Лекция: Древний Египет

часто переживало голодные годы). На престол претендовали два объединительных

центра – Гераклеополь и Фивы. Номарх Гераклеополя Хети I

(Ахтой) установил свою власть над правителями близлежащих областей, кроме

того ведя борьбу с азиатскими кочевниками. Но победителями вышли фиванские

правители, и при Ментухотепе I страна была объединена.

2160-1785 гг. до н.э.Среднее царство. ХI-ХII династии.

Аменемхеты и Сенусерты (12-я династия). Египтяне вели войны с соседними

ливийскими и переднеазиатскими племенами, покорили Северную Нубию. Возводятся

крепости на западной границе, в Верхней и Нижней Нубии. По-прежнему были сильны

позиции номовой знати, но постепенно все большее значение приобретают люди

незнатного происхождения. Опору царской власти составляло приближенное

воинство.

На рубеже ХVIII-ХVII вв. до н.э. Египет вновь вступил в состояние

раздробленности и поэтому оказался легкой добычей для гиксосов,

вторгшихся из Азии в восточную Дельту.

1785-1580 гг. до н.э. - II Переходный период. ХIII-ХVII династии.

Период гиксосского владычества, длившегося 100-150 лет. Предание сохранило

впечатление как о страшном времени. Гиксосы не были сплочены и не смогли

образовать единую державу. Правители Фив, оставаясь относительно независимыми,

возглавили борьбу против завоевателей.

1580-1085 гг. до н.э. – Новое царство. ХVIII-ХХ династии.

Яхмос I, Тутмос II, Хатшепсут, Тутмос III, Аменемхеп IV, Тутанхамон, Эйе,

Хоремхеб (18-я), Рамсес I, Сети I, Рамсес II, Мернептах, Сети II

(19-я). Яхмос I овладел крепостью гиксосов Аварисом на

северо-востоке Дельты и довел борьбу до победы. При Тутмосе I южная граница

Египта продвинулась за третий порог Нила, организованы походы к Евфрату и

разгромлено в Северной Месопотамии государство Миттани. При Тутмосе III походы

в Сирию и Палестину, империя продвинулась до четвертого порога и северной

окраины Сирии. Египет занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье.

При Рамсесе I начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В

царствование Рамсеса II произошла знаменитая битва с хеттами у стен

сирийского Кадеша, с каждой стороны в которой участвовало до 20 тыс. человек

(рамсес пишет о победе, но египтяне не смогли взять города, а хетты

преследовали их при отступлении. Война завершилась только на 21-м году

царствования Рамсеса мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Но

границы империи фараонов ХVIII династии. Вскоре на Египет обрушились волны

завоевателей «народов моря» и ливийских племен. Серьезные внутренние

потрясения проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в

усилении позиций номовой знати (особеннов Фиваиде на юге страны). В сфере

внешней политики упал военный престиж Египта, были утрачены иноземные

владения.

1085-950 гг. до н.э. – III Переходный период. ХХI династия

(Танис). К началу ХI в. до н.э.образовались два царства: Нижнеегипетское с

центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхнеегипетское со столицей в

Фивах. Сирия, Финикия и Палестика вышли из-под египетского влияния, на севере

страны ливийские военные поселенцы во главе с вождями, заключившим союз с

местной властью.

950-525 гг. до н.э. (525-332 гг. до н.э.) – Позднее царство.

ХХII-ХХVI династии (Ливийская, Леонтополь, Саисская, Эфиопская, Саисская).

Ливийский военначальник Шешонк I (950-920 гг. до н.э.)

основатель ХХII династии не смог укрепить свою власть, Нижний Египет распался

на ряд отдельных областей. В конце VIII в. до н.э. нубийский царь

Пианхи захватил значительную часть Египта, в том числе и Фивы, поддержку

завоевателям оказало местное жречество. Правитель Саиса в Нижнем Египте

Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Но в

трех битвах нубийцы разгромили войско Тефнахта и, дошли до Мемфиса, взяв город

приступом. Власть над Египтом захватил нубийский царь Шабака, он

захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В

671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон разгромил фараона

эфиопской династии и захватил Мемфис.

Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель ХХVI династии

Псамметих I. Установлена власть над Сирией и Палестиной, но не надолго в 605

г. до н.э. египтяне оттеснены вавилонским войском.

525-332 гг. до н.э. – ХХVII (персидская), эфемерные ХХVIII-ХХХ

династии. В 525 г. до н.э. в битве у Пелузия персидское войско во

главе с царем Камбизом нанесло поражение египтянам. Камбиз был

провозглашен царем Египта. Чтобы придать захвату законный характер создавались

легенды о матримониальных связях персидских царей с египетскими царевнами и о

рождении Камбиза от брака его отца Кира с Нитетис, дочерью

фараона Априя.

Египет несколько раз добивался независимости от персидских царей, пока не был

завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским.

Политический строй государства фараонов.

Именно в Египте степень централизации власти, вершину которой представлял

фараон («большой дом»), достигла своего максимума. С древнейших времен

правители номов свое могущество предопределяли связью с некими мистическими

силами. В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которой

являлись обширный земельный фонд, большие ресурсы рабочей силы и продуктов

питания.

1. Божественность власти фараона, который считался одной

из ипостасей бога Гора, сыном, сотворенным богами, и богом на земле.

Фараон - символ страны, успех его деятельности знак божественного

покровительства, беды и разорения в случае узурпации власти.

2. Главная функция фараона – это выражение признательности богам

(участие в религиозных обрядах, щедрые дары храмам, разветвленное

строительство, в первую очередь храмовое, контроль за состоянием храмовой

экономики и храмового хозяйства и др.). В этом состоит основная причина

тесной связи между фараоном и жречеством (периоды в истории страны, когда

фараон был номинальной фигурой, а вся полнота власти находилась в руках

жрецов, дворцовые перевороты – свержение жрецами неугодных правителей).

· фараон совершал обряд освещения храма: разбрасывались

крупинки смолы, затем фараон 12 раз булавой ударял в двери храма, освещал наос

огнем и обегал храм, держа в каждой руке по сосуду или весло и угольник, иногда

вместе с фараоном храм обегал и священный бык Апис.

· Рамсес I и его сын до восшествия на престол были

верховными жрецами Сета и священнослужителями с разными титулами культа

барана (г. Мендес) и культа богини-змеи Уаджет. Рамсес II

в начале царствования принял титул великого жреца Амона, но, в связи с

многочисленными обязанностями, передал его другому лицу.

3. Фараон – верховный собственник земли, которому принадлежат права на нее

и даваемую ей продукцию.

4. Решение вопросов войны и мира, а также технических проблем (добыча

вода в отдельных районах, строительство ирригационных сооружений, добыча

полезных ископаемых).

5. Фараон – высшая судебная инстанция, в условиях отсутствия правового

кодекса слово фараона имело силу закона.

6. Функция распределения средств и регуляции торговли.

7. Назначение высших чиновников и управителей.

8. Вознаграждение заслуженных, воздаяние почестей.

День фараона состоял из следующих действий-элементов: умывание, облачение,

жертвоприношения, молитвы, наставления великого жреца, приемы и доклады,

судебные заседания, религиозные церемонии, прогулки и развлечения.

Будучи еще наследниками престола, царевичи проходили серьезную подготовку, в

первую очередь физическую (бег, гребля, стрельба из лука, верховая езда).

Исследования врачами мумии Аменхотепа II подтвердили необычайную силу и

мощь этого фараона, никому не под силу было натянуть его лук, будучи рулевым на

галере он мог без отдыха преодолеть значительные расстояния, в то время как его

гребцы были совершенно без сил. Обязанностью царских детей была забота о

лошадях и участие в конных состязаниях, которые проводились недалеко от Мемфиса

в долине великих пирамид.

Наиболее распространенным увлечением фараонов была охота, даже в долине

Евфрата и за 4 порогом Нила на животных, которые не водились в долине и

пустынных районах (слоны (Междуречье), львы, носороги, дикий буйвол,

антилопы).

Администрация имела три уровня:

Центральный

Разветвленная и специализированная система управления. Во главе ее стоял министр чати (джати), должность которого в период расцвета централизации обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона, а при 5-6-й династиях какой-либо из высокопоставленный чиновников-вельмож из знатных фамилий. Чати исполнял не менее 30 важных государственных функций и держал в своих руках все рычаги администрации и лично возглавлял судебное ведомство, протокольное (архивы и документация), государственную сокровищницу, отвечал за деятельность централизованных хранилищ и мастерских, организацию крупных строительных проектов, за деятельность региональной и местной администрации. Чати подчинялись главы специализированных управлений: военного (глава «дома оружия»), судебного (начальник «шести великих домов») ведомств. «Заведующий тем, что дает Небо, производит Земля и приносит Нил» был управителем царско-храмового хозяйства, «Хранитель печати» отвечал за организацию заморских экспедиций, «начальник работ» за крупное строительство. Наследственная преемственность и практика назначения знати на высшие должности была обычной нормой.

Региональный

Храмовые жрецы, правители номов, вельможи, чиновники среднего ранга. Главная функция контроль за производительностью труда и сбор ренты-налога. Отвечали за нормальное функционирование храмовых хозяйств, включая зернохранилища, склады готовой продукции и инвентаря, мастерские, архивы и т.п. Организовывали общественные работы на местах, особенно в сфере водного хозяйства и строительства. В период расцвета власти центра должностные лица на уровне подразделений, в частности номархи, перемещались с места на место сравнительно легко и часто.

Местный

Писцы, управляющие и уполномоченные царско-храмовых и вельможно-сановничьих хозяйств, возможно, главы поселений, отвечавшие за уплату ренты-налога.

Экономика страны

Земледелие. Экономическое развитие Египта додинастического и периода

Древнего царства определяли два взаимосвязанных условия. Во-первых периодичные

и регулярные разливы Нила, во-вторых, слой наносного плодородного ила.

Плодородные почвы были сравнительно легки в обработке, что стимулировало

огромный рост производительности земледелия. В этой связи первые орудия

земледельцев были примитивны – мотыги и корзины для переноски земли. С течением

времени, в особенности с освоением и началом обработки металлов происходит

усложнение и совершенствование орудий. Плуги, мотыги, деревянные серпы с

вкладышами, зернотерки и др.

Еще до объединения существовали различия в освоении Верхнего (юг) и Нижнего

(север) Египта. Более раннее земледельческое хозяйство возникло на юге. Уже в

период Древнего царства наметились объясняемые различием природных условий

хозяйственные особенности Верхнего и Нижнего Египта (специализация сельского

хозяйства). Верхний Египет преимущественно хлебный район. В районе Дельты

болота, луга, пастбища, развитие скотоводства (быки, овцы, козы, ослы, гуси,

утки, голуби), виноградники (многочисленные находки сосудов с вином), сады

(финиковая пальма, смаковница) и огороды. Выращивали ячмень и пшеницу-эммер,

много позднее появилась настоящая пшеница. Вероятно, земледелие в Египте

возникло самостоятельно и развивалось по своему, поскольку в древности связи

с Палестиной и Двуречьем не было. Льноводство – льняное масло, ткачество

(технологически совершенный ткацкий станок, веревки и канаты). Египту

принадлежит честь открытия пчеловодства.

Прогресс в экономическом развитии становится очевидным после объединения

страны, что дало возможность приступить к постройке гигантских пирамид. Кроме

того, развитие получили астрономия и математика. Сформировался календарь,

отличающийся от современного на 14 часов. Сельскохозяйственный календарь

делился на три сезона: половодье, выхождение и сухость.

В Египте сложилась бассейновая система орошения. Если после спада паводка

вода продолжала оставаться на поле и земля долгое время была в состоянии

жидкой грязи, сеятель бросал зерно прямо под ноги стаду овец и баранов,

которых выпускали на засеянное поле для втаптывания зерна в землю и

уплотнения почвы. Стада состояли из трех - десяти гривистых длинноногих овец

и двух баранов. Уплотняя почву и втаптывая зерно в землю, стада, по существу,

выполняли работу бороны. За стадом бежали погонщики - от трех до шести

человек. Они загоняли овец и баранов в топь с помощью палок или веток с

колючками и толстых бичей. В период Среднего царства было создано большое

водохранилище, соединенное каналом с Нилом, и разветвленная сеть оросительной

системы в Фаюмском оазисе.

При наличии царского, храмовые и частного хозяйства ведущую роль в экономике,

особенно при V-VI династиях, играло вельможное хозяйство. Земля находилась в

государственной собственности. Большинство населения составляли земледельцы-

феллахи, объединявшиеся в общины.

Вершину социальной пирамиды являл собой фараон, ниже по статусу избранный

круг придворных, жрецы и писцы, нижняя ступенька – труженники-крестьяне.

Особенности структуры раннеегипетского общества.

1. Община поглощена властью, включена в систему царско-храмовых и

вельможных хозяйств, поэтому невыраженность общины.

2. Обилие вельможных хозяйств (должностные и личные, полученные по

наследству, должностные хозяйства в распоряжении региональных управителей –

номархов и др. сановников, считавшиеся платой за должность, находились во

временном владении должностного лица).

Должностные и вельможные владения тяготели к царско-храмовому хозяйству и в

периоды ослабления центральной власти, а чаще по специальному указу фараона,

получали иммунитетные права: освобождение от налогов в казну, или просто

становились наследственными владениями.

В древнеегипетских хозяйствах были большие поля, которые обрабатывали отряды

работников, «слуг царя», урожай с которых шел в казенные амбары. «Слуги царя»

получали либо выдачи из казенных амбаров, или наделы, за пользование которыми

они, возможно, тоже платили налоги. Орудия труда со складов хозяйства,

казенный рабочий скот, посевное зерно.

«Слуги царя» не полноправные граждане: земледельцы, ремесленники разных

специальностей, но все подчинены начальникам.

3. Поглощенность населения государством.

4. Господство государственного хозяйства.

Ремесло. Одним из наиболее ранних видов ремесленного производства была

обработка камня. Совершенствуясь с течением времени, этот вид ремесла достиг

значительных высот. Добыча камня осуществлялась в каменоломнях, преимущественно

расположенных в пустыне. Добывали известняк, кварцит, песчаник, гранит, диорит,

алебастр. На рудниках в районе Коптоса, в стране Икаита (южнее

2-го порога), в Нубии велась добыча золота. Способ добычи: для

хрупкости скалу нагревали и вбивали металлические клинья в направлении

рудоносной жилы, обломки размалывали и промывали, пока не оставалось только

золото. На Синае добывали бирюзу и малахит, «мефкат» и «шесмет».

Наиболее распространенные ремесленные специальности: резчики по дереву и

камню, точильщики каменных ваз, ювелиры и гранильщики, оружейники,

изготовители металлических сосудов, столяры, мастера по изготовлению

колесниц. Хотя изображения показывают одновременное осуществление

ремесленниками нескольких операций (обтесывание, полировка, роспись статуи и

нанесение иероглифов), вероятно, что была установлена их четкая

последовательность. Это сказывалось на эффективности работы, выполняемой в

рекордные сроки, особенно в мастерских скульпторов. Кожевники изготавливали

сандалии, сумки, пергамент, шлемы, снаряжение, сбрую, колчаны, обтянутые

кожей щиты. Была известна технология тиснения кожи (орнаменты).

Исполнение преимущественно заказов фараона и храмов требовало от художников

знаний в области литургии, мифологии, атрибутов царской власти и всех богов

(ловкие копии египетских образцов были сделаны финикийцами с такими ошибками,

что привели бы египтян в ужас).

В период Среднего царства возникло производство стекла.

Самым тяжелым видом работ была формовка кирпичей (на берегу реки, постоянно в

соприкосновении с водой, илом и соломой, сушка кирпичей под палящим солнцем,

переворачивались каждые 8 дней). На этих работах использовались иностранцы,

как свободные, так и пленные (известен пример, когда к формовке кирпичей были

привлечены жившие в Египте евреи).

Торговля. Большие владения могли непосредственно обмениваться продукцией.

Но имела место и продажа продукции торговцам, которые непосредственно

занимались ее реализацией. Существуют неоднократные упоминания о , видимо,

денежной единице «шетит». Но она была чисто теоретической и не имела

монетного эквивалента, но, несмотря на это, все знали количество золота,

серебра, меди по весу 1 шетит. Продукты и товары оценивались в шетит, но оплата

производилась по курсу в золоте, серебре или в количестве товаров. В эпоху

Рамсесов шетит вышел из употребления.

Ввозили кедровый лес из Библа (был одним из центров египетской торговли в

Сирии, такого рода центры были и в Палестине), строевой и мачтовый лес,

киликийскую сосну, смолы для бальзамирования, золото, слоновую кость, черное

дерево, меха из Нубии. Известны изображения снаряжения морских экспедиций в

Азию. Некоторые виды товаров привозились из соседних областей – Ливия.

Бурный экономический рост пришелся на период Нового царства, что

стимулировалось притоком огромного количества сырья, скота, золота, дани и

рабочей силы в виде пленных. Широко начинают применяться орудия из бронзы.

Железо известно, но в силу дороговизны считалось почти драгоценностью. Стали

широко употребляться усовершенствованная соха, ножные меха в металлургии,

вертикальный ткацкий станок. Развивается неизвестное ранее коневодство.

Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии –

гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, вишня, миндаль и др.

Религия древних египтян.

Структура души (оболочки).

1. Кат - означает физическое тело.

  1. Анкх - прана, или биоэнергетическая оболочка человека.
  2. Ка - эмоции человека, его астральный план.

  3. Аб -

    мысли

  4. Ба - вечная жизнь, план Высшего разума, истина

    в неискаженном виде. Если проснется Ба, то можно путешествовать где

    угодно.

  5. Акху - истина любви, Ка-сентименты должны быть

    преобразованы в божественную душу-крылья.

7. Атму (Саху) - воля.

Вероятно, в Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был

собственный особо почитаемый бог и пантеон богов (Фаюм, Сумену – Собек

(крокодил), Мемфис, Она – Амон, бык Апис, Ишгун – Тот (ибис, пещера, в

которой хоронили птиц со всей страны), Даманхур – «Город хора», Санхур –

«Защита Хора» - Гор (сокол), Бубаст – Бастет (кошка), Имет – Уаджет (змея).

Поклонялись не только богам и животным, но и растениям (сикомора, священные

деревья).

Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада -

изначальная девятка богов. Атум символизирует первоначальное и вечное

единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум,

создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с

первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта

богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Появление детей у

Атума влечет появление двойственности. Тефнут и Шу породили

Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил.

Это особенность египетской мифологии, в других мифологических системах Земля

имеет женское начало, а небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у

них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет.

Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой -

символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева

направо.

В Мемфисе Атума отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший

богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим

языком. Птах творил мыслью и словом. В Анну имелся храм, посвященный

Атуму. Также существовал холм, с которого, как гласило предание, впервые

поднялось Солнце. Солнце почитали в форме бога Ра. В дальнейшем, с

возвышением пятой династии, происходившей из Анну, образ Атума и Ра

начал совмещаться - Ра-Атум (Амон-Ра). Тесно связан с Солнцем и

Хепри, которого изображали в образе навозного жука скарабея. В этом

проявлялись аспекты воплощения Солнца Хепри - утреннее солнце, Ра

- дневное и Атум как вечернее. Согласно одному из сказаний, днем Ра

плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживаясь в барку

Месектет. Далее происходит ежесуточная битва между силами света и тьмы: между

Ра и его злейшим врагом - огромным змеем Апопом, после чего Ра

возвращается в проявленное состояние вновь.

Огромное значение в Египте имел загробный культ, теснейшим образом связанный с

мифом об Осирисе. Умирала телесная оболочка человека, душа отправлялась

на суд Осириса. Душа должна пройти через 3 этапа - через 3 небесных

мира, которым соответствовали три пункта церемонии погребения фараона

.

Первый этап - нисхождение в подземный мир, где живут демоны-разрушители.

Следовало пройти через 9 дверей, каждую из которых охраняют гении, нужен ключ.

Самое большое испытание - прохождение через девятую дверь, где происходила

встреча со змеей, кольца которой означают привязанность к миру. Для того чтобы

не утонуть в этих кольцах, волнах иллюзии, необходимо было открыть внутренние

силы и внутреннее зрение. Церемония отверзания глаз фараону,

соответствующая этому этапу проводилась в Анну.

Второй этап - пребывание в сердце подземного мира, где человек встречался

с собственной тенью. Демоны тьмы - отражение его недостатков терзали душу и

задача состояла в том, чтобы сила света оказалась сильнее своей тени. Если эта

борьба проходила успешно, то умерший вновь пробуждал 3 основных качества своей

души. Он открывал свой рот, через который проявляется магическая сила -

Хека, сила души, побеждающая любую тень. Для фараона церемония

отверзания рта проходила в Кхеме. Далее он узнавал свои

сокровенные имена, что давало возможность понять кто он такой: откуда пришел

и куда идет. Третье качество - собственное сердце, глубокое осознание

всего что есть, было и будет.

Третий этап - этап преображения. По образу и подобию солнца необходимо

было пройти через 12 часов дня. Третьему этапу соответствовала церемония

отверзания сердца, проводившаяся в пирамиде Хуфу.

Далее душа должна победить границы пространства и времени. После этого она,

пройдя формы, обретает тело Славы и достигает Дуата (высшее, самое

требовательное достижение пути движения души). После прохождения всех

испытаний, душа оказывалась в чертоге Маат (месте пребывания 42 богов)

представала перед лицом Осириса и 42-x богов, окружавших его. Маат

богиня истины, жена Тота и дочь Ра. Иероглиф Маат – страусовое

перо, означающее легкость правды.

Умерший произносил «Исповедь отрицания», включавшую 42 пункта. А затем проходила

процедуру взвешивания сердца: на одной чаше весов помещалось сердце, на другой

перо богини Маат. Если равновесие весов не нарушалось, душа оправдывалась

(оживление для счастливой жизни на полях иару), если тяжелее, то сердце

пожирало чудовище Ам-Мит (обратная сторона Сфинкса). Только в самой

чистой душе, не может быть найдено никакого зла, и она провозглашается

Хакхеру - тот, кто говорит правду, его сердце легче пера Маат. В противном

случае душа вынуждена воплощаться раз за разом, двигаясь к обретению мудрости.

Светлая душа, Хакеру, имеющая право путешествовать на ладье миллионов лет

вместе с Осирисом может тоже воплотиться, но только из сострадания. Если

сердце такое же как перо Маат, то душа получает титул слуги Осириса и

рождается на Земле ради поиска мудрости.

Реформа Эхнатона.

Аменемхеп IV (1372-1355 гг. до н.э.) в противовес культу Амона-Ра

и стоявшей за ним сильнейшей группировке фиванских жрецов ввел новый культ

солнечного диска Атона, за которым не стояли влиятельные силы.

Признавался единственный бог – Атон, олицетворяющий животворящую

сущность солнца. Символов Атона не было («подлинного бога нельзя видеть, он не

имеет формы, изображения солнца с лучами-руками). Не признавалась и загробная

жизнь (противопоставление всей египетской религии в значительной степени

ориентированной на загробный мир). Фараон принял новое имя Эхнатон

(«угодный Атону») и перенес столицу в Ахетатон. Реформа имела

монотеистическую тенденцию (Эхнатону принадлежат несколько гимнов,

прославляющих единого бога), но главная цель состояла в укрепление

централизованной администрации за счет ликвидации сепаратистских тенденций

храмовой знати.

Реформа имела довольно серьезные последствия: во-первых, тенденция к

монотеизму (одновременно в Палестине возникла монотеистическая религия); во-

вторых, дан стимул к развитию алфавитного письма (от тайнописи,

изобразительного письма следовало отказаться, упрощение иероглифики, но сами

египтяне до конца начинание не довели, воспользовались финикийцы); в-

третьих, новшества в художественной традиции изображения в объятиях жены, на

руках с ребенком, за обеденным столом, целующимся, играющим и т.п. Но фараону

не хватило времени, его преемники не сильны и юны, противники же укрепили

свои позиции и все вернулось на круги своя.

[i] Долгих С. Религия Древнего Египта. Пирамиды. // www. kemet. ru

[ii] Ламберг-Карловски К., Саблов

Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. Пер. с англ. — М.:

Наука, 1992. — С.121.

[iii] Там же. — С.122.

[iv] Там же. — С.125.

[v] Там же. — С.129.

[vi] Там же. — С.133.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты