Лекция: Великий шелковый путь на территории Казахстана

Лекция: Великий шелковый путь на территории Казахстана

Глава 2.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА. ГОРОД И СТЕПЬ

Начало контактов и обменных связей восходит к III—II тыс. до н. э. Эти связи

были налажены в связи с разработкой месторожде-

ний лазурита в горах Бадахшана и нефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в

районе Хотана.

В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся

из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье,

к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего

Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские

ковры, изделия из драгоценных металлов.

В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и

скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в

Центральную Азию и Средизем­номорье.

В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функциониро­вать как

регулярная дипломатическая и торговая артерия.

Во II—V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинал­ся в Чаньани —

древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее

вдоль северных отрогов Нань Шаня к западной окраине Великой Китайской стены,

к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера

и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык,

Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал

Бедель к южному берегу Иссык-Куля — через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию,

Индию и Средиземноморье – это так называемый «Южный путь». «Северный путь»

шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадан в

Сирию.

В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, проходив­ший из Китая на

запад через Семиречье и Южный Казахстан. Такое перемещение пути можно

объяснить несколькими причина­ми. Во-первых, в Семиречье находились ставки

тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию.

Во-вторых, дорога через Фергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-

третьих, богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями

заморских товаров.

Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в

VII—XIV вв. В течение столетий он претер­певал изменения: одни участки

приобретали особое значение, другие, напротив, отмирали, а города и торговые

станции на них приходили в упадок. Так, в VI—VIII вв. основной была трасса

Сирия — Иран — Средняя Азия — Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйская

долина — Иссык-Кульская котловина — Восточ­ный Туркестан. Ответвление этого

пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в

Прикаспийские степи — Мангышлак — Приаралье — Южный Казахстан. Он шел в обход

Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключен торгово-

дипломатический союз Западнотюркского каганата в Ви­зантии. В IX—XII вв. этот

маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через

Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в

XIII—XIV вв. вновь оживляется. Политическая ситуация на континенте определяла

выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми'.

Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н. э. —

первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже активно функционировал,

в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и

лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из Сасанидского

Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формиру­ются городские

центры, предтечей которых явились земледельчес­кие поселения, окруженные

стенами с башнями.

Во второй половине VI в. Семиречье, Южный Казахстан вошли в состав Тюркского

Каганата, огромной кочевой империи, прости­равшейся от Кореи до Черного моря.

В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и

Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры

этого региона. В Семиречье он стимулировал возникно­вение ряда городских

центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Шелковый

путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до

XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и

освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

§ 1. Направления и трассы Великого Шелкового пути

Казахстанский участок Шелкового пути, если по нему двигаться с запада на

восток, шел из Шаша (Ташкент) через перевал Турбат в Исфиджаб, Сайрам

(Сарьям). Название древнего города сохрани­лось до сих пор. Его носит поселок

рядом с Шымкентом, в центре которого находятся остатки средневекового

городища, бывшего одним из крупнейших центров на Шелковом пути. Из Исфиджаба

вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо.

Из Исфиджаба караваны шли на восток в Тараз через города Шараб и Будухкет.

Тараз — один из крупнейших городов Казахстана, был известен уже в VI в.

Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое

посольство византийского императора Юстиниана II во главе со стратигом

Земархом. Источники называ­ли Тараз городом купцов. Кроме того, он был

столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов.

Рядом с Таразом находился город Джамукат, упоминавшийся уже в VI в. Развалины

Джамуката находятся в Таласской долине недалеко от Джамбыла, на правом берегу

реки Талас, напротив с. Михайловки. Развалины его называются сейчас Костобе —

Двойной бугор.

В равнинной части долины стоял город Атлах, у стен которого произошла в 751

г. битва арабов с китайскими войсками за сферы влияния. Неподалеку от Тараза

на торговом пути, идущем вниз по Таласу на север, находились города Адахкет и

Дех Нуджикес. В горной части Таласской долины находились также известные

города Шельджи, Сус, Куль и Текабкет. Они возникли вблизи серебряных рудников.

В Таласскую долину караваны попадали также по дороге из Ферганской

долины через перевал Чанач на Чаткальском хребте и Карабура в

Таласском Алатау. Этот отрезок дорог соединил «Ферганское» и

«Семиреченское» направления Шелкового пути.

Из Тараза на восток путь шел к Кулану. Территория между Таразом и

Куланом принадлежала карлукам. На пути к Кулану путь проходил через

города Касрибас, Куль-Шуб и Джудь-Шуб. От Кулана далее на восток на

расстоянии четырех фарсахов друг от друга стояли города Мирки и Аспара.

Затем караваны шли через города Нузкет и Харраджуван в Джуль. Из

Джуля дорога вела в Сарыг, затем в «селение тюркского кагана» и в

Кирмирау.

Из Кирмирау дорога приводила в один из крупнейших городов Семиречья

Навакет (Китайский Синчэн). Оба названия перево­дятся как Новгород.

Навакет был резиденцией тюркских каганов и городом согдийцев.

Из Навакета через Пенджикент (Бунджикет) дорога приводила в крупнейший город

Семиречья Суяб — столицу западных тюрков (затем тюргешей, карлуков). О нем

пишут китайские и арабские путешественники вплоть до Х в. Роль столицы

переходит к городу Баласагуну, раннее название которого, видимо, было Беклиг

или Семекна. Баласагун известен как столица Караханидов, затем Каракитаев,

которые его и разрушили в начале XIII в. Город был заново отстроен, но уже в

XIV в. лежал в развалинах. Местополо­жение этих городов находится неподалеку

от современного "г. Токмака и соответствует двум известным средневековым

памят­никам — городищам Акбешим и Бурана.

Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному, либо по южному берегам

Иссык-Куля. На южном отрезке караваны прохо­дили крупный город Верхний

Барсахан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев, названия

которых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель,

и через него либо Ташрабат Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.

Из Иссыккульской котловины через перевал Санташ и долину Каркары путь

вел в Илийскую долину и затем по правому берегу Или через долины Усека

и Хоргоса — в Алмалык, а по северной оконечности пустыни Такла-Макан,

через оазисы Хами и Турфан — к Дунхуану и в Китай.

В X—XII вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину

с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакате, затем шло

на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоны Заилийского

Алатау. На перевал шла еще одна дорога — из Баласагуна. Здесь приметным

ориентиром были священные горы Урун-Ардж. Трасса проходила через небольшие

городки в предгорьях Заилийского Алатау, нахо­дившиеся на месте Кастека,

Каскелена и Алматы, и достигала города Тальхиза (Тальхира), который

расположен на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор на правом

берегу р. Талгар находятся развалины крупного средневекового городища.

Тальхиз (Тальхир) был крупным центром транзитной торговли.

В Илийскую долину попадали и другим путем: от Кулана, Аспары либо Нузкета к

городам среднего и нижнего течения Чу. Через брод Ташуткуль дорога шла на

северные склоны Чуилийских гор к городам вдоль северных склонов Заилийского

Алатау.

В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся. Южная часть шла через Иссык, Тургень,

Чилик к переправе через Или в районе Борохудзира, а затем по правому берегу

Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом, шедшим сюда из

долины Иссык-Куля. На этом отрезке археологи нашли развалины неболь­ших

городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного г. Чилик. По правому берегу Или

дорога шла через современные поселения Кок-Тал и г. Джаркент. В районе Кок-

Тала располагался Илиба-лык.

Северная дорога из Тальхиза тянулась вдоль р. Талгар до переправы на р. Или в

районе Капчагайского ущелья. После нее путь вел на Чингильды, затем через

перевал Алтын-Эмель дорога спускалась в долину Коксу и достигала города

Икиогуз, находивше­гося на месте современного с. Дунгановка. Вильгельм Рубрук

называет город Эквиусом. Именно здесь обнаружено одно из крупнейших городищ

Илийской долины. В этом городе, как свидетельствует посетивший его в 1253 г.

Вильгельм Рубрук, жили «сарацины» (иранские купцы).

Из Икиогуза путь шел к Каялыку (Койлаку) — столице карлукских джабгу. Город

славился своими базарами. В нем кроме мусульман жили христиане, имевшие свою

церковь. Об этом сообщает посетивший город посол Людовика IX к

монгольскому хану Мункэ монах Вильгельм Рубрук. Кулык был столицей карлуков,

которым в IX — начале XIII вв. принадлежала северо­восточная часть Илийской

долины. Он находился в долине р. Каратал, на окраине с. Антоновского.

Неподалеку от Каялыка, судя по записке Рубрука, находилось христианское

селение, через которое также проходил Шелковый путь. Далее он следовал в долину

Тентека и, обогнув Алакуль, через Джунгарские ворота приводил в долину Шихо и

оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и внутренний Китай.

На юго-восточной оконечности Алакуля стоял город, который путешественники

XIII в. называли «Столицей области».

Из Исфиджаба шла также караванная дорога в Арсубаникет на Арыси, в Отрар-

Фараб и далее вниз по Сырдарье — в Приаралье.

На караванной дороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупными городами

были Отрар-Фараб и Шавгар. Название перво­го сохранилось до сих пор в имени

крупного городища, находящего­ся неподалеку от впадения Арыси в Сырдарью.

Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюда одна дорога вела в Шавгар, а

другая — на переправу через Сырдарью к городу Васиджу. Из него шел путь вверх

по Сырдарье, через огузский город Сюткент в Шаш, а вниз — в Дженд. Отсюда же

через Кзыл-Кумы была проложена трасса в Хорезм, Ургенч, а оттуда — в Поволжье

и на Кавказ. Этот отрезок Шелкового пути был особенно оживленным в XIII в. и

проходил через Дженд, Сарай­чик, Сарай-Бату и Каффу.

Шавгар известен в источниках уже в VIII в., ему соответствует городище Чуй-

Тобе, расположенное рядом с Туркестаном. На месте современного Туркестана

рядом с Шавгаром в X—XII вв. сформировался город Яссы, где жил и проповедовал

известный поэт, суфий Ахмед Ясави.

Из Шавгара путь шел к городу Янгикенту — столице государст­ва огузов. Отсюда

шла также дорога через Кзыл-Кумы в Хорезм.

Из Шавгара и позднее Яссы через перевал Турлан дорога выходила на северные

склоны Каратау и шла параллельно той, что тянулась вдоль Сырдарьи. На этом

пути стояли города Сузак, Уросоган, Кумкент, Сугулкент. Выводила же она либо

в низовья Таласа, откуда поднималась вверх к Таразу, либо шла вдоль западного

берега озера Бийликуль через города Берукет-Паркет и Хутухчин также к Таразу.

От основной трассы Шелкового пути, проходившей через Юж­ный Казахстан и

Семиречье, отходили дороги на север и восток, которые вели в районы

Центрального и Восточного Казахстана в степь Деш1'-и Кыпчак, позднее

известную как Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию. Здесь

проходил степной путь, по которому передвигались племена конных кочевников.

Богатые скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрально­го Казахстана

были вовлечены в систему торговых связей, в том числе и международных, и

включены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.

Из Отрара через Арсубаникет, долинами Арыстанды, Чаяна, перевалив невысокие

горы Каратау, из Шавгара и Яссы через перевал Турлан, из Саурана и Сыгнака,

из Янгикента дороги выходили в степи Центрального Казахстана и достигали

берегов Сарысу и Кенгира, Тургая и Ишима. Здесь открыты остатки средневековых

городищ: Болган-Ана, Жаман-Курган, Ногербек-Дарасы, Домбгаул, Милы-Кудук,

Ормамбет. Видимо, именно здесь следует локализовать упомянутые в

средневековых источниках города .Жубин, Конгликет, летовки Ортаг и Кейтаг,

рудные разра­ботки Гарбиана и Бакирлытага.

Из Тараза через города Адахкес и Дех-Нуджикес шел торговый путь на Иртыш

— к резиденции хакана кимаков и далее, в страну кыргызов на Енисей.

Илийская долина соединялась с Центральным Казахстаном дорогой, которая шла

вдоль северных склонов Чуилийских гор, затем по Чу в ее низовьях и затем к

берегам Сарысу.

Другая трасса отходила от северо-илийской в районе Чингильды и через перевалы

Коктал и Бояулы — в Прибалхашье, а затем вдоль протоки р. Или Ортасу, где

находятся остатки городища Актам и почти соединяются южный и северный берега

озера, оставляя пролив шириной чуть больше 8 км. Караваны переходили пролив

вброд и выходили к устью р. Токрау, а затем по ее берегам шли к предгорьям

Улутау.

От 'северо-илийского пути отходило направление, огибавшее Алакуль с

западной стороны и через Тарбагатай приводившее на Иртыш, в земли государства

кимаков. В Тарбагатае и на берегах Иртыша располагались кимакские города

Банджар, Ханауш, Астур, Сисан и «столица хакана» — огромный город, окруженный

укреп­ленной стеной с железными воротами. Города кимаков были связаны торговыми

дорогами с городами кыргызов на Енисее, уйгуров в Монголии и оазисами

Восточного Туркестана.

Торговля и товары. Шелковый путь вначале служил для экспорта китайского

шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а

позднее из Европы и Руси по нему шли мирра и ладан, жасминовая вода и амбра,

кардамон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, красители

и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и корал­лы, слоновая кость и «рыбьи

бивни», слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и

многое др. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых «потокровных»\ коней

Ферганы, арабских и нисийских скакунов, верблюдов и ' слонов, носорогов и

львов, гепардов и газелей, ястребов, павлинов, попугаев и страусов.

По Шелковому пути распространялись культурные растения:

виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень.

Однако главным предметом торговли оставался шелк. Наряду с золотом он был

международной валютой, им одаривали царей и послов, выплачивали жалованье

наемному войску и государствен­ные долги.

Шелк и часть товаров, провозимыхйо Шелковому пути, оседала в городах

казахстанского участка. Археологические находки — яркое тому

свидетельство2.

К числу редкостных по назначению находок, важных для изучения международной

торговли, относится серебряный клад из Отрара. По своему составу он

денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада уникален: в нем представлены

монетные дворы восточнотуркестанских городов — Алмалыка, Пулада и Эмиля

(Омыла), Орду ал-Азама; европейских — Крыма; малоазиатских — Сиваса, Конии,

Тебриза; казахстанских — Дженда. Время чеканки монет относится ко второй

половине 60-х гг. XIII-в. Клад содержит своего рода «визитные карточки»

городов, стоящих на Шелковом пути3.

По Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода на

художественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая на

подготовленную почву в определенную этно­культурную среду, получали широкое

распространение.

§ 2. Взаимодействие и взаимообогащение культур

Уже в начале средних веков в Азии была распространена концепция четырех

царств мира, которые символизировали об­ширные регионы и страны. Каждое из

этих «царств мира» в глазах современников обладало присущими только ему

преимуществами. Такие государства, как Китай, объединившийся под властью

динас­тии Суй (589-618), а затем Тан (618—907), царства индийских владетелей;

объединение тюрков от Тихого океана до Черного моря, Персии и Византии,

послужили основой идеи четырех

мировых монархий, расположенных по четырем сторонам света:

империи царя слонов на юге (Индия), царя драгоценностей на западе (Иран

и Византия), царя коней на севере (тюркские каганаты), царя людей на востоке

(Китай). Та же идея перешла и к мусульманским авторам4.

Выражением этой концепции являются росписи в селении Кушания вблизи Самарканда,

покрывавшие стены здания, где на одной были изображены китайские императоры, на

другой — турецкие ханы и индийские брахманы, на третьей — персидские цари и

римские императоры5.

Современники тех далеких событий писали не только об успехах своих

государств, но и об освоении ценностей чужих культур, и в этом было основное

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты