Курсовая: Тоталитарное государство

Курсовая: Тоталитарное государство

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Тоталитарное государство»

Выполнил студент 1 курса группы №4

Трофимов Д. И.

Проверил:

Барышников О. В.

Вологда

2002

Оглавление:

Вступление.....................................................................2

Основная часть.................................................................4

Исторические корни тоталитаризма...............................................4

Националистические движения....................................................6

Психологические предпосылки тоталитаризма.....................................10

ХАРАКТЕРИСТИКА ТОТАЛИТАРИЗМА..................................................12

Характеристика сталинистского режима..........................................19

Идеологические и политические парадигмы.......................................20

Заключение....................................................................27

Используемая литература.......................................................28

Вступление.

По своему происхождению человек как биологический вид — об­щественное

существо. Люди жили сообществами, которые соответст­вовали их глубинным

социальным инстинктам взаимопомощи, рода­ми, племенами, общинами и их

объединениями. Труд, быт и иная деятельность человека на протяжении

тысячелетий определялись традициями и обычным правом, функциональные различия

между членами общества носили временный характер и не сопровождались

социальными привилегиями. Военные задачи и потребность в коор­динации

хозяйственных усилий общин способствовали постепенной концентрации и

закреплению властных функций в руках верхушки вождей и жрецов. Так сложилась

постоянная власть, из которой 5-6 тысяч лет назад выросло государство —

могущественная машина для обеспечения экономического и политического

господства над уг­нетенными массами.

Государство стало не просто орудием экономически доминирующе­го класса; оно

приобрело собственные интересы и цели. Выделившись из общества как внешняя,

подавляющая и регулирующая сила, оно присвоило себе, в первую очередь,

монополию на принятие общих решений и на применение насилия.

В ходе исторического развития совершенствовались и механизмы государственного

воздействия, а полномочия властных аппаратов не­уклонно росли. В феодальной

Европе сохранялась автономия общин, союзов, цехов, ассоциаций, братств и т.

д., государства мало вмеши­вались в их внутреннюю жизнь.

Но по мере становления буржуазных отношений традиционные общественные

институты оказались под двойным давлением — со стороны абсолютистской власти

и со сторо­ны растущего капитализма, поддерживаемого, поощряемого, а иногда

даже насаждаемого государством. В результате социальные связи, ос­нованные на

нормах солидарности и взаимопомощи, подверглись размыванию и разрушению. В

двадцатом веке государство во многих странах приобрело новое качество –

полностью подчинять граждан своей воле и регулировать их поведение в

соответствие со своими интересами. Такой режим взаимодействия государства с

обществом получил название-тоталитаризм.

Основная часть

Исторические корни тоталитаризма.

К разрушению традиционных самоуправленческих структур в Ев­ропе вело развитие

капитализма, распространение конкурентных нормативных ценностей. Субъекты

рыночных отношений действуют не "общественно", а распыленно, разрозненно и

несогласованно; итог их деятельности предвидеть невозможно. Он становится

результатом стихийно сложившегося соотношения сил. При этом люди "не в

со­стоянии непосредственно и сознательно договориться о том, что им следует

делать с их общими ресурсами (силой, знаниями, средствами производства,

природой). Действуя через рынок, индивиды лишены возможности совместно

определять условия развития своей социальной среды. Раскол общества на

мно­жество разрозненных и эгоистических субъектов чем дальше, тем больше

требовал усиления значения внешнего фактора — государст­ва, создавал

благоприятные условия для нарастания этатистских тенденций.

По мере расширения функций политической власти развивалось и представление об

идеальном и совершенном государстве. Долгое вре­мя оно оставалось уделом

философов и мыслителей, теоретиков. Так, еще в проекте Платона каждому члену

социума предстояло выпол­нять строго определенную, необходимую и предписанную

ему роль, а управлять всем должны были мудрецы, ученые, могущие предвидеть

ход событий и руководить им. Те же черты были характерны и для последующих

утопий этого рода — от откровенно абсолютистских, аристократических и

олигархических до коммунистических. Разви­тие науки и рациональной философии

еще более укрепило взгляд на государство как носителя разума среди хаоса

борющихся друг с дру­гом сил, людей и интересов.

Утвердившаяся в XIX веке фабричная организация хозяйства ста­ла материальной

основой для осуществления старых утопий. Она тре­бовала формальной

рационализации, строгой научности и предска­зуемости в жизни социума.

Индустриальная система производства предполагала особый тип разделения труда,

доходящий до детальной специализации в выполнении задач и функций в рамках

больших экономических комплексов. Таким образом, запрограммировано де­тальное

разграничение между руководителями и исполнителями кон­кретных, частичных

операций, а вместе с тем — наличие управляю­щих и управляемых, отчуждение и

эксплуатация. Работник оказы­вался оторванным от процессов принятия решений,

он становился роботом, выполняющим конкретные поручения вышестоящего

на­чальства, не постигая их смысла и цели. Начала складываться система,

полу­чившая название индустриализма. Она "подвергает неодолимому принуждению

каждого отдельного человека, формируя его жизнен­ный стиль". Сферой

рационализации и формализации оказались все отрасли человеческой

деятельности, произошла "замена внутренней приверженности привычным нравам и

обычаям планомерным при­способлением к соображениям интереса", то есть

материальной выго­ды и господства над другими людьми и всем окружающим. За

людьми сохранялись в лучшем случае права периодически отбирать наиболее

способных начальников и правителей, но не возможности самоуправления.

Еще одной авторитарной тенденцией стала прогрес­сирующая милитаризация. С

распространением всеобщей обязатель­ной воинской повинности и культа армий,

во многих европейских странах структура общества приобретала некоторые черты

военной иерархии. Прошедшие армейскую службу массы людей усваивали навыки

покорности и повиновения, привычку подчиняться выше­стоящим, не думая о

существе и смысле приказов.

Взгляды о взаимоотношениях между государствами и народами формировались

в духе вывода о биологической "естественности" борь­бы между людьми. В XIX в.

сложилась теория наций и националь­ных государств как целостных организмов. В

действительности же не нации, развиваясь, создавали свои государства, а,

напротив, государ­ства конструировали нации. Они силой устанавливали границы

кон­тролируемой ими территории, подавляли реальные языковые, куль­турные и

региональные различия, а затем для обоснования и оправ­дания собственного

господства выдвигали национальную идею, то есть представление о своей

естественности, об общности интересов своих подданных (нации), об их

принципиальном отличии от других людей и народов (вследствие расы, "крови и

почвы", характера или мифического "национального духа") и, наконец, о том,

что именно государство воплощает и защищает эти особые черты.

Националистические движения

Оформление "государств-наций" в Европе сопровождалось возник­новением

массовых националистических движений.

Во Франции первым из них считают бонапартизм 1848-1851 гг., приведший к

восстановлению империи. Большинство его сторонни­ков — люмпен-пролетариат,

пострадавшая от кризиса и опутанная долгами мелкая буржуазия, крестьянство,

часть городских трудящих­ся — протестовало против налогов, ненавидело богачей и

верило в то, что сильное националистическое правительство послужит защитой их

интересов. Несколько десятилетий спустя, в условиях роста социаль­ного

недовольства и распространения реваншистских настроений по­сле утраты Эльзаса и

Лотарингии появилось мелкобуржуазное дви­жение генерала Буланже (1887-1889

гг.). Характерно, что оно высту­пало не как консервативно-монархическая, а как

обновленческая, даже республиканская сила. Националистические идеи и требования

авторитарной государственной власти сочетались у буланжистов (особенно у

созданной в 1882 г. "Лиги патриотов" во главе с М.Барресом) с агитацией за

ограничение крупных состояний, за по­кровительство "национальным рабочим" и

даже за "социалис­тическую программу". В 1890-е гг. на политическую арену вышло

антисемитское движение, объединившее лавочников, торговцев, кре­стьян,

ремесленников, которые разорялись из-за развития фабрик, заводов, крупных

капиталистических магазинов. Пик его активности и влияния был связан с делом

Дрейфуса — французского офицера, еврея по происхождению, ложно обвиненного в

шпионаже. Оно всту­пило в союз с традиционными правыми силами и частью военщины

в попытке свергнуть республиканский режим и захватить власть.

Протофашистская группировка "Аксьон франсэз" была создана в 1898 г. лидером

антисемитского движения Ш.Моррасом. Она пропа­гандировала идеи интегрального

национализма, жесткой корпоратив­ной организации общества и борьбы с

внутренними и внешними вра­гами, выступала за авторитарно-монархический режим

с традиционалистскими чертами. Нередко она прибегала к террору против левых и

демократов. В 20-е — 30-е гг. XX века на основе "Аксьон франсэз" и других

подобных организаций сложилось французское фашистское движение. Но оно

никогда не достигло масштабов, сравнимых с его итальянским или немецким

аналогом, так и не разорвало связи с традиционно-монархической, клерикальной

и феодально-консерва­тивной идеологией..

В Германии нарастание националистических настроений стимули­ровалось

войнами с Наполеоном в начале XIX века, и объединением страны, которое

произошло под эгидой Пруссии. Созданная в результате династических войн

"железом и кровью" Германская им­перия представляла собой милитаристское,

националистическое и деспотическое государство, правящие круги которого нередко

прибе­гали к бонапартистским методам. Прусские консерваторы, возглавляемые

рейхсканцлером О. фон Бисмарком, пытались опереться н крестьян, ремесленников и

торговцев с их сословными представлениями, "использовать антикапиталистические

настроения этих слоев убедить их в том, что землевладельцы являются их

естественным] союзниками против эксплуататоров, фабрикантов и банкиров". В

противовес растущему рабочему движению была выдвинута идея "государственного

социализма", как средства преодоления общественных несправедливостей

посредством социальных реформ, осуществляемых сверху монархическим режимом..

В антисемитской публицистике О. Глагау, В. Марра, Е. Дюринга и других

проводились идеи национального, немецкого со­циализма, расовой борьбы,

различий между созидающим и паразити­ческим капиталом. Первая политическая

организация движения, "Лига антисемитов" имела тайное членство и была

построена на же­стких принципах вождизма. Лига собрала сотни тысяч подписей

под петицией за ограничение гражданских прав евреев, а в 1880 г.

орга­низованные ею террористические банды устроили серию еврейских погромов.

В 80-х гг. возникло международное объединение антисемитов из Герма­нии,

России и Австро-Венгрии, которое провело в Дрездене два меж­дународных

конгресса.

"Немецкий союз антисемитов" провозгласил в 1884 г. необходи­мость "далеко

идущей социальной реформы", чтобы прекратить экс­плуатацию немецких рабочих

"еврейским капиталом". биржевыми прибылями, защиты крестьян, укрепле­ния

цеховой организации ремесла, устранения классовой борьбы и установления

гармонии между трудом и "национальным" капиталом.

В последующие годы в антисемитском лагере происходили раско­лы и объединения.

С 1890 г. он был представлен в германском пар­ламенте. В 1914 . группировки

антисемитов слились в движение "дойч-фёлькише", которое опиралось на

многотысячные общественные организации — молодежные, спортивные,

крестьянские, союз приказ­чиков, "Немецко-национальный рабочий союз". Его

расистские, на­ционалистические и экспансионистские идеи пользовались

поддержкой властей и таких объединений, как "Пангерманский союз".

"Фёлькише" развили и довели до крайности "идеологию крови и почвы" об особых

качествах германской нации, призванных обеспе­чить ей мировую гегемонию.

В Италии, в отличие от Германии, политическое объединение страны было

результатом массового революционного и демократиче­ского движения —

Рисорджименто.. Уже в тот период вы­двигались идеи прославления творящей воли

сильной героической личности — вождя, возрождения "великой Италии".

Дальнейшим шагом в развитии правого экстремизма было создание Итальянской

националистической ассоциации (1910 г.). Первый ее идеолог Э.Коррадини

заявлял о существовании старых, косных, "плутократических и статичных" наций

(Франции, Англии) и проти­востоящих им бедных, оттесненных и сдерживаемых в

своем импер­ском развитии "пролетарских наций", к которым он относил Италию.

Отсюда следовал вывод о необходимости внутреннего классового мира и

"справедливой", "моральной" войны за "воскрешение нации. Другим источником

итальянского фашизма — помимо национа­лизма и консервативного романтизма —

стало движение "футу­ристов": авангардистское и антитрадиционалистское

художественное течение.

Психологические предпосылки тоталитаризма.

Почему же люди становились участниками фашистского движе­ния?

Психологические мотивы, которыми они руководствовались, сфор­мировались

прежде всего под влиянием распада устоявшихся общест­венных отношений. В

эпоху господства гигантских концернов и бю­рократических структур

окончательно складывалось из разрозненных индивидов так называемое "массовое

общество" с аморфной социаль­ной структурой. Если прежде человек был в

значительной мере рас­творен в системе традиционных групповых, местных,

религиозных и иных связей, то теперь он оказывался один на один с миром и

потому ощущал утрату своего места в социуме, потерю самого смысла

суще­ствования. "Ему угрожают, — писал известный психоаналитик Э.Фромм, —

мощные силы, стоящие над личностью, — капитал и рынок. Его отношения с

собратьями, в каждом из которых он видит возможного конкурента, приобрели

характер отчужденности и враж­дебности... Человек подавлен ощущением своей

ничтожности и бес­помощности ".

В 1920-е — 1930-е годы в ряде индустриальных стран среди ши­роких слоев

мелких и средних собственников, разочарованных в бес­препятственной

капиталистической конкуренции и в способности буржуазно-демократического

государства обеспечить им благосостоя­ние, стабильность и приемлемый

социальный статус, распространи­лась идея создания нового государства,

которое защищало бы их классовые интересы. Фашистские лозунги, направленные

против господства крупного ка­питала, находили наибольший отклик именно в

среде мелких пред­принимателей, торговцев, лавочников, ремесленников и

служащих. Им, бунтовавшим против своих могущественных монополистических

конкурентов и банков, импонировали заявления вождей, которые име­новали их,

"маленьких людей", исполнителями высшей миссии нации, истории и провидения,

средоточием воли и активности.

Таким образом, массовое сознание оказалось в значительной мере подготовленным

к восприятию тоталитаризма всей предшествующей историей развития капитализма

и государства. Но в то же время, ни в Германии, ни в Италии "большинство

народа не желало фашизма и выбор ему не принадлежал. Муссолини и Гитлер

пришли к власти тогда, когда, об этом договорились сравнительно небольшие

клики, при чем они следовали соответствующему решению высших хозяйст­венных

кругов, которые пришли к выводу, что фашизм станет выхо­дом из переживаемых

ими трудностей".

Характеристика тоталитаризма.

Как известно, абсолютистских, диктаторских режимов было в ис­тории великое

множество, в древности существовали перманентные деспотии и эпизодические

тирании. До Американской и Французской революций автократические,

авторитарные системы власти господ­ствовали в мире, а в различных формах они

сохраняются и поныне. Но в XX веке появился их особый вид, отличный как от

авторитар­ных режимов, так и от все более распространявшихся

республикан­ских, парламентских демократий. Этот жестоковластный режим и

получил название тоталитаризм.

Каталог особых черт тоталитарной системы впервые был составлен 40 лет назад

американскими политологами К. Фридрихом и З. Бжезинским (их концепция была

названа "тоталитарным синдро­мом"). Впоследствии он многократно

корректировался и существует во множестве вариаций. Системных признаков

"общей модели" шесть: господство одной массовой партии с харизматическим

лиде­ром, унитарная идеология, монополия массовой информации, моно­полия на

вооружения, террористический полицейский контроль, цен­трализованный контроль

над экономикой.

Эти признаки по-разному проявляются уже в двух основных подтипах тоталитарных

режимов — фашистско-нацистском и коммунистически-сталинистском. Они по-

разному действовали в странах первой тоталитарной волны 20-30-х годов

(Италия, Германия, СССР) и в странах второй волны военных и послевоенных лет

(вовлеченных в орбиту Германии или СССР).

Едва ли не самой важной особенностью тоталитарных режимов, было создание и

поддержание развитой, устойчивой "взаимосвязи" между "верхом" и "низами",

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты