Курсовая: Язычество восточных славян и его элементы в православии

женщину, а женщине – одного мужа”[4].

Оригинальную концепцию роли Сварога в пантеоне языческих Богов славян

представляет Сергей Лесной. “. над всеми ими (Богами) господствовала всемогущая

сила – Бог. Любопытно, что идея троицы, родившаяся в недрах арийских народов,

была ясно выражена и здесь. Бог также назывался Триглав. Это было триединство.

Триглав не был, как это неверно представляют, отдельным, особым Богом с тремя

головами. Это был единый Бог, но в трёх лицах. Именно – Сварог, Перун и

Световид. Последние два были порождение Сварога. Имелась своего рода аналогия с

христианством. “Бог един, но троичен в лицах”. Вместо “Троицы” употреблялось

слово “Триглав””[5]. Далее (через две

страницы) автор приводит цитату из “Влесовой книги”: “Прежде всего имеем

поклониться Триглаву, а поэтому поём ему великую славу, хвалим Сварога, деда

божия. начинателю всех родов: он вечный родник, что течёт во времени из своего

истока, который никогда , и зимой, не замерзает; пьюще ту живую воду,

“живихомся”. пока не попадём до райских лугов”.

Еще один важный Бог – это Световид (у восточных славян). Упоминание о его

близости с Родом-Творцом есть в книге Рыбакова (стр.624): “Близость Рода и

Света заставляет нас обратить внимание на важнейшего Бога западных славян –

Святовита. Святовиту были посвящены белый конь и оружие. Святовит был

покровителем плодородия и урожая; годичный праздник устраивался после уборки

хлебов, а главным обрядом было изготовление огромного, в человеческий рост,

пирога”.[6] Говоря о западных славянах,

почитавших Святовита, автор пишет, что он выполнял функцию “единого Бога в

небесах”, а у восточных славян таковым был Род (возможно, это является

косвенным подтверждением теории Лесного о триединстве верховного Бога славян).

Что же общего между Родом и Сварогом? Рыбаков Б.А. считает Рода

Вседержителем, Богом неба, сотворившим Вселенную. А согласно А.Кожевникову

(“Славянские языческие Боги, духи и нечистая сила”, Казань, 1994, стр.3) в

разных частях славянского мира в разное время Бог всех Богов поминается под

разными именами. “В летописных списках он часто упоминается под именем Сварог

(небесный), у западных славян – Святовит, или Световит (священный свет), у

восточных славян – Род (рождающий), а с 10-го века нашей эры в письменных

источниках встречается еще одно имя – Стрибог (Отец-Бог). Все эти эпитеты

проявляли ту или иную сторону верховного божества, не меняя при этом его

сути. Кроме того. его называли без имени – Бог Богов, Небо, Бог Небо или

просто Бог.”

В другом источнике (Фаминцын “Божества древних славян”, Санкт-Петербург,

1995, стр.151) верховный Бог славян именовался Дедом: “По представлению

русских поселян солнце есть огонь, поддерживаемый Дедом, под именем которого,

в данном случае, следует понимать верховного небесного Бога. По произволу

Деда начинается день и наступает ночь. “Дед” напоминает “Старого Бадняка”

сербо-хорватов. По болгарскому преданию Дедо-Господь некогда ходил по земле в

образе старца и поучал людей пахать и вообще возделывать землю. О добром

седовласом старце – “Деде”, странствующем по земле и наделяющем бедных

богатством, рассказывают и на Украине. Такое же приблизительно значение имеет

белорусский старец – Белун”. Далее на основе Ипатьевской летописи, автор

приходит к выводу, что имя верховного Бога восточных славян было также

Сварог.

“Итак, верховный Бог неба получил у древних славян следующие названия: Бог

(Прабог), Дый (Дий), Белобог (Белун), Дед и Сварог”. (Там же, стр.151).

Таким образом, славяне почитали Творца Вселенной под разными именами.

Славяне также имели особые представления о загробном мире.

В книге “Языческая мифология славян” так описывается загробный мир: “.рай

представлялся славянам красивым вечнозеленым садом, пребывание в котором

вечно и счастливо. Рай – место счастья и изобилия. язык народных загадок

называет раем водяные источники. что указывает на древнейшую связь идеи рая с

небесными дождевыми колодцами.

Иногда же славяне помещали вырей (рай) не на небе, а на земле, где-то далеко за

морем. Так, согласно украинским преданиям, вырей - “теплая страна, лежащая

далеко на востоке у самого моря, куда скрывались на зиму птицы, насекомые и

гадюки”. По другим рассказам вырей находился на юге. Много веков на Руси ходило

сказание о Макарийских островах, где реки – медовые и молочные, а берега –

кисельные. Эти острова лежали тоже где-то далеко на юге или на востоке”

[7].

Интересно, что понятие ада у славян не существовало. Об этом говорится сразу в

двух источниках: у С.Лесного и Т.А.Волошиной. В книге “Откуда ты,Русь?” на

стр.242 С.Лесной написал, что понятие ада не существовало, а у Волошиной

написано: “Чтобы попасть в языческий рай славян, не нужно никакого искупления

грехов и запаса добрых дел Туда попадают все, независимо от образа жизни и

социального положения. Славянский рай – это загробный мир вообще. У славян не

было оппозиции рай-ад (место, где обитают души добрых, - место блаженства;

место, где обитают души злых, - место мучений). Идея посмертного воздаяния у

славян-язычников, видимо, еще не была развита. Единственным препятствием, из-за

которого душа умершего не могла попасть в рай, являлось неисполнение

родственниками погребального обряда, и тогда душа его скиталась по земле.

Божеством мира мертвых у славян считался, по-видимому, Велес. Он – пастырь душ

умерших на вечнозеленых райских лугах”[8].

Но на этот счет существует и другое мнение – это мнение о том, что у славян

существовали представление как о рае, так и об аде, или нижнем мире. “В

сказаниях многих народов, близких к славянам, упоминают мост в языческий рай,

чудесный мост, по которому могут пройти лишь души добрых, мужественных и

справедливых. По мнению ученых, существовал подобный мост и у славян. Его мы

видим на небе в ясной ночи. Теперь мы называем его Млечным путем. Самые

праведные люди без помех попадали по нему прямо в Светлый Мир. Обманщики,

мерзкие насильники и убийцы проваливаются со звездного моста вниз – во мрак и

холод Нижнего Мира. А иным, успевшим натворить в земной жизни и хорошего, и

дурного, перейти через мост поможет верный друг – Черная Собака.” (М.Семёнова

“Мы-славяне!” стр.104).

Таким образом, религия наших предков была оригинальной. В отличии от многих

других народов восточные славяне не имели храмов, признавали Творца

Вселенной, имели представление о рае (в отличии от греков).

5. Языческая религия и славянская мифология

Вот что говорится о взаимоотношении мифологии и религии в книге Т.А.Волошиной

и С.Н.Астапова “Языческая мифология славян” (стр.8): “Мифы тесно связаны с

верованиями. И те, и другие сопряжены с ритуальными действиями и обращаются к

сфере сверхъестественного: духам, Богам, чудесным явлениям. Но главное

отличие мифов от религиозных верований состоит в том, что в мифах (особенно

ранних) сверхъестественные силы играют второстепенную роль: обращение к ним

происходит для объяснения естественных процессов. В религиозных же идеях

сверхъестественное занимает центральное место. Естественные процессы не

только объясняются обращением к сфере сверхъестественного, но и ставятся в

прямую зависимость от сверхъестественных сил. На определенном этапе развития

человечества религиозное сознание становится доминирующим и мифы делаются

частью религиозных систем. Многие мифы славян. как раз таки и были вплетены в

религиозную систему славянского язычества”.

Мифологию традиционно разделяют на высшую и низшую. Под высшей обычно

понимают мифы о Богах и героях, под низшей – мифологические представления о

различных духах природы и других сверхъестественных существах, не имеющих

статуса божественности.

В любой мифологии важное место занимал миф о сотворении мира. У славян он

существовал в нескольких вариантах и дошел до 19 века, измененный под

влиянием христианства.

В книге В.Н.Сидельченко описаны следующие варианты этого мифа: “Поначалу не

было ничего, кроме неба и моря, по которому плыл в лодке Бог. Из морской пены

взялся дьявол и подсел в лодку к Богу. Сам он сотворить землю не мог, поэтому

подговорил на это Бога. И когда Бог согласился, дьявол нырнул на морское дно,

достав оттуда горсть песку. Бог бросил песок на воды, и получилась земля, но

такая маленькая, что они еле-еле помещались на ней вдвоем. Когда Бог заснул,

дьявол хотел столкнуть его в воду, но едва он начал толкать Бога, земля

начала расширяться, пока она не стала такой, как есть. Проснувшись, Бог

рассердился, сбросил дьявола в преисподнюю, а сам отправился жить на небеса.

.Существую и другие мифы о сотворении мира, .где Первотворец Вселенной

заключён первоначально в яйце, а затем выходит из него, порождая стихии и

иных Богов.

.Во многих евроазиатских мифах Бог парит над водами, но для того, чтобы

сотворить мир, должен в той или иной степени прибегать к помощи дьявола,

причем акт творения так утомляет Творца, что он засыпает, а по окончании акта

творения удаляется от земных дел, оставаясь всемогущим, изредка проявляя свой

гнев в виде грома и молнии, но предоставляя иным, низшим по рангу, божествам

заниматься земными делами”.[9]

Еще одним важным мифом является миф о Перуне. Согласно книге Т.А.Волошиной и

С.Н.Астапова, миф о Перуне частично восстанавливается по его следам в

белорусской и некоторых других славянских традициях, где громовержец еще

соединен с самим Перуном (в белорусском языке слово Пярун означает “гром”) и

по многочисленным сказочным и былинным трансформациям.

Перун, первоначально в виде всадника на коне или на колеснице, поражает своим

оружием змеевидного врага (сказочный Змиулан, Змей Горыныч и т.п.),

последовательно прячущегося от него в дереве, в камне, в человеке, в

животных, в воде. При дальнейших трансформациях может измениться имя, но не

облик, Перуна и его противника, но основная сюжетная канва остается

неизменной. После победы Перуна над врагом освобождаются воды, несущие

живительную влагу полям (в архаических и боковых трансформациях мифа

освобождается скот или женщина, похищенная противником Перуна – её имена были

Додола, Марена, Мокошь). Этот миф может быть истолкован как миф о

происхождении грозы.

Другим важным мифом является миф о Свароге.

Сварог в славянской мифологии Бог небесного гня и одновременно подаватель

культурных благ.

Согласно верованиям славян Сварог первым начал ковать железо и научил этому

людей, сбросив им с неба клещи; установил законы моногамной семьи; сделал

первый плуг и научил людей плужному земледелию; построил мощные укрепления-

змиевы валы.

Как видно, славянская мифология была достаточно разработанной, её основные

мотивы можно сравнить с мифами других древних религий. Но в то же время это

была своя, оригинальная мифология.

6. Судьба языческих верований после принятия христианства

Принятие христианства на Руси – важнейший этап в духовной истории восточных

славян, в результате которого прежние языческие верования уступают место

новой религии. И если о самом факте крещения известно многое, то о судьбе

языческих верований обычно не говориться. По этому поводу интересную мысль

высказал Ф.М.Достоевский: “Народ переделать очень трудно. Развитие народа

совершается веками, уничтожение добытого им может быть задачей одних только

веков”.

Далее следует проследить за тем, что же происходило с языческими верованиями

после принятия христианства.

Известно, что некоторые языческие Боги “передали” свои качества христианским

святым. Так, Перун-Громовержец был замещен в народном сознании образом Ильи-

пророка, однако, из самых почитаемых христианских святых другой наследник

Бога-Грозы – святой Георгий, змееборец, чей образ запечатлен на гербе Москвы

(М.Семенова “Мы – славяне!”, стр34-35).

Образ Сварога был замещен сразу двумя святыми Кузьмой и Демьяном, которых

именовали Кузьмодемьяном. В деревенском христианском пантеоне Кузьмодемьяну

отводилось весьма почетное место – не редко сразу после Господа-Бога и

Богородицы. Его иногда величали Богом (Б.А.Рыбаков, стр.738). Культ же Рода и

Рожаниц существовал даже в 15 веке, так как упоминается в русском переводе

“Слова Исайи и Пророка”: “Господь сказал: наследником моей святой горы будут

избранные люди, то есть такие, которые служат Богу и выполняют его повеления,

а не те, которые служат Роду и Рожаницам, бесполезным идолам” (Б.А.Рыбаков,

“Язычество древних славян”, стр.603).

Образ же Богини Мокоши в народном сознании был замещен святой Параскевой,

которая пользовалась особым почетом у христиан еще в начале 20 века.

Культ Скотного Бога – Велеса – сохранился в некоторых местах вплоть до 19

века. Даже тогда отмечались праздники, посвященные ему.

1. Первая неделя января. Ряжение в звериные шкуры, маски тура, образы

заклинания скота.

2. Масленица. Комоедицы (24 марта). Сопровождался одеянием медвежьих

масок и масок тура.

3. Юрьев день (23 апреля). Первый выгон скота. Языческое божество

замещено Святым Георгием.

4. Жатва. Оставление в поле последних колосьев “Волосу на бородку”.

Хранение необмолоченных снопов для обрядного кормления скота в “Велесовые

дни” (2 или 6 января). Изготовление соломенной бороды, помещаемой под

образами. После принятия христианства его “двойником” стал Власий

Севастийский.

В книге “В мире мифов и легенд” (стр.389) приведен перечень языческих

праздников Древней Руси, замещенных христианскими:

25 декабря – Коляда. Зимнее солнцестояние. Далее – Святки. Позже праздник

совмещен с Рождеством Христовым. Языческий смысл: свадьба Даждьбога и Марены.

6 января – День Кощея и Велеса. Позже замещён крещенским Сочельником.

24 февраля – День Велеса. Позже заменен Днём Власия – поворот к весне.

29 февраля – День Кощея, сторожа царства мёртвых. Позже замещён Днём Святого

Касьяна.

1 марта – День Марены. Позже заменён Днём Святой Марианны Праведной. Позже

этот праздник был сдвинут Пасхой и заменён праздником Благовещения.

Содержание его – сожжение масленицы-Марены, золотые яйца, птицы, отпускаемые

на волю.

6 мая - День Даждьбога, встреча Весны. Дата могла быть перенесена на

воскресенье или пятницу. Этот праздник позднее наложился на Юрьев День.

Даждьбог весну начинает, Перун – лето кончает.

22 мая – Ярилин День, Семик. Замещен праздником Николы Весеннего, вешнего,

травного, теплого. Воспоминания о встрече Ярилы и Кощея. Похороны Ярилы.

Средний срок посева яровых – с Ярилы.

15 июня – День Триглава. Замещен Троицей. Когда праздновался в древности –

неизвестно.

7 июля – Купала. Этот праздник был замещен праздником Иоанна Крестителя.

2 августа – Перунов День. Праздник замещен днем Ильи Пророка.

21 августа – День Стрибога. Позже замещен днем Мирона-Ветрогона.

14 сентября – День Волха Змеевича. Замещен днем Симеона Столпника. Начало

охотничьего сезона.

10 ноября – День Мокоши. Замещен днем Параскевы-Пятницы.

21 ноября – День Сварога и Симаргла. Замещен праздником Михаила Архангела.

9 декабря – День Даждьбога и Марены. Замещен Юрием Холодным.

Все даты приведены по новому стилю.

На Рождество, Новый год, Крещение в народе принято гадать. Способов гадания в

народе изобрели великое множество и, хотя церковь строго-настрого запрещает

всякие гадания, обычай гадать в Святки жив до сих пор.

Кроме того, языческие верования сохранились в такой части народной культуры,

как приметы и суеверия, которые оказались на удивление живучими и существуют

по сей день.

Например, такое суеверие, что, говоря что-нибудь о делах, идущих хорошо, надо

постучать по дереву, связано с тем, что язычники призывали на помощь царя

растений, чтобы тот охранял их удачу. А обычай плевать через левое плечо в

христианские времена объясняемый людьми как противодействие бесу-искусителю,

восходит к древним языческим представлениям о том, что правая сторона чего-

либо обозначает правду и божественный порядок, а левая – неправду или его

нарушение. Т.е. делая так язычники якобы восстанавливали порядок, правду,

изгоняли нечисть.

Итак, языческие верования долго оставались в народной памяти, а некоторые из

них продолжают жить до сих пор.

7. Заключение

В заключении я хотел бы сказать, что религия наших предков была оригинальной

и самобытной. Весь русский былинный эпос, сказки, праздники, приметы были

сформированы под влиянием древней религии и мифологии. В ней прослеживаются

параллели с индийской мифологией, что указывает на её древность, а также

параллели с христианством (идея Троицы, посмертного блаженства, единый Бог-

Творец).

Кроме того, некоторые языческие обряды сохранились до сего дня. Так,

свадебный обряд, пир на поминках и приготовление особой еды на некоторые

праздники, обычай праздновать Новый год, гадания, а также различные суеверия

существуют до сих пор.

Эта религия оставила большой след в культуре нашего народа.

К несчастью, сохранившаяся о нем информация зачастую противоречива, у разных

историков есть разные мнения по одним и тем же вопросам, что затрудняет

постижение правды. Вероятно, многие потенциальные источники были утрачены в

ходе войн и смут.

Тема эта нуждается в дальнейшем изучении и осмыслении.

Список использованной литературы

1. В.О.Ключевский “Курс русской истории (соч. в 9 томах)”, Москва, 1987.

2. С. Лесной “Откуда ты, Русь?”, Ростов-на-Дону, 1995.

3. В.О. Ключевский “Исторические портреты”, Москва, 1990.

4. М.Семёнова “Мы - Славяне!”, Cанкт-Петербург, 1997.

5. Б.А.Рыбаков “Язычество древних славян”, Москва, 1997.

6. Т.А.Волошина,C.Н.Астапов “Языческая мифология славян”, Ростов-на-Дону,

1996.

7. В.Н.Сидельченко “В мире легенд и мифов”, Санкт-Петербург, 1998.

8. Фамицын “Божества древних славян”, Санкт-Петербург, 1995.

9. Л.Кожевников “Славянские языческие Боги, духи и нечистая сила”,

Казань, 1994.

10. “Энциклопедия славянской мифологии”, изд. “Астрель”, 1996.

[1] В.О.Ключевский “Курс русской истории (соч. в 9 томах)” М., 1987, стр.273

[2] С. Лесной “Откуда ты, Русь?”, Ростов-на-Дону, 1995, стр.241

[3] В.О. Ключевский “Исторические портреты”, Москва, 1990, стр.51

[4] М.Семёнова “Мы- Славяне!”,C.-Петербург,1997,стр.29

[5] С. Лесной “Откуда ты, Русь?”, Ростов-на-Дону, 1995,стр.242

[6] Б.А.Рыбаков “Язычество древних славян”, Москва, 1997

[7] Т.А.Волошина,C.Н.Астапов “Языческая

мифология славян”,Ростов-на-Дону,1996,стр.224

[8] Т.А.Волошина,C.Н.Астапов “Языческая

мифология славян”,Ростов-на-Дону,1996,стр.225

[9] В.Н.Сидельченко “В мире легенд и мифов”, Санкт-Петербург, 1998, стр.354

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты