Курсовая: Роль ОБСЕ в поддержании европейской безопасности

выражение работы организации. Они направляются в страны, нуждающиеся, по

мнению ОБСЕ, в помощи для претворения в жизнь политических решений. Как уже

было сказано, ОБСЕ действует во всех фазах развития конфликта: раннее

предупреждение, превентивная дипломатия, содействие в разрешении конфликта,

постконфликтная реабилитация.В общих чертах задачи и цели миссий следующие:

содействовать тем политическим процессам, которые ставят целью предотвратить

или уладить конфликт, а также обеспечить своевременную информированность

представителей ОБСЕ о развитии ситуации в данной стране или регионе. Задачи,

цели и вовлеченность миссий в происходящие в той или иной стране процессы

могут существенно варьироваться, подчеркивая гибкость этого инструмента

урегулирования.

Для всех миссий, однако, ключевыми вопросами являются социальные, вопросы

демократии и обеспечение силы закона. Миссии ОБСЕ отличаются и по количеству

представителей, варьируясь от четырех человек (миссии ОБСЕ по взаимодействию

в Центральной Азии, центры ОБСЕ в Алма-Аты, Ашхабаде и Бишкеке) до более чем

двух тысяч (миссия в Косово).

Все миссии сотрудничают с международными и неправительственными организациями

в сферах своей работы.

Миссии ОБСЕ представлены в Косово, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Эстонии,

Грузии, Латвии, Молдове, Таджикистане, Македонии, а также на Украине.

Представлена ОБСЕ также в Чечне, Албании, Беларуси, Центральной Азии, Алма-

Ате, Ашхабаде, Бишкеке.

Миссии и другие представительства обычно направляются решением Постоянного

Совета с соглашения принимающей страны. Вначале они обычно развертываются на

период от шести месяцев до одного года, и возобновляются по мере

необходимости. Большинство членов миссий назначаются государствами-

участниками и являются представителями гражданских или военных институтов.

Миссии возглавляют главы миссий, представители стран-членов ОБСЕ, которых

назначает председатель организации. Деятельность миссии управляет и

поддерживает Центр по предотвращению конфликтов при Секретариате, Департамент

управления и операций и председатель ОБСЕ.

Миссии начали свою деятельность в первой половине 90-х годов. Их создание

было вызвано необходимостью «предотвратить разгорание внутригосударственных

конфликтов, возможных при смене режимов государственного правления в

Восточной Европе»8.

Зоной наиболее пристального внимания ОБСЕ является юго-восточная Европа.

Четыре самые крупные миссии в данном регионе - миссия ОБСЕ в Косово, миссия

ОБСЕ в Боснии и Герцеговине, миссия ОБСЕ в Хорватии и представительство ОБСЕ

в Албании. Пятая миссия находится в бывшей югославской республике Македония.

Балканы - первый регион, в который были посланы миссии ОБСЕ. Это были миссии

в Косово, Сандьяк и Воеводину в сентябре 1992г. и в бывшую югославскую

республику Македония (осенью того же года).

Миссии и другие представительства ОБСЕ также находятся на Кавказе, восточной

Европе, двух прибалтийских государствах и центральной Азии. Далее

рассмотрена деятельность миссий по регионам.

1.ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА.

В конце 1998г., готовясь к передаче полномочий действующего председателя

ОБСЕ, польский министр иностранных дел Геремек изложил свою точку зрения на

на возможности ОБСЕ в урегулировании ситуации на Балканах. «Конфликт в Косово

поставил под вопрос стабильность на всей территории Балкан и, тем самым, в

Европе. Понятно, что он оказался в эпицентре активности всей международной

общественности. С самого начала ОБСЕ живо реагировала на события в Косово,

сформулировала свои принципы еще в марте ( 1998г.) Активное участие в этой

работе принимала также Россия»9, - подчеркнул Геремек. Он говорил о

взаимодействии НАТО и ОБСЕ, о том, что, несмотря на различия, именно ОБСЕ при

сотрудничестве с НАТО была поручена миссия по реализации резолюций Совета

Безопасности ООН. «Активное присутствие ОБСЕ на Балканах, несомненно,

способствует стабильности в регионе. Миссии ОБСЕ в Боснии и Герцеговине, в

Албании, в Македонии и Хорватии создают стройную систему раннего оповещения

об угрозах и позволяют международной общественности влиять на правильное

развитие демократических институтов и соблюдать права этнических меньшинств в

этих странах. Размещение сил поддержки НАТО в Македонии, призванных

обеспечить возможную эвакуацию наблюдателей ОБСЕ в Косово в случае

возникновения угрозы для ее безопасности, также имеет стабилизирующее влияние

на эту часть Балкан», 10- подчеркнул министр. Также прозвучала надежда, что

под воздействием координированных усилий международного сообщества может уйти

в прошлое понятие «постоянно кипящего балканского котла». К сожалению, на

сегодняшний день приходится признавать, что ОБСЕ оказалась неспособной

предотвратить войну в Югославии, пусть даже ответственность лежит не только

на ней.

1.1. МИССИЯ ОБСЕ В КОСОВО.

Миссия ОБСЕ в Косово - самая многочисленная, наиболее мобильная и

усложненная из всех миссий, предпринятых ОБСЕ. Задачами этой миссии было

обеспечение выполнения резолюций Совета Безопасности ООН 1160 и 1199,

сохранение перемирия, контролирование передвижений войск, обеспечение помощи

в возвращении беженцев и перемещенных лиц, наблюдение за проведением выборов,

помощь в формировании выборных органов самоуправления и полиции, содействие

соблюдению прав человека и построению демократии.

Миссия была сформирована вследствие подписанного 16 октября 1998г. в Белграде

соглашения между ОБСЕ и Республикой Югославия. Его подписали председатель

ОБСЕ, польский министр иностранных дел Бронислав Геремек и югославский

министр иностранных дел Живадин Йованович. Соглашение предусматривало

создание миссии из 2000 невооруженных наблюдателей - представителей стран-

членов ОБСЕ. Миссия была учреждена Постоянным Советом 25 октября 1998г. В

мандате миссии говорилось, что задачами ее является:

- обеспечить согласие между всеми политическими оппонентами в Косово в

соответствии с резолюцией 1199 Совета Безопасности ООН, убедиться, что

противоборствующие стороны соблюдают перемирие и не используют оружие для

репрессий против местного населения, улучшить социальную обстановку и создать

условия для возвращения беженцев и перемещенных лиц; начать содержательный

диалог о выводе политической ситуации из кризиса. Все примеры несогласия или

достижения успеха в решении данных вопросов должны быть сообщены в

Постоянный совет ОБСЕ, Совет Безопасности ООН и другие организации;

- обеспечить тесную связь с силами и организациями, присутствующими в Косово;

- наблюдать за выборами в Косово, гарантировать их открытость и

справедливость в соответствии с принятыми правилами и процедурами;

- оказывать помощь в создании в Косово институтов управления и полицейских сил;

- сообщать Постоянному Совету ОБСЕ, Совету Безопасности ООН и другим органам

и организациям о предпринятых действиях и делать рекомендации по вопросам,

затронутым в резолюции 1199 Совета Безопасности ООН11.

Миссия в Косово была cоздана сроком на 1 год с оговоркой о ее продлении по

запросу Председателя ОБСЕ либо правительства Югославии. Она прибыла в Косово

в октябре 1998г. Штаб-квартира миссии располагалась в Приштине, со связным

офисом в Белграде и местными представительствами в пяти городах края. Позже

были созданы координационные центры в каждой опстине (административной

единице Косова). Некоторые из этих центров имели представительства в

небольших городах и деревнях опстин, их количество варьировалось в

зависимости от обстановки в конкретной местности. Миссия в Косово тесно

сотрудничала с некоторыми международными организациями, в частности с ООН (с

Верховным Комиссаром по делам беженцев), НАТО и Международным Комитетом

Красного Креста.

1.2.МИССИЯ ОБСЕ В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ.

Миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине была создана Советом Министров на

заседании в Будапеште 8 декабря 1995г. для выполнения обязательств,

возложенных на ОБСЕ в рамках мирного соглашения по Боснии и Герцеговине,

подписанного в Дейтоне. Миссия начала работу 29 декабря 1995г., взяв за

основу уже существующую, но более ограниченную миссию ОБСЕ в Сараево,

находящуюся там с октября 1994г.

Штаб-квартира миссии расположена в Сараево, открыто также пять региональных

центров и двадцать более мелких офисов. Миссия состоит из более чем двухсот

международных представителей, что делает ее одной из самых многочисленных

миссий ОБСЕ. Основными функциями ее является содействие в поддержании мира,

демократии и стабильности в Боснии и Герцеговине. Она содействовала

организации и проведению выборов в сентябре 1996г., муниципальных выборов в

сентябре 1997г., выборов в Республике Сербской в ноябре 1997г., национальных

выборов в сентябре 1998г.

Участие в проведении выборов включало создание временной выборной комиссии,

принятие правил и инструментов регулирования, обеспечение организационной,

подготовительной и финансовой поддержки местным избирательным комитетам,

наблюдение за регистрацией избирателей (как в стране так и за ее пределами),

регистрацию партий и кандидатов, обеспечение выполнения результатов выборов.

Эти выборы считались важной составляющей процесса послевоенной реабилитации в

Боснии и Герцеговине.

Выполняя свои обязательства, миссия тесно сотрудничает с международными

организациями и другими представительствами, в частности с миссией ООН в

Боснии и Герцеговине.

1.3.МИССИЯ ОБСЕ В ХОРВАТИИ.

Миссия ОБСЕ в Хорватии призвана помогать, ассистировать и наблюдать за

выполнением всех соглашений и обязательств по двухстороннему возвращению

беженцев и вынужденных переселенцев, защищать права национальных меньшинств в

соответствии с решениями хорватского правительства. Миссия также способствует

развитию демократических институтов и процессов и механизмов по приведению их

в действие. Это включает в себя широкий круг вопросов, связанных с правами

человека в общем, правами меньшинств, местными демократическими институтами,

уважением закона, свободой информации и правовым обеспечением реформ.

На миссию возложено право давать особые рекомендации хорватским властям и

предоставлять, если понадобиться, информацию о ситуации в регионе Постоянному

Совету. Она имеет право сотрудничать с Верховным Комиссаром по делам

национальных меньшинств и использовать его рекомендации. Миссия также тесно

сотрудничает с другими международными институтами и организациями,

представленными в Хорватии, такими как Совет Европы, Наблюдательная Миссия

Европейского Сообщества, Верховным Комиссаром ООН по делам беженцев и Красным

Крестом.

Особо активная работа ведется в местах с нерешенными проблемами беженцев и

перемещенных лиц, касающимися собственности, места жительства, образования,

амнистии. Наиболее важна было ее проведение в январе 1998г., когда

правительство Хорватии восстановило власть в Дунайском регионе по истечению

срока Переходной администрации ООН в Восточной Славонии, Бараньи и Восточном

Сурмиуме (UNTAES). До этого ОБСЕ поддерживала работу UNTAES по развитию

демократических институтов, процессов и механизмов на муниципальном,

областном и государственном уровне. После прекращения действия UNTAES ОБСЕ

стала главной международной силой в Хорватии и расширила свою активность,

взяв на себя обязательства по выполнению работы, ранее предпринимавшейся ООН.

После 15 октября 1998г., когда истек срок присутствия группы по поддержке

полиции ООН, ОБСЕ взяла на себя роль наблюдателя за работой местной полиции в

хорватском Дунайском регионе. Это первая подобная операция, предпринятая

ОБСЕ.

1.4.ПРИСУТСТВИЕ ОБСЕ В АЛБАНИИ.

Решение о присутствии ОБСЕ в Албании было принято после начавшихся зимой

1997г. беспорядков в этой стране. Постоянный Совет принял постановление о

создании «присутствия» 27 марта 1997г., работа была начата в Тиране 3 апреля

того же года.

Присутствие было обеспечено для определения рамок, в соответствии с которыми

другие заинтересованные международные организации могли бы сыграть свою роль

в поддержке стабильности в Албании. Кроме того, Постоянный Совет специально

направил представителей ОБСЕ (вместе с Советом Европы) для помощи албанскому

правительству в демократизации, развитии независимой прессы, обеспечении

уважения прав человека, подготовки и проведении выборов. Присутствие ОБСЕ

наряду с другими миссиями внесло вклад в стабилизацию обстановки. Оно помогло

стране встать на путь демократизации, начав с попыток ассистировать и

наблюдать за парламентскими выборами в июне и июле 1997г.

Позже присутствие обеспечило «гибкие рамки сотрудничества»12 международным

представителям и албанскому правительству. Сотрудничество включало в себя

гуманитарное и экономическое содействие, наблюдение за ходом парламентских

процедур и содействие в выработке проекта Конституции. С сентября 1998г. ОБСЕ

вместе с Советом Европы возглавляет группу «Друзья Албании», которая

объединяет страны и международные организации, оказывающие Албании

финансовую, техническую и другую поддержку.

С началом обострения кризиса в соседнем Косово в 1998г. было принято решение

о предоставлении присутствию ОБСЕ функции контроля за границей Албании и

Югославии. Главное и несколько временных представительств были открыты в

связи с этим в марте 1998г. Задачей является предоставление международному

сообществу информации о ситуации на границе Албании и Косово.

1.5.МИССИИ ОБСЕ В КОСОВО, ВОЕВОДИНЕ И САНДЬЯКЕ.

Эти миссии были первыми развернутыми миссиями ОБСЕ. Миссия в Косово

размещается в Приштине, миссия в Сандьяке в Нови Пазаре, миссия в Веводине -

в Суботице. Все миссии ранее имели общий офис в Белграде.

Задачами миссий были поставлены: обеспечение диалога между представителями

населения и общин в данных регионах, накопление информации о нарушениях прав

человека, помощь в решении таких проблем, защита национальных меньшинств,

свободные и демократические выборы. Это были первые попытки работы в данных

сферах с помощью представительств на местах.

Мандаты миссий не были возобновлены югославским правительством в июне 1993г.

Миссии были выведены, а их задачи взяла на себя наблюдательная группа в Вене.

Несколько раз Постоянный Совет призывал правительство Югославии разрешить

присутствие миссий (весной и летом 1998г.), но безрезультатно. Что касается

миссии в Косово, то присутствие ОБСЕ в данном регионе обеспечивает

проверочная миссия ОБСЕ в Косово, насчитывающая 2000 человек.

2. БЫВШИЕ СОВЕТСКИЕ РЕСПУБЛИКИ.

2.1.МИССИЯ ОБСЕ В ГРУЗИИ.

Она была создана в декабре 1992г. с целью обеспечения переговоров между

сторонами конфликта в Грузии для достижения мирного политического

урегулирования. Штаб-квартиры миссии находятся в Тбилиси, а с апреля 1997г.

еще одно отделение было открыто в Цхинвали, южной Осетии. Персонал миссии

насчитывает 18 человек.

По отношению к Грузии в целом задачами миссии являются обеспечение соблюдения

прав человека и основных свобод, наблюдение за выборами и консультации по

разработке новой конституции, обеспечение выполнения закона о гражданстве и

создание независимой юриспруденции. Многие из этих целей уже достигнуты,

часто через сотрудничество с Советом Европы, Верховным Комиссаром по делам

национальных меньшинств и другими международными институтами. Также идет

тесное сотрудничество с ООН и ее представительствами, неправительственными

организациями. Миссия работает над урегулированием грузинско-осетинского

конфликта, уменьшая разногласия между противниками и добиваясь политического

согласования. Работа ОБСЕ также связана с поиском пути определения

политического статуса южной Осетии в составе Грузии. В дополнение к этому

миссия следит за конфликтом в Абхазии. Ее роль в этом вопросе поддержана

миротворческой активностью ООН в регионе.

2.2.ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБСЕ В ЧЕЧНЕ.

Решение о создании группы в Чечне было принято Постоянным Советом 11 апреля

1995г. после многочисленных консультаций и визитов в Грозный и Москву личного

представителя председателя ОБСЕ. Группа приступила к выполнению своих

обязательств 26 апреля. Она располагается в Грозном, насчитывает пять

человек, но может быть увеличена до двенадцати (максимум). Время ее

пребывания в Чечне не ограничено.

Группа выполняет две основные функции - разрешение конфликта и послевоенная

реабилитация. Во время войны она активно выполняла роль посредника между

враждующими сторонами. Одной из первых целей миссии было обеспечение мирного

разрешения конфликта и стабилизация ситуации в Чеченской республике на основе

принципов территориальной целостности Российской Федерации и в соответствии с

принципами ОБСЕ. Группа также должна была обеспечивать соблюдение уважения к

правам человека и основным свободам и фиксировать факты их нарушения,

помогать в ускорении процесса построения демократических институтов, включая

реставрацию местных органов власти, ассистировать в подготовке возможного

нового конституционного соглашения, проводить и наблюдать за выборами,

поддерживать создание механизмов, гарантирующих выполнение законов,

обеспечение общественной безопасности и порядка.

Переговоры под эгидой ОБСЕ привели к подписанию 30 июля 1995г. Соглашения по

военным вопросам, призывающего к немедленному прекращению военной вражды,

освобождению пленных и выводу войск. Предполагалось, что выполнение

соглашения будет обеспечиваться специальной наблюдательной комиссией,

составленной из представителей ОБСЕ, России и Чечни. Однако выполнение

соглашения было прервано последовавшими событиями, и вспомогательная группа

оказалась в очаге военных действий. Тем не менее, она осталась в Грозном,

помогая в поисках пути мирного разрешения конфликта.

Глава группы, посол Швейцарии Тим Гулдиманн, предпринял огромные

дипломатические усилия, сыгравшие свою роль в организации прямых переговоров

между враждующими сторонами в мае 1996г. Вскоре после этого ОБСЕ участвовала

в переговорах и подписании двух протоколов в Назрани, касающихся прекращения

огня и остановки военных действий, мер по урегулированию вооруженного

конфликта и образованию двух комиссий по розыску пропавших лиц и освобождению

пленных. Эта работа была прервана боями в Грозном в августе 1996г., после

чего группа выступила в качестве катализатора в процессе возобновления

урегулирования между чеченскими и российскими властями.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты