Курсовая: Роль ОБСЕ в поддержании европейской безопасности

Группа сыграла роль в организации президентских и парламентских выборов в

Чечне в январе 1997г. После выборов она сосредоточила свои усилия на

послевоенной реабилитации. Она включала в себя ускорение возвращения в Чечню

организаций, оказывающих гуманитарную помощь, содействие в обмене пленными и

захоронении трупов, наблюдение за соблюдением прав человека. ОБСЕ также

приняла участие в реконструкции экономики Чечни и ее инфраструктуры,

проводила консультации для представителей местной власти.

2.3.ОБСЕ И НАГОРНО-КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ.

ОБСЕ учавствует в разрешении нагорно-карабахского конфликта с марта 1992г. 24

марта Совет Министров на внеочередном заседании в Хельсинки принял решение о

созыве как можно скорее конференции под эгидой ОБСЕ для принятия решения по

обеспечению мирного урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном,

начавшегося еще в 1988г. Предполагалось, что конференция пройдет в Минске, и

в ней примут участие 11 стран - враждующие стороны (Армения и Азербайджан),

Тройка ОБСЕ (на то время Чехословакия, Германия и Швеция), принимающая страна

(Беларусь) и некоторые заинтересованные государства (Франция, Италия, Россия,

Турция и США). Конференция, однако, не была проведена из-за невозможности

достижения согласия сторон, участвующих в конфликте. Предполагавшиеся

участники, исключая Армению и Азербайджан, встречались в качестве так

называемой «Минской группы», предпринимая попытки ускорить разрешение

конфликта на основе резолюций Совета Безопасности ООН.

В 1993г. Минская группа предложила график постепенного урегулирования, а

именно: применения мер по выводу войск с оккупированных территорий,

реставрации транспорта и коммуникаций, обмена пленными, беспрепятственному

доступу в регион международной гуманитарной помощи, прекращению огня под

наблюдением ОБСЕ и проведению Минской конференции. Эти договоренности не

были приняты. Однако враждующие стороны согласились 12 мая 1994г. принять

решение о прекращении огня, предложенное Российской Федерацией. С тех пор, за

исключением несколько инцидентов, соглашение выполняется.

В сентябре 1994г. страны-участницы ОБСЕ, видя положительные сдвиги в

разрешении конфликта, начали изучать возможность организации присутствия

миротворческих сил в регионе в рамках Главы III Хельсинского документа

1992г., который дал ОБСЕ мандат на проведение операций по поддержке мира.

Консенсус не был достигнут по вопросу о «третьей силе» в миротворчестве, но в

декабре 1994г. саммит в Будапеште принял решение об усилении роли ОБСЕ в

разрешении данного конфликта. Россия стала одним из государств, возглавляющих

Минскую группу, посреднические усилия были увеличены и страны-участницы

объявили о своем намерении обеспечить - на основе резолюции Совета

Безопасности ООН - присутствие в Нагорном Карабахе многонациональных

миротворческих сил, следуя соглашению враждующих сторон о прекращении

конфликта. Планирующая группа была создана в Вене для принятия рекомендаций,

касающихся таких сил.

Венская группа приняла концепцию, касающуюся многонациональной миротворческой

миссии ОБСЕ в Нагорном Карабахе, представленную председателю ОБСЕ 14 июля

1995г. Она включала в себя четыре варианта, три из которых предполагали

введение как вооруженных сил, так и присутствие невооруженных наблюдателей в

количестве от 1500 до 4500 человек, четвертый же предполагал присутствие

только невооруженных наблюдателей. В настоящее время Венская группа проводит

работу по адаптации вариантов к сегодняшнему положению дел в регионе.

В августе 1995г. был назначен личный представитель председателя ОБСЕ по

конфликту, связанному с Минской конференцией ОБСЕ. Его задача -

информирование председателя по вопросам, связанным с Нагорным Карабахом

(особенно по достижению соглашения о прекращении вооруженного конфликта и

созданию условий для размещения миротворческих сил ОБСЕ), ассистирование

Венской группе, помощь сторонам во введении и развитии мер по укреплению

доверия, налаживании прямых контактов, предоставление отчета о действиях в

регионе и сотрудничество по мере необходимости с представителями ООН и

другими международными организациями в Нагорном Карабахе. Офис представителя

расположен в Тбилиси с филиалами в Баку, Ереване и Степанакерте. Ему помогают

пять служащих. Большинство времени уделяется наблюдению за контактами сторон.

В 1996г. на саммите в Лиссабоне председатель ОБСЕ сделал заявление,

поддержанное всеми странами-участницами за исключением Армении. В заявлении

говорилось, что три принципа должны быть положены в основу соглашения по

конфликту в Нагорном Карабахе - территориальная целостность Армении и

Азербайджана, определение правового статуса Нагорного Карабаха на основе

самоопределения и присвоение Карабаху самой широкой автономии в рамках

Азербайджана, а также гарантия безопасности всего населения региона.

В 1997г. председатель решил расширить состав сопредседательствующих стран по

данному вопросу, добавив Россию, Францию и США. Сопредседатели выдвинули

новую мирную инициативу, состоящую из двух ступеней - демилитаризацию линии

фронта и возвращение беженцев, а затем принятие решения о статусе Нагорного

Карабаха. Инициатива провалилась из-за разногласий сторон. В 1998г.

сопредседатели Минской конференции усилили попытки по выдвижению предложений,

приемлемых для обеих сторон. Однако до сегодняшнего времени дело не

продвинулось дальше формальных переговоров.

2.4.МИССИЯ ОБСЕ В МОЛДОВЕ.

Миссия была создана 4 февраля 1993г. и начала свою работу в Кишиневе 25

апреля 1993г. 13 февраля 1995г. был открыт филиал в Тирасполе. Персонал

миссии насчитывает восемь человек. Задачей миссии является создание

всеобъемлющих рамок для диалогов и переговоров и помощь сторонам в конфликте

при их проведении, а также достижение осознания особого статуса

Приднепровского региона. Она информирует о ситуации в регионе, включая

военную ситуацию, и расследует особые случаи нарушения соглашений. Миссия

также работает над выполнением соглашения о полном выводе российских войск из

страны и наблюдает за действиями совместных трехсторонних миротворческих сил,

состоящих из молдавских, приднепровских и российских войск. 20 июля 1994г.

миссия достигла соглашения с Совместной Комиссии по Контролю (органом,

управляющим зоной безопасности, установленной между Приднестровьем и

Молдовой), по которому было разрешено свободно передвигаться в зоне при

расследовании инцидентов и участвовать в заседаниях Комиссии. Соглашение было

возобновлено в сентябре 1997г. На основе принципов сотрудничества с Комиссией

миссия внесла свой вклад в организацию миротворческих операций, проводимых

СКК. Вклад включал в себя закулисное посредничество, когда работа Комиссии

заходила в тупик, создание новых процедурных правил для заседаний СКК и

консультации с военным командованием совместных сил.

В дополнение к этому миссия обеспечивает поддержку в соблюдении прав человека

и прав меньшинств, в демократической трансформации и репатриации беженцев.

Так, например, миссия содействовала правительству Молдовы в выработке закона

о языках, а также расширила свои посреднические полномочия в сферах,

связанных с чувствительными для сторон вопросами, такими как образование и

транспорт, внесла вклад в проведение парламентских и президентских выборов в

Молдове.

Одной из главных задач миссии является содействие в определении особого

статуса Приднестровского региона. Хотя окончательное и полное соглашение пока

еще не достигнуто, встречи президента Молдовы и лидера Приднестровья привели

к заключению 5 июля 1995г. соглашения о неприменении силы и экономического

давления. Соглашение было подписано двумя сторонами, а также представителем

России и главой миссии ОБСЕ.

8 мая 1997г. президенты Молдовы, России и Украины подписали вместе с лидером

Приднестровья и председателем ОБСЕ Меморандум по основам нормализации

отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, в котором обе стороны

конфликта заявили, что их цель - консолидация, как можно скорое определение

статуса их отношений, статуса Приднестровья и разделение компетенций.

В 1998г. работа миссии удовлетворила все стороны, которые выразили надежду,

что ОБСЕ будет продолжать свою деятельность. Миссия была представлена на

молдавской встрече в верхах в Одессе 19-20 марта 1998г., где стороны

обсуждали текст «Мер по укреплению доверия и развитию контактов» и «Протокол

о некоторых приоритетных шагах в достижении политического согласия по

приднестровской проблеме». Было также принято соглашение по российской

военной собственности в восточной Молдове.

Миссия продолжает содействовать сторонам в переговорах всех уровней.

2.5.МИССИЯ ОБСЕ НА УКРАИНЕ.

Миссия начала свою работу 24 ноября 1994г. Штаб-квартира ее расположена в

Киеве, а в апреле 1996г. открыто отделение в Симферополе.

Миссии было доверено установление контактов с властями и политическими

институтами, а также представителями различных общин с целью сбора

информации, помощи в предотвращении разногласий и повышения взаимопонимания.

Задачей миссии также является предоставление регулярных отчетов обо всех

аспектах ситуации в автономной Республике Крым, о факторах, влияющих на

ситуацию и работа по поиску разрешения проблем в этой области. Миссия

способствует соблюдению принципа свободы информации и готовит отчеты о

ситуации с правами человека и соблюдением прав национальных меньшинств в

Крыму.

С начала своего существования наибольшее внимание в своей работе миссия

уделяет вопросу статуса Крыма как автономной части Украины. Круглый стол,

организованный в Локарно в мае 1995г. по инициативе ОБСЕ, внес ощутимый вклад

в продвижение диалога между властями Киева и Симферополя по решению данной

проблемы. Миссия также принимала участие в организации круглого стола в

Голландии в марте 1996г. с целью согласования конституций Крыма и Украины.

Многое в работе миссии связано с вопросами многонациональности Крыма и с

возвращением в Крым более 250 тысяч выселенных людей и их потомков,

подавляющее большинство которых составляют крымские татары. Круглый стол,

организованный при помощи миссии в Ялте в сентябре 1995г., помог в нахождении

путей разрешения связанных с этим проблем. С тех пор миссия, тесно

сотрудничая с другими международными организациями, наблюдает за выполнением

украинских законов о гражданстве крымских татар, а также сотрудничает с

украинскими и узбекскими властями в вопросах, касающихся сохранения

узбекского гражданства, которые затрагивают около 65 тысяч крымских татар. В

июне 1998г. вторая международная конференция по пожертвованиям выделила

несколько миллионов долларов для помощи в реинтеграции бывших

депортированных. Это часть процесса содействия.

Миссия постоянно увеличивает концентрацию усилий в сфере все еще не решенных

экономических и социальных проблем Крыма. Она также провела несколько

семинаров, конференций и симпозиумов, касающихся экономических и

экологических вопросов на Украине.

После того как миссия выполнила часть возложенных на нее задач, Постоянный

Совет принял решение о сокращении ее численности с шести до четырех человек в

декабре 1997г.

2.6.КОНСУЛЬТАТИВНАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБСЕ В БЕЛАРУСИ.

Решение о создании группы было принято Постоянным Советом 18 сентября 1997г.

Она приступила к работе в Минске в феврале 1998г.

Среди многочисленных сфер деятельности, часто осуществляемых при поддержке

специалистов из других международных организаций и стран-членов ОБСЕ, группа

наблюдает за согласием в стране и осуществлением законов, касающихся

демократических институтов и прав человека. Она способствует подготовке

нового закона о выборах и новых законов уголовного кодекса и уголовных

процедур. Другие проекты включают помощь в выработке законов о местных

выборах, подготовку местных наблюдателей, рекомендации по проекту закона о

претензиях граждан к правительственным служащим, анализ СМИ , рекомендации по

расширению плюрализма структур (включая возможные альтернативы для

контролируемых правительством и государством телевидения и радио), а также

анализ экономической ситуации.

Группа предоставляет возможность для открытого диалога в контексте семинаров

и конференций по вопросам, важным для развития демократии и выполнения

законов в Беларуси. Примеры включают семинар «Свободные и честные выборы»,

проведенный в апреле 1998г. и семинар «Демократия, социальная безопасность и

рыночная экономика» в сентябре 1998г.

Группа поддерживает отношения с представителями гражданского населения,

политическими партиями, образовательными институтами с целью активизации

консультаций, касающихся демократизации страны и роли политической оппозиции,

а также граждан и неправительственных международных организаций в наблюдении

за выполнением законов и соблюдением прав человека.

2.7.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕ В ЭСТОНИИ.

Миссия ОБСЕ в Эстонии приступила к работе 15 февраля 1993г. в Таллинне. Она

состоит из шести человек. Ее целью является поддержка ускорения интеграции и

расширение понимания между различными сообществами Эстонии. Миссии поручено

поддерживать отношения с местными и верховными властями Эстонии (в

особенности с теми, кто отвечает за гражданство, миграцию, языковые вопросы,

социальное обеспечение и безработицу), а также с неправительственными

международными организациями, политическими партиями, профсоюзами и СМИ. Она

наделена правом собирать, классифицировать и распространять информацию,

связанную со статусом различных сообществ Эстонии, правами и обязанностями их

членов.

Миссия наблюдает за политикой правительства по расширению и углублению

диалога и понимания между различными сообществами Эстонии, особенно в

отношении принятых поправок к закону о гражданстве, которые призваны

облегчить натурализацию детей, рожденных в Эстонии от лиц без эстонского

гражданства после 1991г. Она поддерживает интеграционную стратегию эстонского

правительства, разработанную осенью 1997г., целью которой является изменение

отношения в обществе к неэтническим эстонцам, уменьшение количества жителей с

нерешенным вопросом о гражданстве, развитие эстонской системы образования как

основного фактора интеграции, улучшение знания уровня эстонского языка среди

неэтнических эстонцев, уменьшение изоляции таких лиц, поддерживание

политической интеграции эстонских граждан, которые не являются эстонцами по

происхождению.

Миссия внесла свой вклад в интеграционные процессы в Эстонии, различные

программы и ряд проектов, многие из которых осуществлялись при поддержке

неправительственных организаций, национальных институтов и иностранных

спонсоров. Она поддерживает создание и работу неправительственных организаций

и содействует им в получении информации о потенциальной роли таких

организаций в политической жизни общества.

В Эстонии ОБСЕ также имеет специального представителя при эстонской

правительственной комиссии по вопросам военных пенсионеров. Его работа не

связана с деятельностью миссии ОБСЕ в Эстонии - он принимает участие в

деятельности данной комиссии, которая была сформирована на основе «Соглашения

по вопросам, касающимся социальных гарантий для военных пенсионеров

Российской Федерации на территории Республики Эстония», подписанным между

двумя странами в июне 1994г. с целью выработки рекомендаций по проблеме места

жительства. Представитель, задачей которого также является информирование

председателя ОБСЕ о работе данной комиссии, приступил к выполнению своих

обязанностей в ноябре 1994г.

2.8.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЕ В ЛАТВИИ.

Миссия ОБСЕ в Латвии была создана в ноябре 1993г. Ее задача - рассматривать и

давать рекомендации по вопросам, связанным с гражданством и сопутствующими

проблемами, обеспечивать информацией институты, организации и лиц,

заинтересованных в диалоге по этим вопросам, собирать сведения и делать

доклады о соблюдении и реализации принципов ОБСЕ.

Деятельность миссии сфокусирована на процессе интеграции основной части

нелатышского населения в латвийское общество. Она включает в себя

рекомендации по разработке связанных с этим законов (о гражданстве, языке,

образовании, приеме на работу, о лицах без гражданства) и наблюдение за их

выполнением, например, за выдачей паспортов негражданам Латвии и экзаменами

на гражданство. Миссия также предпринимает шаги по углублению понимания между

различными сообществами Латвии, часто вместе с неправительственными

организациями.

В дополнение к этому миссия работает с латвийским правительством над

выработкой путей обеспечения мирной интеграции в Латвии, она приветствовала

проведение 3 октября 1998г. референдума, одобрившего поправки к Закону о

гражданстве, принятые латвийским парламентом 22 июня 1998г. с целью

облегчения получения гражданства лицами других национальностей.

После вывода российского военного персонала из Латвии в 1994г. глава миссии

ОБСЕ в Латвии стал представителем ОБСЕ при совместной латышско-российской

комиссии по вопросам военных пенсионеров. Эта комиссия рассматривает

проблемы, связанные с российскими военными пенсионерами, которые остались в

Латвии после вывода российских сил в 1994г.

Еще одна сфера, в которой действует ОБСЕ - это выполнение двухсторонних

соглашений через посредничество представителя ОБСЕ при совместном комитете на

радарной станции в Скрунде. 30 апреля 1994г. Латвия и Россия подписали

«Соглашение об официальном статусе радарной станции на время ее работы и

демонтажа». В июне 1994г. Латвия и Россия попросили ОБСЕ содействовать в

выполнении соглашения. Совместный латышско-российский комитет по выполнению

соглашения под председательством ОБСЕ был создан в мае 1995г. За выполнением

соглашения наблюдает международная инспекция (два раза в год), начиная с

августа 1995г.

31 августа 1998г. Российская федерация выполнила свои обязательства, и

радарная станция перестала функционировать. Окончание разрешения этого

вопроса рассматривается в рамках ОБСЕ как важная мера по укреплению доверия

между двумя странами. В настоящее время радарная станция демонтируется. В

соглашении говорится, что этот процесс должен быть завершен к 29 февраля

2000г.

2.9.МИССИЯ ОБСЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ.

Созданная на основе решения, принятого 1 декабря 1993г. на Римском заседании

Совета Министров, миссия ОБСЕ в Таджикистане начала свою работу в Душанбе 19

февраля 1994г. В октябре 1995г. были открыты три филиала миссии в других

городах республики. Планируется также дальнейшее расширение присутствия.

Задачи миссии - поддержка политической реконструкции, построения демократии и

соблюдения прав человека в Таджикистане. Она направлена для поддержки

контактов и укрепления диалога и доверия между различными регионами и

политическими силами в стране, наблюдения за соблюдением норм и принципов

ОБСЕ, обеспечения путей и средств, посредством которых ОБСЕ может помогать

республике в развитии демократических институтов и процессов.

После открытия трех региональных филиалов миссия начала также следить за

соблюдением прав человека при возвращении беженцев и вынужденных переселенцев

в страну, обращать внимание властей на проблемы, касающиеся данных групп и

делать регулярные доклады, касающиеся решения этих вопросов.

Многое в работе миссии связано с гуманитарной сферой. Она активно участвует в

разрешении проблем, связанных с равноправием граждан и улучшением условий

содержания в тюрьмах. Региональные отделения занимаются вопросами, связанными

с принадлежностью домов и земли, гуманным обращением с заключенными и

призывниками (включая освобождение незаконно задержанных лиц), нахождением

пропавших без вести, ассистируют в развитии местных СМИ и справедливом

распределении местными властями гуманитарной помощи.

Миссия является гарантом Соглашения по миру в Таджикистане, достигнутом в

июне 1997г.

Наибольшую активность она проявляет в разрешении вопросов политического

согласия, возвращения беженцев, военных вопросах.

2.10.СВЯЗНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБСЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

Созданное 16 мая 1995г. решением Постоянного Совета, это отделение начало

работу в Ташкенте в июне 1995г. Кроме главы отделения, в него входят два

эксперта по гуманитарным вопросам и эксперт по экономике и экологии.

Отделение было создано, чтобы более прочно связать пять стран Центральной

Азии - участниц ОБСЕ с этой организацией. Оно проводит работу по выполнению

принятой в 1992г. специальной инициативы ОБСЕ для Центральной Азии. Задачи

отделения - обеспечение институтов ОБСЕ информацией о регионе, поддержание

связей с местными университетами, исследовательскими институтами и

неправительственными организациями, содействие соблюдению принципов ОБСЕ,

помощь в организации региональных семинаров ОБСЕ и подготовке визитов

делегаций ОБСЕ высокого уровня.

Отделение организовало семинары ОБСЕ по региональной безопасности и

укреплению доверия, по проблеме транспортировке наркотиков и предотвращению

преступлений, региональным экологическим проблемам, соблюдению прав человека

и проблемам Аральского моря.

2.11.ЦЕНТРЫ ОБСЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.

23 июля 1998г. Постоянный Совет принял решение о создании трех новых центров

ОБСЕ в Алма-Аты, Ашгабаде и Бишкеке. Открытые в начале 1999г., центры

проводят работу по обеспечению соблюдения принципов ОБСЕ, а также по

поддержке сотрудничества между Казахстаном, Туркменистаном и Киргизией в

рамках ОБСЕ. Особое значение уделяется вопросам экономической, социальной,

экологической и политической безопасности региона.

Центры расширяют контакты и обеспечивают обмен информацией между институтами

ОБСЕ и странами Центральной Азии - участницами ОБСЕ, а также помогают

сотрудничеству стран с другими международными организациями и институтами.

Они поддерживают тесные связи с местными властями, университетами,

исследовательскими институтами и неправительственными организациями.

Как видно, миссии ОБСЕ охватывают весьма широкую сферу деятельности, начиная

от контроля за выполнением различных соглашений и заканчивая помощью полиции.

Вопрос об эффективности деятельности миссий является вопросом рамок

полномочий ОБСЕ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ОБСЕ действует на обширной территории, в основном в регионах, ставших ареной

конфликтов и вооруженных столкновений в результате крушения социалистической

системы и Советского Союза. Именно к таким относятся бывшие советские

республики и, в большой степени, балканские страны. На сегодняшний день можно

говорить о том, что механизм действия ОБСЕ, несмотря на его активность и

наличие разветвленной системы органом, все же неэффективен в предотвращении

потенциальных конфликтов. Тем не менее, анализ миссий ОБСЕ показывает, что

организация действует очень гибко и мобильно, и что вопрос эффективности ее

действия, возможно, связан с ограниченностью ее полномочий. К тому же мир

вновь дал понять, что вопросы конкретных политических амбиций и военно-

стратегических интересов по-прежнему стоят выше, чем абстрактная «всеобщая

безопасность». Тем не менее, ОБСЕ может сконцентрировать свои усилия в других

направлениях, как, например, экологическом или борьбы с преступностью, а

также постконфликтной реабилитации, раз уж механизм предотвращения конфликтов

оказывается пока недееспособным.

1 "Компас", №50, 12.12.96г.

2 Пархалина Т. О новой архитектуре безопасности в Европе// Мировая экономика

и международные отношения. № 12, 1999.

3 Там же.

4 Фридмен Л. Силовой потенциал и вакуум безопасности в Европе// Мировая

экономика и международные отношения. № 2, 1995.

5 Пархалина Т. О новой архитектуре безопасности в Европе// Мировая экономика

и международные отношения. № 12, 1999.

6 Создание новой системы европейской безопасности и роль международных

организаций. М.,1996.

7 USIA Electronic Journals, Vol. 1, # 19, December 1996.

8 USIA Electronic Journals, Vol. 1, # 19, December 1996.

9 Бронислав Геремек: Присутствие ОБСЕ на Балканах способствует стабильности//

Компас № 52, 1998.

10 Там же.

11 http://www.kosovo.usia.co.at

12 http://www.kosovo.usia.co.at

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты