Курсовая: Госдума и Госсовет в период с 1905 по 1917 гг.

силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное

или чрезвычайное положение. Более того, в "Свод основных государственных

законов" был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в

перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. В

дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы проводить

законы, которые Дума наверняка не приняла бы.

Особо оговаривалось право царя самолично распускать Думу:

105. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока

полномочий её Членов распущена указом Государя Императора. Тем же указом

назначаются новые выборы в Думу и время её созыва.

Потому Думы, за исключением Третьей, фактически функционировали лишь по

несколько месяцев.

Государственному Совету и Государственной Думе предоставлялось право

обращаться к Министрам и прочим должностным лицам, подчиненным по закону

Правительствующему Сенату, с различного рода запросами по поводу интересующих

депутатов действий, которые представлялись им незакономерными.

Законодательные предположения рассматривались в Государственной Думе и, по

одобрении ею, поступали в Государственный Совет. Законодательные

предположения, предначертанные по почину Государственного Совета,

рассматривались в Совете и, по одобрении им, поступали в Думу. Законопроекты,

прошедшие через обе палаты, представлялись царю Председателем

Государственного Совета.

Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва

в течение года определялись царскими указами. Государственная Дума могла, для

предварительной разработки подлежащих её рассмотрению дел, образовывать из

своей среды, Отделы и Комиссии. Число Отделов и Комиссий, их состав, а также

предметы их ведомства, устанавливались самой Думой.

Депутаты Думы пользовались депутатской неприкосновенностью:

15. Член Государственной Думы может быть подвергнут лишению или ограничению

свободы не иначе, как по распоряжению судебной власти, а равно не подлежит

личному задержанию за долги.

Ведению Думы подлежали многочисленные вопросы, среди которых:

1) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения,

дополнения, приостановления действия и отмены;

2) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами

Министерств и Главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования,

росписью не предусмотренные, на основании установленных правил;

З) отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи;

4) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем

Высочайшего соизволения;

5) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за

eё счет;

6) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия

из действующих законов;

7) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

Законопроекты либо вносились в Думу министрами либо прочими высшими

сановниками империи, либо Комиссиями, образованными из Членов Думы (ст. б7),

либо же поступали в Думу из Государственного Совета (ст. 49)

Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна

сессия. Председателем первой Думы был избран кадет С.А. Муромцев, профессор

Петербургского университета.

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не

намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Это

проявилось с первых дней работы российского парламента. В ответ на "тронную

речь" царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии

политических заключенных, реального осуществления политических свобод,

всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель и

т.д.

Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отмел все

требования Думы. Последняя в свою очередь провела резолюцию о полном

недоверии правительству и потребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей

работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В

конце концов она была распущена царем, войдя в историю как "Дума народного

гнева".

Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года, председателем

которой был Головин Федор Александрович. Также состоялась одна сессия. По

составу депутатов она была значительно левее первой. Хотя по замыслу царской

администрации должна была быть более правой.

Характерно, что большинство заседаний первой Думы и второй Думы было

посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в

ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению

правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство,

подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая

себя в качестве народной избранницы не хотела подчиняться такому положению

вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей.

Первое совещание Думы открылось 27 апреля 1906 года. Места в ней

распределились следующим образом: октябристы - 16, кадеты - 179, трудовики -

97, беспартийные - 105, представители национальных окраин - 63, социал-

демократы - 18.

Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в Думу,

хотя впоследствии Ленин признал тактику бойкота этой Думы ошибочной.

57 % членов аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в Думу свой

законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении "за справедливое

вознаграждение" той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе

полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную

аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские

земли. Вся земля, согласно этому проекту, должна была перейти в

государственный земельный фонд, из которого крестьяне наделялись бы ею на

правах частной собственности. Земельные комитеты, по мнению кадетов, должны

были состоять на 1/3 из крестьян, на 1/3 - из помещиков, и на 1/3 - из

представителей власти.

По проекту трудовиков, вся земля передается в общенародный земельный фонд,

т.е. в руки тех, кто ее обрабатывает собственным трудом. трудовики тоже

допускали выкуп, хотя некоторые из них считали, что вся земля должна перейти

крестьянам бесплатно.

В итоге обсуждения аграрная комиссия признала принцип "принудительного

отчуждения земель".

В целом же прения по аграрному вопросу разворачивались между кадетами и

трудовиками - с одной стороны и царским правительством - с другой.

13 мая 1906 года глава правительства И.Л. Горемыкин выступил с декларацией, в

которой в резкой и оскорбительной форме отказал Думе в праве подобным образом

разрешать аграрный вопрос. Думе было отказано также в расширении

избирательных прав, в ответственном перед Думой министерстве, в упразднении

Госсовета, в политической амнистии.

Дума негодовала. Это был сокрушительный удар по иллюзии "народного

представительства". Кадеты предупреждали, что появление министерства

переносит центр тяжести народного сочувствия партии "народной свободы" к

партиям революционным.

Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло

(так как было ответственно перед царем) и не хотело. В стране возник

думский кризис.

Часть министров высказались за вхождение кадетов в правительство. Милюков

поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической

амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном

праве, принудительном отчуждении части помещичьих земель и др. Даже Трепов

согласился почти на все условия, кроме амнистии, но царь поступил иначе.

Горемыкин подписал указ о роспуске Думы и сразу же ушел в отставку. Его

преемник П.А. Столыпин расставил близ Таврического дворца солдат, повесил

большой замок на двери, а по стенам расклеил царский манифест о роспуске

Думы.

20 февраля 1907 года открылась Вторая Дума. Социал-демократы и эсеры отказались

от тактики бойкота, использовали предвыборную кампанию для пропаганды своих

идей. В Думу пришли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров,

представители других левых партий и сочувствующие им беспартийные - всего 222

человека. Вместе с тем в Думу было избрано 54 черносотенца и октябриста, а

кадеты потеряли 80 депутатских мест. Таким образом, Вторая Дума оказалась

еще более левой, чем Первая Дума, но здесь заметнее было и политическое

размежевание.

Центральным вопросом в Думе остался крестьянский. Трудовики и другие левые

группы предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию

свободного фермерского хозяйства на свободной земле. Социал-демократы

поддержали законопроект трудовиков. Кроме того, они предлагали резолюции в

защиту рабочих, пострадавших от безработицы. Социал-демократы возглавили в Думе

“левый блок”.

Кадеты находились в Думе в изоляции, равно опасаясь и “правых”, и “левых”.

Они меняют тактику, стремясь “беречь Думу во то бы то ни стало”. На

практике это значило не обострять отношений с правительством, не выдвигать

острых законопроектов.

Кадеты пересмотрели свою аграрную программу, убрали пункт о государственном

земельном фонде и переложили половину выкупа за землю на крестьян, которые

желали ее приобрести в частную собственность.

1 июня 1907 года Столыпин, используя, по всей вероятности, фальшивку, решил

избавиться от сильного левого крыла и обвинил социал-демократов в “заговоре”

с целью установления республики. Однако Дума не только не выдала социал-

демократическую фракцию, но даже создала комиссию для расследования всех

обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным

подлогом. Видя такие настроения среди депутатов, 3 июня 1907 года царь

подписал манифест о роспуске Думы и об изменении избирательного закона. В тот

же день были арестованы некоторые члены социал-демократической фракции.

Председатель Думы Ф.А.Головин дал действиям Столыпина следующую оценку: это

“был действительно заговор, но не заговор 55 членов Думы против государства,

как утверждается в манифесте, а заговор Столыпина и К° против народного

представительства и основных государственных законов”.

Глава III. События 3 июня 1907 г.

Опыт первых двух законодательных собраний был оценен царем и его окружением

как неудачный. В этой ситуации и был издан третьеиюньский манифест, в котором

неудовлетворенность от работы думы списывалась на несовершенство выборного

законодательства:

Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным

законодательным путем через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами

неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избирания ее

Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической

Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г., может, и казался окружению царя

удачной находкой, вот только сформированная в соответствии с ним

Государственная Дума так однобоко отражала расстановку сил в стране, что не

смогла даже адекватно очертить круг тех проблем, решение которых могло бы

предотвратить сползание страны к катастрофе. В результате, заменяя первую

Думу второй, царское правительство хотело как лучше, а получилось как всегда.

Первая Дума была Думой надежд на мирный эволюционный процесс в стране,

уставшей от революции. Вторая Дума оказалась Думой острейшей борьбы депутатов

между собой (вплоть до драк) и непримиримой борьбы, в том числе в

оскорбительной форме, левой части депутатов с властью.

Имея опыт разгона предыдущей Думы, наиболее подготовленная к парламентской

деятельности, наиболее интеллектуальная фракция кадетов пыталась ввести хоть

в какие-то рамки приличия и правых, и левых партий. Но самоценность ростков

парламентаризма в самодержавной России мало интересовала правых, а левым было

вообще наплевать на эволюционное развитие демократии в России. В ночь на 3

июня 1907 г. последовал арест членов социал-демократической фракции.

Одновременно правительство объявило о роспуске Думы. Был издан новый,

несравненно более жесткий ограничительный избирательный закон. Тем самым

царизм глубоко нарушил одно из главных положений манифеста 17 октября 1905

г.: никакой закон не может быть принят без одобрения Думы.

Дальнейшее течение политической жизни с ужасающей отчетливостью

продемонстрировало ошибочность и неэффективность силовых паллиативов в

решении кардинальных проблем взаимоотношений различных ветвей власти. Но до

того, как за свои и чужие ошибки заплатили кровью Николай II с семьей и

миллионы невинных людей, попавших в жернова революции и гражданской войны,

были третья и четвертая Думы.

В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного

переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым,

который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как "бесстыжий":

столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне

правого монархическо-националистического крыла.

Только 15% подданных Российской империи получили право участвовать в выборах.

Народы Средней Азии вовсе лишились избирательных прав, представительство от

других национальных районов было ограничено. Новый закон почти вдвое увеличил

число выборщиков от крестьян. Единую прежде городскую курию разделили на две:

в первую входили только владельцы крупной собственности, получившие

значительные преимущества по сравнению с мелкой буржуазией и интеллигенцией,

составлявшие основную массу избирателей второй городской курии, т.е. основных

избирателей кадетов-либералов. Рабочие могли провести своих депутатов

фактически только в шести губерниях, где сохранились отдельные рабочие курии.

В результате на долю дворян-помещиков и крупной буржуазии приходилось 75%

общего числа выборщиков. При этом царизм показал себя последовательным

сторонником консервации феодально-помещичьего статус-кво, а не ускорения

развития буржуазно-капиталистических отношений вообще, не говоря уже о

буржуазно-демократических тенденциях. Норма представительства от помещиков-

землевладельцев в четыре с лишним раза превосходила норму представительства

от крупной буржуазии. Третья Государственная Дума в отличие от первых двух

просуществовала установленный срок (01.11.1907- 09.06.1912). Процессы

позиционирования и взаимодействия политических сил в третьей Думе царской

России поразительно напоминают то, что происходит в 2000 году в третьей Думе

демократической России, когда во главу угла ставится политическая

целесообразность, основанная на беспринципности.

В третьей Думе царской России из 442 мест 147 заняли крайне правые - ярые

монархисты и националисты. Резко сократилось количество оппозиционно

настроенных депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников, в

том числе крайне правых экстремистов типа В.М. Пуришкевича, заявившего с

думской трибуны: "Правее меня - только стена!" Свыше 150 мест имели

октябристы, казалось бы, вполне вменяемая правая партия, во главе которой

стояли популярные лидеры Гучков и Родзянко. Кадеты-либералы вместе с близкими

к ним группами получили примерно 100 мест. Ситуация позволяла октябристам и

кадетам создавать дееспособное большинство. Однако особенно на первом этапе

работы Думы произошел беспринципный альянс двух крупнейших фракций - крайне

правых и октябристов - с целью отсечь всех остальных от законотворческого

процесса. Либералы пребывали в оппозиции. Октябристы под руководством позера

Гучкова явно упивались своим "руководящим" местом и, преследуя тактические

цели, способствовали одобрению ряда реакционных по сути антибуржуазных

законов, сыгравших впоследствии в стратегическом плане весьма печальную роль.

Кадеты привыкли в предыдущих Думах выступать в качестве думского большинства

или в почетной роли рефери на политическом ринге. Пассивное нахождение в

оппозиции оказалось для них серьезным испытанием. Либералам пришлось

усовершенствовать тактику политической борьбы, чтобы как-то влиять на

развитие событий. Они понимали всю непродуктивность нахождения в глухой

оппозиции, если их голоса в отдельности ничего не решают. С одной стороны,

либералы всегда, когда позволяла ситуация, настаивали на соблюдении и

развитии норм буржуазно-демократической законности в условиях стремления

исполнительной власти в послереволюционный период произвольно выходить за

рамки правового поля. Кадеты тем самым не позволили дезавуировать манифест

октября 1905 года. Многие в исполнительной власти стояли на позициях крайне

правых, считали манифест временной уступкой, от которой пора отказаться.

С другой стороны, кадеты активно работали в думских комиссиях, особенно в

комиссиях по законодательству и по бюджету. Либералы-профессионалы

воздействовали логикой разума на октябристов в целях приведения бюджета в

приемлемый вид. Здравомыслящие люди понимали - страна не может нормально жить

без профессионально выполненного бюджета.

Один из лидеров кадетов Милюков, находясь с визитом в Великобритании,

произнес на завтраке у лорд-мэра Лондона речь, в которой назвал либеральную

оппозицию в Думе "оппозицией Его Величества, а не Его Величеству".

Выступление получило одобрительный резонанс в России у либерального и

умеренно-правого электората и было благожелательно воспринято премьером

Столыпиным. Необходимо отметить, что Столыпин сыграл большую роль в

постепенном отходе октябристов от крайне правых и создании в Думе голосами

октябристов и либералов устойчивого правого центра, который как встал на пути

черносотенного беспредела, так и сглаживал левые тенденции, иногда

проявлявшиеся в либеральной среде.

Правоцентристы добивались расширения своих позиций в местных и центральных

органах управления, пытались ограничить влияние бездарной придворной

камарильи на государственные дела, взять под свой контроль финансы, реформы

армии. Однако октябристско-кадетское большинство в Думе было простым, а не

квалифицированным, т.е. в руках крайних монархистов-националистов оставалось

достаточно средств, чтобы похоронить многие неугодные им законопроекты. К

тому же, стоявшая над Думой вторая палата - Государственный Совет, без

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты