Курсовая: Тоталитарное государство
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Тоталитарное государство»
Выполнил студент 1 курса группы №4
Трофимов Д. И.
Проверил:
Барышников О. В.
Вологда
2002
Оглавление:
Вступление.....................................................................2
Основная часть.................................................................4
Исторические корни тоталитаризма...............................................4
Националистические движения....................................................6
Психологические предпосылки тоталитаризма.....................................10
ХАРАКТЕРИСТИКА ТОТАЛИТАРИЗМА..................................................12
Характеристика сталинистского режима..........................................19
Идеологические и политические парадигмы.......................................20
Заключение....................................................................27
Используемая литература.......................................................28
Вступление.
По своему происхождению человек как биологический вид — общественное
существо. Люди жили сообществами, которые соответствовали их глубинным
социальным инстинктам взаимопомощи, родами, племенами, общинами и их
объединениями. Труд, быт и иная деятельность человека на протяжении
тысячелетий определялись традициями и обычным правом, функциональные различия
между членами общества носили временный характер и не сопровождались
социальными привилегиями. Военные задачи и потребность в координации
хозяйственных усилий общин способствовали постепенной концентрации и
закреплению властных функций в руках верхушки вождей и жрецов. Так сложилась
постоянная власть, из которой 5-6 тысяч лет назад выросло государство —
могущественная машина для обеспечения экономического и политического
господства над угнетенными массами.
Государство стало не просто орудием экономически доминирующего класса; оно
приобрело собственные интересы и цели. Выделившись из общества как внешняя,
подавляющая и регулирующая сила, оно присвоило себе, в первую очередь,
монополию на принятие общих решений и на применение насилия.
В ходе исторического развития совершенствовались и механизмы государственного
воздействия, а полномочия властных аппаратов неуклонно росли. В феодальной
Европе сохранялась автономия общин, союзов, цехов, ассоциаций, братств и т.
д., государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь.
Но по мере становления буржуазных отношений традиционные общественные
институты оказались под двойным давлением — со стороны абсолютистской власти
и со стороны растущего капитализма, поддерживаемого, поощряемого, а иногда
даже насаждаемого государством. В результате социальные связи, основанные на
нормах солидарности и взаимопомощи, подверглись размыванию и разрушению. В
двадцатом веке государство во многих странах приобрело новое качество –
полностью подчинять граждан своей воле и регулировать их поведение в
соответствие со своими интересами. Такой режим взаимодействия государства с
обществом получил название-тоталитаризм.
Основная часть
Исторические корни тоталитаризма.
К разрушению традиционных самоуправленческих структур в Европе вело развитие
капитализма, распространение конкурентных нормативных ценностей. Субъекты
рыночных отношений действуют не "общественно", а распыленно, разрозненно и
несогласованно; итог их деятельности предвидеть невозможно. Он становится
результатом стихийно сложившегося соотношения сил. При этом люди "не в
состоянии непосредственно и сознательно договориться о том, что им следует
делать с их общими ресурсами (силой, знаниями, средствами производства,
природой). Действуя через рынок, индивиды лишены возможности совместно
определять условия развития своей социальной среды. Раскол общества на
множество разрозненных и эгоистических субъектов чем дальше, тем больше
требовал усиления значения внешнего фактора — государства, создавал
благоприятные условия для нарастания этатистских тенденций.
По мере расширения функций политической власти развивалось и представление об
идеальном и совершенном государстве. Долгое время оно оставалось уделом
философов и мыслителей, теоретиков. Так, еще в проекте Платона каждому члену
социума предстояло выполнять строго определенную, необходимую и предписанную
ему роль, а управлять всем должны были мудрецы, ученые, могущие предвидеть
ход событий и руководить им. Те же черты были характерны и для последующих
утопий этого рода — от откровенно абсолютистских, аристократических и
олигархических до коммунистических. Развитие науки и рациональной философии
еще более укрепило взгляд на государство как носителя разума среди хаоса
борющихся друг с другом сил, людей и интересов.
Утвердившаяся в XIX веке фабричная организация хозяйства стала материальной
основой для осуществления старых утопий. Она требовала формальной
рационализации, строгой научности и предсказуемости в жизни социума.
Индустриальная система производства предполагала особый тип разделения труда,
доходящий до детальной специализации в выполнении задач и функций в рамках
больших экономических комплексов. Таким образом, запрограммировано детальное
разграничение между руководителями и исполнителями конкретных, частичных
операций, а вместе с тем — наличие управляющих и управляемых, отчуждение и
эксплуатация. Работник оказывался оторванным от процессов принятия решений,
он становился роботом, выполняющим конкретные поручения вышестоящего
начальства, не постигая их смысла и цели. Начала складываться система,
получившая название индустриализма. Она "подвергает неодолимому принуждению
каждого отдельного человека, формируя его жизненный стиль". Сферой
рационализации и формализации оказались все отрасли человеческой
деятельности, произошла "замена внутренней приверженности привычным нравам и
обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса", то есть
материальной выгоды и господства над другими людьми и всем окружающим. За
людьми сохранялись в лучшем случае права периодически отбирать наиболее
способных начальников и правителей, но не возможности самоуправления.
Еще одной авторитарной тенденцией стала прогрессирующая милитаризация. С
распространением всеобщей обязательной воинской повинности и культа армий,
во многих европейских странах структура общества приобретала некоторые черты
военной иерархии. Прошедшие армейскую службу массы людей усваивали навыки
покорности и повиновения, привычку подчиняться вышестоящим, не думая о
существе и смысле приказов.
Взгляды о взаимоотношениях между государствами и народами формировались
в духе вывода о биологической "естественности" борьбы между людьми. В XIX в.
сложилась теория наций и национальных государств как целостных организмов. В
действительности же не нации, развиваясь, создавали свои государства, а,
напротив, государства конструировали нации. Они силой устанавливали границы
контролируемой ими территории, подавляли реальные языковые, культурные и
региональные различия, а затем для обоснования и оправдания собственного
господства выдвигали национальную идею, то есть представление о своей
естественности, об общности интересов своих подданных (нации), об их
принципиальном отличии от других людей и народов (вследствие расы, "крови и
почвы", характера или мифического "национального духа") и, наконец, о том,
что именно государство воплощает и защищает эти особые черты.
Националистические движения
Оформление "государств-наций" в Европе сопровождалось возникновением
массовых националистических движений.
Во Франции первым из них считают бонапартизм 1848-1851 гг., приведший к
восстановлению империи. Большинство его сторонников — люмпен-пролетариат,
пострадавшая от кризиса и опутанная долгами мелкая буржуазия, крестьянство,
часть городских трудящихся — протестовало против налогов, ненавидело богачей и
верило в то, что сильное националистическое правительство послужит защитой их
интересов. Несколько десятилетий спустя, в условиях роста социального
недовольства и распространения реваншистских настроений после утраты Эльзаса и
Лотарингии появилось мелкобуржуазное движение генерала Буланже (1887-1889
гг.). Характерно, что оно выступало не как консервативно-монархическая, а как
обновленческая, даже республиканская сила. Националистические идеи и требования
авторитарной государственной власти сочетались у буланжистов (особенно у
созданной в 1882 г. "Лиги патриотов" во главе с М.Барресом) с агитацией за
ограничение крупных состояний, за покровительство "национальным рабочим" и
даже за "социалистическую программу". В 1890-е гг. на политическую арену вышло
антисемитское движение, объединившее лавочников, торговцев, крестьян,
ремесленников, которые разорялись из-за развития фабрик, заводов, крупных
капиталистических магазинов. Пик его активности и влияния был связан с делом
Дрейфуса — французского офицера, еврея по происхождению, ложно обвиненного в
шпионаже. Оно вступило в союз с традиционными правыми силами и частью военщины
в попытке свергнуть республиканский режим и захватить власть.
Протофашистская группировка "Аксьон франсэз" была создана в 1898 г. лидером
антисемитского движения Ш.Моррасом. Она пропагандировала идеи интегрального
национализма, жесткой корпоративной организации общества и борьбы с
внутренними и внешними врагами, выступала за авторитарно-монархический режим
с традиционалистскими чертами. Нередко она прибегала к террору против левых и
демократов. В 20-е — 30-е гг. XX века на основе "Аксьон франсэз" и других
подобных организаций сложилось французское фашистское движение. Но оно
никогда не достигло масштабов, сравнимых с его итальянским или немецким
аналогом, так и не разорвало связи с традиционно-монархической, клерикальной
и феодально-консервативной идеологией..
В Германии нарастание националистических настроений стимулировалось
войнами с Наполеоном в начале XIX века, и объединением страны, которое
произошло под эгидой Пруссии. Созданная в результате династических войн
"железом и кровью" Германская империя представляла собой милитаристское,
националистическое и деспотическое государство, правящие круги которого нередко
прибегали к бонапартистским методам. Прусские консерваторы, возглавляемые
рейхсканцлером О. фон Бисмарком, пытались опереться н крестьян, ремесленников и
торговцев с их сословными представлениями, "использовать антикапиталистические
настроения этих слоев убедить их в том, что землевладельцы являются их
естественным] союзниками против эксплуататоров, фабрикантов и банкиров". В
противовес растущему рабочему движению была выдвинута идея "государственного
социализма", как средства преодоления общественных несправедливостей
посредством социальных реформ, осуществляемых сверху монархическим режимом..
В антисемитской публицистике О. Глагау, В. Марра, Е. Дюринга и других
проводились идеи национального, немецкого социализма, расовой борьбы,
различий между созидающим и паразитическим капиталом. Первая политическая
организация движения, "Лига антисемитов" имела тайное членство и была
построена на жестких принципах вождизма. Лига собрала сотни тысяч подписей
под петицией за ограничение гражданских прав евреев, а в 1880 г.
организованные ею террористические банды устроили серию еврейских погромов.
В 80-х гг. возникло международное объединение антисемитов из Германии,
России и Австро-Венгрии, которое провело в Дрездене два международных
конгресса.
"Немецкий союз антисемитов" провозгласил в 1884 г. необходимость "далеко
идущей социальной реформы", чтобы прекратить эксплуатацию немецких рабочих
"еврейским капиталом". биржевыми прибылями, защиты крестьян, укрепления
цеховой организации ремесла, устранения классовой борьбы и установления
гармонии между трудом и "национальным" капиталом.
В последующие годы в антисемитском лагере происходили расколы и объединения.
С 1890 г. он был представлен в германском парламенте. В 1914 . группировки
антисемитов слились в движение "дойч-фёлькише", которое опиралось на
многотысячные общественные организации — молодежные, спортивные,
крестьянские, союз приказчиков, "Немецко-национальный рабочий союз". Его
расистские, националистические и экспансионистские идеи пользовались
поддержкой властей и таких объединений, как "Пангерманский союз".
"Фёлькише" развили и довели до крайности "идеологию крови и почвы" об особых
качествах германской нации, призванных обеспечить ей мировую гегемонию.
В Италии, в отличие от Германии, политическое объединение страны было
результатом массового революционного и демократического движения —
Рисорджименто.. Уже в тот период выдвигались идеи прославления творящей воли
сильной героической личности — вождя, возрождения "великой Италии".
Дальнейшим шагом в развитии правого экстремизма было создание Итальянской
националистической ассоциации (1910 г.). Первый ее идеолог Э.Коррадини
заявлял о существовании старых, косных, "плутократических и статичных" наций
(Франции, Англии) и противостоящих им бедных, оттесненных и сдерживаемых в
своем имперском развитии "пролетарских наций", к которым он относил Италию.
Отсюда следовал вывод о необходимости внутреннего классового мира и
"справедливой", "моральной" войны за "воскрешение нации. Другим источником
итальянского фашизма — помимо национализма и консервативного романтизма —
стало движение "футуристов": авангардистское и антитрадиционалистское
художественное течение.
Психологические предпосылки тоталитаризма.
Почему же люди становились участниками фашистского движения?
Психологические мотивы, которыми они руководствовались, сформировались
прежде всего под влиянием распада устоявшихся общественных отношений. В
эпоху господства гигантских концернов и бюрократических структур
окончательно складывалось из разрозненных индивидов так называемое "массовое
общество" с аморфной социальной структурой. Если прежде человек был в
значительной мере растворен в системе традиционных групповых, местных,
религиозных и иных связей, то теперь он оказывался один на один с миром и
потому ощущал утрату своего места в социуме, потерю самого смысла
существования. "Ему угрожают, — писал известный психоаналитик Э.Фромм, —
мощные силы, стоящие над личностью, — капитал и рынок. Его отношения с
собратьями, в каждом из которых он видит возможного конкурента, приобрели
характер отчужденности и враждебности... Человек подавлен ощущением своей
ничтожности и беспомощности ".
В 1920-е — 1930-е годы в ряде индустриальных стран среди широких слоев
мелких и средних собственников, разочарованных в беспрепятственной
капиталистической конкуренции и в способности буржуазно-демократического
государства обеспечить им благосостояние, стабильность и приемлемый
социальный статус, распространилась идея создания нового государства,
которое защищало бы их классовые интересы. Фашистские лозунги, направленные
против господства крупного капитала, находили наибольший отклик именно в
среде мелких предпринимателей, торговцев, лавочников, ремесленников и
служащих. Им, бунтовавшим против своих могущественных монополистических
конкурентов и банков, импонировали заявления вождей, которые именовали их,
"маленьких людей", исполнителями высшей миссии нации, истории и провидения,
средоточием воли и активности.
Таким образом, массовое сознание оказалось в значительной мере подготовленным
к восприятию тоталитаризма всей предшествующей историей развития капитализма
и государства. Но в то же время, ни в Германии, ни в Италии "большинство
народа не желало фашизма и выбор ему не принадлежал. Муссолини и Гитлер
пришли к власти тогда, когда, об этом договорились сравнительно небольшие
клики, при чем они следовали соответствующему решению высших хозяйственных
кругов, которые пришли к выводу, что фашизм станет выходом из переживаемых
ими трудностей".
Характеристика тоталитаризма.
Как известно, абсолютистских, диктаторских режимов было в истории великое
множество, в древности существовали перманентные деспотии и эпизодические
тирании. До Американской и Французской революций автократические,
авторитарные системы власти господствовали в мире, а в различных формах они
сохраняются и поныне. Но в XX веке появился их особый вид, отличный как от
авторитарных режимов, так и от все более распространявшихся
республиканских, парламентских демократий. Этот жестоковластный режим и
получил название тоталитаризм.
Каталог особых черт тоталитарной системы впервые был составлен 40 лет назад
американскими политологами К. Фридрихом и З. Бжезинским (их концепция была
названа "тоталитарным синдромом"). Впоследствии он многократно
корректировался и существует во множестве вариаций. Системных признаков
"общей модели" шесть: господство одной массовой партии с харизматическим
лидером, унитарная идеология, монополия массовой информации, монополия на
вооружения, террористический полицейский контроль, централизованный контроль
над экономикой.
Эти признаки по-разному проявляются уже в двух основных подтипах тоталитарных
режимов — фашистско-нацистском и коммунистически-сталинистском. Они по-
разному действовали в странах первой тоталитарной волны 20-30-х годов
(Италия, Германия, СССР) и в странах второй волны военных и послевоенных лет
(вовлеченных в орбиту Германии или СССР).
Едва ли не самой важной особенностью тоталитарных режимов, было создание и
поддержание развитой, устойчивой "взаимосвязи" между "верхом" и "низами",
Страницы: 1, 2