Курсовая: Воспитание в древней Греции

семилетнего возраста и т.д.). Жизнь гражданина всецело была подчинена

интересам государства.

С семилетнего возраста дети жили отдельно от родителей в специальных

лагерях с под пристальным взглядом суровых наставников. Основным предметом

если можно так сказать в спартанских школах была Физическая культура и

различные способы выживания и боевых единоборств. Математика и

гуманитарные науки также преподавались, но они не были "профилирующими"

предметами. Так что по сравнению с жителями Афин молодые спартанцы выглядели

простыми "солдафонами".

В рамках института воспитания в Спарте приобретает существенно социальный

характер. Оно включается в обязательный, регламентированный тип поведения,

отмеченный “сдержанностью”, которую молодой человек должен проявлять во всем:

в поведении, в походке, в разговоре, в присутствии женщин или старших, на

народном собрании (агора); помимо этого он должен быть сдержан в

удовольствиях и питье. Ксенофонт сравнивает молодого спартанца со статуей

девственницы. Достоинство поведения имеет институциональное значение; оно

выявляет нравственную и психологическую установку, которая налагается как

обязательная: будущий гражданин должен быть приучен владеть своими страстями,

эмоциями и инстинктами. Таким образом, воспитание подчиняет отношения каждого

человека с другими людьми общей модели, отвечающей образу “политического

человека”, созданного полисом. По своей сдержанности поведение гражданина

одинаково далеко отстоит как от свойственной обывателю развязности, шутовской

пошлости, так и от снисходительности, высокомерной спеси аристократов. Новый

стиль человеческих отношений подчинен тем самым нормам контроля, равновесия,

умеренности, которые выражены в принципах: “познаний самого себя”, “ничего

слишком”, ”умеренность превыше всего”. Роль мудрецов состоит в том, чтобы в

своих афоризмах или поэмах выявлять и словесно выражать ценности, оставшиеся

в большей или меньшей степени невыраженными в поведении и общественной жизни

граждан. Включив нравственную проблематику в политический контекст, мудрецы

связали ее с развитием общественной жизни. Своей законодательной

деятельностью они стремились положить конец гражданским распрям. Кроме того,

в исторических условиях социальных конфликтов и столкновений различных

общественных групп они выработали соответствующую этику и определили

обстоятельства, позволяющие установить порядок в полисе.

Принцип последовательного коллективизма и подавления индивидуальных начал

распространялся и на отношения собственности: спартиаты получали лишь в

пользование участки земли вместе с прикрепленными к ним илотами; они не могли

продать ни землю, ни илотов. Проявлением этой же тенденции к ограничению

частной собственности был обычай пользоваться чужим имуществом (пищевыми

припасами, собаками, лошадьми, илотами).

Широкое использование в общественной практике террора и насилия (по отношению

к илотам наиболее ярко это проявлялось во время периодически проводившихся

криптий, когда уничтожались наиболее сильные и потому потенциально опасные

рабы, а по отношению к гражданам - в самой системе воспитания, основанной на

"кулачном праве" и жестоких телесных наказаниях).

Закрытость, искусственная замкнутость спартанского общества, стремление к

экономической и культурной автаркии (запрет гражданам селиться вне

государства, ограничение контактов с иностранцами, использование

"неконвертируемых" железных денег, неразвитость ремесла и торговли,

отторжение чужеземных влияний и т.д.).

Милитаризация всей жизни спартиатов (фактически они постоянно находились в

положении воинов, живущих в военном лагере) и агрессивная,

"империалистическая" внешняя политика Спарты (подчинение Мессении, создание

Пелопоннесского союза, конфликт с Афинской архэ и установление гегемонии в

Греции после победы в Пелопоннесской войне).

Спарта, несмотря на всю свою специфику, обладала важнейшими атрибутами

полиса, сближавшими ее с Афинами и другими греческими городами-государствами

(античная форма собственности, категория гражданства, выборность должностных

лиц, отсутствие деспотии, особая система идейных и культурных ценностей

гражданской общины и т.д.).

Некоторая "замороженность" спартанских общественных институтов объясняется,

очевидно, не воплощением в жизнь тоталитарных замыслов Ликурга, а вынужденной

попыткой консервации архаических общинных институтов, дававших выработанные

предшествующими поколениями надежные способы поддержания высокой степени

сплоченности и боеспособности коллектива. Завоеванием Мессении спартанцы сами

поставили себя в условия, когда именно эти качества стали главным залогом

выживания общины перед лицом постоянной угрозы со стороны соседей и живущих

на завоеванных землях многочисленных илотов.

Всякий полис, как известно, был основан на сочетании коллективистских

(общинных) и индивидуалистских начал. Но если в Афинах со временем резко

выросла роль частной инициативы, процветавшей в условиях открытости,

демократизации политического строя, расцвета культуры, бурного развития

мореплавания, ремесел и торговли, то в Спарте маятник качнулся в

противоположную сторону - в сторону закрытости, натурализации хозяйства,

милитаризации и "коллективизации" всех сторон жизни. Афины и Спарта, таким

образом, представляют собой лишь как бы две крайние точки в движении одного и

того же "полисного" маятника.

По всей видимости, в Спарте решающую роль в становлении нового мышления

сыграл военный фактор. В VII в. до н.э. Спарта еще не была тем государством,

своеобразие которого в дальнейшем вызовет у других греков удивление,

смешанное с восторгом. Она еще находилась во власти общих тенденций развития

цивилизации, закрепляющих за аристократией право на роскошь и более

утонченную жизнь, и поиски прибыльных предприятий. Между VII и VI в. до н.э.

произошел слом сложившейся системы. Спарта замкнулась от внешних вхождений,

закостенела в военном режиме. Она не только отвергла выставление напоказ

богатства, но прекратила всякий обмен с заграницей в области торговли и

ремесельной деятельности; она запретила употребление драгоценных металлов,

золотых и серебряных монет. Оставшись в стороне от великих интеллектуальных

преобразований, ныне она пренебрегает тем, чем славилась раньше, —

письменностью и искусством. Иначе говоря, как представляется, философия и

греческая мысль ничем ей не обязаны.

. Общественные и политические преобразования, которые в Спарте имели своим

следствием создание новой военной техники и которые привели к образованию

полиса гоплитов, в институциональном плане реализовали ту потребность в

уравновешенном и упорядоченном с помощью закона человеческом мире, которую

мудрецы в тот период сформулировали в чисто концептуальном плане. И возникла

эта потребность в полисах, раздираемых внутренними мятежами и конфликтами.

Для Спарты, которая упорно придерживалась архаических институтов, имело смысл

сохранить возрастные классы, воинские инициации, практику криптий. Следует

подчеркнуть также и другие особенности, в которых Спарта опережала свое

время: реформы, упразднившие прежнюю противоположность между лаосом и демосом

и учредившие корпус воинов-граждан. Последние наделялись участками земли в

точности равными участкам остальных граждан. К этой первой форме “равного

распределения” (возможно, к этому времени был произведен новый раздел

земель) следует добавить общинный аспект социальной жизни, предписывающий

всем один и тот же суровый режим, который из ненависти к роскоши

регламентирует все, вплоть до единого стиля постройки частных домов и

совместных трапез , для чего каждый вносит ежемесячно свою установленную долю

ячменя, вина, сыра и маслин. И, наконец, следует отметить, что

государственный строй Спарты с ее двоецарствием, апеллой, эфорами и герусией

осуществлял “равновесие” между социальными элементами, выполняющими

различные, порой противоположные функции, обладающими разными свойствами и

имеющими свои достоинства. На этом взаимном равновесии основано единство

государства, каждый элемент которого удерживается другими в границах, за

которые он не должен выходить. Так, Плутарх приписывает герусии роль

противовеса, поддерживающего постоянное равновесие между народным собранием —

апеллой — и царской властью, становясь в зависимости от обстоятельств то на

сторону царя (для подавления демократии), то на сторону народа (для

ограничения единовластия). Институт эфоров представляет в общественном

организме Спарты военный элемент, “младший” (junior) и состоящий из народа, в

отличие от аристократической герусии, наделенной, как и положено “старшим”,

сдержанностью и мудростью, которые должны уравновешивать воинскую доблесть и

силу молодежи .

Спартанское государство больше не образует, как в микенских царствах,

пирамиду, вершиной которой является царь. Все, кто, пройдя школу военной

муштры и претерпев целый ряд связанных с ней испытаний и инициаций, стали

обладателями земельного надела и участниками совместных трапез, занимают один

общественный уровень, типичный для города-государства. Общественный порядок

не зависит более от государя, не связан с всевластием исключительной личности

и ее административной деятельностью. Скорее наоборот, этот порядок

регламентирует власть отдельных лиц, индивидов, кладет предел их воле и

стремлениям. Когда речь идет о власти, порядок ставится во главу угла:

принадлежит исключительному закону. Любой человек или группа людей,

стремящиеся утвердить за собой монополию на закон, тем самым ставят под

угрозу равновесие других сил, согласие социального организма, а тем самым и

само существование города-государства.

Приоритет закона и порядка в новой Спарте объясняется исключительно ее

ориентацией на ведение войн, так же как переустройство государства

определяется прежде всего военными нуждами. Граждане-воины больше упражнялись

в искусстве военного боя, чем в искусстве спора на агоре. В результате в

Спарте, в отличие от других полисов, слово так и не стало политическим

орудием, не вылилось в форму дискуссии, доказательства и опровержения.

Орудием закона лакедемоняне провозгласили не силу убеждения , а силу страха,

перед которым послушно склоняются головы всех граждан. Они похваляются тем,

что в речах ценят только краткость, а изощренности дебатов предпочитают

меткие высказывания, имеющие нравоучительный характер. Слову, воспринимаемому

как пророческий закон, они подчиняются беспрекословно. Спартанцы намеренно

избегают писанных законов и не желают заниматься их обсуждением. И тем не

менее, несмотря на весь свой передовой строй, честь создания новой концепции

полиса как гармонического строя вещей, т.е. как космоса, Спарта уступила

другим, и отнюдь не лакедемоняне выразили и воплотили во всей полноте

моральные и политические ценности, связанные с понятием “полис”.

Дух постоянного развития и совершенствования составлял основу жизни афинян;

характерной чертой спартанцев, напротив, служил консерватизм. Они вечно чего-

то опасались, жили в постоянной тревоге и беспокойстве за свой существующий

строй. Их политика была стеснительная и недоверчивая. Как личная, так и

общественная жизнь в Афинах были гораздо шире, многообpазнее и

непpинужденнее, нежели в Спаpте. Интеpесы афинян не были такими узкими и

огpаниченными, а патpиотизм — таким исключительным, какими они были у

спаpтанцев. Отличительной чеpтой аттичекой жизни было то, что выдающиеся

люди, как бы сеpьезно они не относились к своему делу, никогда не замыкались

в узких его пpеделах. Они действовали, стоя в центpе духовной жизни своего

наpода, и это мешало установиться пагубному pазладу между сфеpой гpажданской

жизни и сфеpой науки и искусства. Госудаpственные люди того вpемени являются

философами и поэтами, и, наобоpот, очень часто можно видеть поэта и философа

в pоли полководца или миpного госудаpственного деятеля. Hичего подобного не

было у спаpтанцев. ”Афиняне были pождены для того, чтобы не иметь покоя самим

и не давать его дpугим” (Фукидид). Афинянин делился со всеми своей отзывчивой

душой, он пpиходил в гавань, pасспpашивал пpибывших, делился с ними своими

впечатлениями и делался человечнее от сближения и общения с людьми. Спаpтанец

чувствовал себя человеком только на войне. Фукидид в одной из pечей так

хаpактеpизует pазницу между афинянином и спаpтанцем: ”Афиняне любят новизну и

отличаются быстpотою в замыслах и в осуществлении пpинятых pешений, вы же,

напpотив, озабочены тем, как бы сохpанить существующее, не пpидумываете

ничего нового и не исполняете на делах даже необходимого. Далее, афиняне

отваживаются на то, что пpевышает их силы, pискуют до безpассудства, но

надежда не покидает их даже в опасностях, тогда как вы делаете меньше, чем

сколько позволяют ваши силы, не довеpяете несомненным pасчетам и полагаете,

что никогда не избавитесь от опасностей. Они pешительны, вы медленны; они

ходят в чужие земли, вы сидите дома; удалением от pодины они pассчитывают

пpиобpести себе что-либо, вы же опасаетесь, как бы походом не нанести ущеpба

тому, чем вы владеете”. Так охаpактеpизовал Фукидид двух антиподов гpеческого

миpа, пpедставителей двух pазличных культуp, и если сюда пpибавить отношение

афинян и спаpтанцев к искусству, то хаpактеpистика их будет довольно полная.

Весьма интересно то, что сложившаяся разница между двумя полисами прекрасно

осознавалась уже современниками. Для иллюстрации мы позволим себе процитировать

отрывок из приведенной у Фукидида речи коринфского посла, побуждавшего

спартанцев начать военные действия против афинян: "Вы, по-видимому, вовсе не

приняли в расчет, что представляют собой те афиняне, с которыми предстоит вам

борьба, до какой степени они во всем отличаются от вас. Афиняне любят всякие

новшества, отличаются быстротой в замыслах и в осуществлении раз принятых

решений; вы же, напротив, стремитесь к тому, как бы сохранить существующее, не

признаете ничего нового... Афиняне решительны - вы медлительны; они ходят в

чужие земли - вы приросли к своему месту; удаляясь от родины, они рассчитывают

приобрести себе что-либо, вы же опасаетесь, как бы, выйдя из пределов своей

страны, не нанести ущерба тому, чем вы владеете"

4

Здесь, на наш взгляд, подмечена общая разница между полисами, которые были

расположены на побережье и вдали от моря: многие античные утописты приходили

к выводу, что вся порча нравов происходит из-за мореплавания и связанных с

ним оживленной торговли, контактов с иноземцами и внешней экспансии /

Еще одна цитата из Фукидида - знаменитая речь Перикла, в которой он восхвалял

демократический строй Афин,- показывает, что некоторые афиняне прекрасно

осознавали отличие их полиса от спартанского: "Мы живем свободной политической

жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях

повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает что-либо в свое

удовольствие.... Свободные от всякого принуждения в частной жизни, мы в

общественных отношениях не нарушаем законов... и повинуемся лицам, облеченным

властью в данное время.... Государство наше мы предоставляем для всех, не

высылаем иноземцев, никому не препятствуем ни учиться у нас, ни осматривать наш

город...."5. Обе приведенные цитаты,

впрочем, носят резко полемический характер, поскольку относятся к периоду

ожесточенной конфронтации двух полисов. Но были и такие исторические эпизоды,

когда они совместно выступали против общего врага - персидских "варваров",

пытавшихся перенести свою деспотию и свое "азиатское рабство" в свободную

Элладу. В таких случаях Спарта и Афины на какое-то время "закрывали глаза" на

существовавшую между ними разницу.

3.Древнегреческий театр и изобразительное искусство , их роль в

воспитании граждан.

Происхождение древнегреческой драмы и театра. Появлению драмы в Греции

предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее

место занимали сначала эпос, а затем лирика.Все мы знаем богатый героический

эпос-поэмы «Иллиада» и «Одиссея»,дидактический (поучительный) эпос-поэмы

Гесиода (VII в. до н.э.);это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.

Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми,которые

посвящались богам-покровителям земледелия:Деметре,ее дочери

Коре,Дионису.Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например,в

городе Элевсине во время мистерий (таинств,на которых присутствовали лишь

посвященные) устраивались игры,во время которых изображалось бракосочетание

Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери

и возвращение Коры на землю.

Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы;позднее он стал

богом виноделия,а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили

растения,особенно виноградная лоза.Его час-то изображали в виде быка или

козла.

На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные,но и

веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые,составлявшие

свиту Диониса.Участники праздничного шествия мазали лицо винной

гущей,надевали маски и козлиные шкуры. Из обрядовых игр и песен в честь

Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия,комедия и

сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из

сатиров).Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия-

карнавально-сатирическую.Сатировская драма представлялась средним жанром.

Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на

праздниках в честь Диониса:сатировскую драму ставили как заключение к

представлению трагедий.

Трагедия,по свидетельсьву Аристотеля,брала начало от запевал дифирамба,

комедия- от запевал фаллических песен,т.е. песен,в которых прославлялись

плодоносящие силы природы.К диалогу,который вели эти запевалы с хором,

примешивались элементы актерской игры,и миф как бы оживал перед участниками

праздника.

Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и

комедия.Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос-«козел» и

одэ-«песнь», т.е. «песнь козлов».Этоназвание вновь ведет нас к сатирам-

спутникам Диониса,козлоногимсуществам,прославлявшим подвиги и страдания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты