Курсовая: Египет

литературного египетского языка в период Среднего царства не произошло.

Приблизительно в 2000 г. до н.э. в дельте Нила появляются финикийцы, которые

после знакомства с письменностью древних египтян создают первое в мире

«алфавитное письмо».

В период Среднего царства параллельно начинают существовать два внешне весьма

не похожих письма египтян – иератическое (язык отчетов и документов,

скоропись) и иероглифическое – письменность торжественных подписей и

сообщений.

Научные знания.

Именно Среднему царству принадлежат первые математические и медицинские

тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понимании этого

слова).

Сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки по

вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и усеченной.

Египтяне Среднего царства уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с

тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения.

Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба

(списки созвездий на саркофагах).

В эпоху Среднего царства был создан первый в мире словарь (словник),

напоминающий современную энциклопедию (более 300 названий птиц,

растений, животных, обозначений частей тела, наименований городов и крепостей,

сортов масла, 20 сокращенных обозначений пород и видов скота и т.д.).

Написан медицинский лечебник женских болезней, а также справочник ветеринара.

Религия.

В эпоху Среднего царства возвышается новый государственный военный бог – Амон.

Изменились и представления о загробном мире. С распадом Древнего царства все

чаще представления о загробном мире рисуются в образе страны вечного сна,

мрака, где нет воздуха, воды, радости, бытия, любви.

Данные настроения свидетельствуют о поисках египтянами нового решения

проблемы жизни и смерти.

Атмосфера подобных исканий облегчила принятие нового культа, содействовала

утверждению Амона-Ра в качестве нового государственного военного бога

Египта.

Сразу после этого изживаются из общества представления о загробном мире как о

царстве мрака и сна. Этим устранялась очевидная несправедливость прежних

верований, когда бедняку не давалась надежда на лучший удел в загробном мире.

После падения Древнего царства культ Осириса – бога мертвых – приобрел

популярность у широких слоев населения.

Возникшие в эпоху Среднего царства заклинания принято называть «надписями

саркофагов» и именно на их основе позднее развиваются позднеегипетские

заупокойные сборники, известные как «Книга мертвых».

«Книга мертвых» – условное название свитка папируса, который насчитывает 200

глав, состоящих из молитв, магических заклинаний. Чтобы достичь загробного

блаженства, по учению жрецов, надо было знать много магических заклинаний. Их

специально составляли для фараонов («Тексты пирамид»), для знатных и богатых

людей («Тексты саркофагов»).

Во II тысячелетии до н.э. на их основе был составлен сборник магических

заклинаний, т.е. «Книга мертвых», которая стоила дорого, бедные не могли ее

приобрести, поэтому, чтобы обрести загробное блаженство, они должны были жить

праведной жизнью, которая выражалась в покорности господствующему классу.

При погребении царей, сановников, «Книга мертвых» клалась в гробницу.

В связи с верой в «загробную жизнь» у древних египтян развилось представление

о воздаянии. Жречество использовало веру в загробное воздаяние для проповеди

покорности, смирения бедных с существующими порядками в государстве.

Зодчество и изобразительное искусство.

Архитектурная школа XI династии отличается интенсивностью поиска новых форм и

типов монументальных сооружений (архитектурные ансамбли и композиции, мало

чем похожие на сооружения Древнего царства). В Переходный период кирпич-сырец

теряет былую привлекательность при возведении жилых и хозяйственных построек,

а тем более оборонительных сооружений.

В строительстве используется известняк, алебастр, песчаник, однако наблюдается

широкое применение камня (красный гранит).

С приходом к власти XII династии возвращается следование канонам Древнего

царства в архитектуре (рост царских пирамид в пустыне близ фагомского

оазиса).

Пирамиды были ниже и выполнялись в кирпично-плитовой манере (каменные клети,

поставленные друг на друга, а снаружи сооружение залицовывалось плитами

известняка).

«Лабиринты Аменемхета III (72 тыс. кв.м.) – свидетельство успешного развития

творческих достижений зодчества, символ расцвета и единства страны периода

Среднего царства.

«Лабиринт превосходит сами пирамиды», - писал Геродот.

Характерная черта верхнеегипетских гробниц Среднего царства –

навес-портик, украшенный столбами-обелисками.

В этот период начинается строительство крепостей (зап. граница Египта

и ряд крепостей в Верхней и Нижней Нубии).

Городские храмы были невелики по размеру, но просты и изящны ( башни у входа

в храм, пилоны).

Городская архитектура тесно переплетается с крепостной (первые города,

обнесенные двойной стеной с воротами).

Кварталы богачей и бедняков в городах разделялись высокой стеной, и беднякам

запрещалось проникать за пределы определенной территории.

Обилие многокрасочных росписей на стенах – еще одна особенность гробниц

периода Среднего царства.

Метко и точно передают художники периода XI – XII династий движения, черты

лица, особенности фигуры человека.

«Знал я походку мужского изображения и поступь женского, положение птицы и

скота, осанку победившего единоборца, как глядит око на око, как наполняются

страхом лица пленных врагов, поднятие руки у того, кто поражает бегемота,

поступь бегущего», - говорил «начальник-мастер» живописцев периода правления

XII династии.

Образцы египетской скульптуры эпох и Среднего царства встречаются часто в

храмах и гробницах. В работах передается движение, «оживление» скульптурной

позиции.

Мастера правдиво и точно передают изображения (лица фараонов суровы и

надменны, костлявы).

Одежда египтян от Древнего до Среднего царства.

В эпоху Древнего царства основной одеждой египтян был передник из полосы

неширокой ткани (схенти), который обертывали вокруг бедер и укрепляли

на талии. Основная одежда всех сословий была одинаковой по форме и

отличалась лишь качеством материала. Схенти фараона был сделан из

тонкого, хорошо отбеленного полотна, у ремесленника – грубый, толстый холст

натурального цвета.

С появлением красителей цветную одежду долгое время носили только

привилегированные сословия (крупные землевладельцы, жрецы, придворные).

Обувь носили только фараоны. Все египтяне брили волосы, но голову покрывали

париком из растительных волокон, завитых мелкими локонами или шапочкой

из грубого холста, плотно облегавшей голову.

Чем длиннее локоны, тем знатнее их владелец (самые пышные парики были у

фараонов и членов их семей).

Первое отступление от общепринятого схенти появилось в костюме фараона.

Это были как бы вторые передники из плиссированной ткани, надетые

поверх обычной набедренной повязки. Знаками царского достоинства фараона были

золотая подвязанная борода, корона и посох.

К древним символам царской власти относится и головной убор «клафт-ушебти»,

состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с «уреем»

(змеем).

Характерной особенностью костюма жителей Древнего Египта является стремление к

прямым, четким линиям.

У жрецов одеяние было иным. При совершении жертвоприношения спину жреца

покрывала шкура пантеры. Часто шкуры с головой располагали спереди и

прикрепляли к поясу. Голову и лапы украшали золотыми с эмалью пластинками.

Костюм женщины Древнего царства состоял из длинной прямой рубашки

(«калазирис») на одной или двух бретелях, оставляющих грудь открытой.

У знатных египтянок на калазирисе появляется отделка – вышивка или плиссировка.

Калазирис – основная женская одежда на протяжении всей истории Древнего

Египта. (Иногда вместо бретелей – цельноскроенная рубашка с круглым вырезом

горловины).

Женщины носили парики из растительных волокон, завитых крупными

спиральными локонами, более длинными, чем у мужчин.

В эпоху Среднего царства древнеегипетская одежда заметно усложнилась.

Классовая дифференциация в египетском обществе и антагонизм между классами

были настолько велики, что это не могло не сказаться на костюме.

Появление новых тканей, привоз материи и различных предметов роскоши из

Передней Азии способствуют созданию более сложных форм костюма.

Количество ткани, затраченное на одежду, свидетельствует о сословном

и имущественном положении ее владельца.

Все чаще появляются плиссированные и гладки длинные схенти.

Женский костюм претерпел не такие сильные изменения.

В период Среднего царства основная масса женщин продолжает носить калазирис

прежней формы, лишь на некоторых памятниках позднего периода встречаются

изображения женщин в тонких, слегка драпированных покрывалах.

Короткий женский парик – нововведение эпохи Среднего царства, в это время

имела право носить лишь высшая знать. Костюм служанки – традиционный калазирис

и длинный парик.

Художественная и политическая литература.

Библиотека из гробницы Ремессеума позволяет сделать вывод о довольно высоком

уровне развития художественной литературы. Среди религиозных, научных и

традиционно дидактических текстов были найдены и художественные произведения.

Во время Среднего царства широко бытуют литературные обработки сказок о

Хеопсе и чародеях. Сказки вообще достаточно популярны в Египте Среднего

царства.

Видимо, простые египтяне благосклонно встречали подобные произведения со

счастливым концом.

Однако ближе к закату Среднего царства звучание многих литературных произведений

существенно меняется. Авторы все чаще начинают высказывать сомнение в

гармоничности окружающего мира. Творческий потенциал египетских авторов был

достаточно высок, а набор технических приемов для воплощения своих замыслов

широк и многообразен (строгое членение произведений по жанрам). В

«Поучении» делается особый акцент на нравственные основы власти (приближение

человека за его заслуги, не наказывать несправедливо, заботиться обо

всех подданных).

10. Конец эпохи среднего царства.

В экономике нарастают признаки застоя, связанные с прекращением наступления

регулярных трофейных «подпиток», сложившейся системы хозяйствования. Занятные

внутренними распрями фараоны редко выбираются в завоевательные походы.

На рубеже XVIII-XVII вв до н.э. Египет вновь впал в состояние раздробленности

и оказался легкой добычей гиксосов, вторгшихся из Азии через Дельту. Их

владычество длилось 100-150 лет. Яхмос I (XVIII династия) довел борьбу до

победного конца.

IV. Египет эпохи Нового царства (1580-1085 г.г. до н.э.)

Период Нового царства длился около 500 лет.

Эпоха нового царства была для Египта временем бурного экономического

развития (приток в страну огромного количества сырья, скота, золота, денег

и рабочей силы в виде пленных).

В VII-VI вв до н.э. орудия из железа в Египте начали изготовляться

повсеместно.

Внутренняя торговля получает все большее значение.

Во II половине Нового царства приобретает определенное значение внешняя

торговля.

В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов ( особенно в

царском и храмовом хозяйствах).

1. Египетское производство в период Нового царства. Товар и деньги.

В этот период в Египте появляется вертикальный ткацкий станок, сплав

меди с оловом – бронза (отлитые храмовые двери). Кованые изделия также

изготовляют из бронзы. В чистом виде медь продолжает применяться и в

Новом царстве.

Часто упоминается железо.

Железо считалось драгоценным металлом и изделия из него имели золотую оправу.

Пока железо не имело широкого применения.

Население пользовалось каменными орудиями труда (наряду с

металлическими), так как бронза, медь, железо были дорогими. Тем не менее Новое

царство относится к бронзовому веку.

Появляется целый ряд существенных изобретений и усовершенствований в области

техники: ножные меха в металлургии, использование 5 сверл

вместо одного, 2 подвесные прялки, усовершенствованная соха (

плуг с отвесными рукоятками и с перемычками поперек, снабженный

вверху рукояток отверстиями для рук), молот на длинной палке,

гребнеобразная доска для отдирания семян льна, шадуф – водоподъемный

журавль имел большое значение для развития садоводства и огородничества на

высоких полях.

Выращиваются новые сорта деревьев (гранатовые, оливковые, персиковые, яблони,

миндаль, вишня, миртовые деревья).

Интенсивно развивается производство стекла. Изготовлялись сосуды и мелкие

поделки из цветного стекла, применяя разные средства для окраски. При помощи

окиси железа приготовлялось золото со светло-алой поверхностью и т.д.

Небольшие сосуды вытягивались иногда из горного хрусталя.

Открывались стеклодельные мастерские. Изготовление стекла в Новом царстве

развилось в большую ремесленную промышленность.

Искусство мумификации достигло расцвета. Из меди отливались полые

изображения (маска Тутанхамона).

В сооружениях Нового царства появился обожженный кирпич. Широкое

распространение получают колесные повозки – колесницы, запряженные

конями.

Развивается коневодство, широко применяются ослы, появляются мулы

. Древняя овечья порода с развесистыми рогами, не дававшая шерсть, была

окончательно заменена породами, близкими к современным (мотки шерсти от конца

XVIII династии), появляются чаще изображения верблюда с поклажей. Очень многие

съедобные и лекарственные растения впервые упоминаются в источниках Нового

царства (чечевица).

Оживление внутреннего товарно-денежного обмена – одна из важных черт Египта

Нового царства. Впервые появляется слово «торговец». «Серебро» и

«деньги» во II половине Нового царства были синонимами. Чеканной монеты не

существовало, ее заменяли следующие весовые единицы золота, серебра и меди:

«дебен»= 91 г.; 1/12 ч. – «шат»»7,5 г.; 1/10 ч. – «кедет» »9,1 г.

За работу платили деньгами, но не видели особой разницы в том, получить 1

мешок зерна или один дебен серебра.

2. Завоевания. Внешняя торговля и работорговля.

Для развития ремесленного производства, получения продовольствия, государство

грабило соседние страны (золото, черное дерево, полудрагоценные камни – дань

Эфиопии, бирюзу доставали на Синае, строевой лес (кедр) везли из Ливии).

В Новом царстве рабами владели даже люди со сравнительно скромным

общественным положением (пастухи, ремесленники, мелкие жрецы и т.д.). Один

раб стоил 210 гр. серебра. Рабы использовались повсеместно. «Царскими людьми»

называли земледельцев. Однако наиболее значительная часть все-таки не могла

считаться состоятельными людьми. Иногда за скот номарха сходили и сами

работающие.

Ремесленники были более зажиточными, чем земледельцы. Названия широкого

спектра различных специальностей свидетельствует о высоком мастерстве простых

людей эпохи Нового царства.

Терминологический справочник:

Горнорабочий, каменотес, живописец, резчик, штукатур («гипсовщик»), носильщик

камня, строитель стен, «смыкатель» (кладки), изготовитель бронзы, луков,

мастер по стрелам, колесничий мастер, а также 5 разновидностей пекарей.

3. Знать, жречество, воины.

Могущество знати в Новом царстве основывалось в основном на положении в

государственном аппарате. Номархи, придворные, столичная знать, жречество,

колесничие бойцы (как более состоятельные, могли приобрести колесницу сами и

считались привилегированной частью войска) являлись костяком знати.

Писцы и воины считались как рабочей силой.

Египетское войско служило надежной опорой для того, чтобы государство перешло

к новым заведениям, для захвата рабов и иной добычи.

Оружие стало более совершенным. Составной слоеный лук, более мощный,

появляются стрелы с медными наконечниками, секиры и короткие

мечи. Конь и боевая колесница, появляется броня,

прямой и серповидный меч стал рубящим оружием.

4. Египет в период наивысшего могущества.

Изменилась система управления внутри Египта. Было 2 сановника (в Верхнем и

Нижнем), продолжились военные походы в Сирию и Палестину в поисках добычи, а

также появились мятежи. Северные и южные владения были покорены и замирены.

Азиатские цари преклонялись перед блеском египетского золота и мощью

египетского оружия. Египетская держава стояла на вершине своего могущества.

5. Культура Египта в период Нового царства.

Изобразительное искусство.

Плавность и гибкость очертаний – частое явление периода Нового

царства. Изобразительное искусств эпохи Нового царства разносторонне по

своему содержанию. Сюжеты росписей в частных гробницах можно разделить на

три большие серии:

I. исторические

II. Рассказы о жизни усопшего изображались в сценах деяние. Впервые

появляются светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой обстановке.

III. Сцены почитания богов (культ царской семьи).

(сцены пиршеств, торжественных церемоний принятия дани от чужеземных послов,

путешествия, сцены приношения жертв, даров, скота, пленных египетским богам,

делившим славу с фараонами-завоевателями).

Продолжается дальнейшее совершенствование искусства рельефа, появляется

рельефная резьба. Создаются исполинские царские статуи. Во всех

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты