Курсовая: Торговля в 19 веке

росте данной отрасли.

В условиях промышленного подъема 1890-х годов происходила вторая волна

учредительской лихорадки. Так, в 1893—1900 годах ко­личество акционерных

обществ возросло с 648 до 1369. Но в отличие от первого этапа, акционерный

капитал стал направляться в основ­ном в промышленное производство. Если в

1870—1880-е годы акци­онерные общества возникали прежде всего в легкой

промышленно­сти, то в 1890-е годы — в тяжелой, причем их капиталы

направлялись на строительство новых предприятий в недавно освоенных регионах

(юг Украины, район Баку).

Не менее важной сферой мобилизации частных капиталов яв­лялось банковское

дело. В 1864—1873 годах было учреждено около 40 акционерных банков, среди

них: Частный коммерческий банк (1864) в Петербурге, Московский купеческий банк

(1866). Причем с самого начала они занимали большой удельный вес в совокупных

ресурсах страны: пять крупнейших банков уже в 1875—1881 годы ох­ватывали около

половины, а 12 банков — до 75% всех банковских ре­сурсов России. В те же годы

самым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системы

этого периода было наличие банков земельного кредита, в том числе

государственного Дворянского земельного банка (1885), которые по-прежнему

отвле­кали денежные ссуды от их производительного использования в аг­рарном

секторе[15].

2.3. Роль монополий в развитии торговли.

Формирование рыночной экономики России имело свои специ­фические особенности.

Россия, как и Германия, позже других европей­ских стран вступила на этот

путь, то есть была в роли догоняющей стра­ны, что позволило ей во многом

использовать их капиталы, их положительный опыт в науке, технике, в

организации производства.

В 1880-х годах появились первые русские монополии в промыш­ленности и

первое картельное объединение двух петербургских акцио­нерных банков —

Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако первое

монополистическое объединение в России воз­никло не в промышленности, а в

страховом деле: в 1875 году восемь страховых компаний подписали Конвенцию

общего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которые

остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия

[16].

Первая промышленная монополия была основана в 1882 году, когда пять заводов по

производству стальных рельсов образовали Союз рельсовых фабрикантов

сроком на пять лет. Этот союз имел признаки простейшего синдиката и

контролировал почти все заказы на изго­товление рельсов для железных дорог. За

ним последовало объедине­ние заводов по изготовлению креплений к

железнодорожным рель­сам (1884), по строительству железнодорожных мостов

(1887), по производству различного железнодорожного оборудования (1889). Из

этого перечня объединений видно, что железнодорожное строи­тельство было одной

из самых мощных и передовых отраслей народ­ного хозяйства. Тем более, что в

этом секторе экономики почти все заводы были новыми, их было немного, что

облегчало сговор пред­принимателей о количестве производимой продукции, о

разделе рын­ка, о ценах, об условиях реализации.

При создании первых монополий в России важную роль сыграл иностранный

капитал. Так, в основе картеля железопрокатных, про­волочных и гвоздильных

заводов (1886) лежал германский капитал.

В 1888 году было заключено картельное соглашение о ценах и разделе рынка между

железопрокатным, проволочным и Путиловским металлическим заводами. В нефтяной

промышленности был образо­ван синдикат с участием предприятий братьев Нобель и

компании Ротшильда, а позже, в 1897 году, обе эти фирмы стали участниками

международного нефтяного соглашения

[17].

Специфика возникновения первой монополии в сахарной про­мышленности

(1887) выражалась в том, что большинство объединив­шихся владельцев сахарных

заводов состояло из крупных помещиков. Через десять лет было создано Общество

сахарозаводчиков, которое контролировало практически все производство сахара в

стране и пользовалось открытой поддержкой правительства. В него входило 206 из

226 существующих заводов[18].

В 1895 году был принят закон, по которому министерство финансов совместно с

сахарозаводчиками определяли заранее на год вперед норму потребления сахара в

стране: по 10,5 фунтов в год, а в Англии в это время душевое потребление

составляло 92 фунта в год. Сахар, произведенный сверх этой нормы, следова­ло

вывозить за границу и продавать там по демпинговым ценам, то есть ниже цен

всероссийского рынка. Так, если внутри страны цена на сахар-рафинад равнялась 6

руб. 15 коп. за пуд, то в Лон­доне он продавался по цене 2 руб. 38 коп. за пуд.

В результате са­харная промышленность была одной из самых прибыльных отрас­лей.

За 1890—1900-е годы вывоз сахара из России увеличился в четыре раза: с 3,3 до

12,5 млн. пуд[19].

Глава 3. Торговля в Саратовской области в конце 19 века.

В пореформенный период Саратовская губерния за­няла заметное место в

общероссийской тор­говле. Этому способствовали развитие аграрного и

промышленного капитализма, рост транспорта. Весьма заметную роль сыграло

уси­ленное строительство железных дорог, которые связали Саратов и Царицын с

различными регионами России. Важное значение для дальнейшего развития

торговли имело волжское пароходство. Ма­газины, лавки, товарные биржи успешно

конкурируют с ярмарка­ми и базарами в розничной и оптовой торговле.

К 90-м годам XIX века на первое место в саратовской торговле выходит продажа

зерна и муки. Саратовское зерно пос­тавлялось в армию и на флот, продавалось

в другие российские губернии, вывозилось за границу. На долю восьми юго-

восточных губерний, в том числе и Саратовской, приходилось не менее 25

процентов экспорта зерна. Усиленно торговал Саратов и мукой, по производству

которой он занимал первое место в Поволжье. Сара­товская мука через

балтийские порты постепенно стала поступать в европейские страны.

Табак занимал в торговле второе место. Разведение табака наладили немецкие

колонисты. Благодаря местной сырьевой базе в Саратове развивается табачная

промышленность, которая изготов­ляла нюхательный и курительный табак, сигары

и папиросы. Три четверти продукции реализовывалось в поволжских губерниях.

Немаловажное значение имела торговля маслом, чему способствовали богатая

сырьевая база и развитая транспортная сеть. С 1883 по 1893 год производство

масла увеличилось с 0,5 миллиона пудов до 1,5 миллиона пудов, производство

колоба (жмыха) достигло 3,5 миллиона пудов. Са­ратовское масло поступало в

сто­личные города, в Астрахань, Киев, Одессу, Ростов-на-Дону

[20].

Традиционным саратовским товаром оставалась соль, которая поступала с

Эльтонского озера. Еще в первой половине XIX века в Саратове реализовывалось

до 4 миллионов пудов соли разных сортов. Ее закупали торговые агенты из

различных губерний, но чаще — из верхневолжских. В 1867 году в Саратове

насчиты­валось 16 солеторговцев, которым принадлежало 86 соляных лаба­зов.

Некоторые из них имели обо­рот соли до 320 тысяч пудов, как, например, купец

Ковалев, владе­лец 5 лабазов. С 1880-х годов из-за истощения Эльтонского

озера началась разработка соляных бо­гатств озера Баскунчак. Близость к

Царицыну и льготные железно­дорожные тарифы позволили от­теснить губернский

центр на вто­рое место в соляной торговле. Вывоз соли из Царицына в

отдель­ные годы доходил до 5 миллио­нов пудов (а из Саратова не до­стигал и 2

млн. пудов). Положе­ние саратовских солеторговцев ухудшило мелководье Волги,

что удорожало доставку сюда соли. Поэтому достигнуть масштабов царицынских

купцов саратовцам так и не удалось.

Долгое время важной торговой статьей являлась продажа рыбы разных сортов и

различ­ной обработки: осетры, белуги, стерляди, судаки, сельди, сазаны, тарань

и другие; соленая, суше­ная, вяленая, мороженая. Боль­шое место среди

продаваемой рыбы занимали осетровые поро­ды. Свыше 90 процентов рыбы поступало

в отдаленные от Волги губернии. Распродажа ее обычно начиналась поздней осенью,

ког­да в Саратов приезжали крупные иногородние рыботорговцы, заку­павшие

одновременно тысячи пудов рыбы. Объем рыбной торговли составлял 3 миллиона

рублей в год. Однако и здесь пальму первен­ства перехватил Царицын, где

продавалось ежегодно до 12 милли­онов пудов рыбы на сумму свыше 15 миллионов

рублей[21].

До 80-х годов Саратов занимался широкой продажей сахара, который поступал из

украинских губерний. Ежегодно продавалось 2 миллиона пудов. Но и тут Царицын,

благодаря строительству железных дорог, устанавливает связи с производителями

сахара и оттесняет Саратов.

На берегу Волги велась лесная торговля. В Саратове насчитывалось 38 лесных

пристаней. 27 из них торговали разнооб­разным лесным материалом, остальные

продавали дрова. В начале 1890-х годов Саратовская губерния выходит на пятое

место по объ­ему лесопильного производства. Лесной материал отправлялся на

Украину, на Дон, на Терек, в Ставрополье.

[22]

Рост потребления нефти и нефтепродуктов в связи с широким использованием в

народном хозяйстве паровых и дизельных ма­шин превратил Волгу в главный путь

доставки топлива из Баку. Саратов и Царицын стали крупными центрами торговли

нефтью, керосином, мазутом. Ведущее место в торговле принадлежало

това­риществу «Братья Нобель».

В Саратове и Царицыне построены к концу века большие емкости для хранения

нефтепродуктов. Их вместимость только в Царицыне составляла почти 20

миллионов пудов. Нефтепродукты поставля­лись в центральные губернии, за

границу. Основными их потребите­лями в крае были транспортные средства,

заводы, мельницы.

В 1882 году в Саратове была открыта товарная биржа. Она выступала посредником в

совершении торговых сделок, упоря­дочивала торговлю. В 1890 году биржа открыла

собственное здание (ул. Радищева, 41)

[23].

В 1872 году в Саратове было занято торговлей (вместе с времен­ными купцами) 859

человек. Среди них купцов 1-й гильдии было 30, 2-й гильдии — 399. Право на

торговлю давали особые свиде­тельства, которые также причисляли к купеческому

сословию. Сви­детельство 1-й гильдии стоило 265 рублей, 2-й гильдии — от 25 до

65 рублей. В документ вносились члены семьи, иногда родители и братья. Тем

самым они причислялись к купечеству. При просрочке свидетельств купцы

переводились в мещанское сословие. На каж­дое торговое или промышленное

заведение купец обязан был поку­пать специальный билет.

[24]

Купцам принадлежали ведущие позиции в Саратовской думе. В 1893 году из 58

гласных 34 были купцами, оказывая влияние на внутреннюю жизнь города.

Заключение.

Таким образом, можно говорить о пике развития торговли России того времени.

Велась бурная торговля как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Основной чертой экономической жизни России в конце 19 века является активное

развитие рыночного хозяйства. Этот процесс зарождался ещё во времена

крепостничества, но именно реформы 1860-1870-х годов открыли широкую улицу

новым социально-экономическим отношениям.

Развитие производства, увеличение производительности труда, широкая

дифференциация производства опосредовали столь развитую торговлю.

С конца XIX в. До начала первой мировой войны объем внутренней торговли в

России увеличился в 1,5 раза. В первом десятилетии ХХ в. при активной роли

иностранного, особенно французского, капитала образуются крупные торговые

монополистические объединения, которые стремятся сосредоточить в своих руках

торговлю хлебом, мясом, рядом промышленных товаров. Однако пережитки

крепостничества сказывались и на торговли. Наряду с передовыми

капиталистическими формами торговли - биржами, стационарными торговыми

предприятиями - в России сохранились и патриархальные формы торговли (

например, ярмарки ).

За 1909 - 1913 гг. внешней товарооборот России возрос в полтора раза по

сравнению с 1904 - 1908 гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составляли

продовольственные товары и сырье, причем на хлеб приходилось 40%. Несколько

возросли размеры промышленного экспорта - тканей, нефти, сахара, металлов,

хотя его доля составляла лишь 10% вывоза. Для завоевания внешних рынков

капиталистические монополии стали использовать демпинг. Так, в Лондоне

русский сахар продавался почти в три раза дешевле, чем на внутреннем рынке.

Рельсовый синдикат продавал на иностранных рынках рельсы на 25 - 30% дешевле,

чем в России. Русские рельсы появились в Румынии, Италии, Дании, Южной

Америке, Японии и даже в Англии.

Русский рынок имел большое значение для развитых капиталистических стран.

Завоевать главенствующее положение на нем особенно стремилась Германия. В ХХ

в. возрос ввоз в Россию немецких машин, станков, оборудования. На втором

месте по внешнеторговому обороту с Россией стояла Англия. Во внешней торговле

царское правительство упорно стремилось к активному балансу в качестве

источника платежей по иностранным займам, к которым оно постоянно прибегало.

Поэтому царизм усиливал политику таможенного протекционизма, выдавал

предпринимателям специальные вывозные премии, возвращал им налоги с товаров,

предназначенных на экспорт, и т. д. С помощью государства русские

внешнеторговые фирмы успешно теснили своих западноевропейских конкурентов в

Иране. Перед войной 50% иранского импорта приходилось на долю России. Сильны

были русские позиции и на рынках других стран Востока - в Китае, Монголии,

Афганистане, Турции.

К концу 19 столетия Саратов превратился в крупный торгово-промышленный город.

Купечество обладало в крае солидной недвижимостью и обогащалось за счет

эксплуатации наемных рабочих. Этот процесс начался раньше, но отчетливо

проявился в 90-е годы. К этому вре­мени капиталистический уклад, несмотря на

пережитки прошло­го, стал господствующим, оказав воздействие на все стороны

наро­дного хозяйства

Библиографический список:

1. Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе. – Тула:

Пересвет, 1995

2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII—XIX вв. – М., 1998

3. Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997

4. Верт Н. История советского государства 1900-1991 (пер. с франц.). 2-е

изд. М.: Прогресс-Академия, 1994

5. Власть и реформы. От самодержавия до Советской России. – СПб., 1996

6. Выбор пути. История России 1861—1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т.

Тертышного. – Екатеринбург, 1995

7. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX — начало ХХ вв. – М., 1995

8. История СССР XIX -начало XX века. Учебник. / Под. ред. И. А. Федосова. –

М., 1981

9. Кабанов П.И., Кузнецов Н.Д. и др. История СССР, 1861-1917. –

М.,Просвещение,1984

10. Ковалевский М.М. Экономический строй России. – СПб.: 1900

11. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993

12. Павленко Н.И. и др. Россия в конце XVII – XIX. – М.:

Просвещение, 1997

13. Поткина И.В., Селунская Н.Б. Россия и модернизация // История СССР. –

1990. – № 4

14. Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998

15. Хромов П.А. Экономическая история СССР. Период промышленного и

монополистического капитализма в России. М.: Высш. школа, 1982

[1] Бовыкин В.И. Россия в мировой

капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 101.

[2] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 77.

[3] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 144.

[4] Бовыкин В.И. Россия в мировой

капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 89.

[5] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 146.

[6] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 88.

[7] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 144

[8] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 146.

[9] Бовыкин В.И. Россия в мировой

капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 69.

[10] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 98.

[11] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 150

[12] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 154.

[13] Бовыкин В.И. Россия в мировой

капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 74.

[14] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 102.

[15] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 160.

[16] Бовыкин В.И. Россия в мировой

капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 88.

[17] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 160.

[18] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 106.

[19] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 163.

[20] Очерки истории Саратовского Поволжья. – Саратов, 1993. Стр. 89.

[21] История Саратовского края. 1590-1917 гг. – Саратов, 1983. Стр. 213.

[22] Любомирова Л.Н.

Крестьяне-дарственники Саратовской губернии в пореформенный период (60 – 90-ые

годы XIX века) // Поволжский край. - Саратов, 1997, № 4

[23] История Саратовского края. 1590-1917 гг. – Саратов, 1983. Стр. 200.

[24] История Саратовского края. 1590-1917 гг. – Саратов, 1983. Стр. 128.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты