Лекция: Великий шелковый путь на территории Казахстана
Глава 2.
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. ГОРОД И СТЕПЬ
Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи
были налажены в связи с разработкой месторожде-
ний лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в
районе Хотана.
В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся
из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье,
к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего
Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские
ковры, изделия из драгоценных металлов.
В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и
скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в
Центральную Азию и Средиземноморье.
В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функционировать как
регулярная дипломатическая и торговая артерия.
Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинался в Чаньани —
древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее
вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайской стены,
к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера
и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык,
Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал
Бедель к южному берегу Иссык-Куля — через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию,
Индию и Средиземноморье – это так называемый «Южный путь». «Северный путь»
шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадан в
Сирию.
В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходивший из Китая на
запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно
объяснить несколькими причинами. Во-первых, в Семиречье находились ставки
тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию.
Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-
третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями
заморских товаров.
Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в
VII—XIV вв. В течение столетий он претерпевал изменения: одни участки
приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые
станции на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв. основной была трасса
Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская
долина — Иссык-Кульская котловина — Восточный Туркестан. Ответвление этого
пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в
Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан. Он шел в обход
Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-
дипломатический союз Западнотюркского каганата в Византии. В IX—XII вв. этот
маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через
Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в
XIII—XIV вв. вновь оживляется. Политическая ситуация на континенте определяла
выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми'.
Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н. э. —
первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже активно функционировал,
в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и
лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из Сасанидского
Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формируются городские
центры, предтечей которых явились земледельческие поселения, окруженные
стенами с башнями.
Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского
Каганата, огромной кочевой империи, простиравшейся от Кореи до Черного моря.
В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и
Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры
этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда городских
центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый
путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до
XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и
освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.
§ 1. Направления и трассы Великого Шелкового пути
Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на
восток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам
(Сарьям). Название древнего города сохранилось до сих пор. Его носит поселок
рядом с Шымкентом, в центре которого находятся остатки средневекового
городища, бывшего одним из крупнейших центров на Шелковом пути. Из Исфиджаба
вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо.
Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и Будухкет.
Тараз — один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в.
Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое
посольство византийского императора Юстиниана II во главе со стратигом
Земархом. Источники называли Тараз городом купцов. Кроме того, он был
столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов.
Рядом с Таразом находился город Джамукат, упоминавшийся уже в VI в. Развалины
Джамуката находятся в Таласской долине недалеко от Джамбыла, на правом берегу
реки Талас, напротив с. Михайловки. Развалины его называются сейчас Костобе —
Двойной бугор.
В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого произошла в 751
г. битва арабов с китайскими войсками за сферы влияния. Неподалеку от Тараза
на торговом пути, идущем вниз по Таласу на север, находились города Адахкет и
Дех Нуджикес. В горной части Таласской долины находились также известные
города Шельджи, Сус, Куль и Текабкет. Они возникли вблизи серебряных рудников.
В Таласскую долину караваны попадали также по дороге из Ферганской
долины через перевал Чанач на Чаткальском хребте и Карабура в
Таласском Алатау. Этот отрезок дорог соединил «Ферганское» и
«Семиреченское» направления Шелкового пути.
Из Тараза на восток путь шел к Кулану. Территория между Таразом и
Куланом принадлежала карлукам. На пути к Кулану путь проходил через
города Касрибас, Куль-Шуб и Джудь-Шуб. От Кулана далее на восток на
расстоянии четырех фарсахов друг от друга стояли города Мирки и Аспара.
Затем караваны шли через города Нузкет и Харраджуван в Джуль. Из
Джуля дорога вела в Сарыг, затем в «селение тюркского кагана» и в
Кирмирау.
Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья
Навакет (Китайский Синчэн). Оба названия переводятся как Новгород.
Навакет был резиденцией тюркских каганов и городом согдийцев.
Из Навакета через Пенджикент (Бунджикет) дорога приводила в крупнейший город
Семиречья Суяб — столицу западных тюрков (затем тюргешей, карлуков). О нем
пишут китайские и арабские путешественники вплоть до Х в. Роль столицы
переходит к городу Баласагуну, раннее название которого, видимо, было Беклиг
или Семекна. Баласагун известен как столица Караханидов, затем Каракитаев,
которые его и разрушили в начале XIII в. Город был заново отстроен, но уже в
XIV в. лежал в развалинах. Местоположение этих городов находится неподалеку
от современного "г. Токмака и соответствует двум известным средневековым
памятникам — городищам Акбешим и Бурана.
Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам
Иссык-Куля. На южном отрезке караваны проходили крупный город Верхний
Барсахан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, названия
которых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель,
и через него либо Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.
Из Иссыккульской котловины через перевал Санташ и долину Каркары путь
вел в Илийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека
и Хоргоса — в Алмалык, а по северной оконечности пустыни Такла-Макан,
через оазисы Хами и Турфан — к Дунхуану и в Китай.
В X—XII вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину
с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакате, затем шло
на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоны Заилийского
Алатау. На перевал шла еще одна дорога — из Баласагуна. Здесь приметным
ориентиром были священные горы Урун-Ардж. Трасса проходила через небольшие
городки в предгорьях Заилийского Алатау, находившиеся на месте Кастека,
Каскелена и Алматы, и достигала города Тальхиза (Тальхира), который
расположен на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор на правом
берегу р. Талгар находятся развалины крупного средневекового городища.
Тальхиз (Тальхир) был крупным центром транзитной торговли.
В Илийскую долину попадали и другим путем: от Кулана, Аспары либо Нузкета к
городам среднего и нижнего течения Чу. Через брод Ташуткуль дорога шла на
северные склоны Чуилийских гор к городам вдоль северных склонов Заилийского
Алатау.
В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся. Южная часть шла через Иссык, Тургень,
Чилик к переправе через Или в районе Борохудзира, а затем по правому берегу
Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом, шедшим сюда из
долины Иссык-Куля. На этом отрезке археологи нашли развалины небольших
городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного г. Чилик. По правому берегу Или
дорога шла через современные поселения Кок-Тал и г. Джаркент. В районе Кок-
Тала располагался Илиба-лык.
Северная дорога из Тальхиза тянулась вдоль р. Талгар до переправы на р. Или в
районе Капчагайского ущелья. После нее путь вел на Чингильды, затем через
перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала города
Икиогуз, находившегося на месте современного с. Дунгановка. Вильгельм Рубрук
называет город Эквиусом. Именно здесь обнаружено одно из крупнейших городищ
Илийской долины. В этом городе, как свидетельствует посетивший его в 1253 г.
Вильгельм Рубрук, жили «сарацины» (иранские купцы).
Из Икиогуза путь шел к Каялыку (Койлаку) — столице карлукских джабгу. Город
славился своими базарами. В нем кроме мусульман жили христиане, имевшие свою
церковь. Об этом сообщает посетивший город посол Людовика IX к
монгольскому хану Мункэ монах Вильгельм Рубрук. Кулык был столицей карлуков,
которым в IX — начале XIII вв. принадлежала северовосточная часть Илийской
долины. Он находился в долине р. Каратал, на окраине с. Антоновского.
Неподалеку от Каялыка, судя по записке Рубрука, находилось христианское
селение, через которое также проходил Шелковый путь. Далее он следовал в долину
Тентека и, обогнув Алакуль, через Джунгарские ворота приводил в долину Шихо и
оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и внутренний Китай.
На юго-восточной оконечности Алакуля стоял город, который путешественники
XIII в. называли «Столицей области».
Из Исфиджаба шла также караванная дорога в Арсубаникет на Арыси, в Отрар-
Фараб и далее вниз по Сырдарье — в Приаралье.
На караванной дороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупными городами
были Отрар-Фараб и Шавгар. Название первого сохранилось до сих пор в имени
крупного городища, находящегося неподалеку от впадения Арыси в Сырдарью.
Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда одна дорога вела в Шавгар, а
другая — на переправу через Сырдарью к городу Васиджу. Из него шел путь вверх
по Сырдарье, через огузский город Сюткент в Шаш, а вниз — в Дженд. Отсюда же
через Кзыл-Кумы была проложена трасса в Хорезм, Ургенч, а оттуда — в Поволжье
и на Кавказ. Этот отрезок Шелкового пути был особенно оживленным в XIII в. и
проходил через Дженд, Сарайчик, Сарай-Бату и Каффу.
Шавгар известен в источниках уже в VIII в., ему соответствует городище Чуй-
Тобе, расположенное рядом с Туркестаном. На месте современного Туркестана
рядом с Шавгаром в X—XII вв. сформировался город Яссы, где жил и проповедовал
известный поэт, суфий Ахмед Ясави.
Из Шавгара путь шел к городу Янгикенту — столице государства огузов. Отсюда
шла также дорога через Кзыл-Кумы в Хорезм.
Из Шавгара и позднее Яссы через перевал Турлан дорога выходила на северные
склоны Каратау и шла параллельно той, что тянулась вдоль Сырдарьи. На этом
пути стояли города Сузак, Уросоган, Кумкент, Сугулкент. Выводила же она либо
в низовья Таласа, откуда поднималась вверх к Таразу, либо шла вдоль западного
берега озера Бийликуль через города Берукет-Паркет и Хутухчин также к Таразу.
От основной трассы Шелкового пути, проходившей через Южный Казахстан и
Семиречье, отходили дороги на север и восток, которые вели в районы
Центрального и Восточного Казахстана в степь Деш1'-и Кыпчак, позднее
известную как Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию. Здесь
проходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников.
Богатые скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрального Казахстана
были вовлечены в систему торговых связей, в том числе и международных, и
включены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.
Из Отрара через Арсубаникет, долинами Арыстанды, Чаяна, перевалив невысокие
горы Каратау, из Шавгара и Яссы через перевал Турлан, из Саурана и Сыгнака,
из Янгикента дороги выходили в степи Центрального Казахстана и достигали
берегов Сарысу и Кенгира, Тургая и Ишима. Здесь открыты остатки средневековых
городищ: Болган-Ана, Жаман-Курган, Ногербек-Дарасы, Домбгаул, Милы-Кудук,
Ормамбет. Видимо, именно здесь следует локализовать упомянутые в
средневековых источниках города .Жубин, Конгликет, летовки Ортаг и Кейтаг,
рудные разработки Гарбиана и Бакирлытага.
Из Тараза через города Адахкес и Дех-Нуджикес шел торговый путь на Иртыш
— к резиденции хакана кимаков и далее, в страну кыргызов на Енисей.
Илийская долина соединялась с Центральным Казахстаном дорогой, которая шла
вдоль северных склонов Чуилийских гор, затем по Чу в ее низовьях и затем к
берегам Сарысу.
Другая трасса отходила от северо-илийской в районе Чингильды и через перевалы
Коктал и Бояулы — в Прибалхашье, а затем вдоль протоки р. Или Ортасу, где
находятся остатки городища Актам и почти соединяются южный и северный берега
озера, оставляя пролив шириной чуть больше 8 км. Караваны переходили пролив
вброд и выходили к устью р. Токрау, а затем по ее берегам шли к предгорьям
Улутау.
От 'северо-илийского пути отходило направление, огибавшее Алакуль с
западной стороны и через Тарбагатай приводившее на Иртыш, в земли государства
кимаков. В Тарбагатае и на берегах Иртыша располагались кимакские города
Банджар, Ханауш, Астур, Сисан и «столица хакана» — огромный город, окруженный
укрепленной стеной с железными воротами. Города кимаков были связаны торговыми
дорогами с городами кыргызов на Енисее, уйгуров в Монголии и оазисами
Восточного Туркестана.
Торговля и товары. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского
шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а
позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, жасминовая вода и амбра,
кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители
и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая кость и «рыбьи
бивни», слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и
многое др. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых «потокровных»\ коней
Ферганы, арабских и нисийских скакунов, верблюдов и ' слонов, носорогов и
львов, гепардов и газелей, ястребов, павлинов, попугаев и страусов.
По Шелковому пути распространялись культурные растения:
виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень.
Однако главным предметом торговли оставался шелк. Наряду с золотом он был
международной валютой, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье
наемному войску и государственные долги.
Шелк и часть товаров, провозимыхйо Шелковому пути, оседала в городах
казахстанского участка. Археологические находки — яркое тому
свидетельство2.
К числу редкостных по назначению находок, важных для изучения международной
торговли, относится серебряный клад из Отрара. По своему составу он
денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада уникален: в нем представлены
монетные дворы восточнотуркестанских городов — Алмалыка, Пулада и Эмиля
(Омыла), Орду ал-Азама; европейских — Крыма; малоазиатских — Сиваса, Конии,
Тебриза; казахстанских — Дженда. Время чеканки монет относится ко второй
половине 60-х гг. XIII-в. Клад содержит своего рода «визитные карточки»
городов, стоящих на Шелковом пути3.
По Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода на
художественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая на
подготовленную почву в определенную этнокультурную среду, получали широкое
распространение.
§ 2. Взаимодействие и взаимообогащение культур
Уже в начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех
царств мира, которые символизировали обширные регионы и страны. Каждое из
этих «царств мира» в глазах современников обладало присущими только ему
преимуществами. Такие государства, как Китай, объединившийся под властью
династии Суй (589-618), а затем Тан (618—907), царства индийских владетелей;
объединение тюрков от Тихого океана до Черного моря, Персии и Византии,
послужили основой идеи четырех
мировых монархий, расположенных по четырем сторонам света:
империи царя слонов на юге (Индия), царя драгоценностей на западе (Иран
и Византия), царя коней на севере (тюркские каганаты), царя людей на востоке
(Китай). Та же идея перешла и к мусульманским авторам4.
Выражением этой концепции являются росписи в селении Кушания вблизи Самарканда,
покрывавшие стены здания, где на одной были изображены китайские императоры, на
другой — турецкие ханы и индийские брахманы, на третьей — персидские цари и
римские императоры5.
Современники тех далеких событий писали не только об успехах своих
государств, но и об освоении ценностей чужих культур, и в этом было основное
Страницы: 1, 2