содержание одной из реальных форм всемирной культуры.
Наряду с распространением товаров, культурных образцов и aTanoHqe в прикладном
искусстве, архитектуре, настенной живописи по странам Востока и Запада
распространялись искусство музыки и танца, зрелищные представления6.
Иностранные оркестры входили в состав придворного персонала. Известно, что
царственный меломан Сюань Цзунь содержал 30 тыс. музыкантов. Сохранились
описания приемов послов тюркским каганом в ставке вблизи Суяба. «Каган, —
пишет очевидец церемонии буддийский паломник Сюань Цзянь, — приказал
поставить вина и начать музыку... Все это время раздавалась иноземная
музыка, сопровождаемая металлическим перезвоном. И хотя это была музыка
варваров, она даже ласкала слух, радовала сердце и мысли». Известно, что
наиболее популярной в Танском Китае была музыка Восточного Туркестана и
Средней Азии. Музыкальные традиции Кучи, Кашгара, Бухары и Самарканда, Индии
под официальным покровительством слились с музыкальной китайской
традицией.
Иранские, согдийские и тюркские актеры много внесли и в хореографическую
культуру Китая. Например, в Константинополе часто «гастролировали» артисты с
Востока. Так, на знатном обеде у византийской императрицы в честь русской
княгини Ольги присутствующих развлекали шуты и эквилибристы, а на
празднествах, устроенных Мануилом I в честь сельджукского султана Арсла-на
II, выполнял рискованное сальто тюркский акробат. Давались также
представления в масках.
Эти традиции сохранялись и в более позднее время в мусульманских странах.
Известно, что во время празднования навруза в Багдаде устраивались
представления в масках перед Халифом7.
В разных местах при раскопках памятников на Шелковом пути найдены
многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения
культуры: коллекция терракот танского времени, изображающая танцоров и
танцовщиц, актеров в масках, музыкальные ансамбли, уместившиеся на верблюжьих
горбах. Лица многих из этих артистов принадлежат представителям народов
Средней Азии. На степных росписях, сохранившихся в парадных залах
Пенджикента, Варахши, Топрак-Калы и в городах Восточного Туркестана,
изображены музыканты, актеры. Прекрасная деревянная скульптура танцовщицы
найдена в Пенджикенте. Глиняная маска артиста X—IX вв. — при раскопках
сырдарьинско-го города Кедера.
Пути религий. По Шелковому пути распространялисть и религиозные идеи, а
миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию
и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии —
христианство, а затем ислам.
По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шло через
Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н. э. В
распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная роль
принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в особенности
согдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма, особенно активное
во II—III вв. н. э., видимо, было связано с политическими целями Кушанского
государства на Востоке.
В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себя
согдийцы. Именно они сыграли важную роль в распространении буддизма в
Центральной Азии. Анализ терминов из тюркских буддийских текстов Восточного
Туркестана свидетельствует о том, что они были заимствованы при посредничестве
согдийцев. Буддийские памятники обнвружены в ряде городов на трассе Великого
шелкового пути8.
Тюрки с VI в. испытывали сильное влияние буддизма. Сюань-Цзян пишет о
благожелательном отношении к буддизму кагана западных тюрков. По мнению
исследователей, в первой половине VII в. некоторые правители западных тюрков
стали буддистами или покровительствовали буддизму. Это было связано с
переходом их к оседлости и городской жизни.
На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое
распространение. Об этом говорят в первую очередь находки буддийских
сооружений. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-Бешиме,
Красной речке, Новопок-ровском, Новопавловском: храмы, монастыри, часовни, а
также находки статуэток и стелл с буддийскими персонажами и сценами.
Достаточно широко среди случайных находок представлен индийский импорт:
бронзовые и серебряные с позолотой и инкрустацией драгоценными камнями
статуэтки будд и бодисатв, бронзовые бляшки и пластины, каменные рельефы в
виде мелких поделок и стелы с сюжетами буддийской иконографии, составлявшие
некогда иконостасы и реликварии буддийских храмов и монастырей.
К числу последних открытий археологов относится подземный монастырь,
обнаруженный неподалеку от развалин известного средневекового города
Исфиджаба (Сайрама).
Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток,
распространялось христианство. В первой половине V в. в Восточной Римской
империи возникла «еретическая» секта приверженцев священника Нестория.
Последний учил, что дева Мария родила не бога, а человека к что Христос был
только
«обителью божества», носителем святого духа. По мнению Нестория, деву Марию
следует называть не богородицей, а христороди-цей. Именно это новшество
произвело смятение в массах. Это противоречило принятому на Никейском соборе
в 325 г. символу веры, согласно которому Христос считался обладателем
нераздельно слитых ипостасей — человеческой и божественной, и отрицание
единосущности его с богом-отцом ортодоксальная церковь признавала как
величайшую ересь. Учение Нестория было осуждено на Эфесском соборе в 431 г.,
и начались жестокие гонения на несториан. В результате преследований они
вынуждены были бежать в Иран. Сторонники Нестория организовали в Персии, в
городе Нисибине школу, которая сплотила политическую оппозицию Византии.
Богатце сирийские купцы и ремесленники, лишившись рынка в Константинополе,
двинулись на Восток. Их колонии и торговые фактории тянулись от берегов
Средиземного моря до «Небесной империи». На всем протяжении этого пути
неизменно встречаются свидетельства сирийской письменности, сирийского
христианства, распространение которого началось уже в самый ранний период его
истории. Многовековые экономические связи сирийцев обусловили их
культурное влияние и на Аравийском полуострове, и в Индии, и в областях Средней
Азии, где иранские и тюркские наречия оказались в известной мере под
воздействием сирийского языка9.
В VII—VIII вв. несториан ство широко распространялось в городах Южного
Казахстана и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. При
патриархе Тимофее (780—819) христианство было принято царем тюрков, видимо,
карлукским джабгу. На рубеже IX—Х вв. была образована особая карлукская
митрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христиане
проживали и в городах Сырдарьи.
О христианах Илийской долины, которые имели свою церковь в Каялыке, а также
свое селение, сообщает Вильгельм Рубрук. Известно, что на берегу Иссык-Куля в
XIV в. стоял христианский монастырь, в котором хранились мощи святого Матфея.
При раскопках некрополей городов Джамуката и Невакета были обнаружены
захоронения христиан с серебряными и бронзовыми крестами. Известна и
случайная находка нефритового креста на городище Красная речка. В музее г.
Шымкента хранится каменная ступка, найденная на городище Торткольтобе. На ней
изображены символы христанства — крест и голубь. При раскопках Тараза в слое
VI—VIII вв. найдена керамическая кружка с сирийской надписью «Петр и
Гавриил».
К выдающимся произведениям религиозного искусства и религиозной символики
среднеазиатских христан, тюрков по национальности, за период появления
христанства в этих краях до конца XIV в., относятся кайраки — надгробные
камни с несторианскими надписями и символикой.
О существовании христианских общин в Семиречье свидетельствуют не только
надмогильные сирийские надписи, но и согдийские надписи на керамике, на
венчиках больших хумов для вина. На одном из них было написано: «Этот хум
(предназначен) для учителя Яарук-Тегина. Мастер Пастун. Пусть будет он (хум)
наполненным, аминь, аминь!». Слово «учитель» в этой надписи аналогично
терминам тюро-согдийских эпитафий — «учитель наставник». Заключительное
«аминь» не оставляет сомнений, что Яарук-Тегин был руководителем христианской
общины.
Таким образом, археологические и эпиграфические находки вкупе с данными
средневековых источников показывают пути распространения христианства10
.
По Шелковому пути распространилось и манихейство, возникшее в III в. в Иране
и быстро завоевавшее большое число приверженцев от Италии до Китая. Она
представляла в целом синтез зороастризма и христианства. Из христианства
манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма — идею борьбы
добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в распространении манихейства играли
также согдийцы. В начале VIII в. верховный глава манихеев имел резиденцию в
Самарканде. Манихейство сосуществовало с буддизмом в Средней Азии на
протяжении длительного времени, причем буддизм оказал сильное влияние на
пантеон, терминологию и даже концепцию манихейства.
Своих приверженцев имело манихейство в Семиречье и на юге Казахстана,
в первую очередь, в среде оседлого населения. В обнаруженной в
Турфанском оазисе древнеуйгурской рукописи манихейского сочинения
«Священная книга двух основ» говорится о том, что эта книга писалась в
городе «Аргу-Таласе Алтын Аргу Талас-Улуше, Талас-Улуше», «чтобы
пробудить (веру) в стране десяти стрел». Речь здесь идет об известном
городе Таразе. Известно также, что манихейские обители были еще и в
других семиреченских городах, в том числе в Баласагуне,
Чигильбалыке".
Видимо, к числу манихейских реликвий следует отнести найденный при раскопках
Тараза бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем),
которая является символом манихейского астрального божества.
ГСреди жителей средневековых казахстанских городов были представители и
зороастризма, возникшего в VII—VI вв. до н. э. на территории древнего Ирана.
Для обрядовой практики его характерно почитание четырех элементов Вселенной
— воды, огня, земли, воздуха. Памятники зороастризма можно проследить в
Средней Азии, в Согде, в сырдарьинских городах и Семиречье. Это остатки
башнеподобных сооружений, которые можно связывать с башнями огня. Они
сохранились в топографии городищ Костобе и Красная речка. Однако в Средней
Азии и Казахстане получил распространение особый вариант зороастризма,
отличяый от канонического. Он был тесно переплетен с местными языческими
культами: с культом огня, рода предков, животных — барана, лошади, верблюда.
Находки, связанные с этой религией, представлены захоронениями в оссуариях —
глиняных ящиках для костей, хумных захоронениях, труположением в наземных
склепах — на-усах, захоронениях кучек костей. Многие, связанные с
зороастризмом культы продолжали бытовать в городах Казахстана и после
появления ислама.
Так, в домах Отрара XII в. археологи обнаружили очаги-алтари, вмазанные в пол.
Богато украшенные резьбой, они служили для возжигания огня. Это были отсветы
великих огней маздеизма, которые продолжали теплиться в домах горожан, даже
тех, в которых утвердился ислам и была принята арабская письменность12
.
Однако распространившийся в Казахстане ислам постепенно вытеснил и
христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные культы. Новая религия
утвердилась во многих городах на Шелковом пути.
Источники, повествующие о событиях конца VIII—IX вв., свидетельствуют об
исламизации^ населения Южного Казахстана, В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе
Исфиджаб. В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар. Карлуки,
захватившие с 766 г. политическое господство в Семиречье и на юге Казахстана,
подверглись наибольшему влиянию мусульманской культуры. Есть мнение о том,
что они приняли ислам еще при халифе Мазди (775—785 гг.) Однако, видимо, это
относилось лишь к какой-то их части, так как в 893 г. Исмаил ибн-Ахмад взял
Тараз и «обратил главную церковь этого города в мечеть».
В начале Х в. ислам принял родоначальник династии Карахаии-дов Сатук, а его
сын Богра-хан Харун б. Муса в 960 г. оъявил ислам государственной религией.
Постепенно новая религия распространяется и в среде кочевников. Тот же Ибн
Хаукаль сообщает о тюрках-мусульманах, кочевавших между фарабом, Кенджидой и
Шашем. Имеются сведения о распространении ислама в XI—XII вв. в среде
кыпчаков
Археологические раскопки памятников IX—начала XIII вв. свидетельствуют о
формировании городской мусульманской культуры в области. В Таразе и Мирки
христианские церкви были превращены в мечети. По мере роста населения,
исповедующего ислам, в городах строятся соборные мечети.
К постройкам, которые появляются в городах Средней Азии и Казахстана в период
распространения ислама, относятся общественные бани.
Во второй половине IX—Х вв. меняется погребальный обряд. Появляются
погребения в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича, погребенные
ориентировались на северо-запад, лицом на юг. Инвентаря в погребениях нет.
Наиболее ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе и
датируются IX—Х вв. К Х в. относится некрополь Буранинского городища.
В XI—XII вв. на некрополях появляются монументальные мемориальные сооружения —
мавзолеи (например, Айша-Биби, рядом с г. Жамбылом).
^Найдена керамика с использованием декоративных возможностей арабского шрифта.
Часть надписей носит чисто декоративный характер, но некоторые содержат
различного рода благопожела-ния, назидания. В изделиях из металла
распространяется мода на изделия, также украшенные благожелательными надписями
и надписями религиозного содержания13.
На Шелковом пути в городах Казахстана, где встречались Запад и Восток, Европа
и Азия, создалась благоприятная почва для взаимопроникновения и
взаимообогащения непохожих культур.
§ 3. Города и поселения в VI — первой половине IX века
На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-
культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни.
Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, или
Присырдарьин-ская географическая провинция, ограничивается на севере степями
Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинским
плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.
Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнее название
Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI—VII вв. Затем
она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в.
вновь приобретает популярность ее первоначальное название Сыр. В Семиречье
выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное и Северо-Йосточное
Семиречье.
В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших исторических проблем —
взаимодействию оседлых и кочевых племе^, народов, города и степи. В науке
существует так называемое евроцентристское направление, в котором кочевники
представлены как варвары в противовес цивилизованным земледельцам.
В последние годы появились и другие взгляды на проблему, несколько идеализируя
кочевников, исследователи отмечают такие их качества, как уважение к
старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие. Однако неправомерно
рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с ним оседлого и
городского, между которыми испокон веков существовали и развивались тесные
этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос на продукты
животноводства были важными причинами расширения скотоводческого хозяйства. Во
взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйства было
заинтересовано население и города и степи.
Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцев были мирными. Имеется
множество исторических фактов об опустошительных набегах, нашествиях
кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких по своему
характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. История знает в то
же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе против внешних
врагов. В целом же историческая закономерность развития оседлых областей и
городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными
экономическими связями. Их взаимоотношения были явлением,
стимулирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства,
одной экономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то,
что на всем протяжении древней
и средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдается переход
кочевников к оседлой и городской жизни:
Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань
Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал:
«Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на
реке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живут
торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько
десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не
зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от
города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит
это имя... Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгода—поровну»'
4.
Ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территории
Семиречья появилась в результате согдийской колонизации. Существует и
противоположная, автохтонная модель происхождения городской культуры
Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектом
колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культурой
регионом, сыгравшим значительную роль в исторических и экономических судьбах
народов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позиций
этногенетических, необходим и культурологический анализ.
В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города как центра
ремесла, торговли и сельского хозяйства. Показательно 'сложение городского
быта, который в археологических материалах представлен устойчивыми канонами
жилой архитектуры, терракотой, керамическими наборами, надписями на керамике,
монетами, погребальными сооружениями и обрядом захоронения. Распространение
согдийского культурного комплекса в Семиречье происходило отчасти путем
непосредственного переселения сюда согдийцев. С другой стороны его можно
объяснить как отражение процесса культурной интеграции. Согдийцами были
основаны города Джамукат, Бунджикат.
Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семиречье, на юге
Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс,
представленный в археологических материалах такими массовыми находками, как
металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В
результате в VI — первой половине IX вв. в Семиречье и Средней Азии
складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-
согдийским.
Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенетических процессов.
Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана и в
Семиречье сложилась своеобразная культура, которая интегрировала в себе
культурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое
проявление этой интеграции наблюдается в культуре города15.
Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ
со слоями VI—IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны
названия некоторых из них - Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб),
Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний ^о-
род) и рабад (пригород).
В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическим
данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве своем отождествляются
с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.
В отличие от южноказахстанских городищ топография семире-ченских иная: в них
прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, и
пригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так, шахристан городища
Кок-Мардан в Отрарс-ком оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. был
застроен кварталами, что характерно для феодального города со свойственным
ему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей
профессией, религией. Городское жилище здесь характеризуется двумя типами
домов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в плане
однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома,
заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре
или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части
напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого
помещения имелась небольшая кладовая.
В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких
помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты —
«гребенчатая пл^рировка». I В цитаделях городов располагались дворцы
правителей, ин-| терьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным
1 деревом.
I Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме между-\ народной
торговли получила развитие местная областная торговля )и торговля с
кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали
международную и областную торговлю. В его среде получили распространение
различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена
принимали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Южного
Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых в
раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанского
региона.
Местные особенности развития городской культуры на юге Казахстана и юго-
западе Семиречья накладывали своеобразие на топографию городищ, городское
жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в целом.
§ 4. Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв.
Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя
ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее
последствия завоеваний сказались
на городской культуре области. Связанная тесными экономически-, ми и
культурными связями со Средней Азией, она испытала сильное воздействие
мусульманской культуры, которая распространилась в первую очередь в среде
городского населения.
Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное
время.
В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города
Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с
центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — города Кедер, Весидж и Бурук, в
округе Шавгар — Яссы, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовьях
Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах — Баладж и
Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качества небольших
поселений и городков, но в IX — начале XIII вв. они сформировались в
городские центры.
В юго-западном Семиречье число новых городов также увеличилось. В Таласской
долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль, Сус, Кенджек. В Чуйской
долине главным городом становится Баласагун.
В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культу-pbis в северо-
восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир, ЛабаН,
Ики-огуз, Каялык.
В этот период оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном
Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира,
Сарысу, в предгорьях Улутау.
Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные
источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным
был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы были
известны города Дамурия, Сараус, Бенджар. Дахлан, Астур.
Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они
принадлежали тюркам-огузам.
Раскопки городищ дают представление о тех изменениях в их застройке, которые
произошли по сравнению с предыдущим периодом.
На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остатки
кварталов XI — начала XII вв. В каждом из них насчитывалось соответственно от
8 до 10 домов. Один из раскопанных кварталов города имел ремесленную
специализацию — был заселен гончарами.
Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречье показали, что и этот
город был застроен кварталами. Однако площадь их была большей, чем на
Куйруктобе. Дома группировались вдоль участка магистральной улочки. Всего
домов в квартале 12-14.
Новым элементом в застройке городов стали мечети. Известно сообщение автора Х
в. аль-Максиди о строительстве соборной мечети в городе Кодере (городище
Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованы археологами.
Среди компонентов застройки городов Южного Казахстана и Семиречья, как и
других городов Востока, были общественные бани. Две из них открыты на рабаде
Отрара и две на шахристане Тараза.
В XI — начале XII вв. появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящее из
трех помещений, расположенных по длинной оси (анфиладная планировка), дом с
помещениями на пересекающихся осях (крестообразная планировка) и дом с
помещениями, поставленными в ряд, длинной осью, перпендикулярно к
магистральной или внутриквартальной улочке.
В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линию развития
южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа — круглые
и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и
геометрическим орнаментом.
Новые типы жилища появляются в городах юго-западного Семиречья. Для них
характерен центрический план, когда жилища и хозяйственные помещения
группируются вокруг дворика или зала. Такая планировка была характерна для
рядовых и богатых домов.
Городское жилище XI—XII вв. северо-восточного Семиречья известно по раскопкам
города Талгара. Все дома относятся к одному типу. Они состояли из 4—6 жилых и
хозяйственных помещений и двора. Основания стен сложены из каменных валунов.
В строительстве использовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и
дерево.
Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них были загоны для скота и
конюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворах некоторых талгарских
домов обнаружены основания от юрт. Сочетание жилья с двором для скота,
наличие^юрт свидетельствует о сохранении в жизни горожан северо-восточного
Семиречья традиций скотоводческого и кочевого хозяйства.
Намечается прогресс в керамическом ремесле. По сравнению с периодом раннего
средневековья, доля лепной посуды резко снижается. Появляется поливная
керамика. Выделка стеклянных изделий в городах Казахстана относится к IX в.,
а массовое распространение их приходится на Х—XII вв. Наиболее
распространенными видами изделий были графины, кувшины, чаши, кубки, кружки,
флаконы. Из стекла изготавливались оконные диски.
Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных в городе. О его развитии,
технических возможностях дают представление массовые находки железных изделий.
Производство изделий из меди было распространено в городах повсеместно, тем
более разработки на полиметаллы и медь находились неподалеку от городских
центров в Каратау, Киргизском, Таласском, Заилийском и Джун-гарском Алатау.
Медники изготавливали посуду, чираги, подставки под них. Зачастую они
работали с драгоценными металлами, будучи одновременно и ювелирами.
Развитие получили косторезное ремесло и обработка камня. Из кости и рога
изготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резным орнаментом, булавки.
На городище Талгар найдены костяные шахматные фигурки.
Высокого уровня достигла в это время торговля. Международная торговля по
Шелковому пути известна по сведениям средневековых авторов. При раскопках и
в кладах найдены импортные изделия — художественная посуда, монеты. Крупными
торговыми центрами оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар, Тараз, Навакет,
Баласагун. К ним прибавились такие города северо-восточного Семиречья, как
Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынок полотна, караван-
сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцами из Самарканда и
Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцы из
Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи.
Развивается торговля города с округой и степью. Известны некоторые из товаров,
которые попадали в казахстанские города из степи, — козьи шкуры и меха.
Для IX—XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, вытеснявших
натуральный обмен. Работают монетные дворы в Исфиджабе, Отраре, Таразе,
Яссах.
Рост городского населения потребовал увеличения товарности сельского
хозяйства. Поэтому совершенствовалась система искусственного орошения. Ее
развитие хорошо прослежено на материалах Отрарского оазиса.
Как и раньше садоводство, виноградарство, огородничество, полеводство,
придомное скотоводство играли важную роль в хозяйстве горожан.
В IX—XII вв. наблюдается заметное изменение в развитии городской культуры.
Вовлечение юга Казахстана и Семиречья в сферу политических, экономических и
культурных отношений Халифата, Саманидского, Караханидского государства
сблизили исследуемую область со Средней Азией. Важную роль в развитии городской
культуры стала играть новая религия — ислам16.
§ 5. Памятники кочевников Казахстана
Как уже отмечалось, в тесной связи с городской культурой развивалась
кочевническая культура.
В отличие от Южной Сибири и Алтая, где тюркские погребения с конем,
относящиеся к VI—IX вв., представлены достаточно многочисленными курганными
могильниками, среди которых эталоном является могильник Кудыргэ, в
Казахстане они пока изучены слабо — это погребение Таштюбе в Семиречье, Егиз-
Койтас в Центральном Казахстане. Внешне это высокие курганные насыпи из камня
или смешанные, под которыми находились грунтовые ямы овальной формы.
Покойника клали на спину в широтном направлении. Труп коня помещали на
ступеньках или на одном уровне с погребенным с обратной или такой же
ориентацией. Они сближаются с погребениями Алтая, с восточной ориентировкой
погребенных.
В погребении с конем, обнаруженном вблизи Алматы, человек и конь были
положены в одну могильную яму. В могиле обнаружены костяные накладки лука,
на костях скелета лежала бронзовая пряжка с подвижным язычком. На язычке
пряжки рельефное изображение лица человека. От поясного набора сохранились
пять бляшек-накладок прямоугольной формы, наконечник пояса. На костях груди
обнаружены две серебряные пуговицы. Справа от черепа лежала серебряная серьга
из двух несомкнутых колец.
К периоду VI—VIII вв. относятся курганные погребения Бори-жарского могильника на
Арыси и Шага в Туркестанском оазисе (Южный Казахстан). Это — захоронение тюрок,
перешедших к оседлости. Здесь обнаружены коллективные погребения на обмазанных
глиной площадках, обнесенных стенками, и в наусах — сводчатых постройках из
пахсовых блоков и кирпича. В них обнаружены серебряные и бронзовые пряжки и
бляхи от наборных поясов, железные кинжалы и мечи, ножи, украшения и керамика,
характерная для оседлого населения17.
Выделить в общей массе погребальных памятников тюркского времени
принадлежащие именно тюргешам невозможно ввиду малого числа раскопанных
курганов того времени. Скорее всего, погребальный обряд тюргешей был близок
тюркскому. Так же трудно атрибутировать карлукские и огузские древности.
Возможно, карлукам принадлежат раскопанные в предгорьях Киргизского Алатау
погребения, где труп помещали в могилу лицов вверх, головой на восток, а коня
на ступеньке или в отдельной яме. Сопровождающий инвентарь представлен
железными двукольчатыми удилами и стременами с пластинчатой дужкой. По
мнению исследователей, карлукам может принадлежать захоронение вблизи
Алматы, в котором был найден пояс, украшенный нефритовыми бляхами, и поливная
керамика, датируемая ^Ж в.
Археологические памятники кимаков представлены могильниками в долине Иртыша
в Восточном Казахстане. Раскопки их позволяют выделить характерные черты
погребального обряда:
одиночное захоронение с конем или шкурой коня; захоронения в подбоях в
деревянных гробах с конем или предметами конской упряжи.
Разнообразие погребальных обрядов свидетельствует о многокомпонентное™
кимакского союза племен.
Памятники кыпчаков на территории Казахстана пока не многочислены, они
известны в Центральном Казахстане, Семиречье. Курганы кыпчаков единичны или
составляют могильники из нескольких насыпей. В насыпях встречаются остатки
тризны в виде костей барана. Покойников укладывали в деревянные колоды,
дощатые гробы или гробовища в виде рамы без дна. В ряде случаев покойника
накрывали берестой, имеется случай, когда покойник лежал в подбое, устроенном
в западной стенке могильной ямы. В ряде погребений сохранились куски
шелковых узорчатых тканей. В могилах встречаются железные ножи, кресала.
Вооружение встречается в мужских погребениях. Это сабли, стрелы в берестяных
колчанах, остатки луков. В одном из захоронений найдена кольчуга, в другом —
остатки пластинчатого доспеха. Конское снаряжение представлено удилами,
стременами и остатками седел.
Находки из захоронений степной части средневекового населения Казахстана
позволяют вместе с письменными источниками
получить представления о хозяйстве, образе жизни и религиозных представлениях
кочевых племен, которые вместе с горожанами составляли единую политическую,
экономическую и этническую общность.
Страницы: 1, 2