Лекция: Казахстан в начале XX века

буржуазно-демократической революции, в целом оставалось слабым и не вышло за

рамки отдельных разрознен­ных крестьянскихвыступлений. Эти стихийные акты

протеста против произвола баев — феодалов и представителей колониальных органов

в основном ограничивались избиением хозяев, представителей влас­ти, отказом от

уплаты налогов и выполнения повинностей, угоном их скота, потравой посевов и т.

д. Так, например, казахские шаруа из Арганатинской волости Лепсинского уезда

Семиреченской области в количестве 200 чел. в начале 1905 г. убили волостного

правителя, избили сопровождавших его стражников и баев16. Летом 1905

г. происходили волнения казахской бедноты в Семипалатинской, Тур-гайской,

Уральской и Сыр-Дарьинской областях.

В ноябре 1905 г. во многих казахских аулах происходили многолюд­ные собрания,

на которых обсуждались положения царского мани­феста 17 октября и нужды

шаруа. Многолюдная демонстрация состо­ялась 15 ноября 1905 г. в г.

Каркаралинске, в которой совместно с рабочими, крестьянами-переселенцами и

солдатами участвовала боль­шая группа верховых казахских джигитов из аулов и

волостей этого уезда .

Крестьянские выступления происходили и в уйгурских и дунган-ских кишлаках

Семиречья, беднота которых протестовала против захвата крупными феодалами

общинного землевладения, а также

против царских чиновников. Волнения прошли и среди недавно переселившихся из

центральный губерний русских крестьян, бедней­шей части казачества и солдат

отдельных гарнизонов.

В борьбе казахских шаруа против социального гнета значительное место заняла

петиционная кампания, т. е. подача жалоб и прошений в вышестоящие

правительственные инстанции вплоть до царя — «акпадши». Эти петиции,

многочисленные и разнообразные как по содержанию, так и по происхождению, не

только характеризуют еще сохранившуюся у казахских крестьян веру в

справедливость царя, но являются своеобразной формой протеста против

произвола, выра­зившегося в изъятии у коренного населения плодородных земель,

пастбищ и лугов, против непосильных налогов, повинностей и других

злоупотреблений. Особо следует отметить обращение казахских крестьян к

русскому народу «От киргиз — русским», которое было в феврале 1907 г.

опубликовано в газетах «Оренбургский край», «Ураль­ский дневник» (на

татарском языке в г. Оренбурге). В нем подчерки­валась гибельность

колонизаторской политики царизма не только для казахского населения, но и для

всей трудовой России. Это обра­щение показывает политическое пробуждение

казахских шаруа, их стремление к совместной с русскими рабочими и крестьянами

борьбе против угнетения.

В развитии рабочего и аграрного движения в Казахстане, освобо­дительной

борьбы в крае в целом определенную роль сыграла узкая интеллигентская

прослойка, зародившаяся на рубеже XIX—XX вв. По своему составу и

направлениям, характеру общественно-полити­ческой деятельности она объединяла

различные группы, но основ­ную ее часть составляли представители колониальной

администра­ции, включая врачей, учителей, адвокатов и др. Это были выходцы из

дворян, разночинной среды и низших слоев общества. Большинство их занимало

проправительственные, имперские позиции, но полити­ческие ссыльные, среди

которых было немало социал-революционе­ров, социал-демократов и других

революционных элементов, прини­мали особенно активное участие в выступлениях

городских трудя­щихся края. Во многих городах возникли организации как

революци­онных и либерально-демократических (кадеты, октябристы и т. д.), так

и черносотенных партий.

Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в на­ционально-

освободительном движении, которое тесно переплета­лось с борьбой казахского

населения за справедливое решение аграр­ного вопроса в крае. Ряды местных

интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них,

в основном выход­цы из низов, придерживались социалистических идей,

сотрудничали с социал-демократами, эсерами. Так, например, Мухаммед-Максут

Хамидуллин-Бекметов — телеграфист Омской почтово-телеграфной конторы, выходец

из Каркаралинска, поддерживавший тесный кон­такт со своими земляками, в

особенности накануне и в период всероссийской политической стачки в октябре

1905 г., занимался пропагандой революционных идей в Северном Казахстане.

Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть

казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. Это

были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи — А.

Букейханов, Б. Каратаев и др., хотя среди них были и выходцы из среднихи

низших слоев аула (А. Байтурсынов и др.). Они в декабре 1905 г. в Уральске

провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пыта­лись

создать свою партию—филиал конституционно-демократичес­кой партии России,

которая должна была отстаивать национальные интересы казахов. В феврале 1906

г. в Семипалатинске состоялся второй съезд казахов, который одобрил близкую к

кадетам програм­му, но включил в нее требования о прекращении переселения в

край крестьян, признания всех земель Казахстана собственностью корен­ного

населения, открытия школ и т. д. Они выступали за свободу вероисповедания,

развитие национальной культуры, распростране­ние казахского языка наравне с

другими языками в Казахстане.

Национально-освободительное движение казахов в эти годы при­няло и формы

религиозной борьбы, в ходе которой выдвигались требования организации особого

мусульманского духовного управле­ния, строительства мечетей, открытия

духовных школ, преподавания ислама в школах на казахском языке, выдачи

заграничных паспортов для паломничества в Мекку и т. д.

В повышении политического сознания населения Казахстана определенную роль

сыграли выборы в Государственную думу, во время которых развернулась борьба

политических партий за голоса избирателей. Они показали, что в наиболее

крупных областях края со значительным числом русского населения большим

влиянием поль­зовались социал-демократы и трудовики, а среди казахского

населе­ния — представители либерально-демократической национальной

интеллигенции. В I Государственную думу от Казахстана было избра­но девять

депутатов: четыре от казахского населения и пять — от русского населения. Во

II Государственной думе от Казахстана было уже 13 депутатов, в том числе от

казахского населения — пять.

Во II Государственной думе депутаты от казахского населения примыкали к

кадетам и входили в мусульманскую фракцию, совмес­тно с другими «националами»

России добивались прекращения пере­селения крестьян на окраины.

Таким образом, события в Казахстане в годы первой российской революции

1905—1907 гг., в особенности выступления рабочих, кресть­ян и интеллигенции,

национально-освободительное движение и т. д., несмотря на их слабость и

разрозненность, стали политической школойдля местных трудящихся, опыткоторой

имибыл использован в дальнейшей борьбе за национальное и социальное

освобождение.

§ 3. Борьба трудящихся Казахстана в условиях нового революционного подъема и

первой мировой войны

После поражения первой российской революции в стране насту­пил период

реакции. Были запрещены демонстрации, митинги и собрания, разгромлены

Уральская, Петропавловская, Семипалатин­ская, Верненская, Перовская и другие

социал-демократические орга­низации и профессиональные союзы. По закону от 3

июня 1907 г. о роспуске II Государственной думы и введении новой системы

выбо­ров, казахи и другие народности, населявшие край, лишались избира-

•268

тельных прав. Усилился полицейский надзор за служащими, рабочи­ми и

крестьянами. Владельцы промышленных предприятий Перовс-ка, Акмолинска,

Уральска, промыслов «Эмба», «Доссор» и др. уволь­няли с работы

«неблагонадежных рабочих, вносили в «черные спис­ки» активистов,

организаторов выступлений, волнений масс». На предприятиях были увеличены

нормы выработки, продолжитель­ность рабочего дня, снижены расценки, широкий

размах получили штрафы. Черносотенные организации «Союза русского народа»,

«Со­юза Михаила Архангела» и др. устраивали погромы, разжигали наци­ональную

вражду.

Для подавления выступлений крестьян-переселенцев, казахских шаруа из

гарнизонов направлялись казаки, отряды карателей. Так, в апреле 1909 г. по

телеграфному запросу из Перми в Кустанай была направлена сотня казаков для

подавления недовольства казахов, выступавших против переселенческой политики

царизма.

Обострение аграрного вопроса в центре России царское прави­тельство пыталось

разрешить путем колонизации своих окраин, в том числе Казахстана, переселением

крестьян. Колонизация земель со­провождалась массовым изъятием у казахского

населения пол видом «излишков» лучших плодородных земель, в том числе обжт

Hk и освоенных. Только в 1906—1912 гг. было изъято свыше 17 млн. дес i гин

земли.

По закону от 9 июня 1909 г. землеустройство производилось по двум нормам:

переселенческой — по 15 и кочевой — по 12 дес. Представители

аграрно-демократического направления, выступая по аграрному вопросу,

пропагандировали переход казахов на осед­лость. Так как царское правительство

стремилось как можно больше изъять земель у казахского населения, переход на

оседлую форму хозяйствования позволял им сохранить удобные земли, тем более

казахским шаруа предлагалось получить землю по переселенческой норме с «правом

постоянного неотъемлемого владения землей»18.

Усиление национально-колониального гнета, аграрная политика царизма,

проникновение капиталистических отношений в социаль­но-экономическую жизнь

края привели к росту национального само­сознания казахского народа.

Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали

различные идейно-политические течения, ядром которых выступали национальная

ин­теллигенция, выпускники университетов и училищ Петербурга, Мос­квы,

Казани, Томска, Омска и Оренбурга. Наиболее выражавшими мнение различных

идейно-политических течений национальной ин­теллигенции были журнал «Айкап» и

газета «Казах».

Журнал «Айкап», выходивший в 1911—1915 гг. (издатель и редак­тор — Мухамеджан

Сералин (1871—1929 гг.), выражал аграрно-демок-ратические направления идейно-

политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев,

С. М. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин и др. На страницах журнала

освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития

товарно-денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась коло­низаторская

политика царизма. Главным вопросом в журнале «Ай­кап» был аграрный вопрос, т.

е. земельные отношения, оседание кочевого хозяйства, вопросы агрокультуры,

изменения форм хозяй­ствования и др.

Газета «Казах», выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально-

демократического направления. В ней сотрудничали ли­дер казахской

конституционно-демократической партии и общена­ционального движения

казахского народа, ученый-экономист А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов

и др. В главном, аграрном вопросе они выступали с требованием отмены

государственной соб­ственности на землю и передачи ее в собственность

казахам, запрета продажи земли. Вобласти развития общественно-политической

жизни края либерально-демократическое направление ратовало за эволю­ционное

развитие общества. В целом, несмотря на различные взгля­ды о развитии

социально-экономической и общественно-политичес­кой жизни края, журнал

«Айкап» и газета «Казах» на своих страницах сумели выразить общенациональные

идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи.

В 1910—1911 гг. в связи с новым экономическим подъемом в Казахстане оживилось

забастовочное движение. В мае 1911 г. басто­вали рабочие-железнодорожники

мастерских станции Перовск и Туркестан, горняки на рудниках акционерного

общества «Атбасарс-кие медные руды». В забастовке участвовали около 300

человек, которые требовали увеличения заработной платы.

28 апреля 1912 г. в Оренбурге и по линии распространялись прокламации

городского комитета РСДРП, которые призывали к празднованию Первого мая, а

также содержали требования 8-часово­го рабочего дня, политических свобод,

роспуска армии и замены ее народной милицией.

Летом 1912 г. на ташкентском участке Оренбургско-Ташкентской железной дороги

происходили также волнения 300 рабочих подряд­чика Карахнова, доведенных до

полного отчаяния шестимесячным ожиданием расчета19.

12 мая 1912 г. из-за низкой заработной платы, тяжелых условий труда

забастовали рабочие Спасского медеплавильного завода. В июне 1913 г.

забастовали рабочие-строители Оренбургско-Орской железной дороги, нефтяники

Доссора, в сентябре произошли волне­ния рабочих на Чокпаркульских угольных

копях в Тургайском уезде. В своих выступлениях рабочие требовали улучшения

экономическо­го положения, решения социальных вопросов, выдвигали

политичес­кие требования, которые имели важное значение для развития

поли­тического сознания и решимости бороться за свои права.

Выступление рабочих края оказало влияние на рост крестьянских выступлений

против царизма, развитие национально-освободитель­ного движения.

Крестьяне-переселенцы отказывались от раскладки налогов и податей,

осуществляли самовольную порубку лесов, многие из них оказались без

выделенных земель: безвыходность положения, обни­щание массы крестьян-

переселенцев, усиление социально-классовой расслоенное™ переселенческой

деревни стали причиной открытых выступлений крестьян.

Против аграрной и колониальной политики самодержавия высту­пали и казахские

трудящиеся. Феодально-байская верхушка, владея большой частью поголовья

скота, пастбища, все больше эксплуати­ровала бедняков. Широко

распространялись взяточничество, вымо­гательство, подкупы и др. Казахские

шаруа жгли зимовки баев, отказывались от уплаты налогов, нападали на воинские

команды.

Вступление России в мировую империалистическую войну тяже­ло отразилось на

положении трудящихся Казахстана: увеличились размеры налогов. На казахское

население были возложены «добро­вольные сборы», принудительная подписка на

государственный заем и военный налог, всего около 10 различных видов сборов и

пошлин.

Продолжалось изъятие земель у казахского населения, для нужд войны реквизировали

одежду, скот и продукты продовольствия, принудительно мобилизовали транспорт

для подвозки военных гру­зов (главным образом, хлеба) к железнодорожным

станциям. За время войны из Туркестанского края было вывезено 300 тыс. пудов

мяса, 70 тыс. голов лошадей, 13 тыс. верблюдов. Только из Семиречья в 1914 г.

было вывезено скота и продуктов скотоводства на сумму 34 млн. руб.3

". Под видом помощи семьям мобилизованных была введе­на трудовая повинность, т.

е. казахи в качестве рабочей силы должны были пахать, сеять и убирать урожай в

переселенческой деревне.

В годы войны сократились посевные площади, количество скота, усилился

национально-колониальный гнет. Царская администрация искусственно разжигала

межнациональную рознь, выдвигая шови­нистические лозунги, вооружала верхушки

переселенческого населе­ния.

Секретное предписание военного губернатора Семиреченской области 9 октября 1914

г. обязывало уездных начальников создавать из «благонадежных христиан», из

зажиточных слоев русской деревни вооруженные отряды против мусульманских

трудящихся21.

Усилилась борьба за земельные участки между имущими слоями переселенческой

деревни и трудящимися массами казахского аула. Казахские шаруа на притеснения

кулаков угоняли лошадей, уничто­жали межевые знаки, сжигали сено и сенокосные

участки. Казахские шаруа также страдали от своих местных феодально-родовых

верху­шек, которые за высокую арендную плату сдавали им земли,

принад­лежавшие аулу или сельской общине. Упорно борясь против выселе­ния со

своих земель, казахские шаруа не выполняли требований ни царских чиновников,

ни своих волостных управителей и аульных старшин, отказываясь от уплаты

налогов, податей, от сбора средств на нужды войны.

От словесных и письменных протестов трудящиеся аулов перехо­дят к активным

действиям против ставленников царизма. Так, каза­хи Ногай-Нуринской волости

Черняевского уезда, напав на управите­ля, старшину, отняв податные документы,

уничтожили их, не дали им выполнить служебные обязанности22.

В годы войны усилились выступления крестьян-переселенцев, солдат и женщин

против дороговизны, должностных лиц, налогов и повинностей. В марте 1915 г. в

Верненском, Лепсинском и Пржеваль­ском уездах Семиреченской области сельское

население протестова­ло против политики цен царского правительства, согласно

которой продукты сельского хозяйства крестьяне-переселенцы должны были

продавать по таксе, а покупать все необходимые мануфактурные, галантерейные

изделия по спекулятивным ценам. В селениях Андре­евском, Осиповском

Лепсинского уезда, Верненском уезде женщины разгромили лавки купцов,

разобрали товары. Выступление женщин в Зайсане в 1916 г. было прекращено с

помощью военной силы, были арестованы 13 человек".

В воинских частях широко развернулась антивоенная пропаганда, призывники часто

уклонялись от воинской повинности, солдаты отказывались ехать на фронт, пока

их семьям не выплатят пособие. Так, в 1914 г. 300 солдат в Кокчетаве

отказались отправляться на фронт, пока их семьи не обеспечат землей, усадебными

участками и пособиями. Выступление солдат было прекращено вооруженной си­лой, а

десять активных участников арестованы и осуждены на каторгу на различные сроки

24.

Аналогичные выступления произошли в г. Верном, Акмолинской и Семипалатинской

областях. В воинских частях резко падала дис­циплина, участились случаи

дезертирства.

В 1916 г. усилилось брожение среди солдат местных гарнизонов, возвращавшиеся

с фронта солдаты привозили с собой листовки и прокламации, все чаще и чаще

открыто высказывалась ненависть к войне и царизму.

В годы войны резко ухудшилось положение трудящихся в городах, рабочих на

промышленных предприятиях. В первые же дни царское правительство во всех

областях Казахстана ввело «чрезвычайное военное положение», согласно которому

были запрещены собрания, стачки, забастовки, уклонение от работы, была введена

военная цензура на корреспонденцию и т. д.". Усилился полицейский надзор.

Предприниматели получили право в военное время подвергать рабо­чих аресту, а в

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты