Курсовая: Прававой статус Царства польского в составе Российской Империи

даже Конституцией 1815 года, ценой соглашения с царизмом. Эти тенденции созрели

после поражения России в Крымской войне (1853—1856 гг.), после смер­ти Николая

I и вступления на трон Александра II, когда вместе с ослаблением Империи в

самой России усилилось революционное движение. Они же были свя­заны с

известными фактами сотрудничества польских и русских революционных демократов.

Правительство Александра II провело, как известно, ряд реформ. Первая из них

— крестьянская (1861 г.) не распространялась на территории Королевства,

поскольку здесь с 1807 года крестьяне пользовались личной свободой. Не вошли

в жизнь и другие реформы, в частности введение земских органов.

Александр II стремился склонить на свою сторону дворянство и буржуазию

Королевства. Благодаря этому получил шанс реализовать свои намерения

консерватор А. Велопольский, рассорившийся с официальным пред­ставительством

дворянства, каковым было Земледель­ческое общество во главе с Анджеем

Замойским. Импе­ратор доверил Велопольскому учрежденную для него должность

начальника гражданского правительства (с июня 1862 г.).

Когда после крестьянской реформы в России 1861 го­да в польской деревне

прокатилась волна антифеодаль­ных и антиправительственных выступлений,

Велопольский стремился разрешить крестьянский вопрос введе­нием чиншевых

отношений. Временные либо постоянные соглашения должны были заключаться под

надзором гражданской комиссии, на практике — при доминирую­щем влиянии

дворянства. Но Велопольский был против предоставления крестьянам земли в

собственность, опа­саясь того, что «один раз разбуженное чувство

собст­венности уже не удастся усыпить», а это может при­вести к дальнейшей

борьбе крестьян за барскую землю.

Дальше крестьянской пошла реформа, касающаяся положения евреев: они получили

равные права перед законом. Были упразднены различного рода

дискрими­национные законы. Сохранились публично-правовые ограничения в форме

запрещения исполнять такие функции, как функции войта. Реформа в положении

еврейского населения получила положительный отклик на Западе Европы.

В организации администрации Велопольский обра­щался в основном к статуту 1832

года, а частично и к Конституции 1815 года. Однако до создания Сейма, даже и

незначительного, не дошло, и поэтому нельзя вопреки устоявшемуся мнению

говорить об автономии Королевства. Тем не менее в 1861 году были

восста­новлены специальные правительственные органы, т. е. прежде всего

Комиссия вероисповедования и публич­ного просвещения. Организация

просвещения, до этого направляемая из Петербурга, получила определенную

самостоятельность и национальный характер. При комиссии был создан римско-

католический духовный совет, который должен был помогать Велопольскому

находить общий язык с костелом и получать поддерж­ку с его стороны Закон 1862

года о народном прос­вещении предусматривал создание народных школ, гимназий,

равно как и высших школ с Варшавской Главной школой во главе.

Высшим органом власти в Королевстве стал вновь воссозданный Государственный

совет, состоящий, как и в 1815— 1830 гг., из Административного совета и

Общего собрания с достаточно широкой компетенцией. К ней относились

обсуждения законопроектов и госу­дарственного бюджета, представляемые затем

властям в столице Империи, равно как и докладов губернато­ров и руководителей

поветов, губернских советов и городского совета Варшавы. Государственный

совет, как и раньше, должен был решать юрисдикционные споры между органами

администрации и судебными органами, осуществлять контроль за деятельностью

чиновников и при необходимости отдавать их под суд за злоупотребление властью

Председателем Государ­ственного совета был наместник. Состоять Совет должен

был из руководителей соответствующими отде­лами (законодательный, финансово-

административный, просьб и жалоб, спорный — в административных спорах и

вопросах управления и др.), из представителей духовенства и губернских

советов. Все они назначались императором Оживилась деятельность Комиссии

внутренних дел, обособилось управление почтой, транспор­том В 1862 году

наместнику дали двух заместителей по военным и гражданским делам. Второй из

них, которым был Велопольский, являлся в то же время председателем

Административного совета и начальни­ком гражданского правительства.

Выходом для стремлений и интересов общества, а одновременно и удобным

инструментом влияния госу­дарственной власти в стране должны были являться

органы самоуправления, формируемые в ходе выборов. Таким образом, в поветах

были созданы поветовые советы, состоящие из 15—18 членов, избираемые на 6 лет

Председатели их были назначаемыми. В компе­тенцию советов входила помощь

правительственным органам в распределении налогов. Однако советы не

располагали какими-либо исполнительными органами и фактически находились в

руках начальника совета.

Еще меньшим был диапазон деятельности губернских советов, которые состояли из

членов, избираемых пове­товыми советами. Они могли представлять

правитель­ству лишь мнение о положении губернии. Характерным было то, что

заседания поветовых и губернских советов должны были носить негласный

характер.

Самоуправление было введено в 33 крупных горо­дах. Их советы из своего

состава формировали маги­страт, утверждаемый правительством. Все важнейшие

решения, в том числе касающиеся финансовых вопро­сов, требовали санкции

правительственных органов.

Избирательный ценз был имущественным и довольно высоким. Несколько меньшим он

был при выборах в городские советы. Но и в этом, последнем случае бы­вало,

что число избирателей, допущенных к голосова­нию, незначительно превышало

число депутатов.

Глава V

Правовые акты Январского восстания 1863-1864 гг.

Политические лагери. С 1860 года в Варшаве нача­лись патриотические

манифестации и столкновения между населением и войсками. В манифестации 8

апреля 1861 г. участвовали интеллигенты, студенчес­кая молодежь, мелкие мещане,

поденщики и под­мастерья, рабочие фабрик, христиане и евреи, люди, давно

осевшие в Варшаве и недавно прибывшие, вы­ходцы из различных классов и разных

частей Польши.

На рубеже 1861—1862 гг. в Варшаве возникли свя­занные с различными частями

Королевства, с запад­ными губерниями России, а также с двумя другими

рай­онами страны, находящимися под властью государств — участников разделов,

и с эмиграционными кругами на Западе и Востоке два политических лагеря:

ради­кально-демократический и консервативный. Они назы­вались: красным и

белым. Красные составляли левое крыло, настаивая на восстании, белые

рекомендовали продолжать органическую работу до тех пор, пока польский вопрос

будет поднят европейскими держа­вами. С середины 1862 года во главе красных

встал тайный Центральный национальный комитет. К выдаю­щимся деятелям левого

крыла красных относились отличающиеся радикальными взглядами: Ярослав

Домбровский — позже один из предводителей Парижской Коммуны, Стефан

Бобровский, Зигмунд Падлевский. В Белоруссии действовал связанный с историей

двух народов - польского и белорусского — Кастусь Калиновский.

Аграрные реформы. 22 января 1863 г. Центральный комитет объявил себя

Временным национальным пра­вительством и призвал всех граждан Королевства и

других польских земель к оружию. Два декрета пра­вительства, датированные

указанным числом, объявили о праве земельной собственности крестьян на их

наделы. Безземельным крестьянам, которые примут участие в восстании, и другим

людям, желающим осесть на селе, было обещано по 3 морга земли из национального

имущества.

Восстание, которое собрало под свои знамена около 30 тыс. человек, не могло

выйти — равно как по внутренним, так и по внешним причинам — за рамки

разрозненных партизанских отрядов. Однако то, что свыше года оно оказывало

сопротивление русской регулярной армии, насчитывающей 200 тыс. солдат,

указывает на решительность повстанцев и на ту под­держку, какую им оказывала

значительная часть поль­ского общества. Достойна удивления деятельность

польского повстанческого аппарата власти, который из Варшавы руководил

страной. Такого «подпольного государства» не знала Европа вплоть до II

мировой войны. В Королевство прибывали поляки-добровольцы из Пруссии и

австрийской Польши. Живой отклик нашло восстание на польских землях,

отторгнутых Пруссией, в Вармии. Великой Польше, а также в польской

зару­бежной эмиграции, включая Соединенные Штаты Аме­рики. На помощь

польскому восстанию пришла группа русских людей (около 300 человек),

самоотверженно боровшихся за свободу польскою парода. Русские, украинские и

белорусские революционные демократы, в том числе А И Герцен, солидаризовались

с освободительной борьбой польского народа, заявляя об этом как у себя на

родине, так и в эмиграции. Также и из других стран прибыли в Королевство

друзья поляков, и среди них чехи, венгры, немцы, французы и итальянцы.

Состоялись демонстрации либеральных и рабочих кругов Франции и Англии в

поддержку польского дела.

Если вести речь о правах собственности крестьян на землю, то акты Январского

восстания заняли в этом вопросе позицию, более умеренную, чем в Краковской

революции 1846 года. Тем не менее, был четко выражен их буржуазно-

демократический характер. Они означали прогресс в сравнении с намерениями

Велопольского и Замойского, а также с реформой 1861 года в России. Шла борьба

между белыми и красными. Белые выска­зывались против «социальной катастрофы»,

т.е. про­тив перемен в деревне и даже за ограничение участия крестьян в

восстании. 31 марта 1863 г. Национальное правительство было вынуждено

уполномочить своих воеводских комиссаров применять наказание к

земле­владельцам, которые противились проводить в жизнь земельную реформу.

Организация власти. Ромуальд Траугут, который в 1863 году объявил себя

диктатором, заявил, отходя от белых, что «восстание без народа является лишь

демонстрацией», а тот, кто мешает целям восстания и мобилизации крестьянских

масс, является «худшим врагом, чем москаль или немец». Уполномоченные им

комиссары должны были позаботиться о безоговороч­ной реализации декретов о

наделении землей; были созданы особые суды с участием крестьян, могущие

выносить приговоры, вплоть до смертного, в случаях принуждения крестьян к

барщине.

Необходимо упомянуть об образцовой организации финансовой деятельности.

Значительная часть польского общества без колебания платила повстанческому

пра­вительству налоги на цели восстания; достаточно было предъявить печати с

лозунгом «Свобода, равенство, независимость».

Значение восстания. Оценка Январского восстания, равно как и всех этапов

борьбы поляков за независимость, пробуждает различные суждения. Все еще не

решен окончательно вопрос, что лучше служило народному делу? Как повлияло

восстание на дальнейшие пере­мены? Вопрос нелегкий, но можно сказать с

уверен­ностью, что повстанческое движение сыграло значительную роль в

формировании национального само­сознания. Передовые слои общества довольно

бы­стро освободились от пораженческих настроений. Среди новых начинаний нашлось

место для идей и трудов в духе левого крыла красных, которые в конечном итоге

послужили народу в его дальнейшей исто­рии.

Из этого опыта сделал выводы Ярослав Домбровский, единственный уцелевший из

первых предводителей красных. В открытом письме «К Об. Беднарчинку и его

политическим друзьям» он высказался за под­держку устремлений украинского

народа к независи­мости «Трактаты, — писал он, — этническое родство, да­же

общность политической жизни, по-моему, не дают од­ному народу прав над

другим. Какой же народ имеет право на самостоятельность, а какой его не

имеет, труд­но определить... По моему мнению, каждый народ имеет право решать

свою судьбу. Необходимость свободы, по­чувствованная народом, дает ему

непререкаемое право избавиться ot опеки, а всякое навязывание чуждого влияния

либо власти является насилием».

Стефан Кеневич, автор фундаментальной моногра­фии о восстании 1863—1864 гг.,

заканчивает ее следую­щим образом «Эти слова (Я. Домбровского) были встречены

протестом — даже польских демократов. Понятными они стали лишь сегодня,

вследствие труд­ного опыта новых войн и новых революций — сегодня, в Народной

Польше» (S. Kieniewicz, Powstanie styczniowe, W. 1972, s. 747 i nn.).

Реформа 1864 года в Королевстве. До 1846 года лишь часть крестьянских

хозяйств подверглась переводу на чинш. В то время на первый план выдвинулись,

несмотря на сопротивление крестьян, массовые выселения и потери из-за этого

крестьянами почти 900 тыс. га пахотной земли. Система чиншей охватила в 1841

– 1866 гг. главным образом государственные имения, располагавшие ¼

всей пахотной земли.

В 1846 году после галицийских событий царское правительство было вынуждено

прибегнуть к решительным действиям. Было запрещено выселять крестьян,

располагающих более чем 1,7 га земли, ликвидированы многие одиозные

повинности и работы. Был обеспечен контроль правительственной администрации

за соглашениями, заключаемыми между усадьбой и крестьянами, расширено право

крестьян на наследственное пользование землей и право собственности на жилье.

Что касается предоставления крестьянам земли в собственность, то этому

противились как шляхта, так и представляю­щее его земледельское общество с Л.

Замойским во главе. Лишь под влиянием антифеодальных выступлений крестьян,

которые в начале шестидесятых годов охва­тили в Королевстве почти 20% сел,

обязанных выпол­нять барщину, А. Велопольский в 1861 году ввел

при­нудительный чинш — распространенный на 182 тыс. частных хозяйств (из 325

тысяч).

О декретах восстания 1863 года мы уже говорили. В 1864 году российское

правительство осуществило крестьянскую реформу, которая пошла значительно

дальше, чем реформа 1861 года.

В марте 1864 года было объявлено право полной собственности всех крестьян на

их земли. Компенсацию прежним владельцам земли взяло на себя правитель­ство с

помощью земельного налога, уплачиваемого крестьянами и помещиками. Реформа

предоставила крестьянам Королевства возможность получения земли, которую они

утратили после 1846 года. Сверх этого, «без­земельных» крестьян и тех мещан,

которые хотели осесть на земле, наделяли землей из государственного фонда,

костельной и конфискованной у участников вос­стания 1863 года. Крестьянское

землевладение несколь­ко увеличилось.

Число безземельных после реформы 1864 года умень­шилось с 1 340 тысяч до 200

тысяч. Увеличилось число мелких хозяйств: 22% от их общего количества

состави­ли хозяйства, имевшие до 1,7 га; 38% земель находи­лось во владении

зажиточных крестьян, имеющих свы­ше 8,4 га на хозяйство, но число их вскоре

стало умень­шаться, так как в Королевстве не был введен принцип неделимости

хозяйств между наследниками (как в Пруссии). Однако прослойка

среднеобеспеченных крестьян в Королевстве Польском была довольно боль­шой, и

она задавала тон на селе.

«Аграрная эволюция XIX столетия,— пишет совре­менный польский историк

Лепковский,— не привела к образованию цельной и последовательной модели

сель­ского хозяйства. В 70-х годах XIX столетия мы имеем дело в Польше с

полусовременным землевладельцем и полусовременным крестьянином» (Т.

Lepkowski, Polska — narodziny nowoczesnego narodu, 1764—1870, W. 1967,

S./58).

Глава VI

Польские земли на рубеже XIX и XX веков.

Деление и административное устройство польских земель.

Польское Королевство. В 1866 году состоялась ре­форма административного

деления Королевства. Были созданы 10 губерний и 85 уездов. Они составили

Вар­шавское генерал-губернаторство. Польское Королевство стали называть

Привислинским краем, чем подчеркивалась его инкорпорация с Империей. Это

деление с не­большими изменениями сохранилось до 1912 года, когда из части

Седлецкой губернии, которая была упразднена, и Люблинской создали новую

Хелмскую губернию, состоящую из восьми уездов. Она была исключена из со­става

Варшавского генерал-губернаторства и подчинена непосредственно Петербургу.

Это вызвало протесты сре­ди поляков.

Административное деление. Во главе Королевства Польского стоял

наместник, затем с 1874 года — генерал-губернатор по образцу управления

страной, существующему в Империи.

Положение генерал-губернаторов и наместников, а также надпрезидентов

провинций было самым высоким в административной иерархии страны (провинции).

Каждый из занимающих эти посты представлял импе­ратора и правительство на

своей территории. Это были влиятельные лица равно как в силу занимаемого ими

положения, так и в меру распо­лагаемой ими власти. В Королевстве позиция

намест­ника и генерал-губернатора была наиболее сильной, потому что он

одновременно являлся командующим русскими войсками, дислоцирующимися в

стране. В его силах было осуществить далеко идущие полицейские и судебные

репрессии через посредство военных и воен­но-полевых судов. Генерал-

губернаторы также распола­гали полномочием, по которому правовые предписания,

как общегосударственные, так и местные, не осуществля­лись на подчиненных им

территориях без учета их мнения.

Следующей единицей территориального управления в Королевстве были сначала

воеводства, а затем губернии.

Главными единицами местного управления повсюду были уезды (поветы) со

старостами, как в Пруссии и Галиции, и с на­чальниками уездов (поветов), как

в Королевстве, во главе.

Различным образом были организованы сельские и городские гмины Если речь идет

о первых, то в Пруссии и Галиции харак­терным явлением было выделение так

называемой поместной терри­тории, на которой землевладельцы осуществляли

административную власть над домашней прислугой и челядью имений Это служило

исключительно интересам дворянства В Королевстве гминное управление,

подчиненной вышестоящим органам администрации, осуществляло надзор и за

помещиками

Существовала объединенная администрация, подчиненная непо­средственно

генерал-губернатору и губернатору, и необъединенная администрация, органы

которой находились в непосредственном подчинении соответствующих министерств

Военная администра­ция, в частности, принадлежала командующим армейских

корпусов, комендантам гарнизонов в городах и т. д Финансовой администра­цией

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты