Курсовая: Язычество восточных славян и его элементы в православии

Курсовая: Язычество восточных славян и его элементы в православии

Министерство образования

Гимназия 272

10 класс “а”

ИСТОРИЯ РОССИИ

Реферат

ЯЗЫЧЕСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ В ПРАВОСЛАВИИ

Ученик 10 “а” класса

И.В.Кондаков

Руководитель:

учитель истории

Л.А.Крохина

Санкт-Петербург

1999

План

1 Вступление.

2 Историография.

3 Язычество, как первая ступень религиозных верований.

4 Восточнославянская религия и её особенности.

а) Места поклонения.

б) Обряды.

в) Черно-Божие и Бело-Божие.

г) Верховный Бог славян.

д) Представления о загробном мире.

5 Языческая религия и славянская мифология.

6 Судьба языческих верований после принятия Христианства.

7 Заключение.

1.Вступление

Тема моего реферата звучит “Язычество восточных славян и его элементы в

Православии”. Я выбрал эту тему по нескольким причинам.

Во-первых, она недостаточно разработана. Религия пропитывала жизнь наших

предков, она оказала влияние на формирование русского менталитета, и потому

незнание её и непонимание равносильно незнанию и непониманию существенного в

прошлом.

Во-вторых, сведения на эту тему не систематизированы, а те, которые мы имеем,

зачастую противоречивы. В работах историков присутствуют различные мнения по

одному и тому же вопросу.

И наконец, религия наших предков была оригинальной и самобытной. Если в

средней школе уделяется достаточно внимания изучению религии Древней Греции и

Рима, то казалось бы естественным изучать и религию своих предков, но этого

не происходит.

Итак, религия восточных славян нуждается в изучении и осмыслении.

2. Историография

Исследования религии древних славян появляются в работах историков с конца

восемнадцатого века. Девятнадцатый век был веком расцвета русской культуры и

исторической науки. В работах Ключевского и Платонова упоминается религия

древних славян, однако, в их произведениях прослеживается скудность

источников.

Дело в том, что не были исследованы многие летописи и документы на

древнеславянском языке, которые находились в монастырях. Постепенное

нахождение и перевод таких источников обогащало информацию о религии наших

предков.

Но произошла революция. Уничтожались храмы, гибли священнослужители,

опустошались монастыри. В погоне за церковным золотом были разграблены

монастырские книгохранилища. Много документов на древнеславянском языке было

утрачено навсегда. Возможно, мы так никогда и не узнаем того, что знали

средневековые летописцы.

Позднее советская историческая наука не считала религию важным фактором,

влияющим на историю народа, и о ней писали мало. Марксисты писали о язычестве

лишь как о древней, примитивной религии, не отвечавшей новым феодальным

отношениям в обществе, и потому замещённой христианством.

Но и в то время появлялись труды, посвящённые этой теме, например “Язычество

древних славян” Рыбакова Б.А., изданная в Москве в 1997 году, где автор

рассказывает о язычестве на территории России, Украины и Белоруссии и его

происхождении.

Лишь в последнее время из-за деидеологизации истории появляются книги, в

которых авторы серьёзно исследуют религию древних славян. Таковой является,

например, книга “Языческая мифология славян” Волошиной Т.А. и Астапова С.Н.,

изданная в Ростове-на-Дону в 1996 году, в которой рассказывается о

сохранившейся части мифологии славян, книга Марии Семеновой “Мы- славяне!”,

изданная в Санкт-Петербурге в 1997 году, она содержащая данные о религиозных

представлениях, культуре и быте наших предков, а также “Энциклопедия

славянской мифологии” Е.Глушко и Ю.Медведева, которая описывает славянских

Богов и мифологических существ. Другими современными источниками являются

книги “Славянское язычество - Боги, духи и нечистая сила” А.Кожевникова,

изданная в Казани в 1994 году и “Божества древних славян” Фаминцына, изданная

в Санкт-Петербурге в 1995 году.

Интересным источником является также книга Сергея Парамонова (псевдоним –

Лесной), впервые вышедшая в 60-ых годах в Канаде тиражом в 2000 экземпляров,

и впервые изданная в России лишь в 1995 году в Ростове-на-Дону. В этой книге

повествуется о летописи, найденной в 1919 году в одном из разграбленных

имений полковником армии Деникина Изенбеком. Она представляла собой дощечки,

испещрённые неизвестными письменами. Будучи в мирное время художником и

участником археологических раскопок, Изенбек заинтересовался ими.

После долгих мытарств Изенбек поселился в Брюсселе, где в 1925 году

познакомился с Миролюбовым Ю.П., который во время случайного разговора

услышал о существовании дощечек и заинтересовался ими, вскоре стал понимать

неизвестный алфавит и занялся дешифровкой. У него сохранились копии текста.

Сам же Изенбек умер во время оккупации Брюсселя в 1941 году, и дощечки были

утеряны, скорее всего, навсегда.

Летопись, содержавшаяся на дощечках, была написана в разное время языческими

авторами. Она описывает события примерно от 650 года до Н.Э. до последней

четверти девятого века. Она упоминает Рюрика и главным образом Аскольда, но

ни слова не говорит об Олеге. Этим самым время её написания установить

сравнительно очень точно. Авторы, будучи язычниками, в частности, описывали

своих богов и поклонение им.

В своей книге Лесной дает комментарии к тексту летописи, в том числе у него

есть и глава, посвящённая религии.

3. Язычество, как первая ступень религиозных верований

Для того, чтобы рассмотреть язычество славян, требуется уяснить, что такое

язычество вообще.

Язычество, это термин, возникший в церковной среде и первоначально означавший

всё дохристианское и нехристианское; им покрывалась ведическая

гимнография Индии, и литературно обработанная мифология Древней Греции, и

годовой цикл славянских или кельтских аграрных обрядов, и шаманство сибирских

охотников.

Своя, оригинальная религия каждого народа - это часть огромного

общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих

из глубины тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий.

В то же время таковая отражает нравственные, умственные и духовные качества

данного народа.

В “Большой советской энциклопедии” (Москва, 1983г.) дано следующее

определению язычеству : ” Традиционное обозначение нетеистических религий по

их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляется термин

“Политеизм” (“Многобожие”)”.

Религия славян имела ряд особенностей, о которых мы будем говорить в

следующей главе.

4. Славянская религия и её особенности

По сравнению с другими древними религиями, у религии наших предков были

некоторые отличительные черты, такие как отсутствие храмов, вера в верховного

Бога, особая вера в загробный мир, возможное отсутствие человеческих

жертвоприношений и чернобожия, а также некоторые другие. В этой главе я

займусь их освещением.

Отсутствие храмов.

В большинстве религий уделяется большое внимание местам поклонения Богам.

Храмы присутствуют у современных мировых религий, были таковые и у древних. В

Египте и Двуречье, в доколумбовой Америке и в Индии присутствовали храмы.

Посмотрим, что же написано о восточнославянских местах религиозного

поклонения в разных источниках.

В книге Сергея Лесного (стр.249) написано, что у восточных славян не было

храмов, потому что они считали, что их Боги услышат их в любом месте. По его

мнению, не было у них даже идолов, и что таковые, которых приписывают нашим

предкам, принадлежали народам, жившим рядом с ними.

В свою очередь, Б.А.Рыбаков считал, что идолов они имели, более того, он

приводил рисунки и фотографии таковых (как, например, Збручинский идол

Святовита-Рода (IX век н. э.)). Рядом с ними находились места для

жертвоприношений.

Коснувшись темы жертвоприношений, следует перейти к следующему вопросу:

обрядам древневосточных славян.

В “Курсе русской истории” Ключевского так описываются места поклонения и жрецы:

”Общественное богослужение ещё не установилось, и даже в последние времена

язычества видим лишь слабые его зачатки. Незаметно ни храмов, ни жреческого

класса; но были отдельные волхвы, кудесники, к которым обращались за гаданиями

и которые имели большое влияние на народ. На открытых местах, преимущественно

на холмах, ставились изображения Богов, перед которыми совершались некоторые

обряды и приносились требы,(жертвы), иногда даже человеческие. Так, в

Киеве на холме стоял идол Перуна, перед которым в 945 году Игорь приносил

клятву в соблюдении заключённого с греками договора.Владимир, утвердившись в

980 году, поставил здесь на холме идол Перуна с серебряной головой и золотыми

усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога и других Богов, которым князь и народ

приносили жертвы”.[1]

Об этом факте следует упомянуть отдельно. По поводу человеческих

жертвоприношений в другом источнике, книге “Языческая мифология славян”

(авторы Волошина Т.А. и Астапов С.Н.; Ростов-на-Дону, 1996, стр.72) приведена

цитата из Карамзина, в которой он использовал записи летописи 980 года:

“Владимир изъявил отменное усердие к Богам языческим: соорудил новый истукан

Перуна с серебряной головой, и поставил его близ темного двора, на священном

холме, вместе с другими кумирами. Там, говорит летописец, стекался народ

ослепленный и земля осквернилась кровию жертв.”

Что же мог иметь в виду летописец в 980 году, написав о том, что “земля

осквернилась кровию жертв”? Быть может, человеческие жертвоприношения были

для восточных славян новшеством, введенным Владимиром?

По крайней мере, этой точки зрения придерживается Лесной С.: “Наткнувшись на

свидетельство “Влесовой книги”, что человеческие жертвы у древних руссов не

совершались, что это ложь (“лужева ренщ”), что подобные жертвоприношения

существуют у западных славян, - мы обратились к летописям. К нашему изумлению,

оказалось, что “Влесова книга” права: нет ни малейших данных, что до Владимира

на Руси были кумиры, человеческие жертвоприношения и т.д. Это были новшества,

завезенные на Русь Владимиром от западных славян в угоду дружине (оттуда), на

которую он опирался. Просуществовало это не более 10 лет и поэтому никак не

может быть приписано нашим предкам”[2].

Такой вывод автор делает, исходя из того, что написано в 24-ой дощечке

“Влесовой книги” (стр.248): “Боги Руси не берут жертвы людской или животной.

Единая жертва – плоды, овощи, цветы, зерно, молоко, “суру” - питьё, в травах

квашенное, и мед; никогда живую птицу или рыбу; это варяги и аланы дают Богам

жертву иную, страшную, человеческую; этого мы не может делать, так как мы

внуки Даждь-Бога и не имеем следовать по чужим стопам.” Далее Лесной говорит

о том, что в русских былинах, сказках, пословицах, нет ни малейших отзвуков о

существовании у восточных славян человеческих жертв, что они знали о

существовании их у других народов, но этот обычай отталкивал их и был

запрещен их религией. Автор “Влесовой книги” писал, что греки лгут, говоря о

присутствии у них подобных обрядов. Но поскольку не существует возможности

проверить правдивость греческих авторов, ограничимся лишь тем, что такова

была точка зрения Лесного.

Далее обратимся к Волошиной Т.А. и Астапову С.Н. На стр.75 их книги

“Языческая мифология славян” ими приводится отрывок из записей византийского

императора Константина Багрянородного, который совершил путешествие по

Днепру: “После того, как пройдено это место, они достигают острова,

называемого Святой Григорий. На этом острове они совершают свои

жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых

петухов, укрепляют они и стрелы вокруг дуба, и другие – кусочки хлеба, мяса и

что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они жребий о петухах: или

зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми”. Здесь то, что видел

Константин Багрянородный совпадает с тем, что писал летописец во “Влесовой

книге”. Он тоже писал, что животных предварительно убивают, кроме того, здесь

у него нет упоминанию о ритуальном убийстве человека.

Но, вероятно, это могло происходить в других случаях. Например, сохранились

упоминания о том, что в могилу со знатным человеком, шли его слуги, а также

молодая девушка в качестве жены.

На этот счёт можно привести пример из книги Ключевского “Исторические

портреты”. Здесь он приводит отрывок из летописи, где описывается, как уже в

христианские времена, во время голода волхвы ходили по деревням, искали

людей, которые якобы в нём виноваты, и убивали их. Когда же христианин

возмутился их зверствам и спросил, кому же они поклонялись, они ответили, что

их Боги живут в бездне, он же сказал,что там живут лишь бесы.

Рассказывая о сближении русских и финских племен и говоря об их религиозном

взаимодействии, он пишет: “Боги обоих племен поделились между собой полюбовно:

русские сели повыше на небе, финские – пониже в бездне. Финские боги бездны

возведены были <позднее> в христианское звание бесов и под покровом этого

звания получили место в русско-христианском культе, обрусели, потеряли в глазах

Руси свой иноплеменный характер: с ними произошло то же самое, что и с финнами,

охваченными Русью. Вот почему русский летописец ., говоря о волхвах, о поверьях

или обычаях, очевидно финских, не делает и намека на то, что речь идет о чужом

племени. язычество, поганство, русская или финская, для него одно и то же.”

[3]

Таким образом, Ключевский считал, что славянам было несвойственно чернобожие,

что они поклонялись исключительно Светлым Богам, а волхвы были финами.

Здесь мы подошли к ещё одному вопросу- о чернобожии и белобожии. Что же

такое чернобожие и белобожие? В “Энциклопедии славянской мифологии” даны

определения словам “Белобог” и “Чернобог”.

“Белобог – воплощение света, добра, бог удачи, счастья, блага. Святилища его

<у западных славян> были на холме, открытом солнцу. Поныне существуют

остров Белобог, гора Белобог, урочище “Белые Боги”. Жертвы Белобогу приносились

весельем, играми и радостным пированием”.

“Чернобог – ужасное божество древних славян, олицетворение всех злоключений и

бед. Чернобога изображали закованным в крепкую броню, да и сам истукан его

был железным. Имея лицо, исполненное яростью, он держал в руке копье, готовое

к нанесению всяких зол. Сие страшное божество услаждалось кровопролитием и

неистовством, а потому, хоть мог он отводить войны и всяческие бедствия,

молились ему, не испытывая никакой благодарности и любви, а только страх”.

Здесь можно провести параллель с Сергеем Лесным, который в своей книге

“Откуда ты, Русь?” (стр.245) приводит цитату из “Влесовой книги”: “А ни Мара,

ни Морока не смеем славити, те ведь суть дивы (демоны), наше несчастье. Наш

Дидо (Бог) есть и был Сварог”. И Мара, и Морока автор “Влесовой книги”

называет “нашим несчастьем”, так как они только тем и занимаются, что

приносят людям зло. Чернобожие, вероятно, было остатком более древней

религии, смененной на веру в Светлых Богов”.

Далее рассмотрим тему верховного Бога славян.

И здесь прежде всего обратимся к пантеону славянских Богов. Согласно

различным источникам, в него входили: Сварог, Стрибог, Вышень, Леля,

Летеница, Радогощ, Крышень, Коляда, Уздец, Сивый Яр, Даждьбог, Белояр, Ладо,

Купала, Синич, Житич, Венич, Зернич, Овсенич, Просич, Студич, Ледич, Лютич (с

Белояра до Лютича – имена Богов соответствуют названию месяцев, и Богам,

приходящим в эти месяцы и покровительствующим явлениям природы), Птичич,

Зверинич, Милич, Дождич, Плодич, Ягодич, Пчёлич, Иристич, Клёнич, Озёрнич,

Ветрич, Соломич, Грибич, Лович, Беседич, Снежич, Странич, Свендич, Радич,

Светич, Корович, Красич, Травич, Стеблич, Родич, Масленич, Живич, Ведич,

Листвич, Цветич, Водич, Звёздич, Громич, Семич, Липич, Рыбич, Березич,

Зеленич, Горич, Стадич, Спасич, Листвеврич, Мыслич, Гостич, Ратич, Стриничь,

Чурич-Родич, Семаргл-Огнебог (или Огонь Сварожич), Триглав, Род, Рожаницы

(Лада и Леля), темные Боги Мар и Морок, а также Мокошь.

Из-за того, что у наших предков было очень большое количество Богов, многие

из которых имели достаточно узкую “специализацию”, то следует описать функции

лишь главных из них.

Свидетельство о существовании таковых можно найти у разных авторов.

Гипотезу о том, что славяне верили в Бога-Творца Вселенной, главного над

другими Богами, можно найти и у Б.А. Рыбакова в книге “Язычество древних

славян”. Здесь он приводит ряд убедительных доказательств того, что славяне

почитали Бога, равного по статусу библейскому Богу-Творцу (он приводит цитаты

из русских переводов Библии и трудов средневекового русского духовенства, в

которых поклонение Богу-Отцу противопоставляется поклонению Роду).

Другим весьма почитаемым Богом был Сварог. “У славян он был Богом неба, отцом

всего сущего. Это имя восходит к незапамятно к древнему слову, означающему

“небо”, а также “нечто сияющее, блестящее”. Ученые отмечают, что другое имя

неба было Стрибог – в переводе на современный язык – “Отец Бог”. Недаром дядю

на Руси называли “старым”. Легенда рассказывает, что некогда Сварог подарил

людям железные клещи, научил выплавлять медь и железо, а прежде, по мысли

славян, - и это вполне созвучно с современными представлениями – на Земле царил

каменный век, люди пользовались палицами и камнями. К тому же Сварог установил

самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты