Лекция: Лекции по курсу истории Отечества

исторические версии. Так в новгородской летописи конца XV в. появилась

новая версия появления варягов, согласно которой Рюрик со своей дружиной был

призван служить в Новгород по совету посадника Гостомысла. После смерти

бездетного Гостомысла власть в городе захватил Рюрик.

На рубеже XV - XVI вв. в " Сказании о великих князьях Владимирских",

написанном тверским иноком Спиридоном, Рюрик - это потомок Кесаря Августа,

приглашенный на княжение из Пруссии.

В Иоакимовской летописи XVII в. в изложении первого русского историка

Василия Никитича Татищева, Рюрик - выходец из западнославянских земель, внук

Гостомысла, сын его любимой дочери Умилы. “Варяги” (норманны) - выходцы из

Скандинавии.

В 1724 г. Пётр I пригласил в Академию Наук двух немецких учёных Иогана

Готфрида Баера и Герарда Фридриха Миллера, которые показали, что летопись

искажена, т.к. имена братьев Рюрика - это скандинавские слова,

обозначавшие, что Рюрик пришёл со своей дружиной ("Трувор") и своим домом

("синехус"). Они показали, что название "Русь" скандинавского происхождения.

Императрица Елизавета Петровна поручила Ломоносову написать обобщающий труд

по русской истории. Ломоносов отрицал варяжское происхождение слова "Русь",

версию об организующей роли варягов в истории России. Опираясь на "Сказание о

великих князьях Владимирских" Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии,

а Пруссия - это " по-руссия ", а руссы - славяне.В XVIII, XIX, нач. XX вв.

нормандское (варяжское) происхождение Руси не вызывало сомнений у ученых

Н.М. Карамзина, М.Н. Погодина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, М.Н.

Покровского, В.В. Мавродина.

С 30-х гг. скандинавская версия пересматривается, видимо по политическим

причинам. Она была использована Гитлером как практическое руководство к

захватническим действиям. Доказывалась неполноценность славян, их

неспособность к самостоятельному развитию. Выдвигался тезис об

организующей роль немцев в Польше, Чехии, Руси. Одним из известных русских

антинорманистов был академик Рыбаков, автор солидных монографий по истории

древней Руси.

До сих пор наука не в состоянии подробно осветить древнюю историю восточных

славян. Большинство ученых считают, что у истоков государственности

восточных славян стояли варяжские князья. Однако процесс образования

государства у славян уже шел и мог быть завершен и без вмешательства

норманнов.

Наиболее приемлемой следует считать версию о том, что варяги были

приглашены как наёмное войско для защиты славян, что было обычным для того

времени.

После прихода Рюрика в Новгород власть в Киеве, в земле полян, где когда-то

правили братья Кий, Хорив и Щек, захватили другие варяги - Аскольд и Дир, но

по некоторым источникам Аскольд и Дир были не варягами, а продолжателями

династии Кия. После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил Олег, на

попечение которому Рюрик оставил своего малолетнего Игоря. В 882 г. Олег

совершил поход на Смоленск, Любеч и Киев, где были схвачены, а затем убиты

Аскольд и Дир. Олег стал княжить в Киеве, сделал его столицей объединенного

государства. Он покорил древлян, северян и радимичей, прежде плативших дань

хазарам, воевал с уличами и тиверцами.

Вопрос №2. Хазарский каганат.

"Как ныне сбирается Вещий Олег отмcтить неразумным хазарам..." Именно этими

пушкинскими строками ограничиваются у большинства русских людей знания о

хазарах. А ведь хазары - это первый серьезный внешний враг Киевской Руси.

Кроме того - это еще и первое знакомство Древней Руси с иудаизмом, еврейской

религией, провозглашающей богоизбранность и право на мировое господство этого

ветхозаветного народа.

Когда в середине VII века на обломках Тюркского каганата поднялась держава

Хазар - Хазарский каганат, на землях восточных славян еще не было единого

государства. Славяне жили отдельными племенами. Значительная их часть, попав

после много численных военных столкновений под власть хазар, платила им дань.

В числе данников были поляне, северяне, радимичи, вятичи. Покоренных русских

князей обязали выставлять по первому требованию хазарских правителей

вспомогательное войско, вынуждая их тем самым вопреки собственным интересам,

участвовать в войнах на стороне хазар. Помимо всего прочего, завоеватели

заставляли русских князей отдавать в гарем хазарского правителя своих

дочерей. Описание этого унижения часто встречается в древнерусских сказаниях

и былинах, повествующих о том, как славянские князья для того, чтобы

сохранить свои земли от разорения, отдавали своих любимых дочерей поганому

змею.

Что же представляло из себя хазарское царство, существовавшее свыше тысячи

лет назад на территории нашей Родины? Хазарскии каганат был гигантским

государством, занимавшим все Северное Причерноморье, большую часть Крыма,

Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. В

результате многочисленных военных сражений Хазария превратилась в одну из

могущественнейших держав того времени. Во власти хазар оказались важнейшие

торговые пути Восточной Европы: Великий Волжский путь, путь "Из Варяг в

греки", великий шелковый путь из Азии в Европу. Огромная дань, собираемая с

многочисленных покоренных народов, обеспечивала процветание и благополучие

этого государства. Этнически Хазария представляла из себя конгломерат

тюркских и финно-угорских народов, ведших полукочевой образ жизни. Зимой

хазары проживали в городах, в теплое же время года кочевали и обрабатывали

землю, а также, устраивали регулярные набеги на соседей. Во главе хазарского

государства стоял каган, происходивший из династии Ашинов, власть которого

держалась на военной силе и глубочайшем народном почитании. В глазах простых

язычников-хазар каган был олицетворением божественной силы. Он имел 25 жен из

дочерей подвластных хазарам правителей и народов, 60 наложниц, и являлся как

бы залогом благополучия государства. В случае серьезной военной опасности

хазары выводили своего кагана, один вид которого, как считалось, мог обратить

врага в бегство. Правда, при каком-либо несчастье - военном поражении,

засухе, голоде и т.д., знать и народ могли потребовать смерти кагана, так как

бедствие напрямую связывалось с ослаблением его духовной мощи.

По существовавшему тогда обряду при возведении на престол нового кагана ему

набрасывали на шею шелковую петлю и, хорошо придушив, спрашивали о том,

сколько он собирается царствовать. Когда каган в полубессознательном

состоянии называл число лет, его возводили на престол. Если правитель,

процарствовав названный срок, не умирал своей смертью - его умерщвляли.

Максимальный срок правления кагана ограничивался сорока годами. По истечению

этого времени его убивали, так как по верованию хазар ум и рассудок кагана, а

также его божественная сила ослабевали, и он уже был не в состоянии приносить

пользу своему народу.

Далеко идущие планы хазарских правителей оказались разрушены благодаря

мужеству, воле и военному гению одного человека. Русский князь Святослав

нанес сокрушительный удар по иудейской империи, после которого она,

фактически, прекратила свое существование, как единое государство.

Еще задолго до Святослава в борьбу с Хазарским каганатом вступали другие

русские князья - Олег и Игорь. Но окончательный смертельный удар по

паразитическому государству нанес именно Святослав.

Спустившись в 965 году по Волге в хазарские земли, Святослав разгромил в

открытом бою кагана и его войско, захватил город Саркел (Белая Вежа), столицу

Хазарии город Итиль, а, чуть позже - город Семендер. Эти победы решили судьбу

войны и определили дальнейший распад Каганата. Еврейская диаспора в ужасе

разбежалась, оказался разрушен иудейский центр сложной политической, военной

и торговой системы, что повлекло за собой серьезное изменение всей

геополитической обстановки того времени.

В результате сокрушения Хазарии произошло слияние большей части

восточнославянских племен в единое государство, получившее полную

политическую и экономическую независимость. Киевская Русь установила контроль

над важнейшими торговыми путями по Волге и Дону, обезопасила свои границы и

стала одним из сильнейших европейских государств.

Окончательный разгром Хазарского царства был завершен князем Владимиром в

конце Х века. Отголосками тех давних сражений являются русские былины и

сказания о "Бое Ильи Муромца с жидовином".

Впоследствии провалом закончилась попытка хазарских евреев взять реванш за

военное поражение через навязывание князю Владимиру иудаизма в качестве

государственной религии (то есть повторить хазарский сценарий захвата власти

в стране через правящую верхушку). Владимир с негодованием отверг это

предложение, остановив свой выбор на христианстве.

Вопрос №3. Волжская Булгария.

История Волжско-Камской Булгарии, насчитывающей многиe столетия, это история

народов Среднего Поволжья, и прежде всего поволжских татар, получивших свое

этническое признание в составе этого государства. Булгария занимала один из

наиболее благоприятных в географическом отношении районов Восточной Европы -

район слияния Камы с Волгой, где находился стык торговых путей Азии и Европы.

Основная территория государства ограничивалась на западе р. Свиягой, на

севере Камой, а позднее Мешой и Казанкой, на востоке Шешмой и Иком, хотя

булгары доходили до р. Белой и Яика, на юге - Жигулями. На юго-западе

булгаро-буртасские земли простирались до р. Оки.

Под экономическим , культурным и политическим влиянием Булгарии находились

значительно удаленные районы: Прикамье и Среднее Поволжье. Основную часть

населения составляли тюркоязычные племена, финноугурское население - древние

мари, мордва, финские предки чувашей, коми и т.д..

Булгария была достаточно развитым в экономическом отношении государством.

Основу ее экономики составляли сельское хозяйство и ремесленные производства.

Немаловажную роль имела и торговля , имевшая международное значение. Булгария

была густонаселенной страной. Археологами только на основной территории

домонгольской булгарии выявлено до 2000 селищ и около 150 городищ. Наиболее

крупным городом Булгарии был Биляр, несколько меньшими города Сувар, Ошель

Кашан и др.

Долгое время Булгария удерживала под своей властью Русь , т.к. через нее

проходили торговые пути на Запад , но когда русские князья дали булгарским

купцам большие привелегии , то булгарские цари оставили Русь в покое и даже

стали заключать с ней договоры о мире и дружбе.

В 965-969 г.г. булкарские войска, возглавляемые эмиром Талибом , овладели

территорией Хазарского каганата и присоединили ее к булгарской державе.

Присоединение хазарских владений позволило Булгарии контролировать все

главные торговые пути , связывающие Европу с Азией , что принесло булгарскому

государству немалую выгоду и позволило вновь стать великой державой.

Наивысшего расцвета Булгарская держава достигла в период царствования эмира

Габдуллы Чельбира (1178-1225 г.г.). При нем территория Булгарии простиралась

от города Сары Керман (Севастополь) до Енисея и от Северного Ледовитого

океана до Булгарского моря (Каспийского) и озера Балхаш, а число городов

достигло двухсот.

Вопрос №4. Принятие христианства на Руси.

Принятие "греческой веры" - христианства было исторической

необходимостью, так как уравнивало Русь с остальными государствами, где на

язычников смотрели как на неполноправных. Вслед за Киевской Русью

христианство принимает ряд славянских и скандинавских ("варяжских") народов

Северной Европы. "Принятие христианства, - это факт несомненно первостепенной

важности" (см.: Б.Д. Греков. Киевская Русь), а летописец оценивает его как

"грандиозный" (см.: Повесть временных лет).

Крещение Руси связано с именем великого князя Владимира.

Владимир учёл недовольство киевлян-язычников. Не разрешил варягам собирать

дань (контрибуцию) с киевлян, сократил количество наёмников у себя на службе,

соорудил новое языческое святилище, украшенное статуя ми богов - Стрибуга,

Перуна, Дажьбога. Этот шаг можно рассматривать как попытку Владимира

"модернизировать" саму языческую религию. Пёстрым языческим верованием он

старался придать какую-то стройность, цельность, вести их в рамки,

соответствующие интересам укрепляющегося и развивающегося феодального

государства. И Владимир I произвёл своего рода языческую

реформу, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования.

Являясь вдумчивым политиком и удачливым полководцем, Владимир через некоторое

время пришёл к заключению, что господство на Руси языческой идеологии

отрицательно сказывается на росте народонаселения, на международной торговле;

консервирует замкнутость общества, ограничивает его развитие. Оно не давало "

использовать" возможности привлечения "знающих" иностранных людей, исключало

династические браки с соседними европейскими государствами, что, в частности,

мешало заключению международных договоров и союзов.

К концу 80-х годов власть князя Владимира настолько окрепла, что ему стало

уже не нужна поддержка населения. Более того, он сам нуждался в религии,

которая могла бы объединить всё общество, укрепить его связи с Европой, быть

помощницей и союзницей при руководстве государством. При этом Владимиру

пришлось выбирать такую религию, которая бы наилучшим образом подходила

русскому обществу, его понятиям, ценностям, ориентирам, традициям и

привычкам. В "Повести временных лет" помещён рассказ о том, как Владимир

выбрал новую веру.

Принятие христианства по византийскому, или по римскому, образцу не

устраивало Владимира, потому что и в том, и в другом случае Русь попадала в

"сферу влияния", в зависимость либо от Священной Римской

империи, либо от Византийской империи. Из такого тупикового положения,

однако, был выход: пример Болгарской державы, имевшей независимое

патриаршество.

Опыт Болгарии подсказал Владимиру путь к реализации замыслов.

Чтобы стать вровень с византийскими василевсами (правителями), Владимиру было

необходимо породниться с византийским домом. Сделать это было непросто. Тем

не менее он сумел добиться согласия византийских василевсов - Константина и

Василия на выдачу за него замуж их сестры - принцессы Анны.

Владимиру предстояло довести до конца начатое им дело - крещение киевлян,

принятие ими христианства. Крещение христиан происходило не в Днепре ( как

часто считают ), а в его притоке Почайне ( летопись "Житие князя Владимира"

), которая протекала по территории ремесленно-торгового района Киева -

Подола. Для крещения было избрано 1 августа 990 г.( известная дата крещения

Руси 988 г. относится к крещению самого князя Владимира, которое он тайно

принял в Корсуни ) - пятница, бывшая с древних времен торговым днем на Руси.

К тому же в этот день запрещалась всякая работа. Из землевладельческой округи

в город на торги и развлечения стекалось много людей. Поэтому 1 августа

совершилось массовое крещение.

Князь Владимир сам крестил 12 своих сыновей, а также высших вельмож -

язычников. В последующие дни августа оно продолжалось в близких к Киеву

районах. Крещение жителей столицы Руси было отмечено постройкой храма -

каменной церкви Богородицы.

Русское христианство отличалось от христианства католического и от

христианства византийского образца. Оно заимствовало из славянского язычества

отдельные его элементы. Например, поклонение иконам, моления - " о дожде " и

др., культ многих святых (при исповедании единого бога в трех лицах - Святой

Троицы): Николая Угодника, Ильи Пророка, Параскевы Пятницы и пр. Можно

сказать, что русичи до такой степени сблизили свое христианство с язычеством,

что трудно сказать, что преобладало в образовавшейся смеси: христианство ли,

принявшее в себя языческое начало, или язычество, поглотившее христианское

вероучение. Конечно, православная церковь терпела лишь те языческие традиции,

которые не разрушали складывающуюся церковную иерархию.

Отход от язычества и принятие христианства Русью были важными и

прогрессивными явлениями, способствовали экономическому и культурному

развитию русских земель.

Принятие христианства Русью оказало решающее влияние на развитие русской

культуры. Этот исторический выбор явился той парадигмой, которая вовлекла в

сферу своего влияния и объединила вокруг себя историю России.

Вопрос №5. Религиозные поиски хазар.

В первой половине VIII века один из знатных людей Хазарии Булан принял

иудейскую веру и сумел навязать ее ряду других хазарских князей. Принял

иудаизм и сам каган.

Потомок Булана хазарский военачальник Обадия, совершив государственный

переворот, захватил в стране власть и превратил кагана в послушную

марионетку. Каган стал лишь сакральным государственным символом и

олицетворением в глазах простых хазар могущества и силы Хазарии. Вся же

реальная политическая власть полностью перешла к царю-иудею (беку) и его

ближайшему иудейскому окружению, состоявшему из нескольких тысяч человек.

Каган, лишенный власти, превратился в своего рода жертвенное животное,

которое при любом слухе об ослаблении его божественной силы можно было

спокойно убить "по требованию народа" или самого бека. Это превратило кагана

в послушное и безропотное существо, слепо повиновавшееся Беку и его

иудейскому окружению и рабски благословлявшее все их действия. Удаленный от

народа, каган стал жить в полном затворничестве в своем дворце под

пристальным наблюдением бека и иудеев. И лишь изредка его показывали людям,

дабы убедить их в том, что он жив и здоров.

Обадья построил в Хазарии синагоги и школы, собрал большое количество

еврейских мудрецов со всего света и заплатив им много золота и серебра,

получил разъяснения священных иудейских писаний, Талмуда, Мишны и праздничных

молитв. Именно с Обадии пошли 12 хазарских царей-иудеев.

Но иудаизм не стал государственной религией Хазарского каганата. Лишь

хазарская знать во главе с каганом и беком удосуживалась чести считаться

"богом избранным народом", превосходящим все остальные. Основная же масса

простых хазар исповедовала другие религии и считалась правящим иудейским

слоем гоями, отношение к которым, как к иноверцам, было самым презрительным.

Новая религия не объединяла, а разъединяла хазарское общество. Ведь она не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты