Курсовая: Викинги и европейское население в 8-11 веках

отнюдь не на началах равенства. Дружинники приносили вождю присягу верности,

нарушение которой покрыло бы их несмываемым позором, получали от него меч и

иное оружие, коня и долю в добыче и считали его своим господином. Вернуться

из сражения, в котором пал вождь, было признаком трусости – одного из самых

постыдных пороков, с точки зрения варваров. Дружина должна была защищать

вождя, служить ему и пасть в бою вместе с ним. Дружинники служили

предводителю и в его усадьбе, где они жили. Некоторые дружинники назывались

свейнами, это были оруженосцы и слуги, обязанные стоять за столом, когда

пировали вождь и старшие дружинники, и подавать им еду и питьё. Власть вождя

над дружинником, пока тот оставался с ним, была чрезвычайно велика. Вожди

владели большими угодьями и принадлежали к верхушке скандинавского общества.

Самые амбициозные из этих владетельных вождей мечтали о королевской короне.

Они могли добиться успеха либо скопив тем или иным образом достаточное

количество серебра, либо завербовав большое войско для расширения сферы

своего влияния. В любом случае для достижения своей цели представителям этого

сословия приходилось идти на риск. Поэтому именно мужчины верхушки

скандинавского общества были настоящими викингами. Для них «быть викингом»

означало, в сопровождении своих сподвижников отправится в далёкие страны,

свершить там героические деяния и вернуться домой с триумфом и богатыми

трофеями. Трофеи же можно было обращать в дары, привлекая на свою сторону всё

новых сподвижников из числа молодёжи.

Ступенью ниже на общественной лестнице находились карлы, или свободные

крестьяне, которые нанимались на работу к крупным землевладельцам или другим

хозяевам, а иногда владели собственными клочками земли. К этому же классу

принадлежали ремесленники, рыбаки, корабелы, (о социальном статусе

ремесленников мало что известно, за исключением того, что кузнецы,

кораблестроители и резчики рун, а также скальды пользовались большим почётом

и, благодаря своему мастерству, жили в достатке), мелкие торговцы и

дружинники не сумевшие добиться славы и богатства в далёких заморских

экспедициях, и которым не суждено было унаследовать семейную собственность,

так как они являлись вторыми или третьими сыновьями в семье землевладельца.

Низший слой скандинавского общества составляли рабы, или сервы. В рабство

попадали пленники, разорившиеся скандинавы, сыновья и дочери рабов. Они

выполняли самую грязную ручную работу на фермах своих хозяев. Их продавали и

покупали, как любое движимое имущество. Но жизнь рабов не была беспросветной.

В некоторых случаях раб даже мог упорным трудом обрести свободу. Некоторые

рабы, получившие свободу, могли получить маленький участок земли в награду за

свой труд, но в большинстве случаев, освобождавшиеся из рабства, переходили в

группу безземельных свободных людей и вынуждены были наниматься в услужение.

Рунический камень из Хернинга в Ютландии, единственный, упоминающий о рабстве

в скандинавском обществе, повествует об освобождённом рабе, судьба которого,

видимо, сложилась удачно. «Токе, ремесленник, воздвиг этот камень в память о

Троеле, сыне Гудмунда, который наградил его золотом и отпустил на волю». [№

12, с.158].

Итак, знать, свободные землевладельцы и рабы – таков состав общества в

представлении древних скандинавов.

Землевладельцы всех категорий – от освобождённых рабов, владевших крохотными

клочками земли, до ярлов, и даже королей, имевших огромные угодья, -

собирались на местные сходки – тинги. Такие сходки устраивались для решения

споров и конфликтов, возникавших между соседями, для расследования и

наказания преступлений. На тингах избирали местных вождей, принимали законы и

установления, совершались имущественные сделки в присутствии свидетелей и

поручителей. В каждом районе (хераде), границы которого устанавливались самой

природой, существовал свой тинг. В день тинга, обычно в новолуние или в

полнолуние, все бонды (главы семей), жившие в одном районе, собирались на

отведённом для тинга месте, например на холме или лесной поляне, и

выслушивали стороны и свидетелей. Места сходок считались священными и

состояли под охраной богов: кровопролитие или другое преступление,

совершенное здесь, признавалось святотатством и каралось особенно строго.

Нередко в этих местах совершались жертвоприношения и гадания.

Хранителями обычая, по которому судили и к которому обращались для решения

споров, были наиболее почтенные и старые люди. Обычай так и переходил из

поколения в поколение, что утверждало его силу и авторитет. Все стороны жизни

определялись обычаями; обычаями гостеприимства и подношений, клятв и мщения,

добрых дел на благо общества, таких, как строительство мостов или храмов.

В моральном кодексе викингов центральное место занимал «drergeskapur». Это

понятие включает целый ряд качеств, которые считались обязательными как для

общества в целом, так и – в особенности – для тех, кто мог прослыть героем в

глазах своих соотечественников. Самоуважение, честь, безупречная репутация

ставились превыше всего, а строиться они могли лишь на прочном основании

беззаветной верности семье и товарищам. Вожди были обязаны демонстрировать

мужество, стойкость, верность друзьям, правдивость, красноречие и тягу к

жизни наряду с готовностью бесстрашно и без колебаний встретить смерть. Все

эти качества, и бесчисленное множество других, нашли отражение в древней

скандинавской поэме «Havamal», что в дословном переводе означает «Слово

Высшего». В этой поэме изложен весь кодекс поведения эпохи викингов, от

простых нравоучений до рассуждений о подлинном смысле вечной славы. В

личности вождя, по представлениям того времени, воплощались благополучие и

счастье его народа. Не только жертвы, которые он приносил, и обряды, им

совершаемые, но сам он был источником удач и успехов соплеменников. В годы

правления конунга, «счастливого на урожай», «был мир добрый». При

«несчастливых» конунгах всё шло плохо. По преданию, после смерти одного из

конунгов Восточной Норвегии, считавшегося самым «счастливым на урожай из всех

конунгов», знать разделила его тело на части, которые жители четырёх разных

районов похоронили в своих землях, «и думалось им, что можно надеяться на

урожай». Подобные представления о вождях и знати, способствовали их

возвышению и усилению их общественного влияния. Но ведущее положение знати в

обществе определялось не только её ролью в защите территории и в контроле над

культом. Вожди, стоявшие во главе дружин, воевали между собой, с соседними

племенами, совершали походы в другие страны, занимались морским разбоем.

Захваченная добыча: драгоценные металлы, украшения, ткани, одежда и утварь из

других стран, пленные, которых они продавали или обращали в своих рабов, -

служила важнейшим источником их обогащения. Скот, рабы, корабли, оружие и

другое движимое и недвижимое имущество, а также земельные владения составляли

основу богатства и могущества конунгов, ярлов, херсиров. То, что родовая

знать жила больше военной добычей, чем за счёт эксплуатации местного

населения, и то, что она не была тесно привязана к земле, самый характер её

богатства и способ его приобретения делали скандинавскую знать необычайно

мобильной, готовой отправиться в далёкие походы для захвата добычи и даже

переселиться в другие страны. В одной из песен «Старшей Эдды», известной под

названием «Песнь о Риге» (эддическое стихотворение «Ригстула»),

рассказывается о сотворении людей богом Ригом-Хеймдалем. Сначала он посетил

убогое жилище Прабабки и Прадеда. Здесь был рождён от Рига Раб-Трэль, и от

него пошёл род рабов. Затем Риг приходит в дом Бабки и Деда, и зачатый Ригом

Карл явился предком рода земледельцев – бондов. Наконец, в хоромах Матери и

Отца от Рига родился Ярл – военный предводитель, знатный человек, потомком

которого был юный Кон (конунг). – [«Старшая Эдда», древнеисландские песни о

богах и героях. – Перевод А. Корсуна, под ред. Стеблин-Каменского. М.1963.]

Автор песни видит различия между тремя социальными слоями, прежде всего в

богатстве: Трэль живёт в хижине, ест грубую пищу и занят тяжёлой и грязной

работой; Карл владеет скромным домом и возделывает участок земли; а Ярл

посвящает свой досуг воинским подвигам, охоте, пирам и иным, подобающим его

знатности и благородству развлечениям. «Песнь о Риге» наглядно показывает

представления древних скандинавов об устройстве общества.

1.3.Бытовой уровень жизни скандинавского общества. Представления о

внешности и образе жизни людей в эпоху викингов может быть получено путём

изучения самых разных источников.

В среднем рост викингов был несколько меньше, чем рост человека в наши дни.

Рост мужчин составлял 172 см, а рост женщин 158-160 см. Показатели эти были

получены на основании исследований целого ряда скелетов из захоронений,

найденных в разных районах Скандинавии. Средний возраст жизни взрослых

достаточно высок. Так, среди 240 обследованных останков умерших взрослых

людей 140 человек достигли возраста около 35-55 лет, 98 человек возраста 20-

35 лет, и обнаружено лишь двое останков людей старше 55 лет. В местах

захоронений обычно находятся те, кто умер естественной смертью в мирное

время. Но в некоторых случаях встречаются скелеты со следами ударов топором

или мечом, а также с другими признаками насильственной смерти, наступившей в

ходе сражений или побоищ. Многочисленные «детские» скелеты являются признаком

существования высокой детской смертности в эпоху викингов. На основании

изучения большого количества скелетов мы можем сделать вывод, что внешность

людей эпохи викингов была весьма многообразной. Норвежский антрополог Берит

Селеволл так описывает «средних» мужчину и женщину того времени: «Сложены

были и мужчина и женщина, пропорционально. Средние соотношения ширины и

высоты черепа соответствовали аналогичным соотношениям размеров глазниц и

ноздрей». «Что касается внешнего вида, то люди эпохи викингов едва ли сильно

отличались от нынешнего населения Скандинавии, если не считать несколько

меньшего роста и несколько лучшего состояния зубов, а также, разумеется,

одежды, украшений и причёсок ».[ №14, с.31-32] Рисованных

изображений людей того времени сохранилось мало, и лишь в некоторых из них

отсутствует стилизация, и они приближены к реальности. На настенном тканном

ковре, обнаруженном в богатом Усебергском захоронении(Южная Норвегия), и на

некоторых рисованных памятных камнях из Готланда представители обоих полов

изображены в самых разных жизненных ситуациях.[ №14, с.31-32]. Кроме того, в

Швеции были найдены небольшие серебряные и бронзовые фигурки статных и

нарядных женщин в платьях со шлейфом и с волосами, убранными в красивый пучок

на затылке и покрытыми, вероятно, волосяной сеткой или платком. Некоторые из

них держат в протянутых руках рог или кубок для питья, очевидно, приветствуя

прибывшего гостя. Встречаются также изображения мужских голов, выполненные

весьма детально, с волосами и бородами. На декоративной деревянной резьбе, на

повозке из Усебергского захоронения изображены треугольные мужские головы: с

аккуратной причёской, заплетёнными усами и клинообразной бородой, закрывающей

нижнюю часть лица. Более того, некий испанский араб по имени Ат-Тартучи,

который посещал скандинавский город Хедебю в 900-х годах, свидетельствовал,

что там мужчины и женщины подкрашивали себе глаза. Неизвестный автор

английской хроники сообщает, что викинги мылись по субботам, содержали в

порядке волосы и были нарядно одеты. Вместе с тем, несомненно, также то, что

люди, принадлежавшие к низшим слоям – рабы и мелкие землевладельцы –

выглядели иначе. Они, согласно описанию в поэме «Ригстуле», были изнурены

тяжёлым трудом и, вероятно плохо питались. Они не имели возможности носить

модное платье, модные причёски и соблюдать особую чистоту. Во время походов и

дальних торговых поездок викинги не всегда выглядели чистоплотными и

опрятными. Арабский посланник Ибн Фалдан, который в 920-е годы повстречался с

группой викингов близ Волги, запомнил их невероятно грязными. Он писал: «Это

самые нечистоплотные люди из всех созданий Аллаха. Они не моются, справив

большую или малую нужду и после совокупления с женщиной, и не моют рук после

еды. Поистине, это заблудшие ослы.» Далее он говорит о том, что все они

моются по утрам, но мытьё это совершается в одной и той же

воде.[http://ancient.holm.ru/topics/articles/14_scandinav/atcl_scandinav].

Образцы одежды викингов в целом виде не сохранились. Основные сведения об их

одежде дают нам фрагменты, найденные в захоронениях.

Статистически, остатков женской одежды (точнее, фрагментов ткани, связываемых с

таковой) найдено гораздо больше, чем мужской. Это, в основном, объясняется тем,

что фрагменты тканей сохраняются в трупоположениях при соседстве с металлом

(украшения или иные предметы) или танином (продукт разложения дерева); однако,

значительное количество мужских погребений языческой эпохи викингов

представляют собой трупосожжения. Кроме того, погребальные обряды мужчин и

женщин, очевидно, различались. Женщин хоронили с большим количеством

металлических украшений (фибулы, булавки). Это означает, что любая ткань,

соседствующая с металлом, например, нижнее или верхнее платье, имеет много

шансов на сохранение в течение столетий. Мужской костюм, напротив, требовал

гораздо меньшего количества "украшений" для застёгивания, из чего следует

естественное сокращение количества цветного металла в погребении. Многие ткани

эпохи викингов изготовлялись из шерстяных нитей с саржевым переплетением. Часто

нить или ткань целиком окрашивались в яркие цвета. С заменой вертикального

ткацкого станка на горизонтальный (около 10 в.) ткани стали плотнее и толще.

Поэтому многие предметы костюма, в особенности богатого, были сделаны из

качественной, мягкой и яркой ткани. Некоторые области обладали доступом к

полотну: Англия, где производили льняную ткань, или Швеция, куда ее ввозили.

Несмотря на плохую сохранность льняного полотна, в этих регионах существует

значительное количество свидетельств ее существования. Шелк был доступен

приблизительно с 9го века, и довольно свободно использовался некоторыми людьми,

погребенными в Бирке (10в.) – [№14, с.33-34]. Хотя свидетельств использования

хлопка не найдено в могилах викингов, известно, что в 10в. византийская армия

использовала особый вид хлопчатой одежды - "бамбакион" (bambakion).

Варяжская дружина Константинополя, скорее всего, также носила этот вид одежды.

Некоторые виды тканей, лен и шерсть, нередко оставались некрашеными. Однако

шерсть обычно окрашивалась в яркие цвета, есть также находки льняного

полотна, окрашенного мареной (красный). Наиболее распространенными цветами

были красный, синий, желтый, лиловый и фиолетовый и зеленый Известны также

коричневые фрагменты ткани.

Химический анализ указывает на определенное распространение цветов в

различных регионах: красный в Области Датского права, лиловый в Ирландии,

синий и зеленый в Скандинавии. Хотя это только гипотеза, но, возможно, это

указывает на определенные региональные предпочтения. Иконографические

источники, такие как, изображения на рунических камнях Готланда или гобелен

из Усеберга, предполагают, что существовало как минимум два варианта покрытия

ног: широкие штаны, мешковидные в верхней части, и более узкие,

приблизительно одинаковой ширины на всю длину. К сожалению немного находок

определяются как штаны, и остатки не дают возможности выявить покрой. По

покрою нижней рубахи во времена викингов существует некоторое количество

информации. Большая часть найденных фрагментов из шерсти, однако многие

женские нижние рубашки, найденные в Бирке, сшиты из полотна. Скорее всего,

рубашки из Области Датского Права и Ирландии также были полотняными. Много

фрагментов полотняных одежд 9-10 веков найдены в Йорке, большинство из них по

технологическим характеристикам могут относиться к нижней одежде. Например,

рубахи найденные в Хедебю, были двух вариантов. Для обоих характерны

полукруглый вырез ворота, скругленные отверстия для рукавов и раздельные

детали для передней и задней частей, сшитые в плечах. Различалось оформление

боков: для одних, более узких, характерен прямой шов, в другие же вшивались

клинья. Большинство рубах шерстяные, некоторые были окрашены. Рукава сужались

к запястью и могли быть выкроены из нескольких деталей. Меньшее количество

находок происходит из погребений Бирки. Некоторые из них имели прямой разрез

ворота, а не округлый, как в Хедебю. Рубаха шилась из цельного куска ткани, а

не сшивались в плечах. Рукава, скорее всего, пришивались отдельно. В целом,

данные о нижних рубахах могут быть экстраполированы и на верхние рубахи, для

понимания покроя этого предмета костюма. Как для нижних рубах, для верхних

есть свидетельства об использовании как льняной, так и шерстяной тканей.

Исходя из археологических материалов, существовали два варианта верхней

одежды. С целью упрощения различий их можно назвать "куртка" и "пальто". На

"куртке" не было застежек, в отличие от "пальто", которое застегивалось на

пуговицы. Возможно, оба варианта представляют собой различные способы

оформления одного и того же вида верхней одежды, поскольку никогда не

встречались в погребениях одновременно. (статья Carolyn Priest-Dorman –

«Мужской костюм эпохи викингов» - перевод Браги Хольмгардсгоди

–[http://arc.novgorod.ru/boar/boar.php3?cont=men.tx]. В большом количестве,

при археологических раскопках на местах бывших городов, была обнаружена

обувь. Известны туфли, сшитые из одного куска кожи, так и сшитые из

нескольких деталей. Обычно высота туфли достигала лодыжки, однако известна

также и короткая обувь наподобие древнерусских поршней. Существует множество

вариантов способов застегивания обуви: кожаные шнурки, кожаные цилиндрические

пуговицы или вообще не застегивающиеся туфли. Для шитья обуви использовались

различные виды кожи.

Непосредственным местом обитания людей было жилище – большое или маленькое,

богатое или бедное, в зависимости от экономического положения и социального

статуса его обитателей. Строительные материалы (дерево, глина, камень, дёрн

или их сочетания), а также техника строительства варьировались в зависимости

от местных ресурсов, однако каменные строения появились не ранее 1000-го

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты