Лекция: Великий шелковый путь на территории Казахстана

содержание одной из реальных форм всемир­ной культуры.

Наряду с распространением товаров, культурных образцов и aTanoHqe в прикладном

искусстве, архитектуре, настенной живопи­си по странам Востока и Запада

распространялись искусство музыки и танца, зрелищные представления6.

Иностранные оркестры входили в состав придворного персона­ла. Известно, что

царственный меломан Сюань Цзунь содержал 30 тыс. музыкантов. Сохранились

описания приемов послов тюркс­ким каганом в ставке вблизи Суяба. «Каган, —

пишет очевидец церемонии буддийский паломник Сюань Цзянь, — приказал

поста­вить вина и начать музыку... Все это время раздавалась иноземная

музыка, сопровождаемая металлическим перезвоном. И хотя это была музыка

варваров, она даже ласкала слух, радовала сердце и мысли». Известно, что

наиболее популярной в Танском Китае была музыка Восточного Туркестана и

Средней Азии. Музыкаль­ные традиции Кучи, Кашгара, Бухары и Самарканда, Индии

под официальным покровительством слились с музыкальной китайской

традицией.

Иранские, согдийские и тюркские актеры много внесли и в хореографическую

культуру Китая. Например, в Константинополе часто «гастролировали» артисты с

Востока. Так, на знатном обеде у византийской императрицы в честь русской

княгини Ольги присутствующих развлекали шуты и эквилибристы, а на

празднест­вах, устроенных Мануилом I в честь сельджукского султана Арсла-на

II, выполнял рискованное сальто тюркский акробат. Давались также

представления в масках.

Эти традиции сохранялись и в более позднее время в мусуль­манских странах.

Известно, что во время празднования навруза в Багдаде устраивались

представления в масках перед Халифом7.

В разных местах при раскопках памятников на Шелковом пути найдены

многочисленные материальные подтверждения развития и взаимообогащения

культуры: коллекция терракот танского вре­мени, изображающая танцоров и

танцовщиц, актеров в масках, музыкальные ансамбли, уместившиеся на верблюжьих

горбах. Лица многих из этих артистов принадлежат представителям наро­дов

Средней Азии. На степных росписях, сохранившихся в парад­ных залах

Пенджикента, Варахши, Топрак-Калы и в городах Восточного Туркестана,

изображены музыканты, актеры. Прекрасная деревянная скульптура танцовщицы

найдена в Пенджикенте. Глиняная маска артиста X—IX вв. — при раскопках

сырдарьинско-го города Кедера.

Пути религий. По Шелковому пути распространялисть и рели­гиозные идеи, а

миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию

и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии —

христианст­во, а затем ислам.

По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шло через

Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н. э. В

распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная роль

принадлежала средне­азиатским богословам и миссионерам, в особенности

согдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма, особенно актив­ное

во II—III вв. н. э., видимо, было связано с политическими целями Кушанского

государства на Востоке.

В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себя

согдийцы. Именно они сыграли важную роль в распространении буддизма в

Центральной Азии. Анализ терминов из тюркских буддийских текстов Восточного

Туркестана свидетель­ствует о том, что они были заимствованы при посредничестве

согдийцев. Буддийские памятники обнвружены в ряде городов на трассе Великого

шелкового пути8.

Тюрки с VI в. испытывали сильное влияние буддизма. Сюань-Цзян пишет о

благожелательном отношении к буддизму кагана западных тюрков. По мнению

исследователей, в первой половине VII в. некоторые правители западных тюрков

стали буддистами или покровительствовали буддизму. Это было связано с

переходом их к оседлости и городской жизни.

На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел достаточно широкое

распространение. Об этом говорят в первую очередь находки буддийских

сооружений. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-Бешиме,

Красной речке, Новопок-ровском, Новопавловском: храмы, монастыри, часовни, а

также находки статуэток и стелл с буддийскими персонажами и сценами.

Достаточно широко среди случайных находок представлен ин­дийский импорт:

бронзовые и серебряные с позолотой и инкруста­цией драгоценными камнями

статуэтки будд и бодисатв, бронзо­вые бляшки и пластины, каменные рельефы в

виде мелких поделок и стелы с сюжетами буддийской иконографии, составляв­шие

некогда иконостасы и реликварии буддийских храмов и монастырей.

К числу последних открытий археологов относится подземный монастырь,

обнаруженный неподалеку от развалин известного средневекового города

Исфиджаба (Сайрама).

Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток,

распространялось христианство. В первой половине V в. в Восточной Римской

империи возникла «еретическая» секта при­верженцев священника Нестория.

Последний учил, что дева Мария родила не бога, а человека к что Христос был

только

«обителью божества», носителем святого духа. По мнению Несто­рия, деву Марию

следует называть не богородицей, а христороди-цей. Именно это новшество

произвело смятение в массах. Это противоречило принятому на Никейском соборе

в 325 г. символу веры, согласно которому Христос считался обладателем

нераздель­но слитых ипостасей — человеческой и божественной, и отрицание

единосущности его с богом-отцом ортодоксальная церковь призна­вала как

величайшую ересь. Учение Нестория было осуждено на Эфесском соборе в 431 г.,

и начались жестокие гонения на несториан. В результате преследований они

вынуждены были бежать в Иран. Сторонники Нестория организовали в Персии, в

городе Нисибине школу, которая сплотила политическую оппози­цию Византии.

Богатце сирийские купцы и ремесленники, лишившись рынка в Константинополе,

двинулись на Восток. Их колонии и торговые фактории тянулись от берегов

Средиземного моря до «Небесной империи». На всем протяжении этого пути

неизменно встречаются свидетельства сирийской письменности, сирийского

христианства, распространение которого началось уже в самый ранний период его

истории. Многовековые экономические связи сирийцев обус­ловили их

культурное влияние и на Аравийском полуострове, и в Индии, и в областях Средней

Азии, где иранские и тюркские наречия оказались в известной мере под

воздействием сирийского языка9.

В VII—VIII вв. несториан ство широко распространялось в городах Южного

Казахстана и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. При

патриархе Тимофее (780—819) христианство было принято царем тюрков, видимо,

карлукским джабгу. На рубеже IX—Х вв. была образована особая карлукская

митрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христиане

проживали и в городах Сырдарьи.

О христианах Илийской долины, которые имели свою церковь в Каялыке, а также

свое селение, сообщает Вильгельм Рубрук. Известно, что на берегу Иссык-Куля в

XIV в. стоял христианский монастырь, в котором хранились мощи святого Матфея.

При раскопках некрополей городов Джамуката и Невакета были обнаружены

захоронения христиан с серебряными и бронзо­выми крестами. Известна и

случайная находка нефритового креста на городище Красная речка. В музее г.

Шымкента хранится каменная ступка, найденная на городище Торткольтобе. На ней

изображены символы христанства — крест и голубь. При раскопках Тараза в слое

VI—VIII вв. найдена керамическая кружка с сирийс­кой надписью «Петр и

Гавриил».

К выдающимся произведениям религиозного искусства и рели­гиозной символики

среднеазиатских христан, тюрков по нацио­нальности, за период появления

христанства в этих краях до конца XIV в., относятся кайраки — надгробные

камни с несторианскими надписями и символикой.

О существовании христианских общин в Семиречье свидетель­ствуют не только

надмогильные сирийские надписи, но и согдийс­кие надписи на керамике, на

венчиках больших хумов для вина. На одном из них было написано: «Этот хум

(предназначен) для учителя Яарук-Тегина. Мастер Пастун. Пусть будет он (хум)

наполненным, аминь, аминь!». Слово «учитель» в этой надписи аналогично

терминам тюро-согдийских эпитафий — «учитель на­ставник». Заключительное

«аминь» не оставляет сомнений, что Яарук-Тегин был руководителем христианской

общины.

Таким образом, археологические и эпиграфические находки вкупе с данными

средневековых источников показывают пути распространения христианства10

.

По Шелковому пути распространилось и манихейство, возни­кшее в III в. в Иране

и быстро завоевавшее большое число приверженцев от Италии до Китая. Она

представляла в целом синтез зороастризма и христианства. Из христианства

манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма — идею борьбы

добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в распространении манихейства играли

также согдийцы. В начале VIII в. верховный глава манихеев имел резиденцию в

Самарканде. Манихейство сосуществовало с буддизмом в Средней Азии на

протяжении длительного времени, причем буддизм оказал сильное влияние на

пантеон, терминологию и даже концепцию манихейства.

Своих приверженцев имело манихейство в Семиречье и на юге Казахстана,

в первую очередь, в среде оседлого населения. В обнаруженной в

Турфанском оазисе древнеуйгурской рукописи манихейского сочинения

«Священная книга двух основ» говорится о том, что эта книга писалась в

городе «Аргу-Таласе Алтын Аргу Талас-Улуше, Талас-Улуше», «чтобы

пробудить (веру) в стране десяти стрел». Речь здесь идет об известном

городе Таразе. Известно также, что манихейские обители были еще и в

других семиреченских городах, в том числе в Баласагуне,

Чигильбалыке".

Видимо, к числу манихейских реликвий следует отнести найден­ный при раскопках

Тараза бронзовый медальон с женским изобра­жением с луной (полумесяцем),

которая является символом мани­хейского астрального божества.

ГСреди жителей средневековых казахстанских городов были представители и

зороастризма, возникшего в VII—VI вв. до н. э. на территории древнего Ирана.

Для обрядовой практики его харак­терно почитание четырех элементов Вселенной

— воды, огня, земли, воздуха. Памятники зороастризма можно проследить в

Средней Азии, в Согде, в сырдарьинских городах и Семиречье. Это остатки

башнеподобных сооружений, которые можно связывать с башнями огня. Они

сохранились в топографии городищ Костобе и Красная речка. Однако в Средней

Азии и Казахстане получил распространение особый вариант зороастризма,

отличяый от кано­нического. Он был тесно переплетен с местными языческими

культами: с культом огня, рода предков, животных — барана, лошади, верблюда.

Находки, связанные с этой религией, представ­лены захоронениями в оссуариях —

глиняных ящиках для костей, хумных захоронениях, труположением в наземных

склепах — на-усах, захоронениях кучек костей. Многие, связанные с

зороастриз­мом культы продолжали бытовать в городах Казахстана и после

появления ислама.

Так, в домах Отрара XII в. археологи обнаружили очаги-алтари, вмазанные в пол.

Богато украшенные резьбой, они служили для возжигания огня. Это были отсветы

великих огней маздеизма, которые продолжали теплиться в домах горожан, даже

тех, в которых утвердился ислам и была принята арабская письмен­ность12

.

Однако распространившийся в Казахстане ислам постепенно вытеснил и

христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные культы. Новая религия

утвердилась во многих городах на Шелко­вом пути.

Источники, повествующие о событиях конца VIII—IX вв., свидетельствуют об

исламизации^ населения Южного Казахстана, В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе

Исфиджаб. В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар. Карлуки,

захватившие с 766 г. политическое господство в Семиречье и на юге Казахстана,

подверглись наибольшему влиянию мусульманской культуры. Есть мнение о том,

что они приняли ислам еще при халифе Мазди (775—785 гг.) Однако, видимо, это

относилось лишь к какой-то их части, так как в 893 г. Исмаил ибн-Ахмад взял

Тараз и «обратил главную церковь этого города в мечеть».

В начале Х в. ислам принял родоначальник династии Карахаии-дов Сатук, а его

сын Богра-хан Харун б. Муса в 960 г. оъявил ислам государственной религией.

Постепенно новая религия распростра­няется и в среде кочевников. Тот же Ибн

Хаукаль сообщает о тюрках-мусульманах, кочевавших между фарабом, Кенджидой и

Шашем. Имеются сведения о распространении ислама в XI—XII вв. в среде

кыпчаков

Археологические раскопки памятников IX—начала XIII вв. свидетельствуют о

формировании городской мусульманской куль­туры в области. В Таразе и Мирки

христианские церкви были превращены в мечети. По мере роста населения,

исповедующего ислам, в городах строятся соборные мечети.

К постройкам, которые появляются в городах Средней Азии и Казахстана в период

распространения ислама, относятся общес­твенные бани.

Во второй половине IX—Х вв. меняется погребальный обряд. Появляются

погребения в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича, погребенные

ориентировались на северо-запад, лицом на юг. Инвентаря в погребениях нет.

Наиболее ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе и

датируются IX—Х вв. К Х в. относится некрополь Буранинского городища.

В XI—XII вв. на некрополях появляются монументальные мемориальные сооружения —

мавзолеи (например, Айша-Биби, рядом с г. Жамбылом).

^Найдена керамика с использованием декоративных возможнос­тей арабского шрифта.

Часть надписей носит чисто декоративный характер, но некоторые содержат

различного рода благопожела-ния, назидания. В изделиях из металла

распространяется мода на изделия, также украшенные благожелательными надписями

и надписями религиозного содержания13.

На Шелковом пути в городах Казахстана, где встречались Запад и Восток, Европа

и Азия, создалась благоприятная почва для взаимопроникновения и

взаимообогащения непохожих культур.

§ 3. Города и поселения в VI — первой половине IX века

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-

культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни.

Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, или

Присырдарьин-ская географическая провинция, ограничивается на севере степя­ми

Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинским

плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.

Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнее название

Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI—VII вв. Затем

она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в.

вновь приобре­тает популярность ее первоначальное название Сыр. В Семиречье

выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное и Северо-Йосточное

Семиречье.

В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших исторических проблем —

взаимодействию оседлых и кочевых племе^, народов, города и степи. В науке

существует так называе­мое евроцентристское направление, в котором кочевники

пред­ставлены как варвары в противовес цивилизованным земледель­цам.

В последние годы появились и другие взгляды на проблему, несколько идеализируя

кочевников, исследователи отмечают та­кие их качества, как уважение к

старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие. Однако неправомерно

рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с ним оседлого и

городского, между которыми испокон веков существовали и разви­вались тесные

этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос на продукты

животноводства были важными причинами расширения скотоводческого хозяйства. Во

взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйства было

заинтересовано население и города и степи.

Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцев были мирными. Имеется

множество исторических фактов об опустошительных набегах, нашествиях

кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких по своему

характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. История знает в то

же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе против внешних

врагов. В целом же историческая законо­мерность развития оседлых областей и

городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными

эконо­мическими связями. Их взаимоотношения были явлением,

стиму­лирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства,

одной экономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то,

что на всем протяжении древней

и средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдается переход

кочевников к оседлой и городской жизни:

Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань

Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал:

«Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на

реке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живут

торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько

десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не

зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от

города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит

это имя... Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгода—поровну»'

4.

Ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территории

Семиречья появилась в результате согдийской колони­зации. Существует и

противоположная, автохтонная модель проис­хождения городской культуры

Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектом

колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культурой

регионом, сыгравшим значительную роль в исторических и эконо­мических судьбах

народов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позиций

этногенетических, необходим и культурологический анализ.

В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города как центра

ремесла, торговли и сельского хозяйст­ва. Показательно 'сложение городского

быта, который в археологи­ческих материалах представлен устойчивыми канонами

жилой архитектуры, терракотой, керамическими наборами, надписями на керамике,

монетами, погребальными сооружениями и обрядом захоронения. Распространение

согдийского культурного комплекса в Семиречье происходило отчасти путем

непосредственного пере­селения сюда согдийцев. С другой стороны его можно

объяснить как отражение процесса культурной интеграции. Согдийцами были

основаны города Джамукат, Бунджикат.

Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семи­речье, на юге

Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс,

представленный в археологичес­ких материалах такими массовыми находками, как

металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В

результате в VI — первой половине IX вв. в Семиречье и Средней Азии

складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-

согдийским.

Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенети­ческих процессов.

Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана и в

Семиречье сложилась своеобразная культу­ра, которая интегрировала в себе

культурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое

проявление этой интеграции наблюдается в культуре города15.

Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафик­сировано 25 городищ

со слоями VI—IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны

названия некоторых из них - Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб),

Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний ^о-

род) и рабад (пригород).

В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическим

данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве своем отождествляются

с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.

В отличие от южноказахстанских городищ топография семире-ченских иная: в них

прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, и

пригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так, шахристан городища

Кок-Мардан в Отрарс-ком оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. был

застроен кварталами, что характерно для феодального города со свойствен­ным

ему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей

профессией, религией. Городское жилище здесь характеризуется двумя типами

домов. К первому относятся квад­ратные либо прямоугольные в плане

однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома,

заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре

или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части

напольный очаг с бортиками из глины.

Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого

помещения имелась небольшая кладовая.

В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких

помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты —

«гребенчатая пл^рировка». I В цитаделях городов располагались дворцы

правителей, ин-| терьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным

1 деревом.

I Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме между-\ народной

торговли получила развитие местная областная торговля )и торговля с

кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали

международную и областную торгов­лю. В его среде получили распространение

различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена

прини­мали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Южного

Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых в

раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанского

региона.

Местные особенности развития городской культуры на юге Казахстана и юго-

западе Семиречья накладывали своеобразие на топографию городищ, городское

жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в целом.

§ 4. Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв.

Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя

ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее

последствия завоеваний сказались

на городской культуре области. Связанная тесными экономически-, ми и

культурными связями со Средней Азией, она испытала сильное воздействие

мусульманской культуры, которая распрос­транилась в первую очередь в среде

городского населения.

Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное

время.

В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города

Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с

центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — города Кедер, Весидж и Бурук, в

округе Шавгар — Яссы, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовь­ях

Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах — Баладж и

Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качества небольших

поселений и городков, но в IX — начале XIII вв. они сформировались в

городские центры.

В юго-западном Семиречье число новых городов также увели­чилось. В Таласской

долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль, Сус, Кенджек. В Чуйской

долине главным городом становится Баласагун.

В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культу-pbis в северо-

восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир, ЛабаН,

Ики-огуз, Каялык.

В этот период оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном

Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира,

Сарысу, в предгорьях Улутау.

Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные

источники сообщают, что эти города при­надлежали кимакам. Наиболее крупным

был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы были

известны города Дамурия, Сараус, Бенджар. Дахлан, Астур.

Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они

принадлежали тюркам-огузам.

Раскопки городищ дают представление о тех изменениях в их застройке, которые

произошли по сравнению с предыдущим пери­одом.

На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остатки

кварталов XI — начала XII вв. В каждом из них насчитывалось соответственно от

8 до 10 домов. Один из раскопан­ных кварталов города имел ремесленную

специализацию — был заселен гончарами.

Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречье по­казали, что и этот

город был застроен кварталами. Однако площадь их была большей, чем на

Куйруктобе. Дома группирова­лись вдоль участка магистральной улочки. Всего

домов в квартале 12-14.

Новым элементом в застройке городов стали мечети. Известно сообщение автора Х

в. аль-Максиди о строительстве соборной мечети в городе Кодере (городище

Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованы археологами.

Среди компонентов застройки городов Южного Казахстана и Семиречья, как и

других городов Востока, были общественные бани. Две из них открыты на рабаде

Отрара и две на шахристане Тараза.

В XI — начале XII вв. появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящее из

трех помещений, расположенных по длин­ной оси (анфиладная планировка), дом с

помещениями на пересе­кающихся осях (крестообразная планировка) и дом с

помещения­ми, поставленными в ряд, длинной осью, перпендикулярно к

магистральной или внутриквартальной улочке.

В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линию развития

южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа — круглые

и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и

геометрическим орнаментом.

Новые типы жилища появляются в городах юго-западного Семиречья. Для них

характерен центрический план, когда жилища и хозяйственные помещения

группируются вокруг дворика или зала. Такая планировка была характерна для

рядовых и богатых домов.

Городское жилище XI—XII вв. северо-восточного Семиречья известно по раскопкам

города Талгара. Все дома относятся к одному типу. Они состояли из 4—6 жилых и

хозяйственных помещений и двора. Основания стен сложены из каменных валу­нов.

В строительстве использовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и

дерево.

Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них были загоны для скота и

конюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворах некоторых талгарских

домов обнаружены основания от юрт. Сочетание жилья с двором для скота,

наличие^юрт свидетельству­ет о сохранении в жизни горожан северо-восточного

Семиречья традиций скотоводческого и кочевого хозяйства.

Намечается прогресс в керамическом ремесле. По сравнению с периодом раннего

средневековья, доля лепной посуды резко сни­жается. Появляется поливная

керамика. Выделка стеклянных изделий в городах Казахстана относится к IX в.,

а массовое распространение их приходится на Х—XII вв. Наиболее

распрос­траненными видами изделий были графины, кувшины, чаши, кубки, кружки,

флаконы. Из стекла изготавливались оконные диски.

Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных в городе. О его развитии,

технических возможностях дают представление мас­совые находки железных изделий.

Производство изделий из меди было распространено в городах повсеместно, тем

более разработки на полиметаллы и медь находились неподалеку от городских

центров в Каратау, Киргизском, Таласском, Заилийском и Джун-гарском Алатау.

Медники изготавливали посуду, чираги, подставки под них. Зачастую они

работали с драгоценными металлами, будучи одновременно и ювелирами.

Развитие получили косторезное ремесло и обработка камня. Из кости и рога

изготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резным орнаментом, булавки.

На городище Талгар найдены костя­ные шахматные фигурки.

Высокого уровня достигла в это время торговля. Международ­ная торговля по

Шелковому пути известна по сведениям средневе­ковых авторов. При раскопках и

в кладах найдены импортные изделия — художественная посуда, монеты. Крупными

торговыми центрами оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар, Тараз, Навакет,

Баласагун. К ним прибавились такие города северо-восточного Семиречья, как

Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынок полотна, караван-

сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцами из Самарканда и

Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцы из

Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи.

Развивается торговля города с округой и степью. Известны некоторые из товаров,

которые попадали в казахстанские города из степи, — козьи шкуры и меха.

Для IX—XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, вытеснявших

натуральный обмен. Работают монетные дворы в Исфиджабе, Отраре, Таразе,

Яссах.

Рост городского населения потребовал увеличения товарности сельского

хозяйства. Поэтому совершенствовалась система искус­ственного орошения. Ее

развитие хорошо прослежено на материа­лах Отрарского оазиса.

Как и раньше садоводство, виноградарство, огородничество, полеводство,

придомное скотоводство играли важную роль в хозяйстве горожан.

В IX—XII вв. наблюдается заметное изменение в развитии городской культуры.

Вовлечение юга Казахстана и Семиречья в сферу политических, экономических и

культурных отношений Халифата, Саманидского, Караханидского государства

сблизили исследуемую область со Средней Азией. Важную роль в развитии городской

культуры стала играть новая религия — ислам16.

§ 5. Памятники кочевников Казахстана

Как уже отмечалось, в тесной связи с городской культурой развивалась

кочевническая культура.

В отличие от Южной Сибири и Алтая, где тюркские погребе­ния с конем,

относящиеся к VI—IX вв., представлены достаточно многочисленными курганными

могильниками, среди которых эта­лоном является могильник Кудыргэ, в

Казахстане они пока изучены слабо — это погребение Таштюбе в Семиречье, Егиз-

Койтас в Центральном Казахстане. Внешне это высокие курганные насыпи из камня

или смешанные, под которыми находились грунтовые ямы овальной формы.

Покойника клали на спину в широтном направлении. Труп коня помещали на

ступеньках или на одном уровне с погребенным с обратной или такой же

ориента­цией. Они сближаются с погребениями Алтая, с восточной ориен­тировкой

погребенных.

В погребении с конем, обнаруженном вблизи Алматы, человек и конь были

положены в одну могильную яму. В могиле обнаруже­ны костяные накладки лука,

на костях скелета лежала бронзовая пряжка с подвижным язычком. На язычке

пряжки рельефное изображение лица человека. От поясного набора сохранились

пять бляшек-накладок прямоугольной формы, наконечник пояса. На костях груди

обнаружены две серебряные пуговицы. Справа от черепа лежала серебряная серьга

из двух несомкнутых колец.

К периоду VI—VIII вв. относятся курганные погребения Бори-жарского могильника на

Арыси и Шага в Туркестанском оазисе (Южный Казахстан). Это — захоронение тюрок,

перешедших к оседлости. Здесь обнаружены коллективные погребения на обма­занных

глиной площадках, обнесенных стенками, и в наусах — сводчатых постройках из

пахсовых блоков и кирпича. В них обнаружены серебряные и бронзовые пряжки и

бляхи от наборных поясов, железные кинжалы и мечи, ножи, украшения и керамика,

характерная для оседлого населения17.

Выделить в общей массе погребальных памятников тюркского времени

принадлежащие именно тюргешам невозможно ввиду малого числа раскопанных

курганов того времени. Скорее всего, погребальный обряд тюргешей был близок

тюркскому. Так же трудно атрибутировать карлукские и огузские древности.

Возмож­но, карлукам принадлежат раскопанные в предгорьях Киргизского Алатау

погребения, где труп помещали в могилу лицов вверх, головой на восток, а коня

на ступеньке или в отдельной яме. Сопровождающий инвентарь представлен

железными двукольча­тыми удилами и стременами с пластинчатой дужкой. По

мнению исследователей, карлукам может принадлежать захоронение вбли­зи

Алматы, в котором был найден пояс, украшенный нефритовыми бляхами, и поливная

керамика, датируемая ^Ж в.

Археологические памятники кимаков представлены могильни­ками в долине Иртыша

в Восточном Казахстане. Раскопки их позволяют выделить характерные черты

погребального обряда:

одиночное захоронение с конем или шкурой коня; захоронения в подбоях в

деревянных гробах с конем или предметами конской упряжи.

Разнообразие погребальных обрядов свидетельствует о много­компонентное™

кимакского союза племен.

Памятники кыпчаков на территории Казахстана пока не много­числены, они

известны в Центральном Казахстане, Семиречье. Курганы кыпчаков единичны или

составляют могильники из нескольких насыпей. В насыпях встречаются остатки

тризны в виде костей барана. Покойников укладывали в деревянные коло­ды,

дощатые гробы или гробовища в виде рамы без дна. В ряде случаев покойника

накрывали берестой, имеется случай, когда покойник лежал в подбое, устроенном

в западной стенке могиль­ной ямы. В ряде погребений сохранились куски

шелковых узорча­тых тканей. В могилах встречаются железные ножи, кресала.

Вооружение встречается в мужских погребениях. Это сабли, стрелы в берестяных

колчанах, остатки луков. В одном из захоронений найдена кольчуга, в другом —

остатки пластинчатого доспеха. Конское снаряжение представлено удилами,

стременами и остат­ками седел.

Находки из захоронений степной части средневекового населе­ния Казахстана

позволяют вместе с письменными источниками

получить представления о хозяйстве, образе жизни и религиозных представлениях

кочевых племен, которые вместе с горожанами составляли единую политическую,

экономическую и этническую общность.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты