Лекция: Казахстан в начале XX века

Лекция: Казахстан в начале XX века

Глава 6.

КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

§ 1. Социально-экономическое положение края в начале века

В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей:

Сыр-Дарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского

генерал-губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская,

Уральская, Тургайская — в состав Степного (центр г. Омск). Территория

Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская

— в Закаспийскую область.

По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на террито­рии края в

пределах нынешных границ проживало 4147,8 тыс. чело­век, из них3392,7 тыс.

или 81,7% казахов. К 1914 г. общая численность населения края составила

5910,0 тыс. чел., из них казахов — 3845,2 тыс. чел., т. е. 65,1%. Рост

населения края помимо других источников происходил в основном за счет

переселенцев, которые особенно после столыпинской аграрной реформы массовым

потоком направ­лялись в Акмолинскую, Семиреченскую и Тургайскую области. В

нача­ле XX в. население края становится еще более многонациональным.

Основное население Казахстана жило в сельской местности и занималось

полукочевым скотоводством, для которого характерна пастбищно-полустойловая

система содержания скота, занятие зем­леделием, сенокошение и др. Казахи

разводили лошадей, овец, круп­ный рогатый скот, верблюдов и коз.

В конце XIX — начале XX в. в Казахстане все большее

распростра­нение получает земледелие. Поданным 1897 г., удельный вес казахов

среди населения, занятого земледелием, составлял — 55,4%'.

Земледелие преобладало в Шымкентском и Аулие-Атинском уездах Сырдарьинской

области, где на каждое сеющее хозяйство приходилось до 10,7 дес. посева. В

Канальском уезде Семиреченской области в 1910 г. земледелием занималось 81%

казахских хозяйств, а в Верненском — 79,3%2. В Кустанайском уезде

земледелием занима­лось — 88% казахских хозяйств, которые засевали 107440 дес.,

а на одно сеющее хозяйство приходилось 22,2 дес.3.

Значительную роль в развитии земледелия сыграли переселенцы. Быстрое

распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых

сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на

зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в

посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширяются посевы риса,

бахчевых и огородных культур.

В начале XX в. в крае намечается тенденция роста городского населения.

Во всех областях городское население в 1897—1914 гг. выросло более чем в

полтора раза. Крупными городами являлись Уральск (47,5 тыс. чел.) ,

Петропавловск и Верный (по 43,2 тыс.), Семипалатинск (34,4 тыс.)4.

Большинство городов, возникнув как административные центры, быстро превращались

в центры торговли и обрабатывающей промышленности.

Наиболее крупной социальной группой в городе являлась торго­вая буржуазия —

20,3%, занятые в горной, горнодобывающей и пищевой промышленности составляли —

33,1% (в основном рабочие и служащие), 20% горожан занимались сельским

хозяйством и про­мыслами5.

В Казахстане в основном получили развитие горнодобывающие и горнозаводские, а

также обрабатывающие предприятия. Горная про­мышленность развивалась на Алтае и

в Центральном Казахстане, где разрабатывались богатые месторождения цветных

металлов и угля. В начале XX в. предприятия горной промышленности,

производившие медь, золото, уголь и др., перешли в руки иностранных акционерных

обществ. Так, англо-французское акционерное общество Спасских медных руд,

возникшее в 1904 г. в Лондоне, приобрело Спасско-Успенский медный рудник и

завод, Саранско-Карагандинские камен­ноугольные копи, железные рудники.

Держателями акций общества были американцы, немцы, шведы, австрийцы. В 1914 г.

началось строительство Риддерского рудника, Экибастузского свинцово-цин-козого

завода, строилась железная дорога.

Одной из главных отраслей горной промышленности края в нача­ле XX в.

была добыча золота. В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались угольные

месторождения, добытый уголь железной дорогой и водным путем доставлялся в

Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а также в Павлодар, Петропавловск и другие

города края.

В начале XX в. в экономической жизни Казахстана важную роль приобретают

соледобывающие промыслы, находившиеся в основном в западном и северо-восточном

регионах края. Соль добывалась как для местных нужд, так и для вывоза. Наиболее

крупными были Баскунчакские промыслы во Внутренней Орде, где работали до 5 тыс.

казахов, Коряковские, Карабашские в Павлодарском уезде Семипа­латинской

области. Соляные промыслы сдавались в аренду артелям, товариществам и

обществам.

В Западном Казахстане, Урало-Эмбинском районе добывалась нефть. Разработкой

нефтяных месторождений в 1912—1914 гг. зани­мались «Западно-Уральское

нефтяное общество», «Урало-Эмбинс-кое общество» и «Северо-Каспийская нефтяная

компания», владель­цами которых были английские капиталисты. Дешевая рабочая

сила, отсутствие конкуренции, богатые месторождения нефти при хищни­ческой

эксплуатации приносили огромные прибыли хозяевам.

В целом же, в промышленности края преобладали предприятия по переработке

сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салото­пенные, мыловарные,

винокуренные, маслобойные и др.

В Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях получили развитие

шерстяно-суконные фабрики, мясоконсервные заводы, в которых особую

заинтересованность проявляло военное ведомство, а также мукомольно-крупяная

промышленность.

В Южном Казахстане кроме мелких предприятий по обработке сырья развивалась и

хлопкоочистительная промышленность. В нача­ле XX в. в Шымкенте было

построено четыре хлопкоочистительных завода, в Туркестане — два.

Рыбные промыслы развивались в Волжско-Каспийском бассейне, Урало-Эмбинском

крае, на Аральском море, на Иртыше, Балхашском и Зайсанском озерах.

В превращении Казахстана в источник сырья и рынок сбыта капиталистической

промышленности важную роль сыграло строи­тельство железных дорог. В начале

XX в. в Казахстане развернулось строительство железных дорог — Оренбург —

Ташкент, Троицкой, Алтайской и Семиреченской железных дорог. Основной

железно­дорожной магистралью дореволюционного Казахстана была

Орен-бургско-Ташкентская, построенная в 1901—1905 гг.

Строительство железных дорог имело огромное значение в эко­номической жизни

края, так как железные дороги связывали край с промышленными центрами России и

втягивали в общероссийский экономический рынок. Из Казахстана вывозились

различное про­мышленное сырье, продукты скотоводства, скот, зерно, а в край

ввозились фабрично-заводские изделия, галантерейные, бакалей­ные товары.

Железные дороги также имели военно-стратегическое значение для перебрасывания

войск и подавления народных выступ­лений и волнений. К 1917 г. в Казахстане

было проложено всего 2793 версты железных дорог, из них 2557 верст были

дорогами общего пользования и лишь 236 верст местного значения6.

В Семипалатинской области из-за отсутствия железных дорог пользовались водным

путем. Грузы по Иртышу перевозили пароход­ные компании «Западно-Сибирское

товарищество пароходства и

торговли» и др. В 1911 по Иртышу ходил и 73 парохода и 214 непаровых судов и

барж, основная часть которых была занята перевозкой грузов между Омском и

Семипалатинском7.

В крае широко использовался гужевой транспорт. Грузы перевозились по трактам

Семипалатинск — Верный — Ташкент, Оренбург — Гурьев, Петропавловск — Кокчетав

— Акмолинск и др.

Развитие промышленности и строительство железных дорог и водных путей

заложило экономическую основу формирования кад­ров рабочего класса в

Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в. Основными

источниками их формирова­ния в крае были отходники из обедневшей части

казахских шаруа и крестьяне-переселенцы, разорившиеся ремесленники, кустари и

бед­нота местных городов, нижниё\воинские чины, а также квалифици­рованные

рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других губер­ний Российской

империи.

Численность рабочих в крае в 1913 г. достигла до 75 тыс. человек. В Казахстане

насчитывалось 675 фабрично-заводских предприятий, где работала 51 тыс. рабочих,

из них в крупной промышленности более 19 тыс. На железнодорожном и водном

транспорте было занято свыше 25 тыс. рабочих. В годы первой мировой войны число

рабочих увеличилось на предприятияхкрупной промышленности и транспор­та. В 1917

г. накануне и в период Октябрьской революции числен­ность рабочих Казахстана

была около 90 тыс. чел.8. Однако большин­ство рабочих были

сезонными. Постоянной работой обеспечивали лишь железнодорожные линии и отчасти

предприятия горнодобыва­ющей и горнозаводской промышленности, что обусловило

возникно­вение более или менее постоянных кадровых рабочих в этих отраслях

производства. Степень концентрации промышленных рабочих был а слабой, особенно

на предприятиях обрабатывающей промышленнос­ти, где.в среднем на одно

предприятие приходилось не более 20 чел. Высокой концентрацией рабочих

отличались предприятия горнодо­бывающей, горнозаводской промышленности и

транспорта.

В условиях господства патриархально-феодальных отношений в крае и слабого

развития местной промышленности, элементом круп­ного капиталистического

производства с относительно высокой кон­центрацией рабочих были железнодорожные

мастерские и депо. Это имело особенно важное значение для развития рабочего и

социал-демократического движения в Казахстане, передовым отрядом кото­рого

стали местные железнодорожники. В Северном Казахстане такую роль наравне с

омскими железнодорожниками играли рабочие мастерских и депо ст. Петропавловск,

где в июне 1905 г. работали 460 чел.9. Это был сравнительно крупный

очаг сосредоточения рабочих. Такую же роль играли рабочие железнодорожных

мастерских стан­ций Оренбург, Уральск, Актюбинск, Казалинск, Перовск, Челкар,

Туркестан и др. Следовательно, основная масса промышленных и железнодорожных

рабочих сосредотачивалась в городах, располо­женных вдоль железнодорожных

линий.

Среди фабрично-заводских рабочих местные жители, как прави­ло, имели подавляющее

большинство. На железнодорожном тран­спорте, требовавшем более высокого

квалифицированного уровня и технических навыков, подавляющее большинство

рабочих составляли русские. Среди поденных и временных рабочих железных дорог

было большое число представителей местныхнациональностей. Так, в июле 1917 г.

на участке ст. Тугуз — ст. Сапак Оренбургско-Ташкен-тской ж. д. из 467

железнодорожников был 381 рабочий, из них 47 проц. составляли казахи. Из 248

поденщиков казахов было 173 человека, т. е. 70%. Это были в основном

низкооплачиваемые ремон­тные рабочие, грузчики, возчики и различные

чернорабочие10. В целом, в 1917 г. из 30 тыс. железнодорожников края

казахи составля­ли 5—б тыс. человек или около 20 проц.

Другим передовым отрядом местных рабочих являлись рабочие горной и

горнозаводской промышленности с более высокой концен­трацией рабочих и

наличием постоянных кадров, чем в обрабатыва­ющей промышленности. Еще в 1887

г. Зайсанский уездный началь­ник по поводу одной забастовки писал, что в ней

участвовали «горно­рабочие киргизы», а возглавляли ее «русские мастеровые».

При этом он подчеркивал, что «горнорабочие киргизы Усть-Каменогорского и

Зайсанского уездов занимаются приисковыми работами более 10 лет, люди

опытные, многие говорят по-русски»".

Положение промышленных рабочих края, в условиях отсутствия фабричной

инспекции и контроля за деятельностью предпринимате­лей, было значительно

тяжелее, чем в промышленно развитых рай­онах России. Рабочий день

устанавливался по произволу хозяев пред­приятий и доходил на нефтепромыслах

Эмбы до 12, на золотых приисках — до 10—12, на соляных — до 14—16 ч. Для

подавляющего большинства железнодорожников официально установлен 12-часо­вой

рабочий день, работать же приходилось еще больше. При низкой заработной плате

рабочих России в целом на промышленных пред­приятиях края платили в 3—4 раза

меньше, чем в центральных районах страны". Мизерная зарплата рабочих еще

больше урезыва­лась произвольными штрафами, обманом и обсчетом при выдаче

части зарплаты продуктами и товарами и т. д.

Примитивные орудия труда (клин, кайло и лопата) на горных предприятиях,

отсутствие элементарных мер безопасности труда при­водили к массовому

травматизму, с частыми случаями увечья и смерти. Большинство рабочих не имели

жилья, лишь около 40% ютились в жалких лачугах, землянках и бараках, поэтому

при отсут­ствии медицинского обслуживания и санитарно-гигиенических усло­вий

среди рабочих и их семей часто возникали эпидемии и инфекци­онные

заболевания.

В особо тяжелом положении находились казахские рабочие, по отношению к

которым применялась открытая дискриминация. За равноценную работу казахские

рабочие получали значительно мень­ше, чем русские". Все это: низкая зарплата,

многочисленные штра­фы, обмер, обсчет и другие виды произвола властей и

хозяев, тяжелые жилищно-бытовые условия труда толкали рабочих на борьбу за

улуч­шение своего экономического и политического положения.

§ 2. Участие населения края в Российской революции 1905—1907 гг.

Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому

пробуждению трудящихся Казахстана, разви­

тию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм

движения против колониального, Социального и других видов угнетения.

Отношение различных слоев населения края к событиям 1905—1907гг. в России

было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и

политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось

рабочее движе­ние, поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень.

В нем принимали активное участие промышленные и городские рабочие.

Аграрноедвижение было представлено в основном трудовы­ми слоями казахского

аула, переселенческой деревни и казачьих станиц. Национально-освободительное

движение объединяло раз­личные слои казахского аула, начиная от широких масс

коренного населения в лице сельскохозяйственных батраков и бедноты до

заро­ждавшейся буржуазии, национальной интеллигенции, феодальных кругов и

мусульманского духовенства.

Рабочее движение в Казахстане в 1905—1907 гг. вступило в новый этап своего

развития. В эти годы произошел ряд крупных политичес­ких и экономических

выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом революционных процессов в

России: забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., Спасском

медеплавильном заводе, в Карагандинских копях и на Успенском руднике в июне

1907 г., на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного,

Кустаная и других городов.

Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на

железнодорожном транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно

прекращалось движение поездов, желез­нодорожники явочным порядком вводили

8-часовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации,

создавали проф­союзы, брали в свои руки руководство станциями, участками, а

иногда целыми дорогами; организовывали боевые дружины и т. д. Возник­шие в

период высшего подъема революции в октябре-декабре 1905 г. железнодорожные

комитеты Перовска, Петропавловска, Уральска и других станций края, наравне с

Советами рабочих депутатов «факти­чески являлись зачатками новой революционной

власти»13.

Первая российская революция 1905—1907 гг. способствовала воз­никновению в

крае первых групп и организаций РСДРП. Большую роль в этом сыграли Сибирский,

Астраханский, Самарский, Саратов­ский комитеты РСДРП, действовавшие в

непосредственной близости к Казахстану. Особое значение имел «Сибирский

социал-демократи­ческий Союз», возникший в 1904 г., в особенности его Омская

органи­зация, которая проводила большую пропагандистскую работу и среди

трудящихся, в первую очередь рабочих Петропавловска, Кокчетава и других

северо-восточных районов Казахстана, а также Семиречья.

Первым марксистским кружком самообразования в Казахстане был кружок в Атбасаре,

организованный ссыльным рабочим с Урала А. Д. Ушаковым в 1896 г. В начале XX в.

марксистские кружки возникли в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае,

Семи­палатинске, Верном и других городах края14.

Постепенно марксистские кружки Казахстана от изучения и про­паганды

революционных идей переходили к политической агитации и практическим

выступлениям. В первые месяцы революции на базе ранее существовавших

марксистских кружков оформились организа­ции РСДРП в Перовске и Уральске,

социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске и Туркестане, а

несколько позднее в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других

городах края. В 1906 г. оформилась организация РСДРП и в Семипалатинске.

С событиями революции 1905—1907 гг. связано и начало профсо­юзного движения в

крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске

(ноябрь 1905 г.), во главе которого стояли Н. Смуров (впоследствии один из

командиров Чапаевской дивизии), Н. А. Покатилов и Н. И. Ульянов. В Уральске

действовал также ряд профсоюзных организаций, среди которых наиболее

спло­ченным и боевым после железнодорожного являлся профсоюз ти­пографских

рабочих.

Наиболее крупным был профсоюз железнодорожников Оренбург-ско-Ташкентской

железной дороги, который в 1906 г. объединял б тыс. человек, т. е. 40,8% всех

рабочих и служащих линии.

Своебразной профсоюзной организацией горняков Казахстана был Русско-Киргизский

союз на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по приблизительным подсчетам,

в годы первой российс­кой революции действовало 20—25 профсоюзов рабочих и

служащих, объединявших всего 3,5% от их общей численности15.

Это говорит не только о слабости рабочего движения в крае, что

обусловливалось малочисленностью местных рабочих, их низкой концентрацией по

предприятиям и сезонностью производственной деятельности, но и о социально-

экономической отсталости края, где подавляющую часть населения составляли

казахские шаруа и пересе­ленческое крестьянство.

Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое разви­тие в условиях первой

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты