Лекция: Казахстан в начале XX века
Глава 6.
КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
§ 1. Социально-экономическое положение края в начале века
В начале XX в. основная территория Казахстана состояла из шести областей:
Сыр-Дарьинская и Семиреченская области входили в состав Туркестанского
генерал-губернаторства (центр г. Ташкент), Акмолинская, Семипалатинская,
Уральская, Тургайская — в состав Степного (центр г. Омск). Территория
Внутренней (Букеевской) Орды входила в Астраханскую губернию, а Мангышлакская
— в Закаспийскую область.
По данным Всероссийской переписи населения 1897 г. на территории края в
пределах нынешных границ проживало 4147,8 тыс. человек, из них3392,7 тыс.
или 81,7% казахов. К 1914 г. общая численность населения края составила
5910,0 тыс. чел., из них казахов — 3845,2 тыс. чел., т. е. 65,1%. Рост
населения края помимо других источников происходил в основном за счет
переселенцев, которые особенно после столыпинской аграрной реформы массовым
потоком направлялись в Акмолинскую, Семиреченскую и Тургайскую области. В
начале XX в. население края становится еще более многонациональным.
Основное население Казахстана жило в сельской местности и занималось
полукочевым скотоводством, для которого характерна пастбищно-полустойловая
система содержания скота, занятие земледелием, сенокошение и др. Казахи
разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов и коз.
В конце XIX — начале XX в. в Казахстане все большее
распространение получает земледелие. Поданным 1897 г., удельный вес казахов
среди населения, занятого земледелием, составлял — 55,4%'.
Земледелие преобладало в Шымкентском и Аулие-Атинском уездах Сырдарьинской
области, где на каждое сеющее хозяйство приходилось до 10,7 дес. посева. В
Канальском уезде Семиреченской области в 1910 г. земледелием занималось 81%
казахских хозяйств, а в Верненском — 79,3%2. В Кустанайском уезде
земледелием занималось — 88% казахских хозяйств, которые засевали 107440 дес.,
а на одно сеющее хозяйство приходилось 22,2 дес.3.
Значительную роль в развитии земледелия сыграли переселенцы. Быстрое
распространение земледелия среди казахского населения, освоение новых
сельскохозяйственных орудий и приемов обработки почвы, спрос рынка на
зерновые и фуражные культуры содействовали тому, что все большее место в
посевах стали занимать пшеница, ячмень и овес. Расширяются посевы риса,
бахчевых и огородных культур.
В начале XX в. в крае намечается тенденция роста городского населения.
Во всех областях городское население в 1897—1914 гг. выросло более чем в
полтора раза. Крупными городами являлись Уральск (47,5 тыс. чел.) ,
Петропавловск и Верный (по 43,2 тыс.), Семипалатинск (34,4 тыс.)4.
Большинство городов, возникнув как административные центры, быстро превращались
в центры торговли и обрабатывающей промышленности.
Наиболее крупной социальной группой в городе являлась торговая буржуазия —
20,3%, занятые в горной, горнодобывающей и пищевой промышленности составляли —
33,1% (в основном рабочие и служащие), 20% горожан занимались сельским
хозяйством и промыслами5.
В Казахстане в основном получили развитие горнодобывающие и горнозаводские, а
также обрабатывающие предприятия. Горная промышленность развивалась на Алтае и
в Центральном Казахстане, где разрабатывались богатые месторождения цветных
металлов и угля. В начале XX в. предприятия горной промышленности,
производившие медь, золото, уголь и др., перешли в руки иностранных акционерных
обществ. Так, англо-французское акционерное общество Спасских медных руд,
возникшее в 1904 г. в Лондоне, приобрело Спасско-Успенский медный рудник и
завод, Саранско-Карагандинские каменноугольные копи, железные рудники.
Держателями акций общества были американцы, немцы, шведы, австрийцы. В 1914 г.
началось строительство Риддерского рудника, Экибастузского свинцово-цин-козого
завода, строилась железная дорога.
Одной из главных отраслей горной промышленности края в начале XX в.
была добыча золота. В Экибастузе, Караганде, Саранске разрабатывались угольные
месторождения, добытый уголь железной дорогой и водным путем доставлялся в
Пермскую губернию, Омск и Барнаул, а также в Павлодар, Петропавловск и другие
города края.
В начале XX в. в экономической жизни Казахстана важную роль приобретают
соледобывающие промыслы, находившиеся в основном в западном и северо-восточном
регионах края. Соль добывалась как для местных нужд, так и для вывоза. Наиболее
крупными были Баскунчакские промыслы во Внутренней Орде, где работали до 5 тыс.
казахов, Коряковские, Карабашские в Павлодарском уезде Семипалатинской
области. Соляные промыслы сдавались в аренду артелям, товариществам и
обществам.
В Западном Казахстане, Урало-Эмбинском районе добывалась нефть. Разработкой
нефтяных месторождений в 1912—1914 гг. занимались «Западно-Уральское
нефтяное общество», «Урало-Эмбинс-кое общество» и «Северо-Каспийская нефтяная
компания», владельцами которых были английские капиталисты. Дешевая рабочая
сила, отсутствие конкуренции, богатые месторождения нефти при хищнической
эксплуатации приносили огромные прибыли хозяевам.
В целом же, в промышленности края преобладали предприятия по переработке
сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салотопенные, мыловарные,
винокуренные, маслобойные и др.
В Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях получили развитие
шерстяно-суконные фабрики, мясоконсервные заводы, в которых особую
заинтересованность проявляло военное ведомство, а также мукомольно-крупяная
промышленность.
В Южном Казахстане кроме мелких предприятий по обработке сырья развивалась и
хлопкоочистительная промышленность. В начале XX в. в Шымкенте было
построено четыре хлопкоочистительных завода, в Туркестане — два.
Рыбные промыслы развивались в Волжско-Каспийском бассейне, Урало-Эмбинском
крае, на Аральском море, на Иртыше, Балхашском и Зайсанском озерах.
В превращении Казахстана в источник сырья и рынок сбыта капиталистической
промышленности важную роль сыграло строительство железных дорог. В начале
XX в. в Казахстане развернулось строительство железных дорог — Оренбург —
Ташкент, Троицкой, Алтайской и Семиреченской железных дорог. Основной
железнодорожной магистралью дореволюционного Казахстана была
Орен-бургско-Ташкентская, построенная в 1901—1905 гг.
Строительство железных дорог имело огромное значение в экономической жизни
края, так как железные дороги связывали край с промышленными центрами России и
втягивали в общероссийский экономический рынок. Из Казахстана вывозились
различное промышленное сырье, продукты скотоводства, скот, зерно, а в край
ввозились фабрично-заводские изделия, галантерейные, бакалейные товары.
Железные дороги также имели военно-стратегическое значение для перебрасывания
войск и подавления народных выступлений и волнений. К 1917 г. в Казахстане
было проложено всего 2793 версты железных дорог, из них 2557 верст были
дорогами общего пользования и лишь 236 верст местного значения6.
В Семипалатинской области из-за отсутствия железных дорог пользовались водным
путем. Грузы по Иртышу перевозили пароходные компании «Западно-Сибирское
товарищество пароходства и
торговли» и др. В 1911 по Иртышу ходил и 73 парохода и 214 непаровых судов и
барж, основная часть которых была занята перевозкой грузов между Омском и
Семипалатинском7.
В крае широко использовался гужевой транспорт. Грузы перевозились по трактам
Семипалатинск — Верный — Ташкент, Оренбург — Гурьев, Петропавловск — Кокчетав
— Акмолинск и др.
Развитие промышленности и строительство железных дорог и водных путей
заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в
Казахстане, начало которого относится в основном к середине XIX в. Основными
источниками их формирования в крае были отходники из обедневшей части
казахских шаруа и крестьяне-переселенцы, разорившиеся ремесленники, кустари и
беднота местных городов, нижниё\воинские чины, а также квалифицированные
рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других губерний Российской
империи.
Численность рабочих в крае в 1913 г. достигла до 75 тыс. человек. В Казахстане
насчитывалось 675 фабрично-заводских предприятий, где работала 51 тыс. рабочих,
из них в крупной промышленности более 19 тыс. На железнодорожном и водном
транспорте было занято свыше 25 тыс. рабочих. В годы первой мировой войны число
рабочих увеличилось на предприятияхкрупной промышленности и транспорта. В 1917
г. накануне и в период Октябрьской революции численность рабочих Казахстана
была около 90 тыс. чел.8. Однако большинство рабочих были
сезонными. Постоянной работой обеспечивали лишь железнодорожные линии и отчасти
предприятия горнодобывающей и горнозаводской промышленности, что обусловило
возникновение более или менее постоянных кадровых рабочих в этих отраслях
производства. Степень концентрации промышленных рабочих был а слабой, особенно
на предприятиях обрабатывающей промышленности, где.в среднем на одно
предприятие приходилось не более 20 чел. Высокой концентрацией рабочих
отличались предприятия горнодобывающей, горнозаводской промышленности и
транспорта.
В условиях господства патриархально-феодальных отношений в крае и слабого
развития местной промышленности, элементом крупного капиталистического
производства с относительно высокой концентрацией рабочих были железнодорожные
мастерские и депо. Это имело особенно важное значение для развития рабочего и
социал-демократического движения в Казахстане, передовым отрядом которого
стали местные железнодорожники. В Северном Казахстане такую роль наравне с
омскими железнодорожниками играли рабочие мастерских и депо ст. Петропавловск,
где в июне 1905 г. работали 460 чел.9. Это был сравнительно крупный
очаг сосредоточения рабочих. Такую же роль играли рабочие железнодорожных
мастерских станций Оренбург, Уральск, Актюбинск, Казалинск, Перовск, Челкар,
Туркестан и др. Следовательно, основная масса промышленных и железнодорожных
рабочих сосредотачивалась в городах, расположенных вдоль железнодорожных
линий.
Среди фабрично-заводских рабочих местные жители, как правило, имели подавляющее
большинство. На железнодорожном транспорте, требовавшем более высокого
квалифицированного уровня и технических навыков, подавляющее большинство
рабочих составляли русские. Среди поденных и временных рабочих железных дорог
было большое число представителей местныхнациональностей. Так, в июле 1917 г.
на участке ст. Тугуз — ст. Сапак Оренбургско-Ташкен-тской ж. д. из 467
железнодорожников был 381 рабочий, из них 47 проц. составляли казахи. Из 248
поденщиков казахов было 173 человека, т. е. 70%. Это были в основном
низкооплачиваемые ремонтные рабочие, грузчики, возчики и различные
чернорабочие10. В целом, в 1917 г. из 30 тыс. железнодорожников края
казахи составляли 5—б тыс. человек или около 20 проц.
Другим передовым отрядом местных рабочих являлись рабочие горной и
горнозаводской промышленности с более высокой концентрацией рабочих и
наличием постоянных кадров, чем в обрабатывающей промышленности. Еще в 1887
г. Зайсанский уездный начальник по поводу одной забастовки писал, что в ней
участвовали «горнорабочие киргизы», а возглавляли ее «русские мастеровые».
При этом он подчеркивал, что «горнорабочие киргизы Усть-Каменогорского и
Зайсанского уездов занимаются приисковыми работами более 10 лет, люди
опытные, многие говорят по-русски»".
Положение промышленных рабочих края, в условиях отсутствия фабричной
инспекции и контроля за деятельностью предпринимателей, было значительно
тяжелее, чем в промышленно развитых районах России. Рабочий день
устанавливался по произволу хозяев предприятий и доходил на нефтепромыслах
Эмбы до 12, на золотых приисках — до 10—12, на соляных — до 14—16 ч. Для
подавляющего большинства железнодорожников официально установлен 12-часовой
рабочий день, работать же приходилось еще больше. При низкой заработной плате
рабочих России в целом на промышленных предприятиях края платили в 3—4 раза
меньше, чем в центральных районах страны". Мизерная зарплата рабочих еще
больше урезывалась произвольными штрафами, обманом и обсчетом при выдаче
части зарплаты продуктами и товарами и т. д.
Примитивные орудия труда (клин, кайло и лопата) на горных предприятиях,
отсутствие элементарных мер безопасности труда приводили к массовому
травматизму, с частыми случаями увечья и смерти. Большинство рабочих не имели
жилья, лишь около 40% ютились в жалких лачугах, землянках и бараках, поэтому
при отсутствии медицинского обслуживания и санитарно-гигиенических условий
среди рабочих и их семей часто возникали эпидемии и инфекционные
заболевания.
В особо тяжелом положении находились казахские рабочие, по отношению к
которым применялась открытая дискриминация. За равноценную работу казахские
рабочие получали значительно меньше, чем русские". Все это: низкая зарплата,
многочисленные штрафы, обмер, обсчет и другие виды произвола властей и
хозяев, тяжелые жилищно-бытовые условия труда толкали рабочих на борьбу за
улучшение своего экономического и политического положения.
§ 2. Участие населения края в Российской революции 1905—1907 гг.
Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому
пробуждению трудящихся Казахстана, разви
тию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм
движения против колониального, Социального и других видов угнетения.
Отношение различных слоев населения края к событиям 1905—1907гг. в России
было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и
политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось
рабочее движение, поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень.
В нем принимали активное участие промышленные и городские рабочие.
Аграрноедвижение было представлено в основном трудовыми слоями казахского
аула, переселенческой деревни и казачьих станиц. Национально-освободительное
движение объединяло различные слои казахского аула, начиная от широких масс
коренного населения в лице сельскохозяйственных батраков и бедноты до
зарождавшейся буржуазии, национальной интеллигенции, феодальных кругов и
мусульманского духовенства.
Рабочее движение в Казахстане в 1905—1907 гг. вступило в новый этап своего
развития. В эти годы произошел ряд крупных политических и экономических
выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом революционных процессов в
России: забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., Спасском
медеплавильном заводе, в Карагандинских копях и на Успенском руднике в июне
1907 г., на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного,
Кустаная и других городов.
Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на
железнодорожном транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно
прекращалось движение поездов, железнодорожники явочным порядком вводили
8-часовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации,
создавали профсоюзы, брали в свои руки руководство станциями, участками, а
иногда целыми дорогами; организовывали боевые дружины и т. д. Возникшие в
период высшего подъема революции в октябре-декабре 1905 г. железнодорожные
комитеты Перовска, Петропавловска, Уральска и других станций края, наравне с
Советами рабочих депутатов «фактически являлись зачатками новой революционной
власти»13.
Первая российская революция 1905—1907 гг. способствовала возникновению в
крае первых групп и организаций РСДРП. Большую роль в этом сыграли Сибирский,
Астраханский, Самарский, Саратовский комитеты РСДРП, действовавшие в
непосредственной близости к Казахстану. Особое значение имел «Сибирский
социал-демократический Союз», возникший в 1904 г., в особенности его Омская
организация, которая проводила большую пропагандистскую работу и среди
трудящихся, в первую очередь рабочих Петропавловска, Кокчетава и других
северо-восточных районов Казахстана, а также Семиречья.
Первым марксистским кружком самообразования в Казахстане был кружок в Атбасаре,
организованный ссыльным рабочим с Урала А. Д. Ушаковым в 1896 г. В начале XX в.
марксистские кружки возникли в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае,
Семипалатинске, Верном и других городах края14.
Постепенно марксистские кружки Казахстана от изучения и пропаганды
революционных идей переходили к политической агитации и практическим
выступлениям. В первые месяцы революции на базе ранее существовавших
марксистских кружков оформились организации РСДРП в Перовске и Уральске,
социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске и Туркестане, а
несколько позднее в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других
городах края. В 1906 г. оформилась организация РСДРП и в Семипалатинске.
С событиями революции 1905—1907 гг. связано и начало профсоюзного движения в
крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске
(ноябрь 1905 г.), во главе которого стояли Н. Смуров (впоследствии один из
командиров Чапаевской дивизии), Н. А. Покатилов и Н. И. Ульянов. В Уральске
действовал также ряд профсоюзных организаций, среди которых наиболее
сплоченным и боевым после железнодорожного являлся профсоюз типографских
рабочих.
Наиболее крупным был профсоюз железнодорожников Оренбург-ско-Ташкентской
железной дороги, который в 1906 г. объединял б тыс. человек, т. е. 40,8% всех
рабочих и служащих линии.
Своебразной профсоюзной организацией горняков Казахстана был Русско-Киргизский
союз на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по приблизительным подсчетам,
в годы первой российской революции действовало 20—25 профсоюзов рабочих и
служащих, объединявших всего 3,5% от их общей численности15.
Это говорит не только о слабости рабочего движения в крае, что
обусловливалось малочисленностью местных рабочих, их низкой концентрацией по
предприятиям и сезонностью производственной деятельности, но и о социально-
экономической отсталости края, где подавляющую часть населения составляли
казахские шаруа и переселенческое крестьянство.
Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое развитие в условиях первой