Курсовая: Реформы Петра I

Курсовая: Реформы Петра I

Министерство образования Российской Федерации

Тюменский государственный университет

филиал в г. Пыть-Яхе

Специальность государственное и муниципальное управление

КУРСОВАЯ РАБОТА

Реформы Петра I

Выполнил студент II курса

дневного отделения

Лесовой Сергей Юрьевич

Научный руководитель

г. Пыть-Ях, 2001

Содержание

Введение 3

I. Реформа государственного аппарата

5

1. Сенат 5

2. Эволюция боярской думы 7

3. Коллегии 8

4. Местное самоуправление 9

5. Контрольные органы 12

II. Правовое положение сословий

14

1. Дворяне 14

2. Служивое сословие 15

3. Городское сословие (посадские и городские люди) 16

4. Крестьянство 16

5. Холопы 18

III. Правовые реформы

19

1. Указ о единонаследии 19

2. Формы правовых актов 19

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Введение

Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей до

смерти преобразователя. Их расцвет приходится на расцвет царствования, но

умер император в январе 1725 г., так и не успев довести до конца задуманное.

В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский)

опыт. В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и

точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под

давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям

данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое

сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих

сторон. Война со шведами приняла затяжной характер, была трудной, убыточной и

опасной. Пётр полностью втянулся в военные дела. Он то непосредственно

сражался в первых рядах своего войска, то бросался в Архангельск и в Воронеж

для того, чтобы организовать оборону северных и южных границ страны от

возможных нападений врага. В таких условиях государь не мог думать о

систематических преобразованиях. Его главной заботой становилось добыть

достаточно людей для успешного продолжения войны. Война требовала регулярных

войск: Пётр искал способы их увеличения и лучшего устройства, - и это

обстоятельство подталкивало царя к реформированию военного дела и

переустройству дворянского сословия и, в частности, дворянской службы. Война

требовала денег - и в процессе их поиска Пётр всё больше осознавал

необходимость проведения податной реформы и осуществлении перемен в положении

народов страны и крестьянства в целом. Под давлением военных нужд Пётр спешно

совершил ряд нововведений, разрушавших старые порядки, но ещё не создавали

ничего нового в управлении государством. Господствовал некоторый хаос и чем

дальше, тем больше он давал о себе знать.

Когда после Полтавской победы и Прутского похода военные действия стали менее

напряжёнными, а настроение Петра более уверенным и спокойным, Пётр принялся

приводить в порядок всё, что было сделано им ранее торопливо и по частям. В

последнее десятилетие жизни Петра (1716-1725) была достигнута некоторая система

и налажен новый строй управления. Смысл и цель общественной политики Петра I

заключались в усилении роли, места и значения класса феодалов в государстве. В

результате проведения преобразований тип государства, существовавший до Петра,

не был изменён и в этом отношении Пётр не совершил никакого государственного

переворота. Все перемены должны были лишь совершенствовать старый строй,

придавая ему более культурные европейские формы.

[1]

Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось

Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась

указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился:

пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями,

объявленными указами, утверждёнными докладами и др.

[2]

Реформа государственного аппарата

Многочисленные перестройки, проводимые Петром в области управления

государством, привели к созданию централизованной системы органов

управления. В 1721 г. Петра I провозгласили императором, что означало

дальнейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссийский - записано в

воинском регламенте, - есть монарх самодержавный и неограниченный.

Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог

повелевает».

1. Сенат

В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат. Он был образован как

чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. В него

вошли девять ближайших Петру сановников. Статус нового органа не был

детализирован, это произошло несколько позже - из двух дополнительно принятых

указов стало ясно, что Сенат - постоянно действующий орган.

К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная

деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные

полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.

Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате.

Все указы должны были собственноручно подписываться всеми членами Сената. В

1714 г. меняется порядок принятия решений - вместо единогласного достаточно

было большинства голосов.

В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, при Сенате учреждалась

должность обер-фискала. Последний получал возможность осуществлять надзор за

деятельностью госаппарата, используя систему фискалов.

Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, заседания протоколировались.

С 1722 г. Сенат посылал в провинции сенатора-ревизора. Генерал-прокурор

мог ставить вопрос перед Сенатом о ликвидации пробелов в законодательстве и

осуществлял гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий.

Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на

котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлял

обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский,

приказный и проч.). В 1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в

секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената

переподчинена генерал-прокурору).

В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата,

рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной

инстанции.

В 1718 г. состав Сената кроме назначенных царём членов вошли все президенты

вновь созданных учреждений-коллегий.

В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменён

состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах -

действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями

конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав (за

исключением предшественников военной, морской и иностранной коллегий), и

Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.

Для контроля над деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность

генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь

Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались

должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при

коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должности ракетмейстера

(принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учёт служащих дворян).

Указом «О должности Сената» этот орган получил право издавать собственные

указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений,

регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат,

был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие

дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы

высших государственных чинов, принятие апелляций на судебные решения

коллегий.

Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял

контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть

назначены и отстранены только монархом.

Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления,

вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В

системе этих органов происходили существенные изменения.

2. Эволюция боярской думы

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в

течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей

централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки

иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города.

Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем

трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию.

Боярская дума из органа, вершившего вместе с царём все важнейшие дела в

государстве, к концу XVII в. превратилась в периодически созываемое совещание

приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью

исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

Численность Боярской думы постоянно возрастала, и её внутренняя структура

начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально

выделилась «Ближняя дума» - прототип кабинета министров; ещё одра структура -

Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г.

Боярская дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий

орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии,

координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в

канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8

- 14 человек).

В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации

Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества,

окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый

бюрократический орган. Принципы его формирования и деятельности существенно

отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы.

3. Коллегии

В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: Сенатом были

назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы.

Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора

(заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.

Специальным указом с 1720 г. предписывалось начать производство дел «новым

порядком».

Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:

1) Иностранных дел;

2) Казённых сборов;

3) Юстиции;

4) Ревизионная (бюджетная);

5) Военная;

6) Адмиралтейская;

7) Коммерц (торговая);

8) Штатс-контора (ведение государственных расходов);

9) Берг-Мануфактур (промышленная и горнодобывающая).

В 1721 г. учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722

г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на

которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи

экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции

горнодобычи и монетного дела.

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720),

объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы

учреждения.

Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации

государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций,

разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы

деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - всё

это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.

С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в

Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались уже там.

В 1720 г. в Санкт-Петербурге создан Главный магистрат (на правах

коллегии), координировавший работу всех магистратов и являвшийся для них

апелляционной судебной инстанцией. В 1721 г. принят Устав Главного магистрата,

регламентировавший работу магистратов и городской полиции.

Отраслевой принцип управления, свойственный коллегиям, не был выдержан до

конца: судебные и финансовые функции, помимо специальных, возлагались на иные

отраслевые коллегии (Берг, Мануфактур, Коммерц). Вне сферы контроля коллегий

оставались целые отрасли (полиция, просвещение, медицина, почта). Коллегии не

входили даже в сферу дворцового управления: здесь продолжали действовать

Приказ большого дворца и Канцелярия дворцовых дел. Такой подход к делу

нарушал единство коллежской системы.

Преобразование системы государственных органов изменило характер

государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712

г. последний раз были составлены списки думных чинов. В ходе создания новых

управленческих органов появились новые титулы: канцлер, действительный тайный

и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и

придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась

профессиональной, а чиновничество - привилегированным сословием.

4. Местное управление. Губернские реформы

Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой

модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе

петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г.

введён институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705

г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить

контроль за старой администрацией.

Преобразование местных органов управления началось в городах. В Москве была

создана Бурмистерская палата, которой подчинялись все выборные органы

местного управления (губы). В состав бурмистерских изб входили бурмистры

(выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты.

В 1702 г. отменён институт губных старост и их функции переданы воеводам,

управлявшим делами совместно с выборными дворянскими советами.

В 1708 г. введено новое территориальное деление государства: учреждались восемь

губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг.

Число губерний возросло до одиннадцати.

Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор

(Петербургская и Азовская губернии), объединявшие в своих руках всю

административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по

отраслям управления.

В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трёхзвенная система местного управления и

администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял

обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать

нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из

местного дворянства.

Губернии образовались в следующем порядке: в 1708 г. - Московская,

Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская,

Сибирская; в 1713 г. - Рижская; в 1714 г. - Новгородская; в 1717 г. -

Астраханская.

В качестве основного административного, финансового и судебного органа в

губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернаторе учреждены

ландраты (советники) из местных дворян. Однако в отличие от городского

самоуправления коллегиальный принцип управления в губерниях не прижился.

Во главе провинции стоял обер-комендант, во главе новой административной

единицы (возникла в 1715 г. в дополнение к трёхзвенной системе) - «доли» -

ландрат.

Вторая областная реформа проведена в 1719 г. Суть её заключалась в

следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во

главе этих единиц также поставлены губернаторы, вице-губернаторы, или воеводы.

Провинции делились на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась

непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора юстиции,

Вотчинная) на местах располагали собственным разветвлённым аппаратом из

камериров, комендантов, казначеев. Важную роль играли такие местные конторы,

как камерских дел (раскладка и сбор податей) и рентерейн-казначейства (приём

и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).

В 1719 г. воеводам поручалось наблюдение «за хранением государственного

интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление Церкви,

оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремёслами и за

соблюдением царских указов.

В 1699 г. посадское население было изъято из ведомства воевод и приказов и

передано в ведение Бурмистерской палаты (с 1700 г. - Ратуши). В городах

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты