Курсовая: Становление и развитие государственности Республики Адыгея

На политической карте Российской Федерации появилась небольшая территория -

Адыгейская автономная область, где бок о бок стали жить адыги, волею судьбы

разделившие свои исконные земли с различными народами: русскими, украинцами,

татарами, армянами и другими.

Адыгейский народ, переживший величайшую из трагедий человечества и изгнание

со своей земли в результате русско-турецкого соперничества на Кавказе, народ,

населявший когда-то обширную территорию Северо-западного Кавказа, хота и в

небольшом количестве, но остался на своей исторической родине и стал центром

притяжения всех адыгов, более чем свыше трехмиллионной диаспоры, разбросанной

по всему свету. Но давала ли национально-территориальная автономия

исчерпывающие возможности для всестороннего осуществления национальных

интересов коренного народа? Нет! В государстве утвердился тоталитарный режим.

В национальной политике главное место заняло псевдотеория превращения всех

наций и народностей тогдашнего СССР в единую нацию - "советский народ".

В середине 80-х городов в Советском Союзе начались демократические процессы,

которые вызвали бурный рост национального самосознания. Конкретным

проявлением этих процессов стало преобразование бывших автономных областей в

Республики. 3 июля 1991 года Верховный Совет Российской Федерации принял

соответствующие Законы. Но до этого дня республика прошла трудный и тернистый

путь.

Адыгеи, выделявшись из Краснодарского края, вот уже семь лет живет и работает

в условиях самостоятельного и полноправного субъекта Российской Федерации. По

историческому результату срок этот равен десятилетиям.

Несмотря на кризис, охвативший все сферы жизни российского общества.

Республика Адыгея состоялась как самостоятельный субъект Федерации. Четвертый

год действуют избранные на демократических началах Президент, Парламент,

сформированный Президентом кабинет Министров, другие республиканские органы

управления, создана судебная система. Утверждена государственная символика

Республики Адыгея -гимн, герб, флаг.

На основе взаимоотношения и сотрудничества, поиска разумных компромиссов,

удалось снять многие проблемы и обеспечить политическую стабильность, мир и

межнациональное согласие в республике.

Важнейшим этапом становления Адыгеи как самостоятельного субъекта Российской

Федерации явилось принятие Декларации о государственном суверенитете

Республики Адыгея 28 июня 1991 года. Принятие Декларации имеет судьбоносное

значение дня адыгской нации, представителей всех национальностей. Декларация

определяла два основных источника, образующих республику.

Первый - это неотъемлемое право адыгской нации на самоопределение.

Второй - исторически сложившаяся общность людей,

проживающих на территории Адыгеи.

В четвёртой статье определено, что граждане Республики Адыгея всех

национальностей составляют народ Адыгеи. Декларация гарантирует одинаковые

политические, экономические, этнические, культурные права всем народам,

проживающим в республике. Несмотря на труднейшие условия, вызванные

жесточайшим социально-экономическим и политическим кризисам в стране, принята

в марте 1995 года Конституция. Республики Адыгея.

Первый съезд адыгского народа, открылся 19 октября 1991 года в городе

Майкопе, проходил в два этапа. На съезде было много приглашенных из братских

республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессия, а также представители

адыгейской диаспоры из многих стран. Впервые за многие годы адыгейский народ

получил возможность свободно высказаться, определить главный принцип своего

национального утверждения - паритетное, равноправное представительство в

органах государственной власти.

Сам народ проявил мудрость, интернационализм и доброжелательность к другим

нациям и народам, прожигающим в Республике, заявил о своей твердости в

отставании коренных интересов.

Осенью 1991 года набирала силу избирательная компания по выборам парламента

Республики Адыгея. Она проходила в спокойной и деловой обстановке Параллельно

проходила компания по выдвижению кандидатур на пост президента Республики

Адыгея Центральной избирательной комиссией были зарегистрированы в качестве

кандидатов на пост главы исполнительной власти (президента) Республики Адыгея

6 тесть кандидатов.

III. Путь к преобразованиям обеспечения становления государственности.

1. Выборы президента.

Выборы президента и Верховного Совета Республики Адыгея состоялись 22 декабря

1991 года. Во втором туре первым президентом Республики Адыгея был избран

Джаримов Аслан Алиевич. Его заслуга в становлении государственности Республики

Адыгеи неоценима. После избрания Президентом он заявил "Я четко представляю

ответственность, которая ложится на плечи главы исполнительной власти, но иначе

жить не могу, когда решается судьба Адыгеи, ее многонационального народ"

[3]. Избрано большинство членов парламента 17 января 1992 года состоялся

первый съезд народов Адыгеи, на нем состоялась инаугурация Президента Съезд

приял обращение к народом Адыгеи, в котором призвал людей всех национальностей

и вероисповеданий, общественные движения, представителей всех поколений

объединить свои усилия для вывода республики из тяжелого экономического

положения. Был сформирован состав Правительства был одобрен Парламентом

2. Первые законы республики Адыгея.

Первым Законом был Закон об изменении наименования республики. Президент

подписал его 23 марта 1992 года

С этого дня она именуется Республика Адыгея в составе Российской Федерации.

Началась новая знаменательная точка отсчета в реальном наступлении

социального и экономического переустройства общества.

В первую очередь Парламент принял Закон государственной атрибутики герб,

флаг, гимн Республики Адыгея. При принятии решения по поводу государственного

флага возникли разногласия в Парламенте. Спор был разрешен при участи

Российской геральдической комиссии Флагом Республики Адыгея стал Флаг предков

- конфедеративных князей черкессии XIX века. Это зеленое полотнище символ

цветущей природы знак приверженности ислама, на нем 12 шитых золотом звезд -

символизирующих 12 адыгейских племён, и 3 золотые скрещенные стрелы в знак

мира направленные наконечниками вверх.

Герб и гимн Республики Адыгея - соответствует национальному духу и истории

Адыгов.

Для того чтобы обеспечить гарантии прав избежать анархии, соблюсти законность

Парламентом был принят Закон "О Президенте Республики Адыгея".

В апреле 199З года Верховным Советом республики был принят Закон о кабинете

Министров который определил структуру, компетенцию, порядок формирования.

Кабинет Министров действует на основе и во исполнение Конституции Республики

Адыгея. Обязан осуществлять управление экономическими и социально-культурными

процессами.

Важным был Закон "О языках народов Республики Адыгея". Ведь сохранив язык,

сохраняется народ. Закон предусматривает также равные права народов Адыгеи на

сохранение и развитие всех языков, обеспечивает равноправное функционирование

русского и адыгейского языков как государственных языков республики,

запрещает ограничивать права граждан Республики по причине незнания одного из

государственных языков.

Конституция Адыгеи -надежная правовая база для развития экономики.

Конституция Республики Адыгея - это твердая и стабильная основа

жизнедеятельности. Верховным Советом образована в марте 1992 года

Конституционная комиссия. Учитывая конкретно-исторические, социально-

культурные и демократические условия в Адыгеи, руководствуясь действовавшей

тогда Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном

суверенитете Республики Адыгея, Конституционная комиссия уже к лету 1993 года

подготовила проект основного Закона. Но после трагических событий сентября -

октября 1993 года изменилась сложившаяся политическая система. 12 декабря

1992 года была принята новая Конституция Российской Федерации.

19 октября 1994 года был подготовлен членами Конституционной комиссии -

проект новой Конституции-основного Закона Республики и вынесен на

рассмотрение Хасэ Республики Адыгея. После конструктивного обсуждения сессия

Законодательного собрания приняла проект и вынесла его на всенародное

обсуждение жителей Адыгеи.

6 марта 1995 года, после 4,5 месячного всенародного обсуждения и двукратного

рассмотрения в Парламенте и последующей тщательной доработки, проект

Конституции был вынесен на окончательное рассмотрение и принятие

Законодательным собранием (Хасэ). - Парламентом Республики Адыгея,

присутствующим в полном составе. В результате трехдневного- скрупулезного

постатейного обсуждения -10 марта 1995 года Конституция Республики Адыгея

была принята - единогласно!

А торжественное ее подписание Президентом Республики Адыгея состоялась 14

марта на втором съезде народов Адыгеи. Конституция - документ высшей

юридической сипы, единый для всех вне зависимости от должности, звания,

национальности, возраста, религии или пола.

IV. Адыгея в Политико-экономическом пространстве России.

1. Особенности проведения экономической реформы в республике.

Становление государственности Адыгеи происходило на фоне тяжелейшего

социально-экономического и общественно-политического кризиса. На этом фоне

началась ломка привычной системы, разрыв хозяйственных связей стал неизбежным

На этом фоне наблюдался спад производства, инфляция, рост цен, неплатежи,

бюджетный дефицит. В этих условиях деятельность государственных органов

власти и управления была направлена на смягчение последствий отрицательных

явлений, поддержание жизнедеятельности людей, в агропромышленном комплексе

взят курс на полное технологическое перевооружение в целях резкого повышения

количества и качества производимой продукции. Осуществлялся жесткий контроль

за деятельностью производственной и финансовой дисциплины.

Уровень промышленного и сельскохозяйственного производства начал падать, были

нарушены научные, культурные, образовательные связи, появилась безработица,

ухудшились условия жизни большинства людей. Продолжается падение

производства.

В 1994 году экономическая политика правительства Республики была направлена

на стабилизацию экономики, на выполнение программ по сдерживанию спада

производства, поддержку жизненно важных отраслей народного хозяйства, мелкого

и среднего предпринимательства, социальную защиту населения.

Было рассмотрено более 30 программ по различным направлениям деятельности. В

Майкопе при поддержке Федерального правительства и Министерства

здравоохранения создается уникальное производство "отечественного

суперчистого инсулина". Создано российско -адыгейско- американское

акционерное общество "Интергаз ".

На основе принятых программ и с учетом ситуации и новых требований

правительством разработан Комплексный прогноз" социально-экономического

развития Республики Адыгея, на период до 2000 - 2005 г.г.", в котором

определены основные направления и перспективы развития отраслей народного

хозяйства. Для того чтобы установить тесную деловую и эффективную связь между

Президентом, Парламентом и Правительством Адыгеи и Федеральными органами

власти в 1992 году в Москве было открыто постоянное представительство

Республики Адыгея.

Многие предприятия Республики целенаправленно работают и находятся в

постоянном поиске выхода из сложившийся обстановки, приспосабливаются к новым

условиям хозяйствования и требованиям рыночной экономики. Они активно ведут

реконструкцию основного производства для обновления и расширения видов

выпускаемой продукции и поиска новых деловых партеров. Спад в сельском

хозяйстве снимается путём внедрения новых форм хозяйствования. Многие

трудоёмкие отрасли производства, в частности свекловодства и овощеводство

переведено на западную технологию. Довольно эффективным признан опыт

приобретения техники на основе долгосрочной аренды -ящинга, через те же

акционерные предприятия агросбыта. Особого внимания заслушивает развитие

коневодства, плодоводства и чаеводста. В апреле 1995 года в президентском

Послании Парламенту Президент Республики Адыгея провозгласил лозунг: "Меньше

политики - больше экономики". Проведена приватизация крупных промышленных

предприятий. В республике указом Президента утверждена программа после

чековой приватизации. Создается на территории Адыгеи свободной экономической

зоне с особым льготным режимом хозяйствования привлекательным для иностранных

и отечественных предпринимателей.

2. Сотрудничество народов в условиях суверенитета.

Многонациональный состав, неравномерность уровней экономического и

культурного развитая народов, многоконфессиональность, наличие обострившихся

противоречий делают Северо-Кавказский регион внутренне нестабильным,

превращают его в очаг повышенной напряженности, способствуют возникновению на

его территории вооруженных конфликтов. Несомненно, что согласие, мир и

стабильность в северокавказских республиках, включая Адыгею, в этих условиях

зависит во многом от позиции общественно-политических организаций, движений и

партий, от их конструктивного сотрудничества со структурами власти.

Существует мнение известных исследователей-историков в частности В. Вьюницкого,

о том, что "единая политическая организация, претендующая на представительство

интересов народов адыгской группы "Адыгэ хасэ", фактически играет сегодня роль

координатора общекавказских акций в республиках, населенных потомками адыгов. В

числе их -организация поддержки абхазов и вербовка добровольцев для частей

Конфедерации народов Кавказа, мощная компания за пересмотр итогов Кавказской

войны и возвращение рассеянных по свету современников на историческую

прародину, превращение её в большое и населенное государство, играющее важную

роль в регионе.[4] Но истинное положение

дел в Северо-Кавказском регионе обстоит по другому:

Во-первых, в республике Адыгее, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской,

т.е. с адыго-язычным населением, нет самостоятельных национальных партий, а

функционируют республиканские организации политических партий Российской

Федерации, придерживающиеся, как правило, в вопросах российского федерализма

и национально-государственного обустройства официальной, федеральной точки

зрения.

Во-вторых, имеющиеся отдельные высказывания о создании над национальной

государственности "по принципу языкового родства" не получили поддержки со

стороны адыгского населения, в частности, адыгейцев, кабардинцев и черкесов.

Развернувшаяся компания за пересмотр итогов Кавказской войны для адыгов,

рассеянных по многим континентам, сводились к достижению объективной оценки

военных событий тех лет, освещению освободительной борьбы, к признанию фата

геноцида царизма по отношению к населению к населению названных регионов.

18 мая 1994 г. Президент России Б.Н. Ельцин выступил с Обращением к народам

Кавказа в связи со 130-летием окончания Кавказской войны, в котором была дана

объективная оценка событиям тех лет.

Документ является основой и для решения проблемы возвращения

соотечественников на историческую прародину. В первой половине 90-х годов в

Республику Адыгея переселилось на постоянное жительство около 200 адыгов, а

вид на жительство получили 870 человек. Безусловно, что эти данные не могут

являться аргументом для утверждения о якобы существующем массовом переселении

в перспективе и в конечном счете создания большого государства. Население

трёх братских республик активно и последовательно отстаивает единое и

целостность федеративного государства.

Применительно к названным субъектам Северного Кавказа Российской Федерации

следует отметить, что заметная работа по стабилизации обстановки проводится

общественно-политическими организациями, что усиливает их роль в

реформировании общеества, способствует ликвидации негативного в их работе.

Наиболее влиятельно народный форум - Адыгэ Хасэ возник в январе 1989 года

одним из первых в республике и превратился в наиболее влиятельную

организацию.

В уставных и программных положениях республиканской общественно-политической

организации Адыгэ Хасэ констатируется, что она основана на принципах

"возрождения социально-экономического, политического и этнокультурного

потенциала адыгов, всех лучших нравственно -этнических норм универсального

адыгского адата и института "адыгэ хабзэ".

Примечательно, что согласно своему Уставу она объединяет граждан "без

различия расы, национальности, пола и религиозных убеждений" и ставит своей

целью способствовать самоопределению адыгского этноса через обретение

политического, экономического суверенитета в составе России, возрождению и

развитию его истории, культуры, традиции и обычаев, содействовать

демократическим процессам.

Организация имеет структурные подразделения в плодах, районах, аулах. Хотя

фиксированного членства в организации нет, в составе организации числится

примерно 10 % населения.

Большое внимание уделяется в настоящее время и со стороны федеральных органов

государственной власти проблеме казачества. На фоне этого в период

активизации казачьего движения на Кубани в январе 1991 года создан Союз

казаков города Майкопа, принят Устав организации, избрано ее правление. Оно

развивается как сугубо русское. Это объясняется тем, что казаки в свое время

сильно пострадали. И поэтому эмоциональность их массовых выступлений вполне

понятно. В этих выступлениях нередко сквозит неприкрытая неприязнь и

агрессивность по отношений к любому неславянскому, особенно мусульманскому,

горскому населению.

Стремление формировать этнополитические образования и развивать национальную

культуру, традиции, обычаи явилось побудительным мотивом, который питает

идеями национальные движения и тем самым определяет современную

этнополитическую ситуацию В 1991 -1993 годах в Адыгее возникли национально-

культурные общества армян "Дружба", татар -"Дуслык", немцев -"Видергебурт"

(Возрождение), греков -"Арго ". Кроме названных организаций и обществ в

республике существуют и другие. В частности, благотворительный фонд

"Историческая родина", осуществляющий связи с адыгской диаспорой; Ны хасэ -

Совет матерей, Союз женщин Адыгеи, Союзов молодёжи Адыгеи и другие.

В 1995 г возникло общественное движение "Единство", пытающиеся объединить

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты