руководили палаты или финансовые дирекции, а в уездах--финансовые управления.
Выделенной была также таможенная администрация ее органы. Окружные дирекции
почт и телеграфа с подчиненными единицами организовали свой отдел. Отдельно
было организовано управление железных дорог, подчиненное окружным дирекциям.
К важнейшим выделенным административным, отделам относилось попечительство
учебного округа и подчиненные ей органы инспекции.
Территориальное самоуправление. Не следует думать, что в
помещичье-буржуазном государстве территориальное самоуправление, как
хозяйственное, так и профессиональное, было целиком самостоятельным и не
зависимым от органов правительственной власти.
В Пруссии и в Галиции существовали территориальные самоуправления с
распорядительными, исполнительными и контролирующими органами. Органами
провинциального самоуправления в прусской Польше были провинциальные сеймики
с распорядительными полномочиями (локальный бюджет, штатное расписание и т д)
и консультативными в вопросах, поставленных органами государственной
власти (т.е. оговоренных специальными актами), также провинциальные отделы с
участием краевого директора как представителя провинции и руководителя
текущими делами. В регенциях не было органов самоуправления, окружной совет,
равно как и совет провинции, имел характер консультативного органа при
надпрезиденте, а также исполнял во второй инстанции административное
судопроизводство Сеймики же были организованы в уездах на основе положения о
выборах, которое обеспечивало приоритет интересов правящих кругов. Их
исполнительными органами были уездные отделы, тесно связанные через
посредство председателей, которыми были ландраты (старосты), с
правительственной администрацией.
В городах существовали городские советы как распорядительные органы и
магистраты — как исполнительные. В селах им соответствовали гминные
представительства (род советов) и шинные управления, состоящие из начальника
гмины и членов управления.
В Королевстве Польском, как уже упоминалось, сохранился только один институт
самоуправления (после широко задуманных реформ Велопольского), т. е.
объединенная сельская гмина с гминными собраниями (здесь не было избираемых
советов), войтом, гминным урядом и судами. В состав гмины входили громады
(как правило, одно село составляло громаду), с общим собранием и
исполнительным органом в лице громадского старосты (традиционно называемым
солтысом). Войт был наделен полицейскими функциями. Сельское самоуправление
подлежало надзору правительственных органов власти.
Народ и его общественные организации
Развитие народа. Польский народ, несмотря на препятствия, вызванные
разделами, не стоял на месте. Бурно развивалась народная культура, в
особенности литература. Важным фактором народного единства был развивающийся и
обогащающийся словами и понятиями польский язык. Прогрессу цивилизации служили
и уже упоминавшиеся органические труды. Пик развития наступил в 1870—1914 гг.
Крупнокапиталистическая промышленность развивалась в Королевстве Польском и
в Горной Силезии, после того как они во второй половине XIX века прошли этап
промышленной революции, на нефтяных месторождениях в Галиции и значительно в
меньшей степени в некоторых других ее районах. Также во всех частях Польши
развивались различные отрасли сельскохозяйственной промышленности. Усилились
урбанистические процессы. Промышленность Польского Королевства развивалась,
опираясь на восточные рынки (Россия, страны азии) и сельское хозяйство
Великой Польши и Поморья; полезные ископаемые и промышленность Горной
Силезии удовлетворяли главным образом потребности Германии. Существовали
хозяйственные связи между польскими землями, несмотря на разделяющие их
границы.
Во второй половине XIX века сформировали новый общественный класс —
промышленный пролетариат. На рубеже столетий он насчитывал уже миллион
человек в том числе 250 тысяч рабочих, занятых на крупных промышленных
предприятиях. Население Королевства Польского во второй половине XIX река
увеличилось почти на 70%, а численность рабочего класса в этой части Польши —
на 38%. Существенную роль играла интеллигенция, прослойка, происходящая,
главным образом, из дворянства и мещан. Многим интеллигентам были близкими
идеи независимости, демократические и социалистические идеи.
Эмиграция. Отражением трудностей жизни в 1870—1914 гг. была большая волна
эмиграции из польских земель на заработки. В Соединенные Штаты Америки за
хлебом насущным выехало 2,6 млн. человек, прежде всего крестьяне; в других
странах обеих Америк находилось еще 200 тыс. поляков. В германские страны,
особенно в быстроразвивающуюся Вестфалию, уехало свыше 400 тыс. поляков, в
другие страны Европы — около 100 тысяч. В разных частях Российской империи
работало 300 тыс. поляков. Польская эмиграция способствовала развитию многих
стран и континентов, но являлась утратой «старым краем» ценного, энергичного
и инициативного элемента.
Хозяйственные организации в Королевстве. Вместе с развитием
крупнопромышленного капитализма и концентрации производства в Королевстве
происходило на рубеже двух столетий преобразований предприятий в акционерные
общества, а затем создание картелей или союзов предпринимателей, имеющих целью
регулирование производства при сдерживании конкуренции и определении как можно
более высоких цен для увеличения прибылей. Это происходило при довольно
большом участии иностранного капитала, в особенности немецкого, французского и
бельгийского. создание картелей повлияло на ликвидацию мелких предприятий и на
установление контроля над экономикой. Особенно сильно это обозначилось в
угольной промышленности и металлургии. Некоторые ткацкие и металлургические
предприятия Королевства входили в общероссийские синдикаты. Однако в
текстильной промышленности доминировала конкуренция с российской
промышленностью, называемая «борьбой Лодзи с Москвой». В сахарном производстве
практическим путем адаптировались торговля форма коммандитного товарищества. В
этом объединении по крайней мере одни из товарищей отвечал по обязательствам в
размере, оговоренном в соглашении, в связи с чем его права были ограниченными.
Быстрый рост сахарного производства привел к вступлению предприятий
Королевства в общероссийский синдикат в Киеве Тенденции к картелизации
появились в возникающем химическом производстве и производстве строительных
материалов. В финансировании промышленности росла роль банков, среди которых
наибольшее значение получил Торговый банк в Варшаве.
Проблемы парцелляции и крестьянского хозяйства привели к новым
организационным формам. С одной стороны, в Королевстве большую роль играл
Общеимперский крестьянский банк, с другой — росла роль мелкого кооперативного
кредита. Наряду с гминными кассами, образуемыми властями, развивались, но
слабее, чем в других районах страны, кооперативные кредитные товарищества
(называемые по имени пионера этого международною движения «Кассами
Raiffeisena»). Первые сельскохозяйственные кооперативы, занимавшиеся
закупкой семян, оборудования и продажей урожая, возникли на рубеже XIX и XX
столетии.
В столкновении с русификацией. После восстания 1863 года в Королевстве, а
также в западных губерниях были проведены еще более сильные и многочисленные,
чем после восстания 1830-1831 гг., репрессии, направленные против участников
восстания и их семей. К каторге и ссылкам присоединялась конфискация имущества.
Это относилось также и к католическому костелу.
После 1874 года российские власти даже в официальной номенклатуре стали
называть, как уже писалось, Польское Королевство Привислянским краем. Это
название отражало далеко идущую программу русификации. Ей подверглись все
школы, администрация и судопроизводство на каждом шагу подавлялись признаки
национальной жизни.
В результате революции 1905-1907 гг., которая в Польском Королевстве имела
свои собственные черты, особенно заметные в массовой забастовке учащихся,
польское общество получило некоторые свободы в области просвещения, права на
публичные собрания и объединения, либерализацию цензуры. Эти послабления, а
главным образом официально прокламируемые свобода печати и собраний, имели
для Королевства ограниченное значение, поскольку и далее сохранялось
чрезвычайное положение.
Существенными были для поляков императорские указы от 1905 года о языковой и
религиозной терпимости. Было отменено запрещение переходить из православной
веры в другие вероисповедания, что особенно способствовало наплыву в лоно
римско-католической церкви бывших униатов. На ряду с вероучением,
преподаваемым на польском языке, было допущено, хотя и в ограниченных
пределах, употребление польского языка в публичных школах. Большие уступки
относились к частным школам, где было допущено преподавание на польском
языке, за исключением трех предметов: русского языка, географии и истории. В
связи с этим возникло много частных школ. Тем не менее свидетельства,
выдаваемые по окончании этих школ, не имели официального значения. Их
выпускники, желая получить аттестат, должны были сдавать экзамен в публичных
русских школах. В государственных школах допускалось изучение польского языка
как отдельного предмета.
Большим достижением было право образования профессиональных союзов и
культурных обществ, действовавших под контролем администрации. Еще в 1862
году в Варшаве возник Музей Искусств. В 1875 году в Варшаве же на
общественные взносы был основан Музей промышленности и сельского хозяйства,
который являлся в то же время центром научных исследований.
В 1881 году была образована Касса им. Юзефа Мяновского (ректор Главной школы)
для поощрения научного творчества, но вплоть до революции 1905-1907 гг. все
эти учреждения не имели должной правовой основы. Все зависело от доброй воли
властей. В 1907 году возродились Варшавское научное общество, Торговые курсы,
Свободный польский университет. В это же время в Варшаве начали свое
существование Товарищество любителей истории и Юридическое общество. Широко
задуманную программу стало осуществлять Краеведческое товарищество. Однако в
названии этих обществ было запрещено употреблять слово «польское». В одной
лишь Варшаве с 1906 по 1915 год власти зарегистрировали 544 объединений и 67
профессиональных союзов.
Польский язык был допущен в гминах. В сношениях с властями обязательным
оставался русский язык.
Политические организации и их программы. Первой созданной в Польше
социалистической партией был «Пролетариат». Название это произошло от
названия издаваемого журнала. Партия стояла на позициях кассовой борьбы. В
программном обращении и других публикациях «Пролетариата» нашли место
определения «социалистическое государство», «рабочее государство», «свободное
народное государство». Идентифицируя эти понятия с будущим обществом,
публикации выдвигали мысль об активной роли революционного государства в
общественно-экономическом развитии.
К важнейшим общественным достижениям конца XIX века, имеющим большое значение
для будущего, относятся формирование в этот период всех основных польских
политических и идейных течений.
Все польские группировки, игравшие какую-либо роль в период I мировой войны,
и все, которые действовали во II Речи Посполитой, вышли прямо или косвенно из
организаций конца прошлого века.
Польские партии. Созданная эмигрантами из Королевства в 1892 году в Париже
Польская социалистическая партия (ППС) продолжила традиции борьбы за
независимость, соединяя постулат основания независимого польского государства
с радикальными социальными переменами. Социалистическое движение быстро
распространилось на польские земли. В Галиции и Тешинской Силезии с 1892 года
действовала легальная Польская социал-демократическая партия, программа
которой была близка к программе ППС. Идеологом обращения ППС к
республиканским национальным традициям был историк и писатель Болеслав
Лимановский, автор двухтомной «Истории польской демократии».
Вторая рабочая партия – Социал-демократическая партия Польского Королевства и
Литвы – выступала против злоупотреблений идеей независимости в целях правящих
классов и за революционное преобразование общества рабочим классом. Ведущим
теоретиками и писателями СДКПиЛ были Роза Люксембург и Юлиан Мархлевский.
В противоположность ППС, в частности ее правому крылу, деятели СДКПиЛ
занимали марксистскую позицию. Они обращали основное внимание на вопросы
классовой борьбы и интернационального союза с русским революционным
движением. В то же время партия не принижала права притесняемых народов на
защиту своих национальных политических и культурных интересов. Она верила,
что победа мировой социалистической революции как бы автоматически
ликвидирует всякое национальное угнетение.
Влияние на ремесленников, а также на часть рабочих имели также и умеренные
общественные организации. Так, в связи с правыми течениями и католическим
духовенством в Королевстве и в прусской Польше возникли группировки, которые
после I мировой войны положили начало Национальной рабочей партии (НРП).
В 1903 году была выработана программа, которая соединяла крестьянский вопрос
с широко понимаемым национальным вопросом. Крестьянское движение разделилось
на две группировки: одна – радикальной, другие – умеренной ориентации. Все
они высказывались за независимость. В период революции 1905 года в
Королевстве был создан Польский народный союз, а в период I мировой войны
Польская народная партия – Освобождение, которая охватывала и часть
радикальной интеллигенции.
Третьим массовым политическим движением, сформировавшимся в конце XIX века,
было «национально-демократическое». Оно нашло общественную опору в правящих
классах, мелкой буржуазии, среди части интеллигенции, а в Королевстве и
прусской Польше проникло также и в среду крестьян. По названию издаваемого во
Львове журнала «Всепольский обзор» сторонники этой организации именовали себя
«всеполяками». Национально-демократическая партия (НД) возникла в Королевстве
в 1897 году. Для нее был характерным национализм, гиперболизирующий и
абсолютизирующий «национальную идею». Польские националисты, объединенные в
НД, стремились к развитию страны, однако главный путь к этому они видели во
внутренней экспансии, направленной против других народностей или этнических
групп, а также во внешней экспансии.
В годы революции 1905-1907 гг. НД активно боролось с социалистическим
движением, доходя до братоубийственной борьбы. Постепенно НД, становясь
основной партией польских правящих классов, приобрела клерикальный характер,
объединяя вокруг себя значительную часть духовенства, увлекая дворянство,
особенно в прусской Польше.
Справа были и немногочисленные. Но влиятельные группы польских консерваторов.
Большую роль они играли в Галиции и отчасти в Королевстве. В политике они,
будучи сторонниками сильных правительств, держались «реальной» политики, т.е.
сотрудничества с правительствами Австрии, России и Пруссии.
Глава VII
Право и общественные отношения
Гражданское право
Рецепция Кодекса Наполеона в Польше. В Варшавском Княжестве, а в
наполеоновский период и в вольном городе Гданьске, затем в Польском
Королевстве и в период с 1815 до 1846 год – также и в вольном городе Кракове
особенно важным явлением был процесс адаптации к польским условиям
французского гражданского права, заключенного в Кодексе Наполеона. Здесь мы
сталкиваемся с классическим случаем рецепции права, так и его модификации,
обусловленной местными условиями. Значительное влияние на практическое
использование Кодекса Наполеона, а также на изменения в праве имели польские
политики и юристы.
Генезис Кодекса. В соответствии с положением Наполеона Кодекс был введен в
Варшавском Княжестве в соответствии с 69 параграфом его Конституции. Было
оговорено, что в Кодексе нельзя ничего изменить без предварительного согласия
Наполеона. Дворянство Княжества пыталось, было противодействовать Кодексу с
позиций интересов костела и своих собственных. Выразитель дворянского стиля
мышления того времени Фредерик Скарбек определил введение Кодекса как
«величайшее национальное несчастье». Напротив, министр юстиции Феликс
Любенский из противника быстро превратился в ярого защитника Кодекса. Одно
время большинство земляного дворянства через посредство связанных с ним судей
и чиновников противилось внедрению Кодекса. Против светского брака выступил
епископат. Результатом нажима духовенства и дворянства было то, что браков
без таинства было заключено до 1818 года только три, а разводов по суду
состоялось лишь семь.
Борьба за изменение хотя бы некоторых частей Кодекса Наполеона разыгралась в
Польском Королевстве в конституционный период (1815-1830 гг.). На смену
французским предписаниям об ипотеках пришло ипотечное право 1818 года,
измененное в 1825 году и одобренное Сеймом Королевства. Книгу первую и пятый
титул книги третьей Кодекса Наполеона, трактующих о лицах, семье и брачных
соглашениях, заменил гражданский кодекс Польского Королевства от 1825 года.
Он восстановил обязательность церковного брака. В 1836 году все брачные
вопросы были отнесены к исключительной компетенции духовных судов четырех
признанных в законе христианских вероисповеданий, т.е. римско-католического,
униатского, православного и протестантского. Браки, в которые вступали как
евреи, так и магометане, заключались по соответствующему духовному обряду. Но
с последующим занесением факта в акт гражданского состояния. Связанные с
браком споры разрешались и в этих случаях государственными судебными
органами.
После 1836 года в гражданском праве уже не происходили сколько-нибудь
существенные перемены. Из числа осуществленных следует назвать урегулирование
русскими законами вопросов о майорате, об оплате труда рабочих, а также об
улучшении судьбу внебрачных детей.
Сопротивляясь попыткам введения русского гражданского права в Королевстве,
поляки стали смотреть На кодекс Наполеона как на свое собственное
национальное право, которое следует защищать. Борьба за Кодекс Наполеона
увенчалась успехом, и он оставался действующим правом до 1946 года.
Торговое право
Торговые кодексы. Системы торгового права и связанного с ним вексельного и
чекового (здесь традиции были особенно давними), а также банковского права,
права, защищающего изобретателей, товарные образцы и знаки, страхового права,
морского и т.д. могли развиться лишь в XIX веке.
В 1809 году без сопротивления, в противоположность иным образцам, в
Варшавском Княжестве был введен французский торговый кодекс 1808 года.
Формально он действовал без изменений вплоть до введения во II Речи
Посполитой нового польского торгового кодекса. Изменения и дополнения,
произведенные в конституционный период Польского Королевства, вытекали из
новой организации купцов, предписаний о бирже, созданной для регулярных
встреч купцов и посредников, для оформления сделок ценными бумагами либо
массовыми и стандартными товарами через посредничество маклеров, а также из
предписаний 1825 года о ведении торговых книг. Дальнейшие изменения
производились по мере надобности через посредство судебных решений и
доктрины. В более позднее время самым лучшим торговым законом считался
немецкий торговый кодекс 1897 года, который являлся обязательным с 1900 года
в прусской Польше.
Предписания торгового права XIX века, обязательны на территориях всех
разделов, допускали к торговой деятельности людей всех сословий, в
противоположность отношениям, действовавшим в Речи Посполитой шляхетской.
Нормы торгового права охватывают сферу торговли со стороны частноправовой. С
ними сосуществуют определенные нормы публичного права, от конституционного до
административного включительно. Сюда же относятся нормы, которые имеют
характер государственного регулирования торговли, как это имело место в
Польском Королевстве в конституционный период.