росте данной отрасли.
В условиях промышленного подъема 1890-х годов происходила вторая волна
учредительской лихорадки. Так, в 1893—1900 годах количество акционерных
обществ возросло с 648 до 1369. Но в отличие от первого этапа, акционерный
капитал стал направляться в основном в промышленное производство. Если в
1870—1880-е годы акционерные общества возникали прежде всего в легкой
промышленности, то в 1890-е годы — в тяжелой, причем их капиталы
направлялись на строительство новых предприятий в недавно освоенных регионах
(юг Украины, район Баку).
Не менее важной сферой мобилизации частных капиталов являлось банковское
дело. В 1864—1873 годах было учреждено около 40 акционерных банков, среди
них: Частный коммерческий банк (1864) в Петербурге, Московский купеческий банк
(1866). Причем с самого начала они занимали большой удельный вес в совокупных
ресурсах страны: пять крупнейших банков уже в 1875—1881 годы охватывали около
половины, а 12 банков — до 75% всех банковских ресурсов России. В те же годы
самым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системы
этого периода было наличие банков земельного кредита, в том числе
государственного Дворянского земельного банка (1885), которые по-прежнему
отвлекали денежные ссуды от их производительного использования в аграрном
секторе[15].
2.3. Роль монополий в развитии торговли.
Формирование рыночной экономики России имело свои специфические особенности.
Россия, как и Германия, позже других европейских стран вступила на этот
путь, то есть была в роли догоняющей страны, что позволило ей во многом
использовать их капиталы, их положительный опыт в науке, технике, в
организации производства.
В 1880-х годах появились первые русские монополии в промышленности и
первое картельное объединение двух петербургских акционерных банков —
Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако первое
монополистическое объединение в России возникло не в промышленности, а в
страховом деле: в 1875 году восемь страховых компаний подписали Конвенцию
общего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которые
остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия
[16].
Первая промышленная монополия была основана в 1882 году, когда пять заводов по
производству стальных рельсов образовали Союз рельсовых фабрикантов
сроком на пять лет. Этот союз имел признаки простейшего синдиката и
контролировал почти все заказы на изготовление рельсов для железных дорог. За
ним последовало объединение заводов по изготовлению креплений к
железнодорожным рельсам (1884), по строительству железнодорожных мостов
(1887), по производству различного железнодорожного оборудования (1889). Из
этого перечня объединений видно, что железнодорожное строительство было одной
из самых мощных и передовых отраслей народного хозяйства. Тем более, что в
этом секторе экономики почти все заводы были новыми, их было немного, что
облегчало сговор предпринимателей о количестве производимой продукции, о
разделе рынка, о ценах, об условиях реализации.
При создании первых монополий в России важную роль сыграл иностранный
капитал. Так, в основе картеля железопрокатных, проволочных и гвоздильных
заводов (1886) лежал германский капитал.
В 1888 году было заключено картельное соглашение о ценах и разделе рынка между
железопрокатным, проволочным и Путиловским металлическим заводами. В нефтяной
промышленности был образован синдикат с участием предприятий братьев Нобель и
компании Ротшильда, а позже, в 1897 году, обе эти фирмы стали участниками
международного нефтяного соглашения
[17].
Специфика возникновения первой монополии в сахарной промышленности
(1887) выражалась в том, что большинство объединившихся владельцев сахарных
заводов состояло из крупных помещиков. Через десять лет было создано Общество
сахарозаводчиков, которое контролировало практически все производство сахара в
стране и пользовалось открытой поддержкой правительства. В него входило 206 из
226 существующих заводов[18].
В 1895 году был принят закон, по которому министерство финансов совместно с
сахарозаводчиками определяли заранее на год вперед норму потребления сахара в
стране: по 10,5 фунтов в год, а в Англии в это время душевое потребление
составляло 92 фунта в год. Сахар, произведенный сверх этой нормы, следовало
вывозить за границу и продавать там по демпинговым ценам, то есть ниже цен
всероссийского рынка. Так, если внутри страны цена на сахар-рафинад равнялась 6
руб. 15 коп. за пуд, то в Лондоне он продавался по цене 2 руб. 38 коп. за пуд.
В результате сахарная промышленность была одной из самых прибыльных отраслей.
За 1890—1900-е годы вывоз сахара из России увеличился в четыре раза: с 3,3 до
12,5 млн. пуд[19].
Глава 3. Торговля в Саратовской области в конце 19 века.
В пореформенный период Саратовская губерния заняла заметное место в
общероссийской торговле. Этому способствовали развитие аграрного и
промышленного капитализма, рост транспорта. Весьма заметную роль сыграло
усиленное строительство железных дорог, которые связали Саратов и Царицын с
различными регионами России. Важное значение для дальнейшего развития
торговли имело волжское пароходство. Магазины, лавки, товарные биржи успешно
конкурируют с ярмарками и базарами в розничной и оптовой торговле.
К 90-м годам XIX века на первое место в саратовской торговле выходит продажа
зерна и муки. Саратовское зерно поставлялось в армию и на флот, продавалось
в другие российские губернии, вывозилось за границу. На долю восьми юго-
восточных губерний, в том числе и Саратовской, приходилось не менее 25
процентов экспорта зерна. Усиленно торговал Саратов и мукой, по производству
которой он занимал первое место в Поволжье. Саратовская мука через
балтийские порты постепенно стала поступать в европейские страны.
Табак занимал в торговле второе место. Разведение табака наладили немецкие
колонисты. Благодаря местной сырьевой базе в Саратове развивается табачная
промышленность, которая изготовляла нюхательный и курительный табак, сигары
и папиросы. Три четверти продукции реализовывалось в поволжских губерниях.
Немаловажное значение имела торговля маслом, чему способствовали богатая
сырьевая база и развитая транспортная сеть. С 1883 по 1893 год производство
масла увеличилось с 0,5 миллиона пудов до 1,5 миллиона пудов, производство
колоба (жмыха) достигло 3,5 миллиона пудов. Саратовское масло поступало в
столичные города, в Астрахань, Киев, Одессу, Ростов-на-Дону
[20].
Традиционным саратовским товаром оставалась соль, которая поступала с
Эльтонского озера. Еще в первой половине XIX века в Саратове реализовывалось
до 4 миллионов пудов соли разных сортов. Ее закупали торговые агенты из
различных губерний, но чаще — из верхневолжских. В 1867 году в Саратове
насчитывалось 16 солеторговцев, которым принадлежало 86 соляных лабазов.
Некоторые из них имели оборот соли до 320 тысяч пудов, как, например, купец
Ковалев, владелец 5 лабазов. С 1880-х годов из-за истощения Эльтонского
озера началась разработка соляных богатств озера Баскунчак. Близость к
Царицыну и льготные железнодорожные тарифы позволили оттеснить губернский
центр на второе место в соляной торговле. Вывоз соли из Царицына в
отдельные годы доходил до 5 миллионов пудов (а из Саратова не достигал и 2
млн. пудов). Положение саратовских солеторговцев ухудшило мелководье Волги,
что удорожало доставку сюда соли. Поэтому достигнуть масштабов царицынских
купцов саратовцам так и не удалось.
Долгое время важной торговой статьей являлась продажа рыбы разных сортов и
различной обработки: осетры, белуги, стерляди, судаки, сельди, сазаны, тарань
и другие; соленая, сушеная, вяленая, мороженая. Большое место среди
продаваемой рыбы занимали осетровые породы. Свыше 90 процентов рыбы поступало
в отдаленные от Волги губернии. Распродажа ее обычно начиналась поздней осенью,
когда в Саратов приезжали крупные иногородние рыботорговцы, закупавшие
одновременно тысячи пудов рыбы. Объем рыбной торговли составлял 3 миллиона
рублей в год. Однако и здесь пальму первенства перехватил Царицын, где
продавалось ежегодно до 12 миллионов пудов рыбы на сумму свыше 15 миллионов
рублей[21].
До 80-х годов Саратов занимался широкой продажей сахара, который поступал из
украинских губерний. Ежегодно продавалось 2 миллиона пудов. Но и тут Царицын,
благодаря строительству железных дорог, устанавливает связи с производителями
сахара и оттесняет Саратов.
На берегу Волги велась лесная торговля. В Саратове насчитывалось 38 лесных
пристаней. 27 из них торговали разнообразным лесным материалом, остальные
продавали дрова. В начале 1890-х годов Саратовская губерния выходит на пятое
место по объему лесопильного производства. Лесной материал отправлялся на
Украину, на Дон, на Терек, в Ставрополье.
[22]
Рост потребления нефти и нефтепродуктов в связи с широким использованием в
народном хозяйстве паровых и дизельных машин превратил Волгу в главный путь
доставки топлива из Баку. Саратов и Царицын стали крупными центрами торговли
нефтью, керосином, мазутом. Ведущее место в торговле принадлежало
товариществу «Братья Нобель».
В Саратове и Царицыне построены к концу века большие емкости для хранения
нефтепродуктов. Их вместимость только в Царицыне составляла почти 20
миллионов пудов. Нефтепродукты поставлялись в центральные губернии, за
границу. Основными их потребителями в крае были транспортные средства,
заводы, мельницы.
В 1882 году в Саратове была открыта товарная биржа. Она выступала посредником в
совершении торговых сделок, упорядочивала торговлю. В 1890 году биржа открыла
собственное здание (ул. Радищева, 41)
[23].
В 1872 году в Саратове было занято торговлей (вместе с временными купцами) 859
человек. Среди них купцов 1-й гильдии было 30, 2-й гильдии — 399. Право на
торговлю давали особые свидетельства, которые также причисляли к купеческому
сословию. Свидетельство 1-й гильдии стоило 265 рублей, 2-й гильдии — от 25 до
65 рублей. В документ вносились члены семьи, иногда родители и братья. Тем
самым они причислялись к купечеству. При просрочке свидетельств купцы
переводились в мещанское сословие. На каждое торговое или промышленное
заведение купец обязан был покупать специальный билет.
[24]
Купцам принадлежали ведущие позиции в Саратовской думе. В 1893 году из 58
гласных 34 были купцами, оказывая влияние на внутреннюю жизнь города.
Заключение.
Таким образом, можно говорить о пике развития торговли России того времени.
Велась бурная торговля как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Основной чертой экономической жизни России в конце 19 века является активное
развитие рыночного хозяйства. Этот процесс зарождался ещё во времена
крепостничества, но именно реформы 1860-1870-х годов открыли широкую улицу
новым социально-экономическим отношениям.
Развитие производства, увеличение производительности труда, широкая
дифференциация производства опосредовали столь развитую торговлю.
С конца XIX в. До начала первой мировой войны объем внутренней торговли в
России увеличился в 1,5 раза. В первом десятилетии ХХ в. при активной роли
иностранного, особенно французского, капитала образуются крупные торговые
монополистические объединения, которые стремятся сосредоточить в своих руках
торговлю хлебом, мясом, рядом промышленных товаров. Однако пережитки
крепостничества сказывались и на торговли. Наряду с передовыми
капиталистическими формами торговли - биржами, стационарными торговыми
предприятиями - в России сохранились и патриархальные формы торговли (
например, ярмарки ).
За 1909 - 1913 гг. внешней товарооборот России возрос в полтора раза по
сравнению с 1904 - 1908 гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составляли
продовольственные товары и сырье, причем на хлеб приходилось 40%. Несколько
возросли размеры промышленного экспорта - тканей, нефти, сахара, металлов,
хотя его доля составляла лишь 10% вывоза. Для завоевания внешних рынков
капиталистические монополии стали использовать демпинг. Так, в Лондоне
русский сахар продавался почти в три раза дешевле, чем на внутреннем рынке.
Рельсовый синдикат продавал на иностранных рынках рельсы на 25 - 30% дешевле,
чем в России. Русские рельсы появились в Румынии, Италии, Дании, Южной
Америке, Японии и даже в Англии.
Русский рынок имел большое значение для развитых капиталистических стран.
Завоевать главенствующее положение на нем особенно стремилась Германия. В ХХ
в. возрос ввоз в Россию немецких машин, станков, оборудования. На втором
месте по внешнеторговому обороту с Россией стояла Англия. Во внешней торговле
царское правительство упорно стремилось к активному балансу в качестве
источника платежей по иностранным займам, к которым оно постоянно прибегало.
Поэтому царизм усиливал политику таможенного протекционизма, выдавал
предпринимателям специальные вывозные премии, возвращал им налоги с товаров,
предназначенных на экспорт, и т. д. С помощью государства русские
внешнеторговые фирмы успешно теснили своих западноевропейских конкурентов в
Иране. Перед войной 50% иранского импорта приходилось на долю России. Сильны
были русские позиции и на рынках других стран Востока - в Китае, Монголии,
Афганистане, Турции.
К концу 19 столетия Саратов превратился в крупный торгово-промышленный город.
Купечество обладало в крае солидной недвижимостью и обогащалось за счет
эксплуатации наемных рабочих. Этот процесс начался раньше, но отчетливо
проявился в 90-е годы. К этому времени капиталистический уклад, несмотря на
пережитки прошлого, стал господствующим, оказав воздействие на все стороны
народного хозяйства
Библиографический список:
1. Бовыкин В.И. Россия в мировой капиталистической системе. – Тула:
Пересвет, 1995
2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII—XIX вв. – М., 1998
3. Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997
4. Верт Н. История советского государства 1900-1991 (пер. с франц.). 2-е
изд. М.: Прогресс-Академия, 1994
5. Власть и реформы. От самодержавия до Советской России. – СПб., 1996
6. Выбор пути. История России 1861—1938 / Под ред. О.А. Васьковского, А.Т.
Тертышного. – Екатеринбург, 1995
7. Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX — начало ХХ вв. – М., 1995
8. История СССР XIX -начало XX века. Учебник. / Под. ред. И. А. Федосова. –
М., 1981
9. Кабанов П.И., Кузнецов Н.Д. и др. История СССР, 1861-1917. –
М.,Просвещение,1984
10. Ковалевский М.М. Экономический строй России. – СПб.: 1900
11. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993
12. Павленко Н.И. и др. Россия в конце XVII – XIX. – М.:
Просвещение, 1997
13. Поткина И.В., Селунская Н.Б. Россия и модернизация // История СССР. –
1990. – № 4
14. Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998
15. Хромов П.А. Экономическая история СССР. Период промышленного и
монополистического капитализма в России. М.: Высш. школа, 1982
[1] Бовыкин В.И. Россия в мировой
капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 101.
[2] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 77.
[3] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 144.
[4] Бовыкин В.И. Россия в мировой
капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 89.
[5] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 146.
[6] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 88.
[7] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 144
[8] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 146.
[9] Бовыкин В.И. Россия в мировой
капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 69.
[10] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 98.
[11] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 150
[12] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 154.
[13] Бовыкин В.И. Россия в мировой
капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 74.
[14] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 102.
[15] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 160.
[16] Бовыкин В.И. Россия в мировой
капиталистической системе. – Тула: Пересвет, 1995. Стр. 88.
[17] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 160.
[18] Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. Стр. 106.
[19] Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: Филинъ, 1998. Стр. 163.
[20] Очерки истории Саратовского Поволжья. – Саратов, 1993. Стр. 89.
[21] История Саратовского края. 1590-1917 гг. – Саратов, 1983. Стр. 213.
[22] Любомирова Л.Н.
Крестьяне-дарственники Саратовской губернии в пореформенный период (60 – 90-ые
годы XIX века) // Поволжский край. - Саратов, 1997, № 4
[23] История Саратовского края. 1590-1917 гг. – Саратов, 1983. Стр. 200.
[24] История Саратовского края. 1590-1917 гг. – Саратов, 1983. Стр. 128.
Страницы: 1, 2