года, и это были чаще всего церковные здания. Дома определённой конструкции
строились из определённых материалов. Небольшие, углублённые в грунт землянки
напоминали куполообразные возвышения, сложенные из земли и дёрна. Жилища
высшей знати выделялись своими размерами, формой и мастерством постройки.
Дома часто украшались великолепной резьбой и покрывались яркой краской.
Наиболее полное представление об этом можно получить благодаря сохранившимся
остаткам древних церквей, в особенности церкви Урнес в Западной Норвегии,
церкви Хемсё на Готланде и Хёрнинг в Северо-восточной Ютландии. Не отставали
от них, по всей видимости, и мирские дома. Дом внутри обычно состоял из
нескольких помещений, в которых царила полутьма, поскольку слуховые окна были
малы, их было немного, и они почти не пропускали света. Немного света давали
и отверстия в крыше, через которые выходил дым от очагов и печей. Огонь очага
также освещал внутренность дома. Если света требовалось больше, например, при
выполнении какой-нибудь ручной работы, то, вероятно, зажигались масляные
лампы. Кроме того, в ходу были восковые свечи, которые стоили дорого, а также
более дешёвые сальные свечи. Очаг обычно находился в центре общей жилой
комнаты. Он располагался на чуть приподнятой над полом четырёхугольной
площадке и служил, главным образом, для приготовления пищи и обогрева
помещения. В некоторых домах, помимо открытого очага, у стены находилась
небольшая, округлой формы печь, служившая для тех же целей. Иногда она
заменяла очаг. Дым от очага и от печи, прежде чем выйти наружу через
отверстие в крыше, распространялся по жилью, и в зимние периоды, когда люди
большую часть времени находились внутри дома, они постоянно страдали от
лёгкого отравления. Пол был земляной, хорошо утрамбованный и, вероятно,
покрытый соломой. Вдоль стен шли выступающие земляные возвышения, обложенные
деревом. В небольших домах ширина их не превышала ширины обычной скамьи, а в
больших богатых домах могла доходить до полутора метров. На этих возвышениях
обитатели обычно проводили большую часть времени, а пол использовался лишь
для прохода по нему. Такие возвышения уберегали от холода и сквозняков. Это
стало очевидно после экспериментальных попыток пожить в реконструированных
жилищах эпохи викингов. Стены некоторых домов были покрыты деревянными
плахами с резьбой. Они описаны в скальдическом стихе «Хюсдрапа», созданном в
Исландии в конце 900-х годов. Возможно, эти плахи выглядели как те, что были
найдены в Исландии, в Флататунга, и, скорее всего, находились в церкви.
Основное убранство дома состояло из тканей и шкур (настенные ковры,
покрывала, подушки), а также ларцов и сундуков с висячими замками. Они были
единственной меблировкой дома в те времена, и в них хранились вещи. Спальные
места находились на возвышениях у стен, где на ночь расстилали постель. В
доме часто имелся ткацкий станок, а на полках расставлялась домашняя утварь.
Имелись ещё и низкие лавки, для сидения. Представления о том, какие вещи
можно было увидеть в усадьбе короля, нам дают археологические исследования
могилы знатной женщины в Усебергском кургане в Южной Норвегии, относящейся к
834 году. Большая часть вещей здесь – из дерева. Они украшены резьбой, а
некоторые из них снабжены рисунками или отделаны металлом. Здесь же найдены
ткани и металлические изделия. Это вещи внутреннего убранства дома, посуда
для приготовления пищи, приспособления для ручной работы, выполняемой знатной
женщиной, а также средства передвижения: корабль, повозки, сани. Имеются
здесь и орудия труда, необходимые в усадьбе. Найдено множество сундуков, не
менее пяти кроватей (складных), перины (набитые пухом и пером), стул, высокие
масляные лампы, ткани, котлы, сковороды, вёдра, бочки, корыта, ковши, ножи и
многое другое, не считая съестных припасов. [№14,с. 41-42].
Во время празднеств пирующие сидели за столом. Пир у скандинавов протекал
буйно и необузданно. Зала длиной 18-19 метров, у продольных стен на
возвышениях были расставлены скамьи, а в центре одной из стен имелось сидение
для короля или его представителя. Места распределялись согласно рангу и
знатности. На скамьях лежали подушки, а на стенах висели ковры с
изображениями сцен из жизни богов и героев. Перед скамьями стояли длинные,
богато уставленные яствами столы, а слуги вносили всё новые и новые блюда из
соседних помещений. Посреди зала пылал огонь в очаге, и к тому же зал
освещался со всех сторон масляными лампами, восковыми свечами или факелами.
Люди были одеты в праздничную одежду и увешаны драгоценностями. Подавались
алкогольные напитки, пиво, мёд, вино, а также разнообразные мясные блюда.
Мясо могло подаваться варёное, жареное, вяленое, солёное, печёное или
сквашенное. Подавались также рыба, хлеб, каша, молочные блюда, овощи, фрукты,
ягоды и орехи. Блюда сдабривались солью и пряностями. Например, в Усебергском
захоронении были обнаружены тмин, перец и горчица. Скальды, во время пира
произносили стихи, за столом рассказывались истории, возможно, музыканты
играли на лире или флейте. Пир был средоточием многих важных событий. На нём
заключались договоры, завязывались дружеские отношения, вспыхивала вражда,
планировались будущие брачные союзы.
Повседневная жизнь семьи норманнов изо дня в день, из года в год являлась
непрерывной борьбой ради поддержания жизни: для того, чтобы у каждого была
крыша над головой; всем было тепло и было, чего поесть. В течение долгого
времени было легко добыть пищу, но много времени тратилось на то, чтобы ее
приготовить, и еще нужно было заранее позаботится о длительной зиме: собрать,
насушить и складировать пищу.
Наиболее важной из выращиваемых зерновых культур являлось зерно. Ячмень,
пшеница, рожь и гречиха тоже были среди выращиваемых растений. Зерновые эпохи
викингов выглядели несколько иначе, чем сейчас - в них было больше стебля и
меньше самих зерен. Зерно в те времена росло так же хорошо, как и сейчас, и,
соответственно, стало той пищей, которую легко вдоволь запасти на зиму.
Нетрудно видеть - легко показать, что Викинги пихали зерно/муку в большинство
блюд: в кашу, суп и к мясу и, что покажется Вам наиболее странным, в хлеб.
Местами выращивали и овощи. Некоторые выращивали зеленый горошек, конские
бобы, чеснок, дягиль, хмель, пастернак и морковь. Яйца, молоко, мясо и жир
для каждодневного приготовления пищи получали от птиц и крупного рогатого
скота, тех же, что разводят сейчас. Мясо домашних животных не входило тогда в
каждодневный рацион, поэтому рыба, яйца домашней птицы и дичи
приветствовались в качестве дополнения к каше.
В эпоху Викингов большая часть страны была покрыта дубравами, ельниками и
буковыми зарослями. Поэтому женщины викингов собирали семена, ягоды с
кустарников, лесные орехи, грибы и даже желуди. Мужчины же в свободное время
охотились, устраивали поединки, играли в настольные игры, вели беседы. Также
женщины занимались рукоделием или какой-нибудь другой ручной работой. В
определённом отношении женщины пользовались статусом, совершенно немыслимым в
большинстве стран мира. Арабы, посещавшие поселения викингов в 10 веке, с
изумлением отмечали ту степень свободы, которой женщины пользовались в
семейной жизни. По закону, женщины могли владеть землёй и часто в одиночку
обрабатывали её, когда их мужья отплывали за море – торговать или воевать.
1.4.Торговля и города. Торговля с зарубежными странами – от Восточной
Европы до Азии – началась ещё задолго до эпохи викингов. Примерно в550 или в
600 году н.э. купцы из Скандинавии основали несколько центров на основных
торговых путях Скандинавии: Бирка в Швеции, Каупнаг в Южной Норвегии, остров
Готланд в Балтийском море, Хедебю, на территории в то время принадлежащей
Дании. По словам археолога Томаса Макговерна из нью-йоркского Хантер-коледжа,
это были большие рынки. В течение всего года население этих посёлков было
малочисленным, зато в торговый сезон здесь наблюдалась кипучая деятельность.
Всё это напоминало «огромные ярмарки», пишет он. Они проводились главным
образом в конце зимы, когда работы на фермах было немного, появлялось свободное
время, а коньки, лыжи и сани позволяли быстро доехать до места или доставить
груз. Кельты, франки, саксы, славяне и арабы привносили в атмосферу этих
ярмарок свои привычки, обычаи и культуру. Они меняли серебро, шёлк, вина и мечи
на пушнину, янтарь, изделия из кожи и поделки местных умельцев. Эти купцы
комментировали порядки и обычаи своих партнёров, да и их самих тоже. Известен
факт пребывания на территории современной Дании путешественника - араба
Аль-Таруши. Он сообщал о том, что большинство жителей города Хедебю — язычники,
христиан мало, что "в честь своего божества они закатывают пиры, едят и пьют.
Тот, кто совершает жертвоприношение, режет быка, овцу, козу или свинью, —
вывешивает тушу на столбах перед своим жилищем, дабы все убедились, что он
принес жертву богу". По мнению Аль-Таруши, "городу недостает роскоши и
богатства". Он отмечает варварский обычай бросать новорожденных в море. Самое
ужасное впечатление оставили на него песни викингов, арабскому интеллектуалу
казалось, что он слышит "звериный вой".
[http://ancient.holm.ru/topics/articles/14_scandinav/atcl_scandinav_02.htm]
Свидетельство Ат-Таруши относится к середине X века, а к тому времени
отношения мусульман и скандинавов сделались достаточно
интенсивными. Об этом говорят и рунические надписи северян. Немало таких
памятников, найденных в Швеции, упоминают об участии шведов в поездках и
походах на Восток, в том числе в Серкланд (Страну сарацин). О походах в
Серкланд повествует сага об Ингваре-мореходе: он ходил во главе большого
отряда на Восток, где и умер. Примечательным фактом можно считать обнаружение
десятков тысяч арабских монет IХ и Х веков в Скандинавии. Арабские историки и
географы сообщали о торговле северян.
Один из крупнейших торговых центров северной Европы эпохи викингов –Хедебю
располагался в Шлезвиге, на перешейке, отделяющем на юге полуостров Ютландию
от континента, у оконечности глубоко врезающегося в сушу фьорда Шлей. По
речной системе Айдер-Треене через Хедебю можно было кратчайшим путём попасть
из Северного моря в Балтийское. В Хедебю, как и в других балтийских факториях
(виках), процветали торговля и ремесло. Раскопки обнаружили остатки
стеклодельной печи, литейные формы, полуфабрикаты роговых гребней на разной
стадии изготовления, заготовки из янтаря. Ремесленники Хедебю владели
ювелирными технологиями, в частности, филиграни и грануляции. Здесь
изготовляли кожаную обувь и стеклянные кубки, обрабатывали моржовую кость и
чинили корабли. Впоследствии, в Х столетии все эти находки концентрируются на
относительно небольшом участке, что указывает на выделение в это время
особого ремесленного квартала и на дальнейшее углубление ремесленной
специализации [№ 10,с.108;.№ 11,с.55]. О торговой активности жителей Хедебю
говорит тот факт, что здесь с самого начала массово представлен импорт, в том
числе рейнская и западнославянская керамика [№ 10,с. 108].
Экономическое благосостояние Хедебю в первые десятилетия его существования
растёт так стремительно, что не позднее 825 г. здесь начинается чеканка
первых скандинавских монет, прототипом которых послужили фризские серебряные
монеты, чеканившиеся в Дорестаде. [№ 10,с.108-109].
Создание здесь франкским миссионером Ансгаром христианской общины должно было
оказать огромное влияние на экономическое развитие Хедебю, о чём
недвусмысленно говорит источник: «И сделалась великая радость в этом месте,
так что даже люди нашего племени (франки), оставив всякий страх, что раньше
было невозможно, и торговцы как оттуда, так и из Дорестада стали свободно
посещать это место, и стало там изобильно всяческое добро». [гл. 24 «Жития
Ансгара»]. В середине IX века Хедебю занимал площадь около 5 гектар; с запада
к нему примыкал могильник, насчитывающий не менее 1000 ингумаций в гробах. [№
10,с.72-76]. В 934 г. Хедебю захватил и обложил данью немецкий король Генрих
I Птицелов [№ 5,с.50]. Однако в середине Х столетия в Хедебю вновь
господствуют датские конунги. В 948 г. под нажимом немецкого короля и
впоследствии императора Священной Римской империи Оттона I здесь был
утверждён епископат [№ 10,с.112]. С конца Х столетия Хедебю приходит в
упадок; в 1050 году в борьбе с датским конунгом Свейном его сжёг норвежский
конунг Харальд Хардрада, зять Ярослава Мудрого; последний удар датскому
торжищу нанесли западные славяне в 1066 году [№ 10,с.112].
В IX – X вв. Бирка, расположенная на маленьком островке Бьёрко (Берёзовом) на
озере Меларен невдалеке от нынешнего Стокгольма, была крупнейшим торгово-
ремесленным поселением свеев. Именно через Бирку шла львиная доля всех
торговых операций Балтийско-Волжского водного пути. По нему с востока в Бирку
текли дирхемы аббасидского Халифата. К середине ХХ столетия они были
обнаружены в 92 погребениях Бирки. Что касается западноевропейских денег, то
их удалось обнаружить лишь в тринадцати [№5,с.54]. С востока в Бирку
поступали рабы (преимущественно славянского происхождения), мёд, воск, меха,
шёлк, стекло, драгоценные камни, пряности. С юго-запада, то есть из фризского
Дорестада, датского Хедебю, приходили франкские мечи, фризское сукно и
кувшины, составные роговые гребни, стекло, вино, украшения франкского
происхождения. Моржовая кость и китовая шкура для корабельных канатов
поступали морским путём из Северной Норвегии и Бъёрмаланда.
В отличие от влажной почвы датского Хедебю или нашей Старой Ладоги, в которой
прекрасно сохранилась органика, почва Бирки сухая, и культурный слой здесь
относительно тонок (около 2 м). Из-за сухости грунта дерево, ткань, кожа и
другие органические материалы подверглись здесь разрушительному гниению.
Потому, например, данные о домостроительстве в Бирке крайне скудны. Однако
насыщенность почвы Бирки фосфатами позволила прекрасно сохраниться
металлическим изделиям, а также роговым гребням и костям домашних животных.
Множество овальных, скорлупообразных фибул, найденных в погребениях Бирки, в
соединении с фрагментами тканей, позволяют реконструировать
древнескандинавский женский костюм [№ 10,с.132-139; № 14,с.112-113]. Следует
сказать, что в погребениях Бирки было обнаружено большое количество фризских
кувшинов и конических стеклянных кубков, продававшихся, вероятно, вместе с
бочонками рейнского вина.
1.5.Религия. Мифология. На протяжении большей части эпохи викингов
скандинавы отличались от народностей более южных регионов Европы тем, что у них
была иная, нехристианская религия. Христиане называли их уничижительным словом
«язычники». Так называли всех иноверцев. За исключением мусульман в Испании и в
других регионах Средиземноморья, вся Западная и Южная Европа исповедывали
христианство. Христианство – религия, характеризующаяся миссионерством, и
ближайшие соседи скандинавов с южной стороны были окрещены, приблизительно, в
начале эпохи викингов. Это произошло с фризами в начале 8 века. Тогда же были
окрещены и саксы. Оба региона входили в королевство франков. Затем в
последующие годы миссионеры устремились на север и восток, и около 965 года
Дания официально приняла христианство. Вслед за этим христианство приняла
Норвегия. Это произошло в начале 1000-х годов. А Швеция была обращена в
христианскую веру постепенно, в том же столетии. Введение христианства повсюду
ознаменовало собой новый рубеж в развитии культуры. Христианство привносило в
жизнь не только новые ритуалы и новые верования, но и приводило к изменению
норм морали и к постепенному крушению укоренившихся традиций прежней культуры.
Христианство означало европеизацию многих, наиболее существенных сторон жизни.
Почти все сведения о дохристианской религии в Скандинавии содержатся в
христианских письменных источниках, а наиболее полные из них появились лишь
через много столетий после введения христианства. Самым важным источником
являются стихи о богах в Старшей Эдде, созданной в 1200-х годах, а также книга
Снорри Стурлусона об искусстве стихосложения, относящаяся приблизительно к
1220-м годам. Здесь собрана вся скандинавская мифология, какой она могла быть
записана через 200 лет после введения христианства. Некоторые разрозненные
сведения, относящиеся к дохристианскому периоду, содержатся в описаниях
арабских путешественников, в рассказах западноевропейских христиан, в хвалебных
песнях скальдов, а также в надписях на рунических камнях. Помимо этого, данные
о языческих традициях и обычаях можно почерпнуть из древних законодательных
актов и содержащихся там запретов. С помощью археологии мы можем узнать об
обрядах захоронения, о языческих памятниках, о символах богов и
жертвоприношениях. Представление о церемониях и ритуалах времён язычества дают
рисунки и изображения, которые, однако, лишь в редких случаях поддаются точному
истолкованию, хотя и подтверждают некоторые истории о богах. Географические
названия могут рассказать нам о популярности тех или иных богов в разных местах
Скандинавии. Таким образом, картина дохристианских верований и форма их
выражения в значительной мере складывается из сведений, почерпнутых из разных
источников и сообщаемых людьми совершенно иной религиозной ориентации.
Вероятно, именно этим объясняется тот факт, что получаемые нами знания являются
несколько противоречивыми, расплывчатыми и примитивными. Согласно «Младшей
Эдде», в начале была Мировая Бездна – Гинунгагап (Ginungagap). Внутри ее на
севере лежала студеная, туманная, пустынная страна под названием Нифльхейм
(Niflheimr, «темный мир»); на юге – жаркая страна Муспелльсхейм (Muspellsheimr,
«огненная страна»), где властвовал огненный великан Сурт (Surtr, «черный»),
вооруженный пламенным мечом. Посредине Нифльхейма бил великий источник всех рек
Хвергельмир (Hvergelmir, «кипящий котел»). Самая северная часть Нифльхейма,
скованная страшной стужей, представляла собой ледяные поля и горы, возникшие из
вод Эливагара (livgar, «бурные волны») ») – реки, что протекала там с
незапамятных времен. Воды Эливагара были ядовиты, и, когда они застыли, яд
инеем выступил на поверхность. Там, где дымный жар Муспелльсхейма встречался с
ядовитой стужей Нифльхейма, иней подтаял, и возник великан, обликом схожий с
человеком. Звали его Имир (Ymir) или Аургельмир (Aurgelmir). Имир начал потеть,