Курсовая: Реформы Петра I
Министерство образования Российской Федерации
Тюменский государственный университет
филиал в г. Пыть-Яхе
Специальность государственное и муниципальное управление
КУРСОВАЯ РАБОТА
Реформы Петра I
Выполнил студент II курса
дневного отделения
Лесовой Сергей Юрьевич
Научный руководитель
г. Пыть-Ях, 2001
Содержание
Введение 3
I. Реформа государственного аппарата
5
1. Сенат 5
2. Эволюция боярской думы 7
3. Коллегии 8
4. Местное самоуправление 9
5. Контрольные органы 12
II. Правовое положение сословий
14
1. Дворяне 14
2. Служивое сословие 15
3. Городское сословие (посадские и городские люди) 16
4. Крестьянство 16
5. Холопы 18
III. Правовые реформы
19
1. Указ о единонаследии 19
2. Формы правовых актов 19
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Введение
Реформы Петра I начались на рубеже веков и продолжались по нарастающей до
смерти преобразователя. Их расцвет приходится на расцвет царствования, но
умер император в январе 1725 г., так и не успев довести до конца задуманное.
В реформаторской деятельности он учитывал зарубежный (особенно шведский)
опыт. В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и
точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под
давлением военных нужд, одна порождала другую, удовлетворяя требованиям
данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое
сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих
сторон. Война со шведами приняла затяжной характер, была трудной, убыточной и
опасной. Пётр полностью втянулся в военные дела. Он то непосредственно
сражался в первых рядах своего войска, то бросался в Архангельск и в Воронеж
для того, чтобы организовать оборону северных и южных границ страны от
возможных нападений врага. В таких условиях государь не мог думать о
систематических преобразованиях. Его главной заботой становилось добыть
достаточно людей для успешного продолжения войны. Война требовала регулярных
войск: Пётр искал способы их увеличения и лучшего устройства, - и это
обстоятельство подталкивало царя к реформированию военного дела и
переустройству дворянского сословия и, в частности, дворянской службы. Война
требовала денег - и в процессе их поиска Пётр всё больше осознавал
необходимость проведения податной реформы и осуществлении перемен в положении
народов страны и крестьянства в целом. Под давлением военных нужд Пётр спешно
совершил ряд нововведений, разрушавших старые порядки, но ещё не создавали
ничего нового в управлении государством. Господствовал некоторый хаос и чем
дальше, тем больше он давал о себе знать.
Когда после Полтавской победы и Прутского похода военные действия стали менее
напряжёнными, а настроение Петра более уверенным и спокойным, Пётр принялся
приводить в порядок всё, что было сделано им ранее торопливо и по частям. В
последнее десятилетие жизни Петра (1716-1725) была достигнута некоторая система
и налажен новый строй управления. Смысл и цель общественной политики Петра I
заключались в усилении роли, места и значения класса феодалов в государстве. В
результате проведения преобразований тип государства, существовавший до Петра,
не был изменён и в этом отношении Пётр не совершил никакого государственного
переворота. Все перемены должны были лишь совершенствовать старый строй,
придавая ему более культурные европейские формы.
Основным источником права в период становления абсолютной монархии оставалось
Соборное Уложение 1649 г., чья правовая сила неоднократно подтверждалась
указами. В первой четверти XVIII в. круг источников существенно изменился:
пополнился манифестами, именными указами, уставами, регламентами, учреждениями,
объявленными указами, утверждёнными докладами и др.
Реформа государственного аппарата
Многочисленные перестройки, проводимые Петром в области управления
государством, привели к созданию централизованной системы органов
управления. В 1721 г. Петра I провозгласили императором, что означало
дальнейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссийский - записано в
воинском регламенте, - есть монарх самодержавный и неограниченный.
Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог
повелевает».
1. Сенат
В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат. Он был образован как
чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. В него
вошли девять ближайших Петру сановников. Статус нового органа не был
детализирован, это произошло несколько позже - из двух дополнительно принятых
указов стало ясно, что Сенат - постоянно действующий орган.
К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная
деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные
полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.
Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате.
Все указы должны были собственноручно подписываться всеми членами Сената. В
1714 г. меняется порядок принятия решений - вместо единогласного достаточно
было большинства голосов.
В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, при Сенате учреждалась
должность обер-фискала. Последний получал возможность осуществлять надзор за
деятельностью госаппарата, используя систему фискалов.
Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, заседания протоколировались.
С 1722 г. Сенат посылал в провинции сенатора-ревизора. Генерал-прокурор
мог ставить вопрос перед Сенатом о ликвидации пробелов в законодательстве и
осуществлял гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий.
Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на
котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлял
обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский,
приказный и проч.). В 1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в
секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената
переподчинена генерал-прокурору).
В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата,
рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной
инстанции.
В 1718 г. состав Сената кроме назначенных царём членов вошли все президенты
вновь созданных учреждений-коллегий.
В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменён
состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах -
действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями
конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав (за
исключением предшественников военной, морской и иностранной коллегий), и
Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.
Для контроля над деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность
генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь
Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались
должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при
коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должности ракетмейстера
(принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учёт служащих дворян).
Указом «О должности Сената» этот орган получил право издавать собственные
указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений,
регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат,
был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие
дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы
высших государственных чинов, принятие апелляций на судебные решения
коллегий.
Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял
контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть
назначены и отстранены только монархом.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления,
вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В
системе этих органов происходили существенные изменения.
2. Эволюция боярской думы
Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в
течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей
централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки
иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города.
Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем
трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию.
Боярская дума из органа, вершившего вместе с царём все важнейшие дела в
государстве, к концу XVII в. превратилась в периодически созываемое совещание
приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью
исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.
Численность Боярской думы постоянно возрастала, и её внутренняя структура
начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально
выделилась «Ближняя дума» - прототип кабинета министров; ещё одра структура -
Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г.
Боярская дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий
орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии,
координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в
канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8
- 14 человек).
В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации
Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества,
окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый
бюрократический орган. Принципы его формирования и деятельности существенно
отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы.
3. Коллегии
В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: Сенатом были
назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы.
Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора
(заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.
Специальным указом с 1720 г. предписывалось начать производство дел «новым
порядком».
Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:
1) Иностранных дел;
2) Казённых сборов;
3) Юстиции;
4) Ревизионная (бюджетная);
5) Военная;
6) Адмиралтейская;
7) Коммерц (торговая);
8) Штатс-контора (ведение государственных расходов);
9) Берг-Мануфактур (промышленная и горнодобывающая).
В 1721 г. учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722
г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на
которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи
экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции
горнодобычи и монетного дела.
Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720),
объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы
учреждения.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации
государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций,
разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы
деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - всё
это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в
Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались уже там.
В 1720 г. в Санкт-Петербурге создан Главный магистрат (на правах
коллегии), координировавший работу всех магистратов и являвшийся для них
апелляционной судебной инстанцией. В 1721 г. принят Устав Главного магистрата,
регламентировавший работу магистратов и городской полиции.
Отраслевой принцип управления, свойственный коллегиям, не был выдержан до
конца: судебные и финансовые функции, помимо специальных, возлагались на иные
отраслевые коллегии (Берг, Мануфактур, Коммерц). Вне сферы контроля коллегий
оставались целые отрасли (полиция, просвещение, медицина, почта). Коллегии не
входили даже в сферу дворцового управления: здесь продолжали действовать
Приказ большого дворца и Канцелярия дворцовых дел. Такой подход к делу
нарушал единство коллежской системы.
Преобразование системы государственных органов изменило характер
государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712
г. последний раз были составлены списки думных чинов. В ходе создания новых
управленческих органов появились новые титулы: канцлер, действительный тайный
и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и
придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась
профессиональной, а чиновничество - привилегированным сословием.
4. Местное управление. Губернские реформы
Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой
модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе
петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г.
введён институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705
г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить
контроль за старой администрацией.
Преобразование местных органов управления началось в городах. В Москве была
создана Бурмистерская палата, которой подчинялись все выборные органы
местного управления (губы). В состав бурмистерских изб входили бурмистры
(выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты.
В 1702 г. отменён институт губных старост и их функции переданы воеводам,
управлявшим делами совместно с выборными дворянскими советами.
В 1708 г. введено новое территориальное деление государства: учреждались восемь
губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг.
Число губерний возросло до одиннадцати.
Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор
(Петербургская и Азовская губернии), объединявшие в своих руках всю
административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по
отраслям управления.
В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трёхзвенная система местного управления и
администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял
обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать
нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из
местного дворянства.
Губернии образовались в следующем порядке: в 1708 г. - Московская,
Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская,
Сибирская; в 1713 г. - Рижская; в 1714 г. - Новгородская; в 1717 г. -
Астраханская.
В качестве основного административного, финансового и судебного органа в
губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернаторе учреждены
ландраты (советники) из местных дворян. Однако в отличие от городского
самоуправления коллегиальный принцип управления в губерниях не прижился.
Во главе провинции стоял обер-комендант, во главе новой административной
единицы (возникла в 1715 г. в дополнение к трёхзвенной системе) - «доли» -
ландрат.
Вторая областная реформа проведена в 1719 г. Суть её заключалась в
следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во
главе этих единиц также поставлены губернаторы, вице-губернаторы, или воеводы.
Провинции делились на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась
непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора юстиции,
Вотчинная) на местах располагали собственным разветвлённым аппаратом из
камериров, комендантов, казначеев. Важную роль играли такие местные конторы,
как камерских дел (раскладка и сбор податей) и рентерейн-казначейства (приём
и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).
В 1719 г. воеводам поручалось наблюдение «за хранением государственного
интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление Церкви,
оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремёслами и за
соблюдением царских указов.
В 1699 г. посадское население было изъято из ведомства воевод и приказов и
передано в ведение Бурмистерской палаты (с 1700 г. - Ратуши). В городах
Страницы: 1, 2