитель: Аношина Е.В.

Москва 1997 - 98 учебный год.

План реферата.

Введение.

Глава 1. Первые шаги.

1.1. Философские мысли о возникновении жизни.

1.2. Религиозные взгляды на жизнь.

1.3. Научный взгляд на жизнь.

1.4. Жизнь из космоса.

Глава 2. Возникновение жизни.

2.1. Предпосылки возникновения жизни на земле.

2.2. Зарождение и развитие эволюционной идеи.

2.3. Эволюция одноклеточных организмов.

2.4. Возникновение и развитие многоклеточной

организации.

2.5. Эволюция растительного мира.

2.6. Эволюция животного мира.

2.7. Эволюция биосферы.

Заключение.

Введение.

В нашей современной суете мы слишком заняты своими повседневными делами, но

стоит вырваться куда-нибудь в лес, в горы, к реке, оглядеться и сразу в

голове возникает множество вопросов: как это все появилось, какое место в

природе занимает человек.

С незапамятных времен происхожде­ние жизни было загадкой для человече­ства. С

мо­мента своего появления благо­даря труду человек начинает выделяться среди

осталь­ных жи­вых су­ществ. Но спо­собность задать себе вопрос «откуда мы?»

человек получает сравни­тельно не­давно-7-8 тыс. лет назад, в начале но­вого

каменного века (неолита). Весьма при­мечательно, что именно в начале нео­лита

люди выходят из пещер и начинают строить по­стоянные жи­лища на откры­тых

местах. Перед взором человека рас­крывается мир, который до того был ему

известен лишь частично по охотничьим вылазкам. Кар­тина окружающего мира

непре­рывно обогащается, так как челове­ческий разум откры­вает все новые

гори­зонты. Этому способствует зарождение земледелия и ремесел. До этого

времени человек с трудом отделял себя от других животных (человек был и

охот­ником, и своеобразной дичью), но по­степенно он стал отграничивать себя

от природы и своим внутренним духовным миром. Вместе с этим появляется вера в

то, что окружаю­щая природа - животные и рас­тения, реки и моря, горы и

равнины-то же одушевлена.

Это примитивное, но практичное отождествление окружающей природы с

одушев­лен­ностью человека имело серьезные последствия. Первые примитивные

формы веры в нере­альные, сверхъестественные или божественные силы,

существовавшие уже 35-40 тыс. лет назад, расширяются и укрепляются. Человек

понимает, что он смертен, что одни рож­даются, а другие умирают, что он

создает орудия труда, обрабатывает земли и полу­чает ее плоды. А что же лежит

в основе всего, кто первосоздатель, кто создал землю и небо, животных и

рас­тения, воздух и воду, день и ночь и, наконец, самого человека?

Так возникло представление о сотво­рении мира как о «творческом акте» бо­га,

и этот миф лежит в основе всех рели­гий. В Библии говорится: «В начале Бог

создал небо и землю»; на четвертый день Бог распоряжается: «Да произведет

вода обильное множество одушевлен­ных га­дов, и птицы да летают над землей в

не­бесном просторе». Вторая часть творе­ния: «И создал Бог человека по своему

образу и подобию». И, наконец: «Гос­подь Бог создал жен­щину из ребра,

кото­рое взял от человека, и привел ее к чело­веку».

Как сборник различных по времени написания и по содержанию произведе­ний

древ­неев­рейской культуры Библия (ее древнейшая часть известна с IX в. до н

.э.) заимство­вала пред­ставления о со­творении мира из древневавилонских и

древнеегипетских мифов. Эти мифы -продукт чистой фантастики и мистициз­ма,

но они показывают нам, какими бы­ли древние представления о происхожде­нии

мира. Впрочем, они властвовали умами людей на протяже­нии тысячеле­тий;

многие верят в них даже и сегодня; известно, что простого человека ле­генды и

мифы всегда волновали больше, чем научная истина.

Одна счастливая находка - алебастро­вая ваза, найденная при археологических

раскоп­ках древнешумерского города Урука, который существовал в Южной

Месопотамии 4000 лет назад - позволила познакомиться с древними

представле­ниями о возникновении жи­вых су­ществ. Ваза украшена в несколько

ярусов. В самом низу изображены морские волны. Из них поднимаются растения,

далее сле­дуют животные, а на самом верху - лю­ди. Над всем этим -

скульптурная компо­зиция с богиней жизни и плодородия Иштар. Примечательно,

что еще с древ­них времен идет стремление человека по­ставить себя на верхней

ступени лест­ницы жизни как существо, «стоящее бли­же всех к ангелам».

Идея самозарождения жизни из воды, ила или гниющей материи также идет от

древ­них мифов. В различных вариантах эта идея дожила до начала нашего века.

Глава 1. Первые шаги.

1.1. Философские мысли о возникновении жизни.

Древнегреческие философы Милетской школы (VIII-VI вв. до н. э.) принимали

идею воз­никновения живых существ из воды либо из различных влажных или

гниющих мате­риалов, что было результатом непосредственного влияния

вавилонской культуры. Но еще Фалес (624-547 гг. до н. э.) оспаривал

ми­фологические представления и создал сти­хийно-материа­листическое

мировоз­зрение с элементами диалектики.

Соглас­но Фалесу и его последовате­лям, возник­новение живых существ из воды

про­изошло без какого-либо вмешательств ду­ховных сил; жизнь есть свойство

материи. А. И. Опарин обоснованно отме­чает, что фило­софские взгляды

Милетской школы «содержат зачатки всех кон­цепций по вопросу проис­хождения

жиз­ни, которые впоследствии будут развиты более детально».

Яркое материалистическое развитие идеи самозарождения живых существ

осуществ­ля­ется позже в трудах Демокри­та (460-370 гг. до н. э.) и Эпикура

(341-270 гг. до н. э.). По мне­нию этих фи­лософов, возникновение живых

существ -естественный процесс, резуль­тат при­родных сил, а не «акта

творения» внеш­них сил.

Идеи Платона (427-347 гг. до н. э.) о двойственности мира - первичном мире

идей и вто­ричном, материальном, мире -сыграли отрицательную роль в развитии

взглядов на возник­новение жизни. Даже такой разносторонний и самобытный

фи­лософ, как Аристо­тель (384—322 гг. до н. э.), который колебался между

идеализ­мом и материализмом, признавал бога за высшую форму и

перводвигатель.

Со­гласно Аристотелю, организмы могут происходить от организмов, но вместе с

тем могут возникать и от неживой мате­рии. Он считает, что мате­рия лишь

пас­сивное начало, возможность, которая может осуществиться только через

опре­деленную форму. Бытие содержит вну­треннюю цель развития (энтелехию). По

Аристотелю, именно энтелехия как це­леустремленная внутренняя сущность

вдыхает жизнь в материю. Взгляды Ари­сто­теля почти на 2000 лет определяют

судьбу идеи о самозарождении жизни, которая стано­вится предметом ряда

идеалистических и мистических тракта­тов.

1.2. Религиозные взгляды на жизнь.

По вопросу о происхождении жизни было широко развито учение о самозарождении

ор­ганизмов, сущность ко­торого христианские богословы видели в оду­шевлении

безжиз­ненной материи «вечным божественным ду­хом».

В качестве примера здесь можно сослаться на одного из наиболее известных

богословов средних веков, Фому Аквинского, учение которого и по сей день

признается ка­толиче­ской церковью единственной истинной философией. В своих

сочинениях Фома Аквин­ский учил, что живые су­щества возникают путем

одухотворения безжизненной ма­терии. Так, в частно­сти, образуются лягушки,

змеи, рыбы при гниении морской тины и уна­во­женной земли. Даже те черви,

которые в аду мучают грешников, по мнению Фомы Ак­винского, возникают там в

результате гниения грехов. Фома вообще всячески поддержи­вал и

пропагандировал воинствующую демо­нологию. Он считал, что дьявол ре­ально

су­ществует как глава целого полчища демонов. На этом основании он утверждал,

что воз­никновение парази­тов, вредя­щих человеку, может происходить не

только по повелению божьему, но и в результате коз­ней дьявола и подчиненных

ему духов зла. Практическим выводом из этого по­ложения яви­лись

многочисленные в средние века процессы над «ведьмами», которых обвиняли в

том, что они напускали мышей и других вредителей на поля и та­ким образом

губили посевы.

В реакционном учении Фомы Аквинского западная христианская церковь возвела в

догму принцип внезап­ного самозарождения организмов, согласно которому жи­вые

су­щества воз­никают из безжизненной материи вслед­ствие ее одушевления

духовным нача­лом.

Раннее христианство в вопросе о происхождении жизни основывалось на библии,

кото­рая в свою очередь заим­ствовала данные из мистических сказаний Египта и

Ва­ви­лона. Бого­словские авторитеты конца четвертого и на­чала пятого века,

так называемые отцы христи­анской церкви, сочетали эти сказания с учением

неоплатони­ков и разрабо­тали на этой ос­нове свою мистическую концеп

­цию происхождения жизни, которая пол­ностью со­хранена и до настоящего

времени всеми христианскими вероуче­ниями.

Живший в середине четвертого века нашей эры епи­скоп Кесарийский Василий

(которому церковь при­своила звание святого и великого) в своих проповедях о

сотво­рении мира в шесть дней учил, что Земля по пове­лению бога сама из себя

произвела раз­личные травы, ко­ренья и деревья, а также саранчу, насекомых,

лягушек и змей, мышей, птиц и угрей. «Это повеление бога, — писал Василий, —

действует и до сих пор с неос­лабеваю­щей силой».

Как известно, в основе так называемых монотеистиче­ских религий (иудаизма,

хри­стиан­ства, ислама) лежит теизм, т. е. вера в существование вне мирового

существа — бога, соз­давшего мир и управляющего им. Это ми­ровоззрение имеет

метафизический характер, так как оно учит, что природа создана богом в

законченном, со­вер­шенном виде и поэтому все в ней якобы постоянно,

не­изменно. Виднейший средневековый богослов Фома Аквинский говорил, что идея

развития, беспрерывного обно­вления мира колеблет креационизм (от «креацио» —

творение) — догмат божественного творческого акта, так как «делает менее

очевидным бытие бога». Даже многие ученые прошлого под влиянием

господствовавшей религиозной идеологии отрицали взгляд о преемст­венной связи

орга­нических видов, т. е. считали, что эти виды по­явились в результате

отдельных и незави­симых друг от друга актов творения, так что «видов

столько, сколько различных форм было создано в самом начале».

Дарвин в своей гениальной книге «Происхождение видов» нанес сокрушительный

удар креационно- мета­физическому учению о живой природе, дав непревзойденное

по своей убе­дительности доказательство факта органиче­ской эволюции, — факта

не только «текучести» органиче­ских видов, но и их неразрывной преемствен­ной

связи. Благодаря этому стало ясно, что органические формы по­явились не сразу

чудесным образом, в го­то­вом виде, а ес­тественным путем одни от других в

процессе длительного развития. А это означает, что жи­вая природа не

находится в стабильном, неизмененном состоянии: она имeeт свою долгую историю

— свое про­шлое, настоящее и будущее.

Когда капитан корабля «Бигль» Р. Фиц-Рой, с которым Дарвин совершил свое

зна­менитое кругосветное путе­шествие, рьяно выступил против основного вывода

эволюци­он­ной тео­рии, отстаивая несомненность библей­ского сказа

ния о сотворении мира, Дар­вин сказал: «Жаль, что он н

е предложил своей теории, по которой мас­тодонт и прочи

е крупные живот­ные вымерли по той причине, что дверь в ковчеге Ноя была

сделана слишком узкой, чтобы они могли пролезть

туда».

Повседневно мы наблюдаем, что все живые существа возникают путем рождения от

себе подобных: человек родится от человека, теленок — от коровы, цыпленок

вы­лупля­ется из того яйца, которое снесла курица, рыбы раз­виваются из

отложенной такими же рыбами икры, рас­тения вырастают из семян, которые

созрели на таких же растениях. Но так не могло быть всегда, извечно. Наша

планета Земля имеет свое начало, она когда-то воз­никла. Откуда же появились

на ней прародители .всех животных и растений?

Согласно религиозным представлениям все разнооб­разные живые существа были

первона­чально созданы бо­гом. Вследствие этого творческого акта божества на

Земле сразу, в гото­вом виде, возникли все прародители (тех животных и

растений, которые сейчас населяют нашу планету. Особым творческим актом был

якобы соз­дан и первый человек, от которого пошли все люди на Земле.

В частности, согласно священной книге евреев и хри­стиан — библии — бог создал

весь мир в шесть дней, при­чем на третий день им были сотворены растения, на

пя­тый — рыбы и птицы, а на шестой — звери и, нако­нец, — люди: сперва мужчина,

а потом жен­щина. Пер­вого чело­века, Адама, бог слепил из безжизненного

мате­риала, глины и затем вдунул в него душу

, от чего он и стал живым.

Изучение истории религии показывает, что эти наив­ные сказки о внезапном

возник­новении животных и рас­тений во вполне готовом, организованном виде

покоятся на не­вежествен­ном, некритическом истолковании по­верх­ностных

наблюдений окружающей нас природы.

На этой основе в течение многих веков существовало убеждение, что Земля

является пло­ской и неподвижной и что Солнце обращается вокруг нее, подымаясь

на востоке и скрыва­ясь в море или за горами на западе. Такого же рода

поверхностные наблюдения нередко внушали чело­веку мысль, что различные живые

существа, как, напри­мер, насе­комые, черви, а иной раз даже рыбы, птицы и

мыши, могут не только рождаться от себе подоб­ных, но и непосредственно

возникать сами собой, самозарождаться из ила, навоза, земли и других

безжизнен­ных материа­лов. Всюду, где человек сталкивался с внезапным и

мас­совым появ­лением живых существ, он рас­сматривал его как самозарождение

жизни. Ведь и сейчас ино­гда неве­жественный человек убежден в том, что черви

зарожда­ются в навозе и гниющем мясе, а различные паразиты в домашнем быту

возникают сами собой из отбросов, грязи и нечистот. От его поверхностного

наблюдения усколь­зает то обстоятельство, что грязь и от­бросы являются лишь

тем местом, гнездом, куда паразиты откладывают свои яички, из ко­торых затем

и раз­вивается новое поко­ление живых су­ществ.

Древние учения Индии, Вавилона и Египта рассказы­вают о таком внезапном

зарожде­нии червей, мух и жу­ков из навоза и грязи, вшей из человеческого

пота, лягушек, змей, мышей и крокодилов из грязи Нила, светля­ков из искр

догорающих костров. Эти сказа­ния о самоза­рожде­нии связывались в указанных

учениях с религи­озными легендами и преданиями. Вне­запное возникновение

жи­вых существ объяснялось лишь как частный случай про­явления творческой

воли богов или демонов.

1.3. Научный взгляд на жизнь.

Только в середине XVII в. тосканский врач Франческо Реди (1626-1698)

пред­при­нимает первые опыты по самозаро­ждению. В 1668 г. он доказал, что

белые черви, кото­рые встре­чаются в мясе, являются личинками мух; если мясо

или рыбу закрыть, пока они свежие, и предот­вратить доступ мух, то они, хотя

и сгниют, но не произведут червей.

Сегодня опыты Реди выглядят на­ивными, но они представляли собой первый

про­рыв фронта мистических представлений о формировании живых существ.

Опыты по самозарождению жизни проводит и шотландский ученый Т. Ниидам (1713-

1781), но их опровергает итальянец Л. Спалланцани (1729-1799) как совершенно

нечисто постав­ленные. Сам Спалланцани проводит опыты, ко­торые подтверждают

выводы Реди о ро­ли стерильности при подобных экспери­ментах.

Почти через двести лет после Реди в 1862 г. великий французский ученый Луи

Пастер (1822-1895) публикует свои на­блюдения по проблеме произвольного

самозарож­дения.

Он доказывает, что вне­запное возникновение («спонтанное самозарождение» )

мик­робов в различных ви­дах гниющих настоек или экстрактов не есть

возникновение жизни. Гниение и брожение-это результат жизнедея­тельности

микроорганизмов, чьи заро­дыши внесены из­вне. Микробы—слож­но устроенные

организмы и могут производить себе по­добные суще­ства, т. е. живое

происходит от живого. Как уче­ный, который доверяет только результа­там

научных опытов, Пастер не делает глубоких выводов о происхожде­нии жиз­ни.

Однако его исследования окончатель­но разрушили вековые предрассудки о

спонтанном самозарожде­нии.

Независимо от этого после опытов Пастера решение проблемы происхожде­ния

жизни стало чуть ли не невоз­можным. Приверженцы религии с облег­чением

вздохнули. Разуме­ется, сам Па­стер никогда не утверждал, что жизнь не может

возникнуть первично. Но боль­шинство его современников именно так истолковали

его опыты, принимая их за доказатель­ство того, что жизнь не может возникнуть

из неживой материи. В связи с этим известный английский ученый Дж. Холдейн

отмечает: «По целому ряду историче­ских причин христи­анская цер­ковь приняла

именно эту последнюю точку зрения, потому что она, по мнению церкви,

подчеркивала контраст между духом и материей».

В эти тяжелые для естествознания времена появляются трезвые умы (Т. Гексли,

Дж. Тиндал и др.), которые во второй половине XIX в. высказывают

предположение, что жизнь возникла в первичном океане из неорганического

ве­щества в результате природ­ного процес­са.

1.4. Жизнь из космоса.

В это время возрождается и идея кос­мического посева (панспермии),

выска­занная еще в V в. до н. э. греческим фи­лософом Анаксагором. По его

учению, жизнь возникла из семени, которое суще­ствует «всегда и везде».

Возрождение этой идеи —естественная реакция на кри­зис в вопросе

происхождения жизни, в который попало естествознание в середи­не XIX в. Тогда

этот вопрос выглядел принципиально неразрешимым. И снова выход ищут в

само­зарождении или при­внесении зародышей жизни с других кос­мических тел.

После многовекового сна идея Анаксагора о «вечных семенах» была разбуже­на X.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты