Лекция: Древний Египет

Лекция: Древний Египет

Древний Египет.

  1. Природно-климатические условия Нильской долины.
  2. Ранние

    поселения на территории Египта. Гипотезы о возникновении государства.

  3. Периодизация истории Египта.

  4. Политический строй государства фараонов.

5. Экономика страны.

6. Религия древних египтян. Реформа Эхнатона.

Литература

Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. — М., 1989.

Древний Египет. Сб. статей. — М., 1960.

Древний Египет: Сказания. Притчи. — М., 2000.

Древний Египет и древняя Африка. Сб. статей. — М., 1967.

Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и

Мезоамерика. Пер. с англ. — М.: Наука, 1992.

Монте П. Египет Рамсесов. — Смоленск, 2000.

Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. — М., 2000.

Рак И.В. Мифы Древнего Египта. — С-Пб., 1993.

Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времен Древнего царства: (III-VIII

династии). — М., 1992.

Тураев Б.А. Древний Египет. — С-Пб., 2000

В отличие от укрытой песком цивилизации Двуречья, египетская практически

постоянно была на виду. Сами египтяне называли свою страну Кем (Кемет, Та

Кемет) или точнее К`М (поскольку фонемы «е» в древнеегипетском

языке нет), в переводе обозначающее «черная земля». Название «Египет» страна

получила от греков, которые произвели его от египетских наименований города

Мемфиса - Хет-ка-Птах («Владение души Птаха»). Греки образно называли Египет

«даром Нила». Упоминания о ней, описания путешествий по земле Египта, ссылки на

«всемирно» известную Александрийскую библиотеку, можно обнаружить у греческих

авторов. По мнению некоторых из них Пифагор, Платон, Гомер получили философские

знания в Египте. Римской империи, точнее пантеону богов не были чужды боги

египетского происхождения, в первую очередь Осирис и Исида, статуи которых,

наряду с богами других религий, были представлены в Пантеоне и служили

объектами почтения и весьма пышных культовых действий.

394 г. до н.э. датируется последняя иероглифическая надпись. В восприятии

последующих поколений иероглифика становится лишь языком мистических символов.

В V в. до н.э. исчезает демотическое письмо. В 535 г. н.э., при

Юстиниане, прекратил свое существование храм Исиды на о-ве Филэ – последний

оплот древнеегипетского язычества. Египет древний превратился в миф.

В эпоху средневековья, к истории и культуре страны обращались арабские

авторы. Но их достижения малозначительны в сравнении с трофеями «расхитителей

гробниц» и «охотников за сокровищами фараонов». Стоит отметить, что такой вид

деятельности как разграбление гробниц возник практически одновременно со

строительством первых из них.

Интерес к Египту «оживил» Наполеон и его армия. Именно французским солдатам

принадлежит «пластическая операция» с носом Сфинкса, первые предметы

египетского искусства и истории были вывезены в Европу также французами. Первым

человеком, прочитавшим египетские иероглифы, был француз Ж.Ф. Шампольон,

1822 г.. После этого интересу к Египту остыть уже не суждено. Самые крупные

музеи мира имеют свои египетские коллекции, собрания которых пополнялись всеми

правдами и неправдами, а нередко прямым грабежом. Раскопки в Долине Царей

проводились также учеными разных стран (1923 г. Говард Картер раскопал

гробницу Тутанхамона). Египтология не только стала отраслью науки, но и

предметом увлечения огромного числа людей, которые в своей увлеченности нередко

доходят до крайности. Так, один из создателей романтической школы в этнологии

Перри считал Египет центром цивилизации. Но в своем почитании он зашел столь

далеко, что полагал, будто бы египтяне разнесли по всему свету земледелие,

металлообработку, гончарство, солнечный культ, мумификацию, тотемизм, культ

матери-земли и др. Дуальная организация также возникла в результате объединения

Верхнего и Нижнего Египта, только после этого «дети Солнца» разнесли ее по

всему миру вместе с другими элементами культуры.

И, наконец, одно из чудес света – грандиозные пирамиды. «Долгое время были

совершенно непонятны принципы, которыми руководствовались их строители.

Непонятен был и сам бум пирамидного строительства, внезапно возникнувший и

закончившийся во времена четвертой династии. Сами пирамиды не содержат ни

единой надписи, приоткрывающий их предназначение или имя того, кто их построил.

Современные названия пирамид носят чисто условный характер, и основаны на

косвенных умозаключениях. Существует мнение, что пирамиды представляют собой

гробницы фараонов. Аргументы противоречащие ему. Во-первых, в истинных местах

погребения, в мастабах, стены испещрены надписями имени погребаемого, а в

пирамидах надписей нет вообще (кроме граффити). Во-вторых, некоторые фараоны

воздвигали по две или три пирамиды. В-третьих в пирамидах не найдено ни

единственной мумии. В-четвертых, единство и завершенность всего плана

строительства. Недавние исследования комплекса пирамид показали единство

архитектурного замысла. При этом «Тексты пирамид» указали направление поиска.

Оказывается, что расположение пирамид совпадает с конфигурацией звезд в районе

созвездия Ориона. Существует ряд убедительных фактов, что созвездие Ориона

связывали с астральной формой Осириса, а Сириус с Изидой».

[i]

Загадок, связанных с пирамидами огромное множество (не понятны механизмы

строительства, вентиляционные шахты, которые не вентилируют, тайные комнаты,

отсутствие сведений о строителях, самые известные имена Имхотеп и

Хемиун, легенда – бог мудрости Тот и др.). Даже при современной технологии

воспроизвести нечто подобное невозможно.

Около 10 иностранных исследовательских институтов имеют разрешение на

проведение постоянных работ в Египте. На сегодняшний день около 150

экспедиций пытаются разгадать загадки цивилизации Нильской долины (буквально

около 2 месяцев назад с привлечением самых современных достижений техники и

технологии завершилось исследование коридора, ведущего к тайной комнате,

возможно, скрывающей главные секреты пирамид).

Природно-климатические условия Нильской долины.

Нильская долина представляет собой плодородную полосу, узкой лентой вытянутую

вдоль реки и ограниченную с запада Ливийской, а с востока

Аравийской (Восточной) пустынями. Горы, замыкавшие долину богаты различными

породами камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром, известняком. Эти

естественные границы в значительной степени определяли большую, чем, к примеру,

в Месопотамии, степень изолированности Египта. На севере границу

повторяет береговая линия Средиземного моря, а на юге – первый порог

Нила. Страну образно сравнивают со змеей, голова которой направлена к

Средиземному морю (или пьющей воду из Средиземного моря), или с цветком лотоса,

весьма почитаемого в Египте. В самом Египте металлов не было, но добыча велась

в прилегающих областях: на Синайском п-ве – медь, в пустыне между Нилом и

Красным морем – золото, на побережье Красного моря – цинк и свинец. Серебро и

железо доставляли из Малой Азии.

Проведенные исследования показывают, что несколько тысячелетий назад

климатические условия были более благоприятны для земледелия, пустынные

сейчас области имели более влажный климат, а пересохшие реки были

полноводными.

В отличие от Тигра и Евфрата воды Нила были более надежным источником

орошения, ввиду характерного до сего дня ежегодного цикла разлива реки.

Разлив приходится на период муссонов, в течение которого дуют ветры с

Эфиопии. Паводки Нила вызывались таянием снегов в Абиссинских горах, где брал

свои истоки Голубой Нил, и тропическими ливнями в районе Великих озер

Центральной Африки, откуда вытекал Белый Нил. Голубой Нил стремительно нес

огромные массы весенней воды. Воды Белого Нила при слиянии с более бурным

Голубым Нилом отбрасывались обратно к Хартуму, широко разливаясь и образуя

естественный водоем, который способствовал медленному спаду паводка в Египте

и препятствовал его высыханию в период низкой воды. Начало разлива обычно

приходилось на 19 июля и считалось началом нового года. Разлив реки проходил

в период с июля по октябрь включительно.

«Начиная с додинастические времен и вплоть до современной эпохи, заселение

Египта ограничивалось прирусловыми валами или низменными пустынными районами,

где семена можно было сеять в жирном влажном иле, оставляемом ежегодными

разливами, и где скот мог питаться травянистой или кустарниковой

растительностью, в изобилии там произраставшей. Земледельческое хозяйство

жителей Нильской долины в гораздо большей степени зависело от ежегодных

разливов реки, чем хозяйство Месопотамии».

[ii] В этом состоит специфическая черта египетской цивилизации. Плодородные

поля создавались самой природой, а не искусственно, как в Месопотамии.

Позднее египтяне строили вдоль берега плотины большой протяженности и

оставляли в них стоки для спуска воды на поля. Для задержания воды на полях

сооружались новые продольные и поперечные плотины и насыпи. От основного

русла отводились многочисленные каналы. Создавались водоемы, в которых

излишки нильской воды сохранялись и использовались в засушливое время года.

Бассейновая или лиманная система орошения, при которой вся страна оказалась

как бы расчерченной дамбами, каналами, плотинами на прямоугольные орошаемые

участки, так называемые бассейны. Орошались не только затопляемые Нилом

земли, но и высокие поля, куда вода подавалась с помощью водочерпательных

сооружений – шадуфов.

Сходство Египта с Междуречьем состоит в высокой степени зависимости от привозных

товаров, и соответственно в огромном значении, придаваемом торговле.

Совершались экспедиции за золотом, бирюзой, медью, деревом. «Присутствие этих

находок в раскопочных материалах, датируемых концом IV тыс. до н.э.,

указывает на то, что оседлые общины Нильской долины уже были связаны торговыми

отношениями с другими общинами, жившими за пределами долины».

[iii]

Ранние поселения на территории Египта. Гипотезы о возникновении государства.

Археологических экспедиций, сферу научных интересов которых представляли бы

додинастические времена, было сравнительно мало, поэтому картина возникновения

государства во многом схематична и изобилует белыми пятнами. Результаты

исследований показали почти непрерывную последовательность заселения Южного

Египта от палеолита до мезолита (ХХХ-Х тыс. до н.э.). Заселение страны

связывают с «ближневосточной волной».

В Верхнем Египта и Нубии уже в 12500 г. до н.э. были

известны жатва и обмолот дикорастущих злаков. С большой долей вероятности

предполагается, что доместикация животных была известна до V тыс. до н.э

. «В период между V и III тыс. до н.э. в Египте существовал целый ряд

додинастических культур, отличавшихся заметным культурным своеобразием.

Кочевники-пастухи пасли коз, овец и крупный рогатый скот. Даже в оседлых

общинах, обитавших по берегам Нила, рыболовство, ловля птиц и охота на крупную

дичь часто занимали гораздо более важное место по сравнению с выращиванием

злаковых культур».[iv] С 5000

г. до н.э. шла постепенная адаптация к земледельческому образу жизни, как в

Нижнем (север), так и в Верхнем (юг) Египте.

Древнейшие культуры Фаюм, Меримде, Нагада, Бадари, последняя

существовала одновременно с Убайдом, но более отсталая и примитивная: зерновое

земледелие – ячмень, пшеница-полба, кремневые орудия, грубоватая керамика,

первые изделия из привозной синайской меди.

Практически одновременный подъем городов-государств Шумера и возникновение

египетского государства процесс взаимосвязанный и представляющий собой

результат культурной эволюции Ближнего Востока и Северо-восточной Африки.

Гипотезы о возникновении государства.

1. Мощным стимулом в преобразовании древней африканской культуры было

некое «вторжение азиатов», которое и заложило основы для образования

государства.

Но археологические данные не подтверждают эту точку зрения. Глубокие и тесные

контакты с Западной Азией, в особенности с Сиро-Палестинским регионом,

несомненно были (письменность, цилиндрические печати), но никак не иммиграция

или вторжение (безосновательно).

2. «Ирригационная гипотеза» (Карл Виттфогель). «Развитие

технологии ирригации в Месопотамии и Египте привело к прогрессу во многих

других областях: возникло соперничество за контроль над водными ресурсами;

выросла производительность труда; были разработаны более совершенные

ирригационные системы; появилась бюрократия, управляющая рабочей силой;

наконец, сформировалась государственная надстройка».

[v] Гипотеза не согласуется с современным пониманием роли ирригации в

истории Египта, дааные говорят за то, что контроль над ирригационными

сооружениями и разливами реки осуществлялся местной администрацией, которая

вряд ли была заинтересована в развитии и укреплении системы общегосударственной

власти.

3. Главную роль в возникновении государства играла торговля. Гипотеза

отчасти применима к Месопотамии и цивилизации майя, но не к Египту. В

сравнении с другими государствами связи с соседними странами, дальняя

торговля была весьма ограниченной и сосредотачивалась только в нескольких

пунктах. Вольфганг Хельк полагает, что ограниченность дальней торговли в

сочетании с иммиграцией кочевых народов, в результате которых возникали

небольшие временные поселения на всем протяжении Нильской долины, не только

не стимулировала рост больших городских поселений, но и сдерживала их

развитие.

Для Египта была характерна «приматная модель расселения», т.е. существовало

только несколько крупных городов с ограниченными административными или

жреческими функциями. Эти города были окружены многочисленными чисто

земледельческими поселками. Такая модель расселения сохранялась до

3200-3100 гг. до н.э., когда началось запустение многих мелких поселений и

переселение населявших их жителей в более крупные поселения. Первые

протогосударства возникали вокруг храмов – ном, божество выступало в качестве

«связующего единства». Во главе протогосударств стояли священники-жрецы,

приобретавшие со временем функции администраторов, правителей номов. Этот

процесс, вероятно, шел параллельно с ростом населения и, как следствие,

изменением характера поселений (Гиеракониполь и Нагада обнесены стенами, в

каждом «царские кладбища» с великолепным погребальным инвентарем).

Жрец Манефон на рубеже IV-III вв. до н.э. написал до не

сохранившуюся историю Египта, в которой указывал на существование около 20

номов Верхнего Египта по течению до Дельты и столько же номов Нижнего Египта.

На рубеже IV-III тыс. до н.э. номы были объединены в руках двух

правителей. Около 3400-3200 гг. до н.э. обострившаяся борьба между

Верхним и Нижним Египтом закончилась победой правителя Верхнего Египта. В

конце IV тыс. до н.э. около 3100 г. до н.э. произошло объединение

обоих частей в единое государство под властью фараона Менеса (Мина

или Нармера, Царя Скорпиона). Несомненно, наличие у Менеса честолюбивых

устремлений и амбиций (только такому человеку под силу совершить столь

крупномасштабное действие).

Объединению предшествовало политическое брожение (повторяющееся в течении

всей истории государства): космополитические центры северной дельты

сопротивляются, не желая входить в состав единого государства. Обнаруженные

предметы того времени изобилуют сценами, в которых один человек покоряет

другого.

«Образование единого государства под властью единого царя, личность которого

приобретает характер божества, управлявшего объединенным государством и своими

магическими силами контролировавшего ежегодные разливы Нила».

[vi] Раннее объединение страны ускорило процесс институционализации власти,

становления эффективной централизованной администрации, опиравшейся на мощный и

разветвленный иерархически-бюрократический аппарат (объединение произошло за

500 лет до Саргона). Кроме того, развитие государства стимулировалось развитием

письменности и «оформлением» системы погребальных обрядов, которое дало толчок

строительству пирамид, возведению храмов и образованию местных административных

и перераспределительных центров, а это в свою очередь к формированию

многоярусной экономики.

Государство составляло единый и жесткий хозяйственный механизм: садоводческий

и скотоводческий север, земледельческий юг.

Периодизация истории Древнего Египта.

IV тыс. до н.э.Додинастический период.

3000-2778 гг. до н.э. – Раннее царство. I-II династии. Менес.

Уже при царях I династии египтяне стали продвигаться за пределы страны: на юг –

в Нубию, на запад – в Ливию, на восток – на Синай. Фараон II династии

Хасехем окончательно объединил страну в централизованное государство,

подавив волнения на севере.

2778-2263 гг. до н.э. – Древнее (Старое) царство. III-VI династии

. Джосер (3-я), Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура (4-я). Египет –

крупное централизованное государство. Цари вели постоянные войны. Во время

похода в Нубию фараона Снофру было уведено 7 тыс. пленных и 200 тыс.

голов скота, во время похода на ливийцев – 1100 человек. В конце V династии

власть фараонов стала ослабевать. В то же время укреплялись позиции номовой

знати. К концу правления VI династии страна стала распадаться на полузависимые

номы.

2263-2040 гг. до н.э – I Переходный период. VII-Х династии. 70

мемфисских царей VII династии, по преданию, сохранившемуся у Манефона, правили

всего 70 дней. С середины ХХIII в. до н.э. начался период упадка, внутренней

раздробленности Египта. К исходу III тыс. до н.э. хозяйственное положение

страны требовало объединения (оросительная сеть пришла в запустение, население

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты