Курсовая: Становление и развитие государственности Республики Адыгея

различные движения и организации стать стабилизирующим фактором.

На ряду с национально-культурными организациями, нашли свою нишу в

реформировании общества общественные движения и партии Республики Процесс

формирования многопартийности в Республике не закончен, и продолжается как и

в других субъектах федерации. Наиболее массовой является Адыгейская

республиканская организация КПРФ, общественно-политическое движение "Наш дом

- Россия", "Яблоко", право самоуправления трудящихся, "трудовая Адыгея",

"Честь и родина", (преобразованная в марте 1997 года в Российскую народную

республиканскую партию), "Конгресс русских общин" и другие ". Деятельность

партий и движений оказывает влияние на массовое сознания населения, формирует

определенное общественное мнение. Наиболее активно это проявилась в период

обсуждения проекта Конституция Республики Адыгея, выборных компаний. Вместе с

тем, сегодня еще рано утверждать, что в Адыгее имеются влиятельные

политические партии или движения, способные привлечь на свою сторону

значительные массы.

Путь к суверенному государству для каждого народа был не простым. Эта

проблема возникла в первые же годы перестроечного процесса. Обстановка

потребовала диалектического подхода к вопросам возрождения наций и развития

национальных отношений. В основе такого подхода брались ключевые принципы

безусловное соблюдение прав гражданина любой национальности на все территории

страны, реальное наполнение суверенитета республик и новый уровень

самостоятельности всех видов национальной автономии, сохранение целостности

страны как федерации свободных и равноправных республик.

Тот факт, что одни народы образовали союзные республики, другие - автономные

республики, третьи - автономные области и округа, и многие вообще не имели

своих национально-государственных или национально-территориальных

образований, порождала многочисленные проявления их фактического

неравноправия, вызывало не довольствие. На первом съезде народных депутатов

России вносились различные варианты и предложения, направленные на снятия

напряженности между Федерациями и автономиями.

В особой заботе нуждались народы, которые не имели своей национальной

государственности и в силу разных причин не проживали компактно Национально-

культурная автономия не решает всех проблем. Требуется восстановить

утраченную и создать заново национально-территориальную автономию Советских

немцев, крымских татар, турок-месхетинцев, корейцев, греков, курдов и других.

Нужно давать твёрдый отпор шовинистическим настроениям в отношении

национальных меньшинств, в полной мере оценить опасность поднимающего голову

пантюркизма.

В повышении своего статуса крайне нуждались автономные области Применительно

к Северному Кавказу - это Адыгейская и Карчаево-Черкесская автономные

области. На них следовало распространить основные положения, касающиеся

автономных республик. Потому что между ними существовали, причем не всегда

обоснованные, существенные различия. Об это говорит простое сравнение. Так,

Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Абхазская автономные республики по

своему экономическому потенциалу особо не отличались от адыгейской и

Карачаево-Черкесской областей. Некоторые из них и по территории, и по

численности населения даже уступали Адыгеи и Карачаево-Черкессии. Зато в

каждой автономной республике свой университет, несколько ВУЗов, множество

техникумов, культурно-просветительных учреждений Административно-

управленческий аппарат автономной республики больше здесь и Совет Министров и

Министерства, Верховный Совет другие атрибуты власти, через которые местное

население получает дополнительные возможности реализации общенародной

собственности. Есть и другие аспекты. Граждане республики могут стать

заслуженными артистами, художниками, экономистами, носить различные почётные

звания и так далее и всего этого нет не только в автономных областях, но и в

краях, и административных областях. И речь идет о том, что сложившаяся

структура национально-государственного устройства в условиях выравнивания

уровня социально-экономического развития бывших отсталых окраин и

индустриальных центров вошла в противоречие с принципами построения

Федерации. Было бы целесообразным принять специальный загон о правах

национальных групп (национальных меньшинства) конкретизирующий и развивающий

конституционные положения о национальном равноправии, закрепляющий их

политико-правовой статус.

Надо иметь в виду, что в такой огромной многонациональной стране, как Россия

с ее разнообразием условий и уровней социально-экономического, политического,

культурного развития, их исторических традиций, можно использовать

дифференцированный подход, разнообразные гибкие формы связей центра с

республиками- с одними федеративные, а с другими – конфедеративные. При

анализе причин усиления националистических, сепаратистских тенденций важно

учитывать не только социально-экономические фактом, но и феномены массового

сознания социальной психологии, их специфику у различных общественных групп.

В месте с тем важно обеспечить автономиям в составе суверенных республик

действительно равные возможности для развитая экономики, культуры, языка и

т.д.

Процесс национального возрождения потребовал повышения ответственности

государственных и общественных организаций за преодоление трудностей в

национальном строительстве. Тем более, что в этом деле были допущены крупные

недостатки и просчеты. Это и неумение вовремя заметить и предотвратить

осложнение межнациональной cитуации, и пассивность, бездействие или

запаздывание с приищем эффективных мер, тогда, когда межнациональные

конфликты уже выплеснулись наружу; и примиренчество, а то и фактическое

попустительство по отношению к явным националистическим, экстремистским

элементам, злоупотребляющим демократией и гласности.

Основой обновления национальных и национально-государственных отношений в

стране явилось широкая демократизация общества, соблюдение принципа

самоопределения народов. В то же время это не означает ослабления и тем более

разрыва взаимных многообразных и взаимопроникающих связей, ибо это повлекло

бы за собой не предсказуемые негативные последствия для всех народов, не

говоря уже о судьбах отдельных людей.

В вопросах радикальных преобразований федеративного устройства можно выделить

основные проблемы по следующим направлениям.

В области юридического регулирования межнациональных отношений, в

политической сфере и в социальной сфере.

В сложном переплетении национальных взаимоотношений происходило создание

национально-территориальной автономии малочисленных народов Северного

Кавказа, где каждый из них отличался своеобразием. В начале возникла Северо-

Кавказская Республика, которая просуществовала не долго в связи с временным

падением здесь Советской власти. После изгнания отсюда белогвардейцев с 1920

года начался процесс образования национально-территориальной автономии.

Площадь Адыгеи - 7,6 тысячи квадратных километров. Коренные жители адыгейцы.

В области проживают русские, украинцы, армяне, татары, люди других

национальностей. Образование адыгейской автономной области открыло её жителям

широкие перспективы свободного развития, национального возрождения. Оно

явилось важнейшей политической формой ликвидации фактического национального

неравенства.

Процесс обеспечения фактического равенства и создания национально-

территориальной автономии протекал не сам по себе, не стихийно.

Подготовительная работа завершилась съездом народов Терека, на котором была

провозглашена Горская Автономная Советская Социалистическая Республика. 20

января 1926 года ВЦИК РСФСР принял постановление "06 Автономии Горской

Социалистической Республики", состав которой вошло шесть административных

округов Чеченский, Ингушский, Осетинский, Кабардинский, Балкарский,

Карачаевский.

Надо сказать, что государственно-правовой термин "автономная область" возник

не сразу. В декрете ВЦИК от 26 января 1925 года о введении в действие

"Положения" о "Северо-Кавказском крае" имелась глава, посвященная системе

организации, формам детальности органам власти и управления автономных

областей, включенных в край. Автономным областям предоставлялось полная

возможность развивать свои национально-бытовые особенности. Сохранялось их

непосредственное единство с РСФСР и даже с СССР в политическом, военном,

финансово хозяйственном отношениях". По вопросам внутреннего управления,

судоустройства, бюджета автономные области, включенные в состав края, имели

свои представительства в Москве.

И вот в 1991 году Адыгейская автономная область получила статус Советской

Социалистической Республики Адыгея. В соответствии с решением Совета народных

депутатов Адыгейской автономной области, руководствуясь декларацией о

государственном суверенитете РСФСР и Конституцией РСФСР, Верховный Совет

РСФСР постановил: преобразовать Адыгейскую автономную область в существующих

границах.

Советскую Социалистическую Республику Адыгея в составе РСФСР и назначить

выборы в Верховный Совет Адыгейской Республике в порядке и сроки,

установленные Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Надо отметить, что эти процессы носят объективный характер и относятся к ним

следует с должным пониманием и уважением. К сожалению, этой необходимости

уважительного уважения процессам национального возрождения народов не

понимают или не хотят понимать те, кто выступал с позиции сохранения

унитарного государства.

Союзные республики еще могли постаять за себя при решении своих проблем, но

автономное образование встречались с такими трудностями и завалами, которые

преодолеть без помощи республик, а иногда и Союза в целом, практически было

невозможно. В условиях административно-командной системы республики

испытывали противодействие двух сил - центра и ведомств; автономные же

области ко всему этому несли бремя ограничений и от краевых организаций. В

крае практически решалось все: и проблемы кадров, и вопрос использования

трудовых ресурс, и проблема снабжения населения области. Автономия как способ

выражения национальных интересов приобрела аморфный фиктивный характер, по

существу, просто использовалась для прикрытия всевластия и произвола

партийно-бюрократического аппарата края.

В последнее время в этом деле произошли определённые положительный сдвиги.

Население края с пониманием отнеслось к суверенизации Адыгеи.

Важнейшей задачей является сохранение многообразных экономических и

культурных связей. В крае и области имелось не мало предприятий, тесно

связанных между собой технологией. Необходимо было сохранить имеющиеся связи,

и придать, новый импульс их развито, выполнить все совместно намеченные

программы. Ответственная роль интеллигенции, которая должна стать мощным

объединяющим фактором. Нельзя допустить ни одного случая нарушения прав

человека, к какой бы национальности он не относился.

За соблюдением этих договоренностей следил и способствовал их осуществлению

координационной совет, избранный на совместном заседании президиумом и

исполнительных комитетов краевого Совета народных депутатов и Совета народных

депутатов Адыгейской автономной области. В ее состав вошли руководящие

работники края и области. Было подписано совместное заявление президиумов и

исполкомов край совета и Адыгоблсовета.

Дружба наших народов уходят своими корнями в глубокое прошлое. За эти годы

сложились добрые взаимоотношения между людьми разных национальностей. Мы все

сделаем для того, чтобы обретение нового статуса областью впредь

способствовало укреплению и расширению братских взаимоотношений, благотворно

сказалось на судьбах наших народов. Изменение государственно-правового

статуса области не должно разрывать сложившиеся взаимовыгодные экономические,

социально-политические, культурные и иные жизненно важные связи края и

области.

Предоставление самостоятельности области открывает новые возможности для

углубления горизонтальных равноправных и взаимовыгодных отношений.

Считаем необходимым, как и раньше, соблюдать принципы равенства, братства и

добрососедства, отвечающие коренным интересам всех народов. Край и область

многонациональны: адыги, русские, представители других наций живут в Адыгеи,

многие адыги живут, учатся и работают в Краснодарском крае. Сложились прочные

интернациональные семьи и дружные коллективы. Экономические отношения края и

области регулируются договорами с предоставлением режима наибольшего

благоприятствования. Мы обязуемся не применять в одностороннем порядке

экономические меры, дестабилизирующие или наносящие ущерб другой стороне. В

целях реализации настоящего совместного заявления считаем необходимым

создавать координационный Совет, на который возложить согласование всех

вопросов, возникающих в период разделения структур народно-хозяйственного

комплекса края и области.

Адыгейская автономная область стала полноправным субъектом Федерации. Следует

отметить, что суверенизация не означает самоизоляцию. Ведь в крае и области

сложились единые социально-экономические программы, налажены прямые связи

между предприятиями, районами, установились давние культурные связи. Дружба

остается на веки- таково мнение большинства населения региона. "Наша первая

задача, - сказал представитель крайсовета, - сохранить нормальные

межнациональные отношения в крае, где проживают более сто наций и

народностей. Наша дружба продиктована самой жизнью. И главное надо сохранить

экономические связи. Председатель Адыгейского облсовета А.А.Джаримов выразил

уверенность, что и впредь дружбы и согласия между Кубанью и Адыгеей будут

главными факторами взаимодействий.

Хотелось бы надеяться, что так прореагируют на суверенитет и в других

автономных областях, объявивших себя суверенными Республиками. Но к удивлению

и огорчению, кое где не обошлось без противодействий. С болью написал об этом

в газете "Известия" президент. Все черкесской ассоциации Ю.Калмыков. Он

рассказал о нарушении прав автономии Карачаево-Черкессии, которая объявила

себя республикой и вышла с состава Ставропольского края. Но по воле

консервативных сил она оказалась в сложном положении.

Никто не согласится с претензиями на земли, закрепленные за автономные

образованьями, они веками принадлежали представителям коренных народностей.

Это пока все, что у них осталось от всевластия административно-командной

системы. Никто не претендует на территории занятые казачьими станицами (такие

слухи тоже с чей-то подачи активно распространяются).

Анализ показывает, что дороги к суверенитету народов Северного Кавказа

оказались не легкими. Результата исторического развития свидетельствуют о

том, что у нас был реализован не принцип национальности, а принцип избранных

наций. Сталинское определение нации - "нация есть исторически сложившаяся

устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории,

экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности

культуры" - оказалась идеальным инструментом при реализации этого принципа.

Определения нации по существу никакого не было, поскольку в нем не

указывались признаки, по которым можно было бы отличить нацию от других

этнических общностей. Поэтому было очень легко награждать одни народы

статусом нации, другие относить к народностям, третий - к национальным

группам. И все это считалось якобы соответствующим марксистско-ленинской

теории нации.

Принцип стал господствующим в наше время, когда суверенизация охватила все

республики, автономные национально-государственные образования. Но

суверенизация не должна вести к самоизоляции той или иной нации. Эволюция от

унитаризма до Федерации суверенных национальных государств была результатом

признания определённого состояния настроения масс, объективной реальностью,

которую нельзя ни отменить, ни уничтожить силой. Об этом свидетельствует

нелёгкая практика суверенизации народов Северного Кавказа.

3. Новые культурные и образовательные программы.

Адыгея сейчас переживает своего рода культурный ренессанс рассвет творчества

и искусства. В 1995 году в период становления государственности Республики,

созданы симфонический оркестр Министерства культуры, камерный музыкальный

театр, профессиональный оркестр русских народных инструментов. Выставочный

зал преобразован в картинную галерею Министерства культуры. Открыт

национальный музей. Образовался союз композиторов.

На фоне нехватки специалистов разного профиля в Республике создан фонд

развития образования. В соответствии с потребностями народного хозяйства,

Адыгейский Педагогический институт был преобразован в государственный

университет с открытием новых факультетов: экономического, юридического,

прикладной математики и вычислительной технике и лечебного, при активном

содействии Кубанской медицинской академии. Преобразование института в

университет позволила создать и солидную научную базу- открыты очная и

заочная аспирантуры с правом защиты диссертаций.

Солидная база среднего специального образования в Майкопе, позволила

объединив учебные заведения этой системы создать Майкопский Государственный

Технологический институт.

4. Проблемы войны и мира на Кавказе.

На территории Адыгеи сохраняются гражданский мир и межнациональное согласие,

воины которые полыхают вокруг, губительно отражаются на состоянии экономики,

мироощущения и настроении людей.

Высоко ценится роль Республики Адыгея в урегулировании всех межнациональных и

военных конфликтов в нашем общем северокавказском доме.

Многонациональный состав, неравномерность уровней экономического и

культурного развития народов, наличие обострившихся противоречий делают

Северо-Кавказский регион внутренне нестабильным, превращают его в очаг

повышенной напряженности, способствуют возникновению на его территории

вооруженных конфликтов.

Применительно к субъектам Северного Кавказа Российской Федерации следует

отметить, что заметна» работа по стабилизации обстановки проводится

общественно-политическими организациями. Это относится к таким движениям, как

организация ветеранов, женщин, молодежи, религиозных конфессий, творческой

интеллигенции и другие.

Таким образом в январе 1989 г. возникла влиятельная республиканская

общественно-политическая организация Адыге Хасэ, выступает за социальное и

политическое равноправие всех граждан республики.

Взаимосвязь и взаимозависимость республик огромны. Они соединены множеством

экономических нитей в рамках единого народнохозяйственного комплекса.

Примером добрососедских, взаимовыгодных отношений могут служить связи между

Республикой Адыгея и Краснодарским краем, которые решают многие вопросы

сообща, взвешенно, с предвидением возможных последствий.

Мы живём в хрупком мире. Не нужно много усилий, чтобы его разрушить, но нужно

кропотливая работа, чтобы сохранит его, научиться понимать друг друга, жить в

мире и согласии, делить радость и горе.

Известный фат, что государство и государственность формируются веками.

Заключение.

Из всего сказанного выше очевидна актуальность этой темы. В своей работе я

старалась охватить все сферы государственных преобразований, способствующие

обеспечению становления государственности в Республике Адыгея. Народ Адыгеи -

это народ переживший величайшую из трагедий человечества - геноцид и изгнание

русско-турецкого соперничества на Кавказе. В период русско-турецкого

соперничества, при миграции и переселения в пределы Османской империи,

несмотря на холод и голод эпидемии, оказавшись на грани исчезновения сумели

выжить.

Это Кавказская война, в угоду которой были принесены огромные человеческие

жертвы, болью отзываются в сердцах многих россиян. Пусть память об этих

трагических событиях останется в ваших сердцах и служит всем нам

предостережением от новых трагедий.

Но несмотря на все трудности, в наши дни Республика Адыгея состоялась как

самостоятельный субъект Федерации. Адыгея является оазисом спокойствия в

океане бушующих страстей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "Об

Адыгейской автономной области". Принят на IV сессии Верховного Совета РСФСР

десятого созыва 2 декабря 1981 г.- Москва –1982 г.

2. Абудов Е.А. "Партия во главе национально- государственного строительства

народов Северного Кавказа 1917-1937 гг. -Ростов –1984 г.

3. Беджанов М.Б. "Проблемы национальных отношений на Северном Кавказе и пути

их решения" - Майкоп –1997 г.

4. Беджанов М.Б. "Развитие межнациональных отношений на современном этапе." -

Майкоп –1993 г.

5 Беджанов М.Б. "На пути национального возрождения" – Майкоп. 1992 г.

6. Н.Ф. Бугай Национально-государственное строительство Российской Федерации-

Северный Кавказ (1917-1941 гг ) - Майкоп-1995 г.

7. А.А. Джаримов "Адыгея: от автономии к республике ". -Москва –1995 г.

8. Мекулов Д.Х. "Адыгея: от автономии к суверенитету (1992-1992 гг.)"-Майкоп

–1992 г.

9. Меретуков М.А., Малых С.Н., Аутлев М.Г. "Сборник статей по истории Адыгеи

". -Майкоп –1967 г.

10. Хаджебиеков Р.Г., "Республика Адыгея: Проблемы реформирования общества (

80-90-е годы) - Майкоп –1997 г.

11. Республика Адыгея - 6 лет., (Материалы к дню информации населения

республики Адыгея) –Майкоп. –1997 г.

[1] Абулов Е.А. "Партия во главе

национально-государственного строительства народов Северного Кавказа 1917-1937

гг.", - Ростов. - 1984 г. стр. 38

[2] Беджанов М Б "На пути национального возрождения " - Майкоп -1992 г –стр. 90

[3] М. Б. Беджанов "Проблемы национальных

отношений на Северном Кавказе и пути их решения " -Майкоп -1997г –стр. 198

[4] Р.Г. Хаджебиеков "Проблемы

реформирования общества". - Майкоп. - 1997 год. - стр. 133

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты